СОДЕРЖАЛИ ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность и формирование финансового результата от продажи продукции 6
1.2. Бухгалтерский учет и отчетность финансового результата от продажи
продукции в организации 17
1.3. Методика анализа финансового результата от продажи продукции 28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
ОТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО «ЧЕЛНЫ -ХЛЕБ» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Особенности учета финансового результата от продажи продукции на
предприятии 46
2.3. Оценка и анализ состава и динамики показателей финансовых
результатов от продажи продукции АО «Челны -Хлеб» 51
2.4. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту,
факторный анализ структуры продукции и анализ рентабельности финансового результата от продажи продукции в организации 60
2.5. Рекомендации по увеличению прибыли от продажи АО «Челны-Хлеб» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации характеризуется ее финансовыми результатами. Общим финансовым результатом является прибыль, которая обеспечивает производственное и финансовое развитие предприятия. Основным показателем, формирующим финансовый результат от основной деятельности, является прибыль от продаж. При изучении прибыли от продаж основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на нее, так как анализ позволяет определить внутренние резервы роста прибыли от продаж. Стремление к получению прибыли от обычных видов деятельности ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции и снижение затрат.
Актуальность темы исследования заключается в том, что основными целями деятельности любого предприятия являются, получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Их достижение обеспечивает необходимый уровень эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворение интересов его собственников. Поэтому главной задачей каждого предприятия является достижение оптимального уровня финансовых результатов своей деятельности. Важным инструментом решения обозначенной задачи является экономический анализ, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли.
Целью данной работы является исследование, оценка и анализ финансовых результатов от продаж продукции в организации и разработка мер, направленных на их укрепление увеличение, на примере АО «Челны-Хлеб» за 2013¬2015 годы.
Задачи:
- раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов от основной деятельности предприятия;
- изучить порядок формирования и распределения прибыли от продаж, а также изложить методику ее анализа;
- провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыль от реализации как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции;
- провести анализ динамики и структуры финансовых результатов от продажи продукции в целом и в разрезе элементов затрат;
- провести анализ выпуска готовой продукции АО «Челны-Хлеб»;
- провести факторный анализ структуры продукции;
- рассчитать показатели рентабельности;
- определить основные пути повышения эффективности деятельности и финансовых результатов предприятия.
Объектом исследования дипломной работы является АО «Челны-Хлеб». Предметом исследования - финансовый результат от продажи продукции предприятия.
Динамичность внутренней и внешней среды предприятий в условиях рыночной экономики требует новых подходов к управлению, основанных, прежде всего на принципах гибкости и экономической целесообразности. В результате меняются методы экспертной диагностики производственного и финансового состояния хозяйствующих субъектов, а также критерии принятия управленческих решений. Одним из таких методов оперативного менеджмента является управление безубыточностью производства с помощью операционного анализа, основанного на взаимосвязи прибыли с объемом реализации продукции, доходом от реализации и издержками. Его применение позволяет предприятию решать такие задачи, как определение: объема реализации продукции для достижения безубыточного финансового положения; оптимального объема реализации и ассортиментного набора продукции; минимального уровня цен на производимую продукцию; факторов производства, влияющих на динамику финансового результата.
Данная дипломная работа содержит введение, основную часть, состоящая из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты учета финансового результата от продажи продукции в организации, а именно: экономическая сущность финансового результата от продажи продукции, особенности бухгалтерского учета и отчетности финансового результата от продажи продукции в организации, а так же методика анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности.
Во второй главе рассматривается краткая характеристика предприятия, проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов предприятия, анализ выполнения производственной программы по ассортименту, факторный анализ структуры продукции и анализ рентабельности финансового результата от продажи продукции, а также в целях управления безубыточностью на предприятии определены основные пути повышения финансовых результатов деятельности предприятия.
Разработкой данной тематики занимались такие авторы как Г.В. Савицкая, Л.Н. Чечевицына, А.Д. Шеремет, И.Н. Чуев, В.И. Макарьева, Л.В. Андрее¬ва, А.А. Макарьян, Т.Б. Бердников, Т.П. Пестрякова, А.Т. Головизина, О.И. Ар¬хипова и др.
Информационной основой исследования является «Отчет о финансовых результатах» АО «Челны-Хлеб» за 2013-2015гг.
В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования, как анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей и другие.
В ходе проведения анализа данной работы были использованы основные методы исследования: сравнительный, анализ структуры и динамики показателей финансовых результатов предприятия с применением факторного анализа, анализа показателей рентабельности, пятифакторного анализа рентабельности, способы табличного и графического отражения аналитических и графических данных.
Объектом исследования данной работы выступает Акционерное Общество «Челны-Хлеб». Это предприятие пищевой промышленности, занимающееся выпуском и реализацией хлебобулочных и кондитерских изделий. На сегодняшний день АО «Челны-Хлеб» представляет собой динамично развивающийся комплекс современных производств, вырабатывающих широкий перечень разнообразных товаров и услуг, который с каждым годом пополняется за счет освоения новых их видов. Предприятие создано для осуществления хозяйственной деятельности, удовлетворения общественных потребностей в целях извлечения прибыли, выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных основными задачами и целями деятельности Общества.
Аналитический учет по счету 90 ведется по номенклатурным группам (по виду проданных товаров), продукции, регионам продаж. Финансовый учет АО «Челны-Хлеб» целиком и полностью строится на данных первичного бухгалтерского учета путем их обработки и обобщения. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности АО «Челны-Хлеб» для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности хозяйствующего субъекта, и определения финансового результат предусмотрен активно-пассивный счет 90 «Продажи».
В ходе анализа было выявлено, что финансово -хозяйственная деятельность АО «Челны-Хлеб» была рентабельной и эффективной. Но снижение объемов производства продукции, удельного веса прибыли от продаж к выручке, и снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении эффективности коммерческой организации и является следствием невыполнения условия оптимизации прибыли от продажи продукции, поскольку темп роста полной себе¬стоимости реализованной продукции опережает темп роста выручки. Причинами этого в АО «Челны-Хлеб» стали инфляция, изменение структуры ассортимента продажи продукции, увеличение затрат на производство продукции, а
так же увеличение цен на сырье и материалы, необходимые для производства продукции.
По результатам анализа прибыли от продаж организации необходимо разрабатывать мероприятия текущего и перспективного характера по улучшению использования финансовых ресурсов, укреплению режима экономии в расходовании средств, усилению роли механизма формирования и распределения прибыли как экономического рычага интенсификации производства. А именно: на АО «Челны-Хлеб» предлагается использовать метод нормативной себестоимости, следует пересмотреть структуру ассортиментной политики, то есть наращивать объемы хлебобулочных изделий и производить продукцию с высокой доходностью. А так же снижение себестоимости выпускаемой товар¬ной продукции можно достигнуть за счет снижения постоянных затрат (коммунальных платежей), то есть путем внедрения на производство различных энергосберегающих технологий и оптимизировать маршрут движения документов из отдела в отдел и ликвидировать дублирование бухгалтерской информации.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) [феде-ральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ] // информ. - справочно-правовая
система "Гарант" - Версия от 03.04.2016.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации [федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ, информ. - правовая система «Консультант плюс» - Вер-сия от 03.04.2016.
3. О бухгалтерском учете: [федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016)] // информ. - правовая система «Консультант плюс» - Версия от 03.04.2016.
4. Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности [приказ Мин-фина России от 29.07.1998 №34н] // информ. - правовая система «Консуль¬тант плюс» - Версия от 03.04.2016.
5. Положение по бухгалтерскому учету [приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгал-терская отчетность организации" ПБУ 4/99" с изменениями и дополнения-ми] // информ. - правовая система «Консультант плюс» - Версия от 03.04.2016.
6. Положение по бухгалтерскому учету [приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изменениями и дополнениями)] // информаци-онно-правовое обеспечение - система «Гарант» - Версия от 03.04.2016.
7. Положение по бухгалтерскому учету [Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изменениями и дополнениями)] // информа¬ционно-правовое обеспечение - система «Гарант» - Версия от 03.04.2016.
8. Положение по бухгалтерскому учету [приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (с измене¬ниями и дополнениями)] // информационно-правовое обеспечение - сис¬тема «Гарант» - Версия от 03.04.2016.
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению [утвержден приказом Ми-нистерства финансов Российской Федерации от 08.11.2010г. № 142н.] // информ. - правовая система «Консультант плюс» - Версия от 03.04.2016.
10. Артёменко В.Г., Остапова В. В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // 4-е изд., стер. - М: Издательство «Омега-Л», 2009. - 272 с.
11. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: учебник / Богачен¬ко В. М., Кириллова Н. А. - изд. 14-е перераб. и доп. // Издательство АТП, 2014 - 479 с.
12. Воронова, Е.Ю. Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль»: коли-чественный и стоимостный подходы // Аудитор. - 2010. - №10. - С. 46 - 52, с.322;
13. Гришенко О. В. Управленческий учет (учебное пособие) - 2013 - 286 с.
14. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учеб-ник - 7-е изд, доп. и перераб. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011 - 384 с.
15. Ефимова, О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп / О. В. Ефимо¬ва. М.: Бухгалтерский учет, 2010.
16. Задорожная А. Н. Финансы организации (предприятия) Издательство: МИЭМП, 2010 г., 200 с.
17. Зонова А.В., Бачуринская И.Н., Горячих С.П. Бухгалтерский финансовый учет- Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер,
2011. — 480 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
18. Касьянова Г.Ю. «10.000 и одна проводка» - практические рекомендации для бухгалтера и руководителя (9изд., перераб. и доп.) - М.: АБАК, 2016 - 864 с.
19. Крылов Э. И., Власова В. М. Анализ финансовых результатов предприятия (учебное пособие) - 2012 - 256 с.
20. Любушин Н. П. Экономический анализ - 3-е изд., перераб. и доп. - М: 2010 - 575 с.
21. Макарьева, В.И., Андреева, Л.В. Анализ финансово-хозяйственной дея-тельности организации. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 264 с.
22. Методика анализа показателей эффективности производства: Уч. пос., изд. 2-е, доп. и перераб. / Под ред. проф. А.А. Макарьяна. Серия «Экономика и управление». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ». 2013 - 208 с.
23. Макеева Н. Г Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Методи-ческие указания для бакалавров и специалистов - Саратов, 2015. - 60с.
24. Милосердова «Стандарт-кост» и «Директ-костинг»: преимущества и не-достатки (статья) - 2015.
25.Остапенко, В. В. Прибыль в промышленности: формирование и факторы роста // Финансы. 2012. - №11. - С. 8 - 11.
26. Пакимов, И. Прибыль и рентабельность: зависимость от объема производ¬ства // Эконом. вестник Р. Т. - 2012. - №1. - С. 79.
27. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. - М.: «Финансы и статисти¬ка», 2010 - 536 с.
28. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Пястолов С. М. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2012. - 384 с.
29. Савицкая, М. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб-ник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 425 с.
30. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов, 2-е издание, 2013 года.
31. Черных И. Н. Бухгалтерский управленческий учет - учебный курс (учебно¬методический комплекс) - электронная библиотека.
32. Шеремет А. Д., Старовойстова Бухгалтерский учет и анализ: Учебник / под общ. ред. проф. Шеремета А. Д. М.: ИНФРА-М, 2011. - 618 с. - (Серия «Высшее образование»).
33. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово -хозяйственной деятельно¬сти организации - М.: ИНФРА- М, 2009.
34. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С., Негашев, Е.В. Методика финансового ана¬лиза. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с. - (Серия «Высшее образование»).
35. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» - ru.wikipedia.org [электронный ресурс] (дата обращения 23.04.2016 год).
36. Деловой портал - «Центр управления финансами» - www.center-yf.ru (дата обращения: 18.04.2016, 03.06.2016 гг.).
37. Большой энциклопедический словарь «Академик» - http://dic.academic.ru (даты обращения: 6.04.2016-15.05.2016).
38. Информационный портал «Аудит-ит» - http://www.audit-it.ru (дата обраще¬ния 15.06.2016).