ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.1. Понятие предпринимательство и его основные функции и
принципы 6
1.2. Малый и средний бизнес как экономический ресурс в разных
странах 16
1.3. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой
экономики 28
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 44
2.1. Интернационализация малого и среднего бизнеса, возникающие
проблемы и применяемые решения 44
2.2. Сравнительный анализ организационной структуры малого и
среднего бизнеса в России и зарубежных странах 51
2.3. Статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в
России 65
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 74
3.1. Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в
России 74
3.2. Рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения
бизнеса в России 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Бизнес представляет собой способ хозяйствования, который вследствие многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Изначально под предпринимателем понимали предприимчивого человека, действующего на рынке, а иногда просто энергичного, азартного, склонного к рискованным операциям человека. Позднее к предпринимательству стала относиться любая деятельность, направленная на увеличение прибыли и не запрещённая законом. Тем не менее, образование предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к 17 веку. Оно образовывалось сложно, сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения различных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе с формированием рыночных отношений.
Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) считается неотъемлемой частью любой развитой хозяйственной системы, без которой как экономика, так и общество в целом не смогут нормально функционировать и развиваться. Несмотря на то, что степень научно-технического и производственного развития всех экономически развитых стран относят к крупным предприятиям, тем не менее, фундаментом жизни этих государств является МСП, так как этот сектор имеет наиболее массовую, динамичную и гибкую форму деловой жизни. Это связано с большой социально-экономической важностью сектора малого и среднего бизнеса, который объединяет интересы основной части населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Массовость группы мелких собственников определяет социальную значимость малого бизнеса через владельцев МП и их наемных сотрудников, совокупная численность которых считается одной из наиболее значимых качественных характеристик любого государства с развитой рыночной экономикой. На эту группу работающего населения приходится основная масса потребителей через производство различных продуктов и услуг согласно быстро изменяющимся требованиям рынка. Высокая адаптируемость МСБ и массовый охват фактически во всех сферах рынка гарантируют стабильность развития экономики и способствуют устойчивости политического климата. Одной из причин благополучного развития малого и среднего бизнеса является то, что крупное производство не противопоставляется МСБ. В развитых странах приветствуется принцип кооперирования крупного, малого и среднего бизнеса, более того они взаимодополняют друг друга, особенно в области специализации отдельных производств и в инновационной сфере.
Крупный бизнес способствует повышению общехозяйственной эффективности с помощью экономии на масштабах деятельности, а малый и средний бизнес делает экономику гибкой, мобильной, способной к быстрым структурным и техническим изменениям.
Очевидно, что на всех уровнях развития малый и средний бизнес (далее МСБ) играет значительную роль, как в экономическом, так и в индустриальном развитии. МСБ формирует основу частного сектора, насчитывая 90% всех предприятий в мире и 55% рабочих мест. В развивающихся странах эта роль даже более влиятельна с тех пор как МСБ предлагает более реальные перспективы для роста в занятости и добавленной стоимости. Это равно применительно к странам с переходящей экономикой, где большие неэффективные государственные предприятия дают возможности роста малым и более эффективным частным предприятиям.
Актуальность выбранной темы объясняется значимостью МСБ, как для страны, так и для населения. От процветания и стабильного развития этого сектора в экономике зависит благополучие населения и государства в целом. Малый и средний бизнес - важное звено экономики, которому свойственна особая гибкость, мобильность и эффективность. Предпринимательство повышает материальный и духовный потенциал общества, обеспечивает подходящую почву для практической реализации способностей и талантов населения. МСБ обеспечивает благоприятный климат для оздоровления экономики, так как развивается конкурентная среда, повышается трудовая занятость, активнее происходят структурные изменения, увеличивается потребительский сектор. Помимо этого, рост МСБ в стране насыщает рынок товарами и услугами, повышает экспортный потенциал, более эффективно используются местные ресурсы. Малый и средний бизнес может возникать в любой сфере экономики как ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является особенной и важной чертой.
Целью диплома является исследование организации малого и среднего бизнеса в России и за рубежом и возможности использования зарубежного опыт в России.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать сущность малого и среднего бизнеса как сектора экономики;
2. Определить место и значение МСБ в условиях глобализации;
3. Провести анализ тенденций развития МСБ в мире;
4. Дать анализ современного состояния МСБ в России;
5. Сравнить организационную структуру МСБ в России и зарубежных странах;
6. Провести статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в России;
7. Определить проблемы и пути их решений в России.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; статистический анализ с помощью программы Gretl методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Объектом исследования является организация малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются проблемы организации и функционирования малого и среднего бизнеса в России и возможные пути его решения.
Малый и средний бизнес рассматривается как одна из движущих сил устойчивого экономического развития на местном уровне по всему миру. Он составляет основу экономики, стимулируя развитие частной собственности и предпринимательского потенциала, который благодаря своей гибкости может быстро адаптироваться к изменениям рынка, создавать рабочие места, диверсифицировать экономику и вносить вклад в торговый товарооборот. Именно МСБ может стать краеугольным камнем процесса развития стран с переходной экономикой.
В ходе работы было рассмотрено развитие понятия предпринимательства с точек зрения различных ученых-экономистов, его основные цели, мотивы, функции и признаки. Обобщая вывод по данному параграфу, необходимо сказать, что под предпринимательством следует понимать инициативную самостоятельную деятельность людей, с целью получения прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
В следующем параграфе малый и средний бизнес уже рассматривается как отдельная категория, роль которой экономисты определяют согласно своим экономическим учениям с разных точек зрения. Их мнения по некоторым вопросам расходятся, но в одном у них одно мнение: современная экономика ставит задачи формирования предприятия, способного решить проблемы, с которыми крупными монополии не в состоянии эффективно справиться, такими предприятиями являются предприятия малого и среднего бизнеса. В настоящее время в целом малый и средний бизнес характеризуется гибкостью, экономичностью, узкой специализацией и развитием регионального рынка. Также рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах, таких как США, Испания и Франция, где данный сектор наиболее развит. Несмотря на различия в критериях соотнесения к МСБ (в России, например, больше похожи на европейскую модель) в одном все государства похожи: они имеют многоуровневую государственную поддержку МСБ. Это говорит о понимании развитых стран значимости влияния МСП на экономику страны.
В параграфе малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики, МСБ рассматривается как самостоятельный сектор, несущий определённую экономическую и социальную ответственность, обладающий значительным инновационно-производственным и
экспортоориентированным потенциалом. Малый и средний бизнес в условиях глобализации оказывается более мобильным, способен оперативно адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурируют с крупным бизнесом. Говоря о МСБ в контексте глобализации нельзя не упомянуть о теориях международных экономических отношений относительно данного сектора. А. Смит и Д. Рикардо раскрыли экономическую сущность абсолютных и сравнительных преимуществ, а Э. Хекшер и Б. Олин выделили дополнительные причины движения предпринимательского капитала. Они обосновали международную торговлю, учитывая изобилие или редкость факторов производства, которые имеют различные страны. Однако вскоре в научном свете появилось опровержение теории Хекшера-Олина, которое впоследствии назвали парадоксом Леонтьева. Из его теории следует, что не имеет смысла определять всю совокупность факторов в капитале, земле, труде и организации. Необходимо учитывать наличие нескольких видов труда, иными словами предпринимательский потенциал. Майкл Портер заключил их в 4 составных свойства обстоятельств и причин образующих национальную среду, определяющую создание конкурентных преимуществ.
Также в параграфе рассмотрены тенденции развития малого и среднего бизнеса и его вклад в национальную экономику отдельных стран. Сравнительная статистика различных стран позволяет сделать вывод: чем более существенную роль играет в национальной экономике малый и средний бизнес, тем выше экономические показатели развития этой страны и конкурентоспособности её предприятий на мировом рынке. Развитие малого и среднего бизнеса не может происходить стихийно и требует от субъектов
малого и среднего бизнеса профессионального подхода к анализу рынка и повышению конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Главными приоритетами государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса в условиях глобализации экономики становится преимущественное стимулирование
высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, кооперации малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями и встраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Анализ состояния МСБ во время кризиса позволяет сказать, что данный сегмент достаточно устойчиво относится к кризисным явлениям.
Анализ второй главы начинается с рассмотрения интернационализации малого и среднего бизнеса. В современном мире никто не может изолироваться от глобальных тенденций, и для многих фирм, независимо от их размера, открылась возможность осуществлять операции за рубежом. Интернационализация - как стратегия расширения сферы деятельности за пределы своего государства - является серьезным шагом для фирм малого и среднего бизнеса. Как показывает статистика, все больше стран помогают своему малому и среднему бизнесу выйти на мировой уровень и как видно из отчетов это является весьма выгодным как для предпринимателей, так и для государств. Но не стоит забывать о проблемах выхода на зарубежные рынки. Стать активным на международном уровне, очевидно, хорошо для бизнеса и экономики в целом, но малые и средние предприятия сталкиваются с целым рядом внутренних и внешних барьеров, когда они входят в процесс интернационализации, в преодолении данных трудностей государство оказывает значительную поддержку своих предприятий. В настоящее время перед Россией стоит масштабная задача модернизации экономики и диверсификации экспорта с целью снижения зависимости от экспорта сырья, который достигает уже более 70% от всего российского экспорта.
С помощью правительства должно происходить изменение качественного состояния предпринимательства в России, которое включает повышение требований к прозрачности информации и качества корпоративного управления, а также подготовку новых специалистов в области интернационализации бизнеса.
В параграфе сравнительный анализ организационной структуры малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах даны основные характеристики МСБ российских и зарубежных компаний, а также их сравнение. Можно сделать вывод, что сектор малого и среднего бизнеса в России неуклонно растет с 2005 года, как с точки зрения числа малых и средних предприятий, так и с точки зрения их торгового оборота. Несмотря на этот рост, показатели уровня развития субъектов МСП у России в сравнении с другими ниже. Вместе с тем плотность малого и среднего бизнеса в России сопоставима с зарубежными странами, при этом средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом МСП, заметно уступает уровню развитых стран. Также в параграфе рассмотрена структура поддержки малого и среднего бизнеса в России, Франции, Италии и Великобритании. В целом, можно сделать вывод, что основные направления государственной поддержки данных стран являются совершенствование налогообложения, разработка законодательных актов и норм, финансовая поддержка и формирование механизмов консультирования и поддержки.
В статистическом прогнозе развития малого и среднего бизнеса в России было отобрано 3 фактора, которые имеют влияние на развитие сектора малого и среднего бизнеса. В качестве показателя, отражающего это развитие был взят количественный показатель числа малых и средних предприятий. В ходе работы был составлен прогноз для 3 влияющих показателей инвестиции в основной капитал, экспорт импорт. На основе полученных данных был рассчитан прогноз на 2016-2018 гг., который показал, что в ближайшие 3 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства будет стабильно расти, что говорит о возможной экономической стабилизации России. Как говорилось ранее, именно малый и средний бизнес является опорой и двигателем движения экономики во время кризиса, поэтому рост числа МСП возможно станет ключевым звеном в создании благоприятного экономического климата в России благодаря увеличению товаров ВДС и расширению специализации производства созданию новых рабочих мест.
Глава 3 включает в себя основные Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в России и рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения бизнеса в России. К проблемам, негативно сказывающимся на развитии сектора, в первую очередь, необходимо отнести проблемы доступа к источникам финансирования деятельности, нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора, сохранение высокого уровня административных барьеров и проблемы в нахождении рынков сбыта продукции. Следствием этих проблем является сравнительно невысокая доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового внутреннего и регионального продукта.
Рекомендации по развитию МСБ включают практические меры господдержки, которые в общем можно разделить на направления: создание упорядоченной системы во внешней среде малого и среднего предпринимательства; осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего в случае обеспечения прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий и организационное улучшение системы господдержки.
Современный экономический кризис неизбежно повлечёт за собой в ближайшие годы ослабление конкурентных позиции большинства российских компаний на зарубежном рынке. Тем не менее, совокупные усилия без бизнеса и правительства должны быть направлены на то, чтобы за этой вынужденной паузой последовал переход к широкому использованию процессов интернационализации отечественного бизнеса, которые ознаменует вступление экономики России на инновационный путь развития и достижения ею высокого уровня конкурентоспособности.
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №31. - С. 10
2. Федеральный закон о предпринимательской деятельности от 6 июля 2007 года, Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства - С. 21
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014
года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» - С.86-88
4. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (ред. от 29.03.2016) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» - С.123, 126, 130.
5. Министерство экономического развития РФ «Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу» - С. 43, 60-62
Монографии
6. Алимова Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. // Вопросы экономики. 2015. №11. - С. 21
7. А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2013. - С. 13
8. Гражданкин, В. А. Малое предпринимательство в современных условиях: монография / под ред. А.Б. Крутика. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2015. - С. 30, 203
9. Калугин Н. Д. Стратегия и структура российских предприятий. - М.: Прогресс, 2013 - С. 25
10. Г. Б. Клейнер «Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики»: Наука, 2013 - С. 21
11. Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2016. - С. 24
12. Ю. Н. Нестеренко «Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России - М.: Издательский центр РГТУ, 2014 - С. 36
13. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. -2012. - № 4 - С. 48
14. Ханцуан Лин «Исследование механизма развития малого и среднего бизнеса» - Пекин : Коммерч. Изд-во КНР, 2014
15. В. П. Шуйский «Целесообразность дифференцированной активизации процесса транснационализации российских компаний // Российский внешнеэкономический вестник, №3, 2013 - С. 64
Статьи в сборниках
16. Крючков Л.Я., Слепцов Л.Д. Малое и среднее инновационное
предпринимательство: условия развития и международные отношения, Социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. гос. ун-т. 2015. - С. 6
17. Д. А. Плетнёв, Е.В. Николаева, А. Кампа «Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах» Челябинский государственный университет, сб. стат. - С. 5
18. Лю Сяомэй Научная статья из научного журнала «Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого», , 2014 г. С. 3-4
19. Dr. Sarwar Hobohm Journal of World Business №4 «Small and Medium-sized Enterprises in economic development: the UNIDO experience» 2016 - С. 22
20. Пленарное заседание IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий
21. Малое предпринимательство в Российской Федерации и Европейском союзе на современном этапе развития глобальной экономики: аналитический отчет / Enterprise Europe Network. - Москва, Gate2Rubin, 2015 - С. 45
22. Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Статистический
сборник. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба статистики, ГУ-ВШЭ. Санкт-Петербург: Издательство ГУ - ВШЭ
23. Малый бизнес и официальная поддержка сектора. Информационно- аналитический сборник Национального института системных исследований проблем предпринимательства. - М., 2015
24. Г. Н. Франковская «Тенденции развития малого и среднего бизнеса в мировой экономике» // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - №3 С. - 11
25.Экспресс-анализ эффективности программ поддержки МСП (KPMG, 2014), Росстат.
Статьи в периодических изданиях
26. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. — A World Bank Group Corporate Flagship, 2015.
27. European Investment Bank’s research «Small and Medium Entrepreneurship in Russia» 2015 С. 12, 20
28. The Edinburgh Group's research: «Growing the global economy through SMEs» 2015 С. 30-31
29.OECD’s report: “Small and Medium-sized Enterprises: Local Strength, Global Reach», 2016 С. 23-25
30. PwC’s report: «Doing business and investing in the Russian Federation» 2015
31. International Labour Organization's research: «Micro, Small and Medium-sized Enterprises and the Global Economic Crisis Impacts and Policy Responses», 2015 - С. 10
32. Serbian Journal of Management 5(1) «Effects of the global economic crisis on small and medium enterprises» 2015 С. 8
33. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. - ЭКО № 8, 2012. - С. 145
34. Виленский А.В. Особенности малых и средних предприятий в России // Экономический журнал «Экономика: вчера, сегодня, завтра» 2015 - С. 12
35. Ежегодный доклад Международного Банка Расчетов «81st BIS Annual Report 2012/13» С. 4
36. Жилинский С.Э. Еще раз о том, что не дает расти малому бизнесу // «Российская Федерация сегодня» 26.07.2014. - №014
37. Малый бизнес становится частью региональной политики // Банковское дело. -2011. - № 8 - С. 61.
38. Орлов О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?//Вопросы экономики, №10, 2014 - С. 3
39. Nadine Levratto «Medium-sized Enterprises in France» 2015, - С. 6
40. S. H. Lee, P. W. Beamish, J. H. Parc Journal of World Business №4 “Strategic choice during economic crisis: domestic market position, orginzational capabilities and export flexibility /, 2016 - С. 12
41. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг. Региональные диспропорции / Аналитический центр ОАО «МСП Банк». — М., 2014.
42. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2012 - С. 15
Учебники и учебные пособия
43. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. - М.: Консалтбанкир, 2012 - С. 134.
44. Ж.Б.Сей «Трактат политической экономии» Экономические софизмы. Экономические гармонии / Ф. Бастиа — М.: Дело, 2010. - С. 32.
45. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. - М.: Флинт, 2013 - С.102
46. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / М.Г Лапуста, Ю.Л. Старостин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 205
47. Д. Речмен и М. Нескон «Современный бизнес»: учебник. В 2-х тт. Пер. с англ. М. Республика 2011 г. - С. 205
48. А. Хоскинг «Курс предпринимательства»: Практическое пособие: Пер. С англ. - М.: Международные. Отношения, 2010. - Гл. 2. - С.86
49. Чепурин М.Н, «Курс экономической теории «Эссе о природе торговли вообще» Р. Кантильон» М.: Издательский центр «Академия», 2009 - С. 86.
50. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг Москва 2008 - С. 401
Электронные ресурсы
51. Данные с федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс] / Сайт федеральной службы государственной статистики - URL: http:ZZwww.gks.ru/
52. Данные с федерального портала малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Сайт федерального портала малого и среднего предпринимательства - URL: http:ZZsmb.gov.ru/statisticsZofficialdataZ
53. Предпринимательский климат в России. Индекс ОПОРЫ 2015
[Электронный ресурс] / Сайт Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», 2012. - URL: http: //www.mediakrug.ru/upload/image/opora_ros/pdf/DG01-13.pdf.
54. Main Science and Technology Indicators [Электронный ресурс] / Сайт OECD - URL: http://www.oecd.org/dataoecd/52/43/43143328.pdf.
55. Данные американского федерального портала малого и среднего
предпринимательства [Электронный ресурс] / Сайт Администрации Малого Бизнеса при Президенте США - URL:
http://www.sba.gov/aboutsba/
56. Данные немецкого федерального портала малого и среднего
предпринимательства [Электронный ресурс] / Сайт генерального
Директората малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий Германии - URL:
http://www.bmwi.de/Homepage/English%20pages/The%20ministry/DG08.jsp
57.Summary of Size Standards by Industry [Электронный ресурс] / Сайт the U.S. Small Business Administration - URL:
http://www.sba.gov/content/summary-size-standards-industry
58.A. V. Vilenskii. Features of small and medium-sized enterprises in Russia [Электронный ресурс] / Сайт журнала «Экономика: вчера, сегодня, завтра» - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2014-
6/2-vilenskii.pdf
59.Small and Medium Entrepreneurship in Russia [Электронный ресурс] / Сайт European Investment Bank - URL:
http://www.eib.org/attachments/efs/econ_study_small_and_medium_entreprene urship_in_russia_en.pdf
60. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / Сайт фонда поддержки предпринимательства - URL: http://www.kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php
61. Main Science and Economic Indicators [Электронный ресурс] / Сайт OECD - URL: http://www.oecd.org/dataoecd/52/43/43143328.pdf
62. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой
[Электронный ресурс] / Сайт Экономической комиссии ООН для Европы - URL: http://www.unece.org/indust/sme/ece-sme.htm
63. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] /
Сайт федеральной службы государственной статистики - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics —
64. В. Н. Мылов. Малый бизнес. Поддержка и развитие малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / Сайт журнала «Экономический вестник» - URL: http: //www.fondzao .ru/smallnews68. shtml.
65.Small business administration [Электронный ресурс] / Сайт European Investment Bank - URL: http:// www. s -bagov/ aboutsba/ sbaprograms/ sbir/ index. html