Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Понятие электронной банковской деятельности и интернет-банкинга 6
1.2. Характеристика банковских операций, проводимых с помощью
интернет-технологий 14
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В
СОВРЕМЕННОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ 22
2.1. Современное состояния интернет-банкинга в России 22
2.2. Анализ предоставления электронных банковских услуг в сети
интернет на примере ПАО «АК БАРС» БАНК 35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ 45
3.1. Особенности развития электронных банковских услуг на российском
рынке 45
3.2. Перспективы развития использования интернет-технологий в
банковской деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В
БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Понятие электронной банковской деятельности и интернет-банкинга 6
1.2. Характеристика банковских операций, проводимых с помощью
интернет-технологий 14
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В
СОВРЕМЕННОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ 22
2.1. Современное состояния интернет-банкинга в России 22
2.2. Анализ предоставления электронных банковских услуг в сети
интернет на примере ПАО «АК БАРС» БАНК 35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ 45
3.1. Особенности развития электронных банковских услуг на российском
рынке 45
3.2. Перспективы развития использования интернет-технологий в
банковской деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как показывает практика, в современных условиях в банковской системе и сфере электронной коммерции все больше значение приобретает технология электронных платежей. Электронизация банковских платежей и появление электронных платежных систем представляют собой продукт инноваций в области сетевых финансовых отношений.
Ежемесячно и ежегодно во всем мире и в России в частности увеличивается количество компьютеров, подключенных к сети Интернет. Рост мирового платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма безналичного денежного обращения.
Универсальной средой, посредством которой возможно ускорить взаимодействие экономических субъектов, обеспечивая им требуемые безопасность, мобильность и комфорт, является глобальная компьютерная коммуникационная сеть Интернет.
Рынок электронных платежей развивается достаточно высокими темпами. За последние несколько лет он вырос в разы, и это далеко не предел. Системы дистанционного обслуживания клиентов становятся более персонализированными. У клиентов появляется возможность самостоятельно настраивать параметры интерфейса и функционала, чтобы сконцентрироваться только на тех услугах, в которых они лично заинтересованы. Но чем шире функциональные возможности системы, тем более востребованной она будет.
Развитие информационных технологий позволило в значительной степени «укоротить дистанцию» между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обострило межбанковскую конкуренцию, а следовательно, поспособствовало развитию банковского обслуживания как в количественном, так и в качественном аспекте.
Создание всемирной паутины в 1990-х годах дало импульс для развития интернет-технологий и в банковском секторе, что значительно повысило эффективность банковских операций.
Интернет-технологии как разновидность дистанционного банковского обслуживания представляет наиболее прогрессивное направление развития банковского дела, и потому вызывает особый интерес. Он является одним из наиболее динамично и бурно развивающихся секторов рынка электронной коммерции.
Немаловажную роль играет также снижение вероятности ошибки при обработке банковской информации и повышение уровня секретности. Качество указанной работы зачастую создает банку положение на рынке. Виртуальный банк может обслуживать клиента, находящегося в любой точке земного шара. За рубежом крупнейшие банки предоставляют самый богатый набор интернет- услуг. В России интернет-банкинг находится на стадии формирования. Для того, чтобы выйти на современный уровень развития банковской сферы, России также необходимо сформировать национальный рынок интернет-банкинга. Промедление во внедрении услуги интернет-банкинга может повлечь за собой отток клиентов, а следовательно, и снижение прибыли. В настоящее время российские банки успешно внедряют электронный банкинг: интернет - банкинг, мобильный банкинг, беспроводные технологии, видеобанкинг, банковские карты.
Таким образом, развитие дистанционного банковского обслуживания, основанного на интернет-технологии даёт качественно новый толчок в развитии электронного банковского обслуживания в банковской деятельности.
Актуальность выбранной темы работы связана с видением проблем коммерческих банков по формированию наиболее эффективных и безопасных интернет-технологий в условиях ярой конкурентной борьбы за право привлечения клиентов. Поэтому четкая и продуманная стратегия в области развития интернет-услуг позволяет сохранять свои позиции и улучшаться.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ развития интернет - технологий как перспективной формы оказания электронных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия электронной банковской деятельности и интернет-банкинга;
2. Раскрыть характеристику банковских операций, проводимых с помощью интернет-технологий;
3. Исследовать состояние рынка услуг интернет-банкинга в России;
4. Проанализировать предоставление электронных банковских услуг Публичного Акционерного общества «АК БАРС» БАНК.
5. Выявить основные проблемы и перспективы дистанционного банковского обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг;
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы выступает интернет-технологии ПАО «АК БАРС» БАНК. Предметом исследования являются электронные банковские услуги в России.
Теоретическую базу исследования составили законодательные акты Банка России, учебная литература, статистические сборники, периодические издания, справочно-информационные системы.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили данные и внутренние положения ПАО «АК БАРС» БАНК.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ежемесячно и ежегодно во всем мире и в России в частности увеличивается количество компьютеров, подключенных к сети Интернет. Рост мирового платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма безналичного денежного обращения.
Универсальной средой, посредством которой возможно ускорить взаимодействие экономических субъектов, обеспечивая им требуемые безопасность, мобильность и комфорт, является глобальная компьютерная коммуникационная сеть Интернет.
Рынок электронных платежей развивается достаточно высокими темпами. За последние несколько лет он вырос в разы, и это далеко не предел. Системы дистанционного обслуживания клиентов становятся более персонализированными. У клиентов появляется возможность самостоятельно настраивать параметры интерфейса и функционала, чтобы сконцентрироваться только на тех услугах, в которых они лично заинтересованы. Но чем шире функциональные возможности системы, тем более востребованной она будет.
Развитие информационных технологий позволило в значительной степени «укоротить дистанцию» между производителем и потребителем банковских услуг, существенно обострило межбанковскую конкуренцию, а следовательно, поспособствовало развитию банковского обслуживания как в количественном, так и в качественном аспекте.
Создание всемирной паутины в 1990-х годах дало импульс для развития интернет-технологий и в банковском секторе, что значительно повысило эффективность банковских операций.
Интернет-технологии как разновидность дистанционного банковского обслуживания представляет наиболее прогрессивное направление развития банковского дела, и потому вызывает особый интерес. Он является одним из наиболее динамично и бурно развивающихся секторов рынка электронной коммерции.
Немаловажную роль играет также снижение вероятности ошибки при обработке банковской информации и повышение уровня секретности. Качество указанной работы зачастую создает банку положение на рынке. Виртуальный банк может обслуживать клиента, находящегося в любой точке земного шара. За рубежом крупнейшие банки предоставляют самый богатый набор интернет- услуг. В России интернет-банкинг находится на стадии формирования. Для того, чтобы выйти на современный уровень развития банковской сферы, России также необходимо сформировать национальный рынок интернет-банкинга. Промедление во внедрении услуги интернет-банкинга может повлечь за собой отток клиентов, а следовательно, и снижение прибыли. В настоящее время российские банки успешно внедряют электронный банкинг: интернет - банкинг, мобильный банкинг, беспроводные технологии, видеобанкинг, банковские карты.
Таким образом, развитие дистанционного банковского обслуживания, основанного на интернет-технологии даёт качественно новый толчок в развитии электронного банковского обслуживания в банковской деятельности.
Актуальность выбранной темы работы связана с видением проблем коммерческих банков по формированию наиболее эффективных и безопасных интернет-технологий в условиях ярой конкурентной борьбы за право привлечения клиентов. Поэтому четкая и продуманная стратегия в области развития интернет-услуг позволяет сохранять свои позиции и улучшаться.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ развития интернет - технологий как перспективной формы оказания электронных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия электронной банковской деятельности и интернет-банкинга;
2. Раскрыть характеристику банковских операций, проводимых с помощью интернет-технологий;
3. Исследовать состояние рынка услуг интернет-банкинга в России;
4. Проанализировать предоставление электронных банковских услуг Публичного Акционерного общества «АК БАРС» БАНК.
5. Выявить основные проблемы и перспективы дистанционного банковского обслуживания, основанного на услуге интернет-банкинг;
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы выступает интернет-технологии ПАО «АК БАРС» БАНК. Предметом исследования являются электронные банковские услуги в России.
Теоретическую базу исследования составили законодательные акты Банка России, учебная литература, статистические сборники, периодические издания, справочно-информационные системы.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили данные и внутренние положения ПАО «АК БАРС» БАНК.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время предоставление банковских услуг через Интернет является эффективным направлением в банковской деятельности. В перспективе это позволит обеспечить обслуживание клиентов в минимальные сроки без дополнительных затрат.
Корпоративный интернет-банкинг постепенно вытесняет своего исторического предшественника - системы «Банк-Клиент» - которого он превосходит как по удобству использования клиентом, так и по простоте сопровождения и эффективности совершенствования.
Проведенный анализ нормативно - правовой базы Российской Федерации позволил выявить проблему несовершенства действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления банковских услуг через Интернет. Это свидетельствует о недостаточном уровне разработки нормативно - правовой базы, а также необходимости выработки рекомендаций переведения банковской деятельности в сеть.
По статистическим данным Центрального Банка РФ видна положительная динамика развития электронного банкинга в России.
Пример развития электронного банкинга в ПАО «АК БАРС» БАНК показал его эффективность - экономия времени клиента на каждой операции составляет до 15 минут в сравнении с проведением аналогичной операцией в кассе; дополнительный доход Банка при совершении операций посредством сервиса около 10 млн.руб. за квартал.
По прогнозам некоторых банков, реализация интернет-технологий позволит намного расширить клиентскую базу, и этому способствует различные факторы.
Таким образом, внедрение Интернет-банкинга - это одно из важных условий в конкурентной борьбе за клиента. Если раньше банк еще мог обходиться без Интернет-технологий, то сегодня он может не только не привлечь новых клиентов, но и потерять имеющихся. А все потому, что предложение интернет-услуг становится для банка реальным конкурентным преимуществом, которое при прочих равных условиях может иметь решающее значение.
Интернет-технологии в банковском секторе являются более эффективным способом управления своими ресурсами не только для клиентов, но и без сомнения для самих банков, предоставляющих такие услуги. Банкирам общаться с клиентами посредством Интернета удобно и выгодно. Прежде всего, можно сэкономить на дорогих офисах и сотрудниках, а значит - снизить плату за услуги, что в условиях высокой конкуренции чрезвычайно важно. Также это дает возможность банкам динамично реагировать на малейшие колебания рынка и изменение условий работы и структуры банка.
Преимущества использования современных банковских систем заключаются в следующем: сервис доступен круглосуточно; большая скорость по сравнению с традиционными методами зачисления средств и прохождения их между банками; сокращение себестоимости операций и издержек для банка и клиента; уменьшение трудоемкости операций при безбумажной технологии; снижение рисков не прохождения платежей; для банка исчезает необходимость трудоемкой работы с наличностью; удобство в использовании (виртуальный банк может работать круглосуточно, у клиента имеется возможность не посещать банк, не нужно иметь наличные средства для небольших покупок, быстрота оформления сильно сокращает время от заказа до доставки товара и пр.).
У интернет-банкинга, как и у любой другой системы, вместе с достоинствами есть и свои недостатки, к которым следует отнести: вероятность сбоев, неграмотность клиентов, технические проблемы, которые могут периодически возникать.
Но, не смотря на все эти недостатки интернет-банкинга, он все же развивается, причем большими темпами. По мнению экспертов, перспективы развития интернет-банкинга в нашей стране будут выражаться в его качественном и количественном росте.
Количественный рост будет выражаться в увеличении как числа клиентов, так и банков, которые активнее будет внедрять и использовать интернет- банкинг.
Качественный рост будет заключаться в том, что все больше банков станут внедрять новые сервисы и расширять функциональность существующих систем, чтобы предложить клиентам наиболее полноценный, удобный, качественный и безопасный способ предоставления банковских услуг через интернет.
В процессе написания работы мы выяснили, что основной задачей для интернет-банкинга является на сегодняшний день оптимизация и разработка интернет-технологий наиболее доступного для понимания пользователей. Для этого необходимо активно популяризировать системы интернет-банкинга. Создание чёткой нормативной базы для банков, работающих на рынке интернет-банкинга, несомненно, позволит повысить доверие пользователей к данному виду бизнеса.
Подводя итоги нужно отметить, что в погоне за модой банки часто не принимают в расчет, что интернет-банкинг — не просто передовая технология, для внедрения которой достаточно подключить еще один модуль, целая система взаимодействия с клиентами в режиме on-line. И чтобы эта система была эффективной и приносила прибыль, нужно вложить немало сил и средств в ее наладку. Интернет-банкинг - комплексное и сложное явление, то для его успешного внедрения банки должны вырабатывать стратегические цели и планы.
Перспективы развития интернет-банкинга в России огромны, как с технологической, так и экономической точки зрения, и с уверенностью можно сказать, что уже в ближайшем будущем отдельные системы интернет-банкинга перерастут в единое виртуальное пространство финансовых услуг и продуктов.
Еще недавно в России интернет-банкинг, как и рынок электронной коммерции в целом, находится на стадии формирования. Но постепенно интернет-банкинг становится приоритетным направлением развития все большего числа банков как новый этап привлечении клиентской базы, оптимизации затрат и получении дополнительных доходов.
Корпоративный интернет-банкинг постепенно вытесняет своего исторического предшественника - системы «Банк-Клиент» - которого он превосходит как по удобству использования клиентом, так и по простоте сопровождения и эффективности совершенствования.
Проведенный анализ нормативно - правовой базы Российской Федерации позволил выявить проблему несовершенства действующего законодательства, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления банковских услуг через Интернет. Это свидетельствует о недостаточном уровне разработки нормативно - правовой базы, а также необходимости выработки рекомендаций переведения банковской деятельности в сеть.
По статистическим данным Центрального Банка РФ видна положительная динамика развития электронного банкинга в России.
Пример развития электронного банкинга в ПАО «АК БАРС» БАНК показал его эффективность - экономия времени клиента на каждой операции составляет до 15 минут в сравнении с проведением аналогичной операцией в кассе; дополнительный доход Банка при совершении операций посредством сервиса около 10 млн.руб. за квартал.
По прогнозам некоторых банков, реализация интернет-технологий позволит намного расширить клиентскую базу, и этому способствует различные факторы.
Таким образом, внедрение Интернет-банкинга - это одно из важных условий в конкурентной борьбе за клиента. Если раньше банк еще мог обходиться без Интернет-технологий, то сегодня он может не только не привлечь новых клиентов, но и потерять имеющихся. А все потому, что предложение интернет-услуг становится для банка реальным конкурентным преимуществом, которое при прочих равных условиях может иметь решающее значение.
Интернет-технологии в банковском секторе являются более эффективным способом управления своими ресурсами не только для клиентов, но и без сомнения для самих банков, предоставляющих такие услуги. Банкирам общаться с клиентами посредством Интернета удобно и выгодно. Прежде всего, можно сэкономить на дорогих офисах и сотрудниках, а значит - снизить плату за услуги, что в условиях высокой конкуренции чрезвычайно важно. Также это дает возможность банкам динамично реагировать на малейшие колебания рынка и изменение условий работы и структуры банка.
Преимущества использования современных банковских систем заключаются в следующем: сервис доступен круглосуточно; большая скорость по сравнению с традиционными методами зачисления средств и прохождения их между банками; сокращение себестоимости операций и издержек для банка и клиента; уменьшение трудоемкости операций при безбумажной технологии; снижение рисков не прохождения платежей; для банка исчезает необходимость трудоемкой работы с наличностью; удобство в использовании (виртуальный банк может работать круглосуточно, у клиента имеется возможность не посещать банк, не нужно иметь наличные средства для небольших покупок, быстрота оформления сильно сокращает время от заказа до доставки товара и пр.).
У интернет-банкинга, как и у любой другой системы, вместе с достоинствами есть и свои недостатки, к которым следует отнести: вероятность сбоев, неграмотность клиентов, технические проблемы, которые могут периодически возникать.
Но, не смотря на все эти недостатки интернет-банкинга, он все же развивается, причем большими темпами. По мнению экспертов, перспективы развития интернет-банкинга в нашей стране будут выражаться в его качественном и количественном росте.
Количественный рост будет выражаться в увеличении как числа клиентов, так и банков, которые активнее будет внедрять и использовать интернет- банкинг.
Качественный рост будет заключаться в том, что все больше банков станут внедрять новые сервисы и расширять функциональность существующих систем, чтобы предложить клиентам наиболее полноценный, удобный, качественный и безопасный способ предоставления банковских услуг через интернет.
В процессе написания работы мы выяснили, что основной задачей для интернет-банкинга является на сегодняшний день оптимизация и разработка интернет-технологий наиболее доступного для понимания пользователей. Для этого необходимо активно популяризировать системы интернет-банкинга. Создание чёткой нормативной базы для банков, работающих на рынке интернет-банкинга, несомненно, позволит повысить доверие пользователей к данному виду бизнеса.
Подводя итоги нужно отметить, что в погоне за модой банки часто не принимают в расчет, что интернет-банкинг — не просто передовая технология, для внедрения которой достаточно подключить еще один модуль, целая система взаимодействия с клиентами в режиме on-line. И чтобы эта система была эффективной и приносила прибыль, нужно вложить немало сил и средств в ее наладку. Интернет-банкинг - комплексное и сложное явление, то для его успешного внедрения банки должны вырабатывать стратегические цели и планы.
Перспективы развития интернет-банкинга в России огромны, как с технологической, так и экономической точки зрения, и с уверенностью можно сказать, что уже в ближайшем будущем отдельные системы интернет-банкинга перерастут в единое виртуальное пространство финансовых услуг и продуктов.
Еще недавно в России интернет-банкинг, как и рынок электронной коммерции в целом, находится на стадии формирования. Но постепенно интернет-банкинг становится приоритетным направлением развития все большего числа банков как новый этап привлечении клиентской базы, оптимизации затрат и получении дополнительных доходов.
Подобные работы
- Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Интернет - технологии: роль и место в развитии банковских
услуг
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Интернет-технологии: роль и место в развитии финансовых услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации работы с розничными потребителями банковских услуг (на примере ПАО «Промсвязьбанк»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - БАНКОВСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



