Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ 6
ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. Содержание региональной политики и нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса
1.2. Элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе 14
1.3. Малый и средний бизнес как стратегическая основа экономики 20 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО 26
БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
2.1. Основные характеристики деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе
2.2. Основные проблемы и поддержка малого и среднего бизнеса на 34 уровне регионального законодательства в РТ
2.3. Анализ программ государственной поддержки 39
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ 47
ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
3.1. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере регионов Франции
3.2. Студенческое предпринимательство как «зеркало проблем» 61 малого и среднего бизнеса
3.3. Повышение роли общественных организаций поддержки и 71
развития малого и среднего бизнеса в РТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ 6
ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. Содержание региональной политики и нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса
1.2. Элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе 14
1.3. Малый и средний бизнес как стратегическая основа экономики 20 ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО 26
БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
2.1. Основные характеристики деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе
2.2. Основные проблемы и поддержка малого и среднего бизнеса на 34 уровне регионального законодательства в РТ
2.3. Анализ программ государственной поддержки 39
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ 47
ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
3.1. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере регионов Франции
3.2. Студенческое предпринимательство как «зеркало проблем» 61 малого и среднего бизнеса
3.3. Повышение роли общественных организаций поддержки и 71
развития малого и среднего бизнеса в РТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
В настоящее время, когда в основе экономики лежат рыночные отношения и глобализация набирает все больший оборот, объединяя весь мир в единое целое, развитие малого и среднего бизнеса является важным элементом развития общества и страны в целом.
Региональная поддержка малого и среднего бизнеса дает возможность повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества: образовательный уровень, креативность, новаторское и экономическое мышление в развивающейся среде.
Малый и средний бизнес является феноменом настоящего времени и играет важную роль:
- в условиях постиндустриального общества малый и средний бизнес быстро и динамично развивается;
- внедрение инноваций, высоких технологий и мобильность являются основой для создания успешного бизнеса и конкуренции, без которых немыслимы экономические отношения;
- малый и средний бизнес является социокультурным феноменом, чье развитие проходит через большой исторический период.
Исходя из сказанного, можно установить актуальность проблемы, которая заключается в том, что экономика, политика, да и развитие всего общества в духовном смысле невозможно без развития и без существования малого и среднего бизнеса.
Степень разработанности проблемы: проблему региональной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса изучал Финк Т.А. в своей работе «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития». Т.А. Финк сравнил принципы поддержки малого и среднего бизнеса в России, Евросоюзе, США, Японии, Китая и Сингапура.
Теоретическим и методологическим аспектам региональной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, таких как: Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен и Й. Шумпетер.
В качестве методов исследования в работе был использован метод сравнения, анализа и анкетирования.
Целью данной работы является повышение эффективности региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание региональной политики;
- изучить нормативно-правовые акты и программы по поддержке малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран;
- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса
- обосновать роль общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ;
- предложить механизм поддержки студенческого
предпринимательства на региональном уровне.
Объектом исследования в работе является малый и средний бизнес как социально-экономический субъект. Предмет исследования - региональная политика по поддержке малого и среднего бизнеса на примере республики Татарстан.
Структура работы. Работа состоит из 89 страниц, что включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики регулирования малого и среднего бизнеса, а также нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса, элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе, и малый и средний бизнес как стратегическая основа экономики.
Во второй главе проведен анализ основных характеристик деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе, анализ программ государственной поддержки и выявление основных проблем развития малого и среднего бизнеса на уровне регионального законодательства в РТ.
В третьей главе проведено исследование среды студенческого предпринимательства, и предложен механизм повышения роли общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Региональная поддержка малого и среднего бизнеса дает возможность повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества: образовательный уровень, креативность, новаторское и экономическое мышление в развивающейся среде.
Малый и средний бизнес является феноменом настоящего времени и играет важную роль:
- в условиях постиндустриального общества малый и средний бизнес быстро и динамично развивается;
- внедрение инноваций, высоких технологий и мобильность являются основой для создания успешного бизнеса и конкуренции, без которых немыслимы экономические отношения;
- малый и средний бизнес является социокультурным феноменом, чье развитие проходит через большой исторический период.
Исходя из сказанного, можно установить актуальность проблемы, которая заключается в том, что экономика, политика, да и развитие всего общества в духовном смысле невозможно без развития и без существования малого и среднего бизнеса.
Степень разработанности проблемы: проблему региональной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса изучал Финк Т.А. в своей работе «Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития». Т.А. Финк сравнил принципы поддержки малого и среднего бизнеса в России, Евросоюзе, США, Японии, Китая и Сингапура.
Теоретическим и методологическим аспектам региональной поддержки малого и среднего бизнеса посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, таких как: Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен и Й. Шумпетер.
В качестве методов исследования в работе был использован метод сравнения, анализа и анкетирования.
Целью данной работы является повышение эффективности региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть содержание региональной политики;
- изучить нормативно-правовые акты и программы по поддержке малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть опыт поддержки малого и среднего бизнеса на примере зарубежных стран;
- выявить основные проблемы развития малого и среднего бизнеса
- обосновать роль общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ;
- предложить механизм поддержки студенческого
предпринимательства на региональном уровне.
Объектом исследования в работе является малый и средний бизнес как социально-экономический субъект. Предмет исследования - региональная политика по поддержке малого и среднего бизнеса на примере республики Татарстан.
Структура работы. Работа состоит из 89 страниц, что включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики регулирования малого и среднего бизнеса, а также нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса, элементы предпринимательства в малом и среднем бизнесе, и малый и средний бизнес как стратегическая основа экономики.
Во второй главе проведен анализ основных характеристик деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в регионе, анализ программ государственной поддержки и выявление основных проблем развития малого и среднего бизнеса на уровне регионального законодательства в РТ.
В третьей главе проведено исследование среды студенческого предпринимательства, и предложен механизм повышения роли общественных организаций поддержки и развития малого и среднего бизнеса в РТ.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В заключении хотелось бы отметить следующее.
Особым видом экономической деятельности является малый и средний бизнес, а также предпринимательство.
Малый и средний бизнес является основным субъектом, экономических отношений, предпринимательской деятельности,
взаимодействуют с потребителем, а также с государством.
Деятельность малого и среднего бизнеса основывается на
специализации производства, которая возникла на основе разделения труда.
Субъекты малого и среднего бизнеса дают возможность для повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества высококвалифицированных специалистов, показать свой высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, способность работать с новыми программными пакетами и документами.
Таким образом, важным фактором для решения экономических и социальных задач региональная политика позволит решить вопросы в области создания дополнительных рабочих мест, повышения качества продукции и разнообразия ассортимента товаров, а также представляемых услуг, внедрение в процесс производства инноваций.
Вот почему региональная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (предпринимательства) представляет собой важную задачу в экономике России.
Республика Татарстан в этом направлении проводит определенную работу. Это и разработка и внедрение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса (предпринимательства), создание специальных фондов, разработка нормативно-правовых актов, выделение субсидий, грантов, создание фондов поддержки малого и среднего бизнеса.
Так в Республике Татарстан развитие малого и среднего бизнеса находится на особом контроле у местных властей. В последние годы власти республики проявляют заинтересованность в развитии этого сектора экономики, принимают ряд мер на законодательном уровне.
Для регулирования предпринимательской деятельности в республике Татарстан функционируют различные государственные органы, например, создана Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ. Здесь создан экспертный совет, на который возложены такие функции как анализ нормативных документов, а также разработка новых документов, касающихся вопросов представления помещений, оборудования, проведение аукционов, выделение дотаций, установление арендной платы и других мер поддержки, которые представляются предпринимателям на равных условиях.
Кабинет Министров Республики Татарстан создает республиканский банк данных о том, какие площади не задействованы и информирует по этим вопросам малого и среднего бизнеса.
Министерство внутренних дел Республики Татарстан защищает частных предпринимателей от различных криминальных структур.
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. Здесь можно получить различную информацию о том, какие существуют льготы, преимущества, источниках финансовой поддержки.
Те, кто желают открыть свой бизнес могут обратиться в это Агентство и получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В целях развития инновационного предпринимательства, Агентство является ответственным за создание и развитие инновационно - производственного технопарка «Идея».
Важным элементом в системе регионального регулирования и развития малого и среднего бизнеса принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан.
Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, которая является некоммерческой негосударственной организацией, и входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации, например, занимается вопросами регулирования отношений между предпринимателями и их партнерами, способствует развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран. Кроме этого основной функцией является защита интересов предпринимателей в органах государственной власти и органах местного самоуправления; способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках; формирует позитивный деловой имидж татарстанских производителей товаров и услуг; проводит политику социальной ответственности предпринимателей.
Правительство республики Татарстан ведет работу не только в области поддержки малого и среднего бизнеса, но и еще уделяет немаловажное значение развитию молодежного предпринимательства. Для этого существует сайт: Ьйр://бизнес-класс.Ю/ и на английском - http://b-class.tv/. На этом сайте есть информационная лента, связанная в основном с молодежным предпринимательством. Кроме того, есть еженедельные передачи по этой тематике на республиканском радио «Эхо Москвы». Еженедельно выходит и в программе «Утро» телеканала «Эфир», и тоже еженедельно - в утренней программе ТНВ.
Думается, что года через два-три система работы с молодежью в Татарстане станет на порядок лучше - благодаря республиканским программам и участию в них специалистов с хорошим и разным опытом, благодаря тому, что в этих программах поставлены конкретные задачи. Это особенно актуально сегодня, когда качество подготовки кадров и вопросы работы с человеческим ресурсом выходят на первый план.
В заключении хотелось бы сказать о том, что сегодня большую роль играет региональная политика, которая является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области малого и среднего бизнеса (предпринимательства).
Сегодня малый и средний бизнес придает рыночной экономике определенную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Особым видом экономической деятельности является малый и средний бизнес, а также предпринимательство.
Малый и средний бизнес является основным субъектом, экономических отношений, предпринимательской деятельности,
взаимодействуют с потребителем, а также с государством.
Деятельность малого и среднего бизнеса основывается на
специализации производства, которая возникла на основе разделения труда.
Субъекты малого и среднего бизнеса дают возможность для повышения материального и духовного потенциала общества, возможность каждому индивиду проявить свои качества высококвалифицированных специалистов, показать свой высокий образовательный уровень, новаторское и экономическое мышление, способность работать с новыми программными пакетами и документами.
Таким образом, важным фактором для решения экономических и социальных задач региональная политика позволит решить вопросы в области создания дополнительных рабочих мест, повышения качества продукции и разнообразия ассортимента товаров, а также представляемых услуг, внедрение в процесс производства инноваций.
Вот почему региональная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса (предпринимательства) представляет собой важную задачу в экономике России.
Республика Татарстан в этом направлении проводит определенную работу. Это и разработка и внедрение государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса (предпринимательства), создание специальных фондов, разработка нормативно-правовых актов, выделение субсидий, грантов, создание фондов поддержки малого и среднего бизнеса.
Так в Республике Татарстан развитие малого и среднего бизнеса находится на особом контроле у местных властей. В последние годы власти республики проявляют заинтересованность в развитии этого сектора экономики, принимают ряд мер на законодательном уровне.
Для регулирования предпринимательской деятельности в республике Татарстан функционируют различные государственные органы, например, создана Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ. Здесь создан экспертный совет, на который возложены такие функции как анализ нормативных документов, а также разработка новых документов, касающихся вопросов представления помещений, оборудования, проведение аукционов, выделение дотаций, установление арендной платы и других мер поддержки, которые представляются предпринимателям на равных условиях.
Кабинет Министров Республики Татарстан создает республиканский банк данных о том, какие площади не задействованы и информирует по этим вопросам малого и среднего бизнеса.
Министерство внутренних дел Республики Татарстан защищает частных предпринимателей от различных криминальных структур.
Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан участвует в реализации программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемых Правительством Республики Татарстан. Здесь можно получить различную информацию о том, какие существуют льготы, преимущества, источниках финансовой поддержки.
Те, кто желают открыть свой бизнес могут обратиться в это Агентство и получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
В целях развития инновационного предпринимательства, Агентство является ответственным за создание и развитие инновационно - производственного технопарка «Идея».
Важным элементом в системе регионального регулирования и развития малого и среднего бизнеса принадлежит Торгово-промышленной палате Республике Татарстан.
Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, которая является некоммерческой негосударственной организацией, и входит в систему торгово-промышленных палат Российской Федерации, например, занимается вопросами регулирования отношений между предпринимателями и их партнерами, способствует развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Республики Татарстан с предпринимателями зарубежных стран. Кроме этого основной функцией является защита интересов предпринимателей в органах государственной власти и органах местного самоуправления; способствует продвижению товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности татарстанских предприятий на внутреннем и внешних рынках; формирует позитивный деловой имидж татарстанских производителей товаров и услуг; проводит политику социальной ответственности предпринимателей.
Правительство республики Татарстан ведет работу не только в области поддержки малого и среднего бизнеса, но и еще уделяет немаловажное значение развитию молодежного предпринимательства. Для этого существует сайт: Ьйр://бизнес-класс.Ю/ и на английском - http://b-class.tv/. На этом сайте есть информационная лента, связанная в основном с молодежным предпринимательством. Кроме того, есть еженедельные передачи по этой тематике на республиканском радио «Эхо Москвы». Еженедельно выходит и в программе «Утро» телеканала «Эфир», и тоже еженедельно - в утренней программе ТНВ.
Думается, что года через два-три система работы с молодежью в Татарстане станет на порядок лучше - благодаря республиканским программам и участию в них специалистов с хорошим и разным опытом, благодаря тому, что в этих программах поставлены конкретные задачи. Это особенно актуально сегодня, когда качество подготовки кадров и вопросы работы с человеческим ресурсом выходят на первый план.
В заключении хотелось бы сказать о том, что сегодня большую роль играет региональная политика, которая является неотъемлемым атрибутом любой развитой рыночной экономики. Система органов государства непосредственно осуществляет политику в области малого и среднего бизнеса (предпринимательства).
Сегодня малый и средний бизнес придает рыночной экономике определенную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Региональная политика поддержки малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВО ФОРА! И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Политика поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Политика поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование региональной политики поддержки малого предпринимательства и механизмов ее реализации (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018



