Введение 3
Глава 1. Теоретические основы муниципальной собственности в системе региональной экономике Российской Федерации 6
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности 6
1.2 Формирование муниципальной собственности 16
1.3 Основные задачи органов местного самоуправления в управлении
муниципальной собственностью 26
Глава 2. Анализ муниципальной собственности в системе региональной экономике на примере Сармановского муниципального района 34
2.1 Общая характеристика и состояния муниципальной собственности
Сармановского муниципального района 34
2.2 Ресурсы Сармановского муниципального района 45
2.3 Управление муниципальной собственности Сармановского муниципального
района 56
Глава 3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью Сармановского муниципального района 64
3.1 Формирование и развития экономического механизма управления
муниципальной собственностью 64
3.2 Проблемы в управлении муниципальной собственностью Сармановского
муниципального района 71
3.3 Меры по повышению эффективности управления муниципальной
собственностью Сармановского муниципального района 78
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 91
Приложения
Самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ". Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.
Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности. Данными соображениями и обусловлен выбор темы исследования.
В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью. Для достижения цели решаются следующие задачи:
• рассмотреть понятие «муниципальная собственность» с
экономической точки зрения (изучить вопрос формирования
муниципальной собственности, выявить содержание понятия муниципальной собственности, назвать субъекты и объекты муниципальной собственности, определить основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности);
• рассмотреть вопросы управления муниципальной собственностью на примере Сармановского района;
• описать местные органы власти, участвующие в управлении муниципальной собственностью;
• обозначить основные проблемы, препятствующие эффективному управлению муниципальной собственностью;
• наметить пути решения существующих проблем.
В соответствии с Уставом муниципального образования Сармановского района муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления наряду с местными финансами, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданном в установленном порядке в управление органам местного самоуправления и другими. В связи с этим, объектом изучения в процессе написания данного дипломного проекта является деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования Сармановского района в области управления муниципальной собственностью. Предметом выступает эффективность использования муниципальной собственности, эффективность управления ей со стороны органов местного самоуправления Сармановского района.
В соответствии с поставленными задачами, объектом и предметом дипломного проекта, ведущим методом при анализе деятельности органов местного самоуправления является статистическим. Данный метод позволяет на основе имеющихся показателей оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению муниципальной собственностью, в том числе в сравнительном аспекте. Также использовался анализ документов (законов, других нормативных правовых актов). Наряду со статистическим методом и анализом нормативных документов применён метод экономического анализа, предметом которого являются «хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации».
Для более качественного изучения вопроса управления муниципальной собственностью в рамках дипломной работы необходимо больше публикаций, посвящённых именно управлению муниципальной собственностью. Большинство авторов заостряют своё внимание на процессе формирования муниципальной собственности, процессах приватизации и прочее.
В своей работе я рассмотрел понятие муниципальной
собственности и способы ее формирования, а также задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью. Кроме того, была изучена практика управления собственностью на примере Сармановского муниципального района.
Для достижения данной цели в ходе написания данной работы решался ряд задач, описанных во введении.
При поэтапном изучении вопроса управления муниципальной собственностью были сделаны следующие выводы. Очевидно, что отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Некоторые авторы в этой связи говорят об «общесоциальном характере» собственности. Также в ходе проведённого анализа экономической составляющей понятия муниципальной собственности в сравнении с другими видами собственности (по объекту) была выявлена схожесть муниципальной собственности с государственной. А именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности.
Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этой собственностью. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами. Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности. Важным здесь является положение об использовании муниципальной собственности для получения определённых финансовых средств.
На основании изложенного материала можно сделать вывод об имеющихся проблемах в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности.
Для эффективного управления имуществом должны быть созданы необходимые и достаточные базы управления (организационная, юридическая и экономическая). Эти базы управления подразумевают наличие ряда отношений:
- отношения между собственниками недвижимости (федерация, субъекты федерации, муниципалитеты, частный сектор);
- отношения относительно видов имущества (движимое, недвижимое, в т. ч. земельные отношения).
При этом земельные отношения являются основополагающими в имущественных отношениях и наиболее сложными в правоприменительной практике органов местного самоуправления.
Развитие муниципальной собственности, расширение объектной базы обусловлено необходимостью развития муниципального хозяйства. Оно неизбежно следует за экономическим ростом муниципального образования и спросом населения.
Поэтому структура объектов муниципальной собственности должна быть достаточной для удовлетворения потребностей жителей территории, а также должна учитывать изменения, происходящие на макро - и местном уровнях.
Вопросы структуры и масштаба собственности, видов и форм, сколько и какого имущества, ресурсов необходимо для обеспечения полномочий
местного самоуправления, каких и сколько муниципальных предприятий и организаций должно быть в муниципальном образовании, как и каким образом, распределить полномочия между органами местного самоуправления по управлению этими ресурсами и как их использовать, чтобы они приносили доход, становятся ныне первоочередными в деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, завершая исследование, отметим, что Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своей собственностью для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципальной собственности через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость
собственника от потери своего имущества вследствие неуспешной
отношений муниципальной собственности
осуществляется также в соответствии с Федеральными законами. Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальной собственностью, а также принципы и способы использования муниципальной собственности.
Рассмотрение муниципальной собственности Сармановского
муниципального района показало, что число объектов муниципальной собственности является значительным, но при этом в настоящее время еще не завершен процесс формирования муниципальной собственности, а процесс технической инвентаризации объектов в настоящее время только начинается, также постепенно решается проблема бесхозяйных объектов, но
40Еремин С.Г. Управления государственной и муниципальной собственностью: Право, экономика, недвижимость и природопользование - М: Юстицинформ 2014-222с.
все эти задачи усложняются тем, что нет качественной системы учета муниципальной собственности. Следовательно, неэффективное управление муниципальной собственность не соответствует основной цели муниципального имущества: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. А доходная часть бюджета, в свою очередь, должна перераспределяется по расходным статьям местного бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально - экономических интересов населения.
Также была рассмотрена система управления муниципальной собственностью, состоящая из органа определяющего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и органов которые принимают решения по вопросам управления и распоряжения имуществом.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда земельных участков). Была выявлена положительная тенденция в направлении использования аренды земельных участков взамен продажи земельных участков, но при этом рост показателей поступлений от аренды муниципальной собственности в районный бюджет мог быть и большим.
В ходе проведённого исследования был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципальной собственности. А это - в свою очередь - "отвлекает" стратегические ресурсы, которые могли быть направлены, к примеру, на инфраструктуру района.
Соответственно выявленным проблемам в дипломном проекте были предложены следующие пути решения:
• увеличения финансирования мероприятий связанных с государственной регистрацией права собственности;
• использование новых методов в сфере управления муниципальной собственностью в частности межмуниципальное хозяйственное общество;
• установление более тщательного учета и контроля над использованием муниципального имущества находящегося в обороте;
• выявления бесхозяйных объектов земельных участков, и государственной регистрации права муниципальной собственности
Сармановского района, для дальнейшего использования этого ресурса, например в сельскохозяйственных целях.
Таким образом, задачи, стоящие перед автором работы, выполнены, что позволяет нам говорить о достижении цели дипломного проекта. В заключение, стоит отметить, что тема дипломного проекта является довольно широкой: в рамках данной работы не охватить все аспекты. Следовательно, остаётся большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.
1. Бюджетный кодекс от 31.07.1998 №145-ФЗ. (ред. От 23.05.2016г.)
2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях:
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (ред.от
23.05.2016г.)
3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации»(ред.от 15.02.2016г).
Статьи и материалы периодической печати
4. Боженов С. Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров / С. Боженов, К. Харченко // Управление персоналом. - 2009. - №6. - с.56-72.
5. Бокаев А.В. Проблемы и пути формирования и эффективного использования муниципальной собственности / А.В. Бокаев // Вопросы экономики. - 2009. - №5. - с.43-46.
6. Васин В. В. Стратегия управления собственностью муниципального образования: механизмы разработки и реализации // Изв. Урал. гос. эконом. ун-та. - 2010. - № 1. - с.116-123.
7. Ерошкин А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации, 2015. №9.-с.603-606.
8. Камаев Р.А. Управление государственной собственностью в условиях формирования новой социально-экономической парадигмы. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. N 8.-с. 90¬96.
9. Короткова О.И. Кадровая политика в сфере управления и распоряжения государственной собственностью. Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 10. с.20-24.
10. Кошкина Л.И. Проблемы управления государственной имущественной собственностью. Экономика и управление собственностью. 2012. N 2.
с.15-24.
11. Маленко Е. Инвестиционная привлекательность и ее повышение / Е. Маленко, В. Хазанова // Корпоративный менеджмент. - 2007. - №6. - с.11-15.
12. Мишуров С. С., Ледяйкина И. И. Пути повышения эффективности управления комплексом коммерческой недвижимости субъекта РФ // Социально-экономические проблемы развития региона /ред. кол. В. Н. Еремин, Н. А. Амосова. Иваново, 2006. с.119.
13. Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью / З.З. Мулагаева // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2007. - №9. - с.32-39.
14. Папава В. Роль государства в современной экономической системе / В. Папава // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - с.10-19.
15. Подберезняк И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора / И. Подберезняк // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2007. - №10. - с.54-55.
16. Пояснительная записка к бюджету Сарманоского муниципального района на 01.01.2015г - с.25-36.
17. Пронина Л.И. О проблемах регулирования отношений по поводу муниципального имущества при осуществлении реформы федеративных отношений и местного самоуправления /Л.И. Пронина // Местное самоуправление. - 2009. - №3. - с.10-17.
18. Соколов А.В. Создание системы управления муниципальной
собственностью: некоторые правовые аспекты проблемы / А.В. Соколов // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2008. - №34. - с.11-17.
19. Ступин И. Хозяйство абсурда // Эксперт. - 2002. - №30. - с.5-9.
20. Схема территориального планирования Сармановского
муниципального района ГУП «Татинвестгражданпроект» д.э.н, профессора М.Р.Сафиуллина. Пояснительная записка. Книга 1 том 2- 2015г-с.250-334.
21. Схема территориального планирования Сармановского
муниципального района ГУП «Татинвестгражданпроект» д.э.н, профессора М.Р.Сафиуллина. Пояснительная записка. Книга 1 том 3- 2015г-с.189-350.
22. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью / Е.Г. Шаломенцева // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №10. - с.50-56.
23. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества находящегося в муниципальной собственности / М.А. Шокотько // Административное и муниципальное право. - 2008. - №3. - с.13-19.
24. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных
правоотношений с участием органов местного самоуправления / В.А. Щепачев // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №18. - с.24-27.
25. Филатова Н. Эффективное управление муниципальной
собственностью как условие социально-экономического развития муниципального образования // Муниципальная экономика. - 2011. - № 2. - с.48-58.
26. Широков А. Эффективное управление муниципальным имуществом // Муниципальная власть. - 2009. - № 6. - с.80-93.
27. Якушкина Т. Управление муниципальной собственностью и
финансовый результат от деятельности предприятий // Проблемы теории и практики упр. - 2009. - № 12. - с.85-91.
Учебники и учебные пособия
28. Алексеев Ю.П. Муниципальный менеджмент / Ю.П. Алексеев, А.Я.
Гапоненко, А.Н. Алисов. - М.: РАГС, 2011. - 467с.
29. Андреева И.В. Организационное поведение / И.В. Андреева, В.А. Спивак. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2010. - 290с.
30. Аноприенко А.В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью / А.В. Аноприенко. - СПб., 2010. - 397с.
31. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: для бакалавров и специалистов: Учеб. пособие. СПб. (и др.): Питер, Мир книг, 2012.¬335с
32. Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. - М., 2012. - 409с.
33. Бандурин В.В., Кузнецов В.Ю Управление государственной
собственностью в условиях переходной экономики. - М., 2011-259с.
34. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве - М., 2013. - 239с.
35. Варламов В.С. Стратегическое партнерство в системе управления муниципальной собственностью - Ижевск, 2013. - 237с.
36. Вобленко С.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными финансами как необходимое условие улучшения социально-экономического положения муниципального образования / С.В. Вобленко. - М., 2010. - 478с.
37. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учеб. Для вузов (Гриф МО РФ)/- М.: Норма, 2012. - 368с.
38. Гапоненко. А.Л. Теория управления - М.: РАГС, 2014. - 558с.
39. Григорьев В.В. Острина И.А, Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью - М.: Дело, 2011. - 386с.
40. Грязновой А.Г, ЧечелевойТ.В. -Экономическая теория: Учебник - М.: Дашков и Ко, 2013. - 523с.
41. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью. Учебное пособие- М: Юстицинформ 2014.- 280с.
42. Еремин С.Г. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью- М: Юстицинформ 2014.240с.
43. Еремин С.Г. Управления государственной и муниципальной
собственностью: Право, экономика, недвижимость и
природопользование - М: Юстицинформ 2014.-390с.
44. Ермишин П.Г. Основы экономической теории - М.: ИНФРА-М,2012.- 319с.
45.Захаров И.В Муниципальное право в схемах: учебное пособие.- Москва: Проспект, 2011-176с.
46.Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного
управления. Курс лекций. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2013. - 448c.
47.Зотова В.Б Система муниципального управления - М., 2008. - 549с.
48.Зотов В.Б. Территориальное управление (Методология, теория, практика) - М.: ИМ-Информ, 2011. - 310с.
49. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / - М.: ИНФРА-М, 2012. - 718с.
50. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право - М.: Юристъ, 2013. - 519с.
51. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.. Муниципальное право России - М.: Юристъ, 2012. - 388с.
52. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2012 - 178с.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации. - М., 2009 -356с.
54. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. -540с.
55. Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью - М., 2013. - 239с.
56. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика:
Учебное пособие - СПб.: Питер, 2014. - 496с.
57. Максимова В., Шишов А Рыночная экономика - М., 2012. - 320с.
58. Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент - М., 2015. - 339с.
59. Местное самоуправление в современной России: аналитический
доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». - М.: Моск.
обществ. науч. фонд, 2013.- 240с.
60. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С Муниципальное управление: Учебное пособие Юнити-Дана, 2012.-159с.
61. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н Муниципальное право России: учебник «Юриспруденция» 2015.-570с.
62. Петренко П.А. Управление муниципальным имуществом. - М.: Проспект, 2012.-325с.
63. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. 4-е изд. СПб. (и др.): Питер, 2013.-397с.
64. Рудой В.В., Игнатов В.Г. Местное самоуправление. - М., Феникс, 2013.-269с.
65.Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент - М., 2014. - 451с.
66. Семенов С.Ю. Технологический прогресс как важнейшая цель управления государственной и муниципальной собственностью - СПб., 2013. - 488с.
67. Сибикеев К.В. Государственное и муниципальное управление - СПб.: Питер, 2009. - 132с.
68. Спектор А.А.,Старцев Я.Ю Распоряжение государственной и муниципальной собственностью - М., 2007. - 611с.
69. Томильцев А.В, Воронина И.Л Управление персоналом в органах государственной власти и местного самоуправления / Сост. А.В.. - М., 2007. - 561с.
70. Уткин Э.А., Денисов А.Ф Государственное и муниципальное
управление - М.: «Экмос», 2008. - 304с.
71.Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства - СПб.: СПбГИЭА, 2006. - 211с.
72.Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб.пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 328с.
73.Чернышев Л.Н. Экономика городского хозяйства - М.: Изд-во
«Люберецкая газета», 2005. - 222с.
74.Чиркин Е.В. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление) - М.: Юристъ, 2009. - 610 с.
75. Хужокова И.М Муниципальное право -М: Издательство «Экзамен», 2011.-157с.
Электронные ресурсы
76. http: //msu.tatarstan.ru/
77. http: //sarmanovo. tatarstan.ru/