Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 7
1.1 Понятие экологической культуры 7
1.2 Формирование экологической культуры школьников 16
1.3 Особенности развития экологической культуры на уроках географии . 21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 31
2.1. Организация исследования по изучению среднеазиатских народов на
уроках географии как средство развития экологической культуры 31
2.2. Методы и средства осуществления формирования экологической
культуры на уроках географии 33
2.3. Определение уровня развития экологической культуры обучающихся на основе традиций среднеазиатских народов 36
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Построение уроков географии на основе изучения среднеазиатских народов, направленные на развитие экологической культуры 39
3.2. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 7
1.1 Понятие экологической культуры 7
1.2 Формирование экологической культуры школьников 16
1.3 Особенности развития экологической культуры на уроках географии . 21
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 31
2.1. Организация исследования по изучению среднеазиатских народов на
уроках географии как средство развития экологической культуры 31
2.2. Методы и средства осуществления формирования экологической
культуры на уроках географии 33
2.3. Определение уровня развития экологической культуры обучающихся на основе традиций среднеазиатских народов 36
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 39
3.1. Построение уроков географии на основе изучения среднеазиатских народов, направленные на развитие экологической культуры 39
3.2. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире не проходит и дня без изменений. Некоторые очевидны сразу, иные становятся заметными лишь с течением времени и вряд ли могут быть отнесены к разряду ординарных. Это изменения общественных взглядов и мнений, изменения в международной политике или в научных представлениях, в результате которых окружающий мир предстает в несколько ином обличии.
Изучение и воспитание экологической культуры на уроках географии - важная задача общества. Необходимо посредством обучения воспитать у учащихся правильное отношение к собственному здоровью, защитить окружающую среду от нарастающего антропогенного прессинга [2. 3].
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы.
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как историки В. С. Соловьев, В. Д. Ключевский и др.; философы Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, Л. Н. Гумилевым и др, социологи Л. И. Мечников, П. А. Сорокин и др. Данное направление исследований развивается и в настоящее время [1, 2].
География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.
Поиск решений собственно экологических проблем позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания:
- между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
- между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся и требованиями к её повышению образовательной программой по географии;
- между богатым источником форм и методов развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов и недостаточным уровнем исследования данного вопроса.
Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему исследования: каковы особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования - процесс развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Задачи исследования:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- определить практические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение на уроках географии традиций и обрядов среднеазиатских народов будет способствовать развитию экологической культуры учащихся.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучение и воспитание экологической культуры на уроках географии - важная задача общества. Необходимо посредством обучения воспитать у учащихся правильное отношение к собственному здоровью, защитить окружающую среду от нарастающего антропогенного прессинга [2. 3].
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы.
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как историки В. С. Соловьев, В. Д. Ключевский и др.; философы Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, Л. Н. Гумилевым и др, социологи Л. И. Мечников, П. А. Сорокин и др. Данное направление исследований развивается и в настоящее время [1, 2].
География, будучи междисциплинарным и интегрированным предметом, изучает, как окружающую среду и социум, так и демографию, этнографию, географию транспорта, туризма, религий, культуры и многие другие направления. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться методике ее преподавания, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.
Поиск решений собственно экологических проблем позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания:
- между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
- между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся и требованиями к её повышению образовательной программой по географии;
- между богатым источником форм и методов развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов и недостаточным уровнем исследования данного вопроса.
Анализ выявленных противоречий позволил определить проблему исследования: каковы особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить особенности развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования - процесс развития экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Задачи исследования:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- определить практические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате традиций и обрядов среднеазиатских народов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение на уроках географии традиций и обрядов среднеазиатских народов будет способствовать развитию экологической культуры учащихся.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Становление экологической культуры - процесс очень сложный. Он протекает под воздействием многих факторов, отражает объективные и субъективные трудности развития личности.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Целью экологизации предмета географии является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. Практически все курсы географии имеют экологическую направленность. География способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и позволяет формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Целью экологизации предмета географии является формирование человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями. География является интегрированной дисциплиной, охватывающей естествоведческую и обществоведческую составляющие. Практически все курсы географии имеют экологическую направленность. География способна вобрать в себя знания из всех других учебных дисциплин, и позволяет формировать представление о многообразии мира, о взаимосвязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспектов единства природы и человека автоматически приводит нас к экологии.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.



