Введение 3
Глава I Историко-культурные основания изучения творчества С.Сайдашева в общеобразовательной школе 10
1.1 Формы организации музыкально-исторической деятельности
подростков в общеобразовательной школе 10
1.2 Значение творчества С.Сайдашева в истории национального
искусства 28
Выводы по 1 главе 44
Глава II Практическая работа по изучению творчества С.Сайдашева во внеучебной деятельности подростков 45
2.1 Разработка форм изучения творческого наследия С.Сайдашева во
внеучебной деятельности подростков 45
2.2 Экспериментальная работа по оценке эффективности организации
процесса изучения творческого наследия С.Сайдашева во внеучебной деятельности учащихся 6-х классов СОШ Сармановского р-на РТ.. 55
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 67
Приложение
Актуальность. В условиях многообразия национальных культур народов России важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и образовательного пространства, что необходимо учитывать при разработке содержания эстетического воспитания и художественного образования на федеральном и национально-региональном уровнях. Необходимость развития национальной политики обоснована в нормативном документе «О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан» (2013). В нем обозначены основные задачи данного направления, среди которых первые позиции занимают задачи сохранения и развития культур и языков народов, проживающих в РТ, укрепления их духовной общности, а также обеспечение условий их межнационального взаимодействия.
Эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью образования как дошкольного, так и школьного звена. В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры человека. Эстетическое воспитание - важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.
Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования. Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети. В настоящее время этот предмет входит в образовательную область «Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VII классы) и «Мировая художественная культура» (в старших классах).
Программы по музыке, получившие широкое распространение в практике общего музыкального воспитания в первую очередь ориентированы на изучение школьниками основ универсального музыкального языка, что в ряде случаев приводит к нивелированию значимости национальных школ и культур. Необходимость приобщения подрастающего поколения к лучшим образцам академического искусства с целью воспитания безупречного вкуса и кругозора в области музыки часто приводит к ограничению учебного времени, которое может быть отведено для знакомства с национальным искусством и культурой региона проживания. Осознание значимости данной проблемы подтверждает актуальность поиска и научного обоснования новых форм обучения и воспитания учащихся, позволяющих ввести в образовательный процесс примеры национального искусства.
Степень изученности
Теоретико-методические аспекты воспитания учащихся во внеучебной деятельности были рассмотрены И.Ф. Исаевым, Б.Т.Лихачевым, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым. Теоретические и практические аспекты музыкального образования получили широкое освещение в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.С. Богачинской, Л.А. Безбородовой, О.В. Гончарова, Д.Б. Кабалевского, Е.В. Николаевой, М.С.Осеннева. Особенностям музыкального воспитания во внеучебной деятельности учащихся посвящены работы О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, А.Н. Зиминой, Н.Г. Лаптева, Г. Никологорской, Л.В. Школяр.
Формы организации образовательного процесса в общеобразовательной школе были раскрыты в работах таких ученых, как Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.А. Баренбойм, О.Н. Богданович, Л.Г. Дмитриева, Н.Г. Дьяченко, Б.Т. Лихачев.
Программы по музыке, которые были внедрены в учебный процесс в общеобразовательной школе, были разработаны В.В Алеевым,
Д.Б.Кабалевским, Е.Д. Критской, Т.И. Науменко, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Программы по музыке, включающие национальный компоненты, были разработаны Н.В. Бакиевой, М.Ф. Зиганшиной, И.Ш. Кадыйровой, Л.Л. Куприяновой, Н.Х. Халитовой, З.М.Явгильдиной.
Биография и творчество С.Сайдашева получили широкое освещение в музыковедении. Жизнедеятельность и значение отдельных фактов его биографии представлены в трудах Ш. Ахмерова, Н. Жиганова, Р.А. Исхаковой-Вамбы, Г.И. Литинского, С.И. Раимовой, Х. Салимджанова. Общая характеристика его творческой биографии дана в работах И. Аухадеева, Г.Р. Гильфанова, В.Р. Дулат-Алеева, Н.Г. Жиганова, А. Кутуя, Ф.Ш. Салитовой. Песенное наследие С.Сайдашева было подробно изучено Л.В. Бражник, Р.А. Исхаковой-Вамбой, З.Н. Сайдашевой, Ф.Ш. Салитовой . Исследования музыки, написанной композитором для драматических спектаклей, проводились такими учеными, как Ф.Ш.Салитова. Значение творчества С.Сайдашева в истории развития национального музыкального искусства было исследовано Т.А. Алмазовой, Л.В. Бражник, В.Р. Дулат- Алеевым, Р.А. Исхаковой-Вамбой, Ш.Х. Монасыповым, М.П. Файзулаевой.
В процессе проведения исследования было отмечено, что творчество С.Сайдашева получило широкое освещение в современной науке, тем не менее, нами не было обнаружено примеров его произведений, которые были бы включены в программы по музыке в общеобразовательной школе, где по усмотрению учителя музыки они могли бы быть использованы.
Противоречие. На основе изученных источников было выделено противоречие между:
- высоким уровнем изученности в музыкальной науке творчества татарского национального композитора С.Сайдашева и отсутствием методического обеспечения, позволяющего организовать изучение данного материала в наиболее подходящих для этого формах образовательного процесса, отражающего его особенности комплексно, полно, подробно и логично.
Проблема исследования. Какие формы образовательного процесса необходимо использовать учителю музыки для организации изучения творческого наследия С.Сайдашева с подростками во внеучебной деятельности?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы была определена тема настоящего исследования «Формы изучения творческого наследия С.Сайдашева с подростками во внеучебной деятельности».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и апробировать в процессе опытно-экспериментальной работы формы внеучебной деятельности подростков в общеобразовательной школе, направленной на изучение творческого наследия С.Сайдашева.
Объект исследования - процесс музыкального образования в рамках внеучебной деятельности подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формы организации внеучебной деятельности подростков в общеобразовательной школе, направленные на изучение творческого наследия Сайдашева.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса изучения творческого наследия С.Сайдашева с подростками во внеучебной деятельности повыситься, если будут:
- изучены теоретические основания музыкально-исторической деятельности подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе и передовой опыт организации форм внеучебной деятельности;
- выявлены наиболее значимые с позиции истории национального искусства аспекты творчества С.Сайдашева;
- разработаны формы внеучебной деятельности по изучению творческого наследия С.Сайдашева;
- формы изучения творческого наследия С.Сайдашева во внеучебной деятельности учащихся общеобразовательной школы будут апробированы в процессе экспериментальной работы.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач исследования:
- изучить формы организации музыкально-исторической деятельности подростков в общеобразовательной школе;
- рассмотреть творчество С.Сайдашева в аспекте его значимости в истории национального искусства;
- разработать и внедрить формы внеучебной деятельности, направленные на изучения творческого наследия С.Сайдашева;
- проверить в рамках экспериментальной работы эффективность форм внеучебной деятельности по изучению творческого наследия С.Сайдашева.
Теоретическую базу исследования составили труды по общей педагогике, рассматривающие формы организации учебного процесса и внеучебной деятельности И.Ф. Исаева, И.П.Подласого, В.А.Сластенина, Е.Н. Шиянова; исследования по психолого-возрастным особенностям детей подросткового возраста, которые были изучены М.В.Гамезо, Л.Ф.Обуховой, Е.Е.Сапоговой, Л.М.Семенюк; работы по истории, теории и методике музыкального образования Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Ю.С. Богачинской, Л.А. Безбородовой, О.В. Гончарова, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Н.Г. Лаптева, Е.В. Николаевой, Г. Никологорской, М.С. Осеннева, Л.В. Школяр; труды, раскрывающие характеристику форм образовательного процесса в школе, в т.ч. в музыкальном образовании таких ученых, как Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, О.Н.Богданович, Л.Г. Дмитриева, Н.Г.Дьяченко, Б.Т.Лихачев; исследования сущностной характеристики и значимости внеучебной деятельности в рамках образовательного процесса в школе О.И. Аладко, А.Н. Асташенко, Т.А. Ильиной, В.В. Колотилова, А.Ю. Рубцова, А.Н. Федотова, А.Б.Фоминой, Ю.Л. Хотунцева; труды, в которых было рассмотрено творчество татарских национальных композиторов Л.В.Бражник, Я. Гиршман, В.Р.Дулат-Алеев, Р. Кадырова, Щ. Марченко, М. Нигметзянов, Б.А. Покровский; исследования значения творчества С.Сайдашева в истории музыкальной культуры, выполненные такими учеными, как Т.А.Алмазова, Л.В.Бражник, Б.М.Галеев, В.Р.Дулат-Алеев, Р.А.Исхакова-Вамба, Р. Кадырова, Ш.Х.Монасыпов, Б.А. Покровский, С.И.Раимова, Ф.Ш.Салитова, М.П.Файзулаева; книги и статьи по биографии С.Сайдашева И. Аухадеева, Ш. Ахмерова, В. Бурнашева, Ю.
Виноградова, Н. Жиганова, А. Жубанова, Г. Кайбицкой, А. Кутуя, Г.И.
Литинского.
Методы исследования
В процессе проведения исследования были использованы теоретические и эмпирические научные методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы; исследования по проблемам эстетического воспитания; изучение искусствоведческой литературы по татарскому национальному музыкальному творчеству.
- общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, исторический методы;
- эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование,
наблюдение, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
Исследование было проведено в три этапа.
Первый этап проходил в 2014 - 2015 гг. В этот период была изучена литература по теме исследования, включая общепедагогические источники и труды по биографии и значению творческого наследия С. Сайдашева в истории музыкальной культуры современности.
Второй этап состоялся в 2015г. с целью подготовки методического сопровождения для проведения занятий с учащимися во внеучебной деятельности, посвященных творческому портрету С.Сайдашева, подготовлены материалы тестов и анкет для эмпирического исследования, проведен констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Третий этап был проведен в 2016г. В его рамках был выполнен контрольный эксперимент, подведены итоги исследовательской работы, обобщены результаты и оформлены в соответствии с требованиями.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование было проведено на базе филиала МБОУ «Старокаширской СОШ» - Сарайлинской ООШ Сармановского муниципального района РТ с учащимися 6 классов во внеучебной деятельности.
Научная новизна заключается в том, что в работе были разработаны и внедрены в образовательный процесс формы внеучебной деятельности, направленные на изучения творческого наследия С.Сайдашева:
- лекция-беседа по биографии С. Сайдашева;
- Вокальный конкурс «Сэйдэш моны»;
- Викторина «Творческий облик С. Сайдашева»;
- Посещение музея С. Сайдашева;
- Посещение театра имени Г. Камала, музыкально-драматического спектакля «Зэнгэр шэл»;
- Семинар «Многогранная личность С.Сайдашева»
Практическая значимость состоит в том, что разработанные формы изучения творческого наследия С.Сайдашева и методические материалы к ним могут быть применены в образовательном процессе с учащимися подросткового возраста в общеобразовательной школе, где они будут способствовать эффективной организации работы со школьниками, направленной на изучение национальной музыкальной культуры во внеучебной деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения. Работа снабжена списком литературы и приложением.
Музыкально историческая деятельность представляет один из основных видов деятельности в рамках общего музыкального воспитания. Она включает в себя освоение учащимися знаний о музыке различных исторических эпох, музыкально-исторические стили, творчество композиторов прошлого и настоящего.
С. Сайдашев проявил себя как музыкальный деятель широкого профиля: композитор, организатор, педагог, исполнитель. Основными жанрами его творчества являются: песни, музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям, инструментальная музыка. Творчество С.Сайдашева является основополагающим этапом в развитии национального татарского музыкального искусства.
В процессе проведения исследования были разработаны формы внеучебной деятельности учащихся средних классов, которые позволили обеспечить комплексное теоретико-практическое изучение творчества великого татарского композитора С.Сайдашева:
«Лекция - беседа по биографии С. Сайдашева»;
«Вокальный конкурс «Сэйдэш моны»»;
«Посещение музея С. Сайдашева»;
«Викторина «Творческий облик С. Сайдашева»»;
«Посещение театра имени Г. Камала, музыкально- драматического спектакля «Зэнгэр шэл»»;
«Семинар «Многогранная личность С.Сайдашева»».
Экспериментальная работа по оценке эффективности организации процесса изучения творческого наследия С.Сайдашева во внеучебной деятельности показала улучшение знаний учащихся в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, где уровень не изменился, что подтвердило эффективность разработанных нами форм внеучебной деятельности.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта // М.: Академия, 2002. — 272 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования М.: Академия, 2004. — 336 с.
3. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983.— 112 с.
4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования (часть 1) // Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. — Под общ.ред. М.И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2006. — 336 с.
5. Абдуллин Э.Б, Николаева Е.В Теория музыкального образования// Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
6. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка 5-8 классы. Рабочая программа. - М.: Дрофа, 2011.- 76с.
7. Апраксина О.А. Современный ребенок и музыка // Музыкальное воспитание в школе. М.: Педагогика, 1985. - 57 с.
8. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
9. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога- пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — М., 1985. - 103с.
10. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе. / Избранные статьи о музыкальном просвещении в образовании. М.: Педагогика, 1986. - 86 с.
11. Ахмеров Г.Н. Музыкально-педагогическая система деятельности С. Сайдашева: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00. Казань, 2004 - 206 с.
12. Программа и методическое руководство по музыке для 1 -8 классов татарских школ и гимназий. Сост. Бакиева Н.В, Зиганшина М.Ф, Кадыйрова И.Ш. Халитова Н.Х. На татарском языке. - Казань: Магариф, 1997. - 45 с.
13. Безбородова Л.А. «Теория и методика музыкального образования». Учебное пособие. - М.: Флинта, 2014. - 420с.
14. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: АКАДЕМА, 2002. - 416с.
15. Богданович О.Н. Современные формы организации учебно¬воспитательного процесса. - Мозырь: Белый Ветер, 2012. - 104с.
16. Галеев Б.М. Путешествие в мир Сайдашева // Казань.- 2000.- № 12.- С. 73-74.
17. Гамезо М.В. Учебная деятельность // Гамезо М.В. Курс общей,возрастной и педагогической психологии. - М., 1982. - С.127-133.
18. Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. «Теория и методика музыкального воспитания». - М.:Academia,Педагогическое образование, 2012. - 216 с.
19. Дмитриева Л.Г, Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.:Просвещение, 1989. - 240с.
20. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для учителя - М.: Академия, 1998. - 240 с.
21. Дулат-Алеев В.Р. Век Салиха Сайдашева: Межвуз. Сб. / Под общ. Ред. Казанская консерватория.- Казань, 2000.- 132с.
22. Дулат-Алеев В.Р. «Татарская музыкальная литература»: Учебное пособие для музыкальных школ и училищ. - Казань, 2007. - 491 с.
23. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2000. - 304 с.
24. Исхакова-Вамба Р.А. Он сумел выразить в музыке дух своего времени// Научный Татарстан. - 2000.- №4.- С. 40-43.
25. Кабалевский Д.Б. Учебная программа - Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2006. — 225 с.
26. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208 c.
27. Кабалевский Д. Б. «Как рассказывать детям о музыке?». - М.: Советский композитор. - 1977. - 256 с.
28. Кабалевский Д.Б. Учебная программа - Музыка. Учебное издание. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006. — 225 с.
29. Калимуллин Р.Ф. Корифеи татарской профессиональной музыки // Научный Татарстан.- 2000.- №4. - С. 37-39.
30. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. - М.: Просвещение, 2014. - 64 с.
31. Кустабаева Л. Мой Сайдаш // Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни.- Казань: Татар.кн. изд-во, 2010.-255 с
32. Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. Астрахань: Астраханский пед ун-т, 2001. - 166 с.
33. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. - 607с.
34. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.:
Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
35. Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма. - Казань, 2000. - 311 с.
36. Маслова Л.В. Произведения Салиха Сайдашева - неотъемлемая часть нашей культуры// Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни.- Казань: Татар.кн. изд-во, 2010.-255 с.
37. Михайличенко О.В. Общие методы и формы организации музыкального воспитания // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. № 14 (69) / том 4 / 2009. 58-65с.
38. Никологорская Г. Музыка и нравственное воспитание//Искусство и школа. М., 1981.- 197 с.
39. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров /
— М.: Издательство Юрайт, 2013. - 460 с.
40. Осеннева М.С, Безбородова Л.А. // Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.:АКАДЕМА , 2001. - 367 с.
41. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: Academia,Высшее профессиональное образование, 2012. - 272с.
42. Сайдашева З.Н. Вопросы изучения и сохранения творчества Салиха Сайдашева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 19-1 - 2012. - С. 218 - 222.
43. Сайдашева З.Н. Музыкальный фольклор и современность/ В мире татарской музыки: Сборник статей. - Казань: Казанская консерватория, 1995. - С.58-62.
44. Сайдашева З.Н. В мире татарской музыки: Сборник статей. - Казань, 1995.- 220 с.
45. Сайдашев С. Материалы и воспоминания под общ.ред.Н.Г.Жиганова. Сост. С.И.Раимова и З.Ш.Хайруллина / Ш. Ахмеров, И. Аухадеев, Н. Жиганов, А. Кутуй, Г.И. Литинский ... . - Казань: Татарское книжное изд- во, 1970. - 128 с.
46. Салитова Ф. Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева: (Роль жанра в становлении татар. проф. музыки); АН СССР, Казан. фил., Ин-т яз., лит. и истории им. Г. Ибрагимова. Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 159 с.
47. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с.
48. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с
49. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник для студ. высших пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011 - 380 c.
50. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М.: AKADEMA, 1998. - 292 с.
51. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта - Наука, 1998. - 360 с.
52. Юнусова Г. Салих Сайдашев и театр. О музыкальных постановках композитора // Гасырларавазы=Эхо веков. - 2006. - № 2.- С.156-159.
53. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов.- Казань: КФУ, 2012.- 110 с.
Интернет-источники
1. «Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике»http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-muzykalno- pedagogicheskaya-sistema-deyatelnosti-s-saydasheva#ixzz4BfpO4OXQДата обращения 13.06.2016
2. «Библиотека диссертаций» http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/tatarskaja- narodno-pesennaja-kultura-novogo-vremeni.htmlДата обращения 10.04.2016
3. «Национальная библиотека Республики Татарстан»
http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/saidashev/bio.htm Дата обращения 16.05. 2016
4. «Студенческий народный форум»
http://www.scienceforum.ru/2013/234/5923 Дата обращения 28.04. 2016
5. «Студопедия» http://studopedia.su/6_25926_malokomplektnie-shkoli-i-ih-
tipi-osobennosti-organizatsii-uchebno-vospitatelnogo-protsessa-v-malokomplektnoy-shkole.html Дата обращения 07.06.2016
6. «Татар иле» http://tatarile.org/congress/ru/content. Дата обращения
01.03.2016