ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты современной вербальной коммуникации
1.1. Понятие вербальной коммуникации, характеристика её средств
1.2. Функции вербальной коммуникации 11
1.3. Эффективность вербальной коммуникации 16
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. Обучение говорению на уроках иностранного языка 28
2.1. Основные принципы обучения говорению в свете коммуникативного подхода
2.2. Анализ проведенного урока по обучению говорению 48
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек находится в тесном взаимодействии и взаимовлиянии с непрерывно изменяющимся миром. Главным посредником выступает язык, который предоставляет возможность упорядочить и систематизировать множество знаний для создания более четкой языковой картины мира.
Для полноценного межличностного общения необходимо понимание особенностей современной языковой ситуации. Одной из самых важнейших составляющих гуманитарной образовательной среды является языковая среда, которая позволяет воздействовать на собеседника, на аудиторию, формулировать, а так же отстаивать свою точку зрения, преодолевать конфликты.
В широком смысле, коммуникация - это система, посредством которой осуществляется взаимодействие людей, способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. Одним из основных универсальных способов общения в современном мире выступает вербальная коммуникация. Огромный объем информации передаётся посредством вербальных средств, другими словами как устной, так и письменной разновидностями языка.
Актуальность данного исследования обусловлена увеличением интереса к проблемам языка и культуры, расширением межкультурных связей, более того на сегодняшний день существует необходимость обозначения места и роли вербальной коммуникации в современном обществе и образовании.
Предметом данного исследования является динамика речевого стандарта современной вербальной коммуникации английского языка.
Объект исследования - вербальная коммуникация английского языка.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение вербальной коммуникации английского языка, её особенностей, а так же исследование изменения современного речевого стандарта.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
- дать характеристику средств современной вербальной коммуникации;
- рассмотреть понятие и сущность речевого стандарта и его особенностей;
Научная новизна данного исследования состоит в том, что современная вербальная коммуникация, находится в постоянном процессе совершенствования, таким образом, она изучена не полностью, не проанализирована.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены результаты эксперимента в ходе развития языковых способностей школьников, которые в дальнейшем могут быть использованы в процессе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы исследования, а также примеры, приведенные в работе, могут быть использованы в практике межкультурной коммуникации, при составлении учебных пособий в высших учебных заведениях и школах в целях развития у обучающихся межкультурной коммуникации.
Структура работы соответствует ее целям и задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация работы в журнале «Молодой ученый» №12(116), июнь 2016.
В нашей работе мы рассмотрели основные проблемы современной вербальной коммуникации и методики обучения иностранным языкам. Одним из самых важных способов - это методологическая сущность коммуникативно - ориентированного обучения и новую парадигму обучения иностранному языку, ориентированную на «ученика», « учение», и « производство знаний». Мы убедились что вербальная коммуникация чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. Оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Если мы умеем высказывать свое мнение и понимать собеседника, то и умеем говорить. Для этого в первую очередь необходимо использование четкой методики на уроках иностранного языка.
Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что сегодня большинство преподавателей используют элементы коммуникативно - ориентированного подхода на уроках иностранного языка, который позволяет ученикам в более полной мере овладеть навыками говорения на иностранном языке, другими словами, в результате данного подхода реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова. Более того рассматриваемый подход включает в себя воспитание навыков сравнения языковых явления родного и иностранного языка. Этот подход является важнейшим направлением исследований зарубежных методистов.
Мы рассмотрели основные концептуальные принципы обучения говорению такие как:
-аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением речевого взаимодействия (interactive activities)
-аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий предполагающих «информационное неравенство» (information gap).
-аутентичное обучение иностранным языкам осуществляется с применением речемыслительных заданий.
-аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку осуществляется с применением организации речевого общения.
С помощью данных принципов можно организовать наиболее эффективное обучение говорению, применять интересные задания на уроках иностранного языка.
Мы убедились, что с помощью коммуникативно-ориентированного подхода можно обучать всем аспектам иностранного языка. Мы провели анализ собственного урока по обучению говорению и убедились что, использование функциональных опор, стартовых фраз позволяет осуществлять более эффективное обучение говорению. Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Асмолов А.Г Психология личности. - М., 2004. - 414 с.
2. Ахмадиева А.М. Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка в рамках коммуникативной методики обучения /А.М. Ахмадиева// Иностранные языки в школе. 2007. - 86 с.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков : Учебное пособие/ П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян-3-е издание, мн:тетрасистем, 2005.-288с.
4. Беляевская Е. Г. Концептуальный анализ: модифицированная версия методов структурной лингвистики // Концептуальный анализ языка: современные направления исследования. - М.-Калуга : Эйдос, 2007. - 245 с.
5. Болотова А.К, Жуков Ю.М, Петровская Л.А. Социальные
коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / - М.: Гардарика, 2008. - 279 с.
6. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
7. Киреева Т.Н. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках иностранного языка/Т.Н. Киреева// первое сентября.2004, №33 - 112 с.
8. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998. - 196 с.
9. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. С.- Петербург, 2000. - 125с.
10. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издательство союз, 2000 - 576 с.
11. Николаева.Ж.В-Основы теории коммуникации Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004 - 284с.
12. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие. 2009 - 205 с.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001 - 164с.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. - М.
Академический проект, 2004. - 992 с.
15. Телия В. Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык, сознание, коммуникация. - М. : МАКС пресс, 2005. - 234с.
16. American Heritage Dictionary of Idioms / Christine Ammer. - Houghton Mifflin Harcourt, 2003. - 474 p.
17. Clyne M., Norrby C., Warren J. Language and Human Relations: Styles of Address in Contemporary Language. - NY : Cambridge University Press, 2009. - 196 p.
18. CrystalD. The Stories of English. - NY : Penguin Books, 2005. - 584 p.
19. Kastovsky D., Mettinger A. The History of English in a Social Context: A Contribution to Historical Sociolinguistics. - Berlin, NY : Mouton de Gruyter, 2000. - 484 p.
20. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. - Chicago : The University of Chicago Press, 2003. - 276 p.
21. Oxford Dictionary of English Idioms. - Oxford, NY : Oxford University Press, 2002. - 686 p.
22. Oxford Dictionary of English. - NY : Oxford University Press, 2005 // ABBYY Lingvo x 3. [Электронный реcурс]. - URl : lingvo.ru
23. Научная библиотека
КиберЛенинка: http: //cyberleninka.ru/article/n/verbalnaya-kommunikatsiya-v- angliyskoy-frazeologii-k-voprosu-o-spetsifike-vzaimodeystviya-kontseptosfery- kultury-i-yazyka#ixzz47hPy9XHM
24. http: //womanadvice.ru/verbalnaya-kommunikaciya