Введение 3
1. Теоретические аспекты группировки затрат 5
1.1. Затраты как объект управленческого учета 5
1.2. Организация учета затрат в управленческом учете 10
1.3. Экономическая сущность группировки затрат по элементам 18
1.4. Методологические аспекты группировки затрат по статьям
калькуляции 22
2. Организация учета группировки и анализа затрат по элементам и статьям
калькуляции на примере ЭПУ «Елабугагаз» 32
2.1. Организационно- экономическая характеристика ЭПУ «Елабугагаз».. .32
2.2. Анализ затрат по элементам и статьям калькуляции и использование
данной информации для управления 39
2.3. Рекомендации по снижению себестоимости затрат по данным анализа..53
Заключение 61
В современных условиях развития экономических отношений, усложняется структура экономических связей предприятий, выдвигаются новые задачи, и меняется характер управленческой деятельности. Понятие «предприятие» является главным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом этапе создаются необходимые обществу продукты потребления и оказываются необходимые услуги. Следовательно, учет затрат является главной информационной базой, которая позволяет оценить результаты хозяйственной деятельности и является средством достижения высокого экономического результата. Необходимость учета затрат на производство растет, так как усложняется хозяйственная деятельность и возрастают требования к рентабельности.
С развитием рыночных отношений, актуальной задачей является формирование информации о затратах на производство. Она состоит из методов обработки и анализа информации для создания новых подходов к управлению затратами, обеспечивающий общий анализ и текущий контроль затрат.
Значительную роль в управлении предприятием является группировка затрат в финансовом и управленческом учете. Широко используются группировка затрат в зависимости от экономического содержания, которая делится на элементы затрат и статьи затрат.
Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют большое значение для предпринимательской деятельности предприятий.
Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о финансовом состоянии хозяйственного субъекта. Следовательно, данные учета издержек
производства (обращения) и калькулирования себестоимости продукции
(работ, услуг) являются важным процессом, который может при анализе выявить производственные резервы.
Основной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли. Таким образом, затраты предприятия влияют на показатели объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, ощутим экономический результат от ее продажи.
В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по предприятию в целом.
Целью выпускной квалификационной работы является: исследование группировки и анализ затрат по элементам и статьям калькуляции, их использование для управления.
В соответствии с целью исследования в бакалаврской работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты и провести анализ методов группировки затрат;
- определить роль и значение учетно-аналитической информации в процессе принятия управленческих решений;
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты группировки и анализа затрат, применение результатов анализа для принятия управленческих решений.
Объектом исследования являются особенности организации и методики бухгалтерского учета и анализа затрат на ЭПУ «Елабугагаз».
Группировка и анализ затрат имеют важное значение для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия на всех уровнях управления, от бухгалтеров до руководителей.
Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование представляет собой способ систематизации затрат и получения информации о себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности производства и управления этим процессом. Сложность вопросов калькулирования прежде всего связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся технологическими и организационными условиями производства.
Сложность калькулирования заключается в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную продукцию и отходы производства. Калькулирование является способом оценки хозяйственных средств и одновременно результатом такой оценки, и которое является актуальной проблемой настоящего времени.
Данная бакалаврская работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией учета и анализом расходов предприятия. В работе было исследовано экономическое содержание затрат предприятия, изучены теоретические основы группировки затрат по элементам и статьям калькуляции, описана сущность анализа затрат, а также были проанализированы динамика и структура затрат по элементам и статьям калькуляции в ЭПУ «Елабугагаз», разработаны рекомендации по снижению затрат на оказание услуг.
В первой главе было рассмотрено понятие затрат как объекта учета, его трактовки разных ученых и экономистов, рассмотрены основные понятия, была приведена классификация затрат в зависимости от управленческой задачи и рассмотрен состав затрат по элементам.
Во второй главе бакалаврской работы была рассмотрена характеристика деятельности предприятия, были проанализированы затраты по элементам и статьям калькуляции исследуемого предприятия и разработаны рекомендации по снижению затрат. ЭПУ «Елабугагаз» является структурным подразделением ООО «Газпром трансгаз Казань». Сегодня ЭПУ «Елабугагаз» - это единая организация газового хозяйства, которая эксплуатирует газовое оборудование жилых домов, коммунально-бытовых и промышленных потребителей газа на территории Елабужского, Агрызского, Мамадышского и Менделеевского районов.
ЭПУ «Елабугагаз» является планово-убыточным предприятием. Ценовая политика государства по реализации сжиженного и природного газа такова, что в настоящее время деятельность по их реализации является убыточной в городе Елабуга. Следовательно, в связи с экономическим положением в РТ, с высоким уровнем безработицы и ростом инфляции цен и наличие категорий населения, имеющих льготы по оплате пользования природным и сжиженным газом, приводит к тому, что сумма предоставленных льгот должна оплачиваться за счет бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Эта оплата производится с существенными задержками и не в полном объеме.
Однако контроль затрат для предприятия имеет важное значение. Если убыток окажется выше плана, это может привести к повышению тарифов для населения или с перебоями в процессе оказания услуг, связанную с недостаточностью средств.
Анализ затрат является важным элементом функции контроля, позволяет дать оценку динамики затрат по составу и структуре, рассчитать отклонения фактических затрат от плановых, обосновать причины 62
возникающих отклонений и разработать варианты их устранения, а также выявить резервы снижения затрат.
Расчетными показателями при планировании и калькулировании затрат на оказание услуг по газоснабжению являются: для природного газа - 1000 метров кубических отпущенного газа; для сжиженного газа - 1 натуральная тонна отпущенного газа; прочие работы (услуги) - тысяча рублей (по отпускной стоимости).
Затраты на 1000 метров кубических природного газа или 1 тонну сжиженного газа определяются путем деления соответствующей общей суммы затрат за определенный период на объем отпущенного в расчетном периоде газа. Затраты на оказание услуг по газоснабжению планируются и калькулируются исходя из себестоимости данных услуг и управленческих расходов, относимых на стоимость услуг по газоснабжению.
Одним из проверенных и эффективных способов управления производственным предприятием является бюджетный метод анализа.
Процесс составления бюджета показывает, что необходимая степень детализации плановых показателей не может быть достигнута в едином бюджете. Вследствие этого применяется функциональное дробление плана на отдельные бюджеты, которые взаимосвязаны и скоординированы в сводном бюджете.
На предприятии «Елабугагаз» бюджет затрат формируется изначально в разрезе МВЗ (мест возникновения), а затем составляется сводный бюджет по всему предприятию. План-факт анализ производится как в разрезе отдельных мест возникновения, так и сводно. Расчет бюджета производится на основании норм, нормативов, стандартов и другой информации, полученной из внешних и внутренних источников, в связи с прогнозируемой деятельностью, историческая информация также используется довольно часто.
Очевидно, что процесс составления главного бюджета является основой для принятия решений предприятия, включая ценообразование, 63
график производства, капиталовложений, перспектив развития, кадровой политики и т. д. В рамках системы бюджетного анализа сопоставляется реальный уровень затрат с плановым.
Основной бюджет, как правило, составляется на год, а фактические расходы сравниваются с установленными в бюджете систематически, не реже чем раз в месяц сотрудниками планово-экономического отдела. Данная информация используется для принятия управленческих решений в отношении кадровой политики, проведения ремонтов и т.д.
Мы провели сводный план-фактный анализ по элементам затрат и статьям калькуляции, сводный по всему предприятию, по данным за 2015 год, а также в сравнении с данными 2014 года. Анализ показал, что в разрезе элементов затрат, фактические затраты оказались в пределах бюджета (экономия 2-4%), структурный анализ также не выявил существенных отклонений. Однако более детальный анализ, по статьям калькуляции, выявил некоторые существенные отклонения.
В составе материальных затрат, которые составляют 44-45% от общей статьи затрат наибольший удельный вес составляет стоимость газа, которая находится в тесной взаимоувязке с доходной частью и выполненными объемами. Перерасходов и сверхнормативных потерь в анализируемом периоде выявлено не было. Значительная экономия, в размере 2 898 тыс.руб., была достигнута по статье «покупная электроэнергия» по сравнению с планом. В относительном выражении, экономия составила 31%.
Экономия по данной статье была достигнута в связи консервацией 19 станций ЭХЗ по результатам замеров, установкой 18 счетчиков на объектах управления, замена 118 светильников на энергосберегающие. Данное отклонение можно охарактеризовать как положительное, и в дальнейшем - закрепить положительный результат.
По фонду оплаты труда всего была выявлена экономия всего из-за недозаполненности штата, однако по отдельной статье - социальным выплатам - был выявлен перерасход от плана. Превышение планового 64
показателя на 10% по социальным выплатам произошло за счет выхода на пенсию 4-х работников по инвалидности, пособий работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; начисление материальной помощи многодетным семьям. Фонд оплаты труда составляет 25% от общей статьи затрат.
Экономия по данной статье, в дальнейшем, возможна при автоматизации труда, а также, если предусмотреть в системе оплаты труда переменную часть - которая будет зависеть от выполненного объема. Сейчас автоматизация на предприятии на достаточно низком уровне - много операций выполняется вручную, а система оплаты труда подразумевает начисление и выплату только заработной платы, не зависящей от объемов.
В составе прочих затрат недовыполнение бюджета было отмечено по статье «ремонты» на 6 978 тыс. рублей по согласование с Управлением Капитального Строительства, - часть ремонтов была перенесена на будущие периоды в связи с недостаточностью средств. Данное отклонение нельзя охарактеризовать как положительную экономию, так как впоследствии не проведение плановых ремонтов в установленные сроки может привести к авариям и еще большим тратам, перебоям в оказании услуг населению.
Недостаточность средств была выявлена ввиду задержки платежей со стороны потребителей услуг. В 2015 году был создан резерв по сомнительной задолженности под просроченные долги со сроком от 90 дней в размере 6 560 тыс.рублей. В связи с этим, по строке «прочие затраты» был выявлен перерасход. Задержка платежей является большой проблемой для предприятия, при этом контроль задолженности осуществляется вручную, как и сбор информации для планово-экономического анализа.
Между тем, для предприятий сферы ЖКХ, энергосбытовых, и других похожих организаций, использующих систему 1С-Бухгалтерия, можно установить надстройку, чтобы программа позволяла не только вести учет, но и формировать необходимые отчеты, и даже специальные модули по управлению дебиторской задолженностью, разработанные специально для предприятий жилищно-коммунальной сферы. К примеру, программный комплекс «БИТ:Управление задолженностью» - это автоматизированная система оперативного учета, разработанная на базе «1С:Предприятие 8.2» и предназначенная для учета и контроля за состоянием договорных обязательств организации, своевременностью их исполнения контрагентами (физическими и юридическими лицами).
Ее функционал позволяет не только формировать автоматически отчеты о состоянии задолженности автоматически, но и безотлагательно принимать меры (в т.ч. автоматизированное информирование) по устранению или снижению задолженности; автоинформирование контрагентов на основе шаблонов с использованием данных учетной карточки путем отправки e-mail, SMS сообщений и голосовых сообщений.
Автоматизация, хоть и потребует трудозатрат и финансовых вложений при внедрении, в дальнейшем, позволит более оперативно проводить анализ план-факт, своевременно выявлять просроченную задолженность и. В дальнейшем, после настройки программы, на предприятии может быть даже высвобожден штат сотрудников, занимающихся сбором информации вручную сейчас, для выполнения других задач.
Проведение план-фактного анализа можно настроить не только для задолженности и резерва, но и для всех затрат, в необходимой разбивке, в автоматизированной системе учета, что позволит добиться прозрачности, оперативности получения информации для принятия управленческих решений