Введение 3
1. Сущность товарооборота торговой организации
1.1. История и понятие торговой деятельности 6
1.2. Понятие товарооборота и его структура 13
1.3. Розничный и оптовый товарооборот 17
2. Организация бухгалтерского учета и контроля
в ООО «Теплотехсервис»
2.1. Бухгалтерский учет движения товаров в торговой организации
ООО «Теплотехсервис»
2.2. Особенности налогообложения оптовой и розничной торговли в
ООО «Теплотехсервис»
2.3. Организация системы контроля в ООО «Теплотехсервис» 48
3. Анализ товарооборота ООО «Теплотехсервис»
3.1. Анализ динамики и структуры товарооборота ООО
«Теплотехсервис»
3.2. Анализ показателей формирующих товарооборот 70
3.3. Прогнозирование показателей товарооборота
ООО «Теплотехсервис»
Заключение 85
Список использованных источников 94
Приложения 99
Актуальность изучения товарооборота торговой организации не требует разъяснений, так как число торговых организаций растет, их организационно - правовые формы и увеличивающиеся масштабы деятельности требуют больше внимания со стороны экономистов. К тому же, торговая деятельность является отличным механизмом развития рыночных отношений и экономики страны в целом, поэтому проблемы торговых организаций будут актуальны еще очень долгое время.
Товарооборот является важнейшим показателем деятельности торговых организаций. Благодаря товарообороту судят о масштабах деятельности организации, в динамике можно судить об ее эффективности. На товарооборот обращают внимание инвесторы, кредитные организации и другие пользователи отчетности и заинтересованные лица.
Товарооборот - один из базисных элементов торговой организации. Наравне с расходами, определяет налогооблагаемую базу, формирует финансовый результат организации,
В последние годы российские предприятия развиваются в условиях экономического кризиса, что, несомненно, влияет на их деятельность. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики оборот розничной торговли в РФ снизился в 2015 году в сопоставимых ценах по сравнению с 2014 на 10 процентов (до 27,6 триллиона руб.). Объем розничного товарооборота не продовольственных товаров составил в 2015 году 14,1 триллион рублей (сокращение на 11,15 процентов). Объемы оптового товарооборота в 2015 году составили 50 075,8 миллиардов рублей, сокращение на 7,5 процентов.
Столь существенные изменения товарооборота торговых организаций призывают к изучению данного показателя. Необходимо выявить причины снижения объемов продаж в физическом отношении и как можно повлиять на уменьшение влияния кризисного состояния экономики. Снижение покупательной способности физических и юридических лиц вызвано рядом причин, возможно, на некоторые факторы можно повлиять.
Сектор торговли занимает существенное положение в структуре валового внутреннего продукта. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики доля торговли в 2014 году составила 18,4 процента - это наибольшая доля среди всех секторов экономики. В 2015 году доля торговли уменьшилась и составила 17,4%.
Цель данной работы - изучение учета и контроля товарооборота, анализ показателей товарооборота.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие товарооборота и его структуры;
- исследовать виды товарооборота: розничный и оптовый;
- изучить организацию бухгалтерского учета движения товаров в ООО «Теплотехсервис»;
- рассмотреть организацию контроля на предприятии;
- провести факторный анализ товарооборота организации;
- анализ показателей товарооборота ООО «Теплотехсервис»
- анализ методов управления и прогнозирования товарооборота;
- оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии;
- разработка мероприятий по совершенствованию политики учета и управления товарооборотом в ООО «Теплотехсервис»
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений, характеризующие ход проведения исследования.
Первая глава содержит теоретический обзор, раскрывающий тему бакалаврской работы.
Во второй главе бакалаврской работы рассматриваются порядок бухгалтерского, налогового учета, осуществления контроля на предприятии.
Третья глава содержит перечень мероприятий по совершенствованию предмета исследования с расчётами, подтверждающими их экономическую целесообразность.
В заключение бакалаврской работы сделаны основные выводы по результатам исследования.
Основным показателем финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Он является предметом постоянного анализа руководства торгового предприятия с целью совершенствования политики управления товарооборотом.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивается ростом роли торговых организаций в формировании рыночных отношений. Именно в условиях функционирования нормального рынка торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач торговым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка. Особенно, это актуально в условиях кризиса, когда оптимизировать работу предприятия важно не только для увеличения масштабов деятельности, но для сохранения предыдущих объемов продаж.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены исторические аспекты торговой деятельности, теоретические основы исследования товарооборота и его структуры, экономическая роль показателя, и виды товарооборота.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие розничной торговой сети.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрена организация бухгалтерского учета основных стадий движения товаров. В
бухгалтерском учете предлагается следующая измененная методика учета товаров на счете 41 «Товары»:
1) при поступлении товаров объем поступившей продукции накапливать на счете 41.1 «Товары на складах», в конце рабочего дня, после сдачи отчета кассиром-операционистом и отражением продаж в автоматизированной программе осуществлять перенос части продукции, реализованной в розницу на счет 41.2 «Товары, в розничной торговле». Рекомендуется, производить бухгалтерскую запись Дт 41.2 Кт 41.1 (на сумму товаров, реализованных в течение дня населению).
2) объем реализованной продукции оптом можно будет проследить, анализируя бухгалтерскую запись Дт 90.2 Кт 41.1.
Подобное выделение объема продукции, реализованной в розницу, позволит получить данные об объемах реализованной продукции оптом и в розницу для принятия управленческих решений, ведения налогового учета, анализа текущего состояния фирмы.
Также дана оценка программного обеспечения фирмы: рекомендуется установить единую систему «1С.Предприятие.8.3», которая содержит технические возможности для ведения бухгалтерского учета в соответствии с особенностями торговых организаций.
Особенность налоговой политики организации - это применение двух режимов налогообложения. Для оптового товарооборота ООО «Теплотехсервис» использует упрощенную систему налогообложения, для розничного объема продаж - единый налог на вмененный доход. Руководству следует тщательно рассчитать сумму своих затрат и обратить внимание на возможность смены объекта обложения, возможно, единая система налогообложения будет наиболее оптимальным вариантом.
Результаты тестирования системы бухгалтерского учета свидетельствуют о высоком профессионализме бухгалтерского отдела. Все обязательные процедуры отражения движения товаров на предприятии соблюдаются. Единственное, стоит отметить, что бухгалтерским отделом ООО «Теплотехсервис» не формируются резервы. Формирование резервов является требованием законодательства Российской Федерации. Тестирование системы внутреннего контроля в рамках управленческого показало, что управленческий учет на предприятии почти не ведется, не рассчитываются показатели для анализа деятельности предприятия. Таким показателям как ритмичность, скорость товарооборота не уделяется должного внимания.
Третья глава посвящена анализу товарооборота ООО «Теплотехсервис». Основными задачами анализа товарооборота являются: проверка степени выполнения плана товарооборота и удовлетворения спроса покупателей; изучение динамики товарооборота; изучение состава товарооборота (по видам, организационным формам продажи и товарной структуре); определение и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на отклонение фактического товарооборота от планового и на его динамику; выявление путей и возможностей увеличения товарооборота, ускорения времени обращения товаров, нормализации товарных запасов и улучшения торгового обслуживания покупателей; разработка мер по ликвидации выявленных в процессе анализа недостатков в торговле и максимальному использованию установленных внутрихозяйственных резервов.
С целью оценки эффективности политики управления товарооборотом ООО «Теплотехсервис» проведен анализ товарооборота по торговым точкам за 2014- 2015гг. и определен темп роста товарооборота в целом в 2009-2015 Данные о товарообороте построены в ряды динамики, рассчитаны абсолютные приросты по отношению к базисному показателю и цепные приросты по отношению к предыдущему году. В ходе проведенной аналитической работы были сделаны следующие выводы:
До 2013 года предприятие активно наращивало обороты, объем товарооборота имел ежегодный прирост от 5 до 54 процентов. Начиная с 2014 года можно заметить падение продаж более чем на 17%. Это связано с кризисным состоянием экономики страны и падением спроса и покупательной способности потребителей. Объем выручки сокращается за счет уменьшения количества продаваемой продукции. Прирост в 2012 году по сравнению с 2011 составил более 50%. Это связано с увеличением торговой площади организации почти в 3 раза и переездом в новый магазин. Однако, открытие новой торговой точки в начале 2014 года, не значительно повлияло на величину товарооборота. Выручка выросла на 3,8 млн.руб. Среднегодовой темп роста составил 109,73 процента, среднегодовой темп прироста 9%. Это высокий темп прироста, что положительно характеризует работу данного торгового предприятия в течение 6 лет.
Факторный анализ товарооборота ООО «Теплотехсервис», позволяет сделать следующие выводы: объем выручки в 2015 году увеличился на 23 125, 70 руб. за счет увеличения продаж в магазине, реализующем электротовары на 42,3%. Объем выручки в магазине, через который идет продажа отопительного оборудования, сократился на 1 278 833,48 руб. (4%).
Факторы количества и цены имеют разнонаправленное общее влияние. Суммарно продажи сократились за счет уменьшения количества проданной продукции на 4 435 558,88 руб. В большей степени продажи сократились в основном магазине, что привело к сокращению товарооборота на 4,9 млн.руб. В магазине, продающем электротовары, продажи в количественном выражении выросли на 439 467,16 руб.
Наибольший отрицательный эффект принесла группа «Котлы, бойлеры»: на 66% уменьшение товарооборота произошло вследствие падения количества проданных котлов и бойлеров. Стоит отметить, что по некоторым товарам количество проданной продукции возросло - это группы «Приборы учета и КИПиА», «Водоподготовка, фильтры, картриджи» и др. Во второй торговой точке существенное положительное влияние оказали группы: «Двери», «Печи газовые и дровяные», рост количества проданных дверей увеличило выручку на 255 217 руб. Печей было продано на 343 единицы больше, в стоимостном выражении 323 932 рубля больше.
Влияние изменения цены на товарооборот положительное, это нормальное явление в условиях экономики страны: цена в большинстве случаев имеет возрастающую тенденцию. В совокупности увеличение цены на товары в обоих магазинах привело к увеличению выручки от продаж на 3 975 818, 72 руб. Большую долю этого влияния относится на основной магазин, продающий котельное и отопительное оборудование (более 90%). Торговая точка, реализующая электротовары, получила дополнительную выручку от повышения цены в размере 366 925,6 руб. (9,23% от общего изменения). Наибольшее влияние на выручку, учитывая оба фактора, оказала группа «Котлы, бойлеры». Сумма выручки по данной группе сократилась на 2 624 386,14 руб. Также группа «Радиаторы, полотенцесушители» сократила объем выручки на 659 195,33 руб.
Проанализировав данные за два предшествующих года можно отметить, что пик продаж продукции приходится на летние месяцы. Но в 2015 году по сравнению с 2014 г. наращивание продаж происходит на месяц раньше. Наибольшие продажи 14,15% и 16,16% приходятся на сентябрь 2014г. и на август 2015г. соответственно. Это объясняется высоким уровнем инфляции в стране. Покупатели стараются быстрее по более низкой цене приобрести продукцию.
В основной торговой точке, реализующей отопительное оборудование и котлы, работает две смены продавцов. Доля продаж первой смены всегда превышает объем товарооборота второй смены продавцов в среднем на 7,6 процентных пункта. Это связано с более высокой квалификацией продавцов в первой смене. Возможно, руководству предприятия следует принять в штат сотрудников второй смены людей с более высокой квалификацией.
Анализ структуры товарооборота рассматривался в разрезе двух торговых точек. Структуру товарооборота магазина, реализующего котельную продукцию, составляют 32 группы товаров, включающих в себя около 3400 наименований товаров. В товарообороте выделяются несколько групп товаров, имеющих наибольший процент в общей структуре, остальные группы товаров составляют в среднем менее 4 % товарооборота: котлы и бойлеры (21,59%); полипропилен (15,93%); радиаторы и полотенцесушители (11,27%). Сравнивая структуру товарооборота 2014 и 2015 гг., можно отметить, что единственным существенным изменением является сокращение продаж котлов и бойлеров в структуре товарооборота на 25 процентных пункта.
Товарная номенклатура магазина, основной группой товаров которого является электротовары, включает 46 групп товаров и более 1500 наименований товаров. Наиболее большие доли имеют виды продукции: дымоходы (14,27%); печи газовые и дровяные (12,36%), вагонка (8,26%).
По укрупненным группам наблюдается рост показателей в динамике. Особенно существенно увеличились продажи в группах основного магазина, реализующего котельное оборудование: «Система водоотвода», «Санитарная техника» и «Прочее» темп прироста составил 64, 50 и 39 процентных пункта соответственно. В большей степени это происходит за счет увеличения цен на товары. Самый большой прирост наблюдается в группе товаров «Система отопления «Теплый пол» в торговой точке, основная групп товаров которой это электротовары, прирост в стоимостном выражении составил около 95 тыс.руб., в процентном - 715 процентных пункта. Скорее всего столь большой прирос связан с тем, что данная группа не была представлена ранее в ассортименте торговой точки.
По отчету о проданных товарах за 2015 год можно увидеть, что руководством предприятия активно используется политика предоставления скидок покупателям. Более 87% товаров, в количественном выражении продано со скидкой, в стоимостном выражении 67% товарооборота было реализовано со сниженной стоимостью. ООО «Теплотехсервис» потеряло от продаж 282 846 руб., в процентном соотношении - 0,78% к товарообороту, что является довольно маленьким процентом.
Товарооборот в ООО «Теплотехсервис» состоит из продаж населению и юридическим лицам. Анализируя выручку в разрезе покупателей, можно сказать о том, что доля розничных продаж составляет более 90%. ООО «Теплотехсервис» имеет ярко выраженное направление продаж - розничная торговля. Продажи юридическим лицам в 2015 году сократились на 9,5 процентных пункта, в стоимостном выражении на 226 083,93 руб.
Подавляющая доля поступающих денежных средств в ООО «Теплотехсервис» представлена наличными денежными средствами. Хотя номенклатура товаров образует технически сложные приборы и оборудование, покупатели предпочитают платить наличными денежными средствами. Конечно, свою роль в непопулярности оплаты пластиковыми картами играет тот факт, что свою деятельность анализируемое предприятие ведет в маленьком городе, где население редко пользуется пластиковыми картами.
Анализ продаж в зависимости от времени демонстрирует объем товарооборота предприятия в различное время суток. Анализ данных за пять дней уже позволяет отметить, что основной объем продаж осуществляется с 10 утра до 14:30, и в конце рабочего дня, начиная с 15:30 до 17:00 в обеих торговых точках.
Анализ товарных запасов, как показателя, влияющего на товарооборота говорит о том, что стоимость товарных запасов в ООО «Теплотехсервис» в 1 квартале 2016 года увеличилась. На это в большей мере повлияло снижение реализации продукции и переоценка товарно-материальных ценностей. Объем поступления товаров сократился на 32,2 процентных пункта в основном магазине и на 7,4 процентных пункта в магазине с электротоварами. Положительное влияние на величину товарооборота оказало уменьшение прочего выбытия товаров на 66 351 руб. в торговой точке, продающей котлы, и на 8 551 руб. в магазине, реализующем электротовары. Основной причиной прочего выбытия товаров по данным бухгалтерского учета являлось их списание на хозяйственные нужды или по причине потери товарного вида. Товарные запасы в разы превышают месячную выручку предприятия, что нетипично для торговых организаций. Хранение таких больших товарных запасов оправдывается слабой логистической системой, колебаниями курса валют, отсутствие особых условий хранения товаров.
Однодневный оборот имеет тенденцию к снижению: по основному магазину с 55 838,83 руб. до 42 806,74 руб. и рост в торговой точке, реализующей электротовары до 8 127,58руб. В целом общий однодневный оборот равен 50 934,31 руб. Нетипичным для торговых предприятий является тот факт, что средние запасы в разы больше месячного оборота магазина. Оборачиваемость запасов имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования ресурсов предприятия, снижается рентабельность деятельности предприятия. За 3 месяца капитализированные средства в среднем совершают 0,15 оборота. Учитывая данные по прошлым периодам, за год денежные средства совершают более 1 полного оборота. Скорость увеличивается в летние месяцы, когда объемы продаж существенно возрастают.
В 2014 году ООО «Теплотехсервис» увеличил торговую площадь, открыв еще один магазин, что привело к увеличению товарооборота на 368 387,92руб. Также увеличилась выработка на 1 кв.м. площади за 1 час работы на 60,5 процентных пункта, что в суммарном количестве увеличило товарооборот на 832 460,94руб. Сокращение количества рабочих дней негативно отразилось на объеме товарооборота уменьшив его на 184 665,05руб. Средняя продолжительность рабочего дня не изменилось, нарушение в структуре работы не наблюдались.
В ООО «Теплотехсервис» отсутствует система планирования продаж. Это объясняется тем, что объем продаж не высок и затраты на создание в штате аналитика не оправдаются полученными результатами. Однако, отказываться от планирования в целом руководству предприятия нельзя. Рекомендуется осуществлять планирование с использованием простейших моделей. Поручить выполнение данной функции можно бухгалтерскому отделу, либо выполнять самим директором предприятия.
Деятельность ООО «Теплотехсервис» можно отнести к бизнесу с ярко выраженной сезонностью, т.к. колебания составляют более 30%. Сезонный характер продаж остается стабильным в течение многих лет и не влияет на общегодовой результат. Руководством ООО «Теплотехсервис» осуществляется ряд мер по сглаживанию сезонных спадов: диверсификация, скидки и акции, программа лояльности постоянным клиентам.
Чтобы спрогнозировать продажи и закупки товара в ООО «Теплотехсервис» предлагается внедрение системы расчета коэффициентов сезонности продаж, рассчитанных на основании статистических данных прошлых лет. Реализация данного метода должна проводиться в программе Microsoft Excel.
Расчет точки нулевой прибыли ООО «Теплотехсервис» показал, что предприятию ежемесячно следует продавать продукции более чем на 914 304 руб., а в год это 10 971 390 руб., чтобы иметь прибыль.
Значение показателя финансовой прочности находится в границах 50%- 80%, что интерпретируется как показатель финансово устойчивого предприятия с минимальным риском банкротства.
Основными направлениями деятельности ООО «Теплотехсервис» являются:
- расширение клиентской базы среди населения;
- увеличение договоров с юридическими лицами. Взаимодействие с данным сектором является недостаточно освоенной областью для предприятия, есть возможность наращивать масштабы в этом направлении;
- расширение номенклатуры товаров;
- снижение последствий колебания спроса, путем увеличения доли товаров с более устойчивым спросом.
Торговое предприятие активно осуществляет свою деятельность, чему свидетельствуют показатели товарооборота. Объем выручки имел хорошую тенденцию к росту, но в условиях кризиса предприятие сбавляет обороты продаж. В целом объем товарооборота без учета цен снизился на 18 процентных пункта, это существенные потери для учредителей организации. Руководству следует тщательно изучить причины снижения выручки от продаж, выявить и ликвидировать резервы увеличения товарооборота, и самое важное, найти возможности для сглаживания последствий кризиса.
ООО «Теплотехсервис», несомненно, будет продолжать свою деятельность, так как занимает устойчивые позиции на рынке отопительного оборудования. Влияние экономического кризиса ощутимо, это отражается на показателях товарооборота, но пока нельзя говорить о полном сокращении деятельности. Руководству следует рассмотреть новые пути увеличения товарооборота ООО «Теплотехсервис».
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994г., № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998г., № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000г., № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016г, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).-Информ.-правов. система «Консультант- Плюс».
4. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011г., № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
5. О свободе торговли: Указ Президента от 29.01.1992г., №65 (ред. от
16.05.1997г.).- Информ.правов система «Консультант-Плюс».
6. О принятии и введении в действие ОКВЭД: Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 31.03.2015г.).- Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г.,№ 32н.-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г.,№ 33н.-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01: приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001г.,№ 44н.-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
10. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010г., № 66н (ред. от 06.04.2015г.).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
11. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово¬хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000г., № 94н (ред. от 08.11.2010г.).- Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
12. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ: федеральный закон от 28.12.2009г., №381-ФЗ. - Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
13. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998г., № 34н (ред. от 24.12.2010г.).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
14. Об утверждении положений по бухгалтерскому учета «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008: приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008г., № 106н (ред. от 06.04.2015г.).-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
15. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме: Приказ Федеральной Налоговой службы от 26.02.2016г., № ММВ-7-3/99@-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
16. Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме: Приказ Федеральной Налоговой службы от 04.07.2014г.,
№ ММВ-7-3/353@-Информ.-правов. система «Консультант-Плюс».
17. Об установлении дифференцированных налоговых ставок для
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения: Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 №19-ЗРТ (ред.11.06.2012) -
Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ
18. АбдулхаеваЛ.Б. Управленческий учет и анализ в организациях розничной торговли продовольственными товарами: дис. канд. наук. - Казань,2014.-194с.
19. Бухгалтерский учет в торговле: учебное пособие/ Под ред. В.П. Астахов. - М.: Феникс, 2011.-410 с.
20. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Учебное пособие/ Под ред. Ю.А. Бабаев, А.М. Петров.-М.: Вузовский учебник, 2015. - 351с.
21. .Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практическое пособие/ Под ред.
Г.А. Николаева. - М.: А-Приор,2012. - 352с.
22. Бухгалтерские термины и определения: Учебное пособие/В.Б. Ивашкевич. - Казань: Изд-во КГФЭИ,2016. - 163с.
23. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / Учебник. 2009. С.175-180.
24. Выпускная квалификационная работа бакалавра: Учебное пособие/С.И. Главчева, Л.Н. Рождественская, М.В. Леган, А.Н. Сапожникова.- М.:Изд-во НГТУ,2016. - 146с.
25. Габбасова В.В., Дробина Е.А. Анализ товарооборота в России. - Казань: Молодой ученый.2016.-937с.
26. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 96 с.
27. Ивашкевич О.В. Управленческий учет и анализ в организациях розничной торговли одеждой: дис. канд. эк. наук. - Казань,2009.-189с.
28. Малый бизнес: Учебное пособие/ Г.Н. Франовская.- Воронеж:Изд-во ВГУ, 2014. - 182с.
29. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности /Учебник. 2005. С.137-215.
30. Сорвина О.В. Стратегия и тактика управления производственными затратами предприятия / Финансы и кредит. 2012. С.10-21.
31. Тлеубаева А., Цыганкова Е., Соловьёва М. А. Технология торговли на примере Волгоградской розничной сети.- Волгоград: Молодой ученый. Спецвыпуск.2016.- 72с.
32. Управленческий учет: торговая калькуляция: Учебное пособие для студентов/Под ред. М.И, Баканов, В.А, Чернов. - М.:Юнити-Дана, 2012.-255с.
33. Шигаев А.И. Влияние изменений в ценах и затратах на уровень безубыточности предприятия /Экономический анализ: теория и практика. - 2008 - №2 - С.34-41.
34. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие/ В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова.- М.: ЮНИТИ- ДАНА,2015. - 639 с.
35. Экономика предприятий: Учебное пособие/ Л.Н. Краснова, М.Ю. Гинзбург, Р.Р. Садыкова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 374с.
36. Экономика организации (торговля): Учебник / Под ред. Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.
37. Налогообложение торговых организаций: Учебное пособие/Г.А. Горина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015.- 143с.
38. Планирование торговли: Учебное пособие/Л.В.Горшкова.- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2015. - 89с.
39. История торговли с древнейших времен [Электронный ресурс]. - URL: http: //economicportal.ru
40. Обзор статистики рынка труда в Нурлате [Электронный ресурс]. - URL: http://nurlat.trud.com(дата обращения 01.03.2016)
41. Свободная интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]: Амортизация. - Сайт энциклопедии. - Режим доступа: http://www.wikipedia.org
42. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Индекс потребительских цен на непродовольственные товары 1991- 2016гг. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим доступа: http: //www.gks.ru
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Структура ВВП РФ 2014-2015 гг. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru
44. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]:Объемы розничного и оптового оборота 2014-2015гг. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим
доступа: http://www.gks.ru
45. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Упрощенная система налогообложения. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru
46. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Единый налог на вмененный доход. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru
47. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Налог на прибыль. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: https://www.nalog.ru