Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культ Деметры в Древней Греции

Работа №82517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Происхождение и распространение культа Деметры в Древней
Греции 10
1.1. Имена и эпитеты богини Деметры 10
1.2. Распространение культа Деметры 15
1.3. Формирование образа Богини Деметры 25
Глава 2. Культ богини Деметры в Древней Греции 32
2.1. Обрядовая сторона культа богини Деметры 32
2.2. Храмы, жертвенники и жертвоприношения в честь богини
Деметры 40
2.3. Общественно-политическое и культурное значение культа богини
Деметры 47
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 56
Приложение 60

Деметра - это богиня плодородия, покровительница земледелия. Она являлась одной из наиболее почитаемых божеств древнегреческой мифологии и олимпийского пантеона.
Согласно мифам, Деметра была дочерью Реи и Кроноса, сестрой, а так же супругой Зевса и матерью Персефоны, которую Аид похитил в свое подземное царство.
Происхождение Деметры принято относить к древнему и хтоническому . Почитание богини плодородия было значимым в Древней Греции, так как в то время одним из основных видов деятельности являлось земледелие.
Актуальность исследования культа богини Деметры в Древней Греции рассматривается в научно-историческом и социально- политическом аспектах.
Во-первых, тема развития и распространения, а так же сам куль Деметры в Древней Греции разработана недостаточно.
Во-вторых - при изучении культа Деметры есть возможность определить архетип стандартного женского поведения в Древней Греции, что безусловно через много веков имело влияние на женское поведение и женский образ в современности.
В-третьих, религиозность древних греков, значение религии в их жизни до недавнего времени недооценивались в отечественной науке. Вместе с тем, роль религии в развитии древнегреческой цивилизации была весьма существенной. Выступая важнейшим элементом полисной идеологии, религия была теснейшим образом связана с политикой и государственностью, неразрывно переплеталась со всеми сферами общественной и повседневной жизни и имела фундаментальное значение в жизни древнегреческого общества в качестве своего рода духовного стержня, скрепляющего его изнутри.
Научная новизна дипломной работы определяется недостаточной изученностью существования культа Деметры в Древней Греции.
Объект исследования: религия Древней Греции.
Предмет исследования: культ Деметры в Древней Греции.
Цель дипломной работы: на основе имеющихся источников и литературы создать целостную картину развития культа богини Деметры в Древней Греции. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать имена и эпитеты богини Деметры
2. Охарактеризовать формирование образа древнегреческой богини
3. Описать обрядовую сторону культа и храмы Деметры в Древней Греции
^Проанализировать общественно политическое и культурное значение культа богини
5. Представить распространение и сущность культа богини Деметры в Древней Греции
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с VI в. до н.э. до III в. до н.э. Нижняя граница связана со временем появления и распространения культа Деметры в Древней Греции. Верхняя граница связана с угасанием культа Деметры.
Обзор источников и литературы. Несмотря на то, что культ богини Деметры на протяжении нескольких тысячелетий был широко распространен и почитаем древними Греками, так как основу экономики составляло земледелие, полное исследование данной темы в отечественной и зарубежной историографии отсутствует.
Тем не менее, упоминание о богине Деметре и ее характеристика присутствуют в некоторых античных источниках, сохранившихся до наших дней, а так же издан ряд современных специальных работ, в которых рассматриваются некоторые стороны культа древнегреческой богини. Поэтому мы разделили источники и литературу на несколько групп.
В первую группу источников вошли работы древнегреческих авторов, которые упоминали о богине Деметре.
В этой группе, в первую очередь, стоит отметить сочинения одного из самых известных древнегреческий писателей - Гомера. Деметре посвящены V и XIII гимны Гомера, в них описывается миф о похищении дочери Деметры Аиодом и о помощи Зевса Деметре. Так же в гомеровской «Одиссее» есть небольшое упоминание о богине Деметре. Эти сочинения историки приводят как аргумент в пользу начала распространения культа Деметры уже во времена Гомера.
Так же о Деметре писал один из наиболее ярких представителей александрийской поэзии Каллимах в VI гимн. Всего в сочинении Каллимаха насчитывается 6 гимнов, и именно самый последний посвящен Деметре. Каллимах на 138 строках описал празднества в честь богини Деметры и наказание Эрисихтона.
Древнегреческий «отец комедии» Аристофан, в произведении «Женщины на празднике Фесмофорий» описывает комедийную ситуацию, произошедшую с женщинами во время праздника, посвященного богине Деметре. В этом произведении описывается праздник и общее настроение древних греков, а так же уважение и почитание покровительницы земледелия.
Во вторую группу источников вошли работы, посвященные дочери Деметры - Персефоны, в которых есть упоминание о Деметре. К таким источникам относятся орфические гимны. В X и XI орфическом гимне есть упоминание о Деметре, так как эти гимны посвящены дочери Деметре - Коре - Персефоне. В этих гимнах так же рассказывается миф о похищении
Персефоны и переживаниях Деметры.
Так же к этой группе источников можно отнести работу позднеантичного поэта из Александрии Клавдиана, он в своем сочинении «Эпос» так же описывал миф о Персефоне и упоминал о Деметре.
Вся литература, из-за многообразия тем в представлении разных сторон культа богини, была разделена на общую и частную.
К частной литературе можно отнести работы известного современного археолога, специалиста по греческим мистериям, в том числе и по Элевсинским Михаэля Космопаулоса. В своей работе «Greek mysteries: The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults» он рассмотрел греческие мистерии, а так же представил свое видение на таинство ритуалов по результатам археологических экспедиций в Элевсине, Микенах и Древнем Коринфе.
Так же стоит отметить работу немецкого эллиниста, специалиста по греческой религии Вальтера Буркерта. Мы рассмотрели его монографию « Greek religion», где он представил древнегреческую религию архаического и классического периода, а так же распространение культа Деметры в Древней Греции в эти периоды.
Работы шведского филолога, специалиста по греческой мифологии Мартина Нильсона «Greek Piety» и «Cults, Myths, Oracles and Politics in Ancient Greece» посвящены древнегреческим богам, в которых содержатся разные варианты мифов о богини Деметре, а так же ее дочери.
Так же стоит отметить работу швейцарского филолога - эллиниста и профессора Лозаннского университета Андре Боннара «Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона». И работу немецкого историка античности Юлиуса Белоха «Греческая история», где содержится информация о религии древних греков и их отношения к ней.
Из отечественных антиковедов стоит выделить исследования советского ученого, д.и.н., ведущего научного сотрудника Института Археологии НАН Украины - А.С. Русяевой, в своей работе «Земледельческие культы Оливии догетского времени» она рассмотрела распространение культа Деметры, завезенного ионийцами в Причерноморье.
Первоначальные изображения богини Деметры в Родосском стиле на начальном этапе распространения в Северном Причерноморье и последующие типы, пришедшие из Афин представила д.и.н., известный советский специалист в области античного искусства и культуры М.М. Кобылина в своей работе «Античная скульптура Северного Причерноморья» .
При изучении культа Деметры особое внимание уделялось археологическим находкам, а именно остаткам святилищ, храмам богини.
Подробный анализ современных археологических находок, связанных с культом богини Деметры в Боспорском царстве представлен в работе украинского историка А.В. Вахрамеевой «Культ Деметры в Боспорском царстве (по материалам археологических источников)» .
Так при нашем исследовании были проанализированы работы российского и советского филолога - классика, палеографа и эпиграфиста- эллиниста Н.И. Новосадского, а именно его работе «Элевсинские мистерии», где описываются церемония и ритуал празднований в честь Деметры, а атак же были использованы «Орфические гимны», в его переводе с древнегреческого.
Вопрос о влиянии на культ Деметры верований местного населения и варварских племен во время переселения древних греков рассмотрел известный русский историк, специалист по античному Причерноморью М.И. Ростовцев в научной монографии «Скифия и Боспор».
К общей литературе относится работа советского археолога и историк античности В.Д. Блаватский в научной статье «Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н.э. - III в. н.э.)».
Адекватное восприятие варварскими племенами греческой культуры в период распространения культа Деметры ставил под сомнение историк А.Е. Пуздровский в научной статье «К вопросу о культе женского божества у поздних скифов Крыма».
Российский ученый, д.и.н. А.А. Масленников и д.и.н., заведующий кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ С.Ю. Сапрыкин изучали вопрос иранского и малоазийского влияния в совместной работе «Люди и их боги: религиозное мировоззрение в Понтийском царстве».
Таким образом, стоит отметить, что в некоторые работах авторы придерживались разных взглядов на дискуссионные вопросы по поводу распространения, сущности и формы культа Деметры в Древней Греции.
Данное мнение было высказано казанским историком Н.В. Фирсовой в научной статье «Культ Деметры в Северном Причерноморье: историография и проблематика», где сказано о том, что в отечественной историографии нет единства относительно распространения и сущности культа Деметры.
Теоретическая и практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории в средней школе в 5 и 10 классах, в частности, в ходе педагогических практик и при разработке элективных курсов.
Апробация работы. Всероссийская научная студенческая конференция, г.Чебоксары, 15.04.2016 г., с публикацией работы.
Структура работы обосновывает логику проведенного исследования. Введение включает актуальность исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования.
Основная часть состоит из 2 глав, которые подразделены на параграфы. В заключение подводятся основные итоги по проделанной работе.
В конце исследования приведен список использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что культ Деметры являлся для греков проявлением не только религиозным, но и историческим, так как он связывал их памятью с предками. Богиня Деметра была богиней земли, поэтому она выражала как живое, так и мертвое.
Так же, Деметре покланялись главным образом для получения хорошего урожая, а так как земледелие было одним из основных видов деятельности.
Происхождение и распространение культа Деметры произошло во времена глубокой древности. Культ Деметры является греческим творением, несмотря на влияние Древнего Востока на культуру Греции в почитании хтонических божеств. Как известно, греки первоначально ставили на пьедестал космогонических богов, которые создали Землю и живой мир. По истечении времени, греки начинают вести оседлый образ жизни, развивают ремесла и общественные отношения.
В начале VI в. до н.э. основным видом деятельности греческих народов становится земледелие, а место богини Земли и матери - Г еи, занимает богиня плодородия Деметра. Примечательно, что Деметра усваивает от Геи такие черты как обитель мертвых и мудрости.
Позже, культ Деметры начинает распространяться по всему Причерноморью и Средиземноморью в связи с началом Великой греческой колонизации. Объяснение широкого распространения культа связано с главное причиной колонизации - нехватки пахотных земель.
Культ Деметры почитался на разных греческих землях, особенно стоит выделить Сицилию, Боспор и Причерноморье. Однако, нельзя забывать, что самым главным центром оставался Элевсин.
В особенности почитания Деметры, а именно в сам ритуал проведения элевсинских мистерий, были посвящены самые избранные люди. Существовало множество храмов и святых мест, посвященных богине, в которых служили жрецы. Однако, археологические раскопки указывают и на наличие святилищ Деметры и в домах. Это подтверждает теорию о том, что почитание Деметры проводилось не только в больших центрах, но и в селах, превращаясь в настоящие празднества, где каждый человек верил и просил Деметру о хорошем урожае, бессмертии души и новой жизни. Нужно отметить, что именно земледельцы почитали Деметру больше остальных.
Имена и эпитеты древнегреческой богини Деметры имеют множество наименований. В целом, происхождение Деметры принято относить к древнему и хтоническому. На это указывает интерпретация ее имени. С древнегреческого языка имя Деметра переводится как «земля - мать». Помимо этого названия, нам известны и другие культовые названия и эпитеты богини плодородия.
Как правило образование новых эпитетов и имен следует связано с следующими факторами.
Во-первых, это множество мифов, где Деметра оказывается в разных ролях и событиях. Например, в Гомеровской «Одиссее» есть миф о божествах земледелия Иасионе и Деметре. Здесь Деметра сохраняет свое имя. Однако уже во фригийском мифе она получила имя Эриния, «мстительница». По мифу, где Деметра потеряла свою дочь и плакала она получила следующий эпитет - Ахея или Ахена, что означает как скорбящая.
Во-вторых, это производные названия от перевода ее вида деятельности, например Хлоя - «зелень», «посев», Сито - «мука», «хлеб», «хлебодарная», Фесмофора - «устроительница», «законодательница. Капфора - «дарительница плодов».
В-третьих, эпитеты связаны с последующей историей и новые наименования богини плодородия и земледелия пошли уже от новых народов. Например, в позднеантичное время имя Деметры смешивают с культом Исиды (египетский идеал материнства и женственности) и Кибелы (богиня, имеющая фригийские корни). Так же отметим, что древние римляне называли ее Церера, богиня плодородной нивы, а древние индоевропейцы называли Деметру - «Prthivi-Matar», что переводится как «Мать-Земля». Славянские народы позже назовут эту богиню - «Мать - Сыра Земля».
Через распространение культа богини и изменение ее имен, можно увидеть как менялся образ богини Деметры на протяжении трех тысяч лет. Основным источником для изображения богини плодородия являлись сцены из мифов. Самый многочисленный образ Деметры связан с тремя сценариями: Деметры как богини, Деметры как матери Персефоны, Деметры как женщины.
Изображение Деметры можно встретить как на Больших статуэтках в храмах, так и на ритуальных сосудах Элевсинских мистерий.
Изображение самой Деметры в каждой из отдельных ее ролей так же видоизменялось. Самым главным атрибутом, во всех изображениях богини, являются плоды урожая. Изобилие урожаев и большие масштабы, а так же красочность элементов указывает на веру в богиню и ее сильное влияние в жизни греков-земледельцев.
Особенно образ богини Деметры подчеркивался во время празднеств и мистерий в честь нее. Самый главный из обрядов в честь Деметры - Элевсинские мистерии, но так же ее прославляли на праздниках Фесморфий.
Элевсинские мистерии являлись символом горя Деметры и ее поисков дочери. Мистерии делились на Малые и Великие. Малые мистерии проходили весной, а Великие осенью. Великие мистерии длились ровно девять дней, в каждый из которых происходили соответствующие ритуалы и обряды.
Самыми главными организаторами элевсинских мистерий являлись жрецы, жрицы и иеорофанты, так же существовали посвященные в тайны элевсинских мистерий, которые за разглашение тайны могли попрощаться с жизнью. Все остальные, пассивные участники мистерий - непосвященные, могли быть как женщинами, так и рабами, при наличии знаний греческих языков и глубокого почитания богини Деметры.
Жертвоприношения богине Деметре были как бескровные, так и кровавые. Самыми многочисленными из бескровных жертвоприношений были плоды урожаев, веточки с злаковыми культурами и цветы. Из кровавых жертв Деметре преподносили чаще свинью, но бывало что и быка во время Элевсинских мистерий. Сам обряд преподношения кровавой жертвы похож на сценарий обычного греческого кровавого жертвоприношения, единственное здесь большую роль играли жрецы и посвященные.
Деметру почитали и строили ей величественные храмы. Храмы Деметры, несмотря на традиционный вид и образец греческой архитектуры, как правило содержали в себе необычные элементы несвойственные тому времени. Самый главный храм Деметры был построен в 530 г до н.э. в Элевсине. Другие храмы и культовые сооружения, посвященные Деметре были найдены на острове Накос и Сицилии, в Олимпии, в Пергаме, Мегарах а так же в Северном Причерноморье, то есть география поклонения культу Деметры была обширной, а масштабы большие.



1. Аристофан. К 2400-летию со дня рождения Аристофана. Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1956. - 197 с.
2. Гесиод. Теогония./ Пер. с греч. В.В. Вересаева / Гесиод//Эллинские поэты. - M., 1963. - 280 с.
3. Гомер. Одиссея. М.: Правда, 1984. - 355с.
4. Гомер. Гомеровы гимны / Пер. с греч. В. Вересаева. - М.: Недра, 1926. - 96 с.
5. Клавдий Клавдиан. Полное собрание латинских сочинений / Пер., вступ. ст.,
коммент. и указ. Р. Л. Шмаракова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. - 838 с.
6. Каллимах. Гимны Каллимаха Киринейского. / Пер. с греч. и примеч. И. Мартынова. Кн. 2. СПб, 1823. - 273 с.// Завьялова В. П. Каллимах и его гимны. (с приложением перевода гимнов И.И. Мартынова). М.: Греко¬латинский кабинет, 2009. - 545 с.
7. Страбон География / пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского / Под ред. О. О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко. - М.: Ладомир, 1994. - 126 с.
8. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Наука, 1966. - 226 с.
2. Литература
2.1. Литература отечественных авторов
9. Деревицкий А. Н. Гомерические гимны. Анализ памятника в связи с историей его изучения. Харьков, 1889. - 176 с.
10. Богатова, О.В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности: К проблеме религиозного синкретизма в античности: Автореф. дис. канд. ист. наук / О.В.Богатова. СПб.: СПбГУ, 1998. - С.17 - 18.
11. Блаватский В.Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н.э. - III в. н.э.) // СА. 1964. - № 4. - С. 29 - 33.
12. Бузукашвили И. «Отец трагедии» Эсхил / Илья Бузукашвили // Человек без границ. - М. - 2007. - № 2. - С. 22-25
13. Егорова Т.В. К вопросу о датирование культового комплекса на Майской горе / Т.В. Егорова, Т.А. Ильина, Т.М. Кутинова // Древности Боспора . - 2008. - № 12.- С. 263.
14. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. — Киев: СИНТО, 1993. - 265с.
15. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. — Томск: «Водолей», 1996. - 159 с.
16. Зубарь В.Н. На берегах Боспора Киммерийского / В.Н. Зубарь , А.С. Русяева . - К.: ИД « Стилос », 2004. - 239 с.
17. Русяева А.С. Земледельческие культы Оливии догетского времени. Киев, 1979. - 237с.
18. Кобылина М.М. Античная скульптура Северного Причерноморья. М., 1985. - 213с.
19. Кун Н.А.Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. -640 с.
20. Масленников А.А., Сапрыкин С.Ю. Люди и их боги: религиозное мировоззрение в Понтийском царстве // Человек и общество в античном мире. М., 1998. - С. 423-424.
21. Новосадский Н.И. Элевсинские мистерии. СПб., 1887. - 176 с.
22. Новосадский Н.И. Орфические гимны. Варшава, 1900. - 242 с.
23. Пуздровский А.Е. К вопросу о культе женского божества у поздних скифов Крыма // БФ. Погребальные памятники и святилища. - СПб., 2002. - 203с.
24. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. - Л., 1925. - 371 с.
25. Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Под ред. Е. В. Смыкова, А. В. Мосолкина. - Саратов: Научная книга, 2005. - С. 177- 181.
26. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. - К., 2009. - 464 с.
2.2.Зарубежные авторы (переводная)
27. Вахрамеева А.В. Культ Деметры в Боспорском царстве ( по материалам археологических источников) /А. В. Вахрамеева//Вестник Мариупольского державного университета. - 2012. - С. 61- 65.
28. Грейвз Р. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992. - с. 271.
39. Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. - М.: Искусство, 1991-92гг., т.2. - 334с.
30. Белох Ю.А. Греческая история. - М: Государственная публичная историческая библиотека России, 2009. - 389 с.
31. Нильссон М. Греческая народная религия / пер. с англ. СПб.: Алетейя, 1998.
- С. 34 - 38.
32. Юнг К. Г. Символы матери и возрождения//Между Эдипом и Осирисом/ Пер. с нем. М., 1998. - С. 320- 384.
2.2.Зарубежные авторы оригинал
33. Robert Graves. Difficult Questions, Easy Answer. - Garden City.N.Y.: Doubleday, 1964. - P. 106 - 107
34. Burkert, 1985. Burkert W. Greek religion. - Cambridge; Massachusetts: Harvard University Press, 1985. - 493 p.
35. Cosmopoulos M. Greek mysteries : The Archaeology and Ritual of Ancient Greek Secret Cults/ Michael B. Cosmopoulos - L., N.-Y.: Routledg-2003. - 270p.
36. Nilsson, 1948. Nilsson M. P. Greek Piety. - Oxford:At the Clarendon Press, 1948.
- 200 p.
37. Nilsson, 1951. Nilsson M. P. Cults, Myths, Oracles and Politics in Ancient Greece. - Lund: С. W. К. Gleerup, 1951. - 180 p.
3. Справочная и учебная литература
38. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. -143
39. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. - 203с.
4. Интернет ресурсы
40. Сайт для туристов «Все о Греции», 2010. [Электронный ресурс] - Режим
доступа http://vseogrecii.ru/mestnost/hram-demetry-elevsina/, свободный.
Проверено 27.05.2016
41. Шумовская Е. В Краснодарском крае откопали храм Деметры. [Электронный
ресурс] / Е.В.Шумовская// Сайт регионального отделения Кубани газеты Комсомольская правда, Кубань, 2010. - Режим доступа
http://www.kuban.kp.rU/daily/26020.4/2940930/, свободный. Проверено
27.05.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ