РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ 6
1.1 Основные принципы и направления устойчивого развития
социальной сферы региона 6
1.2. Особенности развития социальной сферы в условиях реформирования экономики 14
1.3 . Механизмы управления развитием отраслей социальной сферы
на региональном уровне 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 33
2.1. Современное состояние и тенденции развития социальной сферы
в Республике Татарстан 33
2.2. Оценка эффективности региональной политики в области развития социальной сферы в регионе 51
2.3 . Проблемы развития отраслей социальной сферы в Республике
Татарстан 65
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 73
3.1. Разработка мероприятий по реформированию отраслей
социальной сферы в регионе 73
3.2. Повышение эффективности государственного финансирования
отраслей социальной сферы в регионе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ 6
1.1 Основные принципы и направления устойчивого развития
социальной сферы региона 6
1.2. Особенности развития социальной сферы в условиях реформирования экономики 14
1.3 . Механизмы управления развитием отраслей социальной сферы
на региональном уровне 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 33
2.1. Современное состояние и тенденции развития социальной сферы
в Республике Татарстан 33
2.2. Оценка эффективности региональной политики в области развития социальной сферы в регионе 51
2.3 . Проблемы развития отраслей социальной сферы в Республике
Татарстан 65
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 73
3.1. Разработка мероприятий по реформированию отраслей
социальной сферы в регионе 73
3.2. Повышение эффективности государственного финансирования
отраслей социальной сферы в регионе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики.
Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально - защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения. В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условий жизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающая адресную социальную поддержку и социальное обслуживание.
Актуальностью темы исследования развитие отраслей социальной сферы в регионах России являются результаты экономических реформ, осуществляемых в ходе становления в России рыночных отношений. Основной целью экономического роста должно быть повышение уровня жизни населения. А уровень и качество жизни непосредственно связаны с состоянием социальной сферы и эффективностью ее функционирования в масштабах страны и отдельных регионов.
Несмотря на провозглашенную приоритетность целей социального развития, проблемы социальной сферы в России заметно обострились. В тяжелом положении находятся здравоохранение, образование, наука и культура. Во многих регионах России остается низким уровень жизни населения, сокращается реальная заработная плата, разрушается социально - культурная инфраструктура. Необычайно высоким в последние годы стало расслоение общества на богатых и бедных. В 2015 году 16 процентов населения страны имело денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, это на 2,2% больше, чем в 2014 году. В реальности число бедных может быть еще больше — из-за неучтенных в статистике Крыма и Севастополя и недостатков в методике расчета. Рост числа бедных во многом обусловлен существенным увеличением прожиточного минимума, ухудшилась демографическая ситуация, повысилась заболеваемость населения наркоманией и алкоголизмом. Растущая дифференциация наблюдается в уровне жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации. Для современного российского общества стало характерным состояние крайнего социального напряжения, нарастание агрессивности в поведении отдельных людей и всего общества в целом, снижение социальной защищенности и гражданской безопасности. Сложившаяся ситуация является следствием ошибок в управлении социально-экономическим развитием страны на протяжении последних двух десятилетий. Для сохранения социальной стабильности необходима разработка и реализация эффективной социальной политики, обеспечивающей условия для достойного уровня, высокого качества жизни всех территориальных общностей людей и каждого человека.
В условиях изменения общественно-экономических отношений особую актуальность приобретают вопросы управления и развития регионального социального комплекса. От их решения зависит не только успех социальных реформ, но и нормализация социально-политической ситуации в России. При этом важную роль играет сбалансированное использование ограниченных природных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают территории. Эффективное решение социальных проблем на региональном уровне будет способствовать повышению благосостояния населения и всестороннему развитию личности.
Важнейшими задачами региональной политики в области социального развития на современном этапе становятся:
- создание условий, обеспечивающих рост доходов и уровня жизни населения;
- повышение занятости населения, развитие социальной активности и мобильности граждан;
- обеспечение социальной защищенности населения;
- формирование социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциала;
- обеспечение общественной и личной безопасности.
Целью исследования является оценка состояния и разработка направлений развития социальной сферы региона. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
- обосновать теоретические и методологические основы функционирования социального комплекса региона;
- проанализировать современное состояние и выявить основные проблемы социального комплекса исследуемого региона;
- разработать методику комплексной оценки социального развития региона;
- выявить факторы социально-экономического развития, оказывающие влияние на состояние социального комплекса региона;
- провести комплексную оценку социального развития исследуемого региона;
- выделить приоритетные направления социального развития региона.
Объект исследования - процесс социального развития.
Предмет исследования - социальная помощь населению региона.
Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.
Принятие целого ряда федеральных законов и программ, предусматривающих изменение структуры и направлений социально - защитной деятельности, само по себе не сняло, к сожалению, остроту жизненно важных проблем многих категорий населения. В обществе всегда существуют социальные слои, семьи и отдельные люди, которые попадают в трудные жизненные ситуации. Для них, кроме обеспечения общих условий жизнедеятельности дополнительно требуется социальная защита, включающая адресную социальную поддержку и социальное обслуживание.
Актуальностью темы исследования развитие отраслей социальной сферы в регионах России являются результаты экономических реформ, осуществляемых в ходе становления в России рыночных отношений. Основной целью экономического роста должно быть повышение уровня жизни населения. А уровень и качество жизни непосредственно связаны с состоянием социальной сферы и эффективностью ее функционирования в масштабах страны и отдельных регионов.
Несмотря на провозглашенную приоритетность целей социального развития, проблемы социальной сферы в России заметно обострились. В тяжелом положении находятся здравоохранение, образование, наука и культура. Во многих регионах России остается низким уровень жизни населения, сокращается реальная заработная плата, разрушается социально - культурная инфраструктура. Необычайно высоким в последние годы стало расслоение общества на богатых и бедных. В 2015 году 16 процентов населения страны имело денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, это на 2,2% больше, чем в 2014 году. В реальности число бедных может быть еще больше — из-за неучтенных в статистике Крыма и Севастополя и недостатков в методике расчета. Рост числа бедных во многом обусловлен существенным увеличением прожиточного минимума, ухудшилась демографическая ситуация, повысилась заболеваемость населения наркоманией и алкоголизмом. Растущая дифференциация наблюдается в уровне жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации. Для современного российского общества стало характерным состояние крайнего социального напряжения, нарастание агрессивности в поведении отдельных людей и всего общества в целом, снижение социальной защищенности и гражданской безопасности. Сложившаяся ситуация является следствием ошибок в управлении социально-экономическим развитием страны на протяжении последних двух десятилетий. Для сохранения социальной стабильности необходима разработка и реализация эффективной социальной политики, обеспечивающей условия для достойного уровня, высокого качества жизни всех территориальных общностей людей и каждого человека.
В условиях изменения общественно-экономических отношений особую актуальность приобретают вопросы управления и развития регионального социального комплекса. От их решения зависит не только успех социальных реформ, но и нормализация социально-политической ситуации в России. При этом важную роль играет сбалансированное использование ограниченных природных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают территории. Эффективное решение социальных проблем на региональном уровне будет способствовать повышению благосостояния населения и всестороннему развитию личности.
Важнейшими задачами региональной политики в области социального развития на современном этапе становятся:
- создание условий, обеспечивающих рост доходов и уровня жизни населения;
- повышение занятости населения, развитие социальной активности и мобильности граждан;
- обеспечение социальной защищенности населения;
- формирование социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциала;
- обеспечение общественной и личной безопасности.
Целью исследования является оценка состояния и разработка направлений развития социальной сферы региона. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
- обосновать теоретические и методологические основы функционирования социального комплекса региона;
- проанализировать современное состояние и выявить основные проблемы социального комплекса исследуемого региона;
- разработать методику комплексной оценки социального развития региона;
- выявить факторы социально-экономического развития, оказывающие влияние на состояние социального комплекса региона;
- провести комплексную оценку социального развития исследуемого региона;
- выделить приоритетные направления социального развития региона.
Объект исследования - процесс социального развития.
Предмет исследования - социальная помощь населению региона.
Исследование базируется на научных принципах познания социальных явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории, философии, теории социального управления и др.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и др.
На сегодняшний день Россия переживает глобальные изменения социальной политики в стране. Реформа социальных льгот еще не дала свои результаты, поэтому говорить о целесообразности и правильности проведения таких изменений еще рано.
Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются на уровне региона.
Роль регионов в решении социальных проблем ярко проявляется, когда они играют роль в социально-политической, экономической и духовной жизни страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения.
Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разрешении играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.
В данной работе мы провели теоретическую и аналитическую оценку состояния Республики Татарстан. Перед нами стояла задача выявления проблем и перспектив развития социальной сферы региона.
В первой главе мы выделили основное понятие социальной сферы, как сферу непроизводственную и обозначили, что она обладает набором компонентов, каждый из которых понимается как совокупность, а не самостоятельная единица. Однако главной и неизменной особенностью в данной сфере остался человеческий капитал, который и составляет основу социальной сферы.
Обозначили, что социальная сфера - это центр внимания органов власти и управления регионального уровня. Выявили проблемную сторону данного положения: взаимодействие Центра и регионов в совершенствование социальной сферы. И нашли решение проблемы: выделение конкретного типа социальной политики для регионов и для страны в целом.
Во второй главе мы провели анализ развития социальной сферы РТ, оценили эффективность региональной политики и выявили проблемы развития отраслей социальной сферы.
На сегодняшний день по индексу развития человеческого потенциала республика входит в тройку лидеров, прежде всего, за счет уровня доходов и несколько более высокого индекса долголетия, но уступает наиболее развитым регионам по уровню образования.
Анализ позволили прийти к выводу о том, что социальная политика в Татарстане является либерализованной по своим общим подходам, институциональным особенностям, механизму и источникам финансирования. Система управления социальной сферой Республики Татарстан представляет собой довольно сложную структуру. А малоразвитыми пунктами социальной сферы являются: народонаселение и его благосостояния; качество жизни между отдельными группами населения; человеческий потенциал и формирование среднего класса.
В третьей главе мы разработали мероприятия по реформированию отраслей социальной сферы в регионе, а так же предложили мероприятия по повышению эффективности государственного финансирования.
Выявили, что сегодня перед Татарстаном стоит ряд целей: привлекать и удерживать в республике кадры для инновационной экономики, повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости, облегчить территориальную мобильность населения и трудовую миграцию в пределах республики, привлечь на рынок труда неактивное население республики, и т.д. А государственное финансирование не в полной мере способствует регионам, в том числе Республике Татарстан.
Республика Татарстан сильный регион с устойчивой социальной политикой. Но, не смотря на позитивную оценку, перед регионом стоит масса задач совершенствования и развития системы социальной защиты.
Исследование показало, что в современных условиях в стране нарастают небывалые по сложности и остроте проблемы. Наиболее полно они проявляются на уровне региона.
Роль регионов в решении социальных проблем ярко проявляется, когда они играют роль в социально-политической, экономической и духовной жизни страны. Именно на регионы возложена обязанность по обеспечению жизнедеятельности населения.
Важную роль в выявлении социальных проблем, их оценке, разрешении играет социальная работа, используя для этого разнообразные технологии.
В данной работе мы провели теоретическую и аналитическую оценку состояния Республики Татарстан. Перед нами стояла задача выявления проблем и перспектив развития социальной сферы региона.
В первой главе мы выделили основное понятие социальной сферы, как сферу непроизводственную и обозначили, что она обладает набором компонентов, каждый из которых понимается как совокупность, а не самостоятельная единица. Однако главной и неизменной особенностью в данной сфере остался человеческий капитал, который и составляет основу социальной сферы.
Обозначили, что социальная сфера - это центр внимания органов власти и управления регионального уровня. Выявили проблемную сторону данного положения: взаимодействие Центра и регионов в совершенствование социальной сферы. И нашли решение проблемы: выделение конкретного типа социальной политики для регионов и для страны в целом.
Во второй главе мы провели анализ развития социальной сферы РТ, оценили эффективность региональной политики и выявили проблемы развития отраслей социальной сферы.
На сегодняшний день по индексу развития человеческого потенциала республика входит в тройку лидеров, прежде всего, за счет уровня доходов и несколько более высокого индекса долголетия, но уступает наиболее развитым регионам по уровню образования.
Анализ позволили прийти к выводу о том, что социальная политика в Татарстане является либерализованной по своим общим подходам, институциональным особенностям, механизму и источникам финансирования. Система управления социальной сферой Республики Татарстан представляет собой довольно сложную структуру. А малоразвитыми пунктами социальной сферы являются: народонаселение и его благосостояния; качество жизни между отдельными группами населения; человеческий потенциал и формирование среднего класса.
В третьей главе мы разработали мероприятия по реформированию отраслей социальной сферы в регионе, а так же предложили мероприятия по повышению эффективности государственного финансирования.
Выявили, что сегодня перед Татарстаном стоит ряд целей: привлекать и удерживать в республике кадры для инновационной экономики, повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости, облегчить территориальную мобильность населения и трудовую миграцию в пределах республики, привлечь на рынок труда неактивное население республики, и т.д. А государственное финансирование не в полной мере способствует регионам, в том числе Республике Татарстан.
Республика Татарстан сильный регион с устойчивой социальной политикой. Но, не смотря на позитивную оценку, перед регионом стоит масса задач совершенствования и развития системы социальной защиты.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Опыт и проблемы государственного регулирования по социально-экономических отношений в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие социальной сферы в столичных городах России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Развитие государственно-частного партнерства в регионах приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД
БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Цифровое (электронное) политическое участие в России: проблемы и перспективы
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - Финансовое обеспечение социальной сферы (на примере Челябинского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Финансовое обеспечение социальной сферы (на примере Челябинского городского
округа)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016



