Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема человека в прагматизме У.Джемса

Работа №8264

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы148 стр.
Год сдачи1991
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
901
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В В Е Д Е Н И Е 3

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В "ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ" 21
§ 1. Историко-философский контекст проблемы
человека в прагматизме У.Джемса 21
§ 2. Парадоксы "плюралистической вселенной" 37
а) Опыт 41
б) "Жизнь" 46
в) Критика "порочного интеллектуализма" 57
г) Человек и его пространство, время, движение61
§ 3. Человек и социальная среда 67

Глава 2. "ПРЕИЗБЫТОЧНОСТЬ" ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ 89
§ 1. У.Джемс - основоположник нового "учения о религии" 89
а) Религиозность науки и интеллектуализм религии 94
б) "Примиряющая гипотеза" 100
§ 2. "Второе рождение человека" 107
а) "Однажды рожденный" ("once born"), или
психический тип оптимиста (иллюзия абсолютной
индивидуальной свободы) 110
б) "Дважды рожденный" ("twice born"), или
психический тип пессимиста (избавление
от абсолютной индивидуальной свободы) 115
в) "Высшее Я" человека 137

3 А К Л Ю Ч Е Н И Е 144

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 148



Россия прошла в 20-ом веке трагический путь потери своих философских корней: 1922 год черными буквами вписан в нашу историю культуры. Подавленность живой философской мысли идеями ортодоксального марксизма, о чем писал в своих дневниках еще в 20-е годы Владимир Вернадский, невозможность создания самостоятельных философских школ и направлений, изучение западной, американской философии только в плане критики буржуазной философии, отсутствие переводов на русский язык выдающихся произведений европейских, американских авторов - все это далеко неполный перечень тех ограничений и потерь, которые формировали культурную атмосферу в нашей стране последние семьдесят лет. Конечно невозможно, и этому живой пример наше отечество, убить окончательно живую мысль, подвести под общий знаменатель, как это делал салтыков-щедринский Топтыгин (да и тот опростоволосился: "чижика съел"), живую, во многом алогичную систему - человек. Духовная сторона жизни внутреннего человека всегда ускользала и будет ускользать от всевидящего ока правителей каких бы то ни было режимов. Историко-философские исследования в нашей стране во многом оказались бегством от примитивизма в постановке философских проблем в условиях господства одной, общей для всех идеологии. Но даже в историко-философской области оставались "неудобные" темы. Дискуссии 60-х годов по проблемам "идеального" и "отчуждения", появление в конце семидесятых годов книг по проблемам средневековой патристики - это был своего рода прорыв к "запретным" темам исследования в философии после долгих лет невидимых запретов, наложенных на них. Но оставалось еще немало "закрытых" тем исследования; только в последние годы в связи с изменением политической атмосферы в стране появилась возможность прочитать своих же отечественных философов и глубокие критические работы, как, например, книга А.Лосева о В.Соловьеве, об этих же философах.

- 4 -

В том контексте жизни и культуры, который я коротко попыталась представить, прагматизм в американском варианте был "неудобной" концепцией для исследования, американский прагматизм в лице наиболее ярких своих представителей: Ч.Пирса, У.Джемса, Дж.Дьюи -с одной стороны, был удобным объектом для критики в плане его индивидуалистской трактовки опыта в противовес марксизму, но, с другой стороны, нельзя было не считаться с привлекательностью его теологических идей, связавших теологию с эмпирией. До сих пор мы не имеем переиздания книги У.Джемса "Многообразие религиозного опыта", изданной журналом "Русская Мысль" в 1910 году, так же как и других его известных работ.
Американский прагматизм нарушал сложившуюся в нашей стране за годы советской власти идеологическую версию связанности религиозного сознания с неким социальным пассивом, тогда как, в особенности это отличало прагматические идеи У.Джемса, американская философская мысль конца 19-го - начала 20-го века связывала способность человека верить с социальной активностью, нарастающей в зависимости от глубины человеческих верований (убеждений).
Свою главную задачу я вижу в том, чтобы вновь как бы заново открыть русскому читателю идеи У.Джемса в наиболее привлекательной их части: проблеме человека. Я не ставлю себе задачу исчерпывающей оценки такого глубокого, разностороннего мыслителя, каким являлся У.Джемс, но мне хотелось бы как бы проиграть собственную версию того комплекса идей Джемса, который пронизывает все его работы от самой незначительной статьи до "Плюралистической вселенной". Не будет моим открытием заявить, что объединяющей идеей работ У.Джемса является проблема человека, но все-таки остается нерешенной

- 5 -

проблема специфики антропологизма У.Джемса, проблема доказательства, что раскрытие сущности человеческой природы действительно объединяет, а но разъединяет труды Джемса, в числе которых и уникальные по своим задачам философско-психологические работы.
Какова версия человека У.Джемса, каков статус человеческой природы в "плюралистической вселенной", я и попытаюсь охарактеризовать по море своих сил и возможностей.
"Если бы Северная Америка была поглощена океанскими волнами, подобно легендарной Атлантиде, кого из мыслителей-творцов мы смогли бы предъявить, из тех кто пережил бы нас в памяти человечества? В числе четырех или пяти имен, которые легко приходят на ум, одно - это Уильям Джемс"1, - так писал в предисловии к работе "Уильям Джемс, философ и человек" Люсьен Прайс в 1957 году.
В этом характерном высказывании соотечественника У.Джемса содержится квинтэссенция сложившегося в США в философских кругах мнения о значимости психологических и философских работ этого мыслителя не только в историко-философском контексте жизни Северной Америки, но и в культурологическом контексте в целом.
"Учитель", просто "добрый малый", "философский гений Америки", "оригинальный ум", "вечный современник", "блестящий собеседник" и т.д. и т.п., можно до бесконечности перечислять множество оценок У.Джемса его соотечественниками, и надо сказать, что я к ним присоединяюсь. Но для серьезной оценки трудов философа требуется но только похвала его гению, но и проникновение в лабораторию его мысли. Возникает сложнейшая, трудно разрешимая проблема интерпретации трудов самого мыслителя автором-исследователем с неизбежным налетом субъективизма и проблема интерпретации и оценки интерпретаторов творчества того же мыслителя.
_______________
1 C.H.Compton. William James. Philosopher and Man. N.Y., 1957, p.6

- 6 -

Англо-американская литература, посвященная изучению творчества У.Джемса, обширна, что наталкивает на прутковскую мысль о том, что "нельзя объять необъятное". Литературы на русском языке, если но считать русских переводов трудов У.Джемса, сделанных до революции 1917 года, немного, дескриптивный характер этой литературы преобладает над оценочным.
Я избираю путь специальной подборки той критической литературы, которая, на мой взгляд, представляет интерес для моей версии раскрытия проблемы человека в философском творчестве У.Джемса.
"Хотя У.Джемс родился в 1842 году и прожил до 1910 года, будучи гораздо моложе Ч.Пирса, тем не менее он впоследствии занял ведущую позицию в истории прагматизма", - так пишет в своем исследовании "Источники прагматизма" Э.Дж.Айер1. Жизнь каждого человека располагается между двумя точками отсчета, обозначаемыми безликими цифрами годов рождения и смерти. Остается только гадать, какая плюралистическая вселенная встреч, потерь, радостей и невзгод скрывается в таком малом для человеческой истории промежутке времени как, предположим, шестьдесят восемь лет жизни одного известного философа. Жизнь У.Джемса была с детства насыщена общением со множеством людей, но если в детские годы это были в основном многочисленные родственники, кузины и кузены, то в зрелые годы многочисленные знакомые и корреспонденты его писем, такие несхожие в своих воззрениях, культуре и обычаях как, например, И.Тургенев, Дж.Сантаяна, Ч.Элиот, А.Бергсон, Р.Киплинг, Ч.Пирс, Т.Фларной и многие другие. Не случайно исследователи и биографы равно отмечают особый демократизм, проявляемый Джемсом в общении с разными по возрасту и положению людьми как прежде всего со своими современниками, ибо перед вечными проблемами все люди равны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале исследования мной были поставлены задачи: характеристика специфичности антропологизма У.Джемса, связь идей в его работах через раскрытие проблемы человека, статус человеческой природы в "плюралистической вселенной".
Моя версия проблемы человека, как она раскрывается в исследовательских трудах выдающегося американского мыслителя, если подвести итоги, такова:
1) антропологизм У.Джемса носит "плюралистический" ("радикально-эмпирический", демократический) характер, что обуславливает, с одной стороны, - разносторонний характер проблем, затронутых в его работах (от физиологических процессов мозга до проблем времени во вселенной и раскрытия случаев медицинской патологии), а, с другой стороны, внутреннюю связь всех его исследований, сосредоточенных на раскрытии сущности человеческой (очеловеченной) реальности;
2) человек, его природа, не просто часть "плюралистической", лишь "частично единой" вселенной, но он как бы проба вселенной на ее собственную способность к гармонизации (гуманизации), т.е. человек не Бог, но он и не "винтик" заведенного вселенского механизма, автономность человека относительна, но это относительность причастности, "смешанности" с другими частями вселенной;
3) жизнь человека самоценна, она сама определяет себе цену: существует риск принять зло в качестве блага и выстроить не только жизнь отдельной личности, но и всего человечества по "злому" образцу;
4) свобода воли человека самое диалектическое, динамичное понятие, но свобода не имеет собственной цены без оформляющего ее верования, только вера дает возможность соединения невидимой духовности человека, включая ощущение абсолютной свободы, с деятельностью человеческого тела, одухотворенного задачей достижения блага.

- 145 -

Таким образом, не принципиально для У.Джемса, существует ли абсолютная свобода воли, но очевидно, что существует свобода выбора из плюрализма возможностей выстраивания того или иного образа жизни; человек не только умирает в одиночку, на чем заострял свое внимание европейский экзистенциализм, но он и жизнь свою проживает один единственный раз; как устремившийся в прыжке через пропасть альпинист, он может либо взять препятствие, либо провалиться; в гораздо большей степени неповторимости человеческого существования уделяла и уделяет внимание религия и литература, чем наука и философия, что подметил в своих философских изысканиях У.Джемс, на чем сосредоточил свое внимание ученого-психолога и экспериментатора-философа.
"Свобода веры отвечает живому выбору... а живой выбор никогда не кажется нелепостью тому, кто его делает"1, - писал У.Джемс в "Воле к вере". Прагматизм У.Джемса, действительно, проспективен, наделен перспективой, результатом in concreto индивидуальной человеческой жизни, в этом смысле он волюнтаристичен настолько, насколько произволен (непредсказуем) в своих поступках каждый живой человек, каждый из нас.
Слабость аргументации У.Джемса в плане раскрытия сущности человеческой природы в том, в чем и его сила, а именно, на мой взгляд, это плюралистическая терпимость, какая-то всеядность восприятия и выстраивания идей его собственной концепции в соответствии или вопреки концепций множества других философов и ученых.
У.Джемсу, по-моему, свойственна та опасная для неискушенного читателя динамика, которая была характерна для Ф.Ницше, Ф.Достоевского, Н.Бердяева и др., когда нарушая привычные стереотипы
_______________
1 Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. - С.33.

- 146 -

восприятия философских идей, используя литературный, приемлимый большинством, а не меньшинством избранных, стиль, он не давал тем не менее рекомендаций своему читателю и слушателю, как жить, что выбрать или предпочесть. Сократическая сторона философии У.Джемса, по моему мнению, проявляет себя именно в этой терпимости к мнениям других при неполной четкости собственного мнения по данному вопросу. Джемса нельзя воспринять как Евангелие, но можно и нужно прислушаться к его призывам к человеку соблюдать свое собственное человеческое достоинство, дарованное ему вселенной.
Исключительно важна, на мой взгляд, идея У.Джемса о "преизбыточном" характере жизни, которая у Джемса имеет две стороны: "пластичность" мира и творческий характер человеческой духовности. Изначально У.Джемсу принадлежит трактовка "подсознательной области" психики человека как сосредоточивающей в себе не только негатив, но и позитив ("подсознательное" - это не только пагубные страсти, спрятанные от "ясного" сознания аффекты, но и причастность человека к моральным ценностям "невидимой" духовности, резерв творческой продуктивной активности человека). "Подсознательное" как резерв разных возможностей во многом объясняет динамику отношений веры, воли и свободы, основных констант человеческой природы, по Джемсу.
"Когда человек стремится к чему-нибудь, когда он что-либо творит или производит - вся его жизненная энергия основана на возможностях... Мы живем со дня на день, постоянно рискуя собой, и часто наша вера в недостоверный результат и есть то, благодаря чему результат этот осуществляется"1, - так писал У.Джемс в "Воле к вере", за что был обвиняем в волюнтаризме, антропоморфизме, субъективизме. Хотя, с моей точки зрения, нельзя делать такие характеристики, как "субъективизм в философии", моральными понятиями, по принципу
_______________
1 Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. - С.66.

- 147 -

объективизм - это "хорошо", а субъективизм - "плохо", тем не менее, эта идея порождения человеком мира у Джемса имеет гораздо более глубокий смысл, чем просто принадлежность ее к определенной философской направленности мысли.
Рассмотрение случайности как "дара", свободы человека как выбора из множества(плюрализма) возможностей (случаев, "даров"), жизни индивидуального человеческого существования как включенной в "непрерывный" поток находящейся в динамике становления реальности - создавало уникальную возможность рассмотрения человека как автономной (самостоятельной) и одновременно "смешанной" с другими сферами реальности части. Из этого следовало рассмотрение чувственной природы в ее динамическом единство с интеллектом, рассмотрение свободы человека как деятельной жизни, как акта творения собственной жизни, когда "быть", а не "иметь" сохраняет "интимные отношения" человека со вселенной ненарушенными.
Рассмотрение У.Джемсом человека как основной "рациональности", которую мы "пропустили", "просмотрели" в самом опыте переводило все философские абсолюты в статус гносеологических понятий, не имеющих отношения к онтологии без гносеологического опосредствования. Инструментализм понятий только еще более подчеркнул значимость рациональной природы человека для построения индивидуальной жизни у Джемса. На мой взгляд, У.Джемс не принизил, а возвысил значимость человеческого интеллекта, так как указал на его(интеллекта) прямую связь с жизнью конкретного человека, как если бы ответил на вопрос о практической применимости умозрения, "ненужного" излишка человеческой духовности, как может трактовать умозрительную работу мысли практичный эмпирик.
Как мне видится, философские идеи У.Джемса еще ждут своей должной оценки, особенно в плане раскрытия Джемсом парадоксов человеческой природы.




1. Баиндурашвили Г.А. Проблема религиозности человека в философии У.Джемса: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Тбилиси, 1990. - ?? с.
2. Баранова Ю.П. Прагматистская концепция истины У.Джемса: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Вильнюс: Гос. университет им.В.Кансукаса, 1986. - 22 с.
3. Бергсон А. Время и свобода воли: Пер. с франц. С.Гессена с приложением статьи: Введение в метафизику (перевод М.Грюнвальд) - М.: Изд. ж. Русская мысль, 1910. - 238 с.
4. Бергсон А. Длительность и одновременность (По поводу теории Эйнштейна): Пер. с франц. А.А.Франковского. - Пб., 1923. - 154 с.
5. Бергсон А. Материя и память // Собр. соч. в 5 т. - СПб.: Семенов, 1913. - Т.3. - 248 с.
6. Бергсон А. Творческая эволюция: Пер. с франц. М.Булгакова, переработанный Б.Бычковским / Издание второе. - СПб.: Изд. М.И.Семенова. - 331 с.
7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма: Репринтное воспроизведение. - М.: Наука, 1990. - 222 с.
8. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. - М.: Мысль, 1973. - 317 с.
9. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: МГУ, 1985. - 367 с.
10. Бутру Э. Вильям Джемс и религиозный опыт: Пер. с франц. / Под ред. Н.М.Соловьева. - М.: Творческая мысль, 1908. - 42 с.
11. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.
12. Горький М. // Полн.собр. соч. - М.: Наука, 1973. - Т.17. - 631 с.
13. Джемс У. Беседы с учителями о психологии: Пер. с англ. Л.А.Громбаха. - М.: Скирмунт, 1902. - XIV. - 186 с.

-149 -

14. Джемс У. Введение в философию: Пер. с англ. с 5 американского издания 1921 г. И.И.Лапшина. - Берлин: Обелиск, 1923. - 210 с.
15. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения: Пер. с англ. Б.Осипова и О.Румера / Под ред. Г.Г.Шпета. - М.: Космос, 1911. - 235 с.
16. Джемс У. Возможно ли сообщаться с умершими? // Из отчетов Лондонского общества для психологических исследований XXVI. - М.: Вопросы психизма и Ребус, 1911. - XXVI. - 130 с.
17. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии: Пер. с англ. С.И.Церетели. - СПб.: М.В.Пирожков, 1904. - 375 с.
18. Джемс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. В.Г. Малахиевой-Мирович и М.В.Шик / Под ред. С.В.Лурье. - М.: Русская мысль, 1910. - 518 с.
19. Джемс У. Научные основы психологии: Пер. с англ. / Под ред. Л.Е.Оболенского. - СПб., 1902. - 370 с.
20. Джемс У. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии: Пер. с англ. П.Юшкевич с приложением статьи переводчика о прагматизме / Изд. второе - СПб.: Шиповник, 1910. - 237 с.
21. Джемс У. Психология: Пер. с англ. И.И.Лапшина с приложением статьи переводчика: Философское значение психологических воззрений Джемса / Записки историко-филологического факультета Имп. С.-Петербургского университета, 439. - СПб., 1896. - 408 с., с илл.
22. Дильтей В. Описательная психология: Пер. с нем. Е.Д.Зайцевой / Под ред. Г.Г.Шпета. - М.: Русский книжник, 1924. - 118 с.
23. Достоевский Ф. Искания и размышления. - М.: Советская Россия, 1983. - 463 с.

-150 -

24. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. - М.: МГУ, 1980.- 84 с.
25. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской / Под ред. Н.Д.Виноградова. - Изд. второе. - М.: Мир, 1919. - VI. - 202 с.
26. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - 463 с.
27. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX -начала XX века. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 с.
28. Камю А. Бунтующий человек / Сер.: Мыслители XX века. - Философия. Политика Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
29. Красненкова И.П. Проблема человека в прагматизме У.Джемса // Антропологическая проблематика в западной философии / Под ред. М.А.Гарнцева. - М.: МГУ, 1991. - С.47-55.
30. Красненкова И.П. Философия веры. Сравнительный анализ идей У.Джемса и Ф.М.Достоевского // Отечественная философия: Современные проблемы и исследования (сборник) МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1991 - 158 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 45499 от 29.10.91. - С.31-60.
31. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. Критика некоторых концепций. - М.: Наука, 1979. - 198 с.
32. Кьеркегор С. Дневник обольстителя: Пер. с дат. П.Ганзена // Скандинавия. Литературная панорама. - Вып. 2. - М.: Художественная литература, 1991. - С.11-160.
33. Кьеркегор С. Несчастнейший: Пер. с дат. Ю.Балтрушайтиса. - СПб.: Б.и., 1908. - 55 с.
34. Локк Дж. // Соч. в 3-х т. - М.: Мысль / Серия: Философское наследие, 1985. - Т.1. - 622 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ