Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Суицид несовершеннолетних и его предупреждение (Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №82804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость2800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Алтайского края.
Проведен анализ статистики за 2016-2020 годы.
Есть приложения.

Введение 3
Глава I. Суицид несовершеннолетних как негативное социальное явление и его характеристика 8
1.1 Понятие, сущность и характеристика суицида несовершеннолетних как негативного социального явления 8
1.2 Криминологическая характеристика склонения несовершеннолетних к суициду в Российской Федерации, особенности склонения несовершеннолетних к суициду в Алтайском крае 19
Глава II. Предупреждение склонения несовершеннолетних к суициду 35
2.1 Причины совершения суицида среди несовершеннолетних 35
2.2 Суицидальная превенция среди несовершеннолетних: государственный и региональный опыт 43
2.3 Предложения по совершенствованию мер предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду 51
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение 1 70
Приложение 2 71

В реалиях современного информационного общества на сознание и поведение такого уязвимого слоя населения как несовершеннолетние оказывается влияние со стороны множества субъектов, в том числе и негативное, способствующее возникновению суицидальных наклонностей.
Так, желание несовершеннолетнего «уйти из жизни» нередко формируется под влиянием деструктивного информационного воздействия, имеющего организованный характер и осуществляемого неявно, косвенными методами.
Выявленные факты создания информационных ресурсов, пропагандирующих культ смерти, направленных на вовлечение потенциальных жертв в деструктивные группы суицидальной направленности, вызванная этим озабоченность общества и высокие статистические показатели, относящиеся к суицидам, подвигли законодателя на внесение в 2017 г. изменений в уголовный закон, выразившихся в существенном расширении нормы ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») за счёт включения квалифицирующих признаков и введения новых составов преступлений: «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» (ст. 110.1 УК РФ) и «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» (ст. 110.2 УК РФ).
Ввиду этого, необходимым является комплексный теоретический анализ проблематики доведения несовершеннолетних до самоубийства, склонения несовершеннолетнего к совершению самоубийства, содействия в совершении самоубийства, организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства направленный на совершенствование педагогических и криминологических средств предупреждения данного негативного социального явления, концентрирующий внимание на аспекте проблемы, вызывающем наиболее острый социальный интерес, – криминальном суициде несовершеннолетних.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы деформализированного изучения предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду становились предметом исследования педагогов, юристов, психологов. Опубликованные по теме исследования научные труды в совокупности составляют методическую и теоретическую базу для изучения предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду. Несмотря на наличие исследований различных аспектов предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду в современный период, исследование далеко не завершено. Практически не изученными остаются особенности и тенденции склонения несовершеннолетних к суициду, а также вопросы предупреждения возникновения данного негативного социального явления, как на государственном, так и на региональном уровнях.
Цель исследования заключается в решении комплекса педагогических, правовых и организационных проблем теоретического и прикладного характера, связанных с анализом склонения несовершеннолетних к суициду в Алтайском крае и выработкой основных направлений оптимизации мер предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду в современный период в деятельности образовательных организаций.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
 охарактеризовать суицид несовершеннолетних как социальное явление;
 проанализировать основные показатели склонения несовершеннолетних к суициду в Российской Федерации и Алтайском крае;
 исследовать причины совершения суицида среди несовершеннолетних;
 проанализировать практику реализации мер предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду в Российской Федерации и Алтайском крае;
 внести предложения по совершенствованию мер предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду.
Объект исследования - склонение несовершеннолетних к суициду, детерминанты склонения несовершеннолетних к суициду, педагогические, организационные, социально-правовые меры предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду. Предмет исследования составляют статистические показатели склонения несовершеннолетних к суициду в Российской Федерации и Алтайском крае.
Методологическую основу исследования составляют законы и категории диалектики как универсальной философской системы познания действительности. В качестве частно-научного метода в работе использованы методы статистического, сравнительного, криминалистического анализа (для исследования характеристик личности склоняемого к суициду несовершеннолетнего в Российской Федерации и анализируемом регионе); структурный и функциональный анализ деятельности субъектов предупреждения склонения несовершеннолетних к суициду; методы социальных исследований (анкетирование), логический анализ содержания понятий и признаков склонения несовершеннолетних к суициду и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике, психологии, социальной психологии, ювенальной криминологии, уголовному праву, философии, в которых затрагиваются вопросы относящиеся к предмету исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опасность суицида несовершеннолетних заключается не только в том, что уничтожается подрастающее поколение, будущее государства, но и в том, что он чаще всего обусловлен не собственным желанием подростка оказавшегося в сложной, неразрешимой для него ситуации, а внешним воздействием со стороны социально опасных людей, которые таким образом самоутверждаются, обретая власть над несовершеннолетними, понуждая их к совершению страшных поступков – причинения себе вреда и самоубийства.
Уголовная ответственность за склонение несовершеннолетних к совершению суицида предусмотрена статьей 110.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Введение в нормы уголовного закона специализированного состава преступления обусловлено ростом количества самоубийств среди несовершеннолетних под воздействием третьих лиц, в том числе под дистанционным воздействием, когда потерпевший и преступник лично не контактируют. Анализ статистических данных позволил сделать вывод о том, что правоохранительные органы в настоящее время еще не обладают необходимым инструментарием для раскрытия и расследования данной категории уголовных дел. В пользу данного обстоятельства свидетельствует малое количество приговоров.
Вместе с тем, при анализе судебных актов был сделан вывод о том, что теоретические разработки относительно мотивов совершения подобных преступлений и мотивов самих несовершеннолетних подтверждаются, что они обоснованы. Преступники стараются самоутверждаться, ощущая свою власть над потерпевшими. Потерпевшие же находятся в сложной ситуации, провоцирующей депрессию, возникновение состояния фрустрации, что существенно облегчает совершение преступления. За счет дистанционного обезличенного воздействия большинство преступлений не раскрываются.
Проведенное в процессе исследования анкетирования показало, что современные подростки испытают трудности с реальным общением, с построением нормальных взаимоотношений не только со взрослыми, но и с ровесниками. Ситуация, при которой присутствует риск реального совершения подростком самоубийства, встречается не так часто. Анализ результатов анкетирования позволяет утверждать, что во многом проблемы в данной сфере обусловлены отсутствием нормального контакта между детьми и родителями, а также иными взрослыми людьми, отсутствием у взрослых желания вникнуть в проблемы несовершеннолетних и помочь разрешить их, указать на то, что всегда может быть найден выход, что самоубийство не является разрешением проблем. Нормальные отношения подменяются суррогатными, дистанционными за счет использования сети и мессенджеров, желания обезличенного контакта в попытке раскрыться. В итоге есть риск воздействия со стороны лиц с преступными наклонностями, которые таким образом самоутверждаются, воздействуя на детей не лучшим образом.
На федеральном уровне превенция суицидов несовершеннолетних предполагает разработку нормативной основы и рекомендаций, в том числе методических, для работы с несовершеннолетними и их семьями. В настоящее время методические рекомендации уже существуют, они ориентированы на оказание комплексной помощи. Кроме того, на уровне государства определена система органов и организаций, которые надлежит вовлекать в деятельность по профилактике самоубийств среди несовершеннолетних. В целом методические рекомендации, разработанные Министерством образования Российской Федерации интересны, в них, помимо общих положений, присутствует конкретика. Однако речь идет о теоретических положениях, когда реализуются на местном уровне.
Региональный опыт превенции склонения к суициду был рассмотрен на примере Алтайского края. Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет систему превенции, методы ее осуществления и органы, которые наряду с федеральными, вовлекаются в осуществление профилактики. В Алтайском крае как существенный плюс можно выделить создание единой горячей линии для помощи детям, что особенно важно в тех случаях, когда суицидальные мысли появляются вследствие конфликтов в семье. Однако, как представляется, подобная мера не будет в достаточной мере результативна в тех случаях, когда ребенок попадает в «группу смерти», потому в ней он находит поддержку и внимание, там его выслушивают. Иными словами, фактически идет подмена реальной помощи на социально опасную, но ребенок разграничить их ценность или, соответственно, опасность, сам не может.



1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 51-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению : федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 24. – Ст. 3489.
5. Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.
6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 2994.
7. Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р (ред. от 19.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 43. – Ст. 5908.
8. Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2017 № 167-р (ред. от 13.10.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 7. – Ст. 1067.
9. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков : Письмо Минобразования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86 // Вестник образования. – 2000. – № 4.
10. О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида : письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 // Вестник образования. – 2016. – № 5.
11. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае : постановление Правительства Алтайского края от 26.12.2019 № 541 (ред. от 15.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2019.
12. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Социальная поддержка граждан» : постановление Администрации Алтайского края от 14.01.2014 № 7 (ред. от 26.02.2021) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2014. – № 213 (ч. 1). – С. 213.
13. Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края : приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 02.09.2014 № 4664 // Сборник законодательства Алтайского края. – 2014. – № 221 (ч. 2). – С. 143.
14. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 51-ФЗ. Редакция не действует // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Юридическая практика

15. Приговор Судакского городского суда Республики Крым от 07.05.2018 по делу № 1-25/18. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.07.2021).
16. Приговор Звериноголовского районного суда Курганской области от 10.01.2019 по делу № 1-3/2019. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.07.2021).

Специальная литература

17. Аванесов, С. С. Вольная смерть / А. А. Аванесов. – Великий Новгород, 2020. – 521 с. – ISBN: 978-5-89896-676-8.
18. Амбрумова, А. Г. Психология самоубийства / А. Г. Амбрумова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. – Том 6. – № 4. – С. 14-20. – ISSN: 0869-4893.
19. Банников, Г. С. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г. С. Банников, Т. С. Павлова, К. А. Кошкин, А. В. Летова // Суицидология. – 2015. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 21-32. – ISSN: 2224-1264.
20. Берно-Беллекур, И. В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения : автореф. дисс. … канд. псих. наук : 19.00.05 / И. В. Берно-Беллекур. – Санкт-Петербург, 2003. – 28 с.
21. Босов, Д. В. Проблематика суицида в социологической теории Э. Дюркгейма / Д. В. Босов, А. В. Яковлева // Наука. Исследования. Практика. сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 37-40. – ISBN: 978-5-907437-26-5.
22. Братусь, Б. С. Аномалия личности / Б. С. Братусь. – М.: Книга по требованию, 2012. – 304 с. – ISBN 978-5-458-27018-2.
23. В поисках психологических факторов суицида: смена парадигмы // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – Т. 26. – № 1 (99). – С. 167-174. – ISSN: 2075-3470.
24. Васикевич, В. В. Социальные факторы подростковых суицидов / В. В. Васикевич // Современная реальность в социально-психологическом контексте – 2021. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2021. – С. 184-188. – ISBN: 978-5-00104-680-6.
25. Галстян, Г. С. Суицид несовершеннолетних как крайняя форма девиантного поведения: социокультурный анализ : автореф. дисс. … канд. соц. наук : 22.00.06 / Г. С. Галстян. – Майкоп, 2010. – 26 с.
26. Говорин, Н. В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность / Н. В. Говорин, А. В. Сахаров. – Чита: Издательство «Иван Федоров», 2008. – 178 с. – ISBN: 978-5-91079-017-3.
27. Горяева, П. Ю. Суицид как экзистенциальный выбор / П. Ю. Горяева // Reflexio. – 2020. – Т. 13. – № 1. – С. 148-161. – ISSN: 2658-4506.
28. Дубровская, О. В. Психологические особенности учащихся и студентов подростково-юношеского возраста с наличием суицидальных мыслей в состоянии дезадаптации : автореф. дисс. … канд. псих. наук : 19.00.04 / О. В. Дубровская. – Санкт-Петербург, 2004. – 28 с.
29. Жанг, Дж. Теория суицидального напряжения. Сообщение II / Дж. Жанг // Суицидология. – 2020. – Т. 11. – № 3 (40). – С. 84-100. – ISSN: 2224-1264.
30. Евсеенкова, Е. В. Особенности отношения молодежи к суициду, убийству и эвтаназии как фактор суицидального поведения / Е. В. Евсеенкова // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. – 2018. – С. 162-165. – ISBN: 978-5-7779-2324-0.
31. Иванченко, Р. Б. Криминология суицида несовершеннолетних : учебное пособие / Р. Б. Иванченко, А. В. Польшиков, Е. П. Новикова и др. ; Воронежский институт МВД России. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2018. – 41 с. – SBN 978-5-88591-627-1.
32. Киселев, С. С. Деструктивное поведение (суициды и преступления) несовершеннолетних и проблемы его коррекции с помощью воспитательных мер / С. С. Киселев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 12. – С. 107-110. – ISSN: 2220-2404.
33. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В. Е. Клочко. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 174 с. – ISBN: 5-94621-162-5.
34. Леженина, Т. И. Особенности эмоциональной сферы склонных к суициду подростков / Т. И. Леженина // Научная инициатива в психологии. Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. – Курск, 2021. – С. 108-112. – ISBN: 978-5-7487-2737-2.
35. Положий, Б. С. Суициды среди несовершеннолетних (эпидемиологический аспект) / Б. С. Положий // Суицидология. – 2019. – Т. 10. – № 1 (34). – С. 21-26. – ISSN: 2224-1264.
36. Профилактика девиантного и социального поведения несовершеннолетних: справочно-методические материалы / Сост. О. А. Плешкова, Т. Г. Волкова, Л. В. Слободчикова. – Барнаул, 2017. – 175 с.
37. Пучнина, М. Ю. Криминальный суицид несовершеннолетних: криминологические и уголовно-правовые меры противодействия : автореф. дисс. … канд. юр. наук : 12.00.08 / М. Ю. Пучнина. – Курск, 2019. – 25 с.
38. Русанова, А. А. Модель управления процессом формирования ценностно-смысловой сферы подростков как превенция суицидального поведения / А. А. Русанова // Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону. Сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров. – Чебоксары, 2021. – С. 216-219. – ISBN: 978-5-907411-47-0.
39. Сергеева, А. И. Осмысление суицида в контексте учения Эмиля Дюркгейма / А. И. Сергеева // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2018. – № 2 (10). – С. 95-99. – eISSN: 2587-5604.
40. Социально-психологическая профилактика суицидального и самоповреждающего поведения у несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты населения / Сост. Т. В. Демина, И. С. Малашкина. – Барнаул, 2020. – 51 с.
41. Фортова, Л. К. К вопросу о сущности аутодеструктивного поведения подростков / Л. К. Фортова, Е. В. Шаломеева // Современный ученый. – 2021. – № 3. – С. 35-39. – eISSN: 2541-8459.
42. Фролов, М. Г. Суицид и суицидальное поведение несовершеннолетних: детерминация и профилактика / М. Г. Фролов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 2 (62). – С. 151-158. – ISSN: 1995-0144.
43. Чужикова, Е. А. К проблеме влияния современных информационных технологий на сознание и поведение подростков / Е. А. Чужикова // Научные исследования XXI века. – 2019. – № 1 (1). – С. 298-303. – eISSN: 2713-1408.
44. Шамкова, С. В. Социальные характеристики суицидов в молодежной среде Санкт-Петербурга : автореф. дисс. … канд. соц. наук : 22.00.04 / С. В. Шамкова. – Санкт-Петербург, 2006. – 24 с.
45. Эбелинг, Э. О. Дифференциация факторов суицидального риска в среде подростков (по материалам социологических исследований в Алтайском крае) : автореф. дисс. … канд. соц. наук. : 22.00.04 / Э. О. Эбелинг. – Хабаровск, 2018. – 24 с.

Электронные ресурсы

46. Агальцова, И. В. Дети и подростки в Алтайском крае доверяют службе телефона доверия / И. В. Агальцова / Официальный сайт Алтайского края. – URL: https://www.altairegion22.ru/ex/17961/680992/ (дата обращения: 23.08.2021).
47. Детский телефон доверия в Алтайском крае / Официальный сайт Алтайского края. – URL: https://www.altairegion22.ru/ex/17961/ (дата обращения: 23.08.2021).
48. Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.07.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ