РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
Введение 3
1. Экономико-правовые основы функционирования здравоохранения 6
1.1 Система здравоохранения в Российской Федерации 6
1.2 Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения 19
1.3 Характеристика расходов бюджетов различных уровней на
здравоохранение, их правовые основы 31
2. Анализ расходов бюджета субъекта на здравоохранение и их
эффективность 39
2.1 Характеристика учреждений здравоохранения, финансируемых из
бюджета субъекта 39
2.2 Анализ расходов бюджета субъекта на здравоохранение 45
2.3 Эффективность расходов бюджета субъекта Российской Федерации
на здравоохранение 54
3. Совершенствование расходов бюджета на здравоохранение 60
3.1 Зарубежный опыт финансирования здравоохранения за счет средств
региональных бюджетов 60
3.2 Пути повышения эффективности расходов бюджета субъекта на
здравоохранение 71
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения
1. Экономико-правовые основы функционирования здравоохранения 6
1.1 Система здравоохранения в Российской Федерации 6
1.2 Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения 19
1.3 Характеристика расходов бюджетов различных уровней на
здравоохранение, их правовые основы 31
2. Анализ расходов бюджета субъекта на здравоохранение и их
эффективность 39
2.1 Характеристика учреждений здравоохранения, финансируемых из
бюджета субъекта 39
2.2 Анализ расходов бюджета субъекта на здравоохранение 45
2.3 Эффективность расходов бюджета субъекта Российской Федерации
на здравоохранение 54
3. Совершенствование расходов бюджета на здравоохранение 60
3.1 Зарубежный опыт финансирования здравоохранения за счет средств
региональных бюджетов 60
3.2 Пути повышения эффективности расходов бюджета субъекта на
здравоохранение 71
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения
В настоящий момент к одному из неотъемлемых принципов развития экономики любой страны и региона мира относится решение проблем здравоохранения. Данная отрасль играет ведущую роль в повышении уровня и качества жизни населения страны путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи, что способствует росту национального дохода как в целом по стране, так и на душу населения.
Модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации объявлена главной задачей отрасли на ближайшие годы, утверждены и реализуются соответствующие федеральные и региональные программы.
На основе мониторинга рейтинга эффективности национальных систем здравоохранения стран мира, выявляются такие основные причины увеличения уровня смертности в России, как низкая доступность медицинской помощи и неэффективность механизма получения первичной медицинской помощи. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи - одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем здравоохранения. По определению Всемирной организации здравоохранения, гарантией качества медицинской помощи является обеспечение пациента таким комплексом диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки. При этом личные расходы потребителей на медицинские услуги не должны являться непосильным бременем для семейного или личного бюджета и тем более становиться причиной отказа от лечения на всех его этапах - от амбулаторно-поликлинического звена до специализированной помощи.
В настоящее время доля государственных расходов на здравоохранение в РФ, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, не превышает 6,6% ВВП. [47] При таком уровне финансирования добиться удовлетворения базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к передовым методам лечения и медицинским технологиям, представляется крайне затруднительным. А неэффективная трата значительной части ресурсов (от 20% до 40% по экспертным оценкам) [35, С. 37], выделяемых на здравоохранение, только усугубляет ситуацию. В условиях замедления темпов экономического роста правительство РФ поставлено перед необходимостью повышения эффективности расходов на здравоохранение, для чего требуются, прежде всего, оптимизация модели финансирования здравоохранения, а также поиск дополнительных финансовых источников, внедрение более эффективных методов, как управления, так и оказания медицинских услуг.
Вопросы, связанные с оценкой формирования, использования бюджетных средств на здравоохранение, находятся в центре внимания многих отечественных ученых-экономистов. Значительный вклад в его развитие внесли А.А. Климов, Ю.Ю. Швец, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая, Н.А. Истомина, Ю.А. Губарева, Н.А. Махнова и др..
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ расходов бюджета субъекта РФ на здравоохранение.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть экономико-правовые основы функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
- рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения;
- дать характеристику учреждениям здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов;
- проанализировать расходы бюджетов субъектов на здравоохранение, оценить их эффективность;
- изучить зарубежный опыт финансирования здравоохранения за счет средств региональных бюджетов;
- определить пути повышения эффективности расходов бюджетов субъектов на здравоохранение.
Объектом рассматриваемой работы является Министерство финансов Республики Татарстан. Предметом исследования выступает механизм финансирования системы здравоохранения из бюджета субъекта РФ.
В процессе проведения исследования использовались такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнения, расчетно-аналитический, табличный, графический, описательный, эконометрический анализ и другие.
При написании выпускной квалификационной работы были изучены нормативно-правовые документы, учебная литература, монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих изданиях, рекомендованных ВАК РФ, материалы конференций.
Практическую базу исследования составили информационные базы, аналитические отчеты министерств финансов и здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан, Всемирной организации здравоохранения.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации объявлена главной задачей отрасли на ближайшие годы, утверждены и реализуются соответствующие федеральные и региональные программы.
На основе мониторинга рейтинга эффективности национальных систем здравоохранения стран мира, выявляются такие основные причины увеличения уровня смертности в России, как низкая доступность медицинской помощи и неэффективность механизма получения первичной медицинской помощи. Обеспечение качества и доступности медицинской помощи - одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем здравоохранения. По определению Всемирной организации здравоохранения, гарантией качества медицинской помощи является обеспечение пациента таким комплексом диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки. При этом личные расходы потребителей на медицинские услуги не должны являться непосильным бременем для семейного или личного бюджета и тем более становиться причиной отказа от лечения на всех его этапах - от амбулаторно-поликлинического звена до специализированной помощи.
В настоящее время доля государственных расходов на здравоохранение в РФ, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, не превышает 6,6% ВВП. [47] При таком уровне финансирования добиться удовлетворения базовых потребностей населения в медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях, не говоря уже о расширении доступа к передовым методам лечения и медицинским технологиям, представляется крайне затруднительным. А неэффективная трата значительной части ресурсов (от 20% до 40% по экспертным оценкам) [35, С. 37], выделяемых на здравоохранение, только усугубляет ситуацию. В условиях замедления темпов экономического роста правительство РФ поставлено перед необходимостью повышения эффективности расходов на здравоохранение, для чего требуются, прежде всего, оптимизация модели финансирования здравоохранения, а также поиск дополнительных финансовых источников, внедрение более эффективных методов, как управления, так и оказания медицинских услуг.
Вопросы, связанные с оценкой формирования, использования бюджетных средств на здравоохранение, находятся в центре внимания многих отечественных ученых-экономистов. Значительный вклад в его развитие внесли А.А. Климов, Ю.Ю. Швец, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая, Н.А. Истомина, Ю.А. Губарева, Н.А. Махнова и др..
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ расходов бюджета субъекта РФ на здравоохранение.
В соответствии с обозначенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть экономико-правовые основы функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации;
- рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере здравоохранения;
- дать характеристику учреждениям здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов;
- проанализировать расходы бюджетов субъектов на здравоохранение, оценить их эффективность;
- изучить зарубежный опыт финансирования здравоохранения за счет средств региональных бюджетов;
- определить пути повышения эффективности расходов бюджетов субъектов на здравоохранение.
Объектом рассматриваемой работы является Министерство финансов Республики Татарстан. Предметом исследования выступает механизм финансирования системы здравоохранения из бюджета субъекта РФ.
В процессе проведения исследования использовались такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнения, расчетно-аналитический, табличный, графический, описательный, эконометрический анализ и другие.
При написании выпускной квалификационной работы были изучены нормативно-правовые документы, учебная литература, монографии, научные статьи, опубликованные в ведущих изданиях, рекомендованных ВАК РФ, материалы конференций.
Практическую базу исследования составили информационные базы, аналитические отчеты министерств финансов и здравоохранения Российской Федерации и Республики Татарстан, Всемирной организации здравоохранения.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Роль бюджетов субъектов федерации в финансировании здравоохранения значительна. В соответствие с полномочиями органов власти и управления в РФ значительная часть полномочий по обеспечению функционирования здравоохранения относится к компетенции субъектов Федерации. Мировой опыт и тенденции в финансировании здравоохранения подтверждают наибольшую эффективность децентрализованной модели финансирования отрасли.
В России уровень полных затрат на здравоохранение в 2013 г. составил 6,55% от ВВП. Вместе с тем доля государственных средств в общем объеме финансирования снизилась до 48,05%. Отмечается рост удельного веса затрат на здравоохранение в общей структуре затрат домашних хозяйств.
В структуре расходов федерального бюджета на здравоохранение приходится 2,38% в 2015 году, что ниже уровня прошлых лет. Вместе с тем нагрузка на региональный бюджет сохраняется на уровне 14-15%. Основная часть расходов приходится на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятия по модернизации государственных учреждений, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, развитие социальной и инженерной инфраструктуры Республики Татарстан, программу капитальных вложений Республики Татарстан, республиканскую программу капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры. Порядка 12-13% финансовых ресурсов направляется на оказание стационарной медицинской помощи, 6-8% - на амбулаторную помощь.
В Республике Татарстан функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи. В реализацию мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год включены 123 государственных автономных учреждения здравоохранения, 2 государственных бюджетных учреждений здравоохранения, 1 лечебно-профилактическое учреждение, 66 организаций частной формы собственности.
Финансовые средства бюджета Республики Татарстан направляются на осуществление следующих мероприятий:
- проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации, санитарно- противоэпидемических мероприятий с применением лабораторных методов исследования, в очагах инфекционных заболеваний, а также по проведению профилактических прививок в рамках национального календаря прививок и прививок по эпидемическим показаниям;
- медицинская реабилитация работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения;
- социальная поддержка врачей - молодых специалистов;
- централизованные мероприятия в области здравоохранения, включая мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан;
- приобретение лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
- обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
- оказание медицинской помощи гражданам за пределами республики по направлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, оплаты проезда больным, направляемым в установленном порядке в федеральные медицинские учреждения и научно-исследовательские институты в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан;
- прикладные научные исследования и разработки в области
здравоохранения;
- выполнение государственного задания государственными организациями и отделениями переливания крови государственных медицинских организаций;
- проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа.
В сравнении с 2014 годом в 2015 году объем расходов, осуществляемых напрямую из бюджета республики, вырос на 18,4%. При этом расходы бюджета РТ на содержание учреждений, централизованные мероприятия, аппарат управления снизились на 2 млрд. 225 млн. руб.. Данное изменение сопровождалось ростом размера федеральных субсидий и субвенций на 725 млн. 395 тыс. руб..
Наибольший удельный вес в структуре расходов приходится на решение вопросов в области здравоохранения, не вошедших в представленный перечень программ и подпрограмм (78,6%). К ним относится реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, программа капитальных вложений республики, республиканская программа капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры и другие. Порядка 4 млрд. 68 млн. руб. в 2015 году было направлено на оказание стационарной медицинской помощи, 2 млрд. 132 млн. руб. - на 85 амбулаторную помощь. Доля затрат на реализацию остальных программ и подпрограмм относительно мала.
Расходы, осуществляемые напрямую из бюджета РТ, составили в 2015 году 12 187 млн. руб., что выше уровня 2014 года на 1 893 млн. руб.. За счет средств местных бюджетов осуществлено расходов в объеме 3,2 млн. руб..
Основная часть расходов связана с содержанием учреждений, централизованными мероприятиями, аппаратом управления (47,0%). Затраты на капитальный ремонт и строительство объектов здравоохранения в 2015 году составили 27,8%, в то время как в 2014 году они отсутствовали. Основная часть расходов осуществлялась за счет средств бюджета Республики Татарстан (51,7%). Преимущественное распределение осуществлялась на неработающее население (65,7%). Меньшая часть - на одноканальное финансирование, в т.ч. прошлых лет.
Основной поток финансовых средств распределялся через министерство финансов (61,7%) и министерство здравоохранения (26,3%).
Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения показала, что уровень заболеваемости всего населения Республики Татарстан, в том числе взрослого и детского, выше, чем в Российской Федерации, но ниже, чем в Приволжском федеральном округе. Обеспеченность врачами на 10 000 населения в Республике Татарстан составляет 42,1, что ниже, чем по РФ - 48,5; средним медицинским персоналом - выше, чем среднероссийский уровень. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций в 2015 году составила 264,7 посещений в смену на 10 000 чел. населения. Вместе с тем, значительно сократилась обеспеченность больничными койками.
Уровень рождаемости в республике выше, чем в среднем по России, уровень смертности ниже среднероссийских значений за последние три года. Младенческая смертность также имеет тенденцию снижения (6,01 в 2015 году). Данные показатели существенно лучше среднероссийских. Такая динамика положительно характеризует эффективность использования бюджетных средств по Подпрограмме «Охрана здоровья матери и ребенка» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Удовлетворенность населения медицинской помощью в 2015 году составила 74,2%.
Бюджетное финансирование региона ориентировано на развитие профилактической работы, выявление причин заболеваемости населения на первых стадиях, а значит повышение эффективности всей системы здравоохранения республики.
В современных условиях выделяют три модели здравоохранения: бюджетная, социально-страховая, частная. В странах с бюджетной и социально-страховыми моделями финансирования здравоохранения, в качестве дополнительного источника, используются частное медицинское страхование и соплатежи населения. Преобладающим является какой-то один источник финансирования (бюджет, средства государственного или частного медицинского страхования), и это способствует упорядочиванию расходов и устранению их дублирования, приводя к существенной экономии. Достоинства и недостатки моделей, рассмотренные нами в работе, следует учитывать при определении мер развития российской системы здравоохранения.
Решая задачу повышения эффективности расходов бюджетов субъектов на здравоохранение, важно учитывать результаты предшествующих периодов, факторы развития. Проведенное нами эконометрическое моделирование в пакете Gretl показало, что наибольшее влияние на уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, как показателя эффективности системы здравоохранения, оказывает численность врачебного персонала (прямая связь), численность среднего медицинского персонала (обратная зависимость), наличие коек в больничных организациях (с учетом коек в дневных стационарах) (прямая зависимость), уровень заболеваемости на 1000 чел. населения.
Перспективным подходом к формированию и исполнению бюджета является программно-целевое бюджетирование. Программный бюджет управляется с использованием трех основных инструментов воздействия на результаты (полный тариф, нормативы финансовых затрат по каждой конкретной КСГ, тарифное регулирование), что обеспечивает контроль за результатами деятельности, повышение эффективности использования ресурсов и оптимизацию расходов.
В целях дальнейшей модернизации бюджетного процесса и повышения эффективности управления государственными финансами республики важно соблюдать следующие принципы:
а) обеспечить взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования;
б) дальнейшее совершенствование государственных программ, как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
в) устанавливать предельные объемы расходов по направлениям реализации государственной политики, которые не могут быть превышены, также включать в отдельные государственные программы нераспределенные ресурсы, что позволит оперативно направлять дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию отдельных мероприятий в зависимости от их приоритетности;
г) формировать единый реестр государственных и муниципальных услуг, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями;
д) внедрять модель проектного управления, которая обеспечит формирование мотивации участников проектов на качественное и своевременное выполнение мероприятий проекта (программ), эффективное взаимодействие подразделений, высокий уровень дисциплины.
Использование программно-целевого бюджетирования является не только способом оптимизации бюджетной системы, но и механизмом управления региона, катализатором роста его конкурентоспособности.
В России уровень полных затрат на здравоохранение в 2013 г. составил 6,55% от ВВП. Вместе с тем доля государственных средств в общем объеме финансирования снизилась до 48,05%. Отмечается рост удельного веса затрат на здравоохранение в общей структуре затрат домашних хозяйств.
В структуре расходов федерального бюджета на здравоохранение приходится 2,38% в 2015 году, что ниже уровня прошлых лет. Вместе с тем нагрузка на региональный бюджет сохраняется на уровне 14-15%. Основная часть расходов приходится на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятия по модернизации государственных учреждений, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, развитие социальной и инженерной инфраструктуры Республики Татарстан, программу капитальных вложений Республики Татарстан, республиканскую программу капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры. Порядка 12-13% финансовых ресурсов направляется на оказание стационарной медицинской помощи, 6-8% - на амбулаторную помощь.
В Республике Татарстан функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи. В реализацию мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2015 год включены 123 государственных автономных учреждения здравоохранения, 2 государственных бюджетных учреждений здравоохранения, 1 лечебно-профилактическое учреждение, 66 организаций частной формы собственности.
Финансовые средства бюджета Республики Татарстан направляются на осуществление следующих мероприятий:
- проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации, санитарно- противоэпидемических мероприятий с применением лабораторных методов исследования, в очагах инфекционных заболеваний, а также по проведению профилактических прививок в рамках национального календаря прививок и прививок по эпидемическим показаниям;
- медицинская реабилитация работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения;
- социальная поддержка врачей - молодых специалистов;
- централизованные мероприятия в области здравоохранения, включая мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан;
- приобретение лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
- обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
- оказание медицинской помощи гражданам за пределами республики по направлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, оплаты проезда больным, направляемым в установленном порядке в федеральные медицинские учреждения и научно-исследовательские институты в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан;
- прикладные научные исследования и разработки в области
здравоохранения;
- выполнение государственного задания государственными организациями и отделениями переливания крови государственных медицинских организаций;
- проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа.
В сравнении с 2014 годом в 2015 году объем расходов, осуществляемых напрямую из бюджета республики, вырос на 18,4%. При этом расходы бюджета РТ на содержание учреждений, централизованные мероприятия, аппарат управления снизились на 2 млрд. 225 млн. руб.. Данное изменение сопровождалось ростом размера федеральных субсидий и субвенций на 725 млн. 395 тыс. руб..
Наибольший удельный вес в структуре расходов приходится на решение вопросов в области здравоохранения, не вошедших в представленный перечень программ и подпрограмм (78,6%). К ним относится реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, программа капитальных вложений республики, республиканская программа капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры и другие. Порядка 4 млрд. 68 млн. руб. в 2015 году было направлено на оказание стационарной медицинской помощи, 2 млрд. 132 млн. руб. - на 85 амбулаторную помощь. Доля затрат на реализацию остальных программ и подпрограмм относительно мала.
Расходы, осуществляемые напрямую из бюджета РТ, составили в 2015 году 12 187 млн. руб., что выше уровня 2014 года на 1 893 млн. руб.. За счет средств местных бюджетов осуществлено расходов в объеме 3,2 млн. руб..
Основная часть расходов связана с содержанием учреждений, централизованными мероприятиями, аппаратом управления (47,0%). Затраты на капитальный ремонт и строительство объектов здравоохранения в 2015 году составили 27,8%, в то время как в 2014 году они отсутствовали. Основная часть расходов осуществлялась за счет средств бюджета Республики Татарстан (51,7%). Преимущественное распределение осуществлялась на неработающее население (65,7%). Меньшая часть - на одноканальное финансирование, в т.ч. прошлых лет.
Основной поток финансовых средств распределялся через министерство финансов (61,7%) и министерство здравоохранения (26,3%).
Оценка эффективности деятельности учреждений здравоохранения показала, что уровень заболеваемости всего населения Республики Татарстан, в том числе взрослого и детского, выше, чем в Российской Федерации, но ниже, чем в Приволжском федеральном округе. Обеспеченность врачами на 10 000 населения в Республике Татарстан составляет 42,1, что ниже, чем по РФ - 48,5; средним медицинским персоналом - выше, чем среднероссийский уровень. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций в 2015 году составила 264,7 посещений в смену на 10 000 чел. населения. Вместе с тем, значительно сократилась обеспеченность больничными койками.
Уровень рождаемости в республике выше, чем в среднем по России, уровень смертности ниже среднероссийских значений за последние три года. Младенческая смертность также имеет тенденцию снижения (6,01 в 2015 году). Данные показатели существенно лучше среднероссийских. Такая динамика положительно характеризует эффективность использования бюджетных средств по Подпрограмме «Охрана здоровья матери и ребенка» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Удовлетворенность населения медицинской помощью в 2015 году составила 74,2%.
Бюджетное финансирование региона ориентировано на развитие профилактической работы, выявление причин заболеваемости населения на первых стадиях, а значит повышение эффективности всей системы здравоохранения республики.
В современных условиях выделяют три модели здравоохранения: бюджетная, социально-страховая, частная. В странах с бюджетной и социально-страховыми моделями финансирования здравоохранения, в качестве дополнительного источника, используются частное медицинское страхование и соплатежи населения. Преобладающим является какой-то один источник финансирования (бюджет, средства государственного или частного медицинского страхования), и это способствует упорядочиванию расходов и устранению их дублирования, приводя к существенной экономии. Достоинства и недостатки моделей, рассмотренные нами в работе, следует учитывать при определении мер развития российской системы здравоохранения.
Решая задачу повышения эффективности расходов бюджетов субъектов на здравоохранение, важно учитывать результаты предшествующих периодов, факторы развития. Проведенное нами эконометрическое моделирование в пакете Gretl показало, что наибольшее влияние на уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, как показателя эффективности системы здравоохранения, оказывает численность врачебного персонала (прямая связь), численность среднего медицинского персонала (обратная зависимость), наличие коек в больничных организациях (с учетом коек в дневных стационарах) (прямая зависимость), уровень заболеваемости на 1000 чел. населения.
Перспективным подходом к формированию и исполнению бюджета является программно-целевое бюджетирование. Программный бюджет управляется с использованием трех основных инструментов воздействия на результаты (полный тариф, нормативы финансовых затрат по каждой конкретной КСГ, тарифное регулирование), что обеспечивает контроль за результатами деятельности, повышение эффективности использования ресурсов и оптимизацию расходов.
В целях дальнейшей модернизации бюджетного процесса и повышения эффективности управления государственными финансами республики важно соблюдать следующие принципы:
а) обеспечить взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования;
б) дальнейшее совершенствование государственных программ, как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
в) устанавливать предельные объемы расходов по направлениям реализации государственной политики, которые не могут быть превышены, также включать в отдельные государственные программы нераспределенные ресурсы, что позволит оперативно направлять дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию отдельных мероприятий в зависимости от их приоритетности;
г) формировать единый реестр государственных и муниципальных услуг, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями;
д) внедрять модель проектного управления, которая обеспечит формирование мотивации участников проектов на качественное и своевременное выполнение мероприятий проекта (программ), эффективное взаимодействие подразделений, высокий уровень дисциплины.
Использование программно-целевого бюджетирования является не только способом оптимизации бюджетной системы, но и механизмом управления региона, катализатором роста его конкурентоспособности.
Подобные работы
- РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - РАС ХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ II ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Главы к дипломным работам, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Контроль та целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Расходы федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт
Дипломные работы, ВКР, бюджетное право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Казначейское исполнение бюджета субъекта федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , статистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997



