Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование модели спортивного репортажа на примере передачи "Большой спорт"

Работа №82256

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Репортаж, как предмет спортивной журналистики.
1.1. Появление спортивной журналистики на телевидении.
1.2. Понятие спортивного репортажа.
1.3 Становление жанра спортивного репортажа.
1.4 Современное состояние спортивного репортажа, а также основные каналы спортивного вещания в России.
Глава 2. Формально-содержательные составляющие спортивного репортажа
2.1. Отличительные особенности спортивной информации.
2.2. Работа спортивного журналиста в прямом эфире.
2.3 Структура и композиция телерепортажа.
2.4 Анализ современных спортивных репортажей на примере телепрограммы Большой спорт.
Заключение.
Список использованной литературы.
Творческое приложение к диплому.


В наше время спорт является популярным, сложным и противоречивым социальным явлением, которое занимает важное место в общественной жизни. Этот особый вид коммуникации, образовавшийся с целью реализации целого комплекса социальных потребностей, таких как- биологических, духовных, информационных и так далее. Общественная значимость спорта, интерес к нему, который вызван непредсказуемостью результатов, постоянной интригой и динамикой, делают спорт привлекательным для освещения его проблем представителям СМИ, для репортажей о наиболее важных спортивных событиях.
Таким образом, выбор объекта дипломного исследования и объясняется возрастающим интересом к спорту в нашей стране и в мире в целом. Согласно последним данным исследования ВЦИОМ , год назад за ходом Зимних Олимпийских игр, проводившихся в Сочи, следило большинство россиян (63%): в том числе 27% регулярно смотрели все трансляции, что, несомненно, говорит о популярности спорта в России, а также о востребованности профессии спортивных журналистов. Также важно отметить динамику развития детского спорта в России 55% россиян, у которых есть дети школьного возраста, отмечают, что их дети занимаются в специализированных спортивных учреждениях. Семь лет назад таких респондентов было куда меньше (35%). (См. Приложение 1).
Подача спортивного телевизионного репортажа постоянно трансформируется. На данный момент не существует единой модели репортажа, как такового. Универсальная модель спортивного телевизионного репортажа необходима современным журналистам, в связи с тем, что в России проходит огромное количество спортивных мероприятий, где очень кстати будет универсальная модель спортивного репортажа, которая позволит без особых усилий работать репортеру в разных сферах.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время всё большее количество людей проявляет интерес к спорту. Достижения наших спортсменов позволяют гражданам России гордиться своей страной. Спортивные репортажи привлекают большое внимание. Комментатор помогает людям, не разбирающимся в подробностях спортивных правил, понять, почему та или иная команда выиграла или проиграла, почему игроку назначили штраф.
Объектом исследования является телевизионный спортивный репортаж.
Предметом исследования является формально-содержательная модель телевизионного спортивного репортажа.
Цель исследования : на основе анализа спортивных телевизионных репортажей выявить устойчивые формально-содержательные составляющие телевизионных спортивных репортажей и показать их применение на ТВ- практике.
Научная новизна заключается в изучении особенности спортивного репортажа.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования выявленной модели телевизионного спортивного репортажа.
Гипотеза работы - передачи и освещения спортивных мероприятий на телевидении позволяет приспособиться к спортивному образу жизни.
Эмпирическая база - телевизионные спортивные программы на канале Большой спорт за 10 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть в дипломе специфику телевизионного спортивного репортажа, историческое развитие жанра.
2. Проанализировать современный телевизионный репортаж и его виды. Обосновать выбор эталонной модели репортажа.
3. Разработать в дипломной работе собственную модель телевизионного спортивного репортажа.
4. Применить модель телевизионного спортивного репортажа на практике.
В дипломной работе будут использоваться следующие методы исследования:
1. Общенаучные методы: исторический, сравнительно-сопоставительный анализ. Метод анализа использовался при сравнении различных сюжетов в жанре телевизионного репортажа.
2. Использование специальных методов исследования по вторичным источникам, исследование баз данных. Вторичные данные помогают более глубоко ознакомиться с ситуацией в данной отрасли, с тенденциями изменений.
3. Использование элементов аналитического контент-анализа. Контент- анализ помогает выявить социальный факт, и может использоваться в качестве основного метода исследования параллельно другим. Он поможет выявить различные формы, такие как: язык, структуру и жанр, ритм.
4. Элемента проектных методик и принципов теоретического моделирования.
Структура дипломной работы: Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введение объясняется выбор сферы написания дипломной работы, а также актуальность выбранной тематики. Основная часть введения формирование целей и задачи работы, а также выявление основных методов работы с информацией.
В первой главе рассмотрены исторические предпосылки появления спортивной журналистки, как объекта исследования, выявлены исторически ведущие спортивные журналисты, а также рассмотрена специфика жанра телевизионной спортивной журналистики. Объясняется актуальность и популярность этого жанра.
Во второй главе рассматривается современное состояние телевизионного спортивного репортажа, приводятся различные виды спортивного репортажа, проводится анализ и выявление основных специфических признаков репортажей ведущих спортивных журналистов России. А также глава посвящена разработке и описанию универсального шаблона телевизионного спортивного репортажа на основе анализа сравнения репортажей ведущих спортивных комментаторов. Для анализа мы берем репортажи представленные в программе Большой спорт на телеканале Россия -2. Выбор программы и телеканала обусловлен популярностью телеканала. По данным опроса ВЦИОМ Россия-2 находится на первом месте по популярности в России. Выбор программы обусловлен тем, что это единственная новостная программа на телеканале, которая затрагивает все виды спорта. Всего будет рассмотрена 10 репортажей по характеристикам:
1. Наличие составляющих репортажа: закадровый текст, синхроны, люфты, стендапы.
2. Хронометраж.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа, приведенного выше мы можем вывести основные черты телевизионного спортивного репортажа в России, а также постараться вывести шаблон универсального спортивного репортажа, то есть определить основные составляющие сюжета.
Основные черты проанализированных репортажей или 9 заповедей успешного спортивного репортажа:
1. Длительность репортажа составляет не менее 5 минут, длительность прямого включения с места событий может составлять от 1 до 2 минут.
2. Каждый спортивный репортаж содержит большое количество синхронов/ люфтов для передачи атмосферы события.
В среднем, как описывалось в теории, на каждые 2 минуты репортажа приходится 4 синхрона. Для спортивного репортажа используются чаще всего эмоциональные синхроны, записные прямо на спортивных аренах. Если информационный повод охватывает общемировые события, то можно встретить и свидетельские показания, как, например, синхрон министра спорта РФ. Большое количество включений с места событий также можно объяснить психологией восприятия текста. Человек непрерывно может воспринимать только 30 секунд телевизионного текста.[31] Если посчитать, то так и получается: на каждые 30 секунда-1 синхрон.
3. Спортивные репортажи содержат большое количество аналитической информации, характерной для определенного вида спорта: индивидуальная статистика спортсмена, статистика команды , сравнение выступления спортсмена в предыдущем сезоне и т.д.
Это объясняется тем, что хоть репортаж и рассчитан на болельщика с опытом, тем не менее журналист предполагает, что сюжет могут смотреть и люди, не имеющие специализированных знаний по определенному виду спорта.
4. Синхроны в спортивных репортажах почти всегда перекрываются кадрами спортивного состязания.
5. Кадры съемки для спортивного репортажа не сложные: чаще всего это просто кадры, где присутствуют сами спортсмены. Такие кадры уже интересны телезрителю.
6. Спортивный репортаж чаще всего подготавливается не за один день. То есть съемки начинаются предварительно, чтоб показать подготовку спортсмена, снимается тренировочный процесс или наоборот день отдыха перед важным стартом.
7. Универсальность синхронов для спортивного репортажа: чаще всего спортсмены отвечают на вопросы о состоянии подготовки перед стартом, делают прогнозы, отмечают плюсы и минусы соперника. Если синхрон берется после события, то это чаще всего почему проиграли или выиграли, а также вопросы касающиеся травм и дальнейших планов на сезон.
8. Закадровый текст журналиста похож на текст комментатора во время спортивного мероприятия: он делает краткий комментарий всего матч: кто забил, когда, кто показал какое время на дистанции, количество промахов на рубежах и т.д.
9. Лексика журналиста отличается фразами, присущими данному виду спорта. То есть предполагается, что репортаж смотрят давние болельщики. Перейдем непосредственно к универсальному шаблону телевизионного спортивного репортажа. Разберемся с наполнением текстовым.
В него должны входить обязательно:
1.Закадровый текст журналиста.
Данная часть спортивного репортажа должна быть наполнена последовательным рассказом о событии. Для того, чтобы телезритель почувствовал себя частью спортивного мероприятия. В этой части приводятся статистиче ские данные, делаются прогнозы на мероприятие, рассказывается о подготовке спортсменов к данному событию.
2. Синхроны: эмоциональные и свидетельские показания.
Здесь могут быть, как синхроны тренеров, спортсменов, так и синхроны экспертов в области спорта и просто организаторов мероприятия.
3. Люфты.
Чем больше количество люфтов в спортивном репортаже, тем больше он передает атмосферу происходящего события. Они могут быть разными от банального разговора спортсмена с третьим лицом, до радостных криков победы и танцев спортсменов.
Разберем видеоряд телевизионного спортивного репортажа.
1. Картинка для закадрового текста.
Чаще всего здесь используются кадры с соревнований, тренировочного процесса или повседневной жизни спортсменов. Главным условием является присутствие в кадре спортсмена или другого главного лица репортажа.
2. Синхроны.
Записываются чаще всего на спортивной арене. Спортсмены в тренировочной одежде. Второй вариант записываются в домашних условиях, но обязательно на фоне медалей, кубков и других наград спортсмена.
3. Стендап журналиста.
Чаще всего он записывается на фоне места действия: боксерского ринга, хоккейной площадки, лыжного стадиона, биатлонного стрельбища и т.д.
Если стендап длинный - журналист может подходить к месту действия, открывая пейзаж за спиной. Главные финальные слова стендапа он произносит в неподвижном состоянии. Как объясняется в теоретической части, журналист в кадре - уже привлекает внимание аудитории и лучше, если он будет статичен.
4. Таблицы, диаграммы.
Это встречается очень редко, но в случае, когда статистические данные сложные, их можно привести в качестве сравнительной таблицы или диаграммы.
Мы подробно разобрали наполнение телевизионного спортивного репортажа на основе анализа репортажей ведущих журналистов России. Основываясь на самостоятельном исследовании и на выводах, в следующей главе постараюсь представить подробный сценарий собственного спортивного репортажа по приведенному шаблону, а также снять и смонтировать его.
Выводы
Одно из конкурентных преимуществ спортивной информации - её планируемость, что в значительной степени в нынешних условиях дефицита времени и ресурсов облегчает и упорядочивает труд спортивного журналиста.
Спортивный журналист может получить информацию практически из тех же источников, что и журналист других жанров. Единственным отличием являются дополнительные регламенты соревнований, заявки команд на участие, протоколы результатов соревнований.
Что же касается непосредственно работы, спортивный журналист, работающий, как в прямом эфире, так и при записи интервью для репортажей должен обладать определенным набором знаний, необходимых для общения со спортсменами. Также важно отметить, что журналист должен быть готов, как к отказу от общения со стороны спортсменов и тренеров, так и к определенному сленгу, в котором он должен разбираться.
По итогам анализа спортивных репортажей, а также составления шаблона информационного спортивного репортажа были выявлены основные черты успешного сюжета.
Спортивный репортаж основывается в основном на трех составляющих: закадровый текст и картинка, синхроны и люфты. Что же касается кадров для сюжета, главное чтоб на них присутствовал сам спортсмен или тренер. В этом случае картинка будет интересна телезрителям.



1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика. Учеб. пос. в 2-х ч. СПб., Ч.1. - 2009,Ч.2. - 2012.
2. Базунов Б.А. Спорт. XX век: Хроника отечественного и мирового спорта: события, персонажи, рекорды. - М., 2001
3. Большая олимпийская энциклопедия/ авт-сост. В.Л. Штейнбах. - Т.1-2. - М., 2006
4. Васильева Т.В. Курс радиотелевизионной журналистики. - СПб., 2004
5. Визитей Н.Н. Сущность и социальные функции современного спорта. - М., 1988
6. Войтик Е.А. Спортивная журналистика. Учебно-методическое пособие. Томск, 2004.
7. Все о спорте : справочник. Т. 1-3/ сост. В.В. Кукушкин, А.А. Добров. - М., 2007
8. Гаврилов, К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом // К. Гаврилов. СПб.: Амфора, 2007
9. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 2008
10. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста // М.: Аспект Пресс, 2010
11. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. - СПб., 2003
12. Ильченко С.Н. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении/ С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай. - СПб., 2003
13. Исаев А.А. Спортивная политика России. - М., 2006
14. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М. : Изд-во Моск. Университета, 2000
15. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учебн. пособие для студентов вузов // А. Князев Бишкек: КРСУ, 2001
16. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. - М., 2012
17. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика. Учеб. пос. СПб., 2005.
18. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта : пер. с чешск. - М., 1985
19. Орлов С. И. Русская дореволюционная спортивная журналистика. М, 1974.
20. Озеров Н. Н. Репортаж о репортаже. М., 1976.
21. Родиченко В.С. Спортивные соревнования : информация, управление. - М., 1978
22. Спасский О. Д. За кого болеют журналисты. М., 1986.
23. Спорт в зеркале журналистики. Сост. Г. Я. Солганик. М., 1989.
24. Степанов В. Г. От репортажа к репортажу: заметки журналиста о спорте Якутск, 1995.
25. Телевизионная журналистика. - М., 2005
26. Туленков Д.А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления // Журналистика. Молодые исследователи : межвузовский сборник научных раюот студентов и аспирантов. - Вып. 3. - СПб, 2004
27. Филатов Л. И. Обо всем по порядку. Репортаж о репортаже. М., 1990
28. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. - Стокгольм, 1999
29. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: учеб. Пособие. - М., 2004
30. Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики: учеб.пособие/ Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М., 2012
31. Шишигин М.В. Спорт. Информация . - М., 1974
32. Шустер О. С. Средства массовой информации и спорт. СПб., 1998.
33. Якимович В.С. Культура в мире спорта: монография. - М., 2006


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ