Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учительская интеллигенция и ее роль в социокультурной жизни российской провинции в послевоенные годы. 1945-1953 гг.

Работа №8277

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы213стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
983
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-28
ГЛАВА 1. Деятельность государственных, партийных и общественных организаций по перестройке системы образования в послевоенный период (1945-1953 гг.) 29-98
1.1. Проблемы развития учебной и материально-технической базы и организация работы образовательных учреждений Костромской и Ярославской областей 29-60
1.2. Развитие системы повышения квалификации учителей и подготовки педагогических кадров 61-98
ГЛАВА 2. Профессиональная и общественная деятельность учительской интеллигенции в послевоенные го- 99-146
2.1. Учебно-воспитательная работа школы в системе идеологических отношений 99-130
2.2. Внешкольная, общественная деятельность учительства в социо¬культурной жизни провинции 131-146
Заключение 147-152
Список источников и литературы 153-166
Приложение 167-212




Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества возрастает значение интеллектуального фактора, духовно-нравственного потенциала, формирование которого неразрывно связанно с творческой активностью интеллигенции. Эта многочисленная и сложная социальная группа общества играет все большую роль в политической, экономической и культурной жизни современной России. От ее общественно¬политической и профессиональной активности во многом зависит выбор путей, успех национального возрождения страны.
Повышение созидательной роли интеллигенции в современных условиях невозможно без глубокого научного анализа опыта формирования интеллигенции, извлечения уроков из прошлого. Изучение исторического пути российской интеллигенции, осуществляемое на основе новых методологических подходов, источников как отечественных, так и зарубежных, ставших доступными в последние годы, приобретает сегодня особый научный и социально¬политический смысл.
Одним из самых массовых отрядов российской интеллигенции всегда было учительство, которое активно участвовало в политической, экономической и культурной жизни государства и общества. Сфера его профессиональной деятельности - образование и воспитание выступают стержневой основой национальной культуры. Главным институтом образования является школа. Имен¬но через школу происходит приобщение к культуре, проводником которой выступает учительская интеллигенция.
Особенно важна ее роль в провинции, которая сохранила и продолжает сохранять национальный характер России, народный уклад ее жизни, культуры. Будучи неотъемлемой частью своего народа, провинциальная интеллигенция в отличие от ориентированных на западные ценности определенных кругов сто¬личной элиты, во все времена лучше понимала специфику ситуации в России, глубинный характер культуры, бережнее относилась к духовным основам быта, социальной и государственной жизни.
Основными сферами профессиональной деятельности интеллигенции в провинции, особенно на селе, были просвещение и медицина, то есть самые гуманные области человеческих деяний. Через свою профессиональную деятельность, духовное творчество, она стремилась гуманизировать мир провинции, наделить его новыми культурными качествами и свойствами. Одной из ярких сущностных особенностей провинциальной интеллигенции России являлся и является высокий уровень ее нравственной культуры. Подлинный интеллигент в глазах жителей провинции всегда был духовным наставником, олицетворяющим все лучшее, передовое высоконравственное в жизни общества.
Это, прежде всего, относится к учителю. К нему шли за советом, он был примером для подражания, авторитетом для учеников и родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Положение провинциальной учительской интеллигенции в послевоенный период определялось атмосферой всей общественной жизни, и носило противоречивый характер. Духовный подъем, поддерживаемый пафосом победы, охватил тогда действительно все общество. Даже прогрессивная часть русского зарубежья возлагала определенные надежды на возможность трансформации советского режима в сторону либерализации. Сложность дальнейшего развития этой тенденции заключалась в том, что ей противостояли долголетние социально-политические традиции, институты власти, все формы организации общественной жизни. На протяжении 1946 - 1952 гг. последовала серия репрессивно-охранительных мер, очередная кадровая «чистка», в результате чего был значительно ослаблен человеческий потенциал будущих реформ.
Несмотря на это, в послевоенное время, роль системы образования значительно возрастает, вместе с этим, возрастает и роль учительской интеллигенции. Переход к всеобщему семилетнему образованию, восстановление и строительство новых школ, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений - все это требовало серьезной организационной и практической работы государственных и партийных органов власти. Огромную работу в этом направлении проводит учительство - непосредственный исполнитель постановлений, директив и других нормативных документов. Эта работа требует больших капиталовложений, но и имеет конкретные результаты. К 1952-1953 учебному году в Костромской области функционируют 1392 школы. Из них 1125 начальных, 227 - семилетних, 40 - средних. Постепенно решалась проблема всеобуча. Количество детей, не посещающих школы, сокращается по сравнению с 1946 г. (6962 чел.) до 3661 человека уже в 1949 году. Эта тенденция будет продолжаться и дальше, попутно решая еще одну проблему - детской беспризорности.



1. Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953 гг. / Международный фонд «Демократия». Сост. А. Артизов, О.Наумов. - М., МФД, 1999. - 872 с.
2. Вопросы идеологической работы: Сборник важнейших решений КПСС (1951-1961). - М., Политиздат, 1961.
3. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб-к документов за 1917-1947 г. - Вып. 1-2. - М.-Л.: Изд-во АПН СССР, 1947. - 460 с.
4. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хо-зяйства СССР на 1946 - 1950 год. - М: Госполитиздат, 1946.
5. КПСС во главе культурной революции в СССР. Сб-к документов. - М., 1972. - 240 с.
6. КПСС о культуре, просвещении, науке. Сб-к документов, - М.: По-литиздат 1963. - 552 с.
7. КПСС о культурно-просветительной работе. Сб-к документов. - М.: Советская Россия, 1981. - Ч.1. - 136с; Ч.2. - 150 с.
8. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. - М.: Педагогика, 1974. - 559 с.
9. Сборник законов РСФСР и указов Президиума Верховного Совета РСФСР. 1946-1954. - М., 1955.-108 с.
10. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. В 4т. - М., 1975-1976.
11. Собрание постановлений и распоряжений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. - М., 1946. - №1-4. - 80 с.
12. Собрание постановлений и распоряжений Советов Министров СССР. - М., 1946-1949. 1946 (№5-14). - 176 с.; 1947 (№1-12). - 286 с; 1948 (№1¬8) - 227 с.; 1949 (№1-13) - 320 с.
13. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. В 5 т. М., 1949. Т.1 - 516 с.; Т.2
- 328 с.; Т.З - 519 с.; Т.4 - 594 с.; Т.5 - 511 с.
154

14. Ярославский край в документах и материалах. (1917-1977) - Яро¬славль, 1977. - 371 с.
б) Работы видных государственных и политических деятелей.
15. Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. - Пг, 1922.
16. Зиновьев Г.Е. Учитель и диктатура пролетариата. - М., 1925.
17. Крупская Н.К. Заветы Ленина в области народного просвещения. -
М., 1924.
18. Крупская Н.К. О воспитании и образовании. - М., 1946.
19. Ленин В.И. и культурная революция: хроника событий. 1917-1923. -
М., 1979.
20. Ленин В.И. Странички из дневника. / Полн. собр. соч. - Т.45.
21. Ленин В.И. КПСС об интеллигенции. - М., 1979.
22. Ленин. В.И. Речь на 1 Всероссийском съезде учителей-
интернационалистов. // Полн. собр. Соч.-Т.36.
23. Луначарский А.В. Интеллигенция в ее прошло стоящем и будущем.
- М., 1924.
24. Луначарский А.В. Интеллигенция и религия. - М., 1925.
25. Луначарский А.В. Народное образование в СССР в связи с реконст-
рукцией народного хозяйства. / Сборник статей. - М., Педагогика, 1979.
26. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. Сборник статей. -
М., Педагогика, 1979.
27. Луначарский А.В. Об интеллигенции - М., 1923.
28. Луначарский А.В. Судьбы современной интеллигенции. - М., 1925.
в) Документы и материалы архивных учреждений.
29. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф.25. - Госу-
дарственный комитет профессионального образования Наркомпрос РСФСР. (Глав- профобр). - Оп.б. - ДД. 1, 32, 40, 41, 42, 49, 56, 60, 73, 84, 94, 96, 169, 170, 173, 180, 181, 187, 247, 348, 429; Ф.2306. - Народный комиссариат просвещения РСФСР. Оп.2.
- ДД. 100, 107, 119, 122, 123, 263, 264, 297, 300, 3-394. - Оп.10. - ДД. 15, 18, 19, 22,
43, 45, 70, 71, 79, 80, 81, 95, 144, 148, 152, 201, 243, 290, 310, 313; Оп.18. - ДД. 6, 26,
53, 150, 151, 198, 215, 280, 304, 3-479, 517; Ф.5490 - Совет Всероссийского учитель-ского союза (ВУС).
30. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф.24. - Кост-ромской губернский отдел народного образования. - Оп.1. - ДД. 2, 4, 16, 23, 85, 109,
155

159, 243, 264, 464, 465, 466, 477, 520, 528, 530, 533, 532; Ф.33. - Костромской госу-дарственный университет. - Оп.1. - ДД. 1, 2, 11, 13, 23, 24, 41; Ф.270. - Костромской институт народного образования. - Оп.1. - ДД. 11, 16, 18, 20, 67, 68, 93, 99, 100; Ф.1568. - Костромской губернский учительский союз. - Оп.1. - ДД. 14, 17; Ф.765. - оп.2. - Д. 772; Оп.3. - Д.614.
31. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГА-НИКО). - Ф.1. - Костромской губком ВКП(б), сектор Агитпром. - Оп.1. - ДД. 262, 263, 487, 488, 710, 711, 1165, 1179, 1180, 1181; Ф. 678. - Костромской общегородской комитет РКП(б). - Оп.1. - ДД. 3, 34, 39, 139, 261, 262.
32. Архив Костромского Государственного университета. - Ф.1291.-Оп.1 лс доп. -Д.11.-Л.28,180-187; Д.5.-Л.45; Д.10.-Л.2; Д.14.-л.187; Д.18.-л.8.
33. Галичский филиал Государственного архива Костромской области. - Ф.32. - Оп.3. - Д.29. - Л.15; Оп. - 9, ед. хр. 215, Л. 24, 86-89.
34. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф.51. - Яро-славский государственный университет. - Оп.1. - ДД. 7, 134, 165, 166, 169, 171, 226, 227, 228, 230, 231, 243, 402; Ф.178. - Отдел народного образования исполнительного комитета Ярославского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармей-ских депутатов. - Оп.1. - ДД. 3, 19, 20, 22, 23, 25, 230, 237, 509, 942; Оп.2. - ДД. 2, 3,
9, 18, 20, 34, 36, 58, 59, 60, 61, 74, 87; Ф. - 1933. - Ярославское педагогическое учи¬лище (техникум) им. Н.А. Морозова. - Оп.1. - ДД. 40, 44; Оп.4. - Д. 1; Ф.2257. - Яро¬славский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского. - Оп.4. - Д.1; Оп.5. - ДД. 1, 31, 66, 148.
35. Центр документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИ-ЯО). - Ф.1. - Ярославский губернский комитет ВКП(б). - Оп.27. - ДД. 66, 112, 487, 496, 979, 1022, 1678, 2102; Ф. 123. - 1-й Ярославский городской райком ВКП(б). - Оп.1. - ДД. 1027, 1183; Ф. 367. - Отчеты ячейки РКП(б) пединститута. - Оп. 2. - ДД.
2, 4, 8, 9.
г) Статистические сборники, справочники, энциклопедии.
36. Большая советская энциклопедия. - М., «Советская энциклопе¬дия», 1973.
37. Географический энциклопедический словарь. - М., «Советская эн-циклопедия», 1989.
38. Культурное строительство РСФСР. Стат. сб. - М., 1958. - 198 с.
156

39. Молодёжь СССР: Статистический сборник. / Госкомстат СССР. ЦК ВЛКСМ ВКШ при ЦК ВЛКСМ. - М.: Финансы и статистика. 1990 - 255 с.
40. Народное образование и культура в СССР. Статистический сбор¬ник. / Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 431 с.
41. Народное хозяйство РСФСР. Статистический сборник. - М., 1956-1957.
42. Народное хозяйство СССР. 1922-1982. Юбил. стат. ежегодник ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1982. - 574 с.
43. Население СССР. 1922-1991 гг. - М.: Статистика, 1993. - 212 с.
44. Советская интеллигенция. Словарь-справочник. - М., Политиздат, 1987. - 222 с.
45. Советская историческая энциклопедия. - Т.6. - М., Советская эн-циклопедия, 1965.
46. Советский энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопе¬дия, 1980. - 1600 с.
47. Страна Советов за 50 лет. - М., Статистика, 1957.
48. Философский энциклопедический словарь. - М., Советская энцик¬лопедия, 1983. - 840 с.
д) Периодическая печать.
Журналы:
49. Вожатый. Журнал КЦ ВЛКСМ для пионерских вожатых. - 1950.
50. Народное образование. Ежемесячный журнал Министерства про-свещения РСФСР. - 1947-1953.
51. Семья и школа. Академия педагогических наук РСФСР. - 1947.
52. Советская педагогика. Орган Академии педагогических наук РСФСР. - 1947-1952.
Газеты:
53. Правда. Орган центрального комитета ВКП(б)-КПСС. - 1946.
54. Северная правда. Орган Костромского обкома, горкома ВКП(б) и Областного совета депутатов трудящихся. - 1946-1953.
55. Северный рабочий. Орган Ярославского обкома ВКП(б). - 1947-1951.
56. Учительская газета. Орган Министерства просвещения СССР. - 1942-1952.
157

е) Материалы личного происхождения.
57. Головин Н.М. Записки учителя. - Ярославль, 1947.
58. Культурная жизнь в СССР. Хроника, 1941-1950 гг. - М., 1977.
59. Розова С.Н. Полвека в школе. - Ярославль, 1952.
60. Материалы интервью автора с ветеранами педагогического труда, их воспоминания в рукописях (личный архив автора).
II. ЛИТЕРАТУРА:
а) Монографии, сборники статей.
61. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. - М., 1986. - 230с.
62. Актуальные проблемы историографии и отечественной интелли¬генции. - Иваново, 1996.
63. Анисов М.И. Источники изучения истории советской школы и пе-дагогики. - М., 1986.
64. Астахова В.И. В.И. Ленин о сущности и социальной природе ин-теллигенции. - Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1970.
65. Астахова В.И. Советская интеллигенция и её роль в обществе. - Харьков, 1975.
66. Будник Г. А. Высшая школа и интеллигенция. Советский воспита¬тельный и образовательный эксперимент. 1945-1985 гг. - Иваново, 2003.
67. Веселов В.Р. Формирование учительских кадров в СССР. - М., 1983.
68. Веселов В.Р. Интеллигенция провинции в исторической судьбе России. - Кострома, 2001.
69. Волков Д.А., Миловидов В.Л., Рябинин А.Н. Костромской государ-ственный университет: страницы истории и современность. - Кострома, 2002. - С.43-122.
70. Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. - М., 1999.
71. Вопросы истории и историографии социалистической культуры. - М., 1987.
72. Вопросы организации всеобщего обучения. / Под. ред. И.М.Богданова и др. - М., 1953.
73. Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. - Ярославль, 1994.
158

74. Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. - Свердловск, 1987.
75. Глебочкин М.П. Формирование коммунистической культуры и со-циальные изменения сельского учительства. / Социологическое изучение села: социальная структура, труд, управление. - М., 1968.
76. Данилов А.А., Меметов В.С., Интеллигенция провинции в истории и культуре России. - Иваново, 1997.
77. Деятельность Коммунистической партии по подготовке и воспита¬нию учительских кадров в период социалистического строительства: Сборник научных трудов Моск. заочного пед. ин-та. - М., 1981.
78. Евстратова А.И., Никонов И.И. Общественно-политическая жизнь Верхнего Поволжья в 20-30 годы ХХ века. - Кострома, 2004.
79. Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М, 1968. - 151с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ