Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анимационная деятельность, как средство социального воспитания студентов вуза

Работа №8276

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы170стр.
Год сдачи2007
Стоимость1470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-10
Глава I Социальное воспитание студентов вуза как проблема современной
науки и практики 11
§ 1. Социальное воспитание студентов вуза как научная категория 11-37
§2. Особенности социального воспитания студентов вуза в процессе анимационной деятельности 38-58
§ 3. Характеристика анимационной деятельности как средства социального
воспитания 59-77
Выводы по первой главе 78-84
Глава II. Реализация условий использования анимационной деятельности как
средства социального воспитания 85
§1. Характеристика Института педагогики и психологии как интегративного
субъекта социального воспитания 85-102
§2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий использования анимационной деятельности как средства социального
воспитания 103-123
§3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию анимационной деятельности как средства социального воспитания.. ..124-134
Выводы по второй главе 135-138
Заключение 139-152
Список использованной литературы 153-170
Приложения 171




Актуальность исследования обусловлена востребованностью социального воспитания на всех уровнях общественной жизни. Социальное воспитание оказывает огромное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков. Социальному воспитанию как составной части социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых, среди них выделяются исследования В.М. Басовой, В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, М.М. Плоткина, В. Д. Семенова.
Значительная роль в воспитании социальности молодого человека при-надлежит высшей школе. В работах педагогов, психологов, социологов (Н.В. Бордовская, Л.А. Воловик, Б.З. Вульфов, В.Т. Лисовский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, М.И. Рожков) отмечается, что современная сис¬тема высшего профессионального образования имеет большие возможности для социального воспитания студентов в силу серьезных гуманистических пре¬образований, происходящих в ней и превращающих ее в более гибкую, вариативную и открытую. При этом высшая школа сочетает задачи подготовки высококвалифицированных специалистов и формирования у них социально значимых качеств личности.
Учитывая сложившуюся современную ситуацию, необходимо эффективно использовать потенциалы социокультурной деятельности в социальном воспитании. Педагогические и психологические возможности социокультурной деятельности изучали М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А. Д. Жарков,
А.С. Запесоцкий, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков.
Отечественных исследователей (Н.В. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ф.Н. Лавров, А.И. Лучанкин, Е.В. Мамбеков, Е.М. Приезжева) в последние годы все больше интересует анимационная деятельность как элемент социокультурной деятельности, в ходе которой происходит реализация интересов и индивидуально-творческой активности личности в сфере свободного времени.
Особое значение для нашего исследования имеют работы
В. А. Квартального, Л.В. Курило, Е.М. Приезжевой, Б. А. Стойковича, И.И. Шульги, в которых раскрыта сущность, показано значение, охарактеризованы воспитательные потенциалы анимационной деятельности. В силу это¬го правомерно говорить о необходимости усиления внимания к анимационной деятельности как средству социального воспитания студентов в рамках высшего учебного заведения, так как она открывает широкие возможности для проявления личностной инициативы студентов, ориентации личности в социальных отношениях и развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
Анимационная деятельность в контексте социального воспитания студентов вуза специально не изучалась, что позволяет констатировать необходимость интеграции имеющихся научных представлений об ее использовании как средства социального воспитания.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен рядом противоречий:
- между исследованностью целого ряда аспектов социального воспитания студентов вуза, разработанностью научно-теоретических подходов к пониманию средств социального воспитания и отсутствием работ по проблемам использования анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза;
- между наличием мотивации студентов к освоению анимационной деятельности, оригинального опыта социального воспитания студентов вуза с использованием ее технологий и недостаточным их научно-методическим осмыслением.
Сформулированные противоречия определили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях анимационная деятельность является средством социального воспитания студентов?
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия использования анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза.
Объект исследования: анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза.
Предмет исследования: педагогические условия использования анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза.
Гипотеза исследования: анимационная деятельность будет выступать средством социального воспитания студентов вуза при соблюдении следующих условий:
- актуализации ценностно-смысловых основ участия студентов в анимационной деятельности;
- направленности на формирование социального опыта студентов как единства различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, ценностных ориентаций и социальных установок;
- обеспечении целенаправленного саморазвития личности студента как субъекта социальных отношений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) уточнить сущность анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза;
2) охарактеризовать особенности социального воспитания студентов вуза в процессе анимационной деятельности;
3) выявить педагогические условия использования анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие современные теории и концепции: научные положения о диалектическом характере социальных отношений (Г. Гегель), о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); современные концепции воспита¬ния (Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, Л.И. Новикова, М.И. Рожков); подхо¬ды к пониманию воспитательной работы (Б.З. Вульфов), концепции социального воспитания (А.В. Мудрик).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной педагогической литературе прослеживается ряд подходов к определению понятия «социальное воспитание». Одни авторы (А.В. Мудрик) считают, что главным признаком его является создание благоприятных условий для социального становления личности. С его точки зрения, социальное воспитание - взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в специально созданных воспитательных организациях. Другие (М.А. Галагузова, В.И. Загвязинский, В.О. Никитин, Г.М. Филонов) видят его назначение в оказании грамотной адресной помощи детям и подросткам в решении их проблем, в обогащении или восстановлении их отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий; как составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и целенаправленную на формирование социальной зрелости и развитие личности в общении, игре, учебной и общественно-полезной деятельности; как целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации.
Исходя из предмета социальной педагогики, рассматривающего регулирование отношений человека и социальной среды с целью его социального развития, М.И. Рожков главной целью социального воспитания считает формирование социальности как интегративного качества личности в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного саморазвития как субъекта социальных отношений. В этом подходе социальное воспитание выступает как средство создания определенного пространства, позволяющего реализовать личностные потенциалы, обеспечить включение личности в проектирование собственных жизненных планов и перспектив.
Социальное воспитание должно строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. Студенческий возраст, имеющий возрастные границы от 17 до 21-22 лет, открывает ступень индивидуализации, проектирования индивидуальной траектории развития и совпадает с кризисом юности (В.И. Слободчиков). Данный кризис - это, с одной стороны, вхождение в иной образ жизни, приобщение к социально значимым формам деятельности, а с другой стороны, фактически разрыв идеала и реальности, который может быть преодолен в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в специально созданных воспитательных организациях.
Высшие учебные заведения ориентированы не только на подготовку специалистов, но и на формирование их личной позиции, системы жизненных идеалов, способов и форм самореализации в общественных отношениях (А.Г. Пашков, А.Е. Подобин, А.В. Репринцев, А.Н. Ходусов). В последние годы в высших учебных заведениях России разрабатываются различные концепции воспитания студентов. Они позволяют реализовать принцип гуманизации образования не только в целях достижения индивидуальных профессиональных целей, но и ориентируя на потребности студентов, предоставляя им возможности для социального становления.


1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1989. - 18 с.
2. Абдрашитов Ф.Г., Сафин В.Ф. Идентификация как механизм осоз¬нания студентами себя в качестве субъектов педагогической деятельности. // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процес¬са в педагогическом институте: Методические рекомендации. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980. - С. 125-126.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141с.
4. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студен¬тов. Учебное пособие для педагогических институтов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 173 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. // Психология личности в социалистическом общест¬ве: Активность и развитие личности. / Отв. Ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульхано- ва. - М., 1989. - 175с.
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 335с.
7. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1985.¬448с.
8. Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 112 с.
9. Актуальные проблемы подготовки кадров социальной сферы: Мате¬риалы республиканской научно-практической конференции. Казань, 12 марта 1998 г. - Казань, 1998. - 95 с.
10. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека. - М., 1968. - 334с.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С.325-326.
151

12. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии. - №6. - 1986 - С.21-23.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. // Ананьев Б.Г. Из¬бранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - Т. 1. - М.: Наука, 1980. - С. 16-179.
14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.
- 567 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1988. - 432с.
16. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учеб¬ных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.
17. Антология педагогической мысли России второй половины XIX на¬чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев - М., 1990. - 608с.
18. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо¬мерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368с.
19. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
20. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследова¬ния. - М., 1984. - 104с.
21. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологиче¬ского анализа. - М., 1990. - 367с.
22. Афанасьев С.П. Лагерный сбор первокурсников - начальный этап системы подготовки будущего учителя-воспитателя // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. - Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1992. - С.18-25.
23. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М., 1982. - 192с.
24. Байбородова Л.В. Целеполагание в педагогическом процессе //Развитие личности и формирование индивидуальности /Отв. ред. М.И. Рожков. - Ярославль, 1996. - С. 262-265.
152

25. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в совре¬менной школе: Уч. пос. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,
1997.
26. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного про¬цесса в школе. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 256 с.
27. Белякова И.И. Факторы, препятствующие реализации личностного потенциала студента и его успешной интеграции в социуме в процессе обу¬чения в вузе // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Все-российской Internet-конференции / Отв. Ред. Е.А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - С.53-58.
28. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. - 383с.
29. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420с.
30. Бесспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.
- М., 1995. - 145с.
31. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как лично¬сти. - Л., 1973. - 134с.
32. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1972.
33. Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б. Мещеря¬ков, В. Зинченко. - СПб., 2005. - 672с.
34. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гумани-стических теориях и система воспитания: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК - Ростов н/Дону, 1999. - 560с.
35. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Научн. ред. Н.К. Сергеев - Волгоград, 2000 - 225с.
36. Бочкова Л.М. Социально-педагогическое обеспечение формирова¬ния коммуникативной культуры личности студента в вузе. Дисс. .. канд. пед. наук. - Кострома, 2003. - 203с.
153

37. Браже Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление: Тезисы к семинару. 25-29 июля 1990г. - Л., 1990. - С.10-11.
38. Братченко С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогиче¬ское общение в условиях групповой формы обучения. Дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1987. - 247с.
39. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.
40. Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред.
В.И. Журавлева. - М., 1988. - 239с.
41. Вдовина С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе со-временной школы: Дисс. ... канд. пед. наук. - Тобольск, 2000. - 217с.
42. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 148с.
43. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. Учебное пособие
для
студентов вуза.-М.: Флинта-Наука, 1998.—240 с.
44. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на про-фессиональную подготовку учителя. - М., 1995. - 112с.
45. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956. - 346с.
46. Гаськова Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1995. - 21с.
47. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. - М., 1974.
48. Гениуш Ю.С. Воспитание духовности средствами искусства // Сборник научных трудов «Эстетический опыт как источник активности творческого соображения в художественном образовании». - М.: ИХО РАО, 2006. - С. 96 -98.
154

49. Гениуш Ю.С. Культурно-эстетический аспект в профессиональной подготовке менеджера туристской анимации // Научный альманах «Квар- тальновские научные чтения» Выпуск 2. - М.: Советский спорт, 2006.
50. Гениуш Ю.С. Формирование личностных качеств посредством ани-мационной деятельности // Сборник «Материалы международной научно-практической конференции. Эмоциональный компонент содержания эстети¬ческого образования». - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.-С.156.
51. Гениуш Ю.С. Эстетическая направленность развития личности по-средством анимационной деятельности // Искусство в школе. - 2006.
52. Гениуш Ю.С. Эстетическое воспитание студенческой творческой молодежи // Сборник научных статей. «Философия и образование: интеллек¬туальные традиции и новации». Выпуск IV. - Саратов: Научная книга, 2005.
- С. 91-104
53. Гениуш Ю.С. К вопросу совершенствования педагогических техно¬логий (из опыта туристических высших учебных заведений) // Сборник тези¬сов «Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений». - М.: ИХО РАО, 2005. -С 153 - (В соавторстве с А.Б .Гениуш, авторство не разделено).
54. Годник С.М. Развитие субъектного потенциала личности - реальный гуманизм педагогической деятельности // Факторы и условия становления школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса: сб. статей / Под ред. С.М. Родника, В.И. Хлоповских. - Воронеж: ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999.
55. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград, 1996. - 307с.
56. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребе- нюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. - 572с.
57. Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып.2. - Наб.Челны, 1996. -18с.
155

58. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 -
544 с.
59. Евтеева ГА. Досуг и его организация / Клубоведение. - М., 1972.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ