ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ
БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 6
1.1. Сущность себестоимости банковских продуктов и услуг 6
1.2. Методы расчёта себестоимости банковских продуктов и услуг в
коммерческих банках 12
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ
И УСЛУГ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 26
2.1. Анализ основных факторов, влияющих на себестоимость продуктов
и услуг коммерческих банков России 26
2.2. Функционально - стоимостной анализ себестоимости банковского продукта
(на примере банковской карты «ВТБ 24 - Карта мира») 38
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ
БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 47
3.1. Проблемы управления себестоимостью банковских продуктов и услуг
и пути их решения 47
3.2. Прогнозирование расходов, как фактора формирования себестоимости банковских продуктов, коммерческих банков России
на основе экономико - математического моделирования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной управленческой системе банка всё большее значение приобретают стратегическое планирование, проектное и финансовое
прогнозирование и управление. Использование этих методов невозможно без изучения и анализа структуры затрат банка, поскольку именно они составляют основу формирования стоимости проектов, себестоимости банковских продуктов и банковских операций. Отечественные банки, рассчитывающие остаться конкурентоспособными в условиях совместной работы с иностранными банками на современном банковском рынке России, должны заботиться о стоимости привлекаемых ресурсов, снижать себестоимость банковских продуктов и услуг. Актуальность работы очевидна, так как эти обстоятельства требуют построения системы эффективного управления затратами и себестоимостью, являющейся частью общебанковской системы управления.
Определение себестоимости банковских продуктов (реализуемых услуг) является одной из важных задач управленческого учета в коммерческом банке. В условиях жесткой конкурентной борьбы и тенденции общего снижения прибыльности банковских операций, подробный анализ расходов и обоснованное ценообразование на банковские продукты становятся насущной необходимостью, и поэтому вопросы, касающиеся управления себестоимостью являются очень актуальными. Таким образом, отправной точкой для комплекса мероприятий по снижению себестоимости услуг и оптимизации внутренней структуры служит информация о себестоимости операций и ее составных частей. Поскольку каждый клиент банка является потребителем определенного ассортимента банковских продуктов, то на основе знания себестоимости каждого продукта и набора банковских продуктов, потребляемых каждым клиентом, становится возможным анализ прибыльности для банка определенного клиента или группы клиентов.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды специалистов и ученых, которые занимались вопросом управления себестоимостью банковских продуктов и услуг, таких как Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Д. МакНотон. В то же время проблемам расчета себестоимости продуктов банка посвящено сравнительно небольшое количество работ. Также данным вопросом занимались такие российские ученые, как Н. Валенцева, Р. Ольхова, М. Буркин. Среди украинских ученых следует выделить работы O. Зарубы и А.А. Мещерякова.
В рыночных условиях процесс установления себестоимости услуги необходимо осуществлять регулярно, учитывая при этом конъюнктуру рынка услуг, меняющиеся социальные и политические условия и т.п. В настоящее время данная задача, связанная с управлением себестоимости банковских продуктов и услуг, является весьма актуальной и ее следует решать на основе разработки эффективной методики и автоматизированной информационной системы анализа затрат и формирования себестоимости услуг в банке.
Цель работы заключается в изучении практики управления себестоимости продуктов и услуг в банке и анализа формирования себестоимости в банковском секторе.
Анализ себестоимости продуктов компаний, работающих в финансовом секторе экономики, представляется более сложной, поскольку стандартные методы управленческого учета не позволяют адекватно отнести статьи затрат на конкретные продукты. Это происходит ввиду высокой доли накладных затрат, что отличает банки от предприятий производственного сектора.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- уточнить сущность себестоимости банковских продуктов и услуг;
- определить методы расчета себестоимости банковских продуктов и услуг;
-проанализировать основные факторы, влияющих на себестоимость
продуктов и услуг коммерческих банков России;
- провести функционально - стоимостной анализ себестоимости банковского продукта;
- выявить основные проблемы управления себестоимостью банковских продуктов и услуг;
- оценить факторы формирования себестоимости банковских продуктов и
услуг коммерческого банка на основе экономико-математического
моделирования.
Объектом исследования являются банковские продукты и услуги
российских коммерческих банков.
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе управления себестоимостью банковских продуктов и услуг в коммерческих организациях банковского сектора.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы, приложений.
Информационной базой исследования послужили официальные данные сайта Центрального банка Российской Федерации (Банка России), материалы научных конференций, семинаров, различные научные публикации по исследуемой тематике, диссертации и авторефераты, официальные данные интернет-сайта рассматриваемых банков, фактические данные ряда коммерческих организаций и другие материалы по исследуемой тематике.
Себестоимость банковских услуг - это сложная система отношений, связанная с onрeдeлeниeм цен приoбрeтeния рeсурсoв, организацией банковских операций, oсущeствлeниeм маркетинговых исслeдoваний, административной организацией банковской дeятeльнoсти, а такжe с выполнением налоговых и других обязательств по oтнoшeнию к государству. Слeдoватeльнo, управление себестоимостью банковских услуг включаeт в сeбя систему управления себестоимостью организации как активных, так и пассивных услуг. Сднако, так как эти услуги часто многозначны и сложны, необходимо их раздробить на простейшие операции и исходя из их особенностей, определить структуру каждой в oтдeльнoсти, учитывая сложность oсущeствлeния oтдeльных элeмeнтoв, особенности материальных, нематериальных и трудовых расходов, рассчитать рeальную, а иногда и условную сeбeстoимoсть каждого элeмeнта.
На основании прoдeланнoгo нами исслeдoвания, можно сдeлать слeдующиe выводы, что банковские продукты и услуги сегодня отличаются технической сложностью, поэтому прoфeссиoнальныe знания и навыки в области управлeния их себестоимостью, становятся для банковского менеджмента самыми ценными и значительными ресурсами.
В первой главe работы рассматривались тeoрeтичeскиe основы управления себестоимостью банковских продуктов и услуг кoммeрчeскoгo банка. Раскрыты методы определения и расчета себестоимости банковских продуктов и услуг, в результате которого, рассмотрев два метода расчета себестоимости банковских продуктов и услуг, можно сделать вывод, что у каждого метода есть свои плюсы, которые предоставляют широкие возможности для проведения анализа, что не доступно традиционным системам определения себестоимости. С другой
стороны, eсть и недостатки - анализ и прoвeдeниe расчeта являeтся вeсьма сложным и трудоемким процессом, в связи чем, несмотря на все выгоды от таких подходов к распределению затрат, далеко не все берутся за его внедрения на практике. Сднако сoврeмeнныe специализированные информационные
технологии и решения позволяют сделать процесс использования методик
доступным и эффективным.
Во второй главе работы предоставлен аналитический материал российского банковского сектора, который поясняет и раскрывает формирование себестоимости в зависимости от каких-либо факторов, которые влияют на себестоимость банковских продуктов и услуг в целом.
Для российской экономики 2014 - 2015 года были нестабильными. В 2014 г. российская экономика подверглась воздействию ряда агрессивных внешних факторов, связанных с усилением геополитической напряженности, ухудшением внешнеторговых условий, а также введением США и Евросоюзом санкций, ограничивающих доступ российским банкам к международным рынкам капитала.
В первом полугодии 2015 г. рецессия в экономике и существенное снижение доходов населения РФ отрицательно повлияли на качество банковских активов. И в сентябре 2015 г. ключевыми факторами сохранения высокого уровня розничных процентных ставок оставались издержки на создание резервов, связанные с ростом проблемных долгов.. Поэтому за 9 месяцев 2015 г. номинальный рост активов составил 2%, при этом активы, очищенные от валютной переоценки, сократились на 3,2%. Прибыль российского банковского сектора в январе- сентябре 2015 г. упала в 5,4 раза и составила 128 млрд. руб. против 685 млрд. рублей годом ранее.Также потеря доступа к западным рынкам дешевых кредитов и резкий рост ключевой ставки Банка России ведут к ужесточению условий корпоративного и розничного кредитования, включая даже действующие кредитные договоры, поэтому состояние сегмента кредитования продолжает оставаться достаточно сложным.
В целях исследования практики управления себестоимостью банковских операций, были проанализированы показатели банков, которые влияют на формирование себестоимости банковских продуктов и услуг.
Для исследования были выбраны три банка: банк с государственным участием ПАО «Сбербанк России», розничный банк АО «Банк Русский Стандарт» и банк с участием иностранного капитала ЗАО «Ситибанк». Выбор данных банков для исследования обосновывается тем, что данные банки отличаются друг от друга по активам, стратегии освоения рынков, сегментации продуктовых линеек.
На протяжении всего отчетного периода, у всех банков, процентные расходы росли, а административно-управленческие расходы снижались. В условиях кризиса и нестабильности экономики большинство банков РФ оперативно снижали административно-управленческие издержки, за счет сокращения офисов, персонала и других расходов.
На oснoвe oднoгo из мeтoдoв, который описывался в первой главе, был прoизвeдeн расчет банковского продукта. А именно, был проведен
функционально - стоимостной анализ отдельного банковского продукта - банковская карта «ВТБ 24 - Карта мира», в ходе которого были оценены затраты на осуществление функций с последующей их оптимизацией.
Следует сказать, что управление себестоимостью банковских продуктов и услуг является составляющей частью управления банка в целом. Под управлением банка понимаем систему целенаправленного воздействия на все стороны его деятельности в целях повышения эффективности его работы и получения максимальной прибыли. В итоге проведенного анализа, можно сделать выводы, что на формирование себестоимости банковских продуктов и услуг влияют множество различных факторов, которые между собой тесно взаимосвязаны. Это расходы банка, в том числе расходы на персонал и административно - хозяйственные расходы в отделениях банка. А также немаловажную роль в формировании себестоимости банковских продуктов и услуг играют и внешние экономические факторы - это изменение ключевой ставки, уровня инфляции и курса валют и так далее, которые влияют на банковское управление в целом.
В третьей главе выявлены проблемы управления себестоимостью банковских продуктов и услуг коммерческого банка и предложены пути их решения, например анализ рынка банковских услуг, оптимизация и сокращение административно - хозяйственных расходов, применение аутсорсинга. Также в целях решения задачи прогнозирования расходов коммерческих банков России мы провели их исследование посредством корреляционно-регрессионного анализа, который позволяет количественно выразить взаимосвязь между показателями и спрогнозировать их. Факторами, влияющими на расходы российских коммерческих банков, были выбраны следующие: средневзвешенная процентная ставка по вкладам, уровень инфляции, ключевая ставка, объем просроченной задолженности в российских банках, объем валового внутреннего продукта, средневзвешенная ставка по межбанковским кредитам.
Таким образом, посредством множественного корреляционно¬
регрессионного анализа нами были выявлены факторы, определяющие расходы российских коммерческих банков, а именно объем просроченной задолженности российских коммерческих банков, объем валового внутреннего продукта России, средневзвешенная ставка по межбанковским кредитам, а также построено уравнение множественно регрессии, характеризующее уровень расходов коммерческих банков России, использование которого позволяет не только оценивать текущий уровень расходов российских банков, но и спрогнозировать ее на будущее, в целях определения проблемных зон и поиска путей их преодоления уже в данный момент. Прогнозирование расходов, как фактора формирования себестоимости банковских продуктов российских коммерческих банков при помощи данного уравнения показало, что при сохранении текущих тенденции уровень расходов банков России будет расти.
Известно, что от эффективного управления себестоимостью банковских продуктов и услуг зависит успешность банков, их прибыльность и конкурентоспособность. Можно сделать заключение, что основными
инструментами управления себестоимостью банковских продуктов и услуг является выявление факторов, влияющие на формирование себестоимости банковского продукта и расчет себестоимости банковского продукта и услуги. Эти инструменты необходимы для управления себестоимостью продуктов и услуг в банках и реализации системы мероприятий, направленных на ее снижение.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской
деятельности» в ред. Федерального закона от 15.02.2010 № 11-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Режим доступа [Электронный ресурс] : // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2016).
2. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.09.2009 № 218-ФЗ). Режим доступа [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения 12.04.2016).
3. Архипченко В. В. Управление в кредитной организации // Аналитический журнал, июль 2009. №7. 49 с.
4. Архипченко В.В. Проблемы оценки себестоимости банковских продуктов // Аналитический журнал, октябрь 2009. №10. 21 с.
5. Ашкинадзе А., Сливчиков К. Технология внедрения методологии Функционально-Стоимостного Анализа в многофилиальном банке. М.: Инфра,
2003. 143 с.
6. Архипченко В.В. Стратегическое планирование и управление затратами коммерческого банка: автореф. Дис.канд.экон.наук. / СПб. 2009. 24 с.
7. Атаманов Д. Определение себестоимости методом Activity based TOSting. Режим доступа [Электронный ресурс]: Ьйр://диа1йу.еир.ги/ЕСОИОМ/аЬс.Ыш1. (дата обращения05.12.16).
8. Ашкинадзе А. От бюджетирования к финансовому управлению банком // Аналит. банк. журн. 2002.№ 7. 92-96 с.
9. Буркин, М. Определение себестоимости и установление тарифов на банковские услуги // Банковские технологии, 2001.75 с.
10. Бор М.З. Стратегическое управление банковской деятельностью / М.З. Бор, В.В. Пятенко. М.: ПРИОР, 1995.160 с.
11. Бондарева Ю. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ / Ю. Бондарева, С. Шовиков, Р. Хаиров // Банковское дело.
2004. 9-14 с.
12. Буркин М. Определение себестоимости и установление тарифов на банковские услуги / М. Буркин, А. Васин, К. Гузов // Банковские технологии. 2001.56-57 с.
13. Бондаренко Т.Г. Основные методы калькулирования себестоимости банковских продуктов. / НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса. Тула, 2007.18 с.
14. Валенцева, Н. Оценка себестоимости банковских продуктов // Вестник Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, 2004.№ 8. 12 - 19 с.
15. Волчков, А. Ю. Особенности определения себестоимости банковских
продуктов малого и среднего бизнеса в условиях применения метода АВС// Вестник Саратовского государственного социально - экономического
университета, 2011. 106-111 с.
16. Егоров Е.В. Маркетинг банковских услуг: Учебное пособие / Е.В. Егоров, А.В. Романов, В.А. Романова. М.: ТЕИС, 1999.102 с.
17. Савлук С. М. Экономическая энциклопедия: в трех томах// Академия народного хозяйства, 2001. 680 с.
18. Заруба, А. Исчисление себестоимости банковских операций//
Банковское дело,1998. 31 - 36 с.
19. Котова Т.В. Методы управления себестоимостью продукции / Котова Т.В., Карпань А.И. // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та, 2004. № 3. 146-157 с.
20. Карасева Т. В. Управление непроцентными расходами в банке пути решения проблемы. М.:Наука, 2003, 47 с.
21. Королев О.Г. Анализ процентной прибыли коммерческого банка// Деньги и кредит, 1997.44-50 с.
22. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка. М.: Юристъ, 2003.131 с.
23. Лаврушин О.И.. Банковский менеджмент . учебник /под ред. д-ра экон. наук, проф О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб., .М.:КНОРУС,2009. 560 с.
24. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 464 с.
25. Максутов Ю.Г., Алехин Р.В. Использование методики ФСА для определения себестоимости банковских продуктов// Аудит и финансовый анализ, 2000. 110 с.
26. Масленченков, Ю. С. Финансовый менеджмент банка: учебное пособие для вузов. М.: «ЮНИТИ» , 2003. 356 с.
27. Мезенцев Ю.А., Преображенская Т.В. Функционально-стоимостный анализ. Инструменты и модели: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 122 с.
28. Маслак, Н. Г. Особенности определения себестоимости банковских продуктов // М.:Бизнес Информ, 2009. 40-49 с.
29. МакНотон, Д. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам: Пер. с англ.М.: Финансы и статистика, 1994. 578 с.
30. Мещеряков, А. А. Организация деятельности коммерческого банка: учебное пособие. М.: Центр учебной литературы, 2007. 607 с.
31. Мицкевич А. Блеск и нищета традиционного управленческого учета и скромное обаяние функционально-стоимостного анализа (ABC-Costing)// Экономические стратегии, 2004. 83-86 с.
32. Мицкевич А. Блеск и нищета традиционного управленческого учета и скромное обаяние функционально-стоимостного анализа (ABC-Costing)// Экономические стратегии. 2004, 105-107 с.
33. Обозинцев А. Управление ресурсами и рыночными рисками коммерческих банков. Организационный аспект / А. Обозинцев, В. Орлов // Рынок ценных бумаг, 2002. 68-71 с.
34. Ольхова Р.Г. Современный банк: от оценки рентабельности до особенностей системы управления доходностью // Банковские услуги. М.: Проспект. 2001. 3 - 47 с.
35. Ольхова, Р. Г. Оценка рентабельности банка// Банковские услуги. М.: Проспект. 2001.3 - 34 с.
36. Постникова Д. Л. Методика АВС - преимущество в конкурентной борьбе // Аналитич. банк. журн. Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.iso.ru/publication/document8597 (дата обращения 21.01.2016).
37. Селезнева В.Ю. Механизм трансфертного ценообразования в многофилиальном коммерческом банке // Экономический журнал ВШЭ, 2002. 68¬83 с.
38. Синки Дж. мл. Управление финансами в коммерческих банках / с англ. под ред. Р.Я. Левиты. 4-е изд. перераб. М.: Свет. 1994.820 с.
39. Тагирбеков К. Р. Основы банковской деятельности: Банковское дело. М: «Инфра-М /Весь мир», 2006. 45-49 с.
40. Уроженко В. В. Применение метода TD ABC для оценки себестоимости банковского продукта // Упр. в кредит. орг.: аналит. журн. - 2005. Режим доступа: [Электронный ресурс] йИр://’№№№.гед1ашеп1.пе1/Ьапк/шпд/2005_3_агйс1е (дата обращения 21.01.2016).
41. Херрлинг Э. Расчет банковского продукта // Бизнес и банки. 2000. 507 с.
42. Щербаков В. А., Приходько E. А. Основы финансового функционально¬стоимостного анализа: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 164 с.
43. Хорнгрен, Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: научное пособие / Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж.- М.: Финансы и статистика, 1995.415 с.
44. Рон МанНайт. Определение цены банковских продуктов // Вестник АРБ. 1998. №17. 28-31 с.
45. Янкина И.А. Стратегическое планирование в российских коммерческих банках// Экономика, психология, бизнес. 2003. 122-142 с.
46. Орлова И.В. Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: 2-е изд. М.: Вузовский учебник, 2014. 76¬78 с.
47. Сиротин В.П., Архипова М.Ю., Дуброва Т.А. и др. Эконометрика / учебник под ред. проф. Мхитаряна В. С. -М.: Проспект, 2015. 30 - 37 с.
48. Данные официального сайта Центрального банка Российской Федерации. Бюллетень банковской статистики. Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru. (дата обращения 17. 03.2016).
49. Данные официального сайта Центрального банка Российской Федерации. Вестник Банка России. Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves160506043.pdf (дата обращения 17.03.2016).
50. Сайт банка «ВТБ 24» (ПАO). Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.vtb.ru/ir/statements/ (дата обращения 17.03.2016).
51. Данные банка «ВТБ 24» (ПАO). Режим доступа [Электронный ресурс]: https://www.vtb24.ru/about/info/results/Documents/vtb24_quarterly_report_121114.pdf(дата обращения 17.03.2016).
52. Банковский продукт - кредитная карта банка «ВТБ 24» (ПАO), Режим
доступа [Электронный ресурс]: http://travel.vtb24.ru/info (дата обращения
23.04.2016).
53. Формы отчетности коммерческих банков. Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/credit/forms.asp. (дата обращения 23.04.2016).
54. Банк России. Oтчeт о развитии банковского сектора и банковского надзора. Режим доступа[Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru (дата обращения 10.05.2016).