ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ ПО
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ В
ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность социального страхования и обеспечения и ее
нормативно - правовое регулирование 6
1.2. Государственные внебюджетные фонды и их роль в системе социального
страхования и обеспечения 16
1.3. Порядок учета и контроля расчетов по социальному страхованию и
обеспечению 28
2. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕЖДУРЕЧЬЕ» 43
2.1. Учет и отчетность расчетов по социальному страхованию и
обеспечению 43
2.2. Документальное оформление и внутренний контроль расчетов по
социальному страхованию и обеспечению 54
2.3. Совершенствование контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Каждый субъект экономических отношений в процессе своей деятельности находится под воздействием различного рода факторов, влияние которых может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Опасности природного, физического, экономического, социального характера должны учитываться в хозяйственной деятельности, поскольку непрерывность и бесперебойность являются важнейшими условиями нормального процесса воспроизводства в экономике. Хозяйствующий субъект для того, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства, должен защитить себя от различного рода опасностей, которые угрожают его здоровью и процессу производства. Обществу известны различные способы защиты от этих опасностей, и одним из таких способов является страхование.
Конституцией Российской Федерации гарантирована охрана труда и здоровье людей, а также выплаты социальных пособий. А именно статья 39 Конституции Российской Федерации определяет виды социальной защиты граждан Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Источником таких выплат являются страховые взносы, ежемесячно уплачиваемые всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими наемных работников, в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды занимают важное место в социальной защите и поддержке населения. Страховые фонды функционируют автономно от бюджета государства, образуются за счет специальных целевых отчислений, имеют определенную самостоятельность.
Исследование темы выпускной квалифицированной работы «Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в организации» является актуальным, поскольку эти расходы затрагивают затратную сторону деятельности организации и участвуют в исчислении обязательных страховых взносов. Знание данного раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он напрямую связан с интересами каждого.
Цель выпускной квалификационной работы - это изучение порядка учета и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению в ООО «Междуречье» и разработка предложений по их совершенствованию.
Задачи:
а) Определить экономическую сущность социального страхования и обеспечения и ее нормативно - правовое регулирование;
б) Рассмотреть государственные внебюджетные фонды и их роль в системе социального страхования;
в) Изучить порядок учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
г) Исследовать учет и отчетность по расчетам по социальному страхованию и обеспечению в ООО «Междуречье»;
д) Изучить документальное оформление и внутренний контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению в исследуемой организации;
е) Разработать предложения по совершенствованию учета и контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению в исследуемой организации и изменения с 2017 года.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает ООО «Междуречье».
Предметом исследования является бухгалтерский учет и контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, специализированные экономические издания, учебно - методическая литература, интернет - ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и пятнадцати приложений.
В первой главе рассмотрена экономическая сущность социального страхования и обеспечения, роль государственных внебюджетных фондов, а также порядок учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Во второй главе на основе бухгалтерского учета ООО «Междуречье» изучили учет и отчетность расчетов по социальному страхованию и обеспечению, документальное оформление расчетов и внутренний контроль в исследуемой организации, а также совершенствование контроля и изменения с 2017 года.
В приложениях представлены: основные характеристики социального страхования, основные формы социального страхования, структура государственных внебюджетных фондов, предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд социального страхования, тарифы страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, система пенсионного обеспечения, карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 год, расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, карточка счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», отчетность по форме РСВ - 1, СЗВ - М, 4 - ФСС, платежный календарь расчетов с
внебюджетными фондами.
Стержнем трудовых отношений между работником и работодателем являются отношения по поводу использования рабочей силы. Формой обеспечения интересов работника и работодателя стало обязательное социальное страхование, выступающее как метод воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая. Взносы являются обязательными и, как правило, составляют определенный процент от заработка работника. Участники страхования получают защиту от наступления социальных рисков, вероятность наступления которых очевидна и велика.
Суть обязательного социального страхования в следующем. Плательщик осуществляет регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФ РФ начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС РФ выплачивает пособие по больничному листу и так далее.
Все без исключения организации на заработную плату своих сотрудников начисляют страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
ООО «Междуречье» находится на общем режиме налогообложения и имеет следующие страховые тарифы: в ПФ РФ - 22%, ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%, ФФОМС - 5,1%, ФСС РФ от НС и ПЗ - 0,2%. Общая величина страховых взносов в ООО «Междуречье» составляет 30,2%.
Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению в соответствии с рабочим планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К данному счету в
открыты следующие субсчета: 69.01, 69.02.1, 69.02.2, 69.03.1, 69.11. Суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды отражаются по дебету тех же счетов, которые применяются при учете начисления зарплаты работникам. В ООО «Междуречье» все затраты по заработной плате учитываются на счете 20.01 «Основное производство».
С 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов осуществляют внебюджетные фонды.
Все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус работодателя, в том числе и данная организация, представляют следующие виды отчетности в ПФ РФ: форму РСВ - 1, СЗВ - М, и в ФСС РФ отчетность по форме 4 - ФСС.
Отрицательным фактом является то, что в ООО «Междуречье» отсутствует система внутреннего контроля, в том числе расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В результате чего были предложены рекомендации по совершенствованию контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению в исследуемой организации:
— Разработать систему внутреннего контроля, которая должна включать три основных элемента: контрольную среду, систему учета, средства контроля. В таблице 2.10 рассмотрены элементы системы внутреннего контроля.
— Поскольку в организации в качестве участников системы внутреннего контроля за полнотой и правильностью расчетов с внебюджетными фондами могут выступать руководитель и главный бухгалтер, то функции, которые они должны выполнять представили в таблице 2.11.
— Данной организации следует применять следующие процедуры внутреннего контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению, представленные в таблице 2.12, для выявления, предотвращения и предупреждения появления ошибок.
— Также рекомендуется в качестве одной из мер превентивного
контроля своевременности представления отчетности и перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды составлять платежный календарь расчетов с внебюджетными фондами в следующей форме, представленный в приложении Т.
— Кроме того, порядок организации и осуществления внутреннего контроля в ООО «Междуречье» следует оформить документально на бумажном носителе в виде приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов либо в электронном виде.
Грамотная организация внутреннего контроля расчетов по социальному страхованию и обеспечению, повышает достоверность бухгалтерской финансовой отчетности и позволяет избежать нарушений и разногласий при проведении аудита и ревизии различными контролирующими органами.
С 1 января 2017 года всех российских страхователей ожидает очередное новшество, а именно согласно Дорожной карте, разработанной ФНС, страховые взносы заменит единый социальный страховой сбор.
Таким образом, с 1 января 2017 года контролировать за уплатой единого социального страхового сбора, принимать отчетность по страховым взносам за периоды до 2017 года, а также проводить соответствующие камеральные и выездные проверки вместе с сотрудниками ФСС РФ и ПФ РФ будет федеральная налоговая служба. Данное нововведение связано с тем, что в январе текущего года Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил передать администрирование всех обязательных страховых взносов в один федеральный орган исполнительной власти. Реформа по отмене страховых взносов и введение ЕССС с 2017 года необходима для повышения собираемости страховых взносов.
1. О бухгалтерском учете [федеральный закон от 06.12.2011 № 402 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 04.11.2014.
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [федеральный закон от 24.07.2009 № 212 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 29.12.2015.
3. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [федеральный закон от 29.12.2006 № 255 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 09.03.2016.
4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [федеральный закон от 29.11.2010 № 326 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 01.01.2016.
5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [федеральный закон от 24.07.1998 № 125 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 29.12.2015.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [федеральный закон от 05.08.2000 № 117 - ФЗ] // Информ. - правов. система «Консультант плюс». - Версия от 05.04.2016.
7. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г. [Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265] // Информ. - правов. система «Консультант плюс».
8. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [Письмо Министерства Финансов Российской Федерации № ПЗ-11/2013] // Информ. - правов. Система «Консультант плюс».
9. Бахолдина И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / И.В. Бахолдина, Н.И. Голышева. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 320с.
10. Бондина Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Т.В. Зубкова, О.В. Лаврина, И.В. Павлова. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 418с.
11. Дадашева А.З. Финансы: учебник / А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА - М,
2016. - 178с.
12. Козлова Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: учебное пособие / Е.В. Козлова. М.: ИНФРА - М, 2016. - 256с.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий): учебник / Н.П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 584с.
14. Курбанов Р.А. Право социального обеспечения: учебник / Р.А. Курбанов, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 439с.
15. Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Т.С. Маслова. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 336с.
16. Мизиковский Е.А. Теория бухгалтерского учета: учебник / Е.А. Мизиковский, М.В. Мельник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 382с.
17. Никандрова Л.К. Бухгалтерский финансовый учет: учебник / Л.К. Никандрова, М.Д. Акатьева. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 277с.
18. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 124с.
19. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: учебник / В.Г. Павлюченко, А.С. Матвеева. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 480с.
20. Петров А.М. Финансовый учет и отчетность: учебник / А.М. Петров. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 464с.
21. Погорелова М.Я. Бухгалтерский (финансовый) учет (теория и практика): учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: РИОР: ИНФРА - М, 2015. - 331с.
22. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение (теория и практика): учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: РИОР: ИНФРА - М, 2015. - 205с.
23. Сидоров В.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / В.Е. Сидоров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 310с.
24. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / А.И. Тыщенко. - 3-е изд. - М.: РИОР: ИНФРА - М, 2016. - 203с.
25. Цыганова О.А Медицинское страхование: учебное пособие / О.А. Цыганова, И.В. Ившин. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 176с.
26. Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / В.И. Щербакова.
- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2015. - 352с.
27. Воскресенская Н.В., Внутренний контроль полноты и своевременности расчетов по налогам и сборам в малых предприятиях/ Н.В. Воскресенская //Вестник Чувашского университета. - 2007. - №3. - с.383-388.
28. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fss.ru (дата обращения: 14.04.2016).
29. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 16.04.2016).
30. Актион группа Главбух [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.glavbukh.ru(дата обращения: 16.04.2016).