Права граждан и их защита в контексте института гражданства ЕС
|
Введение 4
Глава 1. Сущность института гражданства Европейского Союза 9
1.1. Понятие гражданства в национальном и международном праве и
причины возникновения гражданства ЕС 9
1.2. Концепция гражданства ЕС 23
1.3. Механизм приобретения и утраты гражданства ЕС. Соотношение
компетенций Европейского Союза и государств-членов ЕС 32
Глава 2. Основные права и свободы гражданина ЕС 34
2.1. Источники права, закрепляющие основы правового положения
гражданина, и их основные права и свободы в рамках ЕС: Хартия Европейского Союза об основных правах как гарант основных прав и свобод 34
2.2. Правовые отношения субъектов гражданства ЕС 48
Глава 3. Механизм защиты прав граждан ЕС: практика Суда ЕС 53
Заключение 67
Список литературы
Глава 1. Сущность института гражданства Европейского Союза 9
1.1. Понятие гражданства в национальном и международном праве и
причины возникновения гражданства ЕС 9
1.2. Концепция гражданства ЕС 23
1.3. Механизм приобретения и утраты гражданства ЕС. Соотношение
компетенций Европейского Союза и государств-членов ЕС 32
Глава 2. Основные права и свободы гражданина ЕС 34
2.1. Источники права, закрепляющие основы правового положения
гражданина, и их основные права и свободы в рамках ЕС: Хартия Европейского Союза об основных правах как гарант основных прав и свобод 34
2.2. Правовые отношения субъектов гражданства ЕС 48
Глава 3. Механизм защиты прав граждан ЕС: практика Суда ЕС 53
Заключение 67
Список литературы
Европейский Союз является интереснейшим феноменом международной жизни. Он представляет собой результат глубоких интеграционных процессов между странами Западной, Южной и Северной Европы. На сегодняшний день в составе данного объединения 28 государств-членов. В рамках ЕС действует единое экономическое пространство, государства- участники придерживаются согласованной внешней и внутренней политики, формируется собственная правовая система.
Европейский Союз - явление достаточно современное. Он был учрежден Маастрихтским договором о Европейском Союзе 1992 г., вступившим в силу с 1 ноября 1993 г., и «знаменует собой новый этап в процессе создания все более сплоченного союза народов Европы» (ст. 1). Однако предпосылки для возникновения такого объединения государств формировались десятилетиями. Стержневой составляющей Союза явились Европейские сообщества, основанные в 1950-е годы как международные межправительственные региональные организации: Европейское
объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, переименованное Договором о Европейском Союзе в Европейское Сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). При этом будет несправедливым сводить Европейский Союз исключительно к Европейским сообществам, помимо них ЕС включает в себя скоординированную внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судебных органов.
Европейский Союз не является заменяющим государственность союзным государством, в то же время это нечто большее, чем просто международная организация сотрудничества.
Создание Европейского Союза связано со Второй Мировой войной. Идея получила начало из желания народов Европы навсегда исключить в будущем повторение таких жертв и разрушений. Изначально сотрудничали только шесть государств, преимущественно в сфере торговли и экономики (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия). На сегодняшний день Европейский Союз включает 28 государств с населением свыше 500 миллионов, и сотрудничество охватывает сферы, оказывающие непосредственное влияние на повседневную жизнь людей.
Учреждение единого гражданства Союза - решение весьма смелое даже для столь сплочённого объединения государств, каким является Европейский Союз. «Гражданство - один из важнейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах и обязанностях человека и государства»1, гражданство - это стабильная правовая связь индивида и государства. Соответственно, когда задевается вопрос о гражданстве, затрагивается и проблема государственного суверенитета. Поэтому в Договоре о Европейском Союзе гражданству Союза дается максимально корректное определение, чему посвящена Статья 8 обозначенного документа. Амстердамский договор 1997 г. вносит изменения в текст этой статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет гражданство государств- членов». Разумеется, гражданство Союза и национальное гражданство государств-участников ЕС - явления разные, не сливающиеся. Гражданство Союза субсидиарно национальному. Гражданин государства-члена автоматически становится гражданином Союза. Вопрос же о наличии или отсутствии у лица гражданства государства-участника ЕС, основания для его получения и утраты находятся исключительно в компетенции государств- членов, что утверждается в Декларации о гражданстве государства-члена.
1 Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М. «Белые альвы», 1997, стр. 99
5
Содержание гражданства есть права и обязанности человека и государства по отношению друг к другу. С юридической точки зрения данная конструкция применима и к гражданству Союза, т. к. право Европейского Союза наделяет правосубъектностью физические лица.
Договор о функционировании Европейского Союза определяет основные права граждан Союза в Статьях 20-24, а именно: свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, право избирать и быть избранным в Европейский парламент и в местные органы власти в том государстве, где граждане постоянно проживают, право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов, право на обращение с петициями в Европейский парламент или к Европейскому омбудсмену.
Однако это только важнейшие права граждан Союза. Остальные права закрепляются иными положениями учредительных актов Союза, вторичным правом ЕС, решениями Суда. Более того, Договором о функционировании Евросоюза устанавливается, что Совет по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом единогласным решением может принимать положения, обладающие целью упрочить или дополнить права граждан Союза.
Бесспорно, гражданство Евросоюза предоставляет качественно новые права гражданам государств-участников, связанные, в первую очередь, с расширением их пространственных возможностей. Немаловажно и другое: положения о гражданстве вводят непосредственную связь между Евросоюзом и его гражданами. Институт гражданства ЕС - это реализация идеи создать объединение не только государств, но и народов. Гражданство Евросоюза имеет идеологическое значение.
Безусловно, существуют и сложности при реализации данных положений, данной идеи. Нередко граждане государств-участников ЕС
оказываются недостаточно информированы о возможностях,
предоставляемых им европейским гражданством. В связи с этим Комиссия проводит различные мероприятия с целью распространить информацию о гражданстве Евросоюза .
К сожалению, имели место случаи, когда попытки осуществить свои права как граждан ЕС гражданами одной страны встречали непонимание чиновников административных органов другой страны, что вызывало возникновение отрицательных ситуаций. Комиссия внимательно контролирует, исследует и анализирует подобные проявления .
Таким образом, проблема гражданства ЕС достаточно актуальна в наши дни, потому как находится в процессе непрерывного дополнения, пересмотра и расширения прав и обязанностей граждан и самого Союза.
Целью работы является рассмотрение института гражданства Европейского Союза и возможности реализации прав и свобод граждан Союза, а также их защиты.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и концепцию гражданства Европейского Союза;
2. Определить причины возникновения гражданства ЕС;
3. Рассмотреть содержание гражданства, а именно права и обязанности гражданина ЕС;
4. Проанализировать, как защищаются права граждан в контексте института гражданства ЕС на примерах из практики Суда Европейского Союза.
Разработка проблемы гражданства ЕС имеет высокую научную значимость и актуальность. Определение места норм о гражданстве Европейского Союза в системе права ЕС представляет собой одну из важных научных задач. Гражданство Евросоюза как группа правовых норм - это институт права ЕС.
В практическом плане разработка и совершенствование механизма гражданства ЕС имеет важное прикладное значение. Речь идет о единообразном понимании определения понятия и содержания гражданства Евросоюза, основных прав, свобод и обязанностей гражданина ЕС, что способствует гарантированию защиты прав и свобод гражданина в ЕС.
Социальная значимость исследования обусловливается анализом, оценкой и определением перспективы института гражданства ЕС как уникального явления в истории интеграционных объединений в мировом масштабе. Не имея пока аналогов, данный институт отображает новое социально значимое и практически востребованное явление общественной жизни, за которым будущее.
Проблема гражданства Европейского Союза является довольно изученной в юридической науке, однако имеются определенные пробелы, которые мы стремимся устранить в данной работе. В частности, речь идет о проблеме защиты гражданства и прав граждан ЕС.
В качестве теоретических материалов для нашей работы были привлечены научные труды таких авторов, как С. А. Авакьян, А.Б. Аксенов, Ю.А. Атаниязова, А.Я. Капустин, Г. И. Курдюков, А. А. Керопян, О.А. Никитина, Е.С. Смирнова, и других, а также труды иностранных ученых. В качестве практических материалов в нашей работе использовались материалы практики Суда Европейского Союза.
Настоящая магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Европейский Союз - явление достаточно современное. Он был учрежден Маастрихтским договором о Европейском Союзе 1992 г., вступившим в силу с 1 ноября 1993 г., и «знаменует собой новый этап в процессе создания все более сплоченного союза народов Европы» (ст. 1). Однако предпосылки для возникновения такого объединения государств формировались десятилетиями. Стержневой составляющей Союза явились Европейские сообщества, основанные в 1950-е годы как международные межправительственные региональные организации: Европейское
объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, переименованное Договором о Европейском Союзе в Европейское Сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). При этом будет несправедливым сводить Европейский Союз исключительно к Европейским сообществам, помимо них ЕС включает в себя скоординированную внешнюю политику и политику безопасности, а также сотрудничество полиций и судебных органов.
Европейский Союз не является заменяющим государственность союзным государством, в то же время это нечто большее, чем просто международная организация сотрудничества.
Создание Европейского Союза связано со Второй Мировой войной. Идея получила начало из желания народов Европы навсегда исключить в будущем повторение таких жертв и разрушений. Изначально сотрудничали только шесть государств, преимущественно в сфере торговли и экономики (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия). На сегодняшний день Европейский Союз включает 28 государств с населением свыше 500 миллионов, и сотрудничество охватывает сферы, оказывающие непосредственное влияние на повседневную жизнь людей.
Учреждение единого гражданства Союза - решение весьма смелое даже для столь сплочённого объединения государств, каким является Европейский Союз. «Гражданство - один из важнейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах и обязанностях человека и государства»1, гражданство - это стабильная правовая связь индивида и государства. Соответственно, когда задевается вопрос о гражданстве, затрагивается и проблема государственного суверенитета. Поэтому в Договоре о Европейском Союзе гражданству Союза дается максимально корректное определение, чему посвящена Статья 8 обозначенного документа. Амстердамский договор 1997 г. вносит изменения в текст этой статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, а не заменяет гражданство государств- членов». Разумеется, гражданство Союза и национальное гражданство государств-участников ЕС - явления разные, не сливающиеся. Гражданство Союза субсидиарно национальному. Гражданин государства-члена автоматически становится гражданином Союза. Вопрос же о наличии или отсутствии у лица гражданства государства-участника ЕС, основания для его получения и утраты находятся исключительно в компетенции государств- членов, что утверждается в Декларации о гражданстве государства-члена.
1 Основы права Европейского Союза»/ Под ред. Кашкина С.Ю. М. «Белые альвы», 1997, стр. 99
5
Содержание гражданства есть права и обязанности человека и государства по отношению друг к другу. С юридической точки зрения данная конструкция применима и к гражданству Союза, т. к. право Европейского Союза наделяет правосубъектностью физические лица.
Договор о функционировании Европейского Союза определяет основные права граждан Союза в Статьях 20-24, а именно: свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, право избирать и быть избранным в Европейский парламент и в местные органы власти в том государстве, где граждане постоянно проживают, право пользоваться на территории третьих стран дипломатической защитой со стороны посольства или консульского представительства любого из государств-членов, право на обращение с петициями в Европейский парламент или к Европейскому омбудсмену.
Однако это только важнейшие права граждан Союза. Остальные права закрепляются иными положениями учредительных актов Союза, вторичным правом ЕС, решениями Суда. Более того, Договором о функционировании Евросоюза устанавливается, что Совет по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом единогласным решением может принимать положения, обладающие целью упрочить или дополнить права граждан Союза.
Бесспорно, гражданство Евросоюза предоставляет качественно новые права гражданам государств-участников, связанные, в первую очередь, с расширением их пространственных возможностей. Немаловажно и другое: положения о гражданстве вводят непосредственную связь между Евросоюзом и его гражданами. Институт гражданства ЕС - это реализация идеи создать объединение не только государств, но и народов. Гражданство Евросоюза имеет идеологическое значение.
Безусловно, существуют и сложности при реализации данных положений, данной идеи. Нередко граждане государств-участников ЕС
оказываются недостаточно информированы о возможностях,
предоставляемых им европейским гражданством. В связи с этим Комиссия проводит различные мероприятия с целью распространить информацию о гражданстве Евросоюза .
К сожалению, имели место случаи, когда попытки осуществить свои права как граждан ЕС гражданами одной страны встречали непонимание чиновников административных органов другой страны, что вызывало возникновение отрицательных ситуаций. Комиссия внимательно контролирует, исследует и анализирует подобные проявления .
Таким образом, проблема гражданства ЕС достаточно актуальна в наши дни, потому как находится в процессе непрерывного дополнения, пересмотра и расширения прав и обязанностей граждан и самого Союза.
Целью работы является рассмотрение института гражданства Европейского Союза и возможности реализации прав и свобод граждан Союза, а также их защиты.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и концепцию гражданства Европейского Союза;
2. Определить причины возникновения гражданства ЕС;
3. Рассмотреть содержание гражданства, а именно права и обязанности гражданина ЕС;
4. Проанализировать, как защищаются права граждан в контексте института гражданства ЕС на примерах из практики Суда Европейского Союза.
Разработка проблемы гражданства ЕС имеет высокую научную значимость и актуальность. Определение места норм о гражданстве Европейского Союза в системе права ЕС представляет собой одну из важных научных задач. Гражданство Евросоюза как группа правовых норм - это институт права ЕС.
В практическом плане разработка и совершенствование механизма гражданства ЕС имеет важное прикладное значение. Речь идет о единообразном понимании определения понятия и содержания гражданства Евросоюза, основных прав, свобод и обязанностей гражданина ЕС, что способствует гарантированию защиты прав и свобод гражданина в ЕС.
Социальная значимость исследования обусловливается анализом, оценкой и определением перспективы института гражданства ЕС как уникального явления в истории интеграционных объединений в мировом масштабе. Не имея пока аналогов, данный институт отображает новое социально значимое и практически востребованное явление общественной жизни, за которым будущее.
Проблема гражданства Европейского Союза является довольно изученной в юридической науке, однако имеются определенные пробелы, которые мы стремимся устранить в данной работе. В частности, речь идет о проблеме защиты гражданства и прав граждан ЕС.
В качестве теоретических материалов для нашей работы были привлечены научные труды таких авторов, как С. А. Авакьян, А.Б. Аксенов, Ю.А. Атаниязова, А.Я. Капустин, Г. И. Курдюков, А. А. Керопян, О.А. Никитина, Е.С. Смирнова, и других, а также труды иностранных ученых. В качестве практических материалов в нашей работе использовались материалы практики Суда Европейского Союза.
Настоящая магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Гражданство Евросоюза наделяет граждан государств-участников качественно новыми правами. Немаловажно и другое: положения о гражданстве вводят непосредственную связь между Евросоюзом и его гражданами. Институт гражданства ЕС - это воплощение идеи создать объединение не только государств, но и народов.
Безусловно, существуют и сложности при реализации данных положений, данной идеи. Нередко граждане государств-участников ЕС оказываются недостаточно информированы о возможностях,
предоставляемых им европейским гражданством. В связи с этим Комиссия проводит различные мероприятия с целью распространить информацию о гражданстве Евросоюза63.
К сожалению, имели место случаи, когда попытки осуществить свои права как граждан ЕС гражданами одной страны встречали непонимание чиновников административных органов другой страны, что вызывало возникновение отрицательных ситуаций. Комиссия внимательно
контролирует, исследует и анализирует подобные проявления.
Гражданство ЕС - явление неординарное. Собственное гражданство придает Европейскому Союзу черты государственности. Сложность проблемы и в том, что опыта введения гражданства в объединении государств, созданном на основе международных экономических организаций, не было нигде. Впервые это произошло в Европейском Союзе. Именно поэтому при рассмотрении данного явления чувствуется некоторая незавершенность. Это проявляется в отсутствии четкого перечня прав и обязанностей граждан Союза, в тех трудностях, которые возникают при реализации положений о гражданстве. Но и эта «незавершенность», с другой
стороны, дает повод говорить и о перспективах дальнейшего развития данного института в законодательстве ЕС.
Необходимо отметить, что при разработке концепции европейского гражданства создатели Маастрихтского договора руководствовались больше политическими амбициями, нежели правовыми конструкциями.
Однако, несмотря на некоторую «недоработанность» концепции гражданства, истинное значение положений Маастрихтского договора о гражданстве Европейского союза заключается сегодня не в их непосредственном содержании, а, прежде всего, в том, что они смогли обозначить перспективу на будущее. В связи с этим, тот очевидный потенциал, который заложен в едином общеевропейском гражданстве, не стоит недооценивать.
В заключение хотелось бы отметить, что уровень и система защиты прав человека в Евросоюзе, несомненно, достойны подражания. Права и свободы являются непосредственно действующими независимо от содержания национального законодательства. Огромная роль в их прямой защите принадлежит европейским судам, которые выступают подлинным гарантом прав человека на континенте.
Рассмотрев вопрос европейского гражданства и проблему защиты прав, связанных с данным институтом, можно сформулировать наши выводы и предложения по совершенствованию правового положения гражданина ЕС.
После изучения проблемы гражданства Евросоюза нами были сделаны следующие выводы.
1. Гражданство представляет собой особое правовое положение физического лица, которое характеризуется устойчивостью, единством, взаимообязанностью и комплексностью отношений между гражданином и государством, отражающее принадлежность лица к определенному государству, юридически подтвержденное каким-либо документом и обеспечивающее участие индивида в государственных делах, а также покровительство и защиту со стороны его государства. Исходя из общего определения гражданства, союзное гражданство носит условный или неполный характер по двум основным причинам. Первая из них - сохранение субсидиарного характера союзного гражданства и фактическое отсутствие у Союза компетенции определять принадлежность к собственному гражданству. Вторая - отсутствие четко закрепленного перечня обязанностей граждан Европейского союза, что противоречит общему понятию правового статуса гражданина - основной цели установления всякого гражданства.
2. Гражданство ЕС носит институциональный характер. Процедура приобретения и утраты статуса гражданина ЕС различна для граждан различных Государств-членов и определяется их национальным законодательством, а также невозможно быть гражданином ЕС, не будучи гражданином Государства-члена ЕС.
3. Гражданство ЕС наделяет своих обладателей рядом совершенно новых прав:
- правом на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов;
- правом избирать и быть избранным на выборах в Европейский Парламент;
- правом гражданина ЕС, проживающего на территории государства- члена, гражданином которого он не является, избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных с гражданами данной страны условиях;
- правом обращаться с жалобами в Европейский Парламент и к Европейскому Омбудсмену;
- правом гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в ЕС, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого из государств-членов ЕС.
Граждане Союза выступают полноправными субъектами его правовой системы, наделяются рядом дополнительных льгот и преимуществ, которых не имеют иностранцы и апатриды.
На наш взгляд, вышеперечисленные права позволяют сказать о качественно новом правовом статусе граждан ЕС и новом уровне правовой защиты.
4. Важным моментом является возможность отстаивать свои права не только на национальном уровне, но и на уровне Союза: обращаться с жалобами в Европейский Парламент и к Европейскому Омбудсмену, а также в Суд Европейского Союза. Проанализировав ряд дел Суда ЕС, хотелось бы отметить, что защита прав граждан в системе ЕС является не формальной, а действительно функционирующей, причем, в своих решениях Суд гуманен и обращен к нуждам граждан.
5. Ниже приведены некоторые возможные перспективы развития института гражданства, а также определенных им прав и свобод граждан Союза.
а. Введение института гражданства преследовало цель усилить защиту прав и свобод личности в пределах всей территории Союза. Таким образом, необходимо установить единые стандарты такой защиты. В случае попытки восстановить нарушенное право не на национальном уровне, а на уровне Союза путем обращения в Суд ЕС, возможны, в частности, такие осложнения, как столкновения компетенций Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека, отсутствие четких ориентиров в выборе системы норм права (это может быть как право Союза, так и национальное, и международное право, например, нормы Европейской конвенции по защите прав и основных свобод 1950 г.).
6. Права граждан ЕС определены достаточно полно, чего нельзя сказать об обязанностях. Возможно, в дальнейшем будут сформулированы и юридически закреплены некоторые обязанности граждан Евросоюза.
Введение европейского гражданства подчеркнуло стремление ЕС к федеративному государственному устройству, укрепило его особый статус в современном мире, создало чувство общности у людей различных государств Европы. Видимо, глубокий смысл этого процесса состоит в том, что индивиды, осознающие, что Европа - это сообщество народов, а не только государств, будут способствовать упрочению процесса интеграции в ЕС, а сам Союз добьется провозглашенной идентичности. Но помимо такого политического смысла единого гражданства этот институт успешно реализуется на практике, а именно в вопросах наделения граждан новыми правами и их защиты.
Безусловно, существуют и сложности при реализации данных положений, данной идеи. Нередко граждане государств-участников ЕС оказываются недостаточно информированы о возможностях,
предоставляемых им европейским гражданством. В связи с этим Комиссия проводит различные мероприятия с целью распространить информацию о гражданстве Евросоюза63.
К сожалению, имели место случаи, когда попытки осуществить свои права как граждан ЕС гражданами одной страны встречали непонимание чиновников административных органов другой страны, что вызывало возникновение отрицательных ситуаций. Комиссия внимательно
контролирует, исследует и анализирует подобные проявления.
Гражданство ЕС - явление неординарное. Собственное гражданство придает Европейскому Союзу черты государственности. Сложность проблемы и в том, что опыта введения гражданства в объединении государств, созданном на основе международных экономических организаций, не было нигде. Впервые это произошло в Европейском Союзе. Именно поэтому при рассмотрении данного явления чувствуется некоторая незавершенность. Это проявляется в отсутствии четкого перечня прав и обязанностей граждан Союза, в тех трудностях, которые возникают при реализации положений о гражданстве. Но и эта «незавершенность», с другой
стороны, дает повод говорить и о перспективах дальнейшего развития данного института в законодательстве ЕС.
Необходимо отметить, что при разработке концепции европейского гражданства создатели Маастрихтского договора руководствовались больше политическими амбициями, нежели правовыми конструкциями.
Однако, несмотря на некоторую «недоработанность» концепции гражданства, истинное значение положений Маастрихтского договора о гражданстве Европейского союза заключается сегодня не в их непосредственном содержании, а, прежде всего, в том, что они смогли обозначить перспективу на будущее. В связи с этим, тот очевидный потенциал, который заложен в едином общеевропейском гражданстве, не стоит недооценивать.
В заключение хотелось бы отметить, что уровень и система защиты прав человека в Евросоюзе, несомненно, достойны подражания. Права и свободы являются непосредственно действующими независимо от содержания национального законодательства. Огромная роль в их прямой защите принадлежит европейским судам, которые выступают подлинным гарантом прав человека на континенте.
Рассмотрев вопрос европейского гражданства и проблему защиты прав, связанных с данным институтом, можно сформулировать наши выводы и предложения по совершенствованию правового положения гражданина ЕС.
После изучения проблемы гражданства Евросоюза нами были сделаны следующие выводы.
1. Гражданство представляет собой особое правовое положение физического лица, которое характеризуется устойчивостью, единством, взаимообязанностью и комплексностью отношений между гражданином и государством, отражающее принадлежность лица к определенному государству, юридически подтвержденное каким-либо документом и обеспечивающее участие индивида в государственных делах, а также покровительство и защиту со стороны его государства. Исходя из общего определения гражданства, союзное гражданство носит условный или неполный характер по двум основным причинам. Первая из них - сохранение субсидиарного характера союзного гражданства и фактическое отсутствие у Союза компетенции определять принадлежность к собственному гражданству. Вторая - отсутствие четко закрепленного перечня обязанностей граждан Европейского союза, что противоречит общему понятию правового статуса гражданина - основной цели установления всякого гражданства.
2. Гражданство ЕС носит институциональный характер. Процедура приобретения и утраты статуса гражданина ЕС различна для граждан различных Государств-членов и определяется их национальным законодательством, а также невозможно быть гражданином ЕС, не будучи гражданином Государства-члена ЕС.
3. Гражданство ЕС наделяет своих обладателей рядом совершенно новых прав:
- правом на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов;
- правом избирать и быть избранным на выборах в Европейский Парламент;
- правом гражданина ЕС, проживающего на территории государства- члена, гражданином которого он не является, избирать и быть избранным в муниципальные органы на равных с гражданами данной страны условиях;
- правом обращаться с жалобами в Европейский Парламент и к Европейскому Омбудсмену;
- правом гражданина, находящегося на территории государства, не входящего в ЕС, на дипломатическую защиту со стороны представительства любого из государств-членов ЕС.
Граждане Союза выступают полноправными субъектами его правовой системы, наделяются рядом дополнительных льгот и преимуществ, которых не имеют иностранцы и апатриды.
На наш взгляд, вышеперечисленные права позволяют сказать о качественно новом правовом статусе граждан ЕС и новом уровне правовой защиты.
4. Важным моментом является возможность отстаивать свои права не только на национальном уровне, но и на уровне Союза: обращаться с жалобами в Европейский Парламент и к Европейскому Омбудсмену, а также в Суд Европейского Союза. Проанализировав ряд дел Суда ЕС, хотелось бы отметить, что защита прав граждан в системе ЕС является не формальной, а действительно функционирующей, причем, в своих решениях Суд гуманен и обращен к нуждам граждан.
5. Ниже приведены некоторые возможные перспективы развития института гражданства, а также определенных им прав и свобод граждан Союза.
а. Введение института гражданства преследовало цель усилить защиту прав и свобод личности в пределах всей территории Союза. Таким образом, необходимо установить единые стандарты такой защиты. В случае попытки восстановить нарушенное право не на национальном уровне, а на уровне Союза путем обращения в Суд ЕС, возможны, в частности, такие осложнения, как столкновения компетенций Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека, отсутствие четких ориентиров в выборе системы норм права (это может быть как право Союза, так и национальное, и международное право, например, нормы Европейской конвенции по защите прав и основных свобод 1950 г.).
6. Права граждан ЕС определены достаточно полно, чего нельзя сказать об обязанностях. Возможно, в дальнейшем будут сформулированы и юридически закреплены некоторые обязанности граждан Евросоюза.
Введение европейского гражданства подчеркнуло стремление ЕС к федеративному государственному устройству, укрепило его особый статус в современном мире, создало чувство общности у людей различных государств Европы. Видимо, глубокий смысл этого процесса состоит в том, что индивиды, осознающие, что Европа - это сообщество народов, а не только государств, будут способствовать упрочению процесса интеграции в ЕС, а сам Союз добьется провозглашенной идентичности. Но помимо такого политического смысла единого гражданства этот институт успешно реализуется на практике, а именно в вопросах наделения граждан новыми правами и их защиты.
Подобные работы
- ГАРАНТИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В СФЕРЕ ВЫСЫЛКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ИХ
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ЕС И ПРАВОВОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРАВА УБЕЖИЩА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Политика ЕС в отношении климатических беженцев
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Туристический сектор в отношениях между Россией и ЕС после 2014г.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Управления миграционными процессами на
региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие европейских государств в решении проблем миграции в ЕС
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Принципы международного права, их реализация и перспективы развития
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА СТРАН ЕС В ОБЛАСТИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ (1992-2011 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



