Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философские основания научной рациональности

Работа №8250

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы164стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1078
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Глава I. Понятие научной рациональности: история и современность 16
1.1. Понятие рациональности. Рациональность и научная рациональность 16
1.2. Научная рациональность в исторической ретроспективе. Типы научной рациональности 38
1.3. Научная рациональность в контексте философских оснований науки 60
3. Глава II. Постнеклассический тип научной рациональности и его особенности 84
II. 1. Постнеклассическая наука и ее основные социокультурные детерминанты 84
11.2. Информатизация, компьютеризация и постнеклассическая наука 100
11.3. Синергетические аспекты постнеклассического типа научной рациональности 120
11.4. Научная рациональность в условиях становления ноосферного мышления 138
4. Заключение 150
5. Список литературы 153


Динамичная смена системы жизнедеятельности общества на рубеже веков с необходимостью приводит к смене и типа мышления, к становлению его новой парадигмы. Такой парадигмой может быть постнеклассическая рациональность, которая сегодня активно исследуется в различных областях: философии, истории, синергетике и др. В этих условиях обращение к исследованию сущности и особенностей нового типа рациональности актуально, а для решения задачи ее понимания просто необходимо. И хотя по данной проблеме уже имеется немало работ, в ней сохраняются “белые пятна”, что повышает актуальность и значимость предлагаемого диссертационного исследования.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном), неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность, связанная с радикальными изменениями в основаниях науки (соответствующая постнеклассической науке). Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем и задач.
Каждый этап исторического развития характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения “субъект-
3

средства-объект” (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.
Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно¬истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно¬истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно¬целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и
4

исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.
При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования).
Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.
Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться.
Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска. Вместо чисто объективистского видения мира
5

выдвигается такая система построения науки, в которой обязательно присутствует в той или иной мере “антропный принцип”. Суть его состоит в утверждении принципа: мир таков потому, что в нем есть мы, любой шаг познания может быть принят только в том случае, если он оправдан интересами рода людей, гуманистично ориентирован.
Постнеклассическое видение мира с его нацеленностью на “человекоразмерные” объекты предполагает поворот в направленности научного поиска от онтологических проблем на бытийные. В данном свете и научная рациональность видится иначе. Сегодня надо искать не просто объективные законо-сообразные истины, а те из них, которые можно соотнести с бытием рода людей. Поэтому новую рациональность в отечественной литературе определяют также как неонеклассическую.
Позитивным образом формируются не классический идеал, а неклассический и постнеклассический типы рациональности, которые, очевидно, и призваны будут воплотить новый идеал рациональности. Важно, однако, то, что выход за пределы классического идеала рацинальности засвидетельствован с позиций различных традиций мировой философии.
На развитие целостной общенаучной картины мира оказывают влияние не только достижения фундаментальных наук, но и результаты междисциплинарных, прикладных исследований, социо-культурные детерминанты. В этой связи уместно, например, напомнить, что идеи синергетики, вызывающие переворот в системе наших представлений о природе, возникали и разрабатывались в ходе многочисленных прикладных исследований, выявивших эффекты фазовых переходов и образования диссипативных структур.
Ориентация современной науки на исследование сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает идеалы и нормы исследовательской деятельности. Историчность системного комплексного объекта и вариабельность его поведения предполагают широкое применение
6

особых способов описания и предсказания его состояний. С идеалом строения теории как аксиоматически-дедуктивной системы все больше конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы, и т. д.
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической рациональности, которая “строит” самого субъекта, в результате чего объект и субъект познания оказываются организованными в единый цикл через средства познания.
Все эти моменты, которые так или иначе обсуждаются в рамках современной гносеологии и философии науки, определяют актуальность данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развития общества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и формам практического изменения мира.
2. В науке существует уровень философских предпосылок. В зависимости от науки и теории философские основания выявляют себя в большей или меньшей степени. Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
3. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования.
4. По мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки в качестве научной революции.
5. Перестройка оснований исследования означает изменение самой стратегии научного поиска. Однако всякая новая стратегия утверждается не сразу, а в длительной борьбе с прежними установками и традиционными видениями реальности. Процесс утверждения в науке ее новых оснований определен не только предсказанием новых фактов и генерацией конкретных теоретических моделей, но и причинами социокультурного характера.
6. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы
150

фрагментации мира, на этом этапе определены доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает их.
7. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Субъект познания рассматривается уже в непосредственной связи со средствами познавательной деятельности.
8. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объект познается в результате взаимозависимых наук, между которыми стерты жесткие разграничительные линии, и полученные картины реальности предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира. Субъект познания включается в познавательный процесс в качестве особого, интегрированного компонента.
9. Современный этап развития науки характеризуется изменением ее фундаментальных основ, - переходом от закрытых систем и их организации на основе внешних и внутренних силовых воздействий к открытости Мира и его самоорганизации, от равновесия, устойчивости, обратимости к неравновесности, неустойчивости и необратимости.
10. Цивилизация вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска. Происходит гуманитаризация естественно-научного знания. Постнеклассическое видение мира с его нацеленностью на “человекоразмерные” объекты предполагает поворот в направленности научного поиска от онтологических проблем на бытийные. В данном свете и научная рациональность видится иначе. Сегодня надо искать не просто “объективные” законо-сообразные истины, а те из них, которые можно соотнести с бытием рода людей.
11. Информатизацию общества надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов, что и позволяет существовать постнеклассической науке.
12. Исторический процесс развития любых типов систем предстает в виде чередования “спокойных” этапов изменения количественных свойств и
151

“революционных” этапов качественного усложнения структуры, самоорганизации, поднимающей системы вверх по оси сложности. Синергетика вплотную подошла к научному описанию таких явлений, как происхождение жизни, происхождение видов, возникновение и развитие сознания. Постнеклассический этап развития науки олицетворяет прежде всего становление синергетического стиля научного мышления.
13. Не субъект управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация как-то разрешается и в том числе строит субъект познания. Таким образом, объект и субъект познания оказываются объединены в единый познавательный цикл через средства познания.
14. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. Их решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п. - все это и есть слагаемые ноосферы.
15. Научным сообществом ставится задача перехода от информационной к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а также имела место коэволюция человека и окружающей среды. Для этого необходимо высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф, обновление стратегии управления развитием человечества.



1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М.: Наука, 1988. - 286с.
2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. - М.: ИФРАН, 1999. - 203с.
3. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Проблема языка в постнеклассической науке.// Физика в системе культуры./ Отв. ред. Сачков Ю.В. - М.: ИФРАН, 1996. - С.292- 307.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999.- 400с.
5. Ахутин А.В. Новация Коперника и коперниканская революция.// История науки в контексте культуры. - М.: ИФРАН, 1990. - С.23-49.
6. Баталов Э.Я. Предисловие к реферату книги Э. Тоффлера “Третья волна”.// США
- экономика, политика, идеология. - М., 1982. - №7. - С.84-99.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423с.
8. Башляр Г. Новый рационализм. Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1987. - 374с.
9. Бернайс П. О рациональности.// Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С.154-162.
10. Борсяков Ю.И. Тождество и различие гуманитарного и естественно-научного процесса познания. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 1998. - 92с.
11. Бубер М. Два образа веры. Пер. с нем. - М.: Республика, 1995.- 463с.
12. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1971. - Т.1. - 590с.
13. Васильев Г.Н., Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Проблемы индивидуального и коллективного разума./ Под ред. Келасьева В.Н. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. университета, 1998. - 176с.
14. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. - М.-Л., 1940.// В кн.: Труды по биогеохимии и геохимии почв. - М.: Наука, 1992. - С.22-271.
15. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере.// Успехи современной биологии. - М., 1944. - №18, вып.2. - С.113-120.
16. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1977. - 191с.
17. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520с.
18. Вико Дж. Основания “Новой науки” об общей природе наций. - М.; Киев: REFL- book; ИСА, 1994. - 617с.
153

19. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 200с.
20. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие?// СоцИс. - М., 1993. - №8. - С.151-154.
21. Водопьянов П. А. Устойчивость и динамика биосферы. - Минск: Наука и техника, 1981. - 246с.
22. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.// Проблемы методологии постнеклассической науки./ Отв. ред. Мамчур Е.А. - М.: ИФРАН,
1992. - С.1-40.
23. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века.// Вопросы философии. - М., 1991. - №6. - С.3-14.
24. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367с.
25. Галенко С.П., Ремезова И.И. Философская антропология после “конца света”.// Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - Ч.1. - С.168-194.
26. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры устойчивости и флуктуаций. Пер. с англ./ Под ред. Чизмаджева Ю.А. - М.: “Мир”, 1973. - 280с.
27. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1993. - 331с.
28. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука.// Вопросы философии. - М., 1990. - №4. - С.23-35.
29. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс.// Феномен человека: Антология. - М.: Высшая школа, 1993. - С.3-23.
30. Гуссерль Э. Кризис европейских наук.// Вопросы философии. - М, 1992. - №7. - С.146-176.
31. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. - М.: ЗелО, 1998.
- 243с.
32. Де Бройль Л. По тропам науки. Пер. с франц./ Под ред. Кузнецова И.В. - М.: Изд- во иностранной литературы, 1962. - 408с.
33. Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1950. - 712с.
34. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.// Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1989. - Т.1. - 656с.
35. Диалектика познания сложных систем./ Под ред. Тюхтина В.С. - М.: Мысль, 1988.
- 317с.
154

36. Добронравова И.С. Идеалы и типы научной рациональности.// Философия, Наука, Цивилизация./ Отв. ред. Казютинский В.В. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С.89-94.
37. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. - К.: Лыбидь, 1990. - 149с.
38. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 269с.
39. Егоров В.С. Рационализм и синергизм. - М.: Изд-во “Советский спорт”, 1996. - 308c.
40. Егоров Ю.Л. Принцип системности: сущность и функции в познании. - М.: ЗелО, 1997. - 175с.
41. Егоров Ю.Л. Методологические проблемы современного научного познания. - М.: МИЭТ, 1993. - 124с.
42. Егоров Ю.Л., Ларионов Н.М. Новые нравственные императивы как необходимое условие перехода к устойчивому развитию.// В сборнике тезисов XIV-й ежегодной научно-практической конференции Кафедры философии РАН “Философское осмысление судеб цивилизации”. Часть I. - М.: ИФРАН, 2001. - С.73-75.
43. Егоров Ю.Л., Оруджев З.М. Системные исследования и диалектический метод.// Вестник МГУ. Сер. Философия. - М., 1973. - №4. - С.13-25
44. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.// Коммунист. - М., 1988. - №2. - С.82-92.
45. Игнатьева И.Ф. Антропология техники: Человек как субъект мира техники: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 130с.
46. Идеалы и нормы научного исследования. - Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 432с.
47. Ильин В.В. Классика - неклассика - неонеклассика: три эпохи в развитии науки.// Вестник МГУ. Серия 7, Философия. - М., 1993. - №2. - С.16-34.
48. Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигм?// СоцИс. - М., 1996. - №10. - С.15-21.
49. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: Изд-во МГУ,
1993. - 165с.
50. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 304с.
51. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сборник./ Отв. ред. Ракитов А.И. - М.: ИНИОН, 1993. - 235с.
155

52. Исторические типы рациональности./ Отв. ред. Лекторский В. А. - М.: ИФРАН, 1995. - Т.1. - 350с.
53. Казютинский В. В. Истина и ценность в научном познании.// Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века./ Отв. ред. Баженов Л.А. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. - С.69-123.
54. Казютинский В. В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира.// О современном статусе идеи глобального эволюционизма. - М.: ИФРАН,
1986. - С.61-84.
55. Казютинский В.В., Степин В.С. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира.// Вопросы философии. - М., 1988. - №4. - С.31-42.
56. Канке В. А. Философия. - М.: “Логос”, 2001. - 344с.
57. Кант И. Сочинения в 6 томах. Пер. с нем./ Под общ. ред. Асмуса В.Ф. и др.- М.: Мысль, 1963-1966. - Т.3./ Ред. Ойзерман Т.И. - 1964. - 799с.
58. Каныгин Ю.М., Маршаков В.Е. Информатизация: социальный аспект.// Вестник РОИВТ. - М., 1990. - №2. - С.29-30.
59. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. - 408с.
60. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк./ Отв. ред. Лекторский В.А. - М.: Наука, 1989. - 191с.
61. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. - Минск: Вышэйш. школа, 1986. - 223с.
62. Князева Е.Н. Приключения научного разума: Синергетическое видение научного прогресса.// Когнитивная эволюция и творчество. - М.: ИФРАН, 1995. - С.55-75.
63. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. - М.: ИФРАН, 1995. - 228с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ