АФХД и проект повышения конкурентоспособности предприятия на примере ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО»
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 9
1.1. Теории конкуренции в экономической науке 9
1.2 Определение и классификация конкуренции 13
1.3 Конкурентоспособность организации и подходы к ее оценке 14
1.4 Анализ методов измерения конкурентоспособности предприятий 27
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО УК
«ПРОСТО МОЛОКО» 41
2.1 Характеристика предприятия как объекта анализа 41
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей 43
2.3 Комплексная оценка интенсификации и эффективности производства ... 55
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 58
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 76
2.6 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО УК «ПРОСТО
МОЛОКО» 81
Вывод по 2 главе 86
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 89
3.1. Конкурентоспособность торговой марки ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО»
и пути ее повышения 89
3.2. Инвестиционный проект по повышению конкурентоспособности ООО
УК «ПРОСТО МОЛОКО» и его эффективность 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 9
1.1. Теории конкуренции в экономической науке 9
1.2 Определение и классификация конкуренции 13
1.3 Конкурентоспособность организации и подходы к ее оценке 14
1.4 Анализ методов измерения конкурентоспособности предприятий 27
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО УК
«ПРОСТО МОЛОКО» 41
2.1 Характеристика предприятия как объекта анализа 41
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей 43
2.3 Комплексная оценка интенсификации и эффективности производства ... 55
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 58
2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 76
2.6 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО УК «ПРОСТО
МОЛОКО» 81
Вывод по 2 главе 86
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 89
3.1. Конкурентоспособность торговой марки ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО»
и пути ее повышения 89
3.2. Инвестиционный проект по повышению конкурентоспособности ООО
УК «ПРОСТО МОЛОКО» и его эффективность 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тенденции современной развития российской экономики, которые определены закономерностями рыночного пространства, определяют смещение акцентов в выборе факторов и направлений стратегического развития производственно-хозяйственной деятельности предприятий для формирования конкурентоспособных производственных систем на современном этапе с высоким уровнем организации производственной деятельности. Для роста деловой и инвестиционной активности предприятия все более актуальна потребность наиболее эффективного управления ими на основании комплексной, достаточно полной и объективной системы оценивания их финансово- хозяйственной деятельности в сложной экономической ситуации рыночных преобразований.
Актуальность данной темы заключается в том, что анализ и диагностика финансовой деятельности считается базой для принятия управленческих решений, переоценить значение которого для эффективной деятельности предприятия достаточно проблематично. Для управления ресурсами предприятия необходим внутренний анализ, который требует полного оперативного информирования обо всех имеющихся финансовых и материальных вливаний. Платежеспособность и финансовая устойчивость считаются главными характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. В ситуации когда предприятие считается достаточно устойчивым в финансовом отношении и платежеспособным, оно имеет преимущества перед прочими предприятиями соответствующего профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. А разработка проекта по улучшению финансовой деятельности с целю достижения высокого конкурентоспособного положения на рынке - это главная цель любого предприятия.
Цель дипломного проекта - оценка и разработка основных направлений
повышения эффективности финансовой деятельности разработка проекта по повышению конкурентоспособности на примере ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать характеристику предприятия как объекта анализа.
2. Провести анализ производства и реализации продукции.
3. Провести анализ использования материальных ресурсов.
4. Провести анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.
5. Провести анализ финансового состояния предприятия.
6. Провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
7. Дать оценку финансового состояния предприятия.
8. Разработать проект по улучшению конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы считается ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Предмет исследования: анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности и разработка проекта по улучшению конкурентоспособности предприятия.
В ходе анализа финансовой деятельности предприятия применяются следующие методы: монографический; расчетно-аналитический; метод
абсолютных, относительных, средних величин; балансовый метод и другие.
В ходе выполнения дипломного проекта были использованы нормативные и законодательные акты, труды специалистов и статистические данные ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» за 2012 - 2014 гг.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности финансовой деятельности и улучшения конкурентоспособности ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Актуальность данной темы заключается в том, что анализ и диагностика финансовой деятельности считается базой для принятия управленческих решений, переоценить значение которого для эффективной деятельности предприятия достаточно проблематично. Для управления ресурсами предприятия необходим внутренний анализ, который требует полного оперативного информирования обо всех имеющихся финансовых и материальных вливаний. Платежеспособность и финансовая устойчивость считаются главными характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. В ситуации когда предприятие считается достаточно устойчивым в финансовом отношении и платежеспособным, оно имеет преимущества перед прочими предприятиями соответствующего профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. А разработка проекта по улучшению финансовой деятельности с целю достижения высокого конкурентоспособного положения на рынке - это главная цель любого предприятия.
Цель дипломного проекта - оценка и разработка основных направлений
повышения эффективности финансовой деятельности разработка проекта по повышению конкурентоспособности на примере ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать характеристику предприятия как объекта анализа.
2. Провести анализ производства и реализации продукции.
3. Провести анализ использования материальных ресурсов.
4. Провести анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции.
5. Провести анализ финансового состояния предприятия.
6. Провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
7. Дать оценку финансового состояния предприятия.
8. Разработать проект по улучшению конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования данной курсовой работы считается ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Предмет исследования: анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности и разработка проекта по улучшению конкурентоспособности предприятия.
В ходе анализа финансовой деятельности предприятия применяются следующие методы: монографический; расчетно-аналитический; метод
абсолютных, относительных, средних величин; балансовый метод и другие.
В ходе выполнения дипломного проекта были использованы нормативные и законодательные акты, труды специалистов и статистические данные ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» за 2012 - 2014 гг.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности финансовой деятельности и улучшения конкурентоспособности ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО».
Не смотря на тяжелое экономическое состояние всей российской экономики, и особенно отрасли пищевой промышленности, ООО «ПРОСТО МОЛОКО» удается успешно и прибыльно функционировать.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ООО «ПРОСТО МОЛОКО» является одним из ведущих предприятией пищевой промышленности Республики Татарстан, работающее эффективно даже в условиях нестабильной экономики России в целом. Это достигается благодаря постоянной напряженной работе коллектива по обновлению ассортимента выпускаемой продукции, модернизации имеющегося оборудования, внедрению прогрессивных технологий. В 2013-2014 гг. специалистами предприятия разработаны и освоены в производстве новые сорта продукции. При этом загрузка мощностей достигает до 81%.
Анализ финансовой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО» свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Показатели деловой активности на предприятии ООО «ПРОСТО МОЛОКО» показывают, что в 2014 году показатели оборачиваемости снизились по сравнению с 20 12 годом и уровень показателей оборачиваемости находится ниже уровня 2012 года. Это свидетельствует о снижении кругооборота средств предприятия ООО «ПРОСТО МОЛОКО», следовательно, свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об увеличение объемов кредитов предоставляемых предприятием. Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствуют о том, что у предприятия наблюдается рост покупок в кредит.
Валовая прибыль в период 2012-2014 году выросла, в тоже время рост прибыли был обусловлен изменением цен на продукцию. Прибыль до налогообложения выросла в 2014 г. по сравнению с 2012. Такой рост обусловлен
снижением расходов по производству, а также внереализационных расходов, коммерческих расходов, операционных расходов.
Анализ финансового состояния предприятия свидетельствует, что ООО «ПРОСТО МОЛОКО» сильно зависит от кредитов и займов. Это свидетельствует о том, что у предприятия не достаточно ресурсов для ведения благоприятной финансовой деятельности, но с другой стороны это говорит о том, что ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» направляет эти средства для укрепления своего финансового состояния и направляет на развитие потенциала. В структуре пассивов ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» отсутствуют долгосрочные кредиты и займы, что ослабляет финансовую устойчивость. Заемный капитал сформирован за счет краткосрочных кредитов банков и кредиторской задолженности на 100%. Коэффициенты маневренности в 2013-2014 годах имеет тенденцию к снижению, однако удовлетворяют нормальным ограничениям. Рассчитанные коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к снижению и не удовлетворяют нормальным ограничениям, что свидетельствует о неплатежеспособности ООО «ПРОСТО МОЛОКО».
В современных условиях функционирования экономики, когда конкуренция приобретает все более жесткие формы, каждое предприятие должно смотреть вперед, в будущее. Отсутствие функций прогнозирования, стратегического планирования на предприятии может привести к краху в любой момент.
Одной из прогрессивных стратегических целей ООО «ПРОСТО МОЛОКО» является сосредоточение всей производственной и сбытовой цепочки в рамках своего предприятия.
С этой целью у ООО «ПРОСТО МОЛОКО» организовано дочернее
предприятие ООО «Торговый Дом «ПРОСТО МОЛОКО», расширен
автотранспортный парк. Все это способствует снижению затрат на логистику, реализацию, продвижение товара. В перспективных планах ООО «ПРОСТО МОЛОКО» - расширить территорию за счет приобретения земельного участка, строительства фермы и оснащения новым оборудованием. Потребность инвестиций на организацию данного производства по предварительным расчетам составляет 17 350 тыс.руб. Расчет экономической эффективности инвестиций организации данного направления деятельности показал, что проект является целесообразным. Дисконтированный срок окупаемости инвестиционных вложений составляет 3,3 года. Таким образом, рассчитанные показатели удовлетворяют наиболее прогрессивным критериям, что делают данный проект привлекательным для инвесторов.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО» в дипломном проекте также предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности торговой марки «ПРОСТО МОЛОКО».
На данном этапе формирования современного российского рынка многие производители осознают важность развития брендовой политики предприятия, ООО «ПРОСТО МОЛОКО» - не исключение. В целях получения объективной оценки состояния функционирования торговой марки были проведены маркетинговые исследования на рынке молочных изделий по РТ. Были идентифицированы главные конкуренты торговой марки - «Домик в деревне»» «Веселый молочник» - это марки довольно сильных конкурентов. Так как «ПРОСТО МОЛОКО» - новая марка, она многим не известна, поэтому следует обратить большое внимание на будущую популяризацию марки.
Среди преимуществ «ПРОСТО МОЛОКО» были выделены качественные характеристики товара (вкус и внешний вид), которые она представляет. Слабыми сторонами явились каналы сбыта и система продвижения на рынок.
На пути продвижения и развития популярности торговой марки «ПРОСТО МОЛОКО» предстоит сделать многое, а именно, развиваться в плане кадровой (набор активных и образованных работников, мотивирование их), экономической (создание системы скидок и умение варьировать уровнем цен в зависимости от сложившегося спроса, развития технологии, постоянной автоматизации производства), продуктовой (формирование оптимальных глубины и ширины ассортимента, ставки на популярные продукты, выбор стратегически важных изделий) политики фирмы. Не последнее место сыграет подготовка сбытового и торгового персонала (обучение, тренинги и семинары).
«ПРОСТО МОЛОКО» - достаточно новая марка, потенциал развития которой велик. При грамотном планировании программы продвижения и оптимизации затрат на данные мероприятия, марка может стать достаточно популярной, а уровень лояльности покупателей к марке и кондитерским изделиям в целом возрастет.
Все предложенные рекомендации, рассмотренные в дипломном проекте, несомненно будут иметь вес в повышение эффективности коммерческой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО».
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ООО «ПРОСТО МОЛОКО» является одним из ведущих предприятией пищевой промышленности Республики Татарстан, работающее эффективно даже в условиях нестабильной экономики России в целом. Это достигается благодаря постоянной напряженной работе коллектива по обновлению ассортимента выпускаемой продукции, модернизации имеющегося оборудования, внедрению прогрессивных технологий. В 2013-2014 гг. специалистами предприятия разработаны и освоены в производстве новые сорта продукции. При этом загрузка мощностей достигает до 81%.
Анализ финансовой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО» свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия в 2014 году по сравнению с 2012 годом. Показатели деловой активности на предприятии ООО «ПРОСТО МОЛОКО» показывают, что в 2014 году показатели оборачиваемости снизились по сравнению с 20 12 годом и уровень показателей оборачиваемости находится ниже уровня 2012 года. Это свидетельствует о снижении кругооборота средств предприятия ООО «ПРОСТО МОЛОКО», следовательно, свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия. Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об увеличение объемов кредитов предоставляемых предприятием. Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствуют о том, что у предприятия наблюдается рост покупок в кредит.
Валовая прибыль в период 2012-2014 году выросла, в тоже время рост прибыли был обусловлен изменением цен на продукцию. Прибыль до налогообложения выросла в 2014 г. по сравнению с 2012. Такой рост обусловлен
снижением расходов по производству, а также внереализационных расходов, коммерческих расходов, операционных расходов.
Анализ финансового состояния предприятия свидетельствует, что ООО «ПРОСТО МОЛОКО» сильно зависит от кредитов и займов. Это свидетельствует о том, что у предприятия не достаточно ресурсов для ведения благоприятной финансовой деятельности, но с другой стороны это говорит о том, что ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» направляет эти средства для укрепления своего финансового состояния и направляет на развитие потенциала. В структуре пассивов ООО УК «ПРОСТО МОЛОКО» отсутствуют долгосрочные кредиты и займы, что ослабляет финансовую устойчивость. Заемный капитал сформирован за счет краткосрочных кредитов банков и кредиторской задолженности на 100%. Коэффициенты маневренности в 2013-2014 годах имеет тенденцию к снижению, однако удовлетворяют нормальным ограничениям. Рассчитанные коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к снижению и не удовлетворяют нормальным ограничениям, что свидетельствует о неплатежеспособности ООО «ПРОСТО МОЛОКО».
В современных условиях функционирования экономики, когда конкуренция приобретает все более жесткие формы, каждое предприятие должно смотреть вперед, в будущее. Отсутствие функций прогнозирования, стратегического планирования на предприятии может привести к краху в любой момент.
Одной из прогрессивных стратегических целей ООО «ПРОСТО МОЛОКО» является сосредоточение всей производственной и сбытовой цепочки в рамках своего предприятия.
С этой целью у ООО «ПРОСТО МОЛОКО» организовано дочернее
предприятие ООО «Торговый Дом «ПРОСТО МОЛОКО», расширен
автотранспортный парк. Все это способствует снижению затрат на логистику, реализацию, продвижение товара. В перспективных планах ООО «ПРОСТО МОЛОКО» - расширить территорию за счет приобретения земельного участка, строительства фермы и оснащения новым оборудованием. Потребность инвестиций на организацию данного производства по предварительным расчетам составляет 17 350 тыс.руб. Расчет экономической эффективности инвестиций организации данного направления деятельности показал, что проект является целесообразным. Дисконтированный срок окупаемости инвестиционных вложений составляет 3,3 года. Таким образом, рассчитанные показатели удовлетворяют наиболее прогрессивным критериям, что делают данный проект привлекательным для инвесторов.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО» в дипломном проекте также предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности торговой марки «ПРОСТО МОЛОКО».
На данном этапе формирования современного российского рынка многие производители осознают важность развития брендовой политики предприятия, ООО «ПРОСТО МОЛОКО» - не исключение. В целях получения объективной оценки состояния функционирования торговой марки были проведены маркетинговые исследования на рынке молочных изделий по РТ. Были идентифицированы главные конкуренты торговой марки - «Домик в деревне»» «Веселый молочник» - это марки довольно сильных конкурентов. Так как «ПРОСТО МОЛОКО» - новая марка, она многим не известна, поэтому следует обратить большое внимание на будущую популяризацию марки.
Среди преимуществ «ПРОСТО МОЛОКО» были выделены качественные характеристики товара (вкус и внешний вид), которые она представляет. Слабыми сторонами явились каналы сбыта и система продвижения на рынок.
На пути продвижения и развития популярности торговой марки «ПРОСТО МОЛОКО» предстоит сделать многое, а именно, развиваться в плане кадровой (набор активных и образованных работников, мотивирование их), экономической (создание системы скидок и умение варьировать уровнем цен в зависимости от сложившегося спроса, развития технологии, постоянной автоматизации производства), продуктовой (формирование оптимальных глубины и ширины ассортимента, ставки на популярные продукты, выбор стратегически важных изделий) политики фирмы. Не последнее место сыграет подготовка сбытового и торгового персонала (обучение, тренинги и семинары).
«ПРОСТО МОЛОКО» - достаточно новая марка, потенциал развития которой велик. При грамотном планировании программы продвижения и оптимизации затрат на данные мероприятия, марка может стать достаточно популярной, а уровень лояльности покупателей к марке и кондитерским изделиям в целом возрастет.
Все предложенные рекомендации, рассмотренные в дипломном проекте, несомненно будут иметь вес в повышение эффективности коммерческой деятельности ООО «ПРОСТО МОЛОКО».



