Введение 4
Глава 1. Понятие юридической деятельности по оказанию туристских услуг .... § 1. Понятие туристской деятельности 7
§2. Источники правового регулирования деятельности по оказанию туристских услуг 11
§3. Государственные органы, регулирующие деятельность по оказанию туристских услуг в Российской Федерации 27
Глава 2. Формы сотрудничества по оказанию туристских услуг 37
§1. Международные соглашения в сфере туристской деятельности 37
§2. Международные организации по вопросам туризма 42
Глава 3. Всемирная туристская организация 49
Заключение 59
Список использованной литературы
В современном мире туризм является одним из важнейших направлений хозяйственной деятельности, напрямую генерируя услуги, товары, иностранную валюту, занятость и инвестиции. В тех странах, где туризм стал процветающей индустрией услуг, он оказывает глубокое экономическое и социальное воздействие на национальное развитие. Международный туризм также имеет комплексные связи с другими отраслями и с государственными стратегиями и планами развития, что означает, что он влияет на структуру и разнообразие других видов экономической деятельности на национальном и региональном уровнях.
Сфера туризма - это сложнорегулируемый комплекс, который занимает важнейшее место в экономике большинства развитых стран. Показатели занятости в туризме — очень значимый индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии активно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей. По расчетам экспертов, одно рабочее место в туристическом секторе ведет к появлению не менее двадцати рабочих мест в сопутствующих отраслях.
Мировая статистика показывает, что развитие туристской индустрии оздоровляет всю экономику страны и повышает уровень жизни людей. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) отводит России место в первой десятке мировых лидеров по темпам роста новых рабочих мест в туристической индустрии. По этому показателю Россия обгоняет таких грандов туристического рынка, как Германия, Испания и Франция. Прогнозы на ближайшие десять лет в отношении нашей страны также оптимистичны - число работников туррынка должно увеличиться почти на 1,5 млн. человек. Тем самым здесь по темпам роста Россия может обогнать среднемировые показатели. Анализ, проводимый Всемирной туристской организацией, показывает, что мировая индустрия туризма вошла в период устойчивого роста объема путешествий и экскурсий, сопряженного с нарастанием конкуренции в этом секторе рынка. В таких условиях трудно переоценить роль правовых механизмов регулирования многообразных отношений субъектов туристского рынка как внутри страны, так и за ее пределами. Государство, гражданское общество заинтересованно участвуют в выработке стратегии развития туризма, совершенствуют законодательство, обеспечивают благоприятные условия для деловой активности предпринимательских структур, повышают ответственность организаций и должностных лиц за соблюдение законных прав потребителей туристических услуг, стимулируют расширение системы подготовки квалифицированных кадров для сферы туризма.
Бурное развитие туризма обращает на себя взгляды юристов, международных органов и организаций с целью урегулировать данное интернациональное, международное движение товаров, услуг и людей; защитить суверенитет и безопасность государства; предоставить особый статус международным туристам, отграничить их от иных посетителей.
Международные туристические отношения являются комплексными, ибо они складываются из межгосударственных отношений, регулируемых нормами международного публичного права; отношений иностранных юридических лиц, регулируемых нормами международного частного права; отношений, возникающих при туристическом обмене, которые не ограничиваются пределами одного из их государств-участников и подлежат гражданско- правовому регулированию. В данной сфере возникают проблемы, связанные с применением иностранного законодательства. Само же наличие иностранного элемента в межгосударственных туристских договорах предопределяет не только особенности этих отношений, но и большую сложность договорно-правовой регламентации. Все это усугубляется еще и теми трудностями, которые порождаются, с одной стороны, недостаточной урегулированностью указанных отношений национальным законодательством, а с другой - их не исследованностью в правовой науке.
Объект выпускной квалификационной работы - международная деятельность по оказанию туристских услуг.
Предмет выпускной квалификационной работы - правовое регулирование международной деятельности по оказанию туристских услуг.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить правовое регулирование международной деятельности по оказанию туристских услуг.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить понятие и юридическую деятельность по оказанию туристских услуг.
2. Рассмотреть формы сотрудничества по оказанию туристских услуг.
3. Изучить договоры по оказанию туристских услуг, осложненные иностранным элементом.
Теоретическую основу составили труды таких зарубежных и отечественных авторов в сфере международного права, таких как, А.А. Белкин, А.А. Васильев, М.В. Васильев, Я.В. Вольвач, В.В. Иванов, Е.Л. Писаревский и др.
Для решения задач исследования автором изучены разнообразные источники. Среди этих источников несомненный интерес представляют международные источники права, а также нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность в Российской Федерации.
Методология исследования: сбор, анализ и обобщение необходимых источников и научной литературы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Перспективы развития индустрии туризма имеют прямую связь с общими экономическими, политическими, социальными и техническими достижениями.
Глубокий анализ роли международного туризма в международных отношениях был дан на проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Всемирной конференции по туризму, в работе которой приняли участие делегации 107 государств и 91 делегации наблюдателей правительственных и неправительственных организаций. Конференция приняла Манильскую декларацию по мировому туризму, в которой, в частности, отмечалось, сто «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международные отношения. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга».
Растущий уровень жизни в развитых индустриальных странах ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню материального обеспечения, что также оказывает значительное влияние на развитие туризма.
Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами и экзогенными переменами, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на его развитие.
Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.
К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска и т.д. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
По прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого туристского продукта.
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:
- создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков;
- широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;
- рост благосостояние местного населения, устранение налоговых, таможенных и других и других трудностей, которые могли препятствовать развитию туризма;
- при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);
- осуществления более четкого маркетинга и выделения большого количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;
- повышение профессионального уровня сотрудников сферы индустрии туризма.
Очевиден основной вывод: чтобы преуспеть в туристской деятельности в нынешней столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнении требований законодательства подход к организации производства, продвижения и реализации туристского продукта.
1. Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3. Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму 1982 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Осакская декларация тысячелетия, принятая конференцией лидеров туризма Тысячелетия 30 сентября — 1 октября 2001 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - N 31. - ст. 4398.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Часть I) (с изм. от 9 марта 2016 г. N 60-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - N 32. - ст. 3301; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (часть I). - ст. 1; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 52. - (часть I). - ст. 5140; 2015 г. N 48 (часть I) ст. 6724.
9. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 49. - ст. 5491;
2015 г. N 27 ст. 3946.
10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 21. - ст. 1930; 2016 г. N 5 ст. 559.
11. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145; Российская газета от 11 марта 2016 г. N 51.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (с изм. от 17 декабря 2014 г. N 1385). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - N 30. - ст. 3823; 2014. N 51 ст. 7466.
13. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 г. N 295-ст) // ИПК Издательство стандартов, 2001 г.
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст "Об утверждении национального стандарта" // Текст приказа официально опубликован не был.
14. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг // Справочно-правовая система Гарант.
15. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения // Текст приказа официально опубликован не был.
16. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 539н «Об утверждении
профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» // Справочно-правовая система Консультант.
17. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством
по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, утвержденный Приказом
Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 октября 2011 г. N 42.
18. Административный регламент предоставления Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 19.07.2012 № 779.
19. Административный регламент предоставления Федеральным медико¬биологическим агентством государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1652н.
20. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 августа 2009 г. N 01/11347-9-32 "Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг" // Текст письма официально опубликован не был.
21. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" // Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet
(http: //www.rospotrebnadzor.ru).
22. Об утверждении Типового договора на туристское обслуживание: Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2008 г. № 957. Режим доступа http://adilet.zan.kz/rus/docs/P080000957.
Материалы судебной практики
23. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. — 11 июля 2012 г. — Федеральный выпуск № 5829.
24. Нешатаева Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно¬арбитражная практика. М., 1998. С. 37-38.
Специальная литература
25. Белкин А.А. Источники права // Право и жизнь. - 2001. - № 39. - С. 137.
26. Большой Глоссарий терминов международного туризма/The Great Glossary of Terms for the International Tourism/ Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова — СПб.: «Издательский дом Герда», «Невский Фонд», 2002. — 704 с.
27. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: Историко¬теоретические вопросы : Автореф. дисс. ... кандидата юрид. наук. Специальность 12.00.01. — Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве / А.А. Васильев ; Науч. рук. В. В. Сорокин. — Красноярск, 2007. — 28 с.
28. Васильев М.В. Правила оказания туристских услуг / М.В. Васильев. — Москва : Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 159 с.
29. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: учебное пособие - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 288 с.
30. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект грвжданских правоотношений — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 128 с.
31. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. - Красноярск, 1998. - 93 с.
32. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.lawmix.ru/comm/6797,свободный.
33. Комментарий к поправкам к Закону об основах туристской деятельности / С.Ю. Сапрыкин. - М.: Гроссмедия: РОСБУХ, 2007. - 72 с.
34. Писаревский, Евгений Леонидович. Административно-правовое
обеспечение безопасности туризма в Российской Федерации : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.14 / Писаревский Евгений Леонидович;
[Место защиты: ГНУ "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа"].- Москва, 2012.- 496 с.
35. Попов М.С. Юридическая сила решений международных Межправительственных организаций [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0703/3. html, свободный.
36. Правовое обеспечение туризма : учебник / коллектив авторов ; под общ. П68 ред. Е.Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 336 с.
37. Приходько А. Туристский продукт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tourfinder.ru/ publications/tourproduct.html, свободный.
38. Сертификация туристских услуг: Институт Консалтинга и Сертификации
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.icc-iso.ru/services/works/tourist/,свободный.
39. Скамницкий А.А. Организация международного туризма: Учебное пособие.
- М.: Издательство: Гардарики, 2008. - 250 с.