ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Телепрограммы о моде 8
1.1. Понятие «мода», телепрограммы о моде 8
1.2. Мода, как объект журналистики 16
1.3. Телевидение в формировании моды как социокультурного
феномена 21
ГЛАВА II. Роль телепрограмм о моде в жизни общества
(на примере программы «Успеть за 24 часа») 26
11.1. Общая характеристика программ о моде на российском
телевидении 26
II.2. Анализ программы «Успеть за 24 часа» с Александром
Роговым 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. На сегодняшний день всю большую популярность на телевидении набирают программы о моде. Мода стала неотъемлемой частью жизни общества. А телевидение в свою очередь выступает одним из каналов связи между модой и обществом. С каждым годом на телевидении растет количество «модных» программ, несмотря на это, ни одна из них не остается без высокого внимания телезрителей. Телевидение формирует духовный мир, за время своего существования оно породило новые культурные формы, сформировало не одно поколение, которое выросло на ценностях, распространяемых телевидением. Программы о моде заняли значимое место на телевидении. В «модных» передачах люди стали находить пути решения множества личностных проблем. В связи с этим нам представляется интересным и актуальным исследование «модных» программ на российском телевидении, особенностей восприятия их зрителями, и рассмотрение их роли в жизни общества как социокультурного феномена.
Новизна дипломной работы заключается в рассмотрение модных телепрограмм, как социокультурного феномена, а так же в комплексном исследовании программ о моде на российском телевидении
Объект исследования телепрограммы о моде на российском телевидении
Предмет исследования социокультурное значение модных телепрограмм
Степень разработанности проблемы. В первую очередь, несмотря на большую популярность программ о моде, их востребованность, проблема становления и развития таких телепрограмм на российском телевидении изучена не достаточно глубоко. На сегодняшний день практически отсутствуют научные исследования, посвященные телепрограммам о моде.
Во-вторых, мода как культура российского общества сейчас только на пороге становления, поэтому телевидение играет огромную образовательную роль в понимании её именно как культуры.
В первую очередь, следует выделить труды знаменитого историка моды А. Васильева: «Этюды и моде и стиле», «Я сегодня в моде...», «Судьбы моды». Здесь очень хорошо показана связь между влиянием средств массовой информации и формированием модных тенденций.
Главная цель работы - рассмотреть модные телепрограммы, как социокультурный феномен на примере программы «Успеть за 24 часа».
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить функции телевидения в процессе формирования моды как культурного феномена.
2. Провести анализ программ о моде на российском телевидении.
3. Проанализировать программу «Успеть за 24 часа».
Гипотеза исследования: телевидение выступает в качестве важнейшего фактора (средства) формирования моды как социокультурного феномена. Телепрограммы о моде становятся все более глубокими по своему содержанию, информативнее. Они включают в себя сведения о модных тенденциях, о том, как справляться с личностными проблемами с помощью моды.
Были использованы следующие методы исследования:
1. сравнительный и сопоставительный анализ
2. приёмы типологии, классификации и систематизации исследуемого материала
3. контент-анализ
Теоретической основой для работы послужили труды, учебные издания, посвященные телевидению и телевизионным жанрам, функциям телевидения, моде как социальному и культурному феномену. Рассмотри некоторые источники.
В частности, можно отметить работу В.Л. Цвика «Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика». Здесь подробно рассматриваются особенности современного телевидения, разных телевизионных жанров, показана история их развития и становления.
Также полезные сведения относительно функций телевидения, телевизионных жанров представлены в работе Шестеркиной Л.П., Николаевой Т.Д. «Методика телевизионной журналистики».
Конечно же, телевидение манипулирует массовым сознанием и занимается формированием стереотипов, способствует продвижению и даже созданию модных тенденций. Таким образом, актуальным становится вопрос о манипулятивных возможностях телевидения, функциях телевидения. Достаточно подробно эти аспекты рассмотрены в следующих работах: Березкина О.П. «Социально-психологическое воздействие СМИ», Левченко А.Е. «Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание», Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики», Фомичева И.Д. «Социология СМИ».
В отдельную группу следует выделить те источники, которые посвящены моде как социокультурному феномену, истории моды.
О связи между модой и визуальной культурой говорит А.Ю. Демшина «Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ — начало XXI вв». В контексте рассматриваемой нами темы это особенно важно, поскольку телевидение репрезентует моду посредством визуальных, аудиовизуальных средств.
Наконец, стоит обратить внимание на работу С.Н. Иконниковой «Мода в обществе сверхпотребления», поскольку в ней раскрываются главные особенности современной моды как феномена, показана связь между ростом потребительских тенденций и трансформацией моды и её функций в обществе.
Так же выделим те работы, в которых рассматриваются особенности модной журналистики как целой отрасли в современной журналистике. В частности, Т. Ежова в статье «О стиле жизни, российском глянце, мире грез и реальности» отмечает необходимость адаптации модной журналистики к требованиям обычных женщин, их ожиданиям, то есть, внимание следует обратить на практические аспекты моды (как её можно использовать в качестве средства самореализации).
И. Канестри в статье «Серьезная и компетентная журналистика о моде - мечта, не ставшая реальностью» отмечает, что на сегодняшний день российская модная журналистика испытывает дефицит кадров и находится в стадии формирования, таким образом, ей много не хватает для полноценной реализации.
Э. Хромченко («В журналистике моды личность журналиста имеет первостепенное значение») считает, что модная журналистика в нашей стране достаточно активно развивается, а по сути модная журналистика сильно зависит от личности самого журналиста, его модных предпочтений, внутренней культуры, умения донести до аудитории свое видение моды как социального и культурного феномена.
Эмпирической основой для работы послужили выпуски телепрограмм о моде на российском телевидении (программы «Снимите это немедленно», «Модный приговор», основное внимание, как уже отмечалось ранее, уделяется программе «Успеть за 24 часа»).
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дается краткая характеристика исследования, формулируются его актуальность, цель и задачи, гипотеза исследования, предмет и объект исследования и т.д.
Первая глава носит теоретический характер. Она посвящена моде как объекту журналистики. Основное внимание здесь уделено функциям телевидения в формировании моды как культурного феномена.
Вторая глава является практической. Здесь проводится анализ программ о моде на отечественном телевидении. Основное внимание уделено телепрограмме «Успеть за 24 часа». В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию.
Данное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Полученные в ходе исследования выводы и результаты, а также сам текст исследования могут быть использованы для изучения телепрограмм о моде на российском телевидении, моды как социального и культурного явления, исследования роли телевидения в процессе формирования моды как культурного феномена, в разработке учебных курсов, посвященных взаимодействию между модой и телевидением.
Таким образом, мы выяснили, что мода представляет собой очень значимый феномен в жизни общества. На сегодняшний день она выступает не только в качестве социокультурного феномена, но и практического средства, позволяющего людям добиваться уверенности в себе, повышать свою самооценку, самореализоваться.
Все телепрограммы о моде построены таким образом, чтобы именно этот - психологический - аспект моды раскрывался наиболее широко и полно. Как мы выяснили, рассмотренные нами программы о моде на отечественном телевидении рассчитаны на массовую аудиторию, в них не отражаются какие-либо признаки, присущие только высокой моде. Высокая мода предназначена для звезд, очень обеспеченных людей, тогда как программы «Снимите это немедленно», «Модный приговор», «Успеть за 24 часа» рассчитаны в большей мере на людей, имеющих средний уровень дохода (мода для среднего класса).
Основную часть таких телепрограмм составляют материалы познавательного и развлекательного характера. По сути, эти программы выполняют очень важную функцию познания людей в области модных тенденций, обучения непростому искусству выбора одежды. Также следует выделить и эстетическую функцию передач о моде, поскольку в таких программах герои программы «преображаются». Смотря на героев программы и наблюдая за их преображением, у зрителей также появляется желание следовать моде, более красиво одеваться, улучшить свою внешность. Во многих программах даются хорошие советы относительно подбора одежды, искусства макияжа, создания причесок. Таким образом, мода демонстрируется в качестве средства, позволяющего человеку выглядеть более привлекательно, достичь успеха в жизни, стать более уверенным в себе.
Если в целом рассуждать о том, каким образом мода репрезентуется
в телепрограммах о моде, то здесь следует выделить следующие аспекты:
- мода как элемент «красивой жизни»
- мода как средство повышения собственной привлекательности
- мода как инструмент самореализации
- мода как социальный феномен.
Нашей основной задачей было представить «модные» телепрограммы как социокультурный феномен. Мы рассмотрели несколько «модных» программ на отечественном телевидении такие, как «Снимите это немедленно!» (СТС), «Модный приговор» (1канал) и «Успеть за 24 часа» (СТС). Наиболее интересной нашему исследованию показалась программа «Успеть за 24 часа», так как передача более полно отражает возможности моды в современном мире.Она затронула разные области индустрии красоты, о которых раньше в «модных» программах не говорилось.
Анализируя программу «Успеть за 24 часа» мы пришли к выводу, что мода оказывает значительное влияние на общество, меняет внешний вид людей, их жизни. В «модные» программы обращаются за помощью, ведь они способны преобразить человека не только внешне, но и внутренне. Современные «модные» телепрограммы уделяют особое внимание внутреннему преображению, любые изменения должны начинаться изнутри, иначе результат будет не долговечен. В некоторых программах есть отдельные специалисты, отвечающие за психологическую составляющую преображения, в программе «Успеть за 24 часа» в качестве психолога выступает сам ведущий, Александр Рогов.
За помощью к «модным» телепрограммам обращаются люди с разными проблемами. В основном это женщины. Героинь передач о "волшебных превращениях" условно можно разделить на несколько групп:
1. Женщины трудной судьбы
Это самая многочисленная группа, сюда относятся женщины после тяжелого развода; девушки с авторитарными родителями; женщины с "проблемной" внешностью, рождающей различные комплексы. В силу серьезных причин и обстоятельств они перестают следить за собой, плохо выглядят, что отрицательно сказывается на их карьере и личной жизни.
2. Женщины с небанальными пристрастиями
Эти женщины придерживаются неких привычек, не всегда вызывающих положительную реакцию у окружающих. Они одеваются в готическом стиле, в стиле "розовых" Барби, кто -то предпочитает этнический/хип-хоп/регги/рок-н-ролл стили. Им кажется, что это выделяет их из толпы, делает неповторимыми, оригинальными, отражает их богатый внутренний мир. Такая жизненная и "гардеробная" позиция отпугивает приличных работодателей и приличных мужчин.
3. Молодые мамы
Эта группа не нуждается в подробной характеристике. Большинству женщин, у которых есть хотя бы один ребенок, знакома смена жизненных приоритетов, колоссальная нехватка времени и бесконечная усталость вперемешку с хроническим недосыпом. Иногда молодые мамы возвращаются к себе прежней (обаятельной и привлекательной), как только ребенок становится старше. Или они окончательно забывают о себе — тогда героинь приводят на подобные программы заботливые мамы, сестры — или возмущенные мужья.
4. Лентяйки или невежды
В эту группу относятся женщины и девушки, которым либо лень и нет желания заниматься собой, либо не хватает знаний, опыта, вкуса, чтобы выглядеть на пятерку. Впрочем, если верить программам о "волшебных превращениях", в большинстве случаев все их героини — под тремя предыдущими масками — ленивы и невежественны, поэтому достаточно приложить усилия, добавить уверенности в себе, убавить лени — и счастье умножится.
Проблемы героинь— это отражение проблем всего общества. И помогая участницам обрести уверенность, избавиться от комплексов, выглядеть модно и стильно, «модные» телепрограммы помогают всему обществу. В этом и заключается их социокультурное предназначение, перетекающее в социокультурный феномен.
1. Ахиезер А.С. Логики культуры и динамика циклов.// Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2009. С. 113-130.
2. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009. 240 с.
3. Бирбом М. Хозяин ток-шоу /М. Бирбом//Спутник-ТВ. 2009. №7.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2009. 387 с.
5. Борзова Е.П. Мода в мире кросскультурного синтеза.// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 43-56.
6. Васильев А.А. Этюды и моде и стиле. М., 2010. 560 с.
7. Васильев А.А. Я сегодня в моде... - М., 2013. 360 с.
8. Васильев А.А. Судьбы моды. М., 2012. 464 с.
9. Демшина А.Ю. Мода: реабилитация эстетики или продвижение образов.// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 59-68.
10. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 2009. 304 с.
11. Ежова Т. О стиле жизни, российском глянце, мире грез и реальности.// Медиаскоп. № 13(40), 2013.
12. Иконникова С.Н. Мода в обществе сверхпотребления.//Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 70-85.
13. Калашникова О.В. Из истории изучения явления «моды» в костюме.// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической конференции. СПб., 2009. С. 90-102.
14. Канестри И. Серьезная и компетентная журналистика о моде - мечта, не ставшая реальностью.// Медиаскоп. № 13(40), 2013.
15.О социализации см.: Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
16. Козлова О.А., Бондарев Д.А. Национальные особенности развития жанра общественно-политического ток-шоу на российском телевидении.//Вестник ВолГУ. Серия 8. Выпуск № 10, 2011.
17. Михайловская О. Бросок на югУ/Vogue. Апрель 2012.
18. Норбоева Т.Б. Понятийный анализ моды как феномена культуры.//Общество. Среда. Развитие. № 3, 2011.
19. Окладникова Е.А. Ценности как факторы моды и корпоративной
культуры в информационном обществе./Е.А. Окладникова// Мода в контексте культуры: сборник статей Второй научно-практической
конференции. СПб., 2009. С. 134-145.
20. Основы журналистской деятельности: Учебник для вузов /Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2013. 332 с.
21. Петренко Р. Реалити-шоу: развитие жанра.//Искусство кино. - 2009. - № 11.
22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2012. 351 с.
23. Розин В.М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре.//Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2009. С. 75-89.
24. Социология. Основы общей теории. - М., 2010. 192 с.
25. Удовиченко Р.В. Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории: автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2011. 36 с.
26. Фомичева И.Д. Социология СМИ. - М., 2012. [Ресурс локального
доступа]
27. Хромченко Э. В журналистике моды личность журналиста имеет первостепенное значение./Медиаскоп. № 13(40), 2013.
28. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: учебное пособие / В.Л. Цвик. - М.: Аспект пресс, 2013. 495 с.
29. Чепурова К.Ю. Актуальные проблемы становления fashion-журналистики как научной дисциплины. Оренбург, 2009. [Ресурс локального доступа]
30. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. М., 2012. 224 с.
31. Sapir Е. «Fashion» // Encyclopaedia of the Social Sciences. N.Y., 1931. Vol. 6.
P. 140).
32. Blumer H. Fashion: from Class Differentiation to collective Selection // The Sociological Quarterly, 1969. - vol. 10, № 3; Blumer II. Fashion // Enternational Encyclopedia of the Social Sciences. - N.Y., 1968. - Vol. 5.
33. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ — начало XXI вв. СПб., 2009.// http://lib.rus.ec/b/427332/read
34. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // http://www.ctc-
ivanovo.ru/books/kuznetsov-gv/tokshou-neizvestnyi-z
35. Лагода О. Визуальные коммуникации в репрезентации моды.// http://gisap.eu/ru/node/14345#comment-14654
36. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание. //http: //www.pressclub.host.ru/
37. Мирончук И. Мода в стиле Ар-Деко. Новое видение в 2012 году.// http://marselina.ru/publications/5729/
38. Мода как социальный феномен./Социология потребления// http: //www.consumers .narod.ru/lections/fashion. html
39. Официальный сайт программы «Модный приговор»//http://www.modny- prigovor.ru/
40. Официальный сайт «Успеть за 24 часа» http://ctc.ru/projects/show/uspet-za- 24-chasa/
41. Сайт отзывов «Отзовик»http://otzovik. com/reviews/tv-peredacha uspet za 24 chasa sts/
42. Сайт «STYLE &BEAUTY»http://felsme.com/1869-aleksandr-rogov-ya-schitayu-chto-u-menya-net-konkurentov.html
43. Сайт «Glamour»http://www. glamour. ru/culture/cinema/605605/
44. Сайт «Элитариум»http://www.elitarium.ru
45. Словари и Энциклопедии на сайте «Академик»http://dic.academic.ru
46. Телеканал СТС http://ctc.ru/rus/projects/tvproject/3797/