МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА .... 6
1.1. Концептуальные подходы к понятию «малый
бизнес» 6
1.2. Классификация предприятий малого бизнеса 15
1.3. Роль малого бизнеса в современной мировой экономике и ее
модификации в условиях глобализации 20
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОГО И
НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 29
2.1. Направления и формы интернационализации деятельности малого
бизнеса в зарубежных странах и в России 29
2.2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой и национальной
экономике 39
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса: мировой опыт и российская
практика 48
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 59
3.1. Приоритетные направления развития малого бизнеса в России на
примере IT-сектора 59
3.2. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого
бизнеса в современных условиях 70
3.3. Перспективы выхода российских малых предприятий на мировой рынок . 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАЛОГО БИЗНЕСА .... 6
1.1. Концептуальные подходы к понятию «малый
бизнес» 6
1.2. Классификация предприятий малого бизнеса 15
1.3. Роль малого бизнеса в современной мировой экономике и ее
модификации в условиях глобализации 20
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОГО И
НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 29
2.1. Направления и формы интернационализации деятельности малого
бизнеса в зарубежных странах и в России 29
2.2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой и национальной
экономике 39
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса: мировой опыт и российская
практика 48
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 59
3.1. Приоритетные направления развития малого бизнеса в России на
примере IT-сектора 59
3.2. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого
бизнеса в современных условиях 70
3.3. Перспективы выхода российских малых предприятий на мировой рынок . 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день одним из главных факторов социально-экономического развития является предпринимательство. Предприниматели по своему характеру приравниваются к социально-активному населению, основным принципом для них является самозанятость и возможность самостоятельно принимать решения.
Учитывая негативную обстановку вокруг страны из-за межгосударственных отношений, малый и средний бизнес принимает на себя достаточное давление. Это связано, как и с введением санкций, слабым курсом рубля, так и с повышением ключевой ставки ЦБ РФ.
На данном этапе малому бизнесу не только тяжело выйти на мировой рынок, но и тяжело удержать своих старых клиентов для поддержания экономической стабильности предприятия.
Сейчас, малое предпринимательство, как никогда, нуждается в поддержке от государства для сохранения деловой активности.
Для будущего развития сектора малого и среднего бизнеса правительство должно проводить правильную политику для поддержки малого бизнеса в стране.
Так же необходимо заимствовать работающие стратегии по развитию малого и среднего бизнеса в других государствах и адаптировать их под наши реалии.
Немаловажная составляющая, как малого бизнеса, так и всей экономики страны являются инновации. Данный фактор характеризует успешное функционирование предприятия. Главная роль инноваций наблюдается во всех аспектах малого бизнеса.
Малый бизнес, стремящийся выйти на мировой рынок должен обладать инновационной составляющей для повышения качества или снижение издержек, что отражается в приобретаемости продукта или услуги.
На сегодняшний день актуальными продуктами становятся информационные технологии. Именно в этой нише продукты или услуги российских предприятий смогли бы конкурировать с зарубежными производителями.
Насколько важную роль играет малый бизнес в рыночной экономике? Малый бизнес и активность предпринимателей определяет уровень демократизации страны и открытости его экономики. За счёт поддержки малого бизнеса государство решает всеобщие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода. Так же, малое предпринимательство позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и компетентности граждан отдельно взятого государства. К тому же, конкуренция, которая является основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, как следствие, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
Актуальность исследования заключается в том, что малый бизнес в мире является основополагающим фактором развития экономики: самозанятость, возможность самостоятельно принимать решения, сравнительная легкость внедрение инновационных продуктов - все эти и другие факторы являются приоритетными для экономики любой страны. Малый бизнес создает костяк общества, таким образом, в условиях нестабильности экономики именно малое предпринимательство должно помочь обществу выстоять в кризис. А в условиях нынешних санкций малый бизнес должен создать и продвигать свой товар в новые страны.
Цель работы - изучить развитие малого бизнеса в экономике развитых стран мира, выявить сильные стороны малого предпринимательства в экономике развитых стран, а также разработать ряд рекомендаций по улучшению состояния развития малого бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа малого бизнеса;
- провести сравнительный анализ мирового и национального опыта малого предпринимательства;
- рассмотреть перспективы в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Объектом исследования выступают предприятия малого бизнеса.
Предметом исследования является перспективы выхода малых предприятий на мировой рынок в сфере IT-технологий.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей и перспективных направлений развития малого бизнеса в мире и РФ как одного из факторов развития мировой и национальной экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для улучшения работы малого бизнеса в РФ, за счет выявления сильных и слабых сторон малого бизнеса за рубежом.
Структурно дипломная работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения, Списка литературы и Приложений.
При изучении выбранной темы использованы нормативно-правовые акты, научная и методическая литература, а также периодические издания. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Учитывая негативную обстановку вокруг страны из-за межгосударственных отношений, малый и средний бизнес принимает на себя достаточное давление. Это связано, как и с введением санкций, слабым курсом рубля, так и с повышением ключевой ставки ЦБ РФ.
На данном этапе малому бизнесу не только тяжело выйти на мировой рынок, но и тяжело удержать своих старых клиентов для поддержания экономической стабильности предприятия.
Сейчас, малое предпринимательство, как никогда, нуждается в поддержке от государства для сохранения деловой активности.
Для будущего развития сектора малого и среднего бизнеса правительство должно проводить правильную политику для поддержки малого бизнеса в стране.
Так же необходимо заимствовать работающие стратегии по развитию малого и среднего бизнеса в других государствах и адаптировать их под наши реалии.
Немаловажная составляющая, как малого бизнеса, так и всей экономики страны являются инновации. Данный фактор характеризует успешное функционирование предприятия. Главная роль инноваций наблюдается во всех аспектах малого бизнеса.
Малый бизнес, стремящийся выйти на мировой рынок должен обладать инновационной составляющей для повышения качества или снижение издержек, что отражается в приобретаемости продукта или услуги.
На сегодняшний день актуальными продуктами становятся информационные технологии. Именно в этой нише продукты или услуги российских предприятий смогли бы конкурировать с зарубежными производителями.
Насколько важную роль играет малый бизнес в рыночной экономике? Малый бизнес и активность предпринимателей определяет уровень демократизации страны и открытости его экономики. За счёт поддержки малого бизнеса государство решает всеобщие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода. Так же, малое предпринимательство позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и компетентности граждан отдельно взятого государства. К тому же, конкуренция, которая является основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, как следствие, побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
Актуальность исследования заключается в том, что малый бизнес в мире является основополагающим фактором развития экономики: самозанятость, возможность самостоятельно принимать решения, сравнительная легкость внедрение инновационных продуктов - все эти и другие факторы являются приоритетными для экономики любой страны. Малый бизнес создает костяк общества, таким образом, в условиях нестабильности экономики именно малое предпринимательство должно помочь обществу выстоять в кризис. А в условиях нынешних санкций малый бизнес должен создать и продвигать свой товар в новые страны.
Цель работы - изучить развитие малого бизнеса в экономике развитых стран мира, выявить сильные стороны малого предпринимательства в экономике развитых стран, а также разработать ряд рекомендаций по улучшению состояния развития малого бизнеса в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа малого бизнеса;
- провести сравнительный анализ мирового и национального опыта малого предпринимательства;
- рассмотреть перспективы в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Объектом исследования выступают предприятия малого бизнеса.
Предметом исследования является перспективы выхода малых предприятий на мировой рынок в сфере IT-технологий.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей и перспективных направлений развития малого бизнеса в мире и РФ как одного из факторов развития мировой и национальной экономики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для улучшения работы малого бизнеса в РФ, за счет выявления сильных и слабых сторон малого бизнеса за рубежом.
Структурно дипломная работа состоит из Введения, 3 глав, Заключения, Списка литературы и Приложений.
При изучении выбранной темы использованы нормативно-правовые акты, научная и методическая литература, а также периодические издания. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Для российских предприятий с каждым годом все большую актуальность приобретает задача выхода на международные рынки. Процесс интернационализации предпринимательства, завоевывания фирмами новых, международных рынков сбыта, расширение сферы деятельности принимает сегодня едва ли глобальный характер.
Для современной экономики становится нормой, когда средние и малые предприятия, ранее ориентировавшиеся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран и неуклонно увеличивают свою долю экспорта.
Процесс выхода фирмы на международные рынки можно рассматривать как процесс постепенного развития. Различия между хорошо известным и даже иногда безопасным внутренним рынком и далеким и рискованным зарубежным рынком кажутся настолько большими, что многие фирмы предпочитают постепенное их преодоление.
Крайне важным фактором успеха деятельности предприятия на внешнем рынке является тщательная его подготовка.
РФ существенно отстает от развитых экономик мира не только в экспортных фирмах, но и по качеству малого бизнеса. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП в России составляет около 21 %, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50-60 %. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого
населения, приходящейся на сектор МСП: в России малый и средний бизнес обеспечивает около 27 % постоянных рабочих мест, в развитых странах - 50¬80 % . Несмотря на сопоставимый уровень численности субъектов МСП в расчете на численность населения, занятость в России в большей степени обеспечивается крупными предприятиями с численностью работников от 250 чел., тогда как на небольших предприятиях численность работников составляет менее 50 чел.
Немаловажным критерием развития малого бизнеса является государственная поддержка. Наиболее популярная мера государственной поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех странах - предоставление государственных гарантий по кредитам МСБ. Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Тайланд, США, Великобритания, имеют свои государственные гарантийные программы. В качестве иных мер поддержки сектора МСБ в приведенных странах используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (Россия, Швейцария и т. д.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы. Развитию предпринимательства в Канаде способствует упрощенная разрешительная система, а также низкая стоимость электроэнергии, одна из самых низких в мире на сегодняшний день.
В РФ же, в условиях низкого доверия предпринимателей к государственным инструментам поддержки МСБ потребуется дополнительное время и такие меры, которые смогут убедить предпринимателей малого сектора в реальной помощи от государства, которую многие предприниматели уже ощутили на собственном опыте. Одним из таких мер может стать осуществление до 2030 года Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, проект которой был принят в начале октября 2015 года, а также успешная реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» до 2020 года включительно, подпрограмма которой подробно была рассмотрена в данной статье.
В целом успешная практика зарубежных стран по организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий настойчиво свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования деятельности малых и средних предприятий.
Автором была сделана ставка на развитие информационных технологий в малом бизнесе в РФ. Таким образом, в государственном секторе следует ожидать коррекции IT-бюджетов местных органов власти. В секторе нефти и газа ожидается снижение спроса на IT в результате запрета на поставку оборудования и услуг в поддержку долгосрочных проектов разведки и разработки новых видов сырья.
Девальвация российской валюты в то же время дает краткосрочное преимущество всем российским производителям, конкурирующим на рынке с импортом.
В работе было приведено несколько доводов того, что необходимо предпринять для удачного развития малого и среднего бизнеса в РФ с учетом успешной реализации некоторых планов за рубежом.
Во-первых, администрации регионов должна организовывать конференции и съезды для ученых-экономистов, представителей бизнес сообществ и предпринимателей, не реже чем 1 раз в год, для совместных разработок перспективных взаимодействий бизнеса и власти, оценки реализации государственных и региональных программ, их корректировки, с целью повышения эффективности социально-экономического развития.
Во-вторых, стимулирование развития МСБ в регионах на основе материального и морального поощрения тех предпринимателей и ученных, которые в рамках своей деятельности, своих компетенций смогут обсудить, разобрать и предложить перспективные формы стимулирования и дальнейшего развития МСБ в регионах.
В-третьих, материальное вознаграждение за реализованную идею, которая принесла положительный эффект в обществе.
Предлагается следующие ставки единовременного поощрения:
1) При реализации и коммерциализации идеи на уровне отдельных фирм установить 3% от полученной прибыли за налоговый год . Если это было внедрение новой технологии то, 3% от увеличении прибыли после запуска новой технологии;
2) Установить вознаграждение на основе косвенных показателей (например, в пределах 10% от проста налогов с прибыли или от прироста НДФЛ, но не более 5 миллионов рублей)
3) Для стимулирования малого предпринимательства, автор предлагает, органам власти предоставить ряд налоговых льгот для крупных и средних предприятий, которые берут под аутсорсинг малые предприятия.
4) Финансовая поддержка для общих проектов с субъектами малого предпринимательства.
5) Следующее предложение автора связано с созданием конкурентных преимуществ товаропроизводителей в РФ. Автор предлагает на первом этапе организовать ежегодный конкурс «Лучший отечественный товар года» для стимулирования созидательной инициативы и инновационной деятельности среди региональных производителей.
6) Увеличить налог на импортную продукцию, являющаяся аналогом местной продукции, которая производится малыми предприятиями, прежде всего это те товары, где мы можем конкурировать с импортом (например, сельское хозяйство). Это поможет обезопасить отечественные малые предприятия от вытеснения с местных рынков.
7) Рассматривая тот факт, что малый бизнес в большей мере склонен к внедрению новых видов деятельности, расширению ассортимента товаров и услуг, автор предлагает фирмам, которые заняты производством новой продукцией, не получившей широкого спроса у потребителей, предоставить компенсационные субсидии с момента образования производства до получения чистой прибыли, но не более чем на 3 года.
Автор рассмотрел ближайшие страны по экспорту малых предприятий РФ. Основными странами, в которые осуществляется экспорт продукции предпринимателей, являются: Украина (25% от общего объема выручки), Узбекистан (11% от общего объема выручки) и США (6% от общего объема выручки).
Основными экспортными нишами являются: обрабатывающее
производство, рыболовство, рыбоводство, строительство. Таким образом речь о экспорте IT технологий пока не идет.
Выход малого бизнеса РФ на мировой рынок в IT сфере очень затруднителен, не тем, что ему трудно выйти на рынок Европы, Азии или Америки, а тем, что в России нет той базы, на основе которой российские IT предприятий могли бы продавать свои продукты и услуги за рубеж.
Основной рынок, который будет принимать наши IT товары, будут страны ближнего зарубежья, так как уже наработана база клиентов, поставок товара и понятен менталитет контрагентов.
Для современной экономики становится нормой, когда средние и малые предприятия, ранее ориентировавшиеся в основном на внутренний рынок, смело выходят на рынки других стран и неуклонно увеличивают свою долю экспорта.
Процесс выхода фирмы на международные рынки можно рассматривать как процесс постепенного развития. Различия между хорошо известным и даже иногда безопасным внутренним рынком и далеким и рискованным зарубежным рынком кажутся настолько большими, что многие фирмы предпочитают постепенное их преодоление.
Крайне важным фактором успеха деятельности предприятия на внешнем рынке является тщательная его подготовка.
РФ существенно отстает от развитых экономик мира не только в экспортных фирмах, но и по качеству малого бизнеса. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП в России составляет около 21 %, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50-60 %. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого
населения, приходящейся на сектор МСП: в России малый и средний бизнес обеспечивает около 27 % постоянных рабочих мест, в развитых странах - 50¬80 % . Несмотря на сопоставимый уровень численности субъектов МСП в расчете на численность населения, занятость в России в большей степени обеспечивается крупными предприятиями с численностью работников от 250 чел., тогда как на небольших предприятиях численность работников составляет менее 50 чел.
Немаловажным критерием развития малого бизнеса является государственная поддержка. Наиболее популярная мера государственной поддержки малого и среднего предпринимательства практически во всех странах - предоставление государственных гарантий по кредитам МСБ. Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Тайланд, США, Великобритания, имеют свои государственные гарантийные программы. В качестве иных мер поддержки сектора МСБ в приведенных странах используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (Россия, Швейцария и т. д.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы. Развитию предпринимательства в Канаде способствует упрощенная разрешительная система, а также низкая стоимость электроэнергии, одна из самых низких в мире на сегодняшний день.
В РФ же, в условиях низкого доверия предпринимателей к государственным инструментам поддержки МСБ потребуется дополнительное время и такие меры, которые смогут убедить предпринимателей малого сектора в реальной помощи от государства, которую многие предприниматели уже ощутили на собственном опыте. Одним из таких мер может стать осуществление до 2030 года Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, проект которой был принят в начале октября 2015 года, а также успешная реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» до 2020 года включительно, подпрограмма которой подробно была рассмотрена в данной статье.
В целом успешная практика зарубежных стран по организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий настойчиво свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования деятельности малых и средних предприятий.
Автором была сделана ставка на развитие информационных технологий в малом бизнесе в РФ. Таким образом, в государственном секторе следует ожидать коррекции IT-бюджетов местных органов власти. В секторе нефти и газа ожидается снижение спроса на IT в результате запрета на поставку оборудования и услуг в поддержку долгосрочных проектов разведки и разработки новых видов сырья.
Девальвация российской валюты в то же время дает краткосрочное преимущество всем российским производителям, конкурирующим на рынке с импортом.
В работе было приведено несколько доводов того, что необходимо предпринять для удачного развития малого и среднего бизнеса в РФ с учетом успешной реализации некоторых планов за рубежом.
Во-первых, администрации регионов должна организовывать конференции и съезды для ученых-экономистов, представителей бизнес сообществ и предпринимателей, не реже чем 1 раз в год, для совместных разработок перспективных взаимодействий бизнеса и власти, оценки реализации государственных и региональных программ, их корректировки, с целью повышения эффективности социально-экономического развития.
Во-вторых, стимулирование развития МСБ в регионах на основе материального и морального поощрения тех предпринимателей и ученных, которые в рамках своей деятельности, своих компетенций смогут обсудить, разобрать и предложить перспективные формы стимулирования и дальнейшего развития МСБ в регионах.
В-третьих, материальное вознаграждение за реализованную идею, которая принесла положительный эффект в обществе.
Предлагается следующие ставки единовременного поощрения:
1) При реализации и коммерциализации идеи на уровне отдельных фирм установить 3% от полученной прибыли за налоговый год . Если это было внедрение новой технологии то, 3% от увеличении прибыли после запуска новой технологии;
2) Установить вознаграждение на основе косвенных показателей (например, в пределах 10% от проста налогов с прибыли или от прироста НДФЛ, но не более 5 миллионов рублей)
3) Для стимулирования малого предпринимательства, автор предлагает, органам власти предоставить ряд налоговых льгот для крупных и средних предприятий, которые берут под аутсорсинг малые предприятия.
4) Финансовая поддержка для общих проектов с субъектами малого предпринимательства.
5) Следующее предложение автора связано с созданием конкурентных преимуществ товаропроизводителей в РФ. Автор предлагает на первом этапе организовать ежегодный конкурс «Лучший отечественный товар года» для стимулирования созидательной инициативы и инновационной деятельности среди региональных производителей.
6) Увеличить налог на импортную продукцию, являющаяся аналогом местной продукции, которая производится малыми предприятиями, прежде всего это те товары, где мы можем конкурировать с импортом (например, сельское хозяйство). Это поможет обезопасить отечественные малые предприятия от вытеснения с местных рынков.
7) Рассматривая тот факт, что малый бизнес в большей мере склонен к внедрению новых видов деятельности, расширению ассортимента товаров и услуг, автор предлагает фирмам, которые заняты производством новой продукцией, не получившей широкого спроса у потребителей, предоставить компенсационные субсидии с момента образования производства до получения чистой прибыли, но не более чем на 3 года.
Автор рассмотрел ближайшие страны по экспорту малых предприятий РФ. Основными странами, в которые осуществляется экспорт продукции предпринимателей, являются: Украина (25% от общего объема выручки), Узбекистан (11% от общего объема выручки) и США (6% от общего объема выручки).
Основными экспортными нишами являются: обрабатывающее
производство, рыболовство, рыбоводство, строительство. Таким образом речь о экспорте IT технологий пока не идет.
Выход малого бизнеса РФ на мировой рынок в IT сфере очень затруднителен, не тем, что ему трудно выйти на рынок Европы, Азии или Америки, а тем, что в России нет той базы, на основе которой российские IT предприятий могли бы продавать свои продукты и услуги за рубеж.
Основной рынок, который будет принимать наши IT товары, будут страны ближнего зарубежья, так как уже наработана база клиентов, поставок товара и понятен менталитет контрагентов.
Подобные работы
- Основы функционирования малого и среднего бизнеса
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Современное состояние малого предпринимательства в Российской и Западной экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Малый бизнес как фактор формирования среднего класса (на основе социологического исследования малого бизнеса г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



