ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
§ 1. Основные отечественные и зарубежные концепции государственной власти и местного самоуправления
§ 2. Классификация органов государственной власти и местного самоуправления
Глава II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (X-XIX ВВ.)
§ 1. Генезис государственной власти и местного самоуправления в дореволюционный период
§ 2. Земское общественное управление
§ 3. Городское общественное управление
§ 4. Крестьянское общественное управление
§ 5. Правовой статус казачьего общественного управления
§ 6. Становление Российской территориальной администрации на Северном Кавказе
Глава III. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В XX ВЕКЕ
§ 1. Советская форма (модель) организации местной власти
§ 2. Основные этапы развития и демократизации деятельности местных органов власти в России в переходный период 217
§ 3. Особенности формирования и деятельности
государственной власти и местного самоуправления на Северном Кавказе 247
Глава IV. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 272
§ 1. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации об организации и полномочия местных органов государственной власти и местного самоуправления 272
§ 2. Представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления 294
§ 3. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления 310
§ 4. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления 320
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 332
ПРИЛОЖЕНИЯ 338
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 345
Актуальность темы исследования. Реформы в российском обществе породили множество сложных правовых, политических, экономических и социальных проблем, вызвали необходимость переосмыслить роль государства и его функции в жизни общества. Новые принципы властеотношений привели к введению системы разделения властей в многомерном варианте: между Федерацией и ее субъектами - на основе федеративных отношений, между представительной, исполнительной и судебной властями. Изменения в основах государства, которое понимается, прежде всего, как особая, универсальная для данного общества организация, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом управления, потребовали изменения основ организации эффективной демократической власти и управления. Сложность и многогранность современных процессов затронули все стороны властеотношений и управления, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Организация государственной власти субъектов Российской Федерации оказалась трудно выполнимой задачей, так как именно на этом уровне воплощаются принципы народовластия, осуществляется вовлечение широких слоев населения в управление на основе учета их интересов.
Идет процесс развития концепции местной власти, местного самоуправления, как реальных институтов народовластия в Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации, - записано в статье 10 Конституции РФ - осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе ст. 11 образуемыми ими органами государственной власти 1. Теоретические положения Европейской хартии о местном самоуправлении, где в ст.З. п.1, говорится о том, что: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения"2, - стали базовыми при разработке концепции местного самоуправления, положенной в основу Конституции Российской Федерации 1993 года. Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления"3.
Начало институционализации местных самоуправленческих отношений в масштабе всего государства положили ряд федеральных законов и большое количество законов в субъектах Российской Федерации. Однако, становление местной власти не замыкается в рамках самоуправления, а связано с процессом преобразования всего Российского государства.
Современный этап демократических преобразований российского общества поставил перед ним множество сложных правовых, политических, экономических и социальных задач, требующих немедленного раз-решения. Среди них - формирование новой концепции и создание эффективной системы управления государством, осуществления подлинно-го народовластия в Российской Федерации. Этого можно добиться толь¬ко правильным установлением баланса и взаимодействия всех ветвей власти.
Попытки создать новую модель политической организации общества, близкую к западным образцам, вызвали в России глубочайший кризис. Кризис затронул важнейшие стороны государственного строительства: проблемы федерализма, взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации, внутрисубъектную организацию, взаимодействие органов местного государственной власти и местного самоуправления.
Поиск эффективной модели местной власти следует рассматривать как часть государственного строительства в обновляемом обществе. Отлаженный механизм власти этого уровня может стать началом построения и укрепления подлинно демократического государства.
До настоящего времени эффективная система государственной власти и местного самоуправления так и не создана, несмотря на усилия, предпринятые в последние годы Президентом, законодателями, исполни-тельными органами власти. Этот вопрос отражен в Конституции, принятых федеральных законах, комплексе законов субъектов Федерации. Происходит это потому, что в России не сложилась четкая модель государства, в целом, и местной власти, как составной ее части.
Отклонения в системе государственной власти всех уровней, а так-же местного самоуправления в субъектах Федерации от конституционно¬заданной модели означают, что государственное управление еще не сформировалось или сформировалось в гипертрофированном виде.
Становление российской власти продолжается в плане поиска оптимальной парадигмы, в точном соответствии с теоретическими предложениями о саморазвивающихся системах.
1. Закон № 82-213 от 2 марта 1982 года “О правах и свободах коммун, департаментов и регионов // Регионализм во Франции. -М., 1994.
2. Материалы Всероссийского совещания по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и ор-ганизации государственной власти в субъектах Российской Фе-дерации. - М., 1995.
3. Европейская хартия местного самоуправления. Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 1998. - № 36. - Ст.4466.
4. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Ведо-мости Верховного Совета РСФСР. - 1984. - № 27. - Ст.909.
6. Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Российская газета. - 1997. - 6 января.
7. Федеральный закон “Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации”. Собрание за-конодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст.3506.
8. Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного само-управления”. Собрание законодательства Российской Федера-ции. — 1996. - № 49. - Ст.5497.
9. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Российская газета. - 1997. - 30 сентября.
346
10. Закон Российской Федерации “О приватизации государствен-ных и муниципальных предприятии в Российской Федерации Ведомости РФ. - 1991. - № 27.
11. Закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР”. Ведомо-сти Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-ховного Совета Российской Федерации. - 1991. - № 29. - Ст.1010.
12. Закон Российской Федерации “Об охране окружающей при-родной среды”. Ведомости Съезда народных депутатов Россий-ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -
1992. -№ 10.-CT.457.
13. Закон Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий-ской Федерации. - 1992. -№ 33. - Ст.1915.
14. Федеральный закон “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред-ставительных и исполнительных органов государственной вла-сти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”. Ведо-мости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 18. - Ст.635.
15. Закон Российской Федерации “О плате за землю”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 16. - Ст. 1860.
16. Федеральный закон “О недрах”. Собрание законодательства
347
Российской Федерации. - 1995. - № 10. - Ст.823.
17. Федеральный закон “О конкуренции и ограничении монополи-стической деятельности на товарных рынках”. Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 1995. - № 22. - Ст.1977.
^ 18. Федеральный закон “О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации”. Собрание за-конодательства Российской Федерации. - 1995. - № 25. - . Ст.2343.
19. Федеральный закон “Об основах государственной службы рос-сийской Федерации”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№31. — Ст.2990.
20. Закон Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 51. -
^ Ст.3274.
21. Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47.-CT.4472.
22. Федеральный закон “О некоммерческих организациях”. Собра¬ние законодательства Российской Федерации. - 1996. - 3. - Ст. 145.
23. Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”. Собрание зако-нодательства Российской Федерации. — 1996. - № 17. - Ст. 1918.
24. Федеральный закон “О производственных кооперативах”. Соб-рание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 20. -Ст.2321.
25. Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления” // Российская газета. - 1996.
- 4 декабря.
Федеральный закон “О приватизации государственного имуще-ства и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” // Российская газета. - 1997. - 2 авгу¬ста.
Федеральный закон “О финансовых основах местного само-управления в Российской Федерации” // Российская газета. -
1997. - 30 сентября.
Федеральный закон “Об основах налоговой системы в Россий-ской Федерации”. Собрание законодательства Российской Фе-дерации. - 1997. -№ 121. — Ст.2113.
Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в Рос-сийской Федерации”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст.224.
Федеральный закон “О Государственной границе Российской Федерации”. Собрание законодательства Российской Федера-ции. - 1994. -№ 16. -Ст.1861.
Указ Президента Российской Федерации “Об ускорении прива-тизации государственных и муниципальных”. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов¬ного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 7. - Ст.312. Указ Президента Российской Федерации “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового на-значения приватизируемых предприятий”. Собрание актов Пре-зидента и Правительства Российской Федерации. — 1993. - № 3. -Ст. 163.
Указ Президента Российской Федерации “О Государственной
349
программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”. Собрание актов Прези-дента и Правительства Российской Федерации. - 1994. - Ks 1. - Ст. 2.
34. Указ Президента Российской Федерации “Об основных поло-жениях Государственной программы приватизации государст-венных и муниципальных предприятий в Российской Федера-ции после 1 июля 1994 года”. Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1478.
35. Указ Президента Российской Федерации “О мерах по обеспече-нию гарантированного поступления в федеральный бюджет до-ходов от приватизации”. Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 1995. - № 20. - Ст.2214.
36. Указ Президента Российской Федерации “Об упорядочении ло-терейной деятельности в Российской Федерации”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 39. - Ст.3754.
37. Указ Президента Российской Федерации “О мерах по стабили-зации экономического положения и развитию реформ в агро-промышленном комплексе”. Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст.1956.
38. Указ Президента Российской Федерации “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации”. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 44. -Ст.4188.
39. Постановление Верховного Совета РСФСР “О порядке введе¬ния в действие Закона РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР"”. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1011. Постановление Правительства Российской Федерации “О по-рядке передачи объектов социально-культурного и коммуналь¬но-бытового назначения федеральной собственности в государ-ственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 11. — Ст.995.
Постановление Правительства Российской Федерации “О феде-ральной программе государственной поддержки местного са-моуправления”. Собрание законодательства Российской Феде-рации. - 1996. -№ 2. - Ст.121.
Постановление Правительства Российской Федерации “Об ут-верждении Федеральной комплексной программы развития ма-лых и средних городов Российской Федерации в условиях эко-номические реформы”. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 28. - Ст.33,76.
Постановление Совета Министров — Правительства Россий¬ской Федерации “О порядке формирования бюджета ЗАТО”. Законодательство России. -М, 1998.
Конституция Республики Адыгея. Конституция, уставы и дого-воры субъектов Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 1998.
Конституция Республики Дагестан. Конституции, уставы и до-говоры субъектов Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 1998.
Конституция Республики Ингушетия. Конституция, уставы и договоры субъектов Российской Федерации. - Ростов-на-Дону,
Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Конституция, уставы и договоры субъектов Российской Федерации. - Ростов- на-Дону, 1998.
Постановление Совета Министров — Правительства Россий-ской Федерации “О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передавае-мых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий”. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - № 52. - Ст.5091.
Устав Иркутской области // Восточно-Сибирская правда. -
1995. - 14 февраля.
Устав города Москвы // Ведомости Московской Думы.
Устав Нижегородской области // Уставы краев, областей, горо-дов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. - М., 1995. Вып. 1.
Устав (Основной закон) Новгородской области // Инфорхмаци- онный бюллетень. - Новгород, 1995.
Устав Ростовской области. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 1998. Устав (Основной Закон) Краснодарского края. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации. - Ростов- на-Дону, 1998.
Устав (Основной закон) Ставропольского края. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации. - Ростов- на-Дону, 1998.
Степное Уложение (Основной закон) Республики Калмыкия. Конституции, уставы и договоры субъектов Федерации. - Рос¬
352
тов-на-Дону, 1998.
Устав (Основной закон) Тамбовской области. - Тамбов, 1994. Закон “О местном самоуправлении в Архангельской области” // Энциклопедия российского права. - М., 1998.
Закон “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Архангельской области” // Энциклопедия российского права. - М., 1998.
Закон “О местном самоуправлении в Белгородской области” // Региональное законодательство. - М., 1998.
Закон Белгородской области “О выборах в представительные органы местного самоуправления” // Энциклопедия российско¬го права. - М., 1998.
Закон Волгоградской области “Об организации местного само-управления в Волгоградской области” // Энциклопедия россий-ского права. - М., 1998.
Закон “О местном самоуправлении в Вологодской области” // Энциклопедия российского права. - М., 1998.
Закон “О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления Вологодской области” // Российская газета. -1995.-14 января.
Закон “Об основах статуса депутата (выборного представителя) местного самоуправления в Вологодской области” // Энцикло-педия российского права. - М.» 1998.
Закон Воронежской области “О местном самоуправлении в Во-ронежской области” // Парламентский вестник. - 1994. Воронежский избирательный кодекс // Энциклопедия россий-ского права. - М., 1998.
Закон “О выборах в органы местного самоуправления Иванов-
353
ской области” // Энциклопедия российского права. - М, 1998.
69. Закон “О местном референдуме в Ивановской области” // Эн-циклопедия российского права. - М, 1998.
70. Закон “О выборах в органы местного самоуправления Иркут-ской области” // Энциклопедия российского права. - М, 1998.
71. Закон Мурманской области “О местном самоуправлении в Мурманской области” // Энциклопедия российского права. - М., 1998.
72. Закон “О выборах депутатов представительных органов мест-ного самоуправления в Нижегородской области” // Нижегород-ские новости. - 1996. - 29 апреля.
73. Закон “О муниципальной службе в Новгородской области // Нижегородские новости. - 1997. - 16 октября.
74. Закон “О местном самоуправлении в Омской области” // Эн-циклопедия российского права. - М, 1998.
75. Закон “О территориальных органах государственного управле-ния исполнительной власти Пензенской области” // Региональ-ное законодательство. -М, 1998.
76. Закон “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного само-управления в Приморском крае” // Региональное законодатель-ство.-М, 1998.