Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД
|
Введение 2
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД как социально¬педагогическая проблема 11
1.1. Современные подходы к развитию воспитательной системы вуза... 11
1.2. Социально-педагогические особенности воспитательной системы в вузе МВД 27
1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитательных систем в военизированных вузах 45
2. Реализация организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.1. Характеристика организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.2. Опыт экспериментального изучения развития воспитательной системы вуза МВД (на примере конкретного вуза) 74
2.3. Организационные формы и средства управления развитием воспитательной системы вуза МВД 91
3. Заключение 118
Список использованной литературы 125
Приложения 142
Приложение 1 142
Приложение 2 143
Приложение 3 145
Приложение 4 148
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД как социально¬педагогическая проблема 11
1.1. Современные подходы к развитию воспитательной системы вуза... 11
1.2. Социально-педагогические особенности воспитательной системы в вузе МВД 27
1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитательных систем в военизированных вузах 45
2. Реализация организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.1. Характеристика организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД 61
2.2. Опыт экспериментального изучения развития воспитательной системы вуза МВД (на примере конкретного вуза) 74
2.3. Организационные формы и средства управления развитием воспитательной системы вуза МВД 91
3. Заключение 118
Список использованной литературы 125
Приложения 142
Приложение 1 142
Приложение 2 143
Приложение 3 145
Приложение 4 148
ВУЗы МВД являются не только учреждениями высшего профессионального образования - они осуществляют широкое социальное воспитание будущих специалистов правоохранительных органов. Современный тип ВУЗа МВД как воспитательной организации в целом оформился в связи с реформой высшего образования 1970-х гг., существенным образом повлиявшей на организацию преподавания в училищах и академиях МВД.
Последние десятилетия принесли кардинальные изменения в социальный облик нашей страны. Исследования Института социально¬политических исследований и Института комплексных социальных исследований РАН обосновывают вывод о том, что в России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа (не более 25-30% населения), а другая - связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей (35-40% населения). Остальную часть населения - 30-40% - составляет группа с промежуточным типом ценностного сознания. Именно из этой группы пополняется та часть населения, которая начинает принимать индивидуалистическую систему ценностных ориентаций. В целом подтверждают эту картину и выводы Н.А. Журавлевой (2006 г.) [50], однако в них отмечается тенденция снижения значимости для студенчества и старших школьников высших альтруистических ценностей.
Такая структура менталитета, усугубляется отсутствием устоявшейся общей идеологии, что создает сложности в формировании офицерского корпуса МВД. Ряд исследований прямо свидетельствует о неблагоприятных тенденциях такого рода (А.В. Дулов, С.В. Ефимкин, Е.А. Киселева и др.). В
3
нынешней структуре мотивов, по сравнению с мотивами слушателей 70-80 годов, реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания участвовать в борьбе с преступностью был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третьего десятка), а приобретают больший вес материальные (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более защищенным). Много среди поступающих молодых людей без социального опыта, слабо профессионально ориентированных, но воспитанных в духе современного меркантилизма, расчетливости. В то же время в образовательных учреждениях МВД накоплен большой и достаточно продуктивный опыт организации воспитательных практик, отрабатываются новые формы техники и методики воспитания (система технологий воспитательного процесса).
Среди вопросов, изучавшихся исследователями воспитания, находятся и проблемы воспитания студентов, слушателей и курсантов вузов. Эти исследования выполнены Н.Б. Архангельской, П.Н. Городовым, В.Т. Лисовским, Л.В. Мардахаевым, В.А. Шабуниной и др. Общие проблемы теории воспитательных систем, значимые для военизированных учебных заведений были выполнены в рамках научного направления Л.И. Новиковой,
А.Т. Куракина, В.А. Карковского, Н.Л. Селивановой. Общие вопросы развития воспитательных систем изучались в рамках Петербургской школы (Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова и др.). В рамках этого подхода предложена типология гуманистических воспитательных систем (Е.Н. Барышников).
Однако в этих исследованиях не в полной мере раскрыта специфика развития воспитательных систем вузов МВД. Налицо некоторая идеализация условий формирования воспитательной системы. Часто само условие формирования воспитательной системы оказывается в равной степени проявлением зрелой воспитательной системы. Вместе с тем, проблемы развития реально существующих воспитательных организаций МВД часто
4
носят более «приземленный» характер, и практики на местах нуждаются в более простой системе первоначальных шагов по формированию воспитательной системы.
Таком образом развитие практики воспитания специалистов в вузах МВД и ее теоретическое осмысление породило ряд противоречий:
1) разрыв между уровнем развития реальной воспитательной практики в вузах МВД и «забеганием вперед» проблематики научно-педагогических исследований;
2) между потребностями совершенствования воспитательной работы с курсантами вузов МВД и оторванностью рекомендаций по формированию воспитательной системы в вузах гражданского профиля от реалий организации жизнедеятельности курсантов;
3) резким изменением социально-культурного контекста развития воспитательных систем вузов МВД в последние десятилетия.
Разрешение этих противоречий определил выбор темы диссертационного исследования - «Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД».
Объект исследования: воспитательная система вуза МВД.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы:
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД может быть представлено как составляющая двух факторов: последовательных этапов долговременного характера (зарождения, структурирования и дифференциации, интеграции и перестройки и обновления) и ежегодных циклов организации социального опыта курсантов.
5
2. В ценностном развитии воспитательной системы вуза МВД доминируют две группы ценностей: авторитарных (ценности механистического соответствия личности требованиям будущей профессиональной роли) и патерналистских (ценностей личностного долга, ответственности перед обществом).
3. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД могут быть выделены в соответствии с основными характеристиками организации социального опыта курсантов: обособленностью, структурированностью, преодолением физических трудностей, публичностью, «этапностью».
4. Организационные формы и средства, основанные на использовании символического воспитательного потенциала преимущественно детерминируют укрепление патерналистских ценностных ориентаций курсантов; формы и средства, основанные на использовании организации режима и выполнения служебных обязанностей связаны с формированием авторитарных ценностных ориентаций курсантов.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Определить особенности развития воспитательной системы вуза
МВД.
2. Изучить специфику формирования ценностных ориентаций курсантов в воспитательной системе вуза МВД.
3. Обосновать выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД
4. Изучить влияние организационных форм и средств на развитие воспитательной системы вуза МВД.
Последние десятилетия принесли кардинальные изменения в социальный облик нашей страны. Исследования Института социально¬политических исследований и Института комплексных социальных исследований РАН обосновывают вывод о том, что в России в настоящее время сосуществуют две различные модели ценностного сознания. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа (не более 25-30% населения), а другая - связана с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей (35-40% населения). Остальную часть населения - 30-40% - составляет группа с промежуточным типом ценностного сознания. Именно из этой группы пополняется та часть населения, которая начинает принимать индивидуалистическую систему ценностных ориентаций. В целом подтверждают эту картину и выводы Н.А. Журавлевой (2006 г.) [50], однако в них отмечается тенденция снижения значимости для студенчества и старших школьников высших альтруистических ценностей.
Такая структура менталитета, усугубляется отсутствием устоявшейся общей идеологии, что создает сложности в формировании офицерского корпуса МВД. Ряд исследований прямо свидетельствует о неблагоприятных тенденциях такого рода (А.В. Дулов, С.В. Ефимкин, Е.А. Киселева и др.). В
3
нынешней структуре мотивов, по сравнению с мотивами слушателей 70-80 годов, реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания участвовать в борьбе с преступностью был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третьего десятка), а приобретают больший вес материальные (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более защищенным). Много среди поступающих молодых людей без социального опыта, слабо профессионально ориентированных, но воспитанных в духе современного меркантилизма, расчетливости. В то же время в образовательных учреждениях МВД накоплен большой и достаточно продуктивный опыт организации воспитательных практик, отрабатываются новые формы техники и методики воспитания (система технологий воспитательного процесса).
Среди вопросов, изучавшихся исследователями воспитания, находятся и проблемы воспитания студентов, слушателей и курсантов вузов. Эти исследования выполнены Н.Б. Архангельской, П.Н. Городовым, В.Т. Лисовским, Л.В. Мардахаевым, В.А. Шабуниной и др. Общие проблемы теории воспитательных систем, значимые для военизированных учебных заведений были выполнены в рамках научного направления Л.И. Новиковой,
А.Т. Куракина, В.А. Карковского, Н.Л. Селивановой. Общие вопросы развития воспитательных систем изучались в рамках Петербургской школы (Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова и др.). В рамках этого подхода предложена типология гуманистических воспитательных систем (Е.Н. Барышников).
Однако в этих исследованиях не в полной мере раскрыта специфика развития воспитательных систем вузов МВД. Налицо некоторая идеализация условий формирования воспитательной системы. Часто само условие формирования воспитательной системы оказывается в равной степени проявлением зрелой воспитательной системы. Вместе с тем, проблемы развития реально существующих воспитательных организаций МВД часто
4
носят более «приземленный» характер, и практики на местах нуждаются в более простой системе первоначальных шагов по формированию воспитательной системы.
Таком образом развитие практики воспитания специалистов в вузах МВД и ее теоретическое осмысление породило ряд противоречий:
1) разрыв между уровнем развития реальной воспитательной практики в вузах МВД и «забеганием вперед» проблематики научно-педагогических исследований;
2) между потребностями совершенствования воспитательной работы с курсантами вузов МВД и оторванностью рекомендаций по формированию воспитательной системы в вузах гражданского профиля от реалий организации жизнедеятельности курсантов;
3) резким изменением социально-культурного контекста развития воспитательных систем вузов МВД в последние десятилетия.
Разрешение этих противоречий определил выбор темы диссертационного исследования - «Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД».
Объект исследования: воспитательная система вуза МВД.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД.
Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы:
1. Развитие воспитательной системы вуза МВД может быть представлено как составляющая двух факторов: последовательных этапов долговременного характера (зарождения, структурирования и дифференциации, интеграции и перестройки и обновления) и ежегодных циклов организации социального опыта курсантов.
5
2. В ценностном развитии воспитательной системы вуза МВД доминируют две группы ценностей: авторитарных (ценности механистического соответствия личности требованиям будущей профессиональной роли) и патерналистских (ценностей личностного долга, ответственности перед обществом).
3. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД могут быть выделены в соответствии с основными характеристиками организации социального опыта курсантов: обособленностью, структурированностью, преодолением физических трудностей, публичностью, «этапностью».
4. Организационные формы и средства, основанные на использовании символического воспитательного потенциала преимущественно детерминируют укрепление патерналистских ценностных ориентаций курсантов; формы и средства, основанные на использовании организации режима и выполнения служебных обязанностей связаны с формированием авторитарных ценностных ориентаций курсантов.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Определить особенности развития воспитательной системы вуза
МВД.
2. Изучить специфику формирования ценностных ориентаций курсантов в воспитательной системе вуза МВД.
3. Обосновать выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД
4. Изучить влияние организационных форм и средств на развитие воспитательной системы вуза МВД.
Наше исследование организационно-педагогических условий развития воспитательной системы вуза МВД выполнено в рамках концепции А.В. Мудрика. Это позволило органично соединить анализ социально-культурных условий развития воспитательных систем и специфики социальных институтов, в рамках которых они функционируют. Она имеет целый ряд теоретических преимуществ: во-первых, в ее рамках социальные, культурные условия развития воспитательной системы в виде мезо- и микро-факторов становятся органичной составляющей социально-педагогической деятельности; во-вторых, в ее рамках возможно разделение по объективным показателям условий развития воспитательной системы вуза МВД и специфических элементов технологии ее создания; и в-третьих, становится возможным выявить специфику развития воспитательной системы вуза МВД и выделить организационно-педагогические условия, детерминирующие этот процесс.
119
Проанализированный нами материал о развитии системы полицейского образования в развитых зарубежных странах позволил сделать вывод, о том, что на Западе роль образовательных учреждений полиции как воспитательных организаций снижается. Но в том случае, если полицейское учебное профессиональное заведение использует классические схемы подготовки, то основные формы и способы организации социального опыта кадетов и слушателей оказываются очень близкими тем, что используются в отечественных учебных заведениях МВД.
Социально-педагогические особенности воспитательных систем вузов МВД отражают как положительные, так и отрицательные последствия влияния мезофакторов отечественного социума (который существенно отличается от западных обществ) на вузы как воспитательные организации. Положительная составляющая состоит в том, что в вузы МВД поступает значительная часть молодежи - носителей традиционного, патерналистского сознания. Но другая часть поступающих - выходцы из семей с индивидуалистическим типом сознания, который относится к совершенно другому типу ценностности. В сочетании со сложными социальными процессами, протекающими в обществе и реформированием правоохранительной системы это существенно осложняет позитивное развитие воспитательных систем.
Тем более, что согласно использованному нами подходу М.В. Воропаева именно культурно-цивилизационный контекст и определяет в основном тип воспитательной системы. Согласно этому подходу воспитательные системы вузов МВД относятся преимущественно к авторитарному и нормативно-гуманистическому типу.
Тем не менее, особенности вузов МВД как военизированных воспитательных организаций создают достаточные условия для того, чтобы успешно использовать положительные и противостоять негативным социально-педагогическим тенденциям.
120
Наше исследование показало, что организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД прямо связаны со специфическими характеристиками военизированных воспитательных организаций (обособленностью, «этапностью», публичностью и др.). Кроме того, само развитие воспитательной системы вуза МВД представляет собой неоднородный процесс, в котором на долговременные циклы (зарождения, зрелости, кризиса и др.) накладываются ежегодные циклы, связанные с выпуском курсантов, закончивших это учебное заведение и зачислением абитуриентов.
Одним из результатов проделанной экспериментальной и теоретической работы явилось выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы и разработка диагностических эмпирических критериев (описаны в §2.2.).
В работе были использованы следующие группы условий (в скобках указаны наиболее типичные диагностические критерии): обособленность процессов организации социального опыта в рамках воспитательной системы (выполнение режимных требований к организации жизнедеятельности филиала, среднее время, проводимое вне филиала курсантами в течение недели, полнота выполнения уставных требований к ношению форменной одежды и правилам обращения к старшему по званию, «сила» и «толщина» субкультуры в коллективе курсантов), жесткая структурированность всех сторон организации социального опыта (способ пространственной организации отдельных архитектурных и ландшафтных элементов (в том числе их дифференциация), степень порядка и чистоты на территории учебного заведения, соблюдение установленного режима дня, уровень строевой подготовки учебных взводов, соотношение дисциплинарной практики и латентных нарушений), преодоление физических трудностей или спортивной подготовкой (субъективное ощущение тяжести выполнения
121
режима дня в целом, объективные показатели физической подготовленности), публичность организации быта и жизнедеятельности в вузе МВД, организация системы воспитательной работы и всей системы жизнедеятельности как ряда последовательных этапов (координация планов воспитательной работы с учебными планами (с основными этапами обучения), наличие различия в статусе курсантов, находящихся на разных этапах обучения, степень символической насыщенности мероприятий, связанных с переходом курсантов от одного обучения к другому).
Отталкиваясь от описанных в литературе этапов развития воспитательной системы мы пришли к выводу, что в развитии воспитательных систем вузов МВД можно выделить ряд моментов, не отраженных в классических схемах анализа развития воспитательных систем и определенных спецификой военизированных социальных институтов. Выделение нами двух временных перспектив: долговременного развития (описанного в литературе как движение от зарождения к зрелости воспитательной системы) и циклической составляющей, отражающей ежегодные циклы учебно-профессиональной подготовки курсантов, позволяет более точно описывать развитие воспитательной системы вузов МВД. Так, в деятельности вузов МВД в той или иной степени всегда выделяется три основных этапа. Первый этап - это этап ломки старых жизненных стереотипов и системы мировосприятия учащихся. Для вузов МВД он распадается на две самостоятельные части. Этот этап начинается от момента зачисления до принятия Присяги. Вторая часть первого этапа начинается от принятия Присяги и продолжается, как правило, до окончания 1 курса. Он является логическим продолжением первого.
119
Проанализированный нами материал о развитии системы полицейского образования в развитых зарубежных странах позволил сделать вывод, о том, что на Западе роль образовательных учреждений полиции как воспитательных организаций снижается. Но в том случае, если полицейское учебное профессиональное заведение использует классические схемы подготовки, то основные формы и способы организации социального опыта кадетов и слушателей оказываются очень близкими тем, что используются в отечественных учебных заведениях МВД.
Социально-педагогические особенности воспитательных систем вузов МВД отражают как положительные, так и отрицательные последствия влияния мезофакторов отечественного социума (который существенно отличается от западных обществ) на вузы как воспитательные организации. Положительная составляющая состоит в том, что в вузы МВД поступает значительная часть молодежи - носителей традиционного, патерналистского сознания. Но другая часть поступающих - выходцы из семей с индивидуалистическим типом сознания, который относится к совершенно другому типу ценностности. В сочетании со сложными социальными процессами, протекающими в обществе и реформированием правоохранительной системы это существенно осложняет позитивное развитие воспитательных систем.
Тем более, что согласно использованному нами подходу М.В. Воропаева именно культурно-цивилизационный контекст и определяет в основном тип воспитательной системы. Согласно этому подходу воспитательные системы вузов МВД относятся преимущественно к авторитарному и нормативно-гуманистическому типу.
Тем не менее, особенности вузов МВД как военизированных воспитательных организаций создают достаточные условия для того, чтобы успешно использовать положительные и противостоять негативным социально-педагогическим тенденциям.
120
Наше исследование показало, что организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД прямо связаны со специфическими характеристиками военизированных воспитательных организаций (обособленностью, «этапностью», публичностью и др.). Кроме того, само развитие воспитательной системы вуза МВД представляет собой неоднородный процесс, в котором на долговременные циклы (зарождения, зрелости, кризиса и др.) накладываются ежегодные циклы, связанные с выпуском курсантов, закончивших это учебное заведение и зачислением абитуриентов.
Одним из результатов проделанной экспериментальной и теоретической работы явилось выделение организационно-педагогических условий развития воспитательной системы и разработка диагностических эмпирических критериев (описаны в §2.2.).
В работе были использованы следующие группы условий (в скобках указаны наиболее типичные диагностические критерии): обособленность процессов организации социального опыта в рамках воспитательной системы (выполнение режимных требований к организации жизнедеятельности филиала, среднее время, проводимое вне филиала курсантами в течение недели, полнота выполнения уставных требований к ношению форменной одежды и правилам обращения к старшему по званию, «сила» и «толщина» субкультуры в коллективе курсантов), жесткая структурированность всех сторон организации социального опыта (способ пространственной организации отдельных архитектурных и ландшафтных элементов (в том числе их дифференциация), степень порядка и чистоты на территории учебного заведения, соблюдение установленного режима дня, уровень строевой подготовки учебных взводов, соотношение дисциплинарной практики и латентных нарушений), преодоление физических трудностей или спортивной подготовкой (субъективное ощущение тяжести выполнения
121
режима дня в целом, объективные показатели физической подготовленности), публичность организации быта и жизнедеятельности в вузе МВД, организация системы воспитательной работы и всей системы жизнедеятельности как ряда последовательных этапов (координация планов воспитательной работы с учебными планами (с основными этапами обучения), наличие различия в статусе курсантов, находящихся на разных этапах обучения, степень символической насыщенности мероприятий, связанных с переходом курсантов от одного обучения к другому).
Отталкиваясь от описанных в литературе этапов развития воспитательной системы мы пришли к выводу, что в развитии воспитательных систем вузов МВД можно выделить ряд моментов, не отраженных в классических схемах анализа развития воспитательных систем и определенных спецификой военизированных социальных институтов. Выделение нами двух временных перспектив: долговременного развития (описанного в литературе как движение от зарождения к зрелости воспитательной системы) и циклической составляющей, отражающей ежегодные циклы учебно-профессиональной подготовки курсантов, позволяет более точно описывать развитие воспитательной системы вузов МВД. Так, в деятельности вузов МВД в той или иной степени всегда выделяется три основных этапа. Первый этап - это этап ломки старых жизненных стереотипов и системы мировосприятия учащихся. Для вузов МВД он распадается на две самостоятельные части. Этот этап начинается от момента зачисления до принятия Присяги. Вторая часть первого этапа начинается от принятия Присяги и продолжается, как правило, до окончания 1 курса. Он является логическим продолжением первого.
Подобные работы
- Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Педагогические условия развития профессиональной позиции студентов, будущих педагогов, при обучении в педагогической магистратуре
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Технологии физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, применяемые на уроках гимнастики в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



