ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ 7
1.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса: структурно-динамический
аспект 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса в России и
Республике Татарстан 13
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 34
2.1 Динамика развития малого бизнеса в Республике Татарстан 34
2.2 Анализ факторов развития предприятий малого бизнеса в Республике
Татарстан 42
2.3 Выявление основных проблем развития малого бизнеса в регионе 56
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 70
3.1 Основные направления повышения эффективности механизма государственной поддержки малого бизнеса 70
3.2 Формирование и развитие инфраструктурного обеспечения поддержки малого бизнеса 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сложившаяся на сегодня в России макроэкономическая, институциональная и политическая среда такова, что позволяет использовать в основном только один из многочисленных имеющихся видов ресурсов - природные, причем преимущественно - на крупных предприятиях. По мнению многих экспертов, добавленная стоимость в стране формируется почти исключительно за счет деятельности нефтяных, газовых и других добывающих компаний и затем перераспределяется в другие сектора экономики. В частности, и малый и средний бизнес занят, в конечном счете, обслуживанием спроса, порожденного в ресурсных отраслях. Другой проблемой, вытекающей из такой макроэкономической ситуации, является зависимость малого и среднего бизнеса от потоков ресурсов, перераспределяемых органами власти и, следовательно, от самих этих органов. Таким образом, несмотря на имеющиеся исключения (иногда очень яркие, например, в наукоемком производстве), в целом деятельность малого и среднего бизнеса приходится считать вторичной.
Другая особенность - это то, что специфические проблемы, характерные именно для малого и среднего бизнеса, в России все же не так остры, как трудности, связанные с неразвитостью или полным отсутствием условий для предпринимательства как такового. Например, необходимость специальной поддержки небольших предприятий в любой экономике связана с тем, что доля транзакционных издержек в общем объеме их расходов неизбежно более высока, чем у крупных. Другим примером может служить то, что в ряде стран поддержка малого бизнеса направлена на решение социальных проблем - увеличения занятости, обеспечения равных возможностей для групп меньшинств и т.д. Безусловно, все эти проблемы имеют место и в России, однако они несопоставимы с такими «пробелами», как недоразвитость всей судебной ветви власти или масштабные структурные диспропорции, следствием которых остается неопределенность отношений собственности. Недостаточная эффективность функционирования системы малого бизнеса объясняется, прежде всего:
- не разработанностью, незрелостью концептуально-программной базы, которая включает в себя цели, принципы и методы взаимодействия;
- незавершенностью организационного построения системы и недостаточностью ресурсного (в первую очередь финансового) обеспечения;
- высоким уровнем коррупции;
- противоречивостью направления и механизмов функционирования системы, неадекватных реальному состоянию внешней и внутренней среды малого бизнеса.
Сегодня на долю малого бизнеса в экономике развитых стран приходится значительная часть производства продукции и занятого населения. Доля сектора малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте развитых (ВВП) стран составляет 50-60 процентов. В России, где обеспечение занятости, повышение уровня жизни населения и рост ВВП остаются первоочередными задачами, развитие малого бизнеса имеет огромный резерв роста, что определяет актуальность исследований данного направления.
Наукой накоплен значительный опыт по таким проблемам, как малое предпринимательство и экономический рост, в разработку этих проблем внесли вклад многие ученые, начиная с основателей экономической науки - А. Смита, Д. Рикардо. Существенные наработки зарубежной экономической мысли, касающиеся различных аспектов малого бизнеса, отражены в работах таких авторов, как: Агафонов А.Ю., Анискин, Ю.П., Бойко И.П., Власов И.П., Евсеева О.А., Егорова Н.Е., Канцеров Р.А., Клейнер Г.Б., Любушин Н.П., Нагимова А.М., и другие.
Разработки в области моделирования экономического роста имеют многие лауреаты Нобелевской премии, например, С. Кузнец, П. Самуэльсон, Г. Саймон, Я. Тинберген, Д. Хикс, К. Эрроу.
Следует особо отметить исследования Й. Шумпетера и Г. Саймона. В известной работе «Теория экономического развития» И. Шумпетер впервые определяет сущность предпринимательских отношений как «универсальную сущность любой экономической формации», состоящей в осуществлении «новых комбинаций». Г. Саймон впервые включил психологические факторы в теорию принятия решений, тогда как классическая политэкономия не принимала в расчет эти важные аспекты человеческого поведения. В большинстве исследований прослеживается тенденция, направленная скорее на анализ организационно-экономических проблем малого предпринимательства как одного из субъектов экономических отношений. В отечественной науке основные аспекты избранной темы анализировались такими учеными как: В. Афанасьев, А. Агеев, А. Аузан, А. Блинов, З. Бабкина, А. Виленский, Н. Гибало, Б. Злобин, Б. Ичитовкин, Е. Катульский, И. Мацкуляк, В. Мелиховский, П. Мягков, С. Сироткина, М. Скаржинский, А. Соловьев, Л. Шаршукова, В. Чекмарев, В. Якимов и другие.
Актуальность и острота проблемы государственной поддержки малого предпринимательства, а также недостаточное освещение в отечественной и зарубежной научной литературе макро- и микроэкономических механизмов, влияющих на его развитие, определили выбор темы исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является малый бизнес в современных условиях хозяйствования.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются проблемы развития малого бизнеса и система мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение проблем развития малого бизнеса в экономике Республики Татарстан и определение основных путей их решения. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решение следующих задач:
- раскрыть теоретические основы развития предпринимательской
деятельности в современных условиях хозяйствования;
- определить основные методы государственной поддержки предпринимательской деятельности в регионе;
- раскрыть сущность предпринимательской среды, факторы и принципы ее формирования;
- провести анализ проблем развития малого бизнеса в Республике Татарстан и определить пути их решения;
- определить основные направления совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности с учетом современных условий хозяйствования.
Информационную базу составляют нормативно-правовые акты международного, федерального и регионального уровня, статистические материалы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного регулирования, прогнозирования и планирования, предпринимательства.
В ходе исследования использовались метод анализа и синтеза, дедукции и индукции, метод оценки рядов динамики (показатели динамики), ретроспективного и сравнительного анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из 90 страниц, содержит 10 таблиц, 3 рисунка, 50 источников литературы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Развитие малого бизнеса является одним из решающих условий становления здоровой рыночной экономики страны. Вопросы развития малого предпринимательства не перестают быть актуальными для России уже 20 лет. И на каждом этапе развития нашей страны малый бизнес играет свою особую роль: насыщение рынка товарами, создание конкурентной среды, обеспечение занятости, повышение уровня жизни населения, структурные сдвиги в экономике. Тем не менее, малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики России, еще не сформировался, а значит, фактически не используется и его потенциал.
Государственная поддержка малого предпринимательства в России позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране. Вместе с тем, для ускорения развития малого предпринимательства, обеспечения его устойчивости и увеличения вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации необходимо устранение имеющих место недостатков в системе государственной поддержки малого бизнеса. Для реализации политики государственной поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях и решения ключевых проблем развития малого бизнеса необходимы совершенствование механизма поддержки малого предпринимательства, повышение его эффективности, разработка методов эффективного государственного управления развитием малого бизнеса с использованием государственных и негосударственных ресурсов.
В результате решения поставленных в работе задач автором проведены анализ системы финансирования малого бизнеса, оценка специфики, преимуществ и востребованности каждого элемента этой системы, что позволило сделать вывод о том, что бюджетное финансирование не в состоянии заменить другие способы привлечения финансовых средств для субъектов малого предпринимательства не только в силу ограниченности средств бюджета, но и по причине нецелесообразности выполнения государственными структурами функций коммерческих и некоммерческих финансовых институтов, успешно ими реализуемых. Это касается и непосредственно кредитования, и использования новых финансовых инструментов и технологий, таких, как факторинг, овердрафт, взаимное финансирование, лизинг и др.
Вместе с тем, государственная финансовая поддержка малого бизнеса в форме гарантий и субсидирования части процентных ставок по кредитам банков не только облегчает финансовое положение субъектов малого предпринимательства, но и стимулирует дополнительное привлечение ресурсов в малый бизнес из внебюджетных источников.
Зарубежный опыт развития и поддержки малого и среднего бизнеса позволил критически оценить уровень государственной поддержки предпринимательства в России и выявить ряд направлений совершенствования ее механизма на основе использования опыта и практики СШЛ и стран Евросоюза.
Анализ современного состояния и тенденций развития малого предпринимательства, а также системы и механизма его государственной поддержки в Республике Татарстан привел к выводу, что условия развития малого бизнеса в Татарстане не способствуют в должной мере его росту.
Механизм поддержки предпринимательства рассмотрен в работе как совокупность способов и методов, а также правовых норм, с помощью которых реализуется процесс поддержки и развития предпринимательства. Учитывая многоаспектность проблем совершенствования механизма поддержки предпринимательства и широкий круг вопросов, связанных с отдельными элементами данного механизма, в работе преимущественно рассмотрены вопросы совершенствования механизма, затрагивающие в той или иной степени аспекты финансового обеспечения поддержки малого предпринимательства. Это обусловлено тем, что именно от эффективности освоения финансовых ресурсов в процессе реализации механизма поддержки, малого бизнеса зависит результативность мер поддержки предпринимательства.
При разработке новых подходов к совершенствованию механизма поддержки предпринимательства, особо выделены ориентиры на развитие и доступность всего спектра финансовых инструментов для малого предпринимательства и предложены в качестве элементов совершенствования механизма возможные варианты воздействия государственного сектора на развитие составляющих системы финансового обеспечения малого бизнеса: самофинансирования, финансирования через механизмы рынка капитала, кредитования, взаимного финансирования, лизинга и бюджетного финансирования.
В процессе доказательства необходимости совершенствования нормативной базы поддержки предпринимательства, как одного из элементов механизма поддержки предпринимательства, автором рассмотрены пути решения основных проблем развития малого бизнеса в России на различных уровнях власти. Сделан вывод, что если на федеральном уровне совершенствование механизма поддержки предпринимательства в основном базируется на совершенствовании нормативной базы развития и поддержки предпринимательства, то на региональном уровне совершенствование механизма поддержки представляет собой в большей степени совершенствование способов и методов, с помощью которых реализуется процесс поддержки и развития предпринимательства.
Одной из проблем развития малого бизнеса в России, которой до настоящего времени не уделено должного внимания, обозначена проблема неэффективного использования средств, направленных на развитие и поддержку малого бизнеса. Решение данной проблемы, по нашему мнению, существенно повысит эффективность механизма поддержки предпринимательства в регионе. В связи с чем, предлагаются два пути решения данной проблемы:
а) определение стратегических целей государственных органов поддержки предпринимательства и индикаторов их достижения, что повысит эффективность функционирования системы и механизма реализации государственной поддержки;
б) выделение бюджетных средств на поддержку предпринимательства на основании оценки эффективности и степени важности соответствующих мероприятий, а также в соответствии с целью развития малого бизнеса в регионе.
Реализация данных предложений позволит значительно повысить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства на управляемых ими территориях, что отразится и на реализации механизма поддержки предпринимательства в республике в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). Доступ из справ. правовой системы "Консультант Плюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
6. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы [Электронный ресурс] : постановление КМ РТ от 01.10.2014 № 709. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
7. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : доклад / Гос. совет РФ. - М., 2015. - Режим доступа:
http://media.rspp.rU/document/1/5/7/575a3eb8724c20f00ec4236cafbe60e3.pdf. - Загл. с экрана.
Монографии
8. Агафонов А.Ю. Возможные сценарии развития малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / А.Ю. Агафонов // Горный информ.-аналит. бюл. - 2014. - № 10. - С. 253-260.
9. Александрин Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты [Текст] / Ю.Н. Александрин // Регион. экономика: теория и практика. - 2012.- № 4 (235). - С. 42-51.
10. Алиев Б.Х. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации [Текст] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева // Финансы и кредит. - 2011. - № 37 (469). - С. 20-27.
11. Буров В. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства [Текст] : монография / В. Буров. - Германия : Lap Lambert academic publishing, 2010. - 325 с.
12. Клейнер Г.Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики [Текст] / Г.Б. Клейнер. - М. : Наука, 2002. - 448 с.
13. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [Текст] / под общ. ред. Е. Ясина [и др.]. - М. : Новое изд-во, 2004. - 268 с.
14. Нагимова А.М. Малое предпринимательство в Республике Татарстан: становление, развитие, перспективы [Текст] / А.М. Нагимова. - Казань : Центр инновац. технологий, 2010. - 124 с.
Статьи
15. Баско О.В. Проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам [Текст] / О.В. Баско // Деньги и кредит. - 2009. - № 5. - С. 57-58.
16. Бичева Е.Е. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: состояние и перспективы развития [Текст] / Е.Е. Бичева // Фин. вестн. - 2014. - № 1 (29). - С. 99-104.
17. Буров В.Ю. Основы предпринимательства. Москва: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА 2013. С.106.
18. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса [Текст] / И.П. Власов // Финансы и кредит. - 2009. - № 9 (345). -С. 22¬28.
19. Евсеева О.А. Формирование методики оценки эффективности государственной поддержки малых и средних предприятий [Текст] / О.А. Евсеева, А.В. Бабкин // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - Иркутск, 2014. - № 6. - С. 79-84.
20. Егорова Н.Е. Статистический анализ факторов развития малого бизнеса (на примере Китая) [Текст] / Н.Е. Егорова // Прикладная эконометрика. - 2009. - № 3 (15). - С. 3-16.
21. Заболоцкая В.В Источники формирования финансовых ресурсов малых предприятий [Текст] / В.В. Заболоцкая, М.Е. Листопад // Вестн. Алтайск. акад. экономики и права. - Барнаул, 2014. - № 2 (34). - С. 73-77.
22. Иманшапиева М.М. Индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики [Текст] / М.М. Иманшапиева // Финансы и кредит. - 2013. - № 24 (552). - С. 37-44.
23. Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала малых предприятий [Текст] / Р.А. Канцеров, К.Т. Гедиев // Дайджест-финансы. - 2012. - № 5 (209). - С. 36-41.
24. Карташова Е.И. Налоговые льготы для субъектов малого и среднего бизнеса [Текст] / Е.И. Карташова // Бух. учет в изд-ве и полиграфии. - 2012. - № 4 (160). - С. 26-30.
25. Климова, Н.В. Малый бизнес в России: государственная поддержка или разорение? [Текст] / Н.В. Климова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 31 (220). - С. 49-56.
26. Калинин А.В. Анализ развития и состояния малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право.2011. № 4.с.3.
27. Любушин Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях [Текст] / Н.П. Любушин, Е.С. Ионова // Экон. анализ: теория и практика. - 2012.- № 32 (335). - С. 2-14.
28. Магомедова С.А. Зарубежный опыт кредитования малого и среднего бизнеса [Текст] / С.А. Магомедова // Экономика. Бизнес. Банки. - 2014. - Т. 3. - С. 88¬97.
29. Морозко, Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений / Н.И. Морозко // Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 169-173.
30. Пелих, А.С. Организация предпринимательской деятельности. - М.: МарТ, 2011. - С. 281.
31. Старова О.В. Предпринимательство и бизнес: сходство и различие // Журнал: Экономика и Управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. №2. С. 10.
32. Санникова И.Н., Оценка особенностей развития региональной политики по поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал «Науковедение» 2015. №1. С. 5.
33. Сафиуллина , Р. Т. Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан // Молодой ученый. — 2015.
— №12.1. — С. 71-72.
34. Тумилевич, Е.Н. Факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2012.
35. Чернобродова, Л.А. Малое инновационное предпринимательство как фактор социально-экономического развития региона // ЭПОС. 2012..С. 53-59
Учебники и учебные пособия
36. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом [Текст] : учеб. пособие / Ю.П. Анискин. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 160 с.
37. Бойко И.П. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы [Текст] : учеб. пособие / И.П. Бойко, М. Мессенгиссер. - М. : Наука, 2005. - 240 с.
38. Гербер М.Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху: возвращение к мифу предпринимательства [Текст] : пер. с англ. / М.Э. Гербер. - М. : Олимп- Бизнес, 2012. - 224 с.
39. Иванов С. А. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности. М: Тов-во Уткин Н. И., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России 2014. С. 117.
40. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб., 2012. - С. 13-14; Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. В. Д. Камаева. - М., 2013. - С. 6.
Электронные ресурсы
41. Навигатор российского МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/strategy/bsup/navsme. - Загл. с экрана.
42. http://fpprt.ru/- Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан
43. http://aspredrt.ru/- Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса
44. http://mert.tatarstan.ru/- Министерство экономики РТ
45. https://www.nalog.ru/rn16/- Сайт Федеральной налоговой службы
46. http://tida.tatarstan.ru/- Сайт комитета по развитию малого и среднего предпринимательства республики Татарстан
47. https://www.mspbank.ru/- Сайт Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства
48. http://smb.gov.ru/- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
49. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ. - URL:http://tatstat.gks.ru
50. Князев, И.О. Роль малого бизнеса в экономике России / И. О. Князев. -URL:http://www.ieay.ru/nauch/sc_article/2007/01/ Knayzev.shtml