Введение 3
Глава I. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания курсантов в военном вузе
1.1. Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика 12
1.2. Состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке 35
1.3. Особенности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза 52
Выводы по первой главе 77
Глава И. Реализация педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов
2.1. Модель духовно-нравственного воспитания курсантов 79
2.2. Характеристика педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов 111
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 136
Выводы по второй главе 153
Заключение 155
Список литературы 161
Приложения 177
Реформирование Вооруженных Сил страны обусловило новые требования к высшей военной школе, подготовке будущих офицеров к службе Отечеству, в связи с чем стали необходимыми изменения в подходах к отбору содержания военно-профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в военных учебных заведениях, к способам организации воспитательной деятельности, к характеру отношений между преподавателями, командирами и курсантами. На первый план ста¬ли выдвигаться требования к выпускникам военных вузов быть профессионально и социально компетентными людьми, иметь сформированные социально значимые качества личности, быть подготовленными к переменам, которые происходят в окружающей действительности, руководствоваться в своей повседневной жизни ценностями уважительного отношения к каждому человеку, развитым чувством долга, честью, дисциплинированностью и ответственностью.
В то же время сложные перестроечные процессы, которые протекали в России в последние десятилетия сопровождались кризисом духовности и нравственности, который охватил все сферы жизнедеятельности общества, а значит и армии, что также делает актуальным осмысление опыта решения задач духовно-нравственного воспитания курсантов, оценки эффективности средств, которыми располагает высшая военная школа в этом от¬ношении, определения потенциалов, приемов и методов позитивного педагогического воздействия на молодых людей, выявления условий результативности сложившейся структуры и содержания духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
С одной стороны, как показывает анализ литературы в сфере гуманитарных наук, в гражданской и военной педагогической теории имеется много публикаций, посвященных данному вопросу, с другой - одни их них освещают тенденции прошлого, слабо учитывают настоящее и затрудняют использование их результатов в будущем, другие рассматривают эту сложною проблему, вне системного подхода. Из всего выше сказанного становится очевидным актуальность темы, необходимость ее разработки.
В педагогической науке вопросы духовно-нравственного воспитания исследуются К.А. Абульхановой-Славской, Т.И. Власовой и учениками ее школы, В.И. Додоновым, В.Г. Зябревой, Н.Д. Никандровым, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым и другими.
Позиция нового видения сущности процесса воспитания курсанта военного вуза представлена в работах И.В. Биочинского, В.В. Бондаря,
Н.Т. Волкова, В.Я. Гожикова, В.П. Давыдова, С.П. Желтобрюха, А.И. Каменева, Г.И. Шпака и других. Их общий смысл состоит в обосновании ценности личностно-ориентированного подхода в образовании для решения поставленных задач.
Сложные перестроечные процессы, которые протекали в России в последние десятилетия и сопровождались кризисом духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности общества, а значит и армии делают актуальным осмысление опыта решения задач духовно-нравственного воспитания курсантов, оценки эффективности средств, которыми располагает высшая военная школа в этом отношении, определения потенциалов, приемов и методов позитивного педагогического воздействия на молодых людей, выявления условий результативности сложившейся структуры и путем оптимизации духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи.
С одной стороны, как Анализ научных публикаций показывает, что в гуманитарных науках, в гражданской и военной педагогической теории имеется много публикаций, посвященных вопросу духовно-нравственного воспитания детей, подростков, молодежи. Отдельные аспекты интересующей нас проблемы исследуются К.А. Абульхановой-Славской, Т.И. Власовой, В.И. Додоновым, В.Г. Зябревой, Н.Д. Никандровым, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым и другими.
Отдельные аспекты этой сложной проблемы освещены в работах русских философов, в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, отражены в беседах святых отцов православной церкви, религиозной литературе, публикациях теологов. Все это позволяет выявить объективные тенденции, связанные с недостаточно высокой духовной культурой, нравственной воспитанностью выпускников военного вуза, с возрастанием внимания молодых людей к вопросам духовного образования, веры, с противоречивостью ценностей, которые они избирают в качестве основополагающих ориентиров своей будущей жизни и профессиональной деятельности.
Понятие «духовность» определяется как индивидуальная выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других; как специфически человеческое качество..., характеризующее мотивацию и смысл поведения личности..., позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений.
1. Ажнакина Н.Б. Социальная работа Русской Православной церкви // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №1. - С.59-62.
2. Акимова Е. Содружество // Социальная работа. - 2003. - №1. - С.39-40.
3. Акулич A.JI. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл деятельности офицера: Дис. ...канд. психол. наук. -М, 1996.-215 с.
4. Александрова В.Г. Влияние христианского учения на развитие гума-нистической педагогической традиции XVII - XX веков: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 46 с.
5. Ананичев А.С. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: (на опыте Троице-Сергиевой Лавры): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.
6. Андреев И.В. Православно-христианское нравственное богословие // Психологический журнал. - 1993. - №4. - С. 170-173.
7. Андрощук В.М. Воспитание воинского долга у курсантов ВУЗов в со-временных условиях (исследование на материалах ВУЗов Войск свя¬зи): Дис... .канд. пед. наук. - М., 2000. - 259 с.
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.-256 с.
9. Антология педагогической мысли христианского средневековья / Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - В 2-х Т.-М., 1994.-352 с.
10. Антология социальной работы: в 5 Т. - Т. 1: История социальной по¬мощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М, 1995. - 288 с.
11. Армия и религия (информационное пособие-справочник). - М., 1994. - 140 с.
162
12. Армия и церковь: новый взгляд на старые традиции // Ориентир. -
1994. -№5. -С.3-8.
13. Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой во¬енно-патриотического воспитания школьников: Дис. ...д-ра пед. наук. -М., 1990.-374 с.
14. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. - 2003. - №8. - С.35-41.
15. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современ¬ной школе. - Ярославль, 1998. - 380 с.
16. Барулин B.C. Социальная философия. - М., 2000. - 560 с.
17. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педаго¬гики. - М., 2005. - 256 с.
18. Безрукова B.C. Педагогика. - Екатеринбург, 1994. - 338 с.
19. Белла Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм. - М, 1996.-691 с.
20. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 21 с.
21. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. - М., 1993. - 229 с.
22. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - 227 с.
23. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. - 470 с.
24. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. - 1996. - №5. - С.3-9.
25. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., - СПб., 2002.- 1456 с.
26. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Куль¬
163
турологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. - СПб., 2006. - 236 с.
27. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2004. - 300 с.
28. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспи-тания: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Воронеж, 1999. - 16 с.
29. Бреская О.Ю. Православная церковь в процессе социализации лично¬сти в период трансформации: Дис. ...канд. социол. наук. - М., 2004. - 188 с.
30. Булик Л.А., Калашников И.А. Во имя победы над врагом: Армия, об-щество, церковь // Военно-исторический журнал. - 1994. - №8. - С.82-
87.
31. Валеев И.И., Тайчинов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе: Роль религии и тра¬диций в духовном развитии учащихся национальных школ Российской Федерации // Современная школа: опыт, проблемы, поиски. - М.,
1997. -С.13-38.
32. Вальков В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе // Педагогика. - 1999. - №8. - С. 100-104.
33. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лек¬ций. - 2-е изд. стереотип. - М., 2000. - 440 с.
34. Веселова Е.К. Психологическая деонтология. Мировоззрение и нрав-ственность личности. - СПб., 2002. - 233 с.
35. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспи¬тания духовности современных школьников: Дис. ...д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 1995.-457 с.
36. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001. - 96 с.
37. Волков Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантов высше¬го военно-учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 23 с.
164
38. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н. и др. Социология: Курс лекций. - Ростов н/Д., 2000. - 512 с.
39. Воронин В. На плечах погоны - Бог в душе: «Религия и воинская служба (христианство, ислам, буддизм о войне и воинском долге)» // Аргумент. - 1993. - №4. - С.23-25.
40. Воспитание патриотизма / Под ред. Н.И. Резника. - М., 2002. - 62 с.
41. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тарае- ва // Журнал Московской патриархии. - 1992. - № 9. - С.45-46.
42. Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова на заседании секции «Образование офицера и священника. Богословие и военная наука». «Современное состояние и перспективы духовного образования военнослужащих» // http://www.no6efla ру/Выступление Председателя Отдела протоиерея Димитрия Смирнова.^т/
43. Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995. - 223 с.
44. Гармаш J1.C. Назначение, цели и задачи примерного содержания обра-зования по учебному предмет «Православная культура» // Образование. - 2003. - №3. - С.26-33.
45. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. - 2003. - №5. - С. 18.
46. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония зна¬ния и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа...). - М., 1998.-С.492-573.
47. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997. - 926 с.
48. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности.
- Калининград, 2000. - 572 с.