Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных силах (Воронежский Государственный Университет)

Работа №113321

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе (возраст от 18 до 32 лет).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ 6
1.1. Специфика службы в вооруженных силах 6
1.2. Психологические особенности готовности к службе в вооруженных силах 11
1.3. Психологические факторы стремления девушек в службе в вооруженных силах 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ДЕВУШЕК К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 23
2.1. Характеристика этапов, методов, методик и выборки исследования 23
2.2. Результаты проведения исследования 27
РЕКОМЕНДАЦИИ 32
ВЫВОДЫ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

На рубеже второго и третьего тысячелетий произошли серьезные изменения в профессиональной самореализации женщин. Профессии, ранее считающиеся традиционными мужскими (юриспруденция, менеджмент, политическая и издательская деятельность, маркетинг, организация психологического консультированияи др.) стали активно насыщаться «женским ферментом». К профессиям, бастионы которых были успешно взяты женщинами, относится и военная служба. Как показывает анализ динамики комплектования вооруженных сил ведущих стран мира, женское представительство в них усиливается, армии феминизируются.
Численность военнослужащих-женщин в вооруженных силах Израиля на начало 2001 года составляет 20% от общего состава, в США - 14%, во Франции - 9,1%, в Великобритании - 5,6% в вооруженных силах и 15% в английской полиции.
Продолжают феминизироваться и вооруженные силы России. Если до 1985 года численность военнослужащих-женщин в нашей стране не превышала 5%, то за последующие 10 лет она увеличилась в 10 раз и составила в 1996 году 350 тыс. человек. С учетом проведенного сокращения на начало 2001 года во всех российских силовых ведомствах сегодня - более 500 тыс. женщин в погонах, что равно населению таких российских городов как Мурманск, Иванове или Курск. Тенденция выраженного представительства женщин усиливается и в других силовых ведомствах России.
В сложившейся военно-политической обстановке значение психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации значительно возрастает. За время своего существования психологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации сложилась не только в отдельные структурные элементы, единство, но и в целостную «вертикаль», восстановленную профессиональными психологами, обогащенную в методическом и материально-техническом отношении. В то же время нехватка квалифицированных профессиональных военных кадров с психологическим образованием (выпускников военных вузов) привела к восполнению кадрового дефицита, в первую очередь, военнослужащими командно-технического состава без соответствующей подготовки, после проходящих курсы повышения квалификации и, во-вторых, женщинами с психологическим образованием, призванными на военную службу. Последний способ закрепления кадров психологической службы за специалистами становится все более доминирующей тенденцией. Сегодня в некоторых военных округах женщины-военнослужащие составляют каждую третью психолога.
Объект исследования – стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Предмет исследования – социально-психологические факторы стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Гипотеза исследования – существуют различия в психологических особенностях у девушек, обучающихся в военном ВУЗе и у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, а именно: у девушек, обучающихся в военном ВУЗе, чаще выражен высокий уровень самооценки и волевой самообладания, чем у девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе.
Цель: исследование социально-психологических факторов стремления девушек к службе в вооруженных силах.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические подходы к проблеме психологических особенностей стремления девушек к службе в вооруженных силах.
2) Охарактеризовать выборку и этапы исследования, методы и методики исследования.
3) Провести психодиагностику самооценки у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
4) Провести психодиагностику стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском.
5) Выполнить сравнительный анализ между выраженностью самооценки и стремления к власти у девушек, обучающихся в ВУЗе военном и гражданском при помощи математически-статистического метода (t-критерий Стьюдента).
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математически-статистический метод обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Методики исследования:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
Теоретико-методологическая основа: в работе были использованы труды таких учёных как: В.А. Бодров, Дж. Гринберг, М. В. Ефимов, Д. Я. Райгородский, Г. В. Турецкая.
Методологические принципы: научности, объективности.
Выборка: 22 девушки: 11 девушек, обучающихся в гражданском ВУЗе, и 11 девушек, обучающихся в военном ВУЗе, в возрасте от 18 до 32 лет.
Практическая значимость исследования заключается в: формировании представлений у девушек о службе в вооруженных силах, а так же в формировании рекомендаций для психологической подготовки к службе в вооруженных силах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Военная служба, по определению и по своей природе это вид государственной службы, включающая специфические признаки, с помощью которых она отличается от военизированной государственной и гражданской службы. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Важным моментом психологической готовности к военной службе является то, что она носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воинских качеств.
Под психологической готовностью к прохождению военной службы понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития, достигаемый юношами к 18-летнему возрасту. Основной целью формирования психологической готовности у допризывников является профилактика развития психической дезадаптации в процессе прохождения военной службы.
В основе эффективности профессиональной деятельности военного психолога женщины лежат ее личностные качества, связанные с высокими социально-перцептивными, эмпативными способностями, высокой коммуникативной притягательностью, составляющие иерархически взаимосвязанные факторы. Это позволяет ей более эффективно решать профессиональные задачи, связанные с оказанием психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Вместе с тем имеет место дефицит качеств, позволяющих на должном уровне решать задачи психологического обеспечения различных видов воинской деятельности
Была сформирована и охарактеризована выборка, состоявшая из 22 человек.
Были подобраны и проведены 2 методики:
1. Вербальная диагностика самооценки личности Фетискина Н. П., Козлова В. В., Мануйлова Г. М.;
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.
На основании результатов, полученных в ходе проведения подобранных методик, установили, что средний уровень саморегуляции у респондентов в большинстве случаев составляет 45%, уровень настойчивости в 54% случаев у респондентов на высоком уровне, уровень самообладания в 63% случаев у респондентов на высоком уровне; для 18% респондентов характерен высокий уровень самооценки, для 72% респондентов характерен средний уровень самооценки, для 9% характерен низкий уровень самооценки.
Был проведен эмпирический анализ самообладания и самооценки, было выявлено, что существуют различия в выраженности признака на уровне p<=0,01 при t – критическое (2,85) < t – эмпирическое (4,2) между уровнем самообладания у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах; различия в выраженности признака p<=0,05 при t – критическое (2,09) < t – эмпирическое (2,1) между уровнем самооценки у девушек, обучающихся в военном и гражданском ВУЗах.



1. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций - XX век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. – 527 с.
2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / Ч. 2 : Процессы и ресурсы преодоления стресса // В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 123.
3. Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.48-49.
4. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
5. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации / Н. С. Волкова // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 3. – С. 27-31.
6. Гацко М.Ф. Социальный статус военнослужащих и проблемы его правового регулирования в Российской Федерации. / Материалы международной научной конференции «Социальная роль права: история и перспективы», 27–29 сентября 2002 г. – М.: Издательство МГСУ, 2002. – С. 136-142.
7. Глэддинг, С. Г Психологическое консультирование / С.Г. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2017. – 736 с.
8. Государственная служба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
9. Гринберг, Дж. Управление стрессом: [пер. с англ.] / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 496 с.
10. Ефимов, М.В. Исследование влияния формирования эмоционального компонента психологической готовности на успешность воинского труда и 82 адаптацию к военной службе (на примере солдат молодого пополнения) / М.В. Ефимов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С. 309-317
11. Ефимов, М.В. Эмоциональный компонент психологической готовности военнослужащих как фактор адаптации к военной службе / Ефимов М.В. // Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – С. 106-110.
12. Калинин А. Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации : Монография — М., 2002. — Гл. 1. — п. 1.1.
13. Калюжный А. С. Психология личности военнослужащего: Учебное пос. [Электронный ресурс] –Н.Новгород: НГТУ, 2004. –39 с. – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/ (дата доступа 07.06.2022).
14. Карташова, Ю. О. Роль женщины в армии / О. Ю. Карташова, И. А. Хациева // Вольский военный институт матетериального обеспечения. Вольск. – 2006.
15. Кроль, В. М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. – М.; Высш. шк., 2014. – 325 с.
16. Кузина, Р. Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин / тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.03 // кандидат психологических наук Кузина Раиса Хакимовна. – Санкт-Петербург. – 2001.
17. Кузнецова, Л. Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода /Л.Э. Кузнецова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 324-327.
18. Лисова, Н. А. Особенности темперамента и волевой саморегуляции у студентов спортивного и гуманитарного профилей обучения / Вестник Новосибирского государственного педагогического университета // Н. А. Лисова, С. Н. Шилов. – Красноярск. – 2017. – том 7. – № 3.
19. Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79586/ (дата обращения: 08.06.2022)
20. Мачульская, И. А. Психологические особенности военнопрофессиональной ориентации военнослужащих по призыву / И. А. Мальчулськая// Территория науки. – 2015. –№ 2. –С.40-46.
21. Метляева, Е.В. Особенности социально-психологических факторов профессионального стресса женщин-военнослужащих [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskih-faktorov-professionalnogo-stressa-zhenschin-voennosluzhaschih (дата дступа: 08.06.2022
22. Павлов Н.В Социально- психологическая готовность выпускников вузов / Н. В. Павлов // Россия и мир: столкновение цивилизаций в XXI веке: 2016. – С.72.
23. Приймак, Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. – М.: КРЕДО, 2015. – С 28.
24. Психологические аспекты прохождения военной службы женщинами — психологами в Вооруженных Силах России / адъюнкт Военного университета // старший лейтенант, психолог войсковой части [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/337/54667.php (дата доступа: 05.06.2022).
25. Райгородский, Д. Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2016. – 752 с.
26. Рындина, О. Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии / автореф. дис. канд. психол. наук / О. Г. Рындина / Чебоксары, 2006. С. 217.
27. Слесарский, К. И. Современные правовые модели воинской обязанности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. — № 5. — С. 46–49
28. Турецкая, Г.В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дис. … канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. – С. 34;
29. Турецкая, Г. В. Женщина и работа: Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. – 2001. – №1. – С. 24-27.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ