НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов местных
бюджетов 6
1.1. Экономическое содержание и значение налоговых доходов местных
бюджетов и их классификация 6
1.2. Исторические аспекты формирования налоговых доходов местных
бюджетов в Российской Федерации 13
1.3. Правовое регулирование формирования налоговых доходов местных
бюджетов 20
2. Анализ налоговых доходов местного бюджета и их роль в обеспечении
финансовой самостоятельности местного бюджета 27
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 27
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых доходов местного бюджета 34
2.3. Оценка роли налоговых доходов в формировании местных бюджетов
и повышение их значимости 46
3. Возможности увеличения доходов местного бюджета за счет налоговых
поступлений 54
3.1. Зарубежный опыт формирования налоговых доходов местных
бюджетов и возможности его применения в российской практике 54
3.2. Пути увеличения налоговых доходов местного бюджета 62
Заключение 79
Список использованных источников 87
Приложения
1. Теоретические основы формирования налоговых доходов местных
бюджетов 6
1.1. Экономическое содержание и значение налоговых доходов местных
бюджетов и их классификация 6
1.2. Исторические аспекты формирования налоговых доходов местных
бюджетов в Российской Федерации 13
1.3. Правовое регулирование формирования налоговых доходов местных
бюджетов 20
2. Анализ налоговых доходов местного бюджета и их роль в обеспечении
финансовой самостоятельности местного бюджета 27
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 27
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых доходов местного бюджета 34
2.3. Оценка роли налоговых доходов в формировании местных бюджетов
и повышение их значимости 46
3. Возможности увеличения доходов местного бюджета за счет налоговых
поступлений 54
3.1. Зарубежный опыт формирования налоговых доходов местных
бюджетов и возможности его применения в российской практике 54
3.2. Пути увеличения налоговых доходов местного бюджета 62
Заключение 79
Список использованных источников 87
Приложения
В бюджетной системе Российской Федерации, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы.
Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования. К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, связанных с созданием условий для обеспечения повседневных потребностей населения. В этих целях Конституцией РФ закреплен и обязательный порядок наделения органов местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. На практике указанное положение не реализовывалось в полной мере - зачастую имеющиеся в распоряжении муниципальных образований финансовые ресурсы явно не обеспечивали решения вопросов местного значения. Кроме того, за органами местного самоуправления была закреплена значительная доля обязательств, не подкрепленная адекватным количеством бюджетных средств. Это порождало такие проблемы, как повсеместный бюджетный дефицит; высокая степень зависимости муниципальных образований от решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов направлена на расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной части местных бюджетов. В последние годы в результате осуществления комплекса мероприятий в рамках реализации реформы местного самоуправления проблемы, связанные с недостаточностью общего объема доходов местных бюджетов по сравнению с возложенными на муниципальные образования расходными обязательствами частично решаются. Изменения бюджетного законодательства в части формирования доходов местных бюджетов, принятые в последние годы, способствуют сокращению дефицита местных бюджетов.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в сфере формирования налоговых доходов местных бюджетов имеется много вопросов, требующих решения. В их числе вопросы эффективной мобилизации налоговых доходов и как следствие, недостаточность финансовых ресурсов на реализацию возложенных на органы местной власти полномочий. Увеличение и укрепление налоговой базы местных бюджетов должно опираться на прочную законодательную базу, закрепляющую правовые гарантии финансовой самостоятельности местных органов власти Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении формирования налоговых поступлений в местные бюджет на основании данных Ютазинского муниципального образования, проведении анализа особенностей формирования налоговых доходов местных бюджетов и разработка предложений по увеличению налоговых доходов в местные бюджеты.
Исходя из обозначенной цели, при выполнении работы были поставлены следующие основные задачи:
- определить содержание и значение налоговых доходов местных бюджетов;
- проанализировать, обобщить, с применением имеющегося фактического материала, особенности формирования налоговых видов доходов местных бюджетов;
- сформулировать рекомендации по укреплению доходной базы местных бюджетов на основе выявления резервов роста налоговых доходов местных бюджетов.
Исходя из поставленных задач, определена структура работы, которая состоит из трех глав. В первой главе определено экономическое содержание и значение налоговых доходов местных бюджетов, рассмотрена классификация налоговых доходов, изучены исторических аспектов формирования налоговых доходов местных бюджетов.
Вторая глава посвящена анализу налоговых доходов местного бюджета. Проведен анализ структуры и динамики поступлений налоговых доходов бюджета Ютазинского муниципального района.
Третья глава посвящена поиску возможностей увеличения доходов местного бюджета за счет налоговых поступлений. Для этого изучен зарубежный опыт формирования налоговых доходов местных бюджетов и возможность его применения в российской практике, а также рассмотрены возможные пути увеличения налоговых доходов местного бюджета.
Теоретическая часть основана на законодательных документах, таких как Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Кроме того использовалась труды ведущих зарубежных и российских экономистов: В.А. Парыгиной, К. Брауна, Д.Э. Стиглица, И.В. Караваева, С.А. Карчевской, Е.С. Лариной, Д.Ю. Завьялова.
Для написания практической части работы использовались данные по Ютазинскому муниципальному району, предоставленные Администрацией Ютазинского муниципального района, Финансово-бюджетной палатой Ютазинского муниципального района Республики Татарстан , Межрайонной ИФНС России №17 по Республике Татарстан.
Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования. К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, связанных с созданием условий для обеспечения повседневных потребностей населения. В этих целях Конституцией РФ закреплен и обязательный порядок наделения органов местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. На практике указанное положение не реализовывалось в полной мере - зачастую имеющиеся в распоряжении муниципальных образований финансовые ресурсы явно не обеспечивали решения вопросов местного значения. Кроме того, за органами местного самоуправления была закреплена значительная доля обязательств, не подкрепленная адекватным количеством бюджетных средств. Это порождало такие проблемы, как повсеместный бюджетный дефицит; высокая степень зависимости муниципальных образований от решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в сфере мобилизации бюджетных доходов направлена на расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, а также задействование их собственных возможностей по укреплению доходной части местных бюджетов. В последние годы в результате осуществления комплекса мероприятий в рамках реализации реформы местного самоуправления проблемы, связанные с недостаточностью общего объема доходов местных бюджетов по сравнению с возложенными на муниципальные образования расходными обязательствами частично решаются. Изменения бюджетного законодательства в части формирования доходов местных бюджетов, принятые в последние годы, способствуют сокращению дефицита местных бюджетов.
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в сфере формирования налоговых доходов местных бюджетов имеется много вопросов, требующих решения. В их числе вопросы эффективной мобилизации налоговых доходов и как следствие, недостаточность финансовых ресурсов на реализацию возложенных на органы местной власти полномочий. Увеличение и укрепление налоговой базы местных бюджетов должно опираться на прочную законодательную базу, закрепляющую правовые гарантии финансовой самостоятельности местных органов власти Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении формирования налоговых поступлений в местные бюджет на основании данных Ютазинского муниципального образования, проведении анализа особенностей формирования налоговых доходов местных бюджетов и разработка предложений по увеличению налоговых доходов в местные бюджеты.
Исходя из обозначенной цели, при выполнении работы были поставлены следующие основные задачи:
- определить содержание и значение налоговых доходов местных бюджетов;
- проанализировать, обобщить, с применением имеющегося фактического материала, особенности формирования налоговых видов доходов местных бюджетов;
- сформулировать рекомендации по укреплению доходной базы местных бюджетов на основе выявления резервов роста налоговых доходов местных бюджетов.
Исходя из поставленных задач, определена структура работы, которая состоит из трех глав. В первой главе определено экономическое содержание и значение налоговых доходов местных бюджетов, рассмотрена классификация налоговых доходов, изучены исторических аспектов формирования налоговых доходов местных бюджетов.
Вторая глава посвящена анализу налоговых доходов местного бюджета. Проведен анализ структуры и динамики поступлений налоговых доходов бюджета Ютазинского муниципального района.
Третья глава посвящена поиску возможностей увеличения доходов местного бюджета за счет налоговых поступлений. Для этого изучен зарубежный опыт формирования налоговых доходов местных бюджетов и возможность его применения в российской практике, а также рассмотрены возможные пути увеличения налоговых доходов местного бюджета.
Теоретическая часть основана на законодательных документах, таких как Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Кроме того использовалась труды ведущих зарубежных и российских экономистов: В.А. Парыгиной, К. Брауна, Д.Э. Стиглица, И.В. Караваева, С.А. Карчевской, Е.С. Лариной, Д.Ю. Завьялова.
Для написания практической части работы использовались данные по Ютазинскому муниципальному району, предоставленные Администрацией Ютазинского муниципального района, Финансово-бюджетной палатой Ютазинского муниципального района Республики Татарстан , Межрайонной ИФНС России №17 по Республике Татарстан.
Доходы местных бюджетов, как и у любого другого уровня бюджета бюджетной системы состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Но отличительной чертой местных бюджетов является то, что налоговые доходы в большинстве случаев не превышают 50 процентов от всей суммы доходов. По налоговому и бюджетному законодательству к местным налогам относятся два налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. Данные налоги полностью закреплены за местными бюджетами. Кроме них в местные бюджеты поступают отчисления от федеральных налогов и сборов по установленным Бюджетным кодексом РФ нормативам отчислений. К ним относятся налог на доходы физических лиц, государственная пошлина. Так же в местные бюджеты поступают налоги по специальным налоговым режимам. К их числу относятся единый сельскохозяйственный налог, налог по упрощённой системе налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения. Также с 2014 года в местные бюджеты подлежат зачислению поступления от акцизов на нефтепродукты по установленному Законом субъекта РФ нормативам отчислений.
В нашем исследовании мы проанализировали местные бюджеты Ютазинского муниципального района. Проанализировав структуру доходов консолидированного бюджета Ютазинского муниципального района и бюджета муниципального района за 2013-2015 годы можно сделать вывод, что в общем объеме доходов бюджета доля налоговых доходов по консолидированному бюджету составляет в среднем 40 %, а по бюджету муниципального района - 33 %, и имеет тенденцию к снижению за рассматриваемый период.
Следует отметить, что как по консолидированному бюджету, так и бюджету муниципального района основным налоговым доходом является налог на доходы физических лиц. Его удельный вес по консолидированному бюджету района составлял 87 % в 2013 году и 74 % в 2015 году. То есть наблюдалась тенденция к снижению его доли в структуре налоговых доходов. На снижение доли НДФЛ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета повлияло уменьшение доли дополнительного норматива отчислений по НДФЛ из бюджета Республики Татарстан в местный бюджет взамен дотаций местным бюджетам. Норматив отчислений по НДФЛ по консолидированному бюджету Ютазинского муниципального района в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшился на 36,7 процентных пункта, в том числе по бюджету муниципального района норматив снизился в 2015 году на 34,2 процентных пункта. Данный фактор повлиял и на размеры получения дополнительных доходов по НДФЛ. На снижение доли НДФЛ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета повлияло и резкое увеличение доли земельного налога в 2015 году по сравнению с 2013 годом, который является вторым по значимости в структуре налоговых доходов . Земельный налог полностью зачисляется в бюджеты поселений. Его удельный вес за 2013-2014 год составлял 5-6 % , а за 2015 год вырос до 11,5 %. В абсолютной сумме рост земельного налога в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил более 11 млн.рублей. Произошедший рост земельного налога на 174 % в 2015 году связан с повышением кадастровой стоимости земель вне населенных пунктов, что соответственно привело к росту налогооблагаемой базы и увеличению поступлений в консолидированный бюджет района.
Поступления налога на имущество физических лиц занимает незначительную долю в структуре налоговых доходов, однако он является одним из законодательно закрепленных местным налогом и полностью поступает в бюджеты поселений. Его доля составляет от 1,2 % в 2013 году и до 2 % в 2015 году. Необходимо отметить, что с 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой 32, которая называется «Налог на имущество физических лиц». Она заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, является переход к исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости имущества. В Республике Татарстан мероприятия по определению кадастровой стоимости имущества полностью завершены и на сайте Росреестра РТ каждый гражданин может по кадастровому номеру объекта недвижимости найти кадастровую стоимость объекта. Необходимо отметить, что в Ютазинском муниципальном районе налог на имущество физических лиц, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости на 2016 год прогнозируется в сумме 2,1 млн.рублей, что ниже прогнозных назначений 2014 года на 0,6 млн.рублей. Учитывая, что во-первых Ютазинский муниципальный район является сельским районом и преимущественно с жилыми домами в сельской местности не более 50 кв.м., то большая часть маленьких по площади жилых домов просто освобождается от уплаты данного налога в связи с отсутствием налогооблагаемой базы. Во-вторых, налог по кадастровой стоимости будет вводится постепенно: в первый год уплаты налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из 20 % кадастровой стоимости с постепенным увеличением в течении 5 лет до 100 %. Т.е. 100 % налог физические лица начнут уплачивать к 2020 году. Соответственно по этим причинам по Ютазинскому муниципальному району будет в 2016 году существенное снижение налогооблагаемой базы и как следствие уменьшение прогнозных назначений по поступлению данного налога в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Удельный вес налогов на совокупный доход в 2013-2015 годах в целом существенно не меняется и занимает от 6 до 8 % от общего объема налоговых поступлений. На лицо лишь резкое увеличение, почти в два раза, единого сельскохозяйственного налога. Причина - стабильная работа и повышение выручки от реализации и соответственно налогооблагаемой базы по сельхозформированиям района.
Положительным моментом в укреплении налоговой базы местных бюджетов явилась и передача с 2014 года бюджетам муниципальных районов части поступлений от акцизов на нефтепродукты, благодаря чему в муниципальных районах созданы муниципальные дорожные фонды. За счет данных поступлений муниципалитеты начали самостоятельно решать вопросы и осуществлять полномочия по содержанию дорог местного значения.
Поступления от акцизов на нефтепродукты составляют чуть более 3 % в структуре налоговых доходов.
Исходя из проведенного анализа структуры и динамики налоговых доходов бюджета Ютазинского муниципального района несмотря на имеющиеся объективные причины снижения налоговых поступлений за рассматриваемый период можно сделать вывод о стабильной налоговой базе консолидированного бюджета муниципального района, муниципального района и бюджетов поселений. Наибольшую роль и удельный вес в налоговых доходах местного бюджета играет налог на доходы физических лиц. В бюджетах поселений постепенно идет переход к повышению доли земельного налога в структуре налоговых доходов. В целом, необходимо отметить, что структура налоговых доходов меняется незначительно, зависит от социально-экономического положения района, изменений в бюджетном и налоговом законодательстве.
Проведя анализ по поступлению налоговых доходов в бюджет Ютазинского муниципального района, можно сделать вывод о невысокой доле налоговых поступлений в доходах местных бюджетов за рассматриваемый период. Тем не менее, налоговые доходы служат укреплению финансовой основы местного самоуправления для осуществления ими своих полномочий и способствуют повышению благосостояния территории. Однако, как показало исследование зависимость местного бюджета от бюджета субъекта в последние годы увеличилась, т.к. объем безвозмездных поступлений из бюджета Республики Татарстан составлял более 50 % и имел тенденцию к росту.
Проведенное исследование указывает, что в сложившейся на сегодняшний момент в структуре доходов местных бюджетов присутствуют серьезные проблемы, ликвидировать которые можно за счет изыскания дополнительных резервов роста доходов местных бюджетов. В первую очередь, это необходимо осуществлять в части налоговых доходов, лишь во вторую с привлечением на территорию средств в процессе бюджетного перераспределения.
Мероприятия в части повышения поступлений в местные бюджеты налоговых доходов видятся в следующем:
1.Закрепление за местными бюджетами поступающих в эти бюджеты доходов от федеральных и региональных налогов и сборов исключительно на постоянной основе
2. Проведение анализа налоговых поступлений по всем видам налогов: анализ уплаты налогоплательщиками налогов в сравнении с прошлыми налоговыми периодами, анализ состояния платежной дисциплины, разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам.
3. Осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и налоговых ставок. Оптимизация налоговых льгот, оценка эффективности установленных налоговых льгот.
4. Организация работы по актуализации налоговой базы: выявление физических лиц, сдающих внаем или аренду собственные е объекты недвижимого имущества, проведение камеральных проверок в отношении выявленных физических лиц, сдающих внаем или аренду объекты недвижимого имущества, доначисление налога на доходы физических лиц.
5. Проведение мероприятий по стимулированию развития инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства на территории района: стимулирование малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, т.е. создание новых рабочих мест. В качестве примера можно привести, что с 2016 года в Ютазинском районе была создана новая промышленная площадка, где до конца 2016 года планируется создать более 100 рабочих мест. В настоящее время уже начали работать цеха по производству пластика и пластмассы.
6. Организация работы по актуализации налогооблагаемой базы по земельному налогу.
7. Выявление граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в налоговых органах, их привлечение к регистрации путем оформления патента.
8. Активизация работы межведомственной комиссии по укреплению платежной дисциплины.
Реализация данных предложений способствовала бы наращиванию собственной доходной базы местных бюджетов . Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации продолжается. Предстоит разрешить ещё множество связанных с этим проблем и вопросов, нормативно-законодательных, финансовых, организационных, и т.д. Но, пожалуй, наиболее актуальным для муниципальных образований, их финансовых органов является вопрос наполняемости доходной части местных бюджетов.
В заключение можно отметить, что проблемы бюджетов муниципальных образований связаны и с доходами и с расходами.
Расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местных бюджетов, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы нашей страны.
В нашем исследовании мы проанализировали местные бюджеты Ютазинского муниципального района. Проанализировав структуру доходов консолидированного бюджета Ютазинского муниципального района и бюджета муниципального района за 2013-2015 годы можно сделать вывод, что в общем объеме доходов бюджета доля налоговых доходов по консолидированному бюджету составляет в среднем 40 %, а по бюджету муниципального района - 33 %, и имеет тенденцию к снижению за рассматриваемый период.
Следует отметить, что как по консолидированному бюджету, так и бюджету муниципального района основным налоговым доходом является налог на доходы физических лиц. Его удельный вес по консолидированному бюджету района составлял 87 % в 2013 году и 74 % в 2015 году. То есть наблюдалась тенденция к снижению его доли в структуре налоговых доходов. На снижение доли НДФЛ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета повлияло уменьшение доли дополнительного норматива отчислений по НДФЛ из бюджета Республики Татарстан в местный бюджет взамен дотаций местным бюджетам. Норматив отчислений по НДФЛ по консолидированному бюджету Ютазинского муниципального района в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшился на 36,7 процентных пункта, в том числе по бюджету муниципального района норматив снизился в 2015 году на 34,2 процентных пункта. Данный фактор повлиял и на размеры получения дополнительных доходов по НДФЛ. На снижение доли НДФЛ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета повлияло и резкое увеличение доли земельного налога в 2015 году по сравнению с 2013 годом, который является вторым по значимости в структуре налоговых доходов . Земельный налог полностью зачисляется в бюджеты поселений. Его удельный вес за 2013-2014 год составлял 5-6 % , а за 2015 год вырос до 11,5 %. В абсолютной сумме рост земельного налога в 2015 году по сравнению с 2013 годом составил более 11 млн.рублей. Произошедший рост земельного налога на 174 % в 2015 году связан с повышением кадастровой стоимости земель вне населенных пунктов, что соответственно привело к росту налогооблагаемой базы и увеличению поступлений в консолидированный бюджет района.
Поступления налога на имущество физических лиц занимает незначительную долю в структуре налоговых доходов, однако он является одним из законодательно закрепленных местным налогом и полностью поступает в бюджеты поселений. Его доля составляет от 1,2 % в 2013 году и до 2 % в 2015 году. Необходимо отметить, что с 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой 32, которая называется «Налог на имущество физических лиц». Она заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, является переход к исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости имущества. В Республике Татарстан мероприятия по определению кадастровой стоимости имущества полностью завершены и на сайте Росреестра РТ каждый гражданин может по кадастровому номеру объекта недвижимости найти кадастровую стоимость объекта. Необходимо отметить, что в Ютазинском муниципальном районе налог на имущество физических лиц, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости на 2016 год прогнозируется в сумме 2,1 млн.рублей, что ниже прогнозных назначений 2014 года на 0,6 млн.рублей. Учитывая, что во-первых Ютазинский муниципальный район является сельским районом и преимущественно с жилыми домами в сельской местности не более 50 кв.м., то большая часть маленьких по площади жилых домов просто освобождается от уплаты данного налога в связи с отсутствием налогооблагаемой базы. Во-вторых, налог по кадастровой стоимости будет вводится постепенно: в первый год уплаты налогооблагаемая база будет рассчитываться исходя из 20 % кадастровой стоимости с постепенным увеличением в течении 5 лет до 100 %. Т.е. 100 % налог физические лица начнут уплачивать к 2020 году. Соответственно по этим причинам по Ютазинскому муниципальному району будет в 2016 году существенное снижение налогооблагаемой базы и как следствие уменьшение прогнозных назначений по поступлению данного налога в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
Удельный вес налогов на совокупный доход в 2013-2015 годах в целом существенно не меняется и занимает от 6 до 8 % от общего объема налоговых поступлений. На лицо лишь резкое увеличение, почти в два раза, единого сельскохозяйственного налога. Причина - стабильная работа и повышение выручки от реализации и соответственно налогооблагаемой базы по сельхозформированиям района.
Положительным моментом в укреплении налоговой базы местных бюджетов явилась и передача с 2014 года бюджетам муниципальных районов части поступлений от акцизов на нефтепродукты, благодаря чему в муниципальных районах созданы муниципальные дорожные фонды. За счет данных поступлений муниципалитеты начали самостоятельно решать вопросы и осуществлять полномочия по содержанию дорог местного значения.
Поступления от акцизов на нефтепродукты составляют чуть более 3 % в структуре налоговых доходов.
Исходя из проведенного анализа структуры и динамики налоговых доходов бюджета Ютазинского муниципального района несмотря на имеющиеся объективные причины снижения налоговых поступлений за рассматриваемый период можно сделать вывод о стабильной налоговой базе консолидированного бюджета муниципального района, муниципального района и бюджетов поселений. Наибольшую роль и удельный вес в налоговых доходах местного бюджета играет налог на доходы физических лиц. В бюджетах поселений постепенно идет переход к повышению доли земельного налога в структуре налоговых доходов. В целом, необходимо отметить, что структура налоговых доходов меняется незначительно, зависит от социально-экономического положения района, изменений в бюджетном и налоговом законодательстве.
Проведя анализ по поступлению налоговых доходов в бюджет Ютазинского муниципального района, можно сделать вывод о невысокой доле налоговых поступлений в доходах местных бюджетов за рассматриваемый период. Тем не менее, налоговые доходы служат укреплению финансовой основы местного самоуправления для осуществления ими своих полномочий и способствуют повышению благосостояния территории. Однако, как показало исследование зависимость местного бюджета от бюджета субъекта в последние годы увеличилась, т.к. объем безвозмездных поступлений из бюджета Республики Татарстан составлял более 50 % и имел тенденцию к росту.
Проведенное исследование указывает, что в сложившейся на сегодняшний момент в структуре доходов местных бюджетов присутствуют серьезные проблемы, ликвидировать которые можно за счет изыскания дополнительных резервов роста доходов местных бюджетов. В первую очередь, это необходимо осуществлять в части налоговых доходов, лишь во вторую с привлечением на территорию средств в процессе бюджетного перераспределения.
Мероприятия в части повышения поступлений в местные бюджеты налоговых доходов видятся в следующем:
1.Закрепление за местными бюджетами поступающих в эти бюджеты доходов от федеральных и региональных налогов и сборов исключительно на постоянной основе
2. Проведение анализа налоговых поступлений по всем видам налогов: анализ уплаты налогоплательщиками налогов в сравнении с прошлыми налоговыми периодами, анализ состояния платежной дисциплины, разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам.
3. Осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и налоговых ставок. Оптимизация налоговых льгот, оценка эффективности установленных налоговых льгот.
4. Организация работы по актуализации налоговой базы: выявление физических лиц, сдающих внаем или аренду собственные е объекты недвижимого имущества, проведение камеральных проверок в отношении выявленных физических лиц, сдающих внаем или аренду объекты недвижимого имущества, доначисление налога на доходы физических лиц.
5. Проведение мероприятий по стимулированию развития инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства на территории района: стимулирование малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, т.е. создание новых рабочих мест. В качестве примера можно привести, что с 2016 года в Ютазинском районе была создана новая промышленная площадка, где до конца 2016 года планируется создать более 100 рабочих мест. В настоящее время уже начали работать цеха по производству пластика и пластмассы.
6. Организация работы по актуализации налогооблагаемой базы по земельному налогу.
7. Выявление граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в налоговых органах, их привлечение к регистрации путем оформления патента.
8. Активизация работы межведомственной комиссии по укреплению платежной дисциплины.
Реализация данных предложений способствовала бы наращиванию собственной доходной базы местных бюджетов . Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации продолжается. Предстоит разрешить ещё множество связанных с этим проблем и вопросов, нормативно-законодательных, финансовых, организационных, и т.д. Но, пожалуй, наиболее актуальным для муниципальных образований, их финансовых органов является вопрос наполняемости доходной части местных бюджетов.
В заключение можно отметить, что проблемы бюджетов муниципальных образований связаны и с доходами и с расходами.
Расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местных бюджетов, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы нашей страны.
Подобные работы
- Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Роль ведущих предприятий города в формировании налоговых доходов муниципального бюджета (на примере г. Рубцовска)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка результативности формирования и исполнения налоговых доходов муниципального образования (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Управление налоговыми доходами бюджета города Набережные Челны на муниципальном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



