ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОПРОФИЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Монопрофильная территория как система, формируемая
градообразующим предприятием 7
1.2. Сущность рынка труда моногородов 17
1.3. Рынок труда монопрофильной территории в системе регионального
рынка труда 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1. Экономические предпосылки возникновения моногородов в
Республике Татарстан 35
2.2. Сравнительный анализ состояния рынков труда моногородов
Республики Татарстан 44
2.3. Оценка эффективности регулирования рынка труда моногородов в
РТ на современном этапе 51
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 60
3.1. Совершенствование механизма регулирования рынка труда
моногородов 60
3.2. Возможности использования зарубежного опыта регулирования
рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние десять - пятнадцать лет проблемы монопрофильных территориальных образований являются объектом неослабевающего внимания органов власти, специалистов в области экономических наук, средств массовой информации. Это объясняется сложной ситуацией, в которой оказались многие из этих территорий, их многочисленностью, разнообразием и высокой значимостью для нашей страны, обострением целого комплекса проблем монопопрофильных поселений в связи с экономическим кризисом 2008 - 2009 годов, смягчению которых отнюдь не способствуют и ныне возникшие трудности в экономике. Обусловлено это также сложностью и высокой ценой решений, которые необходимо принимать, чтобы оказать помощь этим территориям и создать нормальные условия для жизнедеятельности их населения.
Особо выделяются проблемы монопрофильных территорий, связанные с функционированием их рынков труда. Высокая, длительная, с трудом преодолеваемая безработица, недостаточность и узкопрофессиональная структура спроса на рабочую силу при избыточном ее предложении, неэффективная и все ухудшающаяся структура занятости значительных контингентов работающего населения - эти и многие другие негативные особенности отличают рынки труда монопрофильных поселений.
Но, хотя проблематика монопрофильных территорий является предметом многочисленных научных исследований, в том числе экономических, вопросы специфики и путей эффективного регулирования их рынков труда исследованы совершенно недостаточно. Этот парадоксальный факт противоречит основополагающей роли занятости и рынка труда как важного механизма ее обеспечения в жизнедеятельности трудоспособного населения, актуализирует необходимость проведения специальных системных исследований по данному вопросу. Их практическое отсутствие не позволяет реально оценить истинные масштабы и угрозы безработицы среди жителей монопрофильных территорий, снять ряд противоречий при оказании им помощи, а, следовательно, и определить действенные пути регулирования кризисных явлений на этих рынках труда и смягчения социальной напряженности в монопоселениях.
В этой связи тема дипломной работы относится к числу недостаточно изученных и обладает высокой степенью актуальности.
Так же актуальность исследования проблем рынка труда в монопрофильных городах обусловлена тем, что рост безработицы способен стать фактором социальной напряженности и нивелировать позитивные социально-экономические изменения, достигнутые в результате экономического роста.
Предметом исследования являются экономико-организационные и социально-трудовые отношения, которые возникают по поводу регулирования рынка труда монопрофильных территориальных образований
Объектом исследования выступает рынок труда моногородов Республики Татарстан.
Цель работы заключается в комплексном исследовании рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан и разработке практических рекомендаций.
В ходе написания данной работы мною поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать моногород как систему, формируемую
градообразующим предприятием.
2. Рассмотреть сущность рынка труда моногородов.
3. Изучить рынок труда моногородов в системе регионального рынка труда.
4. Охарактеризовать экономические предпосылки возникновения моногородов в Республике Татарстан.
5. Провести сравнительный анализ состояния рынков труда
моногородов Республики Татарстан.
6. Дать оценку эффективности регулирования рынка труда
моногородов в РТ на современном этапе.
7. Рассмотреть совершенствование механизма регулирования рынка труда моногородов.
8. Изучить возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ.
В написании работы использована научная литература следующих авторов: Алушкин Ю.А., Гладких М.О., Здоровцова Л.В., Коготов В.В., Маслова А.Н. и др.
Методологической основой является диалектический метод познания, также в процессе написания работы использовались такие методы как формально-логический, технико-юридический, историко-правовой и другие.
Степень разработанности темы. В последнее время изучению вопросов реструктуризации и развития моногородов просвещенны исследования многих российских ученых. Определенный интерес представляют работы Любовного В.Я., Анимицы Е.Г., Ильина И.Н., Макеева О.Б., Тургель И.Д. в которых представлены концептуальные подходы в решении проблем монопрофильных городов, указаны основные направления развития и возможные механизмы управления в современных условиях. В работе Тургель И.Д. значительное внимание уделяется определению особенностей функционирования социальной сферы моногорода и систематизации существующих подходов к классификации монопрофильных муниципальных образований.
Научная новизна: научная новизна заключается в определении степени влияния монопрофильности на рынок труда моногорода, что может стать часть методического инструментария для разработки программ социально¬экономического развития моногородов.
Практическая значимость исследования. Выявлены тенденции социально-экономического развития моногородов в Республике Татарстан в условиях современных преобразований в экономике. Обоснованы факторы, оказывающие влияние на дальнейшее развитие моногородов. Сформулированы предложения по совершенствованию системы управления рынком труда моногородами в части изменения действующей законодательной базы и разработки нового оценочного инструментария.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, которые регулируют системы регионального развития и управления; постановления Правительства РФ и Республики Татарстан, указы Президента РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы исследования рынка труда моногородов.
Во второй главе работы будет проведен анализ рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан.
В третьей главе будут рассмотрены основные направления развития рынка труда моногородов в Республике Татарстан.
Анализ международного опыта развития моногородов позволил сделать следующие основные выводы.
В мировой практике применяется комплексный подход к решению проблем развития моногородов. Он включает в себя реализацию государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также направленных на переобучение работников слабеющих градообразующих предприятий. Наряду с этим снижению социальной напряженности в моногородах способствуют меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, благодаря которым происходит перемещение населения в экономически благополучные районы.
Важную роль в модернизации моногородов играют механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие более эффективно задействовать ресурсные возможности бизнеса и государства для структурной перестройки их экономик. Кроме того, большое значение в рамках государственной политики содействия модернизации моногородов придается развитию деятельности органов местного самоуправления. Их высокая заинтересованность в судьбе города и активное взаимодействие с бизнесом позволяют достичь значительного успеха в решении имеющихся социально-экономических и демографических проблем.
Г осударственная поддержка неконкурентоспособных
градообразующих предприятий обычно оказывается малопродуктивной и неэффективной, поэтому случаи ее применения за рубежом крайне ограниченны.
В Российской Федерации на данном этапе отчётливо выделяется крупнейшая проблема общероссийской значимости, остроту которой вплоть до последнего времени недооценивали. Эта проблема заявила о себе сегодня кризисом моногородов, к числу которых в России относится более 2/3 малых и средних (небольших) городов, а также подавляющее большинство посёлков городского типа (пгт).
Проблемы монопрофильных городов и поселков городского типа (далее — моногородов) определяются прежде всего тем, что настоящее и будущее моногорода (и всех его жителей) полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника предприятия в отношении своего бизнеса, с одной стороны, и с другой — от политики, которую проводит государство как в отношении этих предприятий, так и в отношении моногородов в целом.
В настоящее время проблемы жизнедеятельности категории небольших городских населённых мест, прежде всего монопрофильных городов и посёлков, достигли, в результате ряда непродуманных реформ, такой остроты, которая может привести к развитию в стране неуправляемых негативных процессов.
Градообразующие промышленные предприятия моногородов и пгт, в поддержание и модернизацию производства которых средства с самого начала реформ не вкладывались, исчерпали или почти исчерпали свой ресурс еще до наступления мирового финансового кризиса - технологии и основные фонды устарели морально и износились физически. Некоторые предприятия обанкротились, но большинство держалось «на плаву». Кризис многократно обострил и усугубил имеющиеся проблемы небольших моногородов, градообразующие предприятия которых (прежде всего - экспортно¬ресурсные и кредитозависимые) резко сократили объем производства. Во всех случаях как следствие — рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности. Ситуация с занятостью в моногородах была осложнена в значительной степени (в сравнении с большими городами) весьма ограниченным диапазоном выбора мест приложения труда. Таким образом, все предпосылки кризиса моногородов обозначились уже в 90-х годах.
Проблема моногородов может быть решена только при совместном участии федеральной власти, субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и бизнеса. Начать же следует с создания таких законодательных механизмов, которые сделают территории
монопрофильных городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства.
Особенно важно создать выгодные условия для развития малого и среднего бизнеса. Он более мобильный, гибкий, чем крупный, быстрее адаптируется к изменениям и к конкретным местным проблемам.
Именно он позволяет снизить зависимость от одного градообразующего предприятия и создать новые рабочие места.
Государственная политика в отношении небольших моногородов и поселков должна исходить из принципа сохранения практически всех таких монопоселений и оказания им для этого всемерной помощи и поддержки. Предлагаемое экспертами Министерства регионального развития РФ разделение монопрофильных городов на две почти равные части — на «прогрессивные», состояние, профиль и экономико-географическое положение которых дает надежду на их выживание, и на «депрессивные», будущее которых можно поставить под сомнение в силу объективных, как им кажется, причин и фактически — отказ от господдержки последних запускает опасный процесс их разрушения со всеми вытекающими отсюда последствиями, усугубляющий и без того критическое состояние сети населенных мест страны. Процесс, который при таком подходе неизбежно станет нарастать. В итоге страна получит то, что получила в свое время в отношении «неперспективных» российских деревень, которых уже не стало, но разрушительные процессы в сельской местности остановить после этого не удалось. Как показало наше исследование, жители моногородов не допускают даже возможности их постепенной ликвидации из -за остановки предприятия с переселением граждан к другим местам работы. При этом приводятся мотивировки разного характера - и материально-экономического, и эмоционально-психологического с указанием на социально-протестные акции и рост преступности.
Задачу стабилизации социально-экономического положения моногородов, выведения их градообразующих предприятий из кризиса и создания стартовых условий для их устойчивого развития необходимо считать важной частью выдвинутой Президентом Российской Федерации масштабной задачи консолидации общества в достижении общенациональных интересов. С этой целью было бы важным совместными усилиями всех заинтересованных сторон — федеральных органов государственной власти, представителей моногородов, органов власти субъектов Федерации и заинтересованных негосударственных организаций — проработать предложения по включению моногородов, их предприятий, организаций и жителей в процесс реализации сформированных Президентом страны пяти направлений — институты, инвестиции, инновации, инфраструктура, интеллект. Прежде всего это важно для модернизации градообразующей базы городов. Руководители моногородов, их органы управления ставят вопрос о принятии решительных государственных мер на главном направлении - создании условий для сохранения, модернизации, технического перевооружения и расширения прежде всего существующих градообразующих предприятий, а также — сохранения рабочих мест путем создания на базе действующих, но неэффективных предприятий новых модернизированных производств конкурентоспособной продукции с максимальным использованием имеющихся местных возможностей. С этой целью они выдвигают перед федеральными органами государственной власти требования по реструктуризации долгов, расширению рынков сбыта продукции градообразующих предприятий, содействию в расширении спроса на нее, в том числе - по размещению государственных заказов и получению государственных грантов.
1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Россий¬ской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 [Текст]// Собрание законода-тельства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.
2. О несостоятельности (банкротстве) : Федеральный закон от 26.10.2002 № 127ФЗ : ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ [Текст] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».
3. О предоставлении в 2011 г. субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополни-тельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации: Постановление
Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 51. Ст. 6316.
4. Об утверждении плана мероприятий по повышению мобильности
граждан Российской Федерации на 2014-2018 гг.: Распоряжение Пра-вительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 663-р [Текст] // Со¬брание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть
IV). Ст. 2262.
5. Об утверждении плана мероприятий по обеспечению повышения
производительности труда, создания и модернизации высокопроизво-дительных рабочих мест: Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 29. Ст. 4165.
6. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных обра-зований Российской Федерации (моногородов): Распоряжение Прави-тельства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4448.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1398-р «О перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4448
8. Государственная программа «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 09.08.2013 N° 553
Монографии
9. Адамчук В. В. Экономика труда [Текст] / В. В. Адамчук. - Москва : ИНФРА - М, 2012. - 415 с.
10. Анимица Е. Г. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города [Текст] / Е. Г. Анимица, В. С. Бочко, Э. В. Пешина, П. Е. Анимица [под ред. А. И. Татаркина, М. В. Федорова]. - Екатеринбург : Издательство УрГЭУ, 2011. - 81 с.
11. Боже-Гарнье Ж. Очерки по географии городов [Текст] / Ж. Боже- Гарнье, Ж. Шабо. - Москва : Прогресс, 2010. - 424 с.
12. Здоровцова Л. В. Концептуальные подходы и опыт регулирования рынков труда монопрофильных территорий / Вестник Воронежского государственного института высоких технологий. Серия Региональная экономика. - Воронеж : Научная книга. - 2014. - № 12. -С. 180-184.
13. Испулова С. Н. Социально-трудовые отношения на рынке труда монопрофильного города: монография [Текст] / С. Н. Испулова. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 185 с.
14. Лаппо Г. М. География городов [Текст] / Г. М. Лаппо. - Москва : Владос, 2011. - 480 с.
15. Липсиц И. В. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: база данных о градообразующих предприятиях и моногородах России [Текст] / И. В. Липсиц. - Москва: Издательский дом Хроникер, 2012. - С. 254-262.
16. Любовный В. Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации [Текст] / В. Я. Любовный. -Москва : Дортранспечать. - 2014. - 104 с.
17. Остапенко Ю. М. Экономика труда [Текст] / Ю. М. Остапенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Инфра-М, 2012. - 272 с.
18. Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием [Текст] / И. Д. Тургель. - Екатеринбург : Издательство УрГГГА, 2013. - 259 с.
Статьи в сборниках
19. Алушкин Ю. А. - Моногорода в региональной экономике России: основные характеристики и новые условия развития [Текст] / Ю.А. Алушкин // Проблемы современной экономики. - 2010. - №3 (35). - С. 252-254.
20. Арсенова Е.А., Повышение эффективности государственной финансовой поддержки градообразующих предприятий монопрофильных городов [Текст] / Е.А. Арсенова, А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, О.Г. Крюкова // Эффективное антикризисное управление. - 2011. - № 1. - С.62 -71.
21. Букреев А.М. Проблемы модернизации российских моногородов [Текст] / А. М. Букреев // Проблемы и перспективы развития моногородов: материалы регионального научно-практического семинара - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. - С. 4-6.
22. Гладких М. О. Анализ программ социально-экономического развития моногородов Татарстана [Текст] / М. О. Гладких // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2013. - № 6. - С. 51-53.
23. Гладких М. О. Развитие моногородов: стратегический подход [Текст] / М. О. Гладких // Проблемы и перспективы развития моногородов : материалы Регионального научно-практического семинара. - Москва, 2013. - С. 13-15.
24. Зарецкий А. Д. Региональная политика по формированию конкурентного иммунитета монотерриторий [Текст] / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова, О. Е. Кирова // Управление экономическими системами. - 2012. - № 4. - С. 54-57.
25. Ильина И. Н. Стратегия модернизации моногородов России [Текст] / И. Н. Ильина // Развитие монопрофильных населенных пунктов в Российской Федерации: сборник научных трудов. - Москва : Финансовый университет, 2012. - С. 4-12.
26. Коготов В. В. Классификация системообразующих предприятий [Текст] / В. В. Коготов // Финансы и кредит. - 2012. - № 9. - С. 72-78.
27. Крутько Т.И. Моногорода: основные тенденции развития [Текст] / Т.И. Крутько // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - Санкт-Петербург, 2011. - № 2. - С. 89-93.
28. Макеева О. Б. Об эффективности развития моногородов (российская статистика и зарубежный опыт) [Текст] / О. Б. Макеева // Проблемы и перспективы развития моногородов : материалы Регионального научно-практического семинара. - Воронеж, 2013. - С. 16-20.
29. Маслова А.Н. Моногорода в России: проблемы и решения [Текст] / А.Н. Маслова // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011, т. 4, выпуск 5. - С. 16-28.
30. Мишон Е. В. Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы [Текст] / Е. В. Мишон // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления : материалы 5-ой международной научнопрактической конференции. - Воронеж, 2010. - Вып.1. - С. 195-197.
31. Москаленко И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России [Текст] / И. О. Москаленко // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы международной научной конференции. - Т. II. — Москва: РИОР, 2011. — С. 157-160.
32. Республика Татарстан в цифрах.: краткий статистический сборник. [Текст] - Казань: Татарстанстат, 2015. - 84 с.
33. Ряховская А. Н. Оценка эффективности государственных программ, реализуемых в моногородах [Текст] / А. Н. Ряховская, С. Е. Кован, О. Г. Крюкова, Е. А. Арсенова // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). - С. 126-131.
Статьи в периодических изданиях
34. Воронин И. Как будут спасать моногорода [Текст] / И. Воронин // Бюллетень недвижимости. - 2009. - 21 октября.
35. Минэкономразвития оценит ситуацию на крупных предприятиях в моногородах [Текст] // Российская газета. - 2014. - 29 января.
36. Овчинникова Т.И. Взаимосвязь экономического роста и развития человеческого капитала [Текст] / Т.И. Овчинникова, Т.А. Еремина // Транспортное дело в России. - 2010. - №9 (82). - С. 68-74.
37. Тарасюк В.М. Как развивать моногорода// Дайджест-финансы. 2010. № 3. С. 41-45.
Учебники и учебные пособия
38. Владимирова Л. П. Экономика труда : учебное пособие [Текст] / Л. П. Владимирова. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 217 с.
39. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для ВУЗов [Текст]/ А. Г. Гранберг. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - 492 с.
40. Дуракова И. Б. Управление персоналом. Учебник [Текст] // И. Б. Дуракова, О. Н. Полякова, Л. П. Волкова.-Москва : Инфра, 2011. - 570 с.
41. Колесникова О.А. Регулирование рынка труда и занятости : учебное пособие [Текст] / Колесникова О. А., В. Н. Кострова, Э. М. Львович, А. М. Донецкий. - Воронеж : ВИВТ, 2013. - 164 с.
42. Экономика труда : учебник [Текст] / [под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П.]. - Москва : Издательство Экономика, 2012. - 559 с.
43. Экономика труда : учебник для студентов вузов, обучающихся по финансово-экономическим специальностям [Текст] / [под ред. Ю. П..Кокина, П. Э.. Шлендера]. - Москва : Магистр, 2012. - 686 с.
Электронные ресурсы
44. Анализ эффективности государственной поддержки моногородов.
Отчет Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.fa. ru/dep/prik/news/ .pdf .
45. В Набережных Челнах (Татарстан) каждый пятый занят на общественных работах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //news .chelni.ru/index.php?id= 18620.
46. Градообразующее предприятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki
47. Состояние городов/ Минфин РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //msu.tatarstan.ru/rus/municipal-formations.htm
48. Занятость населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/employment/
49. Монопрофильные города и градообразующие предприятия / Союз
инвесторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//www.unioninvest.ru/city_mong.html.
50. Монопрофильные города. Информация к размышлению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.monocityforum.ru/ netcat_files
51. Перспективы моногородов в современной России [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_
monogorodov_v_sovremennoj_Rossii
52. Рой О. М. Проблемы и перспективы модернизации российских моногородов / О. М. Рой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZrud.exdat.com/docs/index-606016.html
53. Рудова А. А. Повышение занятости в моногородах: отечественный и зарубежный опыт / А. А. Рудова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.samoupravlenie.ru/50-02.php
54. Социально-экономическое развитие г.Набережные Челны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nabchelny.ru/upload/files/user
55. Экономическое положение РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/economics