Введение 3
Глава 1. Туристическая деятельность как объект международно-правового регулирования 9
1.1 Понятие и виды туристической деятельности 9
1.2. Внутренняя и международная туристическая деятельность 17
Глава 2. Анализ правовых актов регулирующих туристическую
деятельность 21
2.1. Международные туристские организации 21
2.2. Международные акты, регулирующие туристическую деятельностью 27
2.3. Российское законодательство регулирующие туристическую
деятельностью 33
Глава 3. Проблемные аспекты в правовом регулировании туристической деятельности и пути их решения 42
3.1 Проблемные аспекты в правовом регулировании туристической
деятельности 42
3.2. Пути решения проблем международно-правового регулирования туристической деятельности 47
Заключение 52
Список использованной литературы
В процессе реализации людьми во всем мире их прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека принятой резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года, государства обязаны обеспечить возможность реализации этих прав в соответствии с документом Акапулько : ««...если явно желательно, чтобы каждое государство признавало не как роскошь, а как настоятельную потребность право всех своих граждан на проведение отпуска, то очевидно, что ответственность государств не может ограничиваться простым признанием этого права, а должна вести к созданию соответствующих практических условий для эффективного доступа к проведению отпусков всеми, имеющими право»1.
В месте с этим, в последние десятилетие, роль туризма и туристической деятельности в жизни как людей, так и государств стало занимать одно из ведущих мест. Так по данным на Федерального агентства по Туризму РФ, только за 9 месяцев 2015 года в Российскую Федерацию въехало 20 672 000 иностранных граждан, а наших соотечественников выехало на отдых и в иных целях 27 459 000 , а по данным Всемирной Туристской Организации на 2014 год число международных (ночующих) туристов составило 1138 миллионов человек. А так же, как не возможно не заметить уровень интеграции происходящий во всем мире.
При этом, количество заключенных двусторонних договоров между государствами в сфере туризма ежегодно растет. Только Российская Федерация заключила более 15 договоров и соглашений о сотрудничестве с другими государствами в сфере туризма за последние 5 лет . А основополагающие документы международного характера не имеют регулярного обновления.
Таким образом, растущие связи между государствами, ежегодно увеличивающий туристический поток, а так же интеграция делают имеющуюся юридическую базу в области международно-правового регулирования неэффективной, сложно и имеющей пробелы. Помимо этого, существуют столкновения частных и публичных интересов в связи с несистематизированностью нормативной базы.
Надежное существование и устойчивое развитие туризма возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении. Еще в 1989 году Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму констатировала, что парламенты должны рассмотреть в свете выводов, сделанных на конференции, все юридические правила, касающиеся туризма, с целью их объединения (при одновременном устранении существующих пробелов) во всеобъемлющее законодательство, где были бы кодифицированы национальная политика и приоритеты в области туризма.
Отношения в сфере туристской деятельности это сложные общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристская фирма, турист, государство, и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания). В связи с тем, что осуществление туристской деятельности при отсутствии одной из названных сторон является невозможным, особое значение принимает координационная политика по созданию баланса между субъектами туристских отношений. Главным инструментом балансовой политики является действующее законодательство в сфере туристической деятельности.
В теории государства и права под правовым регулированием понимается «осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания». Представляется, что понятие «система юридических средств» является обобщающим. В связи с чем, понятие правового регулирования представляется как юридическая регламентация общественных отношений, выраженная в дозволении, обязывании, запрете либо различных вариантах сочетания этих способов. Правовое регулирование можно представить и как систему юридических мер, направленных на упорядочивание и регламентацию общественных отношений.
Большое значение в свете сказанного приобретает совершенствование механизма правового обеспечения туристической деятельности. Как представляется, эффективный механизм регулирования туристических отношений должен строиться на основе научно обоснованных рекомендаций.
Что подтверждает актуальность темы исследования квалификационной работы.
Степень научной разработанности темы.
В настоящее время имеется большое количество научной литературы, посвященной особенностям управления, маркетинга, менеджмента туризма. В практической деятельности туристских фирм также уделяется больше внимания тонкостям и объемам продаж, бухгалтерскому учету и налогообложению туристской деятельности. Имеются глубокие научные исследования с позиции истории туризма, социально-экономического контекста сферы туризма таких авторов как В.А. Квартальнов, В.М. Биржаков, В.И. Сенин, А.Х. Абуков. Вместе с тем недостаточно правовой литературы, научных исследований, учебных пособий, раскрывающих содержание нормативной правовой базы, учитывающих правовые аспекты осуществления туристской деятельности, хотя именно правовая 5
подготовленность субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, позволяет избежать большинства наиболее распространенных ошибок, обеспечить эффективное удовлетворение потребностей в соответствующих услугах, добиться успеха в конкурентной борьбе и в конечном итоге достичь основной цели - получения предпринимательского дохода.
Степень научной разработанности темы квалификационной работы, как юридической категории носит двоякий характер, с одной стороны вопросам туристического права посвятили свои работы множество исследователей, с другой стороны как правовое явление в целом, охватывающее все 4 элемента рассмотрено практически не было, либо было рассмотрено не с точки зрения международного права в целом, а лишь для определенного пространства, такого как страны СНГ или ЕС. Однако стоит отметить следующие научные труды: за последние годы в России появился ряд фундаментальных работ, посвященных правовому регулированию туристской деятельности и договору оказания туристских услуг, где в той или иной мере затрагиваются вопросы, связанные с международным туризмом. Среди них монография Б.Ю. Писаревского «Туристская деятельность: проблемы правового регулирования» (1999г.), диссертации Н.В. Сирик «Договор на оказание туристских услуг в гражданском праве России» (2001г.), А.Ю. Чененова «Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности» (2003г.), К.С.Свиридова «Правовое регулирование деятельности по оказанию туристских услуг» (2003г.), О.В. Ткаченко «Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в РФ» (2004г.), Е.В. Ахтямовой «Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в РФ» (2007г.).
Особенно следует отметить вышеназванную монографию Б.Ю. Писаревского, поскольку в ней достаточно подробно исследуется законодательство о туристской деятельности и регулируемые им отношения не только в России, но и странах ЕС. Заслуживает особого внимания также указанная работа Н.В. Сирик, в которой отражен опыт регулирования туристской деятельности в некоторых 6
европейских странах, а также странах СНГ (Украины и Беларуси).
Так же, нельзя не отметить диссертационную работу П. Н. Бирюкова и Ю. А. Хамовой «Правовое регулирование туристской деятельности» (2009г.),
Правовому регулированию туристской деятельности посвящены учебные пособия В.П. Вахмистрова, Н.И. Волошина, В.Г. Гуляева, Г.М. Долматова. В разное время туристское обслуживание являлось предметом исследования в работах М.И. Брагинского, В.Е. Иванова, P.JI. Нарышкиной, М.Н. Малеиной, Я.Е. Парция, О.Ю. Шилохвоста, Ю.Е. Щенниковойи
Цель и задачи квалификационной работы
Основная цель квалификационной работы определяется названием ее темы и конкретизируется в следующих задачах:
1) определение туристической деятельности как объекта регулирования правом;
2) определение видов туристической деятельности;
3) рассмотрение источников международного права и международных; организаций в области туризма;
4) анализ правовых актов регулирующих туристическую; деятельностью;
5) рассмотрение проблемных аспектов и предложение путей их решения;
Объект и Предмет исследования квалификационной работы
Объектом настоящего исследования являются правовые и тесно связанные с ними отношения в сфере туристической деятельности, т.е. сложные общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристская фирма, турист, государство, туристские организации и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания)
Предметом настоящего исследования выступают нормы права РФ и других развитых правовых систем, нормы международного права, иные источники правового регулирования в сфере туризма.
Методология исследования
Системный метод применялся в целях исследования туристской деятельности как системной взаимосвязи частного и публичного интересов, при правовом регулировании которой необходимо учитывать внутреннюю связь между частно-правовыми и публично-правовыми средствами воздействия права в целом как системы. Формально-юридический метод применялся для выработки правовых понятий, используемых в сфере осуществления туристской деятельности, классификации, систематизации и изложения результатов исследования: с его помощью удалось выявить определенные пробелы в действующем туристском законодательстве, коллизии между общим и специальным законом и прийти к тем теоретическим положениям, которые автор выносит на защиту. Широко использован в работе конкретно-социологический метод: социологическое наблюдение, анализ нормативных документов, статистических данных, публикаций в средствах массовой информации, что способствовало исследованию туристской деятельности на базе конкретных социальных фактов и формированию выводов о характере и результативности применения способов государственного регулирования туристской деятельности. Сравнительно-правовой метод применялся для сопоставления и анализа российского и зарубежного опыта правового регулирования туристской деятельности Использование указанных методов позволило осуществить комплексный анализ туристской деятельности, выявить его сущность, определить недостатки правового регулирования и сформулировать теоретические положения и предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего туристскую деятельность
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии и определяется целями и задачами исследования.
В результате проведенных исследований в процессе написания выпускной квалификационной работы по теме « Международно-правовое регулирование туристической деятельности» удалось установить следующее:
1) Туризм как и сама туристическая деятельность имеет сложную и долгую историю, однако юридическое признание и закрепление получил лишь в 20 -21 веке
2) Международно-правовые акты имеют различные трактовки понятия «Туризм», из которых на сегодняшний день используются лишь несколько.
3) международно-правовые акты не содержат определения «Туристической деятельности», а лишь дают контекстное значение
4) Отношения в сфере туристической деятельности это сложные общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристская фирма, турист, государство, и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания), а так же туристские организации.
5) Исследователи считают, что с точки зрения теории государства и права, сформировалась новая отрасль права- «Туристские право», однако не не все мировое сообщество готово с этим согласиться.
6) Регулирование туристической деятельности получило широкое закрепление в международном праве и в его основе лежат общепризнанные права человека на отдых и свободу передвижения.
7) существует множество международных туристских организаций и объединений.
8) российское законодательство принимает нормы международного права и применяет их на своей территории, однако требуется большей импликации норм международного права в национальное
9) туристическая деятельность требует серьезных правовых регламентаций и приведение законодательства к единому кодексу.
10) имеется ряд проблемных аспектов в в сфере международной туристической деятельности
Исходя из вышесказанного можно сказать, что туристическая деятельность есть сложное общественное явление, участниками которого являются туристы, представители туристской индустрии, государство, туристские организации и туристические операторы. Туризм имеет богатую и сложную историю развития и становления не только как торговая необходимость, но и как самостоятельное явление имеющее своей целью отдых и познание мира. При этом, являясь большим сектором экономики многих государств и представляя из себя синтез различных правоотношений, будь то оказание услуг, воздухоплавание или пересечение пограничных территорий, требует серьезного правового регулирования. Учитывая разносторонность включаемых правоотношений в туристическую деятельность, хочется подчеркнуть, переплетение публичный и частных интересов в его структуре.
На сегодняшний день, как можно было заметить, туристическая деятельность и ее развитие набирают высокие обороты, что требует не только серьезной правовой регламентации, но и серьезного государственного регулирования. Как было рассмотрено нами в 3 главе, туристическая деятельность имеет ряд проблемных аспектов, а так же нами были предложены пути их решения, так ряд проблем носящих регламентировано-правовой характер, таких как, кодификация, пробелы права и коллизии, а так же урегулирований споров. На сегодняшний день первый шаг для решения проблемы уже сделан. На тринадцатой сессии ВТО был образован орган, занимающийся толкованием, применением и анализом положений Глобального этического кодекса туризма - Всемирный комитет по этике туризма (приложение к Глобальному этическому кодексу туризма).
Всемирный комитет образован в составе 12 выдающихся лиц, независимых от правительств, и 12 заместителей, которые выбираются в соответствии с их компетенцией в сфере туризма и смежных областях.
Можно выделить следующие основные направления деятельности данного Комитета:
- проводит свои заседания один раз в год; когда поступает просьба об урегулировании какого-либо спорного вопроса;
- совместно с Региональными комиссиями ВТО проводит анализ реализации на практике Кодекса и регулируют спорные вопросы; Комитет может приглашать внешних экспертов и организации принимать участие в его работе;
- выполняет глобальную функцию «контролера» в отношении проблем, возникающих при реализации на практике Кодекса, и предлагаемых решений.
Важно заметить, что в приложении к Глобальному этическому кодексу туризма в рамках определения полномочий Всемирного комитета по этике туризма закреплен примирительный механизм урегулирования спорных вопросов. Рассмотрим вкратце данный механизм, как перспективное направление урегулирования споров.
Прежде всего, заметим, что государства, а также туристские организации могут заявлять о признании ими заранее компетенции Всемирного комитета по этике туризма или Региональной комиссии ВТО в отношении любых споров, касающихся толкования или применения настоящего Кодекса, или в отношении определенных категорий таких споров. В этом случае Комитет или соответствующая Региональная комиссия в одностороннем порядке информируется другой стороной спора.
Участники ВТО (действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены ВТО, а также государства-нечлены ВТО) могут заявить, что они принимают заранее как обязательные в полной мере, или в необходимых случаях с единственной оговоркой в плане взаимности, окончательное заключение Всемирного комитета по этике туризма в отношении спорных вопросов или в отношении частного спорного вопроса, сторонами которого они являются. Государства могут также признать в качестве обязательных в полной мере или при условии execquatur окончательное заключение Всемирного комитета по этике туризма в отношении спорных вопросов, сторонами которого они являются, или которые должны быть реализованы на их территории. Туристские организации могут включать в свои договорные документы положение, предусматривающее обязательный в полной мере характер окончательных заключений Всемирного комитета по этике туризма в отношениях со своими партнерами по договорам.
В случае возникновения спора, связанного с толкованием или применением Глобального этического кодекса туризма, два или более участника туристского процесса могут совместно обратиться во Всемирный комитет по этике туризма. Если данный спор касается двух и более участников, принадлежащих к одному и тому же региону, стороны могут совместно обратиться в соответствующую Региональную комиссию ВТО в ее качестве регионального комитета по этике туризма.
Всемирный комитет по этике туризма, решающий спорный вопрос, выносит решение на основе материалов, переданных Сторонами. Комитет может запросить у них дополнительные сведения и, если он посчитает это целесообразным, может заслушать их по их просьбе. Расходы, понесенные в результате этого слушания, покрываются за счет Сторон за исключением особых случаев, определяемых Комитетом. Отсутствие одной из Сторон на рассмотрении спора в случаях, когда ей на разумных условиях предоставлена возможность участия, не является препятствием для принятия Комитетом решения.
За исключение случаев, которые согласованы Сторонами, Всемирный комитет по этике туризма выносит решение в шестимесячный срок с момента рассмотрения дела. Он представляет Сторонам рекомендации, которые могут лечь в основу урегулирования. Стороны незамедлительно информируют председателя Комитета, который рассматривает меры, которые они приняли в отношении этих рекомендаций.
Заметим, что к настоящему времени Всемирным комитетом по этике туризма уже разработаны и приняты Консультативные и согласительные процедуры урегулирования споров в отношении применения Глобального этического кодекса туризма, а также дополняющий их документ под названием Руководящие принципы рассмотрения спорных вопросов.
Еще очень важной проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, проблема, которая носит не столько правовой, сколько общемировой характер - это терроризм.
Туризм стал заметной мишенью актов терроризма, сопровождающихся серьезными экономическими издержками и ужасными социальными последствиями. Текущая угроза терроризма является все более заметным элементом мировой туристской ситуации на фоне прочих преступлений и право нарушений, которым по-прежнему подвергаются туристы. В то же время, несмотря на временные откаты, рост туристского сектора в долгосрочной перспективе широко признается, особенно на формирующихся и менее развитых рынках. Задача состоит в том, чтобы создать более действенные глобальные системы обеспечения безопасности, облегчая при этом туристские потоки, уважая достоинство туристов и обеспечивая всем и в особенности беднейшим странам возможность активного участия в этих системах в плане квалифицированных людских ресурсов, технологии и финансов.
ВТО обобщив и опираясь на продолжительный и обширный опыт в сфере защиты, безопасности и упрощения формальностей в туризме, недавно провозгласила стратегию под сокращенным названием S.A.F.E. - усиление безопасности и дальнейшее упрощение формальностей.
В 1991 году Генеральная ассамблея ВТО, отталкиваясь от нескольких предыдущих заявлений по туризму 1980 года приняла Рекомендуемые меры по безопасности туризма и предложила государствам осуществлять их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положениями. Во избежание искусственного разграничения и для обеспечения комплексного подхода Рекомендуемые меры по безопасности туризма на практике охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требования в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды). После 1991 года ВТО подготовила несколько аналогичных руководящих документов, в том числе руководство по защите и безопасности туристов, а в 2003 году - Руководящие принципы для туриндустрии в условиях кризиса. В настоящее время Организация разрабатывает модель для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей и некоторые рекомендации по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки.
Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. Что касается туризма, то ВТО в ее качестве специализированного учреждения ООН координирует свою деятельность прежде всего с другими организациями ООН под эгидой Комитета ООН по борьбе с терроризмом (UNCTC) и с другими межправительственными учреждениями.
А так же ряд других рассмотренных вопросов связанных с социальным туризмом, развитием ответственности и созданием равной конкуренции для участников туристического рынка.
Таким образом, исходя из проведенного исследования, и делая выводы можно сказать о сложности природы туризма и туристической деятельности, многогранности его компонентов и правоотношений входящих в их состав, а так же необходимостях развития как правовой базы в области туристского права.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 833.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 47- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2281.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
[Текст]: федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179;
Рос.газета. 2015. 12 января.
5. Консульский устав Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства
6. Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"// Российская газета. - 2015г.- 30 нояб.
7. Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания [Текст]: приказ Минкультуры России от 27 июня 2012 г. № 666 (ред. от 02.07.2014) // Рос.газета. 2012. 8 августа; 2014. 5 сентября.
8. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии,
включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [Текст]: приказ Минкультуры России от 3 декабря 2012 г. № 1488 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. 8 июля.
9. Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих
классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи [Текст]: приказ Минспорттуризма РФ от 15 декабря 2010 г. № 1351 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 14 февраля.
10.Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров [Текст]: приказ Минспорттуризма РФ от 26 сентября 2011 г. № 1117 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 17 октября.
11. О туристской деятельности в Республике Казахстан: закон от 13 июня 2001 г. № 211 [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://
www.tourkz.com/ tourism/ law/ lawl.htm#3 (проверено 13.03.2016г.)
12. Об утверждении Консульского устава СССР [Текст]: указ Президиума ВС СССР от 25 июня 1976 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 27. Ст. 404 (утратил силу)
13. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
14. [Текст]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
15. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 4179; Рос.газета. 1996. 3
16. декабря.
17. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644-2009 [Текст]: приказ Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. № 773-ст. М.: Стандартинформ, 2010.
Специальная литература:
18. Ахтямова Е.В. Законодательство в сфере туристских услуг: актуальные проблемы и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 11. - Ч. 1. - С. 43-47.
19. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 128 с.
20. Германское право. Часть I. Гражданское уложение [Текст]: пер. с нем. колл.авторов / Серия: современное зарубежное и международное частное право. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996. - 552 с.
21. Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. проф. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 2014. - 448 с.
22. Индустрия туризма : правовые основы социально-культурного сервиса и туризма / Г. М. Дехтярь. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 416 с.
23. Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: монография. - М.: Юрист, 2011. - 496 с.
24. Чеботарева И.А. Сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности: дисс. кан. юрид. наук. СПб., 2004.- 194 с.
25. Щенникова Л.В. Право на туристическо-экскурсионное обслуживание: правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан [Текст]. М.: БЕК, 1996. - 188 с.
26. Стригулина А.В. Международно-правовые основы сотрудничества в области международного туризма с участием Российской Федерации: дисс. кан. юрид. наук. Казань, 2008.- 194 с.
27. Кириллов В. П. Актуальные проблемы правового обеспечения туризма в России: статья / В.П. Кириллов. - М.: Современные проблемы сервиса и туризма, 2008. - 217 с.
28. Муталиева А.А. Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: дисс. кан. юрид. наук. М., 2012.- 135 с.
29. Хамова Ю.А. Публично-правовые аспекты туризма в европейском праве дисс. кан. юрид. наук. Воронеж, 2008.- 112 с.
30. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: учебное пособие. — М.: Норма, 2012. - С. 73
31. Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: учебное пособие / Д.П. Стригунова. — М.: КНОРУС, 2014. — 200 с.
32. Правовое обеспечение туризма : учебник / под ред. Е.Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
33. Международный туризм: учеб.пособие / В.Ю. Воскресенский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 255 с.
34. Вотинцева Н.А. Правовое обеспечение туристской индустрии в России: учебное пособие /Н.А. Вотинцева. — М.: Дашков и К, 2011. - 320 с.
35. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: учебник / Н.И. Волошин. — М.: Советский спорт, 2013. - 503 с.
36. Губенко Н.Н., Писаревский Е.Л. Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом. Состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:// travel.rin.ru/ cgi-bin/ pages-tree.pl?n=3337 (проверено 13.03.2016г.)
37. Туристские Услуги. Общие требования: ГОСТ Р 50690-2000: постановление Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 г. № 295-ст [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru(проверено 13.03.2016г.)
38. Рагимов Т. С., Утеубаева Е. Е. Правовое регулирование международного туризма в рамках СНГ.
39. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:
http: //www. eurasialegal. info/index.php?option=com_content&view=article&id=4 531:2015-05-26-06- 15-05&catid=1: eurasianintegration&Itemid=42
(проверено 13.03.2016г.)
40. [Электронный ресурс] // ЕМИСС. Государственная статистика. Информация о турфирмах.//Режим доступа: URL:https://fedstat.ru/indicator/37253.do#(проверено 13.03.2016г.)