ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности 8
1.2. Анализ внешнеэкономического комплекса 17
1.3. Правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в
рамках ЕАЭС 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Характеристика Республики Татарстан как объекта, осуществляющего
внешнеэкономическую деятельность 38
2.2. Анализ экспортно-импортного потенциала Республики Татарстан.
Главные экспортеры и импортеры РТ 46
2.3. Комплексная программа развития внешнеэкономической деятельности
региона (инвестиционные проекты РТ) 52
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПРИМЕРЕ ППТ ОЭЗ АЛАБУГА.
3.1. История создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа Алабуга 65
3.2. Характеристика ОЭЗ Алабуга. Резиденты ОЭЗ Алабуга 71
3.3. Практический опыт осуществления внешнеэкономической деятельности резидентами ОЭЗ Алабуга и перспективы развития 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
Актуальность темы исследования. В настоящий момент основной целью страны и ее регионов является существенное повышение эффективности всех социально-экономических процессов. Одним из важнейших направлений на уровне местных органов власти было и есть - использование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для реализации своих преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других) на международной арене. Необходимо понимание того, что многие из преимуществ территорий, центр реализовать не может и делегирует часть своих функций периферийным регионам. У многих регионов потенциально больше ресурсов и возможностей. В связи с этим, самостоятельность регионов в организации ВЭД неизбежно увеличивается и приобретает все больше значения в формировании внешнеэкономической политике государства. Под самостоятельностью регионов понимается правомочие в принятии решений, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. В данном исследовании рассматриваются структурные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.
Важно отметить значимость текущего периода развития ВЭД в России. Все субъекты Российской Федерации, уже во второй половине 90-х гг. приступили к формированию собственной законодательной базы для улучшения регионального инвестиционного климата, привлечения иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала региона и использование импортных поставок товаров.
Учитывая все возрастающую активность во внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, обобщение опыта становления и развития механизма управления ВЭД приобретает особую актуальность, особенно для Республики Татарстан, где кризис 90-х гг. вызвал серьёзное обострение социально - экономической ситуации.
Это свидетельствует об актуальности темы исследования.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан, как субъекта мировой экономики.
Предметом исследования выступают экономические отношения, реализуемые в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан .
Цель исследования - развитие теоретических основ и практических аспектов разработки эффективного внешнеэкономического комплекса субъекта РФ.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- уточнение сущности понятия внешнеэкономическая деятельность;
- исследование теоретических основ и принципов разграничения полномочий Федерации и её субъектов в управлении ВЭД и разработки региональной стратегии внешнеэкономической деятельности;
- анализ практики разграничения полномочий в области внешнеэкономической деятельности между Федерацией и ее субъектами;
- анализ экспортного потенциала Республики Татарстан и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций;
- разработка принципов формирования и реализации комплексной программы развития ВЭД РТ, как субъекта мировой экономики.
Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных учёных в области теории региональной экономики (регионалистики), а также теории регулирования внешнеэкономической деятельности, законодательные акты в области ВЭД России и субъектов РФ.
Различные аспекты формирования стратегии регионального развития нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Однако внешнеэкономический срез данной проблемы изучен меньше. Причина в том, что этот вопрос приобрел актуальность как в России, так и в зарубежных странах, сравнительно недавно (в России - в начале 1990-х годов, за рубежом - в 1980-х годах).
Управлению экономикой, в т.ч. внешнеэкономической деятельностью, посвящены работы Введенского В.Г., Воротилова В.А., Гранберга А.Г., Дульщикова Ю., Кумаковой С.В., Лексина В., Матрусова Н.Д., Мозиас П.М., Некрасова Н.Н., Позднякова А., Рыбакова Ф.Ф., Штульберга Б., а также зарубежных авторов - Хилла Э., Даттона П., Ван Дека, Остерхавина Я., Армстронга (Armstrong H.) и Тейлора (Taylor J.).
Анализом и обобщением опыта, накопленного в развитых странах в сфере организации и стимулирования региональной внешнеэкономической деятельности, занимаются американские специалисты Тэймер Кэвусгил (Cavusgil Tamer S.) и Майкл Зинкота (Zinkota Michael R.)
Проблемы управления внешнеэкономической сферой, экспортным потенциалом и привлечением иностранных инвестиций рассмотрены в работах Баша Ю.М., Вардомского Л.П., Гумилевского А., Мухетдиновой Н.М., Сабельникова Л.В., Серёгина В.П., Сутырина С.Ф., Фаминского И.П., Халевинской Е.Д., Хвойник Л.И. и др. Однако в большинстве своём эти публикации посвящены различным аспектам становления и развития внешнеэкономических связей страны в целом, а не её отдельных регионов, причём не исследовались специфические проблемы по управлению ВЭД, в регионах с наименее благоприятными условиями развития внешнеэкономической деятельности.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, программно-целевого метода, методов логико-структурного корреляционного анализа, экономической статистики, экспертных оценок.
В ходя написания работы использовались региональные базы данных с помощью локальных сетей, общероссийские базы данных, электронные системы «Консультант +»», «Гарант» и др.
Информационную базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Минэкономики РТ, Татарстанской таможни.
Структура работы. Структура дипломной работы определяется логикой изложения исследуемых в ней проблем и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Работа состоит из 97 страниц машинописного текста, включает 2 таблицы, 13 рисунков, а так же список литературы, в который входит 70 источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.
В заключении сформулированы основные выводы, полученные в результате исследования.
Согласно проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы:
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации и активно участвует в международных и внешнеэкономических связях в целях содействия росту экономики и торговли, привлечения инвестиций, а также укрепления культурных контактов и поддержки соотечественников.
Осуществление внешнеэкономических и межрегиональных связей имеет решающее значение для функционирования основных отраслей производственной сферы, развития экономики Республики Татарстан.
Республика Татарстан - один из крупнейших промышленных регионов, признанных не только в России, но и во всем мире. По объему произведенной промышленной продукции республика стабильно входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Татарстан в 2011 году занял первое место среди регионов Приволжского федерального округа по показателю «минимальный инвестиционный риск».
Согласно докладу «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах», подготовленному Российской экономической школой и международной компанией Ernst &Young в 2011 году, Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Республика Татарстан в 2013 году возглавила рейтинг 30 лучших регионов России для ведения бизнеса и инвестиций по версии ведущего международного издания «Forbes».
Республика Татарстан, как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России, является активным участником внешнеэкономической деятельности среди регионов Российской Федерации.
Цель внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.
Указанная цель определяет основные задачи внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан:
- продвижение продукции республиканских предприятий на внешние рынки регионов России и зарубежных государств, расширение географии вывоза;
- увеличение объемов иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, рост доли прямых инвестиций;
- развитие экспортного потенциала республики и улучшение структуры экспорта, увеличение доли экспорта продукции несырьевых отраслей, расширение номенклатуры экспорта за счет наукоемких, технологических товаров, увеличение объемов и перечня экспортируемых услуг, передовых технологий; обеспечение экономической самодостаточности.
Особые экономические зоны являются важным и весьма эффективным инструментом региональной политики. Во многих странах ОЭЗ создаются для решения социальных и экономических проблем конкретных регионов страны или, более локально, отдельно взятых районов города. В случаях, когда зона создается на территории обладающей существенными конкурентными преимуществами в целях их усиления, эффект может быть крайне положительным не только для конкретного региона, но и для всей национальной экономики в целом. В связи с этим потенциал использования ОЭЗ не ограничивается решением социально-экономических проблем и содержит значительную составляющую стратегического планирования и развития. Так, к примеру:
• ОЭЗ Шеннон в Ирландии стала катализатором развития финансовых услуг во всей стране (в особенности банковских);
• развитие ОЭЗ в Китае сконцентрировали на территории государства крупнейшие производственные мощности всего мира;
• EPZ США позволили стимулировать компании на производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличить объем международной торговли (в особенности экспорта) и улучшить торговый баланс государства.
Основным инициатором создания ОЭЗ обычно выступает местное правительство региона, в котором планируется организация ОЭЗ. При этом окончательное решение о создании и финансировании принимается на уровне высшего исполнительного органа власти страны. Создание ОЭЗ обычно является одним из пунктов программы Правительства по повышению уровня конкурентоспособности отраслей хозяйствования.
Предпосылками создания ОЭЗ являются:
• укрепление конкурентоспособности региона или страны на каком-то из направлений деятельности;
• дополнительное привлечение иностранных и местных инвестиций;
• создание новых рабочих мест;
• синергетический эффект - объединение логистических, научных, производственных и дистрибьюционных организаций в одном месте;
• развитие территории, граничащей с особой экономической зоной. Необходимыми условиями при создании ОЭЗ являются:
• удачное географическое расположение;
• достаточно развитая инфраструктура;
• наличие исторически сложившихся видов деятельности;
• возможность привлечения профессиональных и квалифицированных кадров;
• потенциал развития международных и межрегиональных связей;
• наличие свободных площадей для создания ОЭЗ и возможности по её развитию.
Благодаря своему расположению на территории особой экономической зоны компании могут гарантировать быстрый прирост добавленной стоимости и осуществление деятельности во всем регионе с большей эффективностью, так как временные затраты и стоимость рабочей силы в отношении транспортировки и обработки документации значительно ниже.
Организация особой экономической зоны повышает имидж страны и региона как международного центра деловой активности. Основные факторы успешности особой экономической зоны включают в себя выгодное геополитическое положение, экономическую и политическую стабильность, современные коммуникационные возможности, создание всех необходимых условий для развития бизнеса и привлечения иностранных инвестиций.
Мировой опыт создания и функционирования зон подтверждает, что социально-экономические выгоды для стран, где создаются такие зоны, возрастают в тех случаях, когда происходит активное участие в ОЭЗ национальных экономических структур, использующих предоставляемые льготы для роста собственных доходов и приобретения зарубежного технического и управленческого опыта. Успешность функционирования отдельных ОЭЗ неразрывно связана с инвестиционной политикой государства в целом. В связи с этим успешное решение проблем создания и функционирования особых экономических зон во многом зависит от гибкой экономической политики государства и функционирующего хозяйственного механизма.
1. Международный договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/(дата обращения: 24.03.2016).
2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 05.04.2016) "О таможенном тарифе"
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от
14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации"
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
6. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об
основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности"
7. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Инновационная Россия - 2020
11. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан
Монографии
12. Бобылев Г.В., Нагиева А.А. Актуальные международно-правовые вопросы деятельности ЕврАзЭС // Россия и пути решения современных международно-правовых вопросов. М., 2010.
13. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. Фаминского И.П. - М.: Республика, 2010. - 445с.
14. Пащенко А. В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / под ред. А. Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2013.
15. Шмонов Н.Н.//Историческое исследование проблем развития особых экономических зон // С. - 54
16. Яковлева И. Н. — Индустриализация 2.0 Казань. — 2013 год — 208 с.
Статьи в сборниках
17. Данько Я. В. Сущность внешнеэкономического комплекса РФ [Текст]
// Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. —
С. 14-17.)
18. Спартак А.Н. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения.
- 2008. - N 5. - С.3-13.
Статьи в периодических изданиях
19. Барынькина Н. П. Ковенант — инструментарий финансового инжиниринга в условиях нарастающей финансовой нестабильности // Финансы и кредит. — 2012. — № 20 (500). — С.11-15.
20. Бакаева О.Ю. Таможенный союз - Единое экономическое пространство - Евразийский экономический союз: этапы интеграции // Международное публичное и частное право. 2012. № 4.
21. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2013. - N 13. - C.14-20.
22. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 3. - С.24-39.
23. Внешнеэкономический комплекс России: состояние и перспективы. Ежегодник - М.: 2007 - 2011.
24. Войкин Д.Н. Правовое регулирование валютного контроля при совершении внешнеторговых бартерных сделок // Вестн. Саратовской гос. акад. права. - 2005. - № 3. - С. 115-118
25. Гоголева Т.Н. Методика оценки эффективности внешнеэкономической политики государства: институциональный подход / Т.Н.Гоголева, Л.А.Мажорова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 7. - С.81-86.
26. Данилина М.Ф. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 5. - С.48-57.
27. Камышевский В.И. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕВРАЗЭС//Евразийский юридический журнал М, 2010. № 20. -С.9-12.
28. Козырин А. Н. Таможенный кодекс Таможенного союза. Научно-практический комментарий к Кодексу. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2011.
29. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы //Экономические науки, 2009 г., № 5 (54)
30. Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития //Международный электронный журнал Устойчивое развитие: наука и практика, 2012 г., № 2 (9), стр.52
31. Крупорницкая И.А. Механизм управления внешней торговлей Российской Федерации// Вестник Мурманского государственного технического университета. Мурманск, 2004. Т. 1. №7. -С. 128-134.
32. Оболенский В.П. Роль внешнего фактора в экономическом развитии России: тез. докл. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2008. - N 5. - С.13-18.
33. Олейнов А. Экономика международных отношений // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 3. - С.24-31.
34. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 11. - С.18-29.
35. Рафалюк Е.Е., Крысенкова Н.Б. Проблемы сравнительного правоведения в условиях интеграции государств // Журнал российского права. 2013. № 3
36. Смирнов В. О внешнеэкономической стратегии России // Общество и экономика. - 2009. - N 11-12. - С. 125-136.
37. Трошкина Т.Н. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности//Юридическая наука и правоохранительная практика, 2007. № 1(2)
38. Чернявская Ю.А., Рубцова Л.Н. Механизм создания особых экономических зон в современных условиях. //Проблемы современной экономики, 2009 г., № 3
39. Шамрай Ю. Глобальный финансовый кризис и конкурентоспособность России во внешнеэкономической сфере // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 10. - С.52-58.
Учебники и учебные пособия
40. Арустамов Э. А. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М. : КНОРУС, 2011. - 168 с.
41. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД: учебный курс. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.
42. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник, под ред. Е.Ф.
Прокушева. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012 .- 527 с.
43. Воловик Л. А. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. — Калининград: КГУ 2012. — с.80.
44. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012 . - 445 с.
45. Мировая экономика : учеб. для бакалавров / под ред. Б. М. Смитиенко.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 590 с.
46. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. - М. : КНОРУС, 2013. - 253 с.
47. Оводенко А.А., Фетисов В.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. -Спб., 2006
48. Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России: учебник / А.П. Джабаев. - М.: Экономика, 2012.
- 479 с.- (Высшее образование).
49. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. — 4-е изд., исп. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». — 2012. — 452 с.
50. Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю. М. Ростовский, В. Ю. Гречков. — М.: Магистр. — 2011. — 591 с.
51. Управление внешнеэкономической деятельностью в России: Учебное пособие. / М.Л. Постоленко. - М.: ФОРУМ, 2012. - 480 с.
52. Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебно-методическое пособие.- М., 2012
53. Шувалова Е.Б., Шепелева П.М. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, 2-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 132 с.
Электронные ресурсы
54. Алабуга (особая экономическая зона) [Электронный ресурс]/
Википедия Свободная Энциклопедия./ URL/ https://ru.wikipedia.org/wiki(дата обращения 23.05.2016).
55. Внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс]/ Портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. /URL: www.tatstat.gks.ru/(дата обращения 07.03.2016).
56. Внешняя торговля [Электронный ресурс]/ Портал Федеральной
службы государственной статистики. /URL: www.gks.ru/(дата
обращения 14.03.2016).
57. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]/ Правительство Республики Татарстан./ URL: prav.tatarstan.ru/(дата обращения 23.04.2016)
58. Единое экономическое пространство и Таможенный союз [Электронный ресурс]/ Портал внешнеэкономической информации. /URL: www.ved.gov.ru/(дата обращения 14.03.2016).
59. Итоги внешней торговли Республики Татарстан за 2015 год
[Электронный ресурс]/ Экспортеры России. Официальный сайт . /URL: www.rusexporter.ru(дата обращения 23.04.2016).
60.Особая экономическая зона промышленно-производственного типа Елабужского района [Электронный ресурс]/ Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. Официальный сайт. /URL: www.tatmintorg.ru/(дата обращения 22.04.2016).
61. О Таможенном союзе [Электронный ресурс]/ Портал Таможенного союза. /URL: www.tsouz.ru/(дата обращения 16.02.2016).
62. Официальная информация [Электронный ресурс]/ Портал
Евразийского экономического союза. /URL: www.eaeunion.org/(дата обращения 23.05.2016).
63.ОЭЗ «Алабуга» подводит итоги года [Электронный ресурс]/Алабуга. Официальный сайт. /URL: http://alabuga.ru/(дата обращения
22.04.2016).
64. ОЭЗ Ш1Т АЛАБУГА [Электронный ресурс]/ Россия. Особые
экономические зоны./URL: www.russez.ru/(дата обращения 22.03.2016).
65. Пакет документов по присоединению России к ВТО [Электронный ресурс]/ Портал Россия и ВТО. /URL: www.wto.ru/(дата обращения 07.03.2016).
66. Республика Татарстан [Электронный ресурс]/ Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)/ URL: http://www.raexpert.ru/(дата обращения 23.05.2016).
67. Словарь терминов [Электронный ресурс]/ Таможня.ру.
Информационный портал /URL: www.tamognia.ru/ (дата обращения 22.04.2016).
68. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс]/ Портал
Татарстанской таможни. /URL: www.customs.tatarstan.ru/ (дата
обращения 16.02.2016).
69. Сущность и содержание внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]/ Дальневосточный федеральный университет путей и сообщения. Официальный сайт. /URL: edu.dvgups.ru/(дата обращения 23.02.2016).
70. Таможенный кодекс ЕАЭС (проект) [Электронный ресурс] // //
Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/(дата обращения: 24.03.2016).