Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессионального отбора персонала в организации 8
1.1 Сущностная характеристика и задачи кадровых агентств в
профессиональном отборе персонала 8
1.2 Факторы успешного отбора персонала 17
1.3 Источники поиска потенциальных работников 26
Глава 2. Анализ системы отбора персонала в ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» 30
2.1 Характеристика организационной и финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» 30
2.2. Анализ состава и структуры персонала ООО «Келли Сервисез
Си-Ай-Эс» 43
2.3. Анализ существующей системы профессионального отбора
персонала кадровым агентством в компанию клиента-заказчика 51
Глава 3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию работы по отбору персонала ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» 60
3.1. Направления работы по повышению эффективности отбора персонала
кадровым агентством 60
3.2. Экономическая эффективность проводимых мероприятий по повышению
эффективности отбора персонала в ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» 67
Заключение 74
Список использованных источников 80
Приложения
Актуальность темы. В условиях рыночной экономики наиболее важным источником успеха предприятия в конкурентной борьбе является его персонал. Это обусловлено тем, что именно персонал способен организовать работу предприятий в заданном векторе и обеспечить достижение установленных целей организаций. Перед руководителем любой компании и перед кадровой службой организации возникает необходимость комплектования штата. При осуществлении данной функции большую роль играет подбор (отбор) персонала. Отбор является одним из основных элементов управления персоналом, от его эффективности зависит вся дальнейшая работа персонала. Поэтому проблема определения его эффективности является одним из важных векторов управления персоналом.
Отбор персонала является одним из главных элементов системы управления, потому что именно данный процесс предоставляет новый персонал, который должен максимально отвечать специфике работы предприятия. Социально-политические изменения в начале 90-х годов имели значительное влияние на все отрасли производства и услуг. Снижение производственных мощностей привело не только к значительным экономическим потерям, а также служило причиной дисбаланса рабочей силы на рынке труда. На данный момент производственные профессии имеют статус «непрестижных». Незначительное количество абитуриентов учится производственным профессиям. Это приводит к тому, что высококвалифицированные рабочие достигают почти предпенсионного возраста, а заменить их никем. Именно поэтому каждое производственное предприятие должно больше уделять внимания процессу отбора персонала и особенностям организации данного процесса на предприятии.
Проблемы отбора персонала отражены во многих источниках, однако единственной точки зрения относительно определения понятия «подбор персонала» не существует, что и обусловило цель исследования.
Создание производства мирового класса всегда связано с людьми. Этой проблеме отечественные и зарубежные ученые посвятили достаточно много научных работ: А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, А.М. Карякин, Т.Ю. Базаров, Б.Л.Еремин. Также она нашла свое отражение в научных исследованиях заграничных ученых, в частности Д. Купера, А. Робертсона, Н. Берна, Ж. Фитценца. Проблема эффективного отбора персонала является неотъемлемым элементом системы управления персоналом на предприятиях. Система набора определяет непосредственно качество персонала предприятия и стабильность его работы.
Однако можно говорить о том, что проблема определения эффективности подбора кадров является до сих пор нерешенной. Одним из путей к решению этой проблемы есть определение скорости заполнения свободных вакансий, которые возникают на предприятии, однако сам показатель скорости заполнения вакансий не несет информацию относительно дальнейших последствий отбора персонала для предприятия. Большое количество предприятий в своей деятельности относит расходы на подбор персонала к категории расходов, которые требуют минимизации, однако это ошибочная мысль, поскольку проведение этого процесса на качественном уровне требует значительных ресурсов. Поэтому появляются проблемы определения не только размера расходов на отбор персонала, скорости этого процесса, но и его эффективности.
Исследование в отрасли управления человеческими ресурсами убедительно показывают, что потенциальные человеческие ресурсы предприятия являются важными факторами реализации его стратегического плана. Практика управления персоналом способна создать источник стойких конкурентных преимуществ, особенно если они связанные с конкурентной стратегией фирмы. Поэтому это является актуальной проблемой, особенно в условиях кризиса. Источником стойких конкурентных преимуществ фирмы могут стать человеческие ресурсы, если выполняются четыре условия. Во- первых, они должны повышать ценность производственных процессов фирмы, а здесь наибольшее значение имеет уровень результативности отдельных работников. Во-вторых, работники, которые необходимы фирме, должны быть высококвалифицированными. В-третьих, совокупность инвестиций в человеческий капитал должна существенно уменьшить достоверность копирования благодаря качественным отличиям между работниками данной фирмы и конкурентами. В-четвертых, человеческие ресурсы фирмы не должны быть предметом замещения технологических нововведений.
Процедура отбора и найма, которая обеспечивает резерв квалифицированных кандидатов, в сочетании с надежными и корректными способами отбора делает значительное влияние на качество работников и так же - на конкурентоспособность фирмы. В условиях кризиса конкурентоспособность персонала имеет особенное значение. Так, рекрутинговые агентства разрабатывают специальные программы, целью которых является выявление и минимизация негативного влияния на работу компаний «балласта» среди персонала (особенно несостоятельных управленцев) и замена их на профессиональных, инициативных, конкурентоспособных работников. В связи с этим в последнее время усиливается внимание и требования к рекрутинговым услугам.
Современное состояние исследования сферы предоставления рекрутинговых услуг можно охарактеризовать как неполной, а область научных знаний совершенствования кадровых услуг - достаточно новой, поскольку ни теории, ни технологии предоставления рекрутинговых услуг пока еще не существует.
Внимание исследованию рынка труда уделял Кларк Керра, который ввел понятие «внутренний и внешний рынки труда», А. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда, то есть каждую разновидность труда, профессия, специальность имеет свою востребованность на определенных рынках труда. О. Голуб, Т.Заславская, Ф. Котлер, О. В Ромашов, исследовали современный рынок труда и его субъекты. Специфику работы кадровых агентств как «посредника» во взаимоотношениях на рынке труда изучали И.В. Бизюкова, М. Миллер, А.Московская, И.Тюрина.
Рекрутинг как эффективный механизм сбалансированного функционирования социальных институтов и групп на рынке труда рассматривали: Б.М. Генкин, П. В. Журавлев, Ю.Г. Одегов.
Анализ существующих научных работ, посвященных проблемам рекрутингу, показывает, что у авторов отсутствует четкое понимание того, которой должна быть процедура выполнения заказа на подбор персонала и каким должно быть ценообразование рекрутинговых услуг, материальное стимулирование работников в агентствах для максимально эффективного и качественного предоставления услуг.
Существует ряд социальных факторов, содействующих активному внедрению данного института в систему функционирования рынка труда. Связано это, прежде всего, с коммуникативно-информационной, организационной и регулятивной функциями кадровых агентств.
Выявление основных особенностей взаимоотношений кадровых агентств с заинтересованными в рекрутингу субъектами способствовало бы актуализации и рассмотрению малоизученной проблемы взаимодействия социальных институтов на рынке труда. Основанием послужит тот факт, что в недавнем прошлом в качестве работодателя в основном выступало государство, а отбор персонала считался достаточно простым процессом. Когда как в современном обществе концепция социально ориентированной рыночной экономики существенно модифицировала отношение работодателя к наемному персоналу, который стал рассматриваться как фактор, который во многом определяет будущее благополучие и процветание предприятия.
Цель исследования бакалаврской работы - изучение систем профессионально отбора персонала и разработка направлений развития деятельности кадровых агентств.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть сущностную характеристику процедуры
профессионального отбора персонала;
- выявить факторы успешного отбора персонала;
- изучить источники поиска потенциальных работников;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность организации;
- проанализировать состав и структуру персонала;
- проанализировать существующую систему набора и отбора персонала кадровыми агентствами;
- предложить направления работы по совершенствованию эффективности набора и отбора персонала кадровыми агентствами;
- предложить мероприятия по совершенствованию работы по набору и отбору персонала;
- рассчитать экономическую эффективность проводимых мероприятий по повышению эффективности методов отбора персонала.
Объект исследования - деятельность ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» по профессиональному отбору персонала для заказчика.
Предмет исследования - процесс оказания услуг по профессиональному отбору персонала.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, расчет, графика.
Структура работы. Дипломная работа состоит с содержания, введения, 3х глав, заключения, списка использованных источников.
В условиях рыночной конкуренции актуальность отбора кадров стали одними из главных факторов, которые определяют выживание и экономическое положение предприятий. Отбор персонала - наиболее ответственный этап в управлении персоналом. Квалифицированный специалист в организации является ее важным ресурсом, а выбрать такого среди целого ряда кандидатов на вакантную должность представляет собой большую проблему. Таким образом, тема совершенствования системы профессионального отбора персонала, а особенно рекрутинговыми агентствами, в настоящее время, является очень актуальной.
В первой главе дипломной работы был проведен анализ теоретической части работы, и мы можем утверждать, что отбор кадров - процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его привлечения для выполнения обязанностей на конкретном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов тех, что наиболее удовлетворяет организацию с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способности производить определенную работу, учитывая интересы организации и его самого.
Раскрыли сущностную характеристику и задачи кадровых агентств в профессиональном отборе персонала и условно разделили их на две группы: задачи для клиента и для кадрового агентства.
К первой группе - задачи, которые относятся клиенту, это: поиск и отбор персонала в соответствии с требованиями заказчика; обеспечение надежности кандидата, его комплексная оценка для избежания недовольства у заказчика, а как следствие, потеря клиента; отбор в строго обусловленный контрактом срок.
Задачи второй группы, которая относится к самому агентству, это: рентабельность деятельности агентства, постоянное обучение собственных кадров, с учетом изменения потребностей кандидатов; удержание сотрудников сбалансированной мотивацией труда; продуманная корпоративная культура; создание имени и продвижение марки на рынке кадровых услуг.
Так же в первой главе дипломной работы нам удалось упорядочить факторы успешного отбора кандидатов, они делятся на внутренние и внешние.
Внутренние факторы успешного отбора персонала тесно связанные с целями организации, зависят от кадровой политики, состояния компания, культуры организации, сложившихся в ней норм и правил, конкретной должности на которую отбирают наилучшего сотрудника.
К внешним фактором относят, то что не зависит от конкретной фирмы. На эти факторы невозможно повлиять, это: законодательство, экономическое состояния в стране, уровень безработицы, состояние и спрос на рабочую силу.
Стоит отметить, что при использовании разных способов поиска кандидатов есть свои плюсы и минусы. Наиболее значимым, на мой взгляд, является то, что по использовании услуг кадровых агентств работодатель несет меньшие потери и издержки. Кадровые агентства гарантируют поиск квалифицированных специалистов и руководителей, оценивают все возможные характеристика потенциальных кандидатов, используя самые эффективные методы оценки: собеседования (стрессовое, кейс интервью, интервью по компетенциям), проводят тесты по психологическую устойчивость и восприятие конфликтных ситуаций, сбор рекомендаций. Когда клиент-заказчик получает характеристику от консультанта по подбору персонала о кандидате, то складывается полная картина компетенций кандидата, учитывая все аспекта. Это происходит в связи с тем, что сотрудники рекрутинговых агентств имеют многолетний опыт в отборе разных категорий специалистов, их непрерывно обучают с учетом изменении специфики рынка труда.
Во второй главе бакалаврской работы был проведен анализ финансово хозяйственной деятельности кадрового агентства «Келли Сервисез», его состав и структура персонала и анализ существующей системы по подбору и отбору персонала для клиента-заказчика.
В ходе финансового анализа было выявлено, что основные средства, финансовые вложения кадрового агентства «Келли Сервисез» имеют тенденцию к снижению. Изменение балансовой стоимости основных средств говорит о продаже или ликвидации (уменьшение стоимости) фондов: освобождения от старого оборудования и техники. А прочие внеоборотные активы увеличиваются, это свидетельствует о том, что растет количество зданий, оборудования и незавершенного строительства.
Так, в 2015 году удельный вес дебиторской задолженности больше чем удельный вес кредиторской. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской говорит о том, что агентство отпускает свою продукцию под аванс. Кредиторскую задолженность необходимо покрыть и компания вынуждена брать кредиты.
Основной специализацией ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» остается индустриальный сектор, однако, в связи со структурными изменениями в промышленности России, доли сфер деятельности в портфеле заказов «Келли Сервисез» изменились - уменьшилась доля автомобильной промышленности, выросли фармацевтическая, пищевая и некоторые другие отрасли. Несмотря на рост уровня безработицы, предприятия по-прежнему испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах. Поток обращений за подбором персонала в кадровые агентства снизился, что сказалось на чистой прибыли, и сами заказы стали более сложными для выполнения, что требует от консультантов по подбору персонала нового уровня экспертизы.
Во второй главе дипломной работы был проведен анализ качественного состава персонала, что говорит о том в 2015году в кадровом агентстве, в основном, работают сотрудники в возрасте 25-35 лет. Наибольший вес занимают сотрудники, имеющие высшее профессиональное образование. В 2013 г. их было 294 человек, а в 2015 году 195, это говорит о квалифицированности сотрудников, а их количество снизилось в связи с санкциями запада, кризиса в строительных компаниях, которые были клиентами, а потребность в консультантах, специализирующихся на подборе главных инженеров, и других технических специальностях снизилась. Им пришлось менять специфику работы.
Таким образом, численность персонала ООО «Келли Сервисез» в 2015г. уменьшилась на 175 чел. (-33%) в 2014 году увеличилась на 55 человек (+11,78%). В этот связано с тем, что кадровое агентство провело оценку соответствия сотрудников занимаемым должностям, были сокращены дублирующие позиции. А так же, в связи с нестабильностью рынка и отказами крупных организаций работать с агентством, по причине отсутствия вакантных мест и с проблемами в получении прибыли, сами работники выявили желание сменить место работы.
При оказании услуги заказчику по поиску и отбору персонала менеджеры Келли Сервисез могут предложить использовать как собственные технологии и методологию, так и опыт компании-клиента. Процедура оказания услуги по отбору персонала состоит из следующих 6-ти ключевых процессов: принятия заказа, рекрутмент, оценка кандидатов, трудоустройство, мониторинг плеймента, замена (в случае необходимости). На мой взгляд, процедура оказания услугу сильно формализовано и дает консультанту по подбору / рекрутеру / ресечеру не ошибиться и не забыть какое-либо из действий, что обеспечивает эффективный поиск и отбор кандидатов для клиента. Еженедельный отчет о состоянии заказов, количестве обзвоненных и трудоустроенных кандидатов, дает персоналу кадрового агентства правильно планировать своё время и получить должное вознаграждения по результатам сравнения ключевых показателей эффективности.
В третьей главе дипломной работы, исходя из собственного опыта и наблюдений, мною были предложены несколько мероприятий по совершенствованию работы по отбору персонала для кадрового агентства «Келли Сервисез Си-Ай-Эс:
1) разработка программы адаптация персонала для компании клиента заказчика;
2) новая услуга «Персональный ресечер»;
3) активизация работы с потенциальными клиентами;
4) организационно-психологические мероприятия с персоналом.
Программа адаптации, которая основывается на обучении и системе наставничества, помогает быстро решить такие проблемы, с которыми сталкивается каждая организация при появлении в ней нового сотрудника: психологические особенности личности, сотрудник в первый день на работе может испытать сильный стресс и не раскрыть весь свой потенциал коллегам и руководителю; особенности межличностных отношений в коллективе, новый работник будет чувствовать себя не комфортно, так как он не знает еще всех тонкости корпоративной этики и норм взаимоотношений в группе.
Так специалист по адаптации от кадрового агентства «Келли Сервисез» знает все особенности адаптации сотрудники в определенных компаниях, в зависимости от их специфики. Используя свой накопленный опыт, консультант поможет новому сотруднику минимизировать стрессовые ситуации, и максимизировать раскрытие его потенциала и применения свой квалификации и компетенций на рабочем месте. Специалист по адаптации по истечению срока его полномочий, предоставляет в формализовано виде максимально полную обратную связь заказчику о компетенции сотрудника, его уровне приспособления к коллегам и рабочим функциям, так же составить прогноз развития его карьеры в этой организации. Поэтому предлагаем ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» расширять услуги по адаптации для повышения статуса агентства, опыта персонала, привлечения клиентов и получения максимального дохода.
Предлагаю агентству ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» применить новую услугу. Например, вместе с привычным рекрутментом агентству предлагаю использовать более простую и дешевую услугу.
Например, услуга «Персональный ресечер», то есть поиск кандидатов по базам данным и отбор по резюме. Такая услуга представляет интерес для тех компаний, которые не имеют постоянного договора с самыми эффективными платными базами данных в Интернет. Также предлагается подбор персонала с оценкой кандидатов по упрощенной программе («Экспресс - подбор»). Подписка на годовое пользование самого популярного электронного ресурса «HeadHunter» с 5млн. резюме по всей России составит 300тыс. руб., почти половину из них могут быть старые и не активные. Так же эти резюме представлены, соответственно, без оценки опытных консультантов в сфере отбора персонала. На мой взгляд, это большие деньги, особенно для компаний, которым редко требуется новый персонал и отсутствует текучесть кадров.
Примерная сумма для 20 отобранных резюме и подходящих по всем критериям заказчика, будет составлять 40 тыс. рублей. Потенциальный кандидат, который в 70% будет удовлетворять требованиям клиента, будет стоить 2 тыс. руб. Консультант «Келли Сервисез» в течение трех часов подачи заявки предоставит резюме клиенту. Этот процесс практически не является сложным для персонала кадрового агентства и занимает минимум времени, но эффективный, так как повышает KPI сотрудников, и при этом будет сэкономлено время поиска у клиента до закрытия открывшейся вакансии, что выгодно и для клиента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проанализировав стоимость всех мероприятий по повышению эффективности отбора персонала и увеличению спектра предоставляемых услуг ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» затраты составят 411,5тыс. руб., а доход от них составит 847,1тыс. руб. Выгода от увеличения обьемов услуг по адаптации сотрудников в компании заказчика, от введения новой услуги «Персональный ресечер», активизации работы с потенциальными клиентами и тренинги для персонала, кадровому агентству «Келли Сервисез» составляет 435,6тыс. Эта сумма может быть направлена на исследования новых видов отбора персонала, оценки кандидатов и повышения узнаваемости компании.
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2015. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2015. - 186 с.
Учебники и учебные пособия
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - 10-ое изд. / пер. с англ. под редакции С. К. Мордовина. [Текст] / - СПб.: Питер, 2012. - 848 с.
4. Базаров Т.Ю. Оценка управленческого персонала государственных и коммерческих структур [Текст] / Т.Ю.Базаров, Х.А.Беков, Е.А.Аксенова. - М.: Центр Кадровых Технологий - XXI век, 2012. - 312 с.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений [Текст] / М.: Мастерство, 2012. - 224 с.
6. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 560 с.
7. Беляцкий Н.П., Велеско С.Е., Ройш П. [Текст] - Мн.: Интерпрессервис, ЭкоКелли Сервисез, 2013. - 352 с.
8. Бузни А.Н. Черемисина С.Г. Менеджмент персонала: [Текст] / Учебное пособие. - К.: Кондор, 2011. - 295 с.
9. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. [Текст] / - М.: Изд- во «Финпресс», 2012. - 981 с.
10. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно-практическое пособие [Текст] /А.А.Васькин. - М.: Компания Спутник +, 2012. - 237 с.
11. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-практическое пособие. [Текст] / М.: ТД Элит-2010, 2013. - 592с.
12. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие [Текст] / В.Р.Веснин. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2012. - 407 с.
13. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. [Текст]/ - СПб.: Питер, 2012. - 608с.
14. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента учеб. пособие: пер. с англ. [Текст] / П. Ф. Друкер. - М. : Вильямс, 2010. - 469 с.
15. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом [Текст] /. - М.: «Издательство ПРИОР», 2012 . - 356 с.
16. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. [Текст] / - 4-е изд., испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2013. - 720 с.
17. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие [Текст] / П.В. Журавлев. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 448 с.
18. Жуков Е.Ф. Управление кадрами предприятия / Е.Ф.Жуков. [Текст] / - М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2013. - 288 с.
19. Кибанов А.Я. Управление песоналом: регламентация труда. - 2-е изд., перераб. и дополн. [Текст] / А.Я. Кибанова, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. - М.: Экзамен, 2012. - 640 с.
20. Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления
производством. [Текст] / - М.: Бином, 2012. - 594 с.
21. Макаров В.В. Управление персоналом: Учебно-методическое пособие [Текст] / - М.: Издательство МФЮА, 2014. - 80 с.
22. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие [Текст] / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 312 с.
23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. [Текст] / - М.: Дело, 2013. - 800 с.
24. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. [Текст] / - Казань: Мир, 2014.- 234 с
25. Рогожин М.Ю. Организация управления персоналом предприятия: Учебно-практическое пособие. [Текст] / - М.: Изд-во РДЛ, 2012. - 224 с.
26. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. Учебное пособие [Текст] / - М.:ГАУ, 2012.- 269 с.
27. Спивак В.А. Управление персоналом Состояние: хорошее [Текст] / В.А. Спивак Изд. : Эксмо, 2013г. - с. 336 - 341.
28. Стивенсон В.Дж. Управление производством. [Текст] /- М.:
«Издательство «Лаборатория знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 2010. - 928 с.
29. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента[Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Кнорус, 2013. - 315с.
30. Уиддет С. Руководство по компетенциям [Текст] / Стив Уиддет, Сара Холлифорд. - М.: HIPPO, 2013. - 228 с.
31. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. [Текст] /- М.: Издательство «Зерцало», 2012. - 488 с.
32. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. [Текст] / - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 446 с.
33. Шегда А.В. Менеджмент: Учебние [Текст] /- М.: Знание, 2012. - 687с.
34. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. - М.: Дека-ВС, 2013. - 336 с.
35. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам [Текст] / В.И. Шкатулла . М.: Дека-ВС, 2013. - 440 с
Журналы и стати
36. Борисова Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда [Текст] // Персонал-Микс, 2015. - №3. - С5-6.
37. Демина Н.В. Сущность и содержание отбора персонала как функции кадрового менеджмента // Научные проблемы гуманитарных исследований , 2015. - № 12. - С.10-15
38. Зелинская М.В. Системный подход при отборе персонала: основные этапы и критерии [Текст] // М.В. Зелинская //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. - № 108. - 1-16.
39. Иванов П. С. Как подбирать сотрудников и их учит. [Текст] // За рубежом, 2013. - №33. - С. 10-18.
40. Карабекова Т.В. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на роль найма персонала в системе управления персоналом. [Текст] // Вестник МГОУ. Экономика, 2011. - № 6 - С.34-36
41. Кулькова И.А. Взаимосвязь спроса на рабочие места и трудовой активности ищущих работу [Текст] // Экономические науки, 2011. - № 4. С. 241-245
42. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность. [Текст] // Управление персоналом, 2015. - №12. - С. 39-42.
43. Майорова Е. Подбор персонала: Кризисные HR-инсталляции [Текст] // Управление персоналом, 2009. -№15(217). - С.37-40.
44. Михайлова А. В., Попова Л. Н., Борисова Кюнняй Роль компетенции при отборе и найме персонала [Текст] // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2012. - № 43 (7). - С. 2-16
45. Навроцких А.Н. Управление текучестью кадров путем повышения качества найма [Текст] // 2015, - №2. -С. 1-6
46. Свистунов В., Тюленева М. Современные подходы к оценке текучести персонала [Текст] // Кадровик, 2011. - № 6-3. - с.7-17.
47. Скрябина В.И. Анализ системы найма и отбора персонала // Актуальные вопросы экономических наук, 2014. - № 37. - С.45-51
48. Hundera M. Factors affecting Academic Staff Turnover Intentions and the Moderating Effect of Gender// International Journal of Research in Business Management. -Vol. 2, Is. 9, 2014. - p.57-70
49. . Ping S., Mohanachandran D. Understanding and Addressing Staff Turnover in FPSB //Research Journal of Social Science and Management, 2015. - Vol. 1. - р.27-37ю
50. Langdon D.G. A new model for systematic competency identification // D.G. Langdon, A.F. Marrelli // Performance Improvement. - 2007. - Vol. 41, N 4. - P. 16-23.
Электронные ресурсы
51. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный
сайт. - режим доступа:
http: //www.gks .ru/bgd/free/B04_03/HssWWW.exe/Stg/d02/71. htm, свободный
(дата обращения 16.02.2016)
52. ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Эс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kellyservices.ru, свободный. Дата доступа 04.05.2016 г.
53. Интервью по компетенциям [Электронный ресурс]: Электронный
журнал. - HR - Journal, 2015.- Режим доступа к журналу: http://www.hr-
j ournal.ru/articles/pp/STAR-Intervju-po-kompetencij am.html. Дата обращения
15.05.2015