Введение 3
1. Экономическая сущность системы таргет-костинг 5
1.1. История возникновения таргет-костинга 5
1.2. Этапы внедрения системы таргет-костинг 10
1.3. Преимущества и недостатки таргет-костинга 19
2. Особенности организации системы таргет-костинг в ООО «Эко-Агент» 28
2.1. Порядок отражения в учете затрат при внедрении таргет-костинга 28
2.2. Формирование управленческой отчетности в системе таргет-костинг 38
2.3. Проблемы применения системы таргет-костинг и пути их решения 47
3. Использование данных системы таргет-костинг для управления 53
3.1. Традиционные методики учета и составления отчетности, эффективность их применения для целей анализа 53
3.2. Принятие управленческих решений на основе системы таргет-костинг 66
3.3. Поддержание эффективности системы таргет-костинг на дальнейших
этапах ее реализации 70
Заключение 76
Список использованных источников 82
Приложения
Стремление научиться управлять финансами в условиях рыночной нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции и при этом обеспечивать эффективное развитие организации, ставит перед руководством российских предприятий сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора от-ношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
Несмотря на то что существует достаточно большое количество подходов к управлению затратами, в современной экономической науке имеется ряд проблем, с которыми организация очень часто сталкивается. Отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами. В связи с этим становится совершенно очевидно, что необходим поиск решения методологических и методических задач, возникающих при формировании качественно нового механизма - стратегического управления затратами для реализации конку-рентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. Также необходимо акцентировать внимание на создании системы стратегического управления затратами, которое обеспечивает предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.
В большинстве случаев предприятия начинают бороться за сокращение затрат лишь тогда, когда продукт передан в производство, и только в этот момент приходит понимание того, что себестоимость продукта оказалась слишком высокой, чтобы стать прибыльным. Так возможно ли заранее предвидеть подобные ошибки и своевременно их избежать?
Положительный ответ на данный вопрос дали японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету, предложив несложную и результативную концепцию управления целевой себестоимостью - систему таргет-костинг.
Применение системы таргет-костинг служит одним из наиболее перспективных путей решения данной задачи. Концепция целевых затрат зарекомендовала себя только с положительной стороны: применение в сотнях известных компаний разных стран мира, авторитетное мнение ведущих специалистов в области маркетинга, производственного менеджмента и управленческого учета.
Актуальность выбранной темы ставит перед нами основную цель написания данной дипломной работы - изучить сущность и роль системы таргет-костинг в управлении затратами. В ходе написания работы ставятся к решению следующие основные задачи:
- изучить экономическую сущность системы таргет-костинг;
- представить историю возникновения таргет-костинга как инструмента управленческого учета;
- рассмотреть этапы внедрения таргет-костинга на практике;
-охарактеризовать преимущества и недостатки метода таргет-костинг;
-изучить особенности управления затратами по методу таргет-костинг;
-изучить проблемы применения таргет-костинг и пути их решения.
Объектом исследования данной бакалаврской работы выступает предприятие ООО «Эко-Агент», которое ведет деятельность в области разработки экологи-ческой документации, также занимается маркшейдерскими работами, экоаналитической лабораторией, утилизацией отходов.
Структура работы представлена введением, тремя основными главами, каждая из которых включает по три раздела, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Как известно, в современной экономической науке существует достаточно большое количество подходов к управлению затратами, однако не смотря на это имеется ряд проблем: отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами.
Именно поэтому необходимо провести поиск решения методологических и методических задач, которые возникают при формировании качественно нового механизма - стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. При этом следует обратить внимание на создании системы стратегического управления затратами, обеспечивающей предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.
Несмотря на то что элементы таргет-костинга были известны достаточно давно, как системная концепция целевого управления затратами был применен именно в Японии. Лишь в конце 1980-х годов промышленные корпорации США начали внедрять этот подход, взяв за образец японскую модель как наиболее эффективную и продвинутую. На сегодняшний день она применяется предприятиями различных отраслей промышленности на этапе проектирования изделия, планирования его себестоимости и производства.
В настоящее время наибольшее распространение таргет-костинг получил на предприятиях, работающих на международных рынках в условиях жесткой конкуренции, и прежде всего в инновационных отраслях: автомобилестроении, производстве электроники, то есть там, где японские предприятия ведут агрессивную маркетинговую политику, вытесняя конкурентов даже с их национальных рынков.
В настоящее время в Японии более 80% крупных компаний активно работают по системе таргет-костинг. В США и Европе число таких предприятий не так велико, однако и там данная система быстро находит своих единомышленников и тем самым добиваются высокого качества и рентабельности своей продукции.
Сравнение процессов планирования и управления затратами на предприятиях, работающих только со «старыми» инструментами контроллинга, и в современных японских фирмах свидетельствует, что предприятия, получающие ин-формацию от традиционных систем учета затрат, тратят больше времени и де-нежных средств на процесс создания продукции. Это объясняется тем, что механизмы обратной связи традиционных систем позволяют выяснить предполагаемые затраты производства лишь в конце процесса разработки продукции. Если затраты на производство и реализацию выходят выше рыночной цены, то исследования просто приходится начинать сначала.
Кроме сферы производства инновационных продуктов, таргет-костинг все чаще применяют предприятия, задействованные в сфере обслуживания, а также неприбыльные организации. К примеру, система таргет-костинг еще в начале 1990-х годов была успешно адаптирована в ряде американских клиник.
Исследуя динамику проникновения идеи таргет-костинг в разные отрасли и сферы людской деятельности, можно предположить, что резервы этой концепции ещё далеко не исчерпаны.
Метод таргет-костинг представляет собой целостную концепцию управления, поддерживающую стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
Система таргет-костинг основывается на очень простой идее: если для успешного бизнеса изделие нужно продавать по цене, не превышающей рыночную, то определение себестоимости будущей продукции начинается именно с установления цены на неё.
Основными принципами системы таргет-костинг являются:
- первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, а также их составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
- учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции;
- использование концепции жизненного цикла продукта.
Преимущество метода в том, что он обладает особенностями, которыми не обладает ни один другой метод ценообразования, а именно:
- позволяет стабилизировать цену на нужном уровне, что особенно важно для России, поскольку цена для российских потребителей в силу их слабой платёжеспособности является основным фактором при принятии решения для совершения покупки;
- позволяет заранее учесть модификации цены (скидки, бонусы);
- при комплексно изучении полностью учитывает интересы покупателя и производителя;
- при применении данного метода практически нет вероятности превышения цены, что позволяет избежать возвращения к этапу разработки и изменению в составляющих изделия для снижения его себестоимости.
Таким образом, метод целевых затрат позволяет осуществить комплексный оптимизационный анализ, проводимый на основе экономических и технологических показателей изучаемого объекта.
Выделим также основные недостатки, которые могут стать препятствием к реализации замыслов руководства предприятий, решивших внедрить эту концепцию у себя:
- система применима не ко всякому задуманному продукту;
- есть сложности в определении требований к продукту и анализу рынка;
- неготовность производственных возможностей отечественных предприятий. Несостоятельные организационные, информационные, методические и прочие составляющие работы отечественных предприятий.
Объектом практического исследования в работе послужили материалы ООО «Эко-Агент».
Основными видами деятельности предприятия являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Также ООО «Эко-Агент» предоставляет следующие услуги (работы):
-работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды;
-инженерные изыскания для строительства;
-геологоразведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр.
В качестве практической стороны в работе были представлены исследования, связанные с внедрением методики таргет-костинг на предприятии «Эко-Агент».
Приоритетным направлением исследования являлось непосредственное внедрение методики таргет-костинг на предприятии и анализ влияния концепции на текущую деятельность организации.
Начало внедрения мы связали с оказанием новой услуги, а именно составление экологической годовой отчетности. Для этого были проведены маркетинговые исследования, которые помогли выявить основные потребности заказчиков и изучить текущую ситуацию на рынке.
Итогом работы стало выявление новой услуги, конкурентоспособного и необходимого на рынке. Далее была установлена целевая цена, которая отличалась от плановой и была ниже. После установления целевой прибыли была рассчитана целевая себестоимость. Благодаря мониторингу экологического рынка, фактические затраты превысили целевую себестоимость лишь на 7,78%, что по мнению директора явилось незначительным отклонением.
Реализация новой услуги показала, что доход, который получила организация на 36,21% больше дохода, который могло бы получить предприятие без использования системы таргет-костинг.
Таким образом, внедрение системы таргет-костинг позволило снизить себестоимость услуг, что положительно сказалось на рентабельности продаж, тем самым позитивно повлияло на финансовое положение компании: снижение себестоимости увеличило прибыль. В свою очередь, проведенный анализ позволяет принять управленческое решение, которое состоит в то, чтобы и в дальнейшем применять методику таргет-костинг.
Исследования показали, что методика применима и может быть внедрена на практике. В связи с этим, нами был предоставлен перечень мер, которые необходимы предприятию, иными словами, рекомендации.
Во-первых, улучшение маркетинговой структуры предприятия. Методика таргет-костинг и маркетинг-параметры - прямопропорциональные и взаимодополняемые.
Во-вторых, увеличение роли контроллинга, так как контроль - основа успешного развития в любой сфере. Именно контроль, превентивный, текущий и последующий позволят гармонично работать предприятию.
В-третьих, внедрение отдела корпоративного планирования, который будет отвечать за разработку долгосрочных и среднесрочных планов по прибыли. Именно с отдела корпоративного планирования начинает свой путь таргет-костинг, собственно здесь разрабатываются планы, сроки реализации.
В-четвертых, экспериментальное внедрение методики таргет-костинг. В качестве объекта производства взять определенную ассортиментную линейку, кото-рая пользуется наибольшим спросом. На основе полученных результатов, отклонений рассмотреть методику, как основную концепцию учета затрат организации на дальнейших этапах реализации и производства.
В заключении отметим, что при внедрении любой системы или методики внутреннего учета или при ведении налогового учета или в ином случае, когда учитываемые величины отличаются от таковых полученных в бухгалтерском финансовом учете, требуется адаптация системы счетов (использование свободных счетов либо дублирование используемых, но с определенным индексом). Однако, с нашей точки зрения, система регистров для таргет-костинга может и исключать необходимость нагромождений в рабочем плане счетов. Тем не менее, этот вариант следует в дальнейшем рассмотреть как альтернативный либо сопутствующий.
Конечно, рассмотренный пример неидеальный и не до конца учитывает недостатки экономической сферы. Нестабильность рынка, инфляция, каннибализм товаров, услуг - все это негативно сказывается на предприятии. Однако в этом кроется ключ к успеху как таргет-костинга так и других методов учета. Эти недостатки помогают организациям модифицировать существующий строй, улучшить систему контроля, планирования, маркетинговой деятельности и позволяют обратить внимание на факторы, которые играют такую важную роль при применении концепции с японскими корнями - таргет-костинг.