Рынок труда моногородов: состояние и перспективы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОПРОФИЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Монопрофильная территория как система, формируемая
градообразующим предприятием 7
1.2. Сущность рынка труда моногородов 17
1.3. Рынок труда монопрофильной территории в системе регионального
рынка труда 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1. Экономические предпосылки возникновения моногородов в
Республике Татарстан 35
2.2. Сравнительный анализ состояния рынков труда моногородов
Республики Татарстан 44
2.3. Оценка эффективности регулирования рынка труда моногородов в
РТ на современном этапе 51
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 60
3.1. Совершенствование механизма регулирования рынка труда
моногородов 60
3.2. Возможности использования зарубежного опыта регулирования
рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОПРОФИЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Монопрофильная территория как система, формируемая
градообразующим предприятием 7
1.2. Сущность рынка труда моногородов 17
1.3. Рынок труда монопрофильной территории в системе регионального
рынка труда 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 35
2.1. Экономические предпосылки возникновения моногородов в
Республике Татарстан 35
2.2. Сравнительный анализ состояния рынков труда моногородов
Республики Татарстан 44
2.3. Оценка эффективности регулирования рынка труда моногородов в
РТ на современном этапе 51
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА МОНОГОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 60
3.1. Совершенствование механизма регулирования рынка труда
моногородов 60
3.2. Возможности использования зарубежного опыта регулирования
рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние десять - пятнадцать лет проблемы монопрофильных территориальных образований являются объектом неослабевающего внимания органов власти, специалистов в области экономических наук, средств массовой информации. Это объясняется сложной ситуацией, в которой оказались многие из этих территорий, их многочисленностью, разнообразием и высокой значимостью для нашей страны, обострением целого комплекса проблем монопопрофильных поселений в связи с экономическим кризисом 2008 - 2009 годов, смягчению которых отнюдь не способствуют и ныне возникшие трудности в экономике. Обусловлено это также сложностью и высокой ценой решений, которые необходимо принимать, чтобы оказать помощь этим территориям и создать нормальные условия для жизнедеятельности их населения.
Особо выделяются проблемы монопрофильных территорий, связанные с функционированием их рынков труда. Высокая, длительная, с трудом преодолеваемая безработица, недостаточность и узкопрофессиональная структура спроса на рабочую силу при избыточном ее предложении, неэффективная и все ухудшающаяся структура занятости значительных контингентов работающего населения - эти и многие другие негативные особенности отличают рынки труда монопрофильных поселений.
Но, хотя проблематика монопрофильных территорий является предметом многочисленных научных исследований, в том числе экономических, вопросы специфики и путей эффективного регулирования их рынков труда исследованы совершенно недостаточно. Этот парадоксальный факт противоречит основополагающей роли занятости и рынка труда как важного механизма ее обеспечения в жизнедеятельности трудоспособного населения, актуализирует необходимость проведения специальных системных исследований по данному вопросу. Их практическое отсутствие не позволяет реально оценить истинные масштабы и угрозы безработицы среди жителей монопрофильных территорий, снять ряд противоречий при оказании им помощи, а, следовательно, и определить действенные пути регулирования кризисных явлений на этих рынках труда и смягчения социальной напряженности в монопоселениях.
В этой связи тема дипломной работы относится к числу недостаточно изученных и обладает высокой степенью актуальности.
Так же актуальность исследования проблем рынка труда в монопрофильных городах обусловлена тем, что рост безработицы способен стать фактором социальной напряженности и нивелировать позитивные социально-экономические изменения, достигнутые в результате экономического роста.
Предметом исследования являются экономико-организационные и социально-трудовые отношения, которые возникают по поводу регулирования рынка труда монопрофильных территориальных образований
Объектом исследования выступает рынок труда моногородов Республики Татарстан.
Цель работы заключается в комплексном исследовании рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан и разработке практических рекомендаций.
В ходе написания данной работы мною поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать моногород как систему, формируемую
градообразующим предприятием.
2. Рассмотреть сущность рынка труда моногородов.
3. Изучить рынок труда моногородов в системе регионального рынка труда.
4. Охарактеризовать экономические предпосылки возникновения моногородов в Республике Татарстан.
5. Провести сравнительный анализ состояния рынков труда
моногородов Республики Татарстан.
6. Дать оценку эффективности регулирования рынка труда
моногородов в РТ на современном этапе.
7. Рассмотреть совершенствование механизма регулирования рынка труда моногородов.
8. Изучить возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ.
В написании работы использована научная литература следующих авторов: Алушкин Ю.А., Гладких М.О., Здоровцова Л.В., Коготов В.В., Маслова А.Н. и др.
Методологической основой является диалектический метод познания, также в процессе написания работы использовались такие методы как формально-логический, технико-юридический, историко-правовой и другие.
Степень разработанности темы. В последнее время изучению вопросов реструктуризации и развития моногородов просвещенны исследования многих российских ученых. Определенный интерес представляют работы Любовного В.Я., Анимицы Е.Г., Ильина И.Н., Макеева О.Б., Тургель И.Д. в которых представлены концептуальные подходы в решении проблем монопрофильных городов, указаны основные направления развития и возможные механизмы управления в современных условиях. В работе Тургель И.Д. значительное внимание уделяется определению особенностей функционирования социальной сферы моногорода и систематизации существующих подходов к классификации монопрофильных муниципальных образований.
Научная новизна: научная новизна заключается в определении степени влияния монопрофильности на рынок труда моногорода, что может стать часть методического инструментария для разработки программ социально¬экономического развития моногородов.
Практическая значимость исследования. Выявлены тенденции социально-экономического развития моногородов в Республике Татарстан в условиях современных преобразований в экономике. Обоснованы факторы, оказывающие влияние на дальнейшее развитие моногородов. Сформулированы предложения по совершенствованию системы управления рынком труда моногородами в части изменения действующей законодательной базы и разработки нового оценочного инструментария.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, которые регулируют системы регионального развития и управления; постановления Правительства РФ и Республики Татарстан, указы Президента РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы исследования рынка труда моногородов.
Во второй главе работы будет проведен анализ рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан.
В третьей главе будут рассмотрены основные направления развития рынка труда моногородов в Республике Татарстан.
Особо выделяются проблемы монопрофильных территорий, связанные с функционированием их рынков труда. Высокая, длительная, с трудом преодолеваемая безработица, недостаточность и узкопрофессиональная структура спроса на рабочую силу при избыточном ее предложении, неэффективная и все ухудшающаяся структура занятости значительных контингентов работающего населения - эти и многие другие негативные особенности отличают рынки труда монопрофильных поселений.
Но, хотя проблематика монопрофильных территорий является предметом многочисленных научных исследований, в том числе экономических, вопросы специфики и путей эффективного регулирования их рынков труда исследованы совершенно недостаточно. Этот парадоксальный факт противоречит основополагающей роли занятости и рынка труда как важного механизма ее обеспечения в жизнедеятельности трудоспособного населения, актуализирует необходимость проведения специальных системных исследований по данному вопросу. Их практическое отсутствие не позволяет реально оценить истинные масштабы и угрозы безработицы среди жителей монопрофильных территорий, снять ряд противоречий при оказании им помощи, а, следовательно, и определить действенные пути регулирования кризисных явлений на этих рынках труда и смягчения социальной напряженности в монопоселениях.
В этой связи тема дипломной работы относится к числу недостаточно изученных и обладает высокой степенью актуальности.
Так же актуальность исследования проблем рынка труда в монопрофильных городах обусловлена тем, что рост безработицы способен стать фактором социальной напряженности и нивелировать позитивные социально-экономические изменения, достигнутые в результате экономического роста.
Предметом исследования являются экономико-организационные и социально-трудовые отношения, которые возникают по поводу регулирования рынка труда монопрофильных территориальных образований
Объектом исследования выступает рынок труда моногородов Республики Татарстан.
Цель работы заключается в комплексном исследовании рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан и разработке практических рекомендаций.
В ходе написания данной работы мною поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать моногород как систему, формируемую
градообразующим предприятием.
2. Рассмотреть сущность рынка труда моногородов.
3. Изучить рынок труда моногородов в системе регионального рынка труда.
4. Охарактеризовать экономические предпосылки возникновения моногородов в Республике Татарстан.
5. Провести сравнительный анализ состояния рынков труда
моногородов Республики Татарстан.
6. Дать оценку эффективности регулирования рынка труда
моногородов в РТ на современном этапе.
7. Рассмотреть совершенствование механизма регулирования рынка труда моногородов.
8. Изучить возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда в моногородах в практике регулирования в РТ.
В написании работы использована научная литература следующих авторов: Алушкин Ю.А., Гладких М.О., Здоровцова Л.В., Коготов В.В., Маслова А.Н. и др.
Методологической основой является диалектический метод познания, также в процессе написания работы использовались такие методы как формально-логический, технико-юридический, историко-правовой и другие.
Степень разработанности темы. В последнее время изучению вопросов реструктуризации и развития моногородов просвещенны исследования многих российских ученых. Определенный интерес представляют работы Любовного В.Я., Анимицы Е.Г., Ильина И.Н., Макеева О.Б., Тургель И.Д. в которых представлены концептуальные подходы в решении проблем монопрофильных городов, указаны основные направления развития и возможные механизмы управления в современных условиях. В работе Тургель И.Д. значительное внимание уделяется определению особенностей функционирования социальной сферы моногорода и систематизации существующих подходов к классификации монопрофильных муниципальных образований.
Научная новизна: научная новизна заключается в определении степени влияния монопрофильности на рынок труда моногорода, что может стать часть методического инструментария для разработки программ социально¬экономического развития моногородов.
Практическая значимость исследования. Выявлены тенденции социально-экономического развития моногородов в Республике Татарстан в условиях современных преобразований в экономике. Обоснованы факторы, оказывающие влияние на дальнейшее развитие моногородов. Сформулированы предложения по совершенствованию системы управления рынком труда моногородами в части изменения действующей законодательной базы и разработки нового оценочного инструментария.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, которые регулируют системы регионального развития и управления; постановления Правительства РФ и Республики Татарстан, указы Президента РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе будут рассмотрены теоретические основы исследования рынка труда моногородов.
Во второй главе работы будет проведен анализ рынка труда моногородов на примере Республики Татарстан.
В третьей главе будут рассмотрены основные направления развития рынка труда моногородов в Республике Татарстан.
Анализ международного опыта развития моногородов позволил сделать следующие основные выводы.
В мировой практике применяется комплексный подход к решению проблем развития моногородов. Он включает в себя реализацию государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также направленных на переобучение работников слабеющих градообразующих предприятий. Наряду с этим снижению социальной напряженности в моногородах способствуют меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, благодаря которым происходит перемещение населения в экономически благополучные районы.
Важную роль в модернизации моногородов играют механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие более эффективно задействовать ресурсные возможности бизнеса и государства для структурной перестройки их экономик. Кроме того, большое значение в рамках государственной политики содействия модернизации моногородов придается развитию деятельности органов местного самоуправления. Их высокая заинтересованность в судьбе города и активное взаимодействие с бизнесом позволяют достичь значительного успеха в решении имеющихся социально-экономических и демографических проблем.
Г осударственная поддержка неконкурентоспособных
градообразующих предприятий обычно оказывается малопродуктивной и неэффективной, поэтому случаи ее применения за рубежом крайне ограниченны.
В Российской Федерации на данном этапе отчётливо выделяется крупнейшая проблема общероссийской значимости, остроту которой вплоть до последнего времени недооценивали. Эта проблема заявила о себе сегодня кризисом моногородов, к числу которых в России относится более 2/3 малых и средних (небольших) городов, а также подавляющее большинство посёлков городского типа (пгт).
Проблемы монопрофильных городов и поселков городского типа (далее — моногородов) определяются прежде всего тем, что настоящее и будущее моногорода (и всех его жителей) полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника предприятия в отношении своего бизнеса, с одной стороны, и с другой — от политики, которую проводит государство как в отношении этих предприятий, так и в отношении моногородов в целом.
В настоящее время проблемы жизнедеятельности категории небольших городских населённых мест, прежде всего монопрофильных городов и посёлков, достигли, в результате ряда непродуманных реформ, такой остроты, которая может привести к развитию в стране неуправляемых негативных процессов.
Градообразующие промышленные предприятия моногородов и пгт, в поддержание и модернизацию производства которых средства с самого начала реформ не вкладывались, исчерпали или почти исчерпали свой ресурс еще до наступления мирового финансового кризиса - технологии и основные фонды устарели морально и износились физически. Некоторые предприятия обанкротились, но большинство держалось «на плаву». Кризис многократно обострил и усугубил имеющиеся проблемы небольших моногородов, градообразующие предприятия которых (прежде всего - экспортно¬ресурсные и кредитозависимые) резко сократили объем производства. Во всех случаях как следствие — рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности. Ситуация с занятостью в моногородах была осложнена в значительной степени (в сравнении с большими городами) весьма ограниченным диапазоном выбора мест приложения труда. Таким образом, все предпосылки кризиса моногородов обозначились уже в 90-х годах.
Проблема моногородов может быть решена только при совместном участии федеральной власти, субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и бизнеса. Начать же следует с создания таких законодательных механизмов, которые сделают территории
монопрофильных городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства.
Особенно важно создать выгодные условия для развития малого и среднего бизнеса. Он более мобильный, гибкий, чем крупный, быстрее адаптируется к изменениям и к конкретным местным проблемам.
Именно он позволяет снизить зависимость от одного градообразующего предприятия и создать новые рабочие места.
Государственная политика в отношении небольших моногородов и поселков должна исходить из принципа сохранения практически всех таких монопоселений и оказания им для этого всемерной помощи и поддержки. Предлагаемое экспертами Министерства регионального развития РФ разделение монопрофильных городов на две почти равные части — на «прогрессивные», состояние, профиль и экономико-географическое положение которых дает надежду на их выживание, и на «депрессивные», будущее которых можно поставить под сомнение в силу объективных, как им кажется, причин и фактически — отказ от господдержки последних запускает опасный процесс их разрушения со всеми вытекающими отсюда последствиями, усугубляющий и без того критическое состояние сети населенных мест страны. Процесс, который при таком подходе неизбежно станет нарастать. В итоге страна получит то, что получила в свое время в отношении «неперспективных» российских деревень, которых уже не стало, но разрушительные процессы в сельской местности остановить после этого не удалось. Как показало наше исследование, жители моногородов не допускают даже возможности их постепенной ликвидации из -за остановки предприятия с переселением граждан к другим местам работы. При этом приводятся мотивировки разного характера - и материально-экономического, и эмоционально-психологического с указанием на социально-протестные акции и рост преступности.
Задачу стабилизации социально-экономического положения моногородов, выведения их градообразующих предприятий из кризиса и создания стартовых условий для их устойчивого развития необходимо считать важной частью выдвинутой Президентом Российской Федерации масштабной задачи консолидации общества в достижении общенациональных интересов. С этой целью было бы важным совместными усилиями всех заинтересованных сторон — федеральных органов государственной власти, представителей моногородов, органов власти субъектов Федерации и заинтересованных негосударственных организаций — проработать предложения по включению моногородов, их предприятий, организаций и жителей в процесс реализации сформированных Президентом страны пяти направлений — институты, инвестиции, инновации, инфраструктура, интеллект. Прежде всего это важно для модернизации градообразующей базы городов. Руководители моногородов, их органы управления ставят вопрос о принятии решительных государственных мер на главном направлении - создании условий для сохранения, модернизации, технического перевооружения и расширения прежде всего существующих градообразующих предприятий, а также — сохранения рабочих мест путем создания на базе действующих, но неэффективных предприятий новых модернизированных производств конкурентоспособной продукции с максимальным использованием имеющихся местных возможностей. С этой целью они выдвигают перед федеральными органами государственной власти требования по реструктуризации долгов, расширению рынков сбыта продукции градообразующих предприятий, содействию в расширении спроса на нее, в том числе - по размещению государственных заказов и получению государственных грантов.
В мировой практике применяется комплексный подход к решению проблем развития моногородов. Он включает в себя реализацию государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также направленных на переобучение работников слабеющих градообразующих предприятий. Наряду с этим снижению социальной напряженности в моногородах способствуют меры по повышению мобильности трудовых ресурсов, благодаря которым происходит перемещение населения в экономически благополучные районы.
Важную роль в модернизации моногородов играют механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие более эффективно задействовать ресурсные возможности бизнеса и государства для структурной перестройки их экономик. Кроме того, большое значение в рамках государственной политики содействия модернизации моногородов придается развитию деятельности органов местного самоуправления. Их высокая заинтересованность в судьбе города и активное взаимодействие с бизнесом позволяют достичь значительного успеха в решении имеющихся социально-экономических и демографических проблем.
Г осударственная поддержка неконкурентоспособных
градообразующих предприятий обычно оказывается малопродуктивной и неэффективной, поэтому случаи ее применения за рубежом крайне ограниченны.
В Российской Федерации на данном этапе отчётливо выделяется крупнейшая проблема общероссийской значимости, остроту которой вплоть до последнего времени недооценивали. Эта проблема заявила о себе сегодня кризисом моногородов, к числу которых в России относится более 2/3 малых и средних (небольших) городов, а также подавляющее большинство посёлков городского типа (пгт).
Проблемы монопрофильных городов и поселков городского типа (далее — моногородов) определяются прежде всего тем, что настоящее и будущее моногорода (и всех его жителей) полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника предприятия в отношении своего бизнеса, с одной стороны, и с другой — от политики, которую проводит государство как в отношении этих предприятий, так и в отношении моногородов в целом.
В настоящее время проблемы жизнедеятельности категории небольших городских населённых мест, прежде всего монопрофильных городов и посёлков, достигли, в результате ряда непродуманных реформ, такой остроты, которая может привести к развитию в стране неуправляемых негативных процессов.
Градообразующие промышленные предприятия моногородов и пгт, в поддержание и модернизацию производства которых средства с самого начала реформ не вкладывались, исчерпали или почти исчерпали свой ресурс еще до наступления мирового финансового кризиса - технологии и основные фонды устарели морально и износились физически. Некоторые предприятия обанкротились, но большинство держалось «на плаву». Кризис многократно обострил и усугубил имеющиеся проблемы небольших моногородов, градообразующие предприятия которых (прежде всего - экспортно¬ресурсные и кредитозависимые) резко сократили объем производства. Во всех случаях как следствие — рост уровня официально зарегистрированной и скрытой безработицы, отток экономически активного населения, нарастание социальной напряженности. Ситуация с занятостью в моногородах была осложнена в значительной степени (в сравнении с большими городами) весьма ограниченным диапазоном выбора мест приложения труда. Таким образом, все предпосылки кризиса моногородов обозначились уже в 90-х годах.
Проблема моногородов может быть решена только при совместном участии федеральной власти, субъектов Федерации, органов местного
самоуправления и бизнеса. Начать же следует с создания таких законодательных механизмов, которые сделают территории
монопрофильных городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства.
Особенно важно создать выгодные условия для развития малого и среднего бизнеса. Он более мобильный, гибкий, чем крупный, быстрее адаптируется к изменениям и к конкретным местным проблемам.
Именно он позволяет снизить зависимость от одного градообразующего предприятия и создать новые рабочие места.
Государственная политика в отношении небольших моногородов и поселков должна исходить из принципа сохранения практически всех таких монопоселений и оказания им для этого всемерной помощи и поддержки. Предлагаемое экспертами Министерства регионального развития РФ разделение монопрофильных городов на две почти равные части — на «прогрессивные», состояние, профиль и экономико-географическое положение которых дает надежду на их выживание, и на «депрессивные», будущее которых можно поставить под сомнение в силу объективных, как им кажется, причин и фактически — отказ от господдержки последних запускает опасный процесс их разрушения со всеми вытекающими отсюда последствиями, усугубляющий и без того критическое состояние сети населенных мест страны. Процесс, который при таком подходе неизбежно станет нарастать. В итоге страна получит то, что получила в свое время в отношении «неперспективных» российских деревень, которых уже не стало, но разрушительные процессы в сельской местности остановить после этого не удалось. Как показало наше исследование, жители моногородов не допускают даже возможности их постепенной ликвидации из -за остановки предприятия с переселением граждан к другим местам работы. При этом приводятся мотивировки разного характера - и материально-экономического, и эмоционально-психологического с указанием на социально-протестные акции и рост преступности.
Задачу стабилизации социально-экономического положения моногородов, выведения их градообразующих предприятий из кризиса и создания стартовых условий для их устойчивого развития необходимо считать важной частью выдвинутой Президентом Российской Федерации масштабной задачи консолидации общества в достижении общенациональных интересов. С этой целью было бы важным совместными усилиями всех заинтересованных сторон — федеральных органов государственной власти, представителей моногородов, органов власти субъектов Федерации и заинтересованных негосударственных организаций — проработать предложения по включению моногородов, их предприятий, организаций и жителей в процесс реализации сформированных Президентом страны пяти направлений — институты, инвестиции, инновации, инфраструктура, интеллект. Прежде всего это важно для модернизации градообразующей базы городов. Руководители моногородов, их органы управления ставят вопрос о принятии решительных государственных мер на главном направлении - создании условий для сохранения, модернизации, технического перевооружения и расширения прежде всего существующих градообразующих предприятий, а также — сохранения рабочих мест путем создания на базе действующих, но неэффективных предприятий новых модернизированных производств конкурентоспособной продукции с максимальным использованием имеющихся местных возможностей. С этой целью они выдвигают перед федеральными органами государственной власти требования по реструктуризации долгов, расширению рынков сбыта продукции градообразующих предприятий, содействию в расширении спроса на нее, в том числе - по размещению государственных заказов и получению государственных грантов.
Подобные работы
- РЫНОК ТРУДА МОНОГОРОДОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЫНКА
ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь системы высшего образования и рынка труда: социологический анализ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Исследование современных проблем и перспектив развития рынка труда в России
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - БЕЗРАБОТИЦА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной политики занятости населения в регионах России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий для снижения уровня
маятниковой миграции
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Моногорода Республики Татарстан: инструменты оценки устойчивости социально-экономического развития
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017



