Особенности организации малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт и возможности его использования в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.1. Понятие предпринимательство и его основные функции и
принципы 6
1.2. Малый и средний бизнес как экономический ресурс в разных
странах 16
1.3. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой
экономики 28
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 44
2.1. Интернационализация малого и среднего бизнеса, возникающие
проблемы и применяемые решения 44
2.2. Сравнительный анализ организационной структуры малого и
среднего бизнеса в России и зарубежных странах 51
2.3. Статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в
России 65
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 74
3.1. Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в
России 74
3.2. Рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения
бизнеса в России 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.1. Понятие предпринимательство и его основные функции и
принципы 6
1.2. Малый и средний бизнес как экономический ресурс в разных
странах 16
1.3. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой
экономики 28
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 44
2.1. Интернационализация малого и среднего бизнеса, возникающие
проблемы и применяемые решения 44
2.2. Сравнительный анализ организационной структуры малого и
среднего бизнеса в России и зарубежных странах 51
2.3. Статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в
России 65
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 74
3.1. Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в
России 74
3.2. Рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения
бизнеса в России 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Бизнес представляет собой способ хозяйствования, который вследствие многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Изначально под предпринимателем понимали предприимчивого человека, действующего на рынке, а иногда просто энергичного, азартного, склонного к рискованным операциям человека. Позднее к предпринимательству стала относиться любая деятельность, направленная на увеличение прибыли и не запрещённая законом. Тем не менее, образование предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к 17 веку. Оно образовывалось сложно, сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения различных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе с формированием рыночных отношений.
Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) считается неотъемлемой частью любой развитой хозяйственной системы, без которой как экономика, так и общество в целом не смогут нормально функционировать и развиваться. Несмотря на то, что степень научно-технического и производственного развития всех экономически развитых стран относят к крупным предприятиям, тем не менее, фундаментом жизни этих государств является МСП, так как этот сектор имеет наиболее массовую, динамичную и гибкую форму деловой жизни. Это связано с большой социально-экономической важностью сектора малого и среднего бизнеса, который объединяет интересы основной части населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Массовость группы мелких собственников определяет социальную значимость малого бизнеса через владельцев МП и их наемных сотрудников, совокупная численность которых считается одной из наиболее значимых качественных характеристик любого государства с развитой рыночной экономикой. На эту группу работающего населения приходится основная масса потребителей через производство различных продуктов и услуг согласно быстро изменяющимся требованиям рынка. Высокая адаптируемость МСБ и массовый охват фактически во всех сферах рынка гарантируют стабильность развития экономики и способствуют устойчивости политического климата. Одной из причин благополучного развития малого и среднего бизнеса является то, что крупное производство не противопоставляется МСБ. В развитых странах приветствуется принцип кооперирования крупного, малого и среднего бизнеса, более того они взаимодополняют друг друга, особенно в области специализации отдельных производств и в инновационной сфере.
Крупный бизнес способствует повышению общехозяйственной эффективности с помощью экономии на масштабах деятельности, а малый и средний бизнес делает экономику гибкой, мобильной, способной к быстрым структурным и техническим изменениям.
Очевидно, что на всех уровнях развития малый и средний бизнес (далее МСБ) играет значительную роль, как в экономическом, так и в индустриальном развитии. МСБ формирует основу частного сектора, насчитывая 90% всех предприятий в мире и 55% рабочих мест. В развивающихся странах эта роль даже более влиятельна с тех пор как МСБ предлагает более реальные перспективы для роста в занятости и добавленной стоимости. Это равно применительно к странам с переходящей экономикой, где большие неэффективные государственные предприятия дают возможности роста малым и более эффективным частным предприятиям.
Актуальность выбранной темы объясняется значимостью МСБ, как для страны, так и для населения. От процветания и стабильного развития этого сектора в экономике зависит благополучие населения и государства в целом. Малый и средний бизнес - важное звено экономики, которому свойственна особая гибкость, мобильность и эффективность. Предпринимательство повышает материальный и духовный потенциал общества, обеспечивает подходящую почву для практической реализации способностей и талантов населения. МСБ обеспечивает благоприятный климат для оздоровления экономики, так как развивается конкурентная среда, повышается трудовая занятость, активнее происходят структурные изменения, увеличивается потребительский сектор. Помимо этого, рост МСБ в стране насыщает рынок товарами и услугами, повышает экспортный потенциал, более эффективно используются местные ресурсы. Малый и средний бизнес может возникать в любой сфере экономики как ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является особенной и важной чертой.
Целью диплома является исследование организации малого и среднего бизнеса в России и за рубежом и возможности использования зарубежного опыт в России.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать сущность малого и среднего бизнеса как сектора экономики;
2. Определить место и значение МСБ в условиях глобализации;
3. Провести анализ тенденций развития МСБ в мире;
4. Дать анализ современного состояния МСБ в России;
5. Сравнить организационную структуру МСБ в России и зарубежных странах;
6. Провести статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в России;
7. Определить проблемы и пути их решений в России.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; статистический анализ с помощью программы Gretl методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Объектом исследования является организация малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются проблемы организации и функционирования малого и среднего бизнеса в России и возможные пути его решения.
Сектор малых и средних предприятий (далее МСП) считается неотъемлемой частью любой развитой хозяйственной системы, без которой как экономика, так и общество в целом не смогут нормально функционировать и развиваться. Несмотря на то, что степень научно-технического и производственного развития всех экономически развитых стран относят к крупным предприятиям, тем не менее, фундаментом жизни этих государств является МСП, так как этот сектор имеет наиболее массовую, динамичную и гибкую форму деловой жизни. Это связано с большой социально-экономической важностью сектора малого и среднего бизнеса, который объединяет интересы основной части населения, вовлеченной в повседневную трудовую деятельность. Массовость группы мелких собственников определяет социальную значимость малого бизнеса через владельцев МП и их наемных сотрудников, совокупная численность которых считается одной из наиболее значимых качественных характеристик любого государства с развитой рыночной экономикой. На эту группу работающего населения приходится основная масса потребителей через производство различных продуктов и услуг согласно быстро изменяющимся требованиям рынка. Высокая адаптируемость МСБ и массовый охват фактически во всех сферах рынка гарантируют стабильность развития экономики и способствуют устойчивости политического климата. Одной из причин благополучного развития малого и среднего бизнеса является то, что крупное производство не противопоставляется МСБ. В развитых странах приветствуется принцип кооперирования крупного, малого и среднего бизнеса, более того они взаимодополняют друг друга, особенно в области специализации отдельных производств и в инновационной сфере.
Крупный бизнес способствует повышению общехозяйственной эффективности с помощью экономии на масштабах деятельности, а малый и средний бизнес делает экономику гибкой, мобильной, способной к быстрым структурным и техническим изменениям.
Очевидно, что на всех уровнях развития малый и средний бизнес (далее МСБ) играет значительную роль, как в экономическом, так и в индустриальном развитии. МСБ формирует основу частного сектора, насчитывая 90% всех предприятий в мире и 55% рабочих мест. В развивающихся странах эта роль даже более влиятельна с тех пор как МСБ предлагает более реальные перспективы для роста в занятости и добавленной стоимости. Это равно применительно к странам с переходящей экономикой, где большие неэффективные государственные предприятия дают возможности роста малым и более эффективным частным предприятиям.
Актуальность выбранной темы объясняется значимостью МСБ, как для страны, так и для населения. От процветания и стабильного развития этого сектора в экономике зависит благополучие населения и государства в целом. Малый и средний бизнес - важное звено экономики, которому свойственна особая гибкость, мобильность и эффективность. Предпринимательство повышает материальный и духовный потенциал общества, обеспечивает подходящую почву для практической реализации способностей и талантов населения. МСБ обеспечивает благоприятный климат для оздоровления экономики, так как развивается конкурентная среда, повышается трудовая занятость, активнее происходят структурные изменения, увеличивается потребительский сектор. Помимо этого, рост МСБ в стране насыщает рынок товарами и услугами, повышает экспортный потенциал, более эффективно используются местные ресурсы. Малый и средний бизнес может возникать в любой сфере экономики как ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является особенной и важной чертой.
Целью диплома является исследование организации малого и среднего бизнеса в России и за рубежом и возможности использования зарубежного опыт в России.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать сущность малого и среднего бизнеса как сектора экономики;
2. Определить место и значение МСБ в условиях глобализации;
3. Провести анализ тенденций развития МСБ в мире;
4. Дать анализ современного состояния МСБ в России;
5. Сравнить организационную структуру МСБ в России и зарубежных странах;
6. Провести статистический прогноз развития малого и среднего бизнеса в России;
7. Определить проблемы и пути их решений в России.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; статистический анализ с помощью программы Gretl методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Объектом исследования является организация малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются проблемы организации и функционирования малого и среднего бизнеса в России и возможные пути его решения.
Малый и средний бизнес рассматривается как одна из движущих сил устойчивого экономического развития на местном уровне по всему миру. Он составляет основу экономики, стимулируя развитие частной собственности и предпринимательского потенциала, который благодаря своей гибкости может быстро адаптироваться к изменениям рынка, создавать рабочие места, диверсифицировать экономику и вносить вклад в торговый товарооборот. Именно МСБ может стать краеугольным камнем процесса развития стран с переходной экономикой.
В ходе работы было рассмотрено развитие понятия предпринимательства с точек зрения различных ученых-экономистов, его основные цели, мотивы, функции и признаки. Обобщая вывод по данному параграфу, необходимо сказать, что под предпринимательством следует понимать инициативную самостоятельную деятельность людей, с целью получения прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
В следующем параграфе малый и средний бизнес уже рассматривается как отдельная категория, роль которой экономисты определяют согласно своим экономическим учениям с разных точек зрения. Их мнения по некоторым вопросам расходятся, но в одном у них одно мнение: современная экономика ставит задачи формирования предприятия, способного решить проблемы, с которыми крупными монополии не в состоянии эффективно справиться, такими предприятиями являются предприятия малого и среднего бизнеса. В настоящее время в целом малый и средний бизнес характеризуется гибкостью, экономичностью, узкой специализацией и развитием регионального рынка. Также рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах, таких как США, Испания и Франция, где данный сектор наиболее развит. Несмотря на различия в критериях соотнесения к МСБ (в России, например, больше похожи на европейскую модель) в одном все государства похожи: они имеют многоуровневую государственную поддержку МСБ. Это говорит о понимании развитых стран значимости влияния МСП на экономику страны.
В параграфе малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики, МСБ рассматривается как самостоятельный сектор, несущий определённую экономическую и социальную ответственность, обладающий значительным инновационно-производственным и
экспортоориентированным потенциалом. Малый и средний бизнес в условиях глобализации оказывается более мобильным, способен оперативно адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурируют с крупным бизнесом. Говоря о МСБ в контексте глобализации нельзя не упомянуть о теориях международных экономических отношений относительно данного сектора. А. Смит и Д. Рикардо раскрыли экономическую сущность абсолютных и сравнительных преимуществ, а Э. Хекшер и Б. Олин выделили дополнительные причины движения предпринимательского капитала. Они обосновали международную торговлю, учитывая изобилие или редкость факторов производства, которые имеют различные страны. Однако вскоре в научном свете появилось опровержение теории Хекшера-Олина, которое впоследствии назвали парадоксом Леонтьева. Из его теории следует, что не имеет смысла определять всю совокупность факторов в капитале, земле, труде и организации. Необходимо учитывать наличие нескольких видов труда, иными словами предпринимательский потенциал. Майкл Портер заключил их в 4 составных свойства обстоятельств и причин образующих национальную среду, определяющую создание конкурентных преимуществ.
Также в параграфе рассмотрены тенденции развития малого и среднего бизнеса и его вклад в национальную экономику отдельных стран. Сравнительная статистика различных стран позволяет сделать вывод: чем более существенную роль играет в национальной экономике малый и средний бизнес, тем выше экономические показатели развития этой страны и конкурентоспособности её предприятий на мировом рынке. Развитие малого и среднего бизнеса не может происходить стихийно и требует от субъектов
малого и среднего бизнеса профессионального подхода к анализу рынка и повышению конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Главными приоритетами государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса в условиях глобализации экономики становится преимущественное стимулирование
высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, кооперации малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями и встраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Анализ состояния МСБ во время кризиса позволяет сказать, что данный сегмент достаточно устойчиво относится к кризисным явлениям.
Анализ второй главы начинается с рассмотрения интернационализации малого и среднего бизнеса. В современном мире никто не может изолироваться от глобальных тенденций, и для многих фирм, независимо от их размера, открылась возможность осуществлять операции за рубежом. Интернационализация - как стратегия расширения сферы деятельности за пределы своего государства - является серьезным шагом для фирм малого и среднего бизнеса. Как показывает статистика, все больше стран помогают своему малому и среднему бизнесу выйти на мировой уровень и как видно из отчетов это является весьма выгодным как для предпринимателей, так и для государств. Но не стоит забывать о проблемах выхода на зарубежные рынки. Стать активным на международном уровне, очевидно, хорошо для бизнеса и экономики в целом, но малые и средние предприятия сталкиваются с целым рядом внутренних и внешних барьеров, когда они входят в процесс интернационализации, в преодолении данных трудностей государство оказывает значительную поддержку своих предприятий. В настоящее время перед Россией стоит масштабная задача модернизации экономики и диверсификации экспорта с целью снижения зависимости от экспорта сырья, который достигает уже более 70% от всего российского экспорта.
С помощью правительства должно происходить изменение качественного состояния предпринимательства в России, которое включает повышение требований к прозрачности информации и качества корпоративного управления, а также подготовку новых специалистов в области интернационализации бизнеса.
В параграфе сравнительный анализ организационной структуры малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах даны основные характеристики МСБ российских и зарубежных компаний, а также их сравнение. Можно сделать вывод, что сектор малого и среднего бизнеса в России неуклонно растет с 2005 года, как с точки зрения числа малых и средних предприятий, так и с точки зрения их торгового оборота. Несмотря на этот рост, показатели уровня развития субъектов МСП у России в сравнении с другими ниже. Вместе с тем плотность малого и среднего бизнеса в России сопоставима с зарубежными странами, при этом средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом МСП, заметно уступает уровню развитых стран. Также в параграфе рассмотрена структура поддержки малого и среднего бизнеса в России, Франции, Италии и Великобритании. В целом, можно сделать вывод, что основные направления государственной поддержки данных стран являются совершенствование налогообложения, разработка законодательных актов и норм, финансовая поддержка и формирование механизмов консультирования и поддержки.
В статистическом прогнозе развития малого и среднего бизнеса в России было отобрано 3 фактора, которые имеют влияние на развитие сектора малого и среднего бизнеса. В качестве показателя, отражающего это развитие был взят количественный показатель числа малых и средних предприятий. В ходе работы был составлен прогноз для 3 влияющих показателей инвестиции в основной капитал, экспорт импорт. На основе полученных данных был рассчитан прогноз на 2016-2018 гг., который показал, что в ближайшие 3 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства будет стабильно расти, что говорит о возможной экономической стабилизации России. Как говорилось ранее, именно малый и средний бизнес является опорой и двигателем движения экономики во время кризиса, поэтому рост числа МСП возможно станет ключевым звеном в создании благоприятного экономического климата в России благодаря увеличению товаров ВДС и расширению специализации производства созданию новых рабочих мест.
Глава 3 включает в себя основные Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в России и рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения бизнеса в России. К проблемам, негативно сказывающимся на развитии сектора, в первую очередь, необходимо отнести проблемы доступа к источникам финансирования деятельности, нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора, сохранение высокого уровня административных барьеров и проблемы в нахождении рынков сбыта продукции. Следствием этих проблем является сравнительно невысокая доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового внутреннего и регионального продукта.
Рекомендации по развитию МСБ включают практические меры господдержки, которые в общем можно разделить на направления: создание упорядоченной системы во внешней среде малого и среднего предпринимательства; осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего в случае обеспечения прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий и организационное улучшение системы господдержки.
Современный экономический кризис неизбежно повлечёт за собой в ближайшие годы ослабление конкурентных позиции большинства российских компаний на зарубежном рынке. Тем не менее, совокупные усилия без бизнеса и правительства должны быть направлены на то, чтобы за этой вынужденной паузой последовал переход к широкому использованию процессов интернационализации отечественного бизнеса, которые ознаменует вступление экономики России на инновационный путь развития и достижения ею высокого уровня конкурентоспособности.
В ходе работы было рассмотрено развитие понятия предпринимательства с точек зрения различных ученых-экономистов, его основные цели, мотивы, функции и признаки. Обобщая вывод по данному параграфу, необходимо сказать, что под предпринимательством следует понимать инициативную самостоятельную деятельность людей, с целью получения прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
В следующем параграфе малый и средний бизнес уже рассматривается как отдельная категория, роль которой экономисты определяют согласно своим экономическим учениям с разных точек зрения. Их мнения по некоторым вопросам расходятся, но в одном у них одно мнение: современная экономика ставит задачи формирования предприятия, способного решить проблемы, с которыми крупными монополии не в состоянии эффективно справиться, такими предприятиями являются предприятия малого и среднего бизнеса. В настоящее время в целом малый и средний бизнес характеризуется гибкостью, экономичностью, узкой специализацией и развитием регионального рынка. Также рассмотрено состояние малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах, таких как США, Испания и Франция, где данный сектор наиболее развит. Несмотря на различия в критериях соотнесения к МСБ (в России, например, больше похожи на европейскую модель) в одном все государства похожи: они имеют многоуровневую государственную поддержку МСБ. Это говорит о понимании развитых стран значимости влияния МСП на экономику страны.
В параграфе малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики, МСБ рассматривается как самостоятельный сектор, несущий определённую экономическую и социальную ответственность, обладающий значительным инновационно-производственным и
экспортоориентированным потенциалом. Малый и средний бизнес в условиях глобализации оказывается более мобильным, способен оперативно адаптироваться к изменениям конъюнктуры рынка, активно внедряет новые технологии, нередко успешно конкурируют с крупным бизнесом. Говоря о МСБ в контексте глобализации нельзя не упомянуть о теориях международных экономических отношений относительно данного сектора. А. Смит и Д. Рикардо раскрыли экономическую сущность абсолютных и сравнительных преимуществ, а Э. Хекшер и Б. Олин выделили дополнительные причины движения предпринимательского капитала. Они обосновали международную торговлю, учитывая изобилие или редкость факторов производства, которые имеют различные страны. Однако вскоре в научном свете появилось опровержение теории Хекшера-Олина, которое впоследствии назвали парадоксом Леонтьева. Из его теории следует, что не имеет смысла определять всю совокупность факторов в капитале, земле, труде и организации. Необходимо учитывать наличие нескольких видов труда, иными словами предпринимательский потенциал. Майкл Портер заключил их в 4 составных свойства обстоятельств и причин образующих национальную среду, определяющую создание конкурентных преимуществ.
Также в параграфе рассмотрены тенденции развития малого и среднего бизнеса и его вклад в национальную экономику отдельных стран. Сравнительная статистика различных стран позволяет сделать вывод: чем более существенную роль играет в национальной экономике малый и средний бизнес, тем выше экономические показатели развития этой страны и конкурентоспособности её предприятий на мировом рынке. Развитие малого и среднего бизнеса не может происходить стихийно и требует от субъектов
малого и среднего бизнеса профессионального подхода к анализу рынка и повышению конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Главными приоритетами государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса в условиях глобализации экономики становится преимущественное стимулирование
высокотехнологичной и наукоемкой деятельности, кооперации малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями и встраивание отечественных предприятий в технологические цепочки глобальной экономики с целью повышения конкурентоспособности отечественных производств. Анализ состояния МСБ во время кризиса позволяет сказать, что данный сегмент достаточно устойчиво относится к кризисным явлениям.
Анализ второй главы начинается с рассмотрения интернационализации малого и среднего бизнеса. В современном мире никто не может изолироваться от глобальных тенденций, и для многих фирм, независимо от их размера, открылась возможность осуществлять операции за рубежом. Интернационализация - как стратегия расширения сферы деятельности за пределы своего государства - является серьезным шагом для фирм малого и среднего бизнеса. Как показывает статистика, все больше стран помогают своему малому и среднему бизнесу выйти на мировой уровень и как видно из отчетов это является весьма выгодным как для предпринимателей, так и для государств. Но не стоит забывать о проблемах выхода на зарубежные рынки. Стать активным на международном уровне, очевидно, хорошо для бизнеса и экономики в целом, но малые и средние предприятия сталкиваются с целым рядом внутренних и внешних барьеров, когда они входят в процесс интернационализации, в преодолении данных трудностей государство оказывает значительную поддержку своих предприятий. В настоящее время перед Россией стоит масштабная задача модернизации экономики и диверсификации экспорта с целью снижения зависимости от экспорта сырья, который достигает уже более 70% от всего российского экспорта.
С помощью правительства должно происходить изменение качественного состояния предпринимательства в России, которое включает повышение требований к прозрачности информации и качества корпоративного управления, а также подготовку новых специалистов в области интернационализации бизнеса.
В параграфе сравнительный анализ организационной структуры малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах даны основные характеристики МСБ российских и зарубежных компаний, а также их сравнение. Можно сделать вывод, что сектор малого и среднего бизнеса в России неуклонно растет с 2005 года, как с точки зрения числа малых и средних предприятий, так и с точки зрения их торгового оборота. Несмотря на этот рост, показатели уровня развития субъектов МСП у России в сравнении с другими ниже. Вместе с тем плотность малого и среднего бизнеса в России сопоставима с зарубежными странами, при этом средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом МСП, заметно уступает уровню развитых стран. Также в параграфе рассмотрена структура поддержки малого и среднего бизнеса в России, Франции, Италии и Великобритании. В целом, можно сделать вывод, что основные направления государственной поддержки данных стран являются совершенствование налогообложения, разработка законодательных актов и норм, финансовая поддержка и формирование механизмов консультирования и поддержки.
В статистическом прогнозе развития малого и среднего бизнеса в России было отобрано 3 фактора, которые имеют влияние на развитие сектора малого и среднего бизнеса. В качестве показателя, отражающего это развитие был взят количественный показатель числа малых и средних предприятий. В ходе работы был составлен прогноз для 3 влияющих показателей инвестиции в основной капитал, экспорт импорт. На основе полученных данных был рассчитан прогноз на 2016-2018 гг., который показал, что в ближайшие 3 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства будет стабильно расти, что говорит о возможной экономической стабилизации России. Как говорилось ранее, именно малый и средний бизнес является опорой и двигателем движения экономики во время кризиса, поэтому рост числа МСП возможно станет ключевым звеном в создании благоприятного экономического климата в России благодаря увеличению товаров ВДС и расширению специализации производства созданию новых рабочих мест.
Глава 3 включает в себя основные Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса в России и рекомендации по развитию и внедрению зарубежного опыта ведения бизнеса в России. К проблемам, негативно сказывающимся на развитии сектора, в первую очередь, необходимо отнести проблемы доступа к источникам финансирования деятельности, нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора, сохранение высокого уровня административных барьеров и проблемы в нахождении рынков сбыта продукции. Следствием этих проблем является сравнительно невысокая доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового внутреннего и регионального продукта.
Рекомендации по развитию МСБ включают практические меры господдержки, которые в общем можно разделить на направления: создание упорядоченной системы во внешней среде малого и среднего предпринимательства; осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего в случае обеспечения прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий и организационное улучшение системы господдержки.
Современный экономический кризис неизбежно повлечёт за собой в ближайшие годы ослабление конкурентных позиции большинства российских компаний на зарубежном рынке. Тем не менее, совокупные усилия без бизнеса и правительства должны быть направлены на то, чтобы за этой вынужденной паузой последовал переход к широкому использованию процессов интернационализации отечественного бизнеса, которые ознаменует вступление экономики России на инновационный путь развития и достижения ею высокого уровня конкурентоспособности.
Подобные работы
- Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса (Алтайский Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В СИСТЕМЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Стратегический менеджмент в малом бизнесе (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, стратегический менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА
ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ
АТР (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КНР, ЯПОНИИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



