ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 13
1.1. Определение интеллектуальных потребностей 13
* 1.2. Возможности формирования интеллектуальных потребностей
учащихся в воспитательной организации 34
1.3. Роль научно-популярной информации в становлении интеллектуальных потребностей подростков 55
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 70
2.1. Организация деятельности воспитательной организации по формированию интеллектуальных потребностей подростков 70
2.2. Обсуждение результатов формирования интеллектуальных
* потребностей подростков в научно-популярной информации 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 117
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, произошедшими в последние десятилетия в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах и характере социального заказа к системе образования. В новых условиях от школы требуется готовить выпускников, умеющих действовать самостоятельно, имеющих общую способность к познанию, решению проблем, определяющих успешность любой деятельности, а также универсальную адаптивность к новым жизненным задачам. В связи с этим, формирование интеллектуальной потребностей современного школьника является важнейшей обязанностью системы образования, однако теоретическая разработка проблем, связанных с интеллектом и интеллектуальной деятельностью далека от завершения.
Развитие человеческой цивилизации привело к тому, что объем научных знаний об окружающем мире стремительно увеличился. В этой ситуации резко возрастает значение научно-популярной информации, а задачи, решаемые с ее использованием, умножаются и усложняются. Сейчас остро стоит проблема популяризации делающихся открытий, поскольку научно-популярная информация намного быстрее монографий и специальных статей внедряет в сознание и практику новейшие идеи.
Использование научно-популярной информации позволяет перестроить интеллектуальную деятельность человека в соответствии с вызовами времени, оптимизировать ее. В ходе обращения к различным источникам информации научно-популярного характера интенсивно формируются интеллектуальные способности и потребности личности.
Все это обуславливает необходимость широкого внедрения научно-популярной информации в учебно-воспитательный процесс современной школы, что должно помочь учащимся сформировать у себя мотивационные и инструментальные компоненты интеллектуальной деятельности.
4
В то же время, как показывают исследования, интеллектуальные потребности школьников довольно часто оказываются несформированными. Современные школьники не испытывают нужды в обращении к источникам различной информации в том числе и научно-популярной. По нашим данным, не более трети из 1205 опрошенных учащихся 7 и 8 классов обращаются для получения необходимой дополнительной учебной
• информации к научно-популярным материалам, а испытывает тягу к самостоятельной работе с источниками научно-популярной информации лишь пятая часть обследованных.
Одной из причин такого положения дел является недостаточная разработанность теоретических основ формирования интеллектуальных потребностей школьников путем актуализации обращения к источникам научно-популярной информации. Как показывает анализ литературы, в педагогической науке недостаточно четко осмыслены и сформулированы социально-педагогические условия организации использования подростками
• научно-популярной информации, отсутствуют эффективные технологии формирования у школьников интеллектуальных потребностей.
Таким образом, в настоящее время, как показывает проведенный нами анализ, сложились противоречия между:
- востребованностью современным обществом активной, конкурен¬тоспособной в условиях его информатизации личности и не соответствующей изученностью процесса формирования у детей интеллектуальных потребностей;
- потенциальной значимостью научно-популярной информации и недоста¬точным осмыслением возможностей ее использования в организации интеллектуальной активности подростков;
- необходимостью в педагогической организации процесса формирования интеллектуальных потребностей в научно-популярной информации у
подростков и недостаточным теоретическим и опытно-экспериментальным обоснованием условий, содержания и форм ее осуществления.
Осознание данных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: при каких социально-педагогических условиях процесс формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно¬популярной информации будет успешным?
Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы выявить социально-педагогические условия формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно¬популярной информации.
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальных потребностей подростков.
Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно¬популярной информации.
В ходе исследования проверялась следующая гипотеза: формирование интеллектуальных потребностей подростков в научно-популярной информации будет успешным, если:
- интеллектуальная деятельность, в которую включаются подростки, носит проблемно-поисковый характер и стимулирует обращение к источникам научно-популярной информации;
- жизнь воспитательной организации насыщается специально созданными событиями, востребующими интеллектуальную активность подростков и актуализирующими их работу с источниками научно-популярной информации;
- осуществляется проблемно сориентированное субъект-субъектное взаимодействие воспитателей и воспитанников в ходе решения интеллектуальных задач с использованием научно-популярной информации;
- обладание научно-популярной информацией станет престижным для учащихся в социальном и индивидуальном аспектах.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами было выявлено, что проблема формирования интеллектуальных потребностей подростков является на современном этапе развития российского общества актуальной, требующей незамедлительного решения. В то же время, как показало проведенное исследование,
§
эффективных технологий, позволяющих осуществить формирование указанных потребностей в процессе работы воспитательной организации, в распоряжении людей, организующих воспитательный процесс, не имеется.
В связи с этим нами была предложена система средств и способов формирования интеллектуальных потребностей подростков, обеспеченная созданием в воспитательной организации определенных социально¬педагогических условий, внедренная нами в процесс работы общеобразовательной школы.
t
Проведенное нами исследование подтверждает важность использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы разнообразной научно-популярной информации из различных источников для формирования интеллектуальных потребностей учащихся и позволяет сделать следующие выводы:
1. Интеллектуальные потребности - это устойчивое состояние личности, в котором отражается нужда в решении мыслительных задач, побуждающее к активности, направленной на поиск, обладание и использование научной информации.
2. Научно-популярная информация обладает значительными потенциальными возможностями для актуализации и развития интеллектуальных потребностей личности, что обусловлено ее
I специфическими свойствами - научной обоснованностью; чётким
изложением материала в доступной форме; способностью оказывать
98
эмоциональное воздействие на пользователя информацией любого уровня; воздействием на расширение научного кругозора; обеспечением непрерывного самообразования в интересующих областях знаний; достаточной распространённостью.
3. Результативность формирования у подростков интеллектуальных потребностей в научно-популярной информации достигается, если в организации этого процесса комплексно представлены:
- использование в различных мероприятиях воспитательного плана познавательно значимой и эмоционально привлекательной научно¬популярной информации из различных источников; включение учащихся в подготовку и проведение занимательных опытов и демонстраций, в решение задач занимательного характера;
- подготовка и проведение экскурсий на производство, посещения тематических выставок и экспозиций местного краеведческого музея;
- создание проблемных ситуаций, разрешить которые учащимся предлагается, используя необходимый материал из доступных источников научно-популярной информации;
- самостоятельная деятельность учащихся по систематическому обращению к источникам данной информации при подготовке и проведении сообщений и докладов, тематических обзоров, устных журналов, классных часов;
- организация самостоятельной деятельности учащихся по выработке привычки обращения к источникам научно-популярной информации через создание картотеки соответствующих материалов, как для личного пользования, так и для оказания помощи одноклассникам.
4. Успешность формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно-популярной информации обеспечивается созданием в воспитательной организации таких социально-педагогических условий, как: придание интеллектуальной деятельности, в которую включаются подростки,
99
проблемно-поискового и стимулирующего обращение к источникам научно-популярной информации характера; насыщение жизни воспитательной организации специально созданными событиями, востребующими интеллектуальную активность подростков и актуализирующими их работу с источниками научно-популярной информации; реализация проблемно сориентированного субъект-субъектного взаимодействия воспитателей и воспитанников в ходе решения интеллектуальных задач; обеспечение престижности обладающих научно-популярной информацией учащихся в социальном и индивидуальном аспектах.
Позитивные изменения в сформированности у подростков интеллектуальных потребностей в научно-популярной информации, зафиксированные в группах, вовлеченных в опытно-экспериментальную работу, и отсутствие таковых в контрольных группах, подтверждают правомерность и обоснованность приведенных выводов.
Полученные в диссертационном исследовании результаты не исчерпывают всех проблем формирования интеллектуальных потребностей у современных подростков. Дальнейшими направлениями изучения могут быть особенности формирования интеллектуальных потребностей у детей разных возрастных групп, возможности использования научно-популярной информации как средства самовоспитания и саморазвития школьников, характеристика влияния электронных ресурсов на развитие интеллектуальной сферы детей.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - 385 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под. ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 276с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Наука, 1960.-486 с.
7. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
8. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Академия, 2000. - 303 с.
9. Артемьева Е.Ю. Вероятностные методы в психологии. - М.: Наука, 1975.-206 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
11. Балашов М.М. О природе: Кн. для уч. 7 кл. - М.: Просвещение, 1991.-62 с.
12. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. - М.: 1987. - 78 с.
13. Бауманн М. Доступность учебных текстов, факторы, затрудняющие понимание и их устранение // Проблемы школьного учебника. - М.: 1988.-Вып. 18.-С. 244-258.
101
14. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991.- 170 с.
15. Библиотека - школьнику: Сб. ст. - М.: Книга, 1986. - 79 с.
16. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
17. Большая советская энциклопедия. Т. 10./ Глав. ред. А.М. Прохоров.
- М.: «Сов. энциклопедия», 1979. - 592 с.
18. Брентано Л. Опыт теории потребностей. — Казань, 1921.
19. ВайсманР.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С. 30¬
40.
20. Ващекин Н. П. Информационная деятельность и мировоззрение. / Н. П. Ващекин, Ю. Ф. Абрамов; Науч. ред. А. Д. Урсул. - Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1990. - 291 с.
21. Вилюнас В. К. Психология потребностей: Шаги к реальности // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 177-179.
22. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Наука, 1990. - 283 с.
23. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. - 270 с.
24. Воройский Ф.С. Систематизированный толковый словарь по информатике. - М.: Либерия, 1998. - 376 с.
25. Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сборник научных трудов (По материалам научной конференции-дискуссии) / Под ред. Е. В. Титовой. — СПб., 2005. - 200 с.
26. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Щуркова Н. Е., Аранова П. И., Бабурова И. В. и др.; Под ред. Н. Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
102
т
27. Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых Всероссийских педагогических чтений (с международным участием), посвященных творческому наследию академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой (г. Владимир, 23-25 января 2006 г.) / под. Ред. А.В.Гаврилина и Н.Л.Селивановой. - Владимир - М., 2006. - 348 с.
* 28. Воспитательное пространство: Опыт региона: Монография / под
ред. Н.М.Рассадина. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2006. - 211 с.
29. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб. науч. тр. / АПН НИИ общ. педагогики. - М.: АПН СССР, 1990. - 85с.
30. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной,
1 И.А.Зимней. - М: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.
31. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред. - сост. А. Зверев, А. Тубельский. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
32. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы// О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования.- М., 1995. -С. 16-45.
33. Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М., 1995.- 103с.
34. Галактика потребностей: Психология влечений человека / Пер. с пол. - СПб.: Речь, 2003. - 296 с.
103
35. Гальперштейн А. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1994. -256 с.
36. Гинзбург М.Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы // Вопросы психологии. — 1976. — №4.-С. 128-132.
37. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2002. -176 с.
38. Голицын Г. А., Петров В. М. Информация - поведение - творчество.
- М.: Наука, 1991. - 221 с.
39. Гоношенко Н. И., Юркевич В. С. О развитии познавательной потребности у дошкольников // Новые исследования в психологии.
— 1983. —№ 1.
40. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. - М.: Просвещение, 1977.- 152 с.
41. Границкая А. С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
42. Грачев Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и защита. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 304 с.
43. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. — Л.: ЛГУ, 1974. - 259 с.
44. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. - 191 с.
45. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. — 1984. — № 4.