Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №82242

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков 7
1.1. Эмоциональная отзывчивость младших подростков как педагогическая
проблема 7
1.2. Потенциал уроков музыки в формировании эмоциональной
отзывчивости младших подростков 155
1.3. Анализ форм, методов и средств формирования эмоциональной
отзывчивости младших подростков на уроке музыки в СОШ 31
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Практический опыт формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроке музыки в СОШ 47
2.1. Программа формирования эмоциональной отзывчивости отзывчивости
младших подростков на уроке музыки в СОШ 47
2.2. Поверка эффективности разработанной программы формирования
эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроке музыки в СОШ 59
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Список литературы 744
Приложения

Актуальность исследования. Современное общественное развитие характеризуется неожиданным парадоксом: с одной стороны, в современном обществе наблюдается постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека; с другой стороны - общество ощутило определенный духовный кризис, отражающийся в тенденции к рационализму, появлению так называемой массовой культуры, характеризующейся упрощением и обеднением чувств.
Отсюда актуальная потребность общества в личности умеющей сопереживать, ощущать внутренний мир другого человека, проявляющей желание помочь окружающим людям.
Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте с задачами педагогики, вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения, в том числе и музыкального образования.
Воспитать такую личность призвана система музыкального образования, обеспечивающая условия для раскрытия в ребёнке доброго потенциала человека и предоставляющая ему возможность накапливать опыт добра и отзывчивости в духовно - практической деятельности.
В силу возрастных психофизиологических особенностей младшие подростки оказываются наиболее чувствительными для развития основ нравственно-эстетического отношения к жизни. Именно поэтому важно не упустить природной способности к эмоциональному отклику ребёнка младшего подросткового возраста.
Однако для эмоциональной сферы современного школьника характерным является снижение эмоциональности, усиление негативных эмоциональных проявлений, снижение восприятия мира прекрасного, спад в развитии эстетических эмоций.
Возникшее противоречие между значимостью эмоциональной отзывчивости как важного качества личности младшего школьника, необходимостью ее развития в процессе музыкального воспитания и недостаточно полной разработанностью обозначенной проблемы в музыкально-педагогической теории и практике обусловило актуальность проблемы формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроках музыки в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность программы формирования эмоциональной отзывчивости в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости младших подростков на занятиях уроках музыки в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - программа формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков.
Гипотеза исследования - на уроках музыки в общеобразовательной школе можно формировать эмоциональную отзывчивость младших подростков при условии:
- стимулирования интереса детей к духовному миру другого человека, путем отбора высокохудожественного музыкального материала;
- обучения процессу слушания музыки;
- модульной организации учебного музыкально-художественного материала для создания ситуации погружения в заданное эмоциональное состояние.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические вопросы эмоциональной отзывчивости как педагогической проблемы;
- исследовать потенциал уроков музыки в формировании эмоциональной отзывчивости младших подростков;
- изучить анализ форм, методов и средств формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе
- выявить и экспериментально проверить Программу формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе .
Методологической основой исследования явились: положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии (П.К.Анохин, Л.И. Божович, Г.М.Бреслав, Л.С.Выготский, B. К .Вилюнас, И.П.Гаврилова, Б.И. Додонов, К.Изард, И.П.Павлов, C. Л. Рубинштейн, В.П.Симонов, и др.); положения общей и музыкальной педагогики, эстетики, музыкознания о природе эстетической и музыкальной деятельности Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.Г. Костюк, Л.А.Мазель, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский, С.Х.Раппопорт, В.Г. Ражников, В.А. Сухомлинский, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Терентьева, В.Н. Шацкая и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.); концепции гуманизма и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, Б.И.Додонов, В.И.Журавлев, В.П.Зинченко и др.); идеи педагогов музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии детей (О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Золтан Кодаи, Карл Орф, Пьер ван Хауве, В.Н.Шацкая и др.).
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования. Качественный и количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что определена сущность эмоциональной отзывчивости; выявлены наиболее эффективные методы и формы формирования эмоциональной отзывчивости на уроках музыки в общеобразовательной школе, разработана авторская программа формирования эмоциональной отзывчивости младших подростков на уроках музыки в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что разработанная нами авторская программа может быть внедрена в систему музыкального образования младших подростков.
Структура работы: выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной работы цели исследования и ее задачи были достигнуты. В ход теоретического анализа мы рассмотрели понятие эмоциональной отзывчивости в психолого-педагогической литературе. Выявили основные аспекты этого понятия. Для нас наиболее ценным является определения эмоциональной отзывчивости - как переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто как «эмоция, случайно возникшая во время музыки».
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
- как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
- как способность сопереживать героям, соотносить определенные факты с жизненным опытом;
- как способность эмоционального сопереживания музыке;
- как эмоциональный отклик на произведения искусства.
Наиболее важно развивать эмоциональную отзывчивость в младшем подростковом возрасте, поскольку этот возраст очень сенситивен к музыке. Для младших подростков характерно импульсивность, раздражительность, быстрая смена настроений. Это период превращения ребенка во взрослого, причём изменения происходят как на психическом, так и на физическом и социальном уровнях. В этот период человек по многу раз меняет отношение к жизни, постоянно происходит переоценка ценностей. Мышление подростка становится более сложным, гибким и логичным. Постепенно формируется самосознание.
Это должно быть учтено при формировании эмоциональной отзывчивости. Ведь воспитание музыкой - это, прежде всего, формирование гармонично развитой личности, накоплении опыта эмоционально - нравственного отношения к жизни.
Проанализировав музыкально-педагогическую учебно-практическую литературу, мы выявили наиболее эффективные методы и формы работы по формированию эмоциональной отзывчивости младших подростков, которые легли в основу авторской Программы формирования эмоциональной отзывчивости на уроке музыки в обще образовательной школе.
Программа была апробирована в ходе экспериментальной работы в условиях школьной практики с пятиклассниками средней общеобразовательной школы г.Лениногорска.
После проведенных занятий по Программе 50 % учащихся стали характеризоваться высоким уровнем эмоциональной отзывчивости, конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Можно отметить, что по всем параметрам уровень эмоциональной отзывчивости у учащихся повысился. Результаты контрольной диагностики на заключительной этапе формирующего эксперимента показали развитие вербальной эмоциональной отзывчивости, невербальной художественной и невербальной двигательной эмоциональной отзывчивости.
Дальнейшая разработка Программы формирования эмоциональной отзывчивости будет включать содержание уроков музыки в 7 и 8 классах общеобразовательной школы. Стоит отметить, что для более эффективной реализации программы необходимо ее дополнить игровыми занятиями, материалами с использованием ИКТ.



1. Адмакина Т.А. Амбивалентность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №102 . - С.337-341.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. - М.: Манускрипт, 2000.- 336 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев. - М.: Изд-во СПН РСФСР, 1960. - 486 с.
4. Андреева, И.Г. Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста / И.Г. Андреева. Дисс. докт. пед. наук. - Саратов. 2001.-199 с.
5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей /
В.П. Анисимов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
6. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина.- М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
7. Арсеньев, A.C., Бесчеревных Э.Б., Давыдов В.В. Философско- психологические проблемы развития образования / A.C. Арсеньев, Э.Б. Бесчеревных, В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2000. - 176 с.
8. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки Текст. / Т.А. Барышева // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. - Л: ЛГПИ, 1989. - 156 с.
9. Березина, В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Питер, 2012. - 60 с.
10. Берхин, Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н.Б. Берхин // Вопросы Психологии. - 1988.- № 4.- С. 155-160
11. Бечак, Б.А. Воспитание искусством / Б.А. Бечак. М.: Просвещение, 2004. -280 с.
12. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. М.: Издательский центр Академия, 2012. - 320 с.
13. Бодина, Е.А. Вклад JI.B. Горюновой в развитие философии музыкального воспитания и образования. / Е.А. Бодина. - М.:МГПУ, 2013.¬162 с.
14. Бодина, Е.А. Структура нравственно-воспитательного воздействия музыки. / Е.А. Бодина // д.п.н., проф. - М.: МГПУ, 2012. - 170 с
15. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: АСТ, 2014. - 327 с.
16. Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Эмпатия как одна из составляющих нравственности будущего профессионала // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - №6. - С.12-16.
17. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Вестник НВГУ. - 2013. - №4. - С.74-78.
18. Вербовская В. С. Результаты исследования развития эмоциональной отзывчивости дошкольников // МНИЖ. 2013. - №9-3 (16) . - С.11-13.
19. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н.Ф. Вишнякова. - Минск.: 2000. - 300 с.
20. Волков П., Казанцев JI. Уроки музыки уроки творчества. / П. Волков, JI. Казанцев // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 131. - М., 1994.- С. 31-47.
21. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2014. - 224 с.
22. Горлова, H.A. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. / H.A. Г орлова. - М.: МГПУ, 2014. - 240 с.
23. Горюнова, Л. В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Л.В. Горюнова // Музыка в школе. - 2000. - №1. - С. 53
24. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2011. - №7. - С.18-19.
25. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М Черноиваненко. М.: Просвещение, 2005. -206 с.
26. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. Додонов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 79 с.
27. Дубровина, И.В. Психология Текст. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. М.: Академия, 2012 - С.56.
28. Ежова Л.А. Слушание музыки в школе: вопросы психологии в музыкально-слушательской деятельности учащихся. / Л.А. Ежова: Учеб. пособие. - Кострома: КГУ, 2014.-253 с.
29. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина // Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 304 с.
30. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. СПб.: Питер, 2013. - 384 с.
31. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. / Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 2010. - 191с.
32. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства / Д.Б. Кабалевский. М.: Молодая гвардия, 1984. - 142с.
33. Кадцин, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. / Л.М. Кадцин. М.: Высш. Шк., 2009. - 303 с.
34. Картамышева Е.В. Эмоциональная отзывчивость детей в процессе творческого педагогического общения // JSRP. - 2014. - №1 (5). - С.5-8.
35. Коломиец, Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание
(аксиологический подход) / Г.Г. Коломиец: монография. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2015.-240 с.
36. Комарова Т.С, Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. М. ПОР.
2012. - 160 с.
37. Курносова С.А. Модель воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С.193-200.
38. Курносова С. А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников // МНКО. - 2012. - №1. - С.193-196.
39. Лаушкина Р. Н. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи разных видов искусства // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №5. - С.346-352.
40. Лебедева Ю. В. Развитие эмоциональной отзывчивости как психологопедагогическая проблема // МНКО. - 2012. - №2. - С.79-81.
41. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Тексты под
редакцией Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. / А.Н. Леонтьев. - М.:
Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 278 с.
42. Медушевский, В.В. Таинственные энергии музыки / В.В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992.- № 3. С.54-57.
43. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. Ярославль: Академия развития, 2004. - 240 с.
44. Музыка и этика: сборник материалов научно-практической конференции / Ред. коллегия: Е.А. Бодина, Г.С. Алфеевская, H.H. Телышева. М.: МГПУ, 2015. - 170 с.
45. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. / Сб. ст. // Сост. А.Г. Костюк. Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.
46. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д. Критская и др., под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2011.-232 с.
47. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1991. - 192с.
48. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. / В.Д. Остроменский. Киев: Музична Украина, 2001. - 286 с.
49. Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С.142-146.
50. Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / В.И. Петрушин //Вопросы Психологии. - 1988. - № 5. - С. 141-144.
51. Прохорова, Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников. / JI.H. Прохорова // Начальная школа. 2003. -№2. - С.38-42.
52. Рагимханова, Н.С. Музыкально-интонационные обобщения как средство развития музыкального мышления младших школьников: дисс.канд.пед наук / Н.С. Рагимханова. М., 1997. - 157 с.
53. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. М.: Просвещение, 2008.- 158 с.
54. Романов, В.Т. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости школьников средствами народной музыки: дис. канд. пед. Наук Текст. /В.Т. Романов. Хабаровск, 2002. - 204 с.
55. Силютина, Э. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности / Э. Силютина // Иск-во в школе. 2007.-№2. С. 15
56. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование Текст. / М.А. Смирнов. М.: Музыка, 2001. - 320 с.
57. Тагильцева, Н.Г. Учимся слушать музыку в школе развития Текст. / Н.Г. Тагильцева // Иск-во в школе. 2009.- №5. - С.24-26
58. Фельдштейн Д. И. Трудныйподросток. — М.; Воронеж: МПСИ :
Модек, 2008. — 206 с.
59. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во «Лань», 2010. 320 с.
60. Чернов, A.A. Как слушать музыку Текст. / A.A. Чернов. М.-Л.: 1964. - 60 с.
61. Шилова Н.Е. Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств ребенка // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С.112-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ