Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии

Работа №8266

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы220стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
886
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Социально-психологическая парадигма готовности подрастающего поколения к реализации воинского долга
1.1. Структурно-психологические особенности деятельностно-ролевой готовности личности в зарубежной и отечественной литературе 14
1.2. Социально-психологические компоненты структуры личности допризывника 29
1.3. Объективные и субъективные факторы социализации личности, обуславливающие у молодежи позитивное отношение к воинской службе 39
Глава 2. Эмпирические проявления социально-психологической готовности допризывной молодежи к службе в Вооруженных силах России
2.1. Средства и методы диагностики социально-психологической
готовности молодежи к службе в Российской армии 56
2.2. Эмпирические показатели личностно-ролевой готовности допризывников к
защите Отечества .. .70
2.3. Социально-психологические детерминанты готовности допризывной молодежи к воинской службе 86
Глава 3. Структурно-функциональная специфика психологического со-провождения допризывников в условиях сборного пункта
3.1. Содержательные характеристики понятий «годен» и «готовность» к
службе в Российской армии 119
3.2. Организация психологической подготовки допризывников к службе в
Вооруженных силах 132
3.3. Программа психологической коррекции допризывной молодежи в условиях
сборного пункта 148
Заключение 165
Библиографический список литературы 175
Приложение


Актуальность исследования. В условиях трансформации российского общества, реформирования Вооруженных сил, проблемы социально¬психологической готовности молодежи к службе в Российской армии приобретают особую актуальность и социальную значимость, что и обусловливает необходимость расширения научных исследований в области изменения социального поведения людей, поиск путей оптимизации отношения к службе в Вооруженных силах. Распад Советского Союза повлек за собой экономический кризис, резкое сокращение финансирования всех родов войск, что сразу же отразилось на материально-техническом и социально-бытовом оснащении Вооруженных сил, на уменьшении различных социальных льгот и заработной платы офицерского состава, сержантов и рядовых военнослужащих., Ослабление экономического базиса страны, переход на рыночные отношения, повлекли за собой ухудшение духовно-нравственной надстройки, снижение воинской дисциплины, рост дедовщины, падение престижа воинской службы.
К числу объективных причин, снижающих желание молодежи служить в армии, можно отнести различные последствия многолетнего экономического кризиса и духовно-патриотического обнищания. Безработица, безденежье, алкоголизация, наркомания, рост преступности, распад семей, снижение рождаемости, наличие «горячих точек», распространение «дедовщины» в армии - все это отражается на процессе формирования у допризывников социально¬психологической готовности, сознательного выполнения воинского долга. К числу основных субъективных причин, предопределяющих отсутствие социально-психологической готовности, можно отнести: страх родителей потерять сына при несении воинской службы, страх допризывников погибнуть в «горячих точках» или получить физические увечья от «армейских дедов». Увеличение числа родителей, не желающих отдавать своих сыновей в армию и пытающихся от нее откупиться, стали важными причинами роста численности уклонистов, появления взяточничества и коррупции среди некоторой части офицеров военкоматов, врачей призывных комиссий.
Все эти и другие, объективные и субъективные факторы перестройки общественной жизни россиян стали основными предпосылками снижения уровня социально-психологической готовности молодежи к службе в российской армии, появления многочисленных фактов «социальной трусости» как среди родителей, так и среди допризывников.
В последние годы в деле перестройки общественного сознания родителей и призывников, формирования у них военно-патриотических установок и ориентаций, наблюдается активизация деятельности социальных институтов страны (семьи, школы, вузов, СМИ, трудовых коллективов, различных общественных организаций) по пропаганде позитивных сторон армейской жизни, тех преимуществ и гарантий правительства, которые предоставляются молодежи во время прохождения службы и после демобилизации из Вооруженных сил. При этом особое внимание обращается на усиление воспитательной работы, поскольку реформирование армии - это не только военно-техническая модернизация раз¬личных родов войск, не только сокращение срока срочной службы и увеличение числа контрактников, но и улучшение воспитательной работы, устранение неуставных отношений, укрепление духовно-нравственных основ армейской службы.
Формирование социально-психологической готовности допризывников к службе в Российской армии должно сопровождаться осознанием их государственной, необходимости выполнения священного долга - защищать Родину. Улучшение качественных характеристик Вооруженных сил (в рамках национальной целевой программы перевооружения и модернизации всех родов войск) может служить для молодежи побудительными факторами, повышающими их социально-психологическую готовность к службе в Вооруженных силах, важной мотивацией при овладении воинскими профессиями. Поэтому создание условий для прохождения воинской службы, устранения факторов, деформирующих личность военнослужащего по призыву, представляет сейчас первостепенную значимость для повышения боеспособности Вооруженных сил, увеличения числа желающих служить Отечеству, как в рамках срочной службы, так и на условиях контракта.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется практической значимостью изучения позитивных факторов, предопределяющих у допризывников повышенную социально-психологическую готовность служить в российской армии, определением негативных причин, влияющих на снижение этой готовности, устранение в общественном сознании и психологии людей негативного отношения к выполнению воинского долга - защищать Отечество.
Степень научной разработанности проблемы. В последние годы представители разных наук (гражданские и военные психологи, социологи, экономисты и др.) обратили внимание общественности на необходимость коренного изменения подготовки и прохождения воинской службы допризывной молодежи, серьезного улучшения социально-бытовых условий жизни солдат, устранения фактов дедовщины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В интересах повышения социально-психологической подготовки допризывников к службе Вооруженных силах России представляется необходимым выделить данную проблему в разряд приоритетных в современной государственной военной политике и наметить первоочередные меры по ее решению на всех уровнях законодательных и исполнительных органов власти. Рекомендовать:
• включить в учебные программы курса ОБЖ (основы безопасности и жизнедеятельности) в разделе «Основы военной службы» темы по преемственности гражданских и воинских специальностей;
• включить в учебные программы курса «Психология» разделы, обучающие методами психологической релаксации, способствующие разрядке психической напряженности и дискомфорта, формированию оптимальных реакций совладания нацеленных на адекватное отреагирование в кризисных ситуациях;
• психологам образовательных учреждений среднего (полного) общего или начального (среднего) профессионального образования строить работу в тесном взаимодействии с рекомендациями федеральных органов исполни¬тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при участии общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
• проведение психологами образовательных учреждений среднего (полного) общего или начального (среднего) профессионального образования общеобразовательных учреждений первичной диагностики условий воспитания и формирования индивидуально-психологических особенностей допризывников, уровня притязаний от предъявляемых к ним психологических требований, осознания целей, своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми;
• проводить ознакомление допризывников при постановке на первичный воинский учет в военкоматах с правовой основой, что дает призывнику возможность чувствовать себя социально и юридически защищенным;
• включить в систему деятельности военкоматов мероприятия по реализации предложенных в диссертации подходов диагностики подготовленности допризывников с целью их качественного профессионального отбора по ро¬дам войск и специальностям, а при необходимости - психологического сопровождения с последующим ведением психокоррекционных мероприятий на базе сборного пункта.


1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность в психологии личности. - М.: Наука, 1986. - 333с.
3. Актуальные вопросы военной психиатрии: Тезисы докладов Научно-практической конференции 19 ноября 1998 года. - М., 1998. - 86с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./Под ред.
А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - 232с. - Т.1.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.-288с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 274с.
7. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко. Т.Г., Тихоман- дрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализа¬ции в старшем школьном возрасте //Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психоло¬гия. - 1997.- №4.- С.31-41.
8. Андреенкова М.В. Проблемы социализации личности. - М., 1970. - 405с.
9. Аничков В.М. Военное хозяйство. - СПб., 1861.
10. Анцупов А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. ... д-рапсихол. наук: 19.00.05.-М., 1993.-428с.
11. Арчегова Л.У. Региональная семейная политика в контексте социально-психологической теории: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - М., 2002. - 156с.
12. Барабанщиков А.В. Воспитание сознательной дисциплины//Советская педагогика. - 1983. - №8. - С. 11-17.
13. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляг Р.В. Психо¬логия воинского коллектива. - М., 1973.

14. Бассин Ф.В. К проблеме осознанности психологических установок //Психологические исследования, посвященные 85 летию со дня рождения Д.И.Узнадзе. - Тбилиси, 1973. - С. 50.
15. Безушко О.Я. Социально-психологические особенности эффективного стиля руководства командиров учебных подразделений: Дис... канд. пси- хол. наук: 10.00.05. - М., 2000. -202с.
16. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаи-моотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М.: ФАИР-ПРЕС, 2002. - 473с.
18. Берн Э. Развитие Я - концепция воспитания. - М., 1986. - 422с.
19. Берхин И.Б. Военная реформа в СССР(1924-1925г.г.). - М.:Воениздат,1958. - 460с.
20. Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. (Пред. проф. Ф.В. Бассина, с. 3-19). - М.: Наука, 1966. - 250с.
21. Благин А.А. Физиологическое обоснование системы повышения профес-сиональной работоспособности специалистов управления космическими аппаратами: Автореферат диссертации на соискание степени д-ра мед. наук. -СПб., 1997.-26с.
22. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж: «МОДЭК», 1995.-223с.
23. Блюм Г. Психоаналитическая теория личности. - М.: КСП, 1996. - 247с.
24. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 125с.
25. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Под ред.
Д.И.Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во- «Институт практической психологии», Воронеж: ИПО «МОДЭК»,
1997.-352с.
176

26. Бороздина JI.B., Видинска Л. Притязания и самооценка/УВестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1986. -№3. - С. 15-23.
27. Бороздина Л.В. Исследования уровня притязаний: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1985.-103с.
28. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооцен¬ки. Автореф... докт. психол. наук. - М., 1999. - 26с.
29. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль,1988. - 304с.
30. Бубнова С.С. О некоторых критериях эффективности деятельности опе- ратора-наблюдателя //Психологический журнал. - 1980. - Т.4. - №1. -
С.112-115.
31. Бугай А. Войска округа встречают пополнение //Военные знания. - 2002. -№8. -С.20.
32. Возницкий П.О., Дьяконов М.М.и др. Адаптация молодого воина к усло-виям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств. - М., 1990.-28с.
33. Военная инженерная психология / Б.Ф.Ломов, Ф.Рубахин,
В.В.Офицеров; под редакцией Б.Ф.Ломова, Ф.Рубахина и В.В.Офицерова. - М., 1970.-398с.
34. Военная психология и педагогика. Учебное пособие /В.Ф.Кулаков; под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М.: Совершенство,
1998.-376с.
35. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Управление военного образования МО РФ, ВУ, 1998.-ч.1.- 192с., ч.2. - 186с.
36. Военная психология. Учебник для высших военно-политических училищ Советский Армии и Военно-Морского Флота /В.В.Шеляг, А.Д.Глоточкин, К.К.Платонов; под редакцией В.В.Шеляга и др.. - М., Воениздат, 1972. - 400с.
37. Военно-патриотическое воспитание. Гражданская оборона: Метод, ре- ком /Военный отдел ГБЛ. - 1990. - Вып. 1 - 1990. - 94с.
177

38. Военно-профессиональная ориентация граждан. В.Лазуткин, Н.Грачев,
1999. - №6. - С.32-34.
39. Волович А.С. Особенности социализации выпускников средней школы: Автореф. канд. психол. наук. - М.,1990. - 24с.
40. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. - М.: ГАВС, 1995.-244с.
41. Гамбоев В. Подготовка к военной службе //ОБЖ. - август 2004. - №8. - С.44.
42. Геллерштейн С.Г. Значение личного фактора в летных происшествиях и методы его изучения //Тезисы научной конференции ЦИУВ. - 1948. - С.15-
17.
43. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 245с.
44. Глушко А.Н. Методы изучения отклоняющегося поведения личности в процессе профессионального психологического отбора военных специали-стов//ВМЖ, 1992.
45. Грановская P.M. Элементы практической психологии/ЛГУ им.
А.А.Жданова. - 2-е изд., и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988,- 564с.
46. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию ак-тивности. - М.: Политиздат, 1987. - 284с.
47. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям //Вопр. психол. - 1995. - №1.
48. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимодействие с поведе¬нием. -М., 1999.
49. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А.Петровской. - М.: Педагогика, 1991.
- 367с.
50. Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. - 352с.
51. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Ось - 89, 2006. - 64с.
178

52. Дунин Г.С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров: (на материале внутренних войск МВД России): Дис. ... канд. психол. наук:
19.0. 05.-СПб, 1995.-224с.
53. Дьяченко М.И, Кандыбович C.J1. Военная психология и педагогика. Учебное пособие. -М, УФНСП, 1998. - 364с.
54. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A, Понамаренко В.А. Готовность к дея-тельности в напряженных ситуациях. - Минск: Изд-во «Университетское», 1985.-206с.
55. Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советский воинов. - М.: ВПА, 1974. - 630с.
56. Дьяченко М.И. Формирование психологической готовности к выполне¬нию учебно-боевой задачи //«Коммунист Вооруженных Сил». - 1973. - №6.
- С.34-39.
57. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура //Новое педагогиче¬ское мышление. - 1989. - С.90-103.
58. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. -701с.
59. Исследование в психологии: методы и планирование/ Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558с.
60. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное посо¬бие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 544с.
61. Каширин В.П. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. - Йошкар-Ола, 1998. - 150с.
62. Клюхин С.В. Социально психологические аспекты восприятия телепере¬дач региональной аудиторией: Дис. ...канд. психол. наук: -19.00.05. - Ива¬ново - 1998. - 180с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ