Введение 3
Раздел 1.Образование и эволюция учебных округов в Российской империи в первой половине XIX века 12
Раздел 2. Становление и организация работы Казанского учебного округа.
Заключение 52
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследуемой темы. Важным фактором передового развития и укрепления авторитета любого государства является четко выстроенная система образования, которая невозможна без качественного правительственного попечения за ней. Из этого исходит научно-практическая актуальность рассматриваемого вопроса: выработка новых механизмов управления и контроля за народным образованием, как продуктивного вида передовой технологии образования, которая позволяет выйти из кризисных состояний.
Одним из важнейших аспектов, которые определяют научную значимость темы, является рассмотрение процесса осуществления правительственных действий в образовательной области, на примере отдельно взятого региона Российской империи. Это дает понимание того, что работа руководства региональными учебными округами не сводилась только к «бездумному» выполнению попечителями указов и предписаний Министерства народного просвещения в плане постановки образования. Данный процесс является итогом большого количества составляющих, одним из которых представляется отчетливо выстроенная организация деятельности Канцелярии попечителя и согласование действий в управлениях округа .
Научная новизна поставленной проблемы заключается в рассмотрении, создания и начала деятельности учебных округов в Российской империи через процесс становления и начального периода существования Казанского Учебного Округа.
Объектом исследования является система образования Российской Империи.
Предметом предпринимаемого исследования является организация учебных округов, как часть образовательных реформ на примере Казанского учебного округа в первой половине XIX века.
Цель исследования: основываясь на комплексный научный анализ опубликованных источников, архивных материалов, научной литературы, исследовать становление учебных округов в Российской империи на примере деятельности Казанского учебного округа в первой половине XIX века.
Поставленная цель предопределила решение следующих исследовательских задач:
1. Оценить значение создания учебных округов стране;
2. Проанализировать деятельность министерства народного просвещения, касательно вопросов управления учебными округами;
3. Показать предысторию образования и Казанского учебного округа;
4. Осветить организацию деятельности управления учебными округами на примере Казанского учебного управления.
Хронологические рамки исследования охватывают период от начала и до середины XIXB.Это связано с тем, что данный временной промежуток можно с уверенностью расценивать временем формирования системы образования. Нижняя граница - начало XIX в. является временем реформ, принятия первого в истории общероссийского устава и непосредственного учреждения учебных округов. Верхняя граница- время прерывания процесса становления университетского образования Российской империи, реакционной политикой правительства.
Историографию, посвященную созданию учебных округов в стране и непосредственно в Казанском учебном округе было решено разделить по историческим периодам, дореволюционный (1803-1917 годы), советский (1917-1991 годы), условно, можно разделить на довоенный и послевоенные периоды и на исторические труды, вышедшие на свет на современном историческом этапе с 1990-х годов и до наших дней.
В дореволюционной исторической литературе, посвященной изучению университетского образования в Российской империи, важным трудом является монография М.И. Сухомлинова профессора Санкт-Петербургского университета. В котором анализируется деятельность управлений учебных округов, на этапе зарождения этого вида государственной службы в России. Историк высоко оценивает вклад попечителей в проведении в начале 19 века
университетской реформы . Далее следует отметить работу П. Фрелюдина «Исторический обзор мер по высшему образованию в России», в которой особое внимание уделяется управлению учебными округами. Автор делает выводы относительно деятельности начальников учебных округов и непосредственно связанного с этим процессом уменьшения значения местных университетских коллегий, в руках которых до реформы 1820 года была сосредоточена значительная власть в учебных округах . П.Н.Милюков излагает точку зрения касаемо попечительства в статье, посвященной университетам российской империи, которая была включена в энциклопедический словарь Ф.А. Брокохауза и И.А. Эфрона. В ней автор говорит о не значительной роли попечителей в деятельности учебных округов из-за их отдаленности, которая была связана с политикой наименьшего вмешательства в автономность образования на местах. Проблема учебных округов наиболее разнопланово освещается в труде С.В. Рождественского, профессора Санкт-Петербургского университета. Особое внимание в книге заслуживает источниковая база, так как при ее составлении автором использовались архивные документы государственных ведомств Российской империи. В данной работе показана роль министров народного просвещения П.В. Завадоского, А.С. Шишкова, людей которые непосредственно стояли у истоков формирования института попечительства. С.В. Рождественским сделаны важные выводы, об участии Министерства народного просвещения в закреплении правовых основ управления учебными округами, что в свою очередь дало возможность построения организованной системы управления народным образованием в целом по Российской Империи.
В дореволюционной историографии изучение образования в целом сконцентрировано на Московском и Санкт-Петербургском учебных округах. Среди немногочисленных исторических работ, посвящённых рассмотрению провинциальных учебных округов, а именно казанского, необходимо назвать труд Н.П. Загоскина, который в 1906-1909 годы являлся ректором Казанского университета. В 1902-1904 годы он издает 4-х томный труд «История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804 - 1904», которая содержала сведения о профессорах, администрации и преподавателях университета, разных сторонах университетской жизни. Делая анализ деятельности попечителей учебного округа Н.П. Загоскин говорит, об их весомом вкладе в процесс становления учебного округа.
В плане отображения исторической картины формирования Казанского учебного округа, для исследования наиболее ценным является труд историка и публициста Н.Я. Агафонова. История развития Казанского учебного округа в котором рассматривается со времен его учреждения в 1803 году, автор рассказывает о руководстве всех попечителей округа, о шагах, проводимых окружным руководством с задачей успешной организации учебно-воспитательного дела вверенном округе.
Таким образом, историография дореволюционного периода предоставляет в исследовательском плане достаточно целостную картину деятельности учебных округов в Российской империи. Авторы раскрывают важность их создания на уровне правительства, которая свою очередь способствовала как привлечению к образовательной системе общественности, так и формированию нормативно-правового аспекта вопроса попечительства учебными округами.
История образования дореволюционной России не стала популярным предметом изучения в советский период. Возможно, это было связано с классовым подходом преобладавшим при постановке данной проблемы. Но несмотря на это в 1930 году издается двухтомный труд преподавателя казанского университета М.К. Корбута, который содержит в себе объемный фактический материал. В книге раскрыта позиция Казанского учебного округа, как важного центра развития науки и просвещения и роль попечителей в становлении его как такового . Еще одним исключением от общих тенденций изучения вопросов просвещения можно назвать монографию Г.Е. Павловой, которая посвящена жизни и деятельности первого попечителя Казанского учебного округа С.Я. Румовского.
В послевоенный период на свет выходит двухтомный труд под редакцией М.Н. Тихомирова по истории московского государственного университета, в нем присутствуют статьи, которые непосредственно затрагивают тему народного образования, где проведен подробный анализ правовой базы деятельности учебных округов, выделены личности попечителей , стоявших во главе учебных округов .В работах А.Г. Рашина и Н.А. Константинова содержится в изобилии фактический материал, но освещаются лишь отдельные аспекты истории образования, поверхностно и фрагментарно, не касаясь основ его деятельности .
Частично пробелы восполняют труды Н.П. Ерошкина, в которых автор показал организацию управленческой системы в столице и на местах. Соответственно, способствуют составлению представления о
взаимоотношениях между учебно-окружным начальством и Министерством народного просвещения.
В целом в исторических трудах советского периода рассматривание проблемы попечительства было далеко от актуальности или даже не упоминалось в исследованиях истории высшего образования в России.
В современных исследованиях вопрос попечительства в народном образовании из-за расположения на стыке наук привлекает внимание не только ученых историков, но и педагогов, политологов, экономистов. Среди научных трудов следует отметить исследования Е.А. Вышленковой, посвященные университетской культуре и истории повседневности казанского университета первой половины XIX века12. Осмыслив проблему деятельности учебных округов и их попечителей первой половины XIXB.,исследователь делает вывод о положении попечителя, которое представляется пограничным: с одной стороны в состоянии соития с бюрократическим миром, в тоже время являясь защитником интересов округа1з. Е.А. Вышленкова уделяет внимание на мысль о покровительственном отношении попечительства в высшей школе, личность самого попечителя была олицетворением государственной власти в учебных округах 14. Проблема образования первой половины XIX века на современном этапе рассмотрена достаточно подробно в трудах Ф.А. Петрова, И.Е. Кропоткиной, В.А. Змеева, А.И.Адамского, С.П. Кострикова .
Рассматривая вопрос об исторической литературе, проблема образования и деятельности учебных округов получила достаточно обрывочное освещение, являясь сопроводительной частью при изучении других проблем истории образования.
Источниковедческая база. Привлеченные при написании данной работы источники условно можно разделить на три группы: актовые материалы, делопроизводственные документы и периодическая печать.
Актовые материалы имеют важное значение для исследования. Так как нормативные материалы, законодательные акты, находящиеся в Своде законов Российской империи, позволяют выявить основные принципы управления учебными округами, определить статус государственного попечительства за ними и выявить процесс развития и функционирования данного института власти.
Значимыми для исследования являются университетские уставы 1804 и 1835 годов. Представление об истории возникновения идеи создания учебных предоставляет анализ «Указа об учреждении Академии наук» 1724 года. Также при исследовании были изучены «Положение об учебных округах» 1835 года и «Манифест об учреждении Министерства духовных дел и народного просвещения.
В группу делопроизводственных источников относятся отчеты Министерства народного просвещения и начальственные распоряжения попечителей Казанского учебного округа , которые публиковались с середины 1830-х годов. Данные источники раскрывают практические результаты деятельности учебных округов.
При изучении поставленной проблемы также были использовались неопубликованные делопроизводственные документы, которые представлены в фондах Национального Архива Республики Татарстан. Фонд 92 изучает документы канцелярии попечителя Казанского округа. Сам фонд является достаточно обширным и содержательным, материал, собранный в фонде, имеет большую ценность Документы распределены по столам, функционировавшим в канцелярии попечителя. В фонде имеются циркулярные предписания Казанского учебного округа и Министерства народного просвещения, журналы и протоколы собраний Испытательного комитета и Попечительского совета, отчеты, всевозможные доклады, официальная прошения отдельных граждан и переписки. Данные документы четко отражают функционирование Казанского учебного округа, начиная с 1803 года.
В целом, привлеченные в работе источники дают достаточно обширную информацию и освещают задачи, поставленные перед исследованием
Методологическая основа исследования. Данное исследование основывается на принципах историзма объективности и научной достоверности и системности. Так системный подход позволил показать правительственное попечение как единую, целостную организацию, а Казанский учебный округ- как одно из ее звеньев. Работа строится на историко-антропологическом, историко-сравнительно и историко-топологическом методах. Нужно отметить, что в исследовании применяется историко- логический, проблемно-хронологические методы, которые дают возможность работать с отличными друг от друга источниками, тем самым добиваясь максимально объективного воссоздания карты рассматриваемой эпохи
Структура и содержание исследования соответствуют целям и задачам исследования и включают в себя введение, два раздела, заключение, список источников и литературы.
В первом разделе работы, дается исторический обзор образовательных реформ первой половины XIX века, итогом которых и явилось создание 6 учебных округов. Далее следует анализ законодательной деятельности
Министерства народного просвещения, которая касалась упорядочения работы образовательных центров на местах.
Во втором разделе особое внимание уделяется на непосредственно изучение организации и деятельности Казанского учебного округа. Рассматривается влияние законов, постановлений Министерства народного просвещения, непосредственные указы министра народного просвещения на работу округа, в целом, выделяются территориальные особенности фактически самого восточного просветительского образования.
Данное научное исследование, дало возможность охарактеризовать главные вопросы создания учебных округов, правовых аспектов их работы, как в Российской империи, так и на конкретном примере отдельно взятого Казанского учебного округа.
В процессе исследования стало ясно, что период 1803-1850-е годы являются ключевым в развитии системы учебных округов в Российской империи, и органов учебно-окружного управления, которые были созданы в процессе реформ первой половины XIX века, с целью упорядочения и усиления образовательной системы в регионах. На этом этапе в последствии, методически правильно выстроенной политики министров и Министерства народного просвещения, была образована стройная система деятельности учебно-окружных организаций, которая прошла период формирования и постепенного законодательного закрепления за этот сравнительно небольшой исторический период.
Задачи, возложенные на столицу учебного округа, способствовали выработке региональных особенностей, которые проявились в ходе деятельности Казанского учебно-окружного центра, в вопросах, касавшихся построения учебно-воспитательной работы.
Учебно-окружная система народного образования, созданная Александром I, достаточно успешно просуществовала вплоть до 1917 года. Исследование образования, механизмов деятельности окружной модели просвещения как в Российской империи, так и на примере конкретного учебного округа позволило сделать следующие выводы.
Реформы 1803 года показали качественно новый этап в развитии образования в Российской империи. Создание учебных округов позволило координировать государственную образовательную политику во всех регионах страны, для России это было очень важно исходя из больших размеров государства. Последовательна была политика правительства и, в частности, Министерства народного просвещения, которая чутко реагировала на изменения в обществе и вводила необходимые изменения в управление учебными округами.
Особого интереса также заслуживает история создания Казанского учебного округа. Округ объединил в себе большие территории на востоке и на юге Российской империи и в своем составе имел большое количество народностей .Одной из задач учебного округа была организация образования нерусского населения.
Управленческая система Казанского учебного округа представлялась скоординированным механизмом с конкретным распределением функциональных обязанностей. Так во главе учебного округа находился попечитель, который сосредотачивал в себе решение хозяйственных, административных и учебных вопросов. Воззрения попечителей Казанского учебного округа, как правило, совпадали с правительственными установками.
Значительную роль с точки зрения осуществления административно - инспекционных функций играли также окружные инспектора и помощники попечителя. На них ложилась вся рутинная, техническая работа по сбору отчетной документации по деятельности Казанского учебного округа.
Руководство Казанским учебным округом, представлялся сложным процессом. Реализация задач, которые были поставлены верховной властью во многом зависела от правильно организованной деятельности Канцелярии попечителя, осуществлявшей главную делопроизводственную деятельность. Чиновники из канцелярии занимались координацией делопроизводства, реализовывали связь как подотчетными округу организациями, так и внутри самого управления Казанского учебно-окружного центра.
Исходя из анализа привлеченных к исследованию материалов можно установить и внутренние задачи, которые ставились Казанским учебно-окружным центром:
1. Разработка рекомендаций для Министерства народного просвещения по последующему развитию образовательной системы в регионе;
2. Организация методической помощи преподавательскому составу учебного округа;
3. Формирование материально-технической основы образовательных учреждений округа.
Таким образом, деятельность Казанского окружного центра внесла огромный вклад в организацию и развитие системы управления народным образованием в регионе. Учебный округ являлся связующим звеном, между центром и регионом, который сохранял общие для Российской империи тенденции в совершенствовании сферы просвещения.
Установление процесса регионализации народного просвещения можно расценивать как позитивный опыт в организации управления системой образования в России на протяжении первой половины XIX века.
1. Высочайше утвержденное положение об учебных округах
Министерства народного просвещения (1835) //Полное собрание Законов -Собр. 2-е. - Т. X. Отд. 1-е. -СПб. 1836. -С756-758;
2. Об учреждении учебных округов (1803) // ПСЗ. - Т. XXVII. - СПб. 1830.-С. 412.
3. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - Т. 1. - Царствование государя императора Александра I. 1802-1825. - 2-е изд. - СПб. 1875. - 1863 стб.;
4. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. — Т. 2. - Царствование государя императора Николая I. 1825-1855. - Отд. I. 1825-1839. - 2-е изд.-СПб. 1875. - 1576 стб
5. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения, - Т. 2. -1835-1849. -СПб., 1866. - 1102 стб.
6. Свод законов Российской империи. - Изд-е 1857 г.- Т. 1, кн.4. - Свод учреждений государственных. Учреждение министерств. - С. 223-233.
1.2 Неопубликованные.
1. НА РТ. -Ф. 92. Оп. 1. -Д. 41. -53 Л Устав учебных заведений, подведомственных университетам
2. НА РТ. - Ф.92. - Оп.1. -Д.1809. -Л. 1-3. О новом распределении губерний по учебным округам
3. НА РТ. -Ф.92. -Оп.1.—Д.66.—Л. 130. Выписки из журналов Главного правления училищ за 1805 год. .
4. НА РТ. -Ф. 92 -Оп. 1. -Д. 2904. -Л. 1-2. Переписка попечителя
Казанского учебного округа ХХ. Мусина-Пушкина и Министра народного просвещения.
5. НА РТ. - Ф. 92. -Оп. 1. -Д. 1027. -3 л. Инструкция визитаторам
учебного округа.
6. НА РТ.-Ф.92. -Оп.2 - Д. 3832. - Л. 5-7. Статьи, на которые попечители и помощники попечителе должны обращать особое внимание при обозрении учебных округов.
7. НА РТ.—Ф.92. —Оп. 2.—Д. 4289. -Л. 99 О доставлении ответа о действиях и распоряжениях.
8. НА РТ.—Ф.92. —Оп. 1.—Д. 4580. -Л 455. Отчет о действиях и распоряжениях за 1837 год по Казанскому университету.
9. НА РТ. -Ф. 92. -Оп. 1. -Д. 1190. -Л. 6. О прекращении беспорядков по учебным заведениям.
10. НА РТ. -Ф. 92. - Оп. 1. -Д. 2263. -Л. 75. О доставлении отделениями наук Казанского университета ведомости об успехах студентов.
11. НА РТ.-Ф.92. -Оп.2. -Д. 5755. -Л. 726. Отчеты о состоянии дирекции университета.
12. НА РТ. -Ф. 92. -Оп. 1. -Д. 472. -Л. 58. Протоколы заседаний
«Казанских известий».
2. Литература.
1. Агафонов Н.Я. К столетию учреждения учебных округов (Краткий исторический очерк Казанского Учебного округа, читанный в день юбилея, 24.января 1903 г.) / Н.Я. Агафонов. - Казань, 1903.
2. Бархатов М.Е., ФрункеВ.В.История Русско-японской войны. СПб.: Т-во Р.Голике и А. Вильборг, 1907 Т.1. С 47-48.
3. ВишленковаЕ.А. Terra Universitatis. Два века университетской культуры в Казани.-Казань, 2005. - С. 34.
4. Вишленкова Е.А. Казанский университет Александровской эпохи: Альбом из нескольких портретов. Казань, - 2003. - С. 66
5. Вишленкова Е.А. Первые годы Казанского Императорского
университета: 1804-1827 // Очерки истории Казанского
университета. - Казань, 2002. - С. 7-46; Вишленкова Е.А., Сальникова А.А. Университет и Казань // Идеи и проекты во имя будущего. - Казань, 2003. - С. 37-40.
6. Григорьев В.В. Российский Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования // Историческая записка. СПб. Типография В. Безобразова, 1870. С. 2.
7. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.: Высш. шк., 1983. -342 С
8. Жураковский В.М., Кураков Л.П. Укрепление российской государственности... - С. 109;
9. Загоский Н. П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет его существования. 1804-1904. В 4-х т.- Казань, 1902. - Т. 1. - С. 407.
10. Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX вв. (По материалам ревизий). - М., 1963.-С. 159-163
11. Кизеветтер A.A. Из истории борьбы с просвещением //
Исторические очерки. - М., 1912. — С. 150-151
12. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы: Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г. - М.: Уч-пед. Издат., 1956. -212 С.
13. Корбут М.К. Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет (1804-05-1929-30) [в 2 т.]. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1930.
14. Крапоткина И.Е. Казанский учебный округ в конце XIX- начале XX вв. М.: Флинта, 2011
15. Лаввис Эрнест, Рамбо Альфред Никола. История XIX века. Время Наполеона I 1805-1815. Перевод с французского. Второе дополнительное издание / под ред. профессора Е.В. Тарле. М.: ОГИЗ, Государственное социально-экономическое издательство. Т. 1.4. 1. С. 261
16. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (Х - начало XX вв.) / Д.И. Латышина. - М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. С 364
17. Милюков П.Н, Университеты в России // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А иЕфрона И.А. -СПб., 1902. - Т. XXXIV. -С. 789
18. Милюков П.Н, Университеты в России // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А и
19. Михайлова С.М.,Казанский университет... - С. 12-33; Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда... - С. 37-64.
20. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России/ Предисловие В.А. Садовничего. М.: Из-во Московского университета, 2002. Т I.
21. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). -М.: Гос. стат. изд-во, 1956. -264 С.
22. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения. 1802-1902. СПб. Издание Министерства Народного Просвещения, 1902.С. 176.
23. Сухарев О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. М.: ВЛАДОС, 2005.
24. Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т.1 -Спб.: Изд. А.С. Суворина, 1889
25. Тихомирова М.Н., История Московского университета / под ред. М. Н. Тихомирова. М.: Изд-во Московского университета, 1955. Т. I, II.
26. Фальборк Г. Народное образование в России / Г. Фальборк, В. Чарнолуский. - СПб., 1899. С. 737.
27. Федорченко В.И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. В 2 т. Красноярск: БОНУС, М.: OJIMA- ПРЕССС, 2003. Т. 1 С. 560
28. Фрелюдин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России -Саратов: Типо-лит. П.С. Феокритова, 1893 -Вып. 1, 186 с.
29. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики
Татарстана.- Казань, 1998.-С. 227-233.
30. Шевырев С.П. История Императорского Московского
университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. Репринтное издание. М.: Изд-во Московского университета, 1998 С. 105.
31. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи под ред. чл. корр. АН СССР Б. В. Ананьич. Л.: Наука, 1991.