Введение 2
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД как социально¬педагогическая проблема 11
1.1. Современные подходы к развитию воспитательной системы вуза... 11
1.2. Социально-педагогические особенности воспитательной системы в вузе МВД 27
1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитательных систем в военизированных вузах 45
2. Реализация организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.1. Характеристика организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.2. Опыт экспериментального изучения развития воспитательной системы вуза МВД (на примере конкретного вуза) 74
2.3. Организационные формы и средства управления развитием воспитательной системы вуза МВД 91
3. Заключение 118
Список использованной литературы 125
Приложения 142
Приложение 1 142
Приложение 2 143
Приложение 3 145
Приложение 4 148
ВУЗы МВД являются не только учреждениями высшего профессионального образования - они осуществляют широкое социальное воспитание будущих специалистов правоохранительных органов. Современный тип ВУЗа МВД как воспитательной организации в целом оформился в связи с реформой высшего образования 1970-х гг., существенным образом повлиявшей на организацию преподавания в училищах и академиях МВД.
Последние десятилетия принесли кардинальные изменения в социальный облик нашей страны. Исследования Института социально¬политических исследований и Института комплексных социальных исследований РАН обосновывают вывод о том, что в России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа (не более 25-30% населения), а другая - связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей (35-40% населения). Остальную часть населения - 30-40% - составляет группа с промежуточным типом ценностного сознания. Именно из этой группы пополняется та часть населения, которая начинает принимать индивидуалистическую систему ценностных ориентаций. В целом подтверждают эту картину и выводы Н.А. Журавлевой (2006 г.) [50], однако в них отмечается тенденция снижения значимости для студенчества и старших школьников высших альтруистических ценностей.
Такая структура менталитета, усугубляется отсутствием устоявшейся общей идеологии, что создает сложности в формировании офицерского корпуса МВД. Ряд исследований прямо свидетельствует о неблагоприятных тенденциях такого рода (А.В. Дулов, С.В. Ефимкин, Е.А. Киселева и др.). В
3
нынешней структуре мотивов, по сравнению с мотивами слушателей 70-80 годов, реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания участвовать в борьбе с преступностью был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третьего десятка), а приобретают больший вес материальные (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более защищенным). Много среди поступающих молодых людей без социального опыта, слабо профессионально ориентированных, но воспитанных в духе современного меркантилизма, расчетливости. В то же время в образовательных учреждениях МВД накоплен большой и достаточно продуктивный опыт организации воспитательных практик, отрабатываются новые формы техники и методики воспитания (система технологий воспитательного процесса).
Среди вопросов, изучавшихся исследователями воспитания, находятся и проблемы воспитания студентов, слушателей и курсантов вузов. Эти исследования выполнены Н.Б. Архангельской, П.Н. Городовым, В.Т. Лисовским, Л.В. Мардахаевым, В.А. Шабуниной и др. Общие проблемы теории воспитательных систем, значимые для военизированных учебных заведений были выполнены в рамках научного направления Л.И. Новиковой,
А.Т. Куракина, В.А. Карковского, Н.Л. Селивановой. Общие вопросы развития воспитательных систем изучались в рамках Петербургской школы (Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова и др.). В рамках этого подхода предложена типология гуманистических воспитательных систем (Е.Н. Барышников).
Однако в этих исследованиях не в полной мере раскрыта специфика развития воспитательных систем вузов МВД. Налицо некоторая идеализация условий формирования воспитательной системы. Часто само условие формирования воспитательной системы оказывается в равной степени проявлением зрелой воспитательной системы. Вместе с тем, проблемы развития реально существующих воспитательных организаций МВД часто
4
носят более «приземленный» характер, и практики на местах нуждаются в более простой системе первоначальных шагов по формированию воспитательной системы.
Таком образом развитие практики воспитания специалистов в вузах МВД и ее теоретическое осмысление породило ряд противоречий:
1) разрыв между уровнем развития реальной воспитательной практики в вузах МВД и «забеганием вперед» проблематики научно-педагогических исследований;
2) между потребностями совершенствования воспитательной работы с курсантами вузов МВД и оторванностью рекомендаций по формированию воспитательной системы в вузах гражданского профиля от реалий организации жизнедеятельности курсантов;
3) резким изменением социально-культурного контекста развития воспитательных систем вузов МВД в последние десятилетия.
Разрешение этих противоречий определил выбор темы диссертационного исследования - «Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД».
Объект исследования: воспитательная система вуза МВД.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы:
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД может быть представлено как составляющая двух факторов: последовательных этапов долговременного характера (зарождения, структурирования и дифференциации, интеграции и перестройки и обновления) и ежегодных циклов организации социального опыта курсантов.
5
2. В ценностном развитии воспитательной системы вуза МВД доминируют две группы ценностей: авторитарных (ценности механистического соответствия личности требованиям будущей профессиональной роли) и патерналистских (ценностей личностного долга, ответственности перед обществом).
3. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД могут быть выделены в соответствии с основными характеристиками организации социального опыта курсантов: обособленностью, структурированностью, преодолением физических трудностей, публичностью, «этапностью».
4. Организационные формы и средства, основанные на использовании символического воспитательного потенциала преимущественно детерминируют укрепление патерналистских ценностных ориентаций курсантов; формы и средства, основанные на использовании организации режима и выполнения служебных обязанностей связаны с формированием авторитарных ценностных ориентаций курсантов.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Определить особенности развития воспитательной системы вуза
МВД.
2. Изучить специфику формирования ценностных ориентаций курсантов в воспитательной системе вуза МВД.
3. Обосновать выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД
4. Изучить влияние организационных форм и средств на развитие воспитательной системы вуза МВД.
Наше исследование организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД выполнено в рамках концепции А.В. Мудрика. Это позволило органично соединить анализ социально-культурных условий развития воспитательных систем и специфики социальных институтов, в рамках которых они функционируют. Она имеет целый ряд теоретических преимуществ: во-первых, в ее рамках социальные, культурные условия развития воспитательной системы в виде мезо- и микро-факторов становятся органичной составляющей социально-педагогической деятельности; во-вторых, в ее рамках возможно разделение по объективным показателям условий развития воспитательной системы вуза МВД и специфических элементов технологии ее создания; и в-третьих, становится возможным выявить специфику развития воспитательной системы вуза МВД и выделить организационно-педагогические условия, детерминирующие этот процесс.
119
Проанализированный нами материал о развитии системы полицейского образования в развитых зарубежных странах позволил сделать вывод, о том, что на Западе роль образовательных учреждений полиции как воспитательных организаций снижается. Но в том случае, если полицейское учебное профессиональное заведение использует классические схемы подготовки, то основные формы и способы организации социального опыта кадетов и слушателей оказываются очень близкими тем, что используются в отечественных учебных заведениях МВД.
Социально-педагогические особенности воспитательных систем вузов МВД отражают как положительные, так и отрицательные последствия влияния мезофакторов отечественного социума (который существенно отличается от западных обществ) на вузы как воспитательные организации. Положительная составляющая состоит в том, что в вузы МВД поступает значительная часть молодежи - носителей традиционного, патерналистского сознания. Но другая часть поступающих - выходцы из семей с индивидуалистическим типом сознания, который относится к совершенно другому типу ценностности. В сочетании со сложными социальными процессами, протекающими в обществе и реформированием правоохранительной системы это существенно осложняет позитивное развитие воспитательных систем.
Тем более, что согласно использованному нами подходу М.В. Воропаева именно культурно-цивилизационный контекст и определяет в основном тип воспитательной системы. Согласно этому подходу воспитательные системы вузов МВД относятся преимущественно к авторитарному и нормативно-гуманистическому типу.
Тем не менее, особенности вузов МВД как военизированных воспитательных организаций создают достаточные условия для того, чтобы успешно использовать положительные и противостоять негативным социально-педагогическим тенденциям.
120
Наше исследование показало, что организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД прямо связаны со специфическими характеристиками военизированных воспитательных организаций (обособленностью, «этапностью», публичностью и др.). Кроме того, само развитие воспитательной системы вуза МВД представляет собой неоднородный процесс, в котором на долговременные циклы (зарождения, зрелости, кризиса и др.) накладываются ежегодные циклы, связанные с выпуском курсантов, закончивших это учебное заведение и зачислением абитуриентов.
Одним из результатов проделанной экспериментальной и теоретической работы явилось выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы и разработка диагностических эмпирических критериев (описаны в §2.2.).
В работе были использованы следующие группы условий (в скобках указаны наиболее типичные диагностические критерии): обособленность процессов организации социального опыта в рамках воспитательной системы (выполнение режимных требований к организации жизнедеятельности филиала, среднее время, проводимое вне филиала курсантами в течение недели, полнота выполнения уставных требований к ношению форменной одежды и правилам обращения к старшему по званию, «сила» и «толщина» субкультуры в коллективе курсантов), жесткая структурированность всех сторон организации социального опыта (способ пространственной организации отдельных архитектурных и ландшафтных элементов (в том числе их дифференциация), степень порядка и чистоты на территории учебного заведения, соблюдение установленного режима дня, уровень строевой подготовки учебных взводов, соотношение дисциплинарной практики и латентных нарушений), преодоление физических трудностей или спортивной подготовкой (субъективное ощущение тяжести выполнения
121
режима дня в целом, объективные показатели физической подготовленности), публичность организации быта и жизнедеятельности в вузе МВД, организация системы воспитательной работы и всей системы жизнедеятельности как ряда последовательных этапов (координация планов воспитательной работы с учебными планами (с основными этапами обучения), наличие различия в статусе курсантов, находящихся на разных этапах обучения, степень символической насыщенности мероприятий, связанных с переходом курсантов от одного обучения к другому).
Отталкиваясь от описанных в литературе этапов развития воспитательной системы мы пришли к выводу, что в развитии воспитательных систем вузов МВД можно выделить ряд моментов, не отраженных в классических схемах анализа развития воспитательных систем и определенных спецификой военизированных социальных институтов. Выделение нами двух временных перспектив: долговременного развития (описанного в литературе как движение от зарождения к зрелости воспитательной системы) и циклической составляющей, отражающей ежегодные циклы учебно-профессиональной подготовки курсантов, позволяет более точно описывать развитие воспитательной системы вузов МВД. Так, в деятельности вузов МВД в той или иной степени всегда выделяется три основных этапа. Первый этап - это этап ломки старых жизненных стереотипов и системы мировосприятия учащихся. Для вузов МВД он распадается на две самостоятельные части. Этот этап начинается от момента зачисления до принятия Присяги. Вторая часть первого этапа начинается от принятия Присяги и продолжается, как правило, до окончания 1 курса. Он является логическим продолжением первого.
1. Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем [Текст]: Межвуз. сб. науч. тр.- Пенза, 2001.¬162 с.
2. Александрова В. Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школьного центра эстетического воспитания [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук./В.Г. Александрова.-М., 1993.- 18 с.
3. Алексеева Е., Никитина Н. Единая воспитательная среда образовательного учреждения [Текст]/Е. Алексеева, Никитина Н.// Воспитание школьников. - 1998, N 6.- С. 2-7.
4. Андреев А.А. Эффективность воспитательной системы сельской малокомплектной школы [Текст]/ А.А. Андреев// Проблемы психологии здоровья.- Псков, 2002. - С. 57-67.
5. Андреев В.И. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов [Текст]/В.И. Андреев.- Казань, 2001. - 252с.
6. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы[Текст]/В.В. Андреева // Классный руководитель. - 1997. N 2.- С. 15-23.
7. Андрюшин И. В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах [Текст]/ И.В. Андрюшин: Автореф. дис... канд. пед. наук.- Кострома, 2001, - 24 с.
8. Аркелов Ю.С. Методика организации и преподавания деловых игр в образовательных учебных заведениях МВД России [Текст]/Ю.С. Аркелов. - М., 1998. - 45 с.
9. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст]/ Е.Ю. Артемьева.- М., 1999.- 434 с.
126
10. Архангельская Н.Б. Воспитательная система негосударственного вуза: теория и практика становления [Текст]/ Н.Б. Архангельская: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Чебоксары, 2001.- 24 с.
11. Асташова Н. А. Воспитательная система школы: теория, практика, мониторинг [Текст]: Учеб.-метод. пособие/ Н.А. Асташова, В.И. Борисова.- Брянск, 1999.- 129 с.
12. Афанасов А.В. Формирование опыта конструктивного разрешения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза [Текст]/ А.В. Афанасов: Автореф. дис... канд пед.наук. - Кострома, 2002.- 20 с.
13. Байбородова Л. В., Паладьев С. JI. , Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы [Текст]: Учеб.-метод. пособие/ JI.B. Байбородов, C.JI. Паладьев, Е.Н. Степанов,- Псков,
1994. -91 с.
14. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике: Понятие «воспитание» в педагогической науке [Текст] /Л.А. Байкова// Классный руководитель. - 1998, N 2.- С. 2-11.
15. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Мартишина Н.В. Современные воспитательные системы: Воспитательная система как подструктура педагогической системы школы [Текст]/ Л.А. Байкова., Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель,- 1998, N 3. - С. 19-34.
16. Барышников Е. Н. Коллектив: анализ понятия с позиций диалогики воспитания [Текст]/ Е.Н. Барышников // Развитие личности ребенка в общности и коллективе: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19-21 ноября 2002 г.).- Тула, 2002.- С.27 - 34.
17. Барышников Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения [Текст]/ Е.Н. Барышников: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- СПб., 1999.- 19 с.
127
18. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов [Текст]/ Г.С. Батыгин .- М., 1995.-365 с.
19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст]/ Питер Бергер, Томас Лукман. - М., 1995.-324 с.
20. Бергум, Д. Подготовка полицейских в Великобритании для третьего тысячелетия [Текст]/Д. Бергум // Милиция/ полиция третьего тысячелетия: совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с населением: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 2.- Смоленск, 2001. - С. 6-71.
21. Богуславский М. В. 20 век Российского образования [Текст]/ М.В. Богуславский.- М., 2002. - 326 с.
22. Вагин А.Н. Личность и проектирование воспитательной системы в школе [Текст] / А.Н. Вагин// Администратор образования: управленческая компетентность в современных условиях.- Н. Новгород, 2000.-С. 84-93.
23. Вапилин Е.Г., Мулява О.Д. Смогут ли офицеры запаса решить кадровую проблему в армии? [Текст]/ Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява//Военная мысль - 2001, №5.- С. 37-42.
24. Вапилин Е.Г., Мулява О.Д. Социальные проблемы военного образования [Текст]/ Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява // Военная мысль. -
2001, №1.- С. 48-51.
25. Ватулин А.И. Методология цели в воспитательных системах [Текст]/А.И. Ватулин// Акмеология-2001: Методические и методологические проблемы. Вып.6.- СПб.,2001,- С. 79-85.
26. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент [Текст]/О.С, Виханский, А.И. Наумов: 3-е изд.- М., 2000.- 527 с.
128
27. Волков С.В. Русское офицерство как историко-культурный феномен [Текст]/ С.В. Волков //Военно-историческая антропология. Ежегодник,
2002. Предмет, задачи, перспективы развития. - М., 2002,- С 162-189
28. Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии [Текст]/ М.В. Воропаев. - Тамбов, 2002. - 112 с.
29. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-метод. Пособие [Текст].- Псков, 1994.- 93 с.
30. Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории [Текст]/ Вульфов Б. 3., Григорьев Д. В., Евладова Е. Б. и др.- М., 1997.- 111 С.
31. Воспитательные систем современной школы: опыт, поиски, перспективы [Текст]/Сост. JI.K. Балясная, научн. ред. Л. И. Новикова,
Н.Л. Селиванова. - М., 1995. - 287 с.
32. Гаврилин А.В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике [Текст]/ А.В. Гаврилин: Автореф. дис.... д-ра пед. наук.- 1991.- 35 с.
33. Гаврилин А. Воспитательные системы, пути разработки, критерии качества [Текст]/ А. Гаврилин// Нар. образование. - 1997, N 9.- С. 132¬
135.
34. Гаврилин А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем [Текст]/ А.В. Гаврилин.- Владимир,1998.- 413с.
35. Гаврилюк А.В., Бахир В.К., Костикова М.Н., Пядушкина Н.Н. Вуз как воспитательная система - необходимость новых концепций [Текст]/ А.В. Гаврилюк, В.К. Бахир, М.Н. Костикова, Н.Н. Пядушкина// Инновации в российском образовании: 4.2.- М.,2000. - С. 58-62.
36. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания [Текст]/ Н.К. Голубев, Б.П. Битинас.- М., 1989. - 289 с.
129
37. Гольдберг В. А. Управление становлением воспитательной системы школы [Текст]/ В.А. Гольдберг: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М.,
1995. - 15 с.
38. Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ [Текст]/ П.Н. Городов: Автореф дис.... канд. пед. наук. - М., 1972. - 18 с.
39. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход [Текст]/ Д.В. Григорев// Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сборник науч. статей.- Пермь, 2001. - С.66 - 76.
40. Грозова Т.Н. Организационно-педагогические условия становления воспитательной системы в высшем учебном заведении: на примере Марийского государственного университета [Текст]: дис... канд.пед. наук. - Йошкар-Ола, 2004. - 194 с.
41. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: (В описаниях их авт. и исслед.) [Текст]/ Под общ. ред. H.JI. Селивановой.- М., 1998.- 333 с.
42. Давыдов Г.А. Психологические проблемы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ [Текст]/Г.А. Давыдов: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1982. - 19 с.
43. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы как субъект воспитания [Текст]/Н.С, Дежникова: Автореф. дис...д-ра пед. наук. - М., 1989.- 48 с.
44. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы[Текст]/ Н.С. Дежникова. - М., 1984.- 89 с.
45. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства[Текст]/ И.Д. Демакова: Автореф. дис...д-ра пед. наук. - М.,2000.- 45 с.
130
46. Демакова И. Д. Герменевтический подход в воспитательной деятельности педагога [Текст]/ И.Д. Демакова// Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сборник науч. стат. - Пермь, 2001. - С. 76 - 92.