Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственной политики занятости населения в регионах России

Работа №52296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1. Понятие и сущность занятости населения 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 32
2.1. Социально-экономическое положение и рынок труда Республики
Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга 32
2.2. Анализ принимаемых мер и результатов реализации политики
занятости населения в регионах 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 74
3.1. Анализ основных тенденций и проблем реализации государственной
политики занятости населения на региональном уровне 74
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной политики
занятости населения в регионах России на основании зарубежного опыта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ЛИТЕРАТУРА 96
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования связана с необходимостью анализа рынка труда в современной России, его возрастных и качественных характеристик, поскольку именно трудовые ресурсы являются важнейшим компонентом функционирования национальной экономики.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно сложной ситуация оказалась на региональных рынках труда, а также в моногородах, представленных в ряде регионов Российской Федерации.
Существующая тенденция развития инновационного развития социально-экономической формации создает проблему роста неопределенности, неустойчивости и неравномерного развития, имеющую место на региональных рынках труда. Череда экономических кризисов, в которых оказалась российская экономика в XXI веке привела к появлению системных кризисных явлений на региональном уровне, что требует выработки новых подходов и переосмысления программ государственной поддержки занятости населения, существующей в настоящее время.
Несоответствие спроса и предложения на региональных рынках труда требуют от государства активного вмешательства, а практика региональных служб занятости показывает, что существующая в настоящее время система государственной поддержки в виде пассивных мер (выплата пособий по безработице, система субсидий и материальной помощи и т.д.) показала крайне низкую эффективность, поскольку она не обеспечивает решение проблемы безработицы, а лишь снижает социальную напряженность.
Республика Татарстан входит в число передовых регионов страны. В республике сосредоточен значительный научный, научно-технический и образовательный потенциал, а деятельность руководства направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности. На протяжении последних лет проводится планомерная работа и создаются все условия для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности, а также формирования высокого уровня доходов и качества жизни населения. Республика отличается от других регионов темпами развития отдельных отраслей, а также своей инфраструктурой и ресурсным потенциалом. При этом для региона характерны резкие диспропорции в развитии рынка труда, что делает тему исследования актуальной.
Теоретическую базу проблем занятости населения и ее роли экономики страны представлены в исследованиях Г.Р. Аглиуллиной, Б.Д. Бреева, А.Э. Котляра, В.С. Макаров, Э. Н. Разнодежиной, Р.М. Камалтдиновой, И.А. Филипповой и др.
Оценка качественных характеристик занятости населения представлена в работах С.В. Андреевой, В.В. Дружининой, К.В. Зайцевой,
Вопросы государственного регулирования занятости исследованы в работах А.Н. Олейника, Е.Е. Орловой, С.Д. Предыбайло, Э.Р. Саруханова, О.С. Хохряковой и др.
Проблема влияния безработицы на экономическую систему представлены в работах Г.С. Вечканова, Ф.С. Мирзоева, Н.Н. Гриценко и др.
Зарубежный опыт регулирования занятости населения представлен в работах Н. Гаузнера, К.К. Лукьяновой, Г.К. Никольской, М.В. Туленкова и др.
Объект исследования является государственная политика занятости.
Предмет исследования - особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Цель работы - охарактеризовать особенности реализации государственной политики занятости населения в регионах Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1) Определить понятие и сущность занятости населения;
2) Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации;
3) Исследовать рынок труда Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга;
4) Оценить эффективность реализации программ государственной политики занятости населения в регионах;
5) Выявить проблемы реализации государственной политики занятости населения в регионах России;
6) Разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики занятости населения в Республике Татарстан на основании зарубежного опыта.
Информационная база исследования представлена материалами Федеральной службы статистики, а также Территориальным отделением Федеральной службы статистики по Республике Татарстан, Ивановской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Нормативно-правовую основу исследования составили федеральные и региональные законодательные акты, в частности Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации", который является основным в регулировании занятости. Также представлены законодательные акты Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт- Петербурга.
Теоретическую базу исследования составили работы Е.Л. Омельченко, B. В. Радаева, А.В. Земцовой, Т.Е. Макеевой, А.Л. Карпова, А.Г. Коровкина, C. А. Маймина, Ю.М. Остапенко, Х.Ф. Дорониной, И.В. Шевченко и др.
Методологическая база исследования основана на методах системного и сравнительно-сопоставительного анализа, методах статистической и графической обработки данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе определяются теоретические основы государственной политики занятости. Выявляется понятие и сущность, а также основы нормативно-правового регулирования.
Во второй главе проходит практическое исследование занятости. Рассматривается рынок труда в регионах, а также производится оценка эффективности государственных программ в регионах.
В третьей главе содержатся проблемы и рекомендации по осуществлению занятости, в частности особое внимание уделяется республике Татарстан.
В заключении делается общий вывод по результатам выпускной квалификационной работы относительно общего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализируя данные литературных источников на определение экономической категории «занятость», а также опыт развитых стран, можно сделать ряд выводов о понятии занятости населения:
1. Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами трудоспособного населения и участием человека в производственном процессе и хозяйственной деятельности.
2. Равенство сторон в производственных отношениях закреплено экономическими и правовыми нормами через институт трудового договора.
3. Государство не является работодателем, а выступает регулятором отношений в области труда.
Занятость населения является важнейшим показателем функционирования рынка труда и обеспечивает экономическую и социальную стабильность государства, позволяя развивать экономику региона и страны в целом.
Регулирование рынка труда происходит непосредственно вышестоящими органами. Начиная с директоров, управляющих и т.д. Государственное регулирование рынка труда необходимо для страны в целом. Особенно в периоды кризиса, и неустойчивого финансового положения страны. Полностью рынок труда и его регулирование в реферате «Рынок труда». Собрана основная информация доступная обычному пользователю. Правовое регулирование рынка труда и методы регулирования рынка труда собраны в соответствующих информационных источниках: книгах, журналах, Интернете. Собранную информацию будет полезно изучить всем и директорам и работникам заводов.
Практическое решение проблем государственного регулирования занятости требует создания специальных органов. В РФ основное бремя осуществления мероприятий в сфере занятости ложится на департамент федеральной государственной службы занятости РФ, который входит в систему Министерства труда и социального развития РФ.
Во-вторых, нормативно-правовое регулирование занятости в Российской Федерации основывается на Конституции, которая гарантирует право на труд для всех граждан страны, в также на федеральном и региональном законодательстве, регламентирующим порядок предоставления условий труда, гарантии государства на получение заработной платы и меры поддержки для безработных.
Анализ статистических данных о состоянии рынка труда в Республике Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурге и мерах государственной поддержки его функционирования позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, современная ситуация на рынке труда республики характеризуется сокращением абсолютной численности населения трудоспособного возраста в последние 5 лет при одновременном увеличении численности лиц посттрудоспособного возраста. Это создает негативную ситуацию в экономике региона. Одновременно за последние годы наблюдается сокращение числа занятого в экономике населения. Численность безработных имеет тенденцию к снижению вплоть до 2015 года, после чего, в 2016 году наблюдается незначительное повышение показателя.
Во-вторых, реализуемая Правительством Республики Татарстан, Ивановской области и Санкт-Петербурга политика по содействию занятости населения имеет нормативно-правовую поддержку в Конституции Республики, Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", реализация которых позволила снизить негативные эффекты кризиса 2014 года, приведя к сокращению уровня безработицы.
Высокую эффективность показывают программы социального партнерства в сфере труда, реализуемые в Республике Татарстан и Санкт- Петербурга.
На рынке труда в нашей стране и регионе сохраняются проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровнях производительности и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. В условиях роста конкуренции среди регионов и компаний за привлечение квалифицированных кадров требуются серьезные преобразования в регулировании рынка труда и поддержки занятости. Человеческий капитал выходит на первое место среди долгосрочных факторов развития будущей экономики, в которой будут стремительно меняться технологии и предпочтения людей, усиливаться конкуренция и неопределенность. В контексте проанализированного зарубежного опыта основными направлениями обеспечения эффективности государственного управления занятостью населения является сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда; целостная система профессионального обучения и переподготовки лиц, оставшихся без работы или тех, кому грозит безработица; система налоговых льгот для содействия созданию рабочих мест; программы обучения и переобучения для повышения конкурентоспособности на рынке безработных; разработка региональных программ занятости населения и целевых программ общественных работ; развитие системы социального обеспечения.
Адаптация зарубежного опыта к российским условиям и его внедрение должно учитывать как общие процессы, так и особенности и уникальность страны. В Российской Федерации, особенно на уровне регионов, например, широкому использованию общественных работ мешают, с одной стороны, отсутствие средств в местных бюджетах, незаинтересованность предприятий в организации этих работ вследствие ограниченной потребности в рабочей силе, с другой стороны - непопулярность таких работ среди незанятых граждан по причине того, что это временно, не соответствует квалификационному уровню и по причине психологической неприемлемости.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Проспект, 2013. - 48 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915
4. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2218
5. Указ Президента РФ от 10.03.1994 N 458 "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 14.03.1994, N 11, ст. 857
6. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Собрание законодательства РФ, 20.06.1994, N 8, ст. 801
7. Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 N 1326 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год" // Собрание законодательства РФ, 19.12.2016, N 51, ст. 7378.
8. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 28.03.2008) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // Собрание законодательства РФ", 24.07.1995, N 30, ст. 2939
9. Закон РТ от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан" (принят ГС РТ 25.05.2006) // Республика Татарстан, N 127, 27.06.2006
10. Постановление КМ РТ от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" // "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 20.08.2013, N 62, ст. 1946
11. Постановление КМ РТ от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" // СПС КонсультантПлюс
12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
26.01.2017 № 31 «Об утверждении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Татарстан за IV квартал 2016 года» // СПС КонсультантПлюс
13. Постановление Правительства Ивановской области от 26.12.2007 № 254-п "О стратегических целях и задачах исполнительных органов власти Ивановской области"
14. Закон Санкт-Петербурга от 11.06.2008 N 342-56 (ред. от
08.04.2016) "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт- Петербурге" (принят ЗС СПб 28.05.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 23, 23.06.2008
15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы" // СПС КонсультантПлюс
16. Аглиуллина Г. Р. Занятость населения как экономическая категория //Вестник Ульяновского государственного технического университета (Вестник УлГТУ). - 2016. - С. 73 - 76.
17. Андреев С.В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям. М.: Институт социологии РАН, 2010. - 254 с.
18. Бреев Б.Д. Становление рыночных отношений и занятости населения // Общество и экономика. 1995. № 7-8. С. 163-164.
19. Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспечение в системе прав человека. Вып. 2 / Под ред.: Лушников А. М., Лушникова М. В. Ярославль, 2007. - 96 с.
20. Вечканов Г.С. Безработица и ее виды // Экономическая теория - 2-е изд. СПБ.: Питер, 2014. С. 287 - 289.
21. Г аузнер Н. Методы регулирования занятости в странах Запада // Проблемы теории и практики управления. - 1993. - №1. - С. 97 - 99.
22. Дружинина В.В. Обеспечение сбалансированности местного
рынка труда: зарубежный опыт // Научный Вестник Херсонского
государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 124-128
23. Евростат. Общий уровень безработицы URL: http ://ec.europa.eu/euro stat
24. Зайцева К.В. Управление трудовой занятостью в условиях смешанной экономики: монография. - Донецк: МЧП «ВИК», 2013. - 294 с.
25. Ивановская область в цифрах: Краткий статистический сборник. Иваново: Ивановостат, 2016.- 80с.
26. ОГКУ "Ивановский межрайонный центр занятости населения": официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivczn.ru/?mode=main&submode= 168
27. Итоги социально-экономического развития Ивановской области в 2016 году и планах на 2017 - 2019 гг. - Иваново, 2017. - 32 с.
28. Котляр А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. - 1996.- №5.- С. 9 - 12.
29. Лукьянова К.К. Зарубежный опыт регулирования занятости населения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №3
С.109-115.
30. Макаров В. С. Управление занятостью населения Рязанской области // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - №. 10-1. - С. 116-119.
31. Матвеев М. Трудовые резервы Татарстана // Реальное время.
URL:
Источник : https: //realnoevremya. ru/analytics/57756-analiz-rynka-truda-v-
tatarstane-i-povolzhe-za-2016-god
32. Минтруд «спасет» камазовцев за 1 миллиард рублей. URL: http: //www.tatcenter.ru/article/145336/
33. Мирзоев Ф. С. Занятость и безработица в сельском хозяйстве // Actualscience. - 2016. - Т. 2. - №. 11. - С. 329-330.
34. Никольская Г.К. Влияние глобализации экономических связей на состояние рынка труда в США // Труд за рубежом. - 2000. - № 1. - С. 13-16.
35. Новый Совместный Отчет по Занятости Европы. Реформы рынка труда URL: https://www.cseeetuce.org/ru/
36. О результатах деятельности Правительства Ивановской области в 2016 году. - Иваново, 2017. - 52 с.
37. Олейник А. Н. Особенности защиты трудовых прав работников в Российской Федерации на современном этапе //Рецензенты. - 2016. - С. 106 - 109.
38. Орлова Е. Е. Защита конституционных прав безработных граждан // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Саратов, 2009. С. 21 - 26.
39. Официальный сайт Комитета по труду и занятости Санкт- Петербурга [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ktzn.gov.sp.ru/
40. Официальный сайт Петростата. URL: http://petrostat.gks.ru/
41. Официальный сайт правительства Ивановской области
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ivanovoobl.ru/
42. Официальный сайт Росстата. URL: www.gks.ru
43. Предыбайло С.Д. Социология труда: курс лекций. - Таганрог, 2015. - 68 с.
44. Профсоюзный словарь - справочник. / рук. ред. кол. Н.Н. Гриценко. - М.: АТиСО, 2001. - 196 с.
45. Разнодежина Э. Н., Камалтдинова Р. М., Филиппова И. А. Современные тенденции развития экономики. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 119 с.
46. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.
Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
47. РИА Рейтинг представил индекс рынка труда в регионах России
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://riarating.ru/regions_study/20160711/630031497.html
48. Российская экономика в 2015 г. Тенденции и перспективы. М.: Институт Гайдара, 2016. Вып. 37. 612 с.
49. Саруханов Э.Р. Управление занятостью населения. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - 228 с.
50. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л.
Абушенко, Г. М. Евелькин и др. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
51. Татарстанстат: официальный сайт. URL: http://tatstat.gks.ru
52. Тенденции социально-экономического развития Республики
Татарстан в 2016 году // Министерство экономики Республики Татарстан. URL: http: //mert.tatarstan. ru/rus/2016_god. htm
53. Туленков М.В. Организационно-управленческие основы
регулирования занятости в Германии // Бюл. ИПК ГСЗУ. - 2004. - № 1. - С. 50-54.
54. Хохрякова О. С. Конституционные основы защиты прав и свобод человека (российское и зарубежное законодательство). - М.: Проспект, 2015. - 296 с.
55. Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Юристъ, 2004. -629 с.
56. Экономика и социология труда. Теория и практика : учебник для бакалавров / под ред. В. М. Масловой. - М. : Издательство «Юрайт», 2015. - 539 с.
57. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политэкономия) : учебное пособие / под общ. ред. А. Г. Грязнова. - М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ