Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: отечественная и зарубежная практика

Работа №82600

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1. Необходимость, значение и особенности страхования гражданской
ответственности транспортных средств 7
1.2. Правовое обеспечение страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств 19
1.3. Финансовое обеспечение страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств. 28
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 38
2.1. Анализ страхового рынка в сегменте страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств 38
2.2. Анализ деятельности страховой компании по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 46
2.3. Организация и финансовое обеспечение страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании 53
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 61
3.1. Разработка модели страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с использованием зарубежной практики 61
3.2. Оценка социально-экономической эффективности модели страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Несмотря на кризисные условия развития экономики на современном этапе ежегодно увеличивается количество автомобилей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц: по статистике на середину 2015 года, в России насчитывалось более 48 миллионов транспортных средств, что на пять процентов больше прошлогоднего показателя. Однако вместе с количеством автомобилей растет и количество дорожно-транспортных происшествий. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения отмечает, что тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России в 3-5 раз выше, чем в развитых европейских государствах.
Динамика роста числа дорожно-транспортных происшествий и причинение в результате их совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественного ущерба ставит проблему ответственности владельцев транспортных средств перед обществом в разряд важнейших задач государства.
Анализ статистических данных даёт основание утверждать, что аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. В этой связи в качестве одной из мер обеспечения безопасности в сфере дорожного движения следует рассматривать страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Институт страхования прошел длительный исторический путь развития и формирования: от примитивных форм в древних цивилизациях до полноценных структурированных страховых отношений, характерных для настоящего времени. Удовлетворяя экономические потребности населения, страхование имело и отчетливую социальную направленность. Более того, в XXI веке страхование встроено в механизм социальной защиты и поддержки населения страны. Оно выполняет важную социальную функцию, поскольку затрагивает интересы каждого человека, обеспечивая сохранение здоровья и накопление средств для поддержания уровня жизни при утрате трудоспособности, сохранение имущества граждан.
Развитие страхования в целом в значительной степени зависит от действенности законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективности проводимой государством финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, уровня доходов населения, результативности государственного надзора за страховой деятельностью.
Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления сущности и места страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в системе страхования, разработки теоретических и методологических основ совершенствования данного института и определения приоритетных направлений его развития.
В процессе исследования были изучены работы отечественных и зарубежных ученых в области страхового дела, финансовых рынков, устойчивости функционирования страховых компаний: Алексеев Л.О., Аленичев В.В., Андреева Е.В., Архипов А.П., Бакиров А.Ф., Бурцев Э.А., Гвозденко А.А., Орланюк-Малицкая Л.А., Никулина Н.Н., Скамай Л.Г., Федорова Т.А., Шинкаренко И.Э., Эриашвили Н.Д, Янова С.Ю.
Однако, как показал анализ научной литературы, в настоящий момент отсутствует научное определение страхования ответственности владельцев транспортных средств, нет однозначных классификаций страховых отношений в данной форме страхования, позволяющих выделить страхования ответственности владельцев транспортных средств в особое направление для изучения и выявления его специфических характеристик.
Предметом работы являются финансовые отношения в системе страхования ответственности владельцев транспортных средств. Объектом выступает деятельность страховых компаний на рынке страхования ответственности владельцев транспортных средств РФ.
Целью работы является изучение проблем реализации отечественной и зарубежной практики страхования ответственности владельцев транспортных средств в Российской Федерации и разработка рекомендаций по совершенствованию модели данного вида страхования.
Исходя из цели исследования в работе решаются следующие задачи:
- обозначить необходимость, значение и особенности страхования гражданской ответственности транспортных средств и изучить финансовое обеспечение страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- провести анализ страхового рынка в сегменте страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- проанализировать деятельность страховой компании по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- дать оценку организации и финансовому обеспечению страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в страховой компании;
- рассчитать социально-экономический эффект модели страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Теоретической базой исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблемам развития страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Методологическая база работы характеризуется использованием на разных стадиях исследования, различных комбинаций общенаучных и специальных методов познания, таких как: эмпирические методы (метод сравнительного анализа, измерение, наблюдение, описание, структурно-функциональный анализ, метод статистической обработки информации.
Информационной базой при подготовке работы послужила нормативно-правовая база по регулированию рынка медицинского страхования, нормативно-инструктивные материалы регулирующие деятельность страховых компаний, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, результаты мониторинга российского союза страховщиков, годовые отчеты страховых компаний.
Работа состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С каждым годом убыточность по автострахованию растет, что связано с неспособностью страховых компаний покрывать свои убытки. Многие компании признают себя банкротами и вынуждены закрыться, у многих компаний отзывают лицензию. В свете ужесточенной конкуренции на рынке автострахования все более важной становится проблема построения адекватных, статистически и математически обоснованных тарифов.
Деятельность страховщика можно описать в виде системы в которой текущий капитал возрастает за счет заработанной премии и инвестиционного дохода и убывает за счет страховых выплат и операционных расходов.
В данной работе были рассмотрены особенности и сущность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сравнительно недавней отрасли страхования.
В 2016 году есть все основания ожидать, что падение рынка автострахования продолжится. В 2015 году более 3 миллионов автовладельцев отказались от приобретения легальных полисов ОСАГО в основном в силу их недоступности по цене. Поскольку ОСАГО является обязательным видом страхования, для него не должна работать зависимость объёма продаж от цены, наблюдаемая в добровольных видах страхования. И в период до 2014 г. включительно именно так оно и было.
Плавный рост средней премии в диапазоне 5,8-12,9% в год сопровождался неуклонным возрастанием количества заключаемых договоров (4,0-6,7% в год). Первый тревожный звонок прозвенел ещё в 2014 году, когда было заключено всего на 0,9% больше договоров, чем годом ранее, несмотря на более высокую динамику автопарка в стране.
В 2015 году огромный скачок премий (+56,4%) привёл к падению продаж на 7,3%, несмотря на продолжающийся рост автопарка и все принимаемые меры по обеспечению выполнения гражданами и предприятиями требований закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев.
Очевидно, что дальнейший рост тарифов ОСАГО невозможен, невзирая ни на какие экономические параметры этого вида страхования. Потребители проголосовали ногами, и никакие дополнительные меры принуждения в данной ситуации уже не помогут. Остаётся искать пути оптимизации затрат, в первую очередь на ремонт автомобилей пострадавших, снижения уровня страхового мошенничества и сокращения судебных издержек за счёт изменения процедур урегулирования убытков и работы с претензиями страхователей.
Учитывая, что нет никаких оснований рассчитывать на рост реальных доходов населения и восстановление платёжеспособного спроса в 2016 году, количество отказников может вырасти ещё больше, тем более, что внедрение средств инструментального контроля, способных частично справиться с этой проблемой, только планируется.
Замедление темпов экономического роста оказывает негативное влияние на страховой рынок, вызывая:
- сокращение расходов клиентов на страхование;
- сокращение спроса на смежных со страховым рынком областях.
Значительный вклад в сокращение темпов роста страхового рынка также внесло сокращение в прошедшем году на 12% продаж новых автомобилей. Кроме того, как и в 2014 году, одним из важных факторов, влияющих на страховой рынок в 2015, остаются законодательные реформы.
Была проанализирована деятельность ООО «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ», рассмотрен состав ее страхового портфеля, динамика развития страхования ответственности, важные пункты, которые учитываются при заключении договора страхования ответственности. С помощью некоторых показателей был оценен риск в страховании ответственности и оценена эффективность использующегося метода оптимизации риска в данной страховой компании.
Основываясь на полученных результатах, был рассмотрен случай по заключению договора по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства. Для снижения риска использовался метод оптимизации, основанный на функции полезности и альтернативе выбора, как со стороны страхователя, так и со стороны страховщика.
Если учесть все моменты, то последующая деятельность страховой организации имеет возможность снизить риски в страховании ответственности и в дальнейшем применять такой же метод оптимизации в других отраслях страхования в своей деятельности. Сниженные риски позволят страховой организации получать большую прибыль, чем было до этого.
В качестве рекомендации ООО «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ» и другим страховым компаниям, я бы предложил пропагандировать электронные полиса ОСАГО и ДСАГО, так как будет упрощен документооборот и , соответственно, сократятся расходы на продажу страховых полисов. Так же было бы эффективно внедрить в страховании ответственности транспортных средств франшизу, на данный момент договора с франшизой заключаются по каско, но и в ОСАГО будет выгодно страховым компаниям: произойдет снижение числа заявленных страховых случаев (для мелких убытков, которые меньше франшизы), у водителей повысится аккуратность при управлении автомобилем и снизится расходы на урегулирование убытков. Не стоит забывать о оптимизации затрат, в первую очередь на ремонт автомобилей пострадавших, снижение уровня страхового мошенничества и сокращение судебных издержек. В России нет повышающего коэффициента в случае нарушения виновником Правил дорожного движения. Данная мера была бы полезной для России, это дополнительный способ через реализованный механизм института ОСАГО повысить безопасность на дорогах. Введение такого коэффициента в действующий механизм ОСАГО приблизило бы Россию к большей безопасности на дорогах.
В заключение хотелось бы сказать, что страхование ответственности действительно подвержено определенным рискам, ровно, как и другие отрасли страхования, поскольку очень сложно разработать какой-либо конкретный метод оптимизации рисков, который смог учесть все нюансы для страховой деятельности.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ]. Справочно-правовая система «Гарант».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ]. Справочно-правовая система «Гарант».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ]. Справочно-правовая система «Гарант».
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях [от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ]. Справочно-правовая
система «Гарант».
5. Закон Российской Федерации [от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»]. Справочно-правовая система «Гарант».
6. Федеральный закон [от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»]. Справочно-правовая система «Гарант».
7. Федеральный закон [от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения»] Справочно-правовая система «Гарант».
8. Федеральный закон [от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»]. Справочно-правовая система «Гарант».
9. Федеральный закон [от 21 июля 2014 г. № 223 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и отдельные законодательные акты Российской Федерации»]. Справочно-правовая система «Гарант».
10. Федеральный закон [от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»]. Справочно-правовая система «Гарант».
11. Постановление Правительства Российской Федерации [от 08 декабря 2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»]. Справочно-правовая система «Гарант».
12. Постановление Правительства Российской Федерации [от 1 октября
2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о
дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»]. Справочно-правовая система «Гарант».
13. Постановление Правительства Российской Федерации [от 14
сентября 2009 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»]. Справочно-правовая система «Гарант».
14. Постановление Правительства Российской Федерации [от 23 октября РФ 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»]. Справочно¬правовая система «Гарант».
15. Положение Банка России [от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»]. Справочно-правовая система «Гарант».
16. Положение Банка России [от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»]. Справочно-правовая система «Гарант».
17. Положение Банка России [от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»]. Справочно-правовая система «Гарант».
18. Указание Банка России [от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»]. Справочно-правовая система «Гарант».
19. Указание Банка России [от 19 сентября 2014 г. № 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками»]. Справочно-правовая система «Гарант».
Учебники, монографии:
20. Акимов, В. Российское страхование: история и современность // Банки и страхование. Ценные бумаги. - 2010. - №12. - С. 26-29.
21. Бирючев, О.И. Страхование: пути развития // Финансы. - 2011. - №11. - С. 33-39.
22. Воронина Л. А. Приоритетные направления инвестиционной деятельности российских страховых компаний [Текст] /Л. А. Воронина, В. В. Фролова //Финансы и кредит.- 2012. - №35 (515). - С. 52-58.
23. Глемба К.В., Майоров В.И., Ларин О.Н. Вопросы применения системного подхода для повышения безопасности дорожного движения // Транспорт: наука, техника, управление. - 2013. - № 11. - С. 52-55.
24. Гришин П. В., Грызенкова Ю. В., Цыганов А. А. Страхование / Под ред. А. А. Цыганова. М., Изд-во РАГС, 2010.
25. Грудцына Л.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (постатейный) / Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор. - М. : Юркомпани, 2009. - 130 с.
26. Дегтярев А.Г. Проблемы возмещения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП в рамках ОСАГО // Страховое дело. - 2009. - № 11. - С. 31-36.
27. Дедиков C.B. Обязательное страхование автогражданской ответственности. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. - 436 с.
28. Ермасов С.В. Страхование : учебник / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшее образование : Юрайт- Издат, 2009. - 613 с.
29. Жилкина М. Обязательное страхование: зарубежная практика // Страховое ревю. - 2010. - № 3. - С.35-36.
30. Коломин Е.В., Основные направления укрепления взаимодействия государства и страховой системы / Е.В. Коломин // Финансы. - 2011. - № 7. - С. 45-49.
31. Котлобовский И. Б. Государственное регулирование страхового рынка России в условиях вступления в ВТО [Текст] /И. Б. Котлобовский, А. И. Саган //Финансы.- 2012. -№12. - С.47-53.
32. Лемер Ж. Системы бонус-малус в автомобильном страховании : пер. с англ. В. К. Малиновского. - М. : Янус-К, 1998. - 267 с.
33. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико- прикладные проблемы: Монография. - М., Юрлитинформ, 2010. - 208 с.
34. Нас не догонят! [Текст] //Госстрах. - 2015. — № 176. - С.7.
35. Насырова Г. А. Институциональное развитие страхования [Текст] /Г. А. Насырова //Страховое дело. - август, 2012. - С.7-12.
36. Орланюк-Малицкая, Л.А. Страхование: учебник/ Л.А. Орланюк- Малицкая. - М.: Юрайт, 2010. - 828 с.
37. Побережная, И.Ю. Финансово-правовые аспекты
несостоятельности (банкротства) страховых организаций в России / И.Ю. Побережная, Шамраева И.Л., Шевцова Н.В. // Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 1(30). - С. 250.
38. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., СтародубцевЕ.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2013. - 280 с.
39. Сербиновский Б.Ю., ГарькушВ.Н. Страховое дело: Учеб.пособие для вузов. Сер. Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 230 с.
40. Тарасова Ю.А., Нигматуллина А.А. Потенциал развития Интернет- страхования в России. Архитектура финансов: геополитические дисбалансы и потенциал развития национальных финансовых систем: сборник материалов VI Международной научно- практической конференции 14-15 апреля 2015 года. Под науч. ред. И.А. Максимцева, А.Е. Карлика, В.Г. Шубаевой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015.
41. Тимофеева Т. В. Вопросы статистической оценки инвестиционного потенциала страховых компаний [Текст] /Т. В. Тимофеева, Е.
B. Мазанова //Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №2 (83). -
C. 45-54.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
42. Абашева Е. Страхование уходит в онлайн, Золотой рог. 04.06.14. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.zrpress.ru/business/(дата обращения 01.04.16)
43. Как обманывают страховые компании [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/finance/562949994225948 (дата
обращения 07.04.2016)
44. Новая реальность: обзор рынка страхования в России: Группа актуарных услуг КПМГ России и СНГ, июль 2014 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kpmg.com. (дата обращения 08.04.2016).
45. Проблемы с ОСАГО многие компенсировали доходом от
инвестиций [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/finance/(дата обращения 07.04.2016).
46. Прогноз развития страхового рынка в 2015 году: без оптимизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/insurance/(дата обращения 10.04.2016).
47. Рынок ОСАГО в России. Исследование «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert. ru/researches/insurance/ (дата обращения 10.04.2016).
48. Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru. (дата обращения: 12.04.2016).
49. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http:www.cbr.ru(дата обращения: 08.04.2016)
50. Российский Союз Автостраховщиков // Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autoins.ru(дата обращения: 17.03.2016 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ