ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Формирование вокальных навыков младших школьников как
педагогическая проблема 8
1.2. Развивающий потенциал фольклора и возможности его
актуализации в общеобразовательной школе 19
1.3. Музыкальный фольклор кряшен и особенности формирования
вокальных навыков на его основе 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН 38
2.1. Результаты диагностики формирования вокальных навыков
младших школьников 38
2.2. Разработка и апробация программы формирования вокальных
навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».... 52
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ФОРМИРОВАНИИ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Формирование вокальных навыков младших школьников как
педагогическая проблема 8
1.2. Развивающий потенциал фольклора и возможности его
актуализации в общеобразовательной школе 19
1.3. Музыкальный фольклор кряшен и особенности формирования
вокальных навыков на его основе 29
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН 38
2.1. Результаты диагностики формирования вокальных навыков
младших школьников 38
2.2. Разработка и апробация программы формирования вокальных
навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».... 52
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе обусловлена глубоким развивающим потенциалом народного творчества в развитии личностных, нравственно-эстетических, художественных и музыкально-исполнительских качеств.
Воспитание, осуществляемое на основе национальной, этнокультурной традиции, признается сегодня одним из мощных ресурсов образовательной системы, раскрывающих духовное богатство культурного наследия народа, способствующих сохранению национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Устное художественное и музыкальное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи - все это является доступным по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентом культуры. Фольклорные произведения, создаваемые для детей и исполняемые ими, необычайно разнообразны и включают эпические сказания, сказки, песни, потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, загадки.
Особые развивающие возможности заключаются в народной музыке. Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись в глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкального образования, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим фактором формирования у учащихся высокой художественной культуры. В учреждениях различных уровней образования - детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и вузах - изучение национальной культуры и фольклора включается в национально-региональный компонент образовательной программы, реализуются авторские учебные курсы и факультативы, фольклорный материал осваивается во внеучебной деятельности на занятиях фольклорных кружков и студий.
Народное пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется на уроках музыки, однако зачастую объектом изучения становится фольклор титульных наций, культура малочисленных этносов и субэтносов остается в тени, несмотря на самобытность и яркость фольклорных традиций.
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится большое количество вокальных конкурсов с участием детей и молодежи. Растет количество вокальных коллективов в системе дополнительного образования: открываются студии, организуются вокальные классы в музыкальных школах и школах искусств, где учащимся предоставляется возможность выбора любых направлений вокального исполнительства - академического, народного, эстрадного.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Таким образом, воспитательный потенциал фольклора кряшен значителен и перспективен как в аспекте воспитания нравственно-эстетических качеств и личностной культуры, так и формирования вокальных навыков.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию фольклора, национальной культуры, вопросам использования фольклора в учебном процессе и внеаудиторной работе в общеобразовательной школе посвящены работы таких ученых, как Г.С. Виноградов, Е.Г. Воронина, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, Е.А. Коряжкина, Л.Л. Куприянова, М.Н. Мсльниксв, Г.М. Науменко, З.М. Явгильдина и др.
Изучению фольклора кряшен посвятили свои работы Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Е.В. Баркарь, Р.А. Исхакова-Вамба, Г.М. Макаров М.Н. Нигмедзянов, Г.А. Никитина, З.Н. Сайдашева, Г.И. Трофимова и др.
Вопросы методики формирования и развития вокальных навыков отражены в трудах таких исследователей и педагогов, как Ю.Б. Алиев, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Д.Е. Огороднов и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе остаются недостаточно разработанными.
Таким образом существует противоречие между необходимостью использования развивающего потенциала фольклора кряшен в общем музыкальном образовании и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы возможности использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе?
Тема исследования: «Формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - осуществить научно-теоретический анализ формирования вокальных навыков младших школьников и развивающего потенциала фольклора кряшен, а также разработать методические основы его использования в общеобразовательной школе.
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: формирование вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе будет более эффективным, если в образовательном процессе будет реализована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Задачи исследования:
1. Рассмотрение формирования вокальных навыков младших школьников как педагогической проблемы.
2. Выявление развивающего потенциала фольклора и возможностей его актуализации в общеобразовательной школе.
3. Анализ музыкального фольклора кряшен и особенностей формирования вокальных навыков на его основе.
4. Разработка и апробация программы формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по вокальной подготовке учащихся (Л.Б. Дмитриев, Д.Е. Огороднов и др.), исследования фольклора кряшен (Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Г.И. Трофимова и др.).
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани.
Научная новизна заключается в расширении представлений о возможностях формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, разработанная программа «Народа кряшен чудесные напевы», могут быть использованы в практике работы учителей музыки, в процессе профессиональной подготовки педагогов- музыкантов в средних и высших учебных заведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани. Музыкально-дидактический материал апробировался и обсуждался на занятиях студенческого фольклорного ансамбля «Сэлам» (под руководством заслуженной артистки РФ и РТ, народной артистки РТ, профессора Л.А. Ахметовой), в состав которого входит автор работы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 60 источников.
Воспитание, осуществляемое на основе национальной, этнокультурной традиции, признается сегодня одним из мощных ресурсов образовательной системы, раскрывающих духовное богатство культурного наследия народа, способствующих сохранению национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Устное художественное и музыкальное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи - все это является доступным по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентом культуры. Фольклорные произведения, создаваемые для детей и исполняемые ими, необычайно разнообразны и включают эпические сказания, сказки, песни, потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, загадки.
Особые развивающие возможности заключаются в народной музыке. Музыкальный фольклор - уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись в глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и звучным голосом современности.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкального образования, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим фактором формирования у учащихся высокой художественной культуры. В учреждениях различных уровней образования - детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и вузах - изучение национальной культуры и фольклора включается в национально-региональный компонент образовательной программы, реализуются авторские учебные курсы и факультативы, фольклорный материал осваивается во внеучебной деятельности на занятиях фольклорных кружков и студий.
Народное пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется на уроках музыки, однако зачастую объектом изучения становится фольклор титульных наций, культура малочисленных этносов и субэтносов остается в тени, несмотря на самобытность и яркость фольклорных традиций.
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи. Ежегодно в нашей стране и за рубежом проводится большое количество вокальных конкурсов с участием детей и молодежи. Растет количество вокальных коллективов в системе дополнительного образования: открываются студии, организуются вокальные классы в музыкальных школах и школах искусств, где учащимся предоставляется возможность выбора любых направлений вокального исполнительства - академического, народного, эстрадного.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Таким образом, воспитательный потенциал фольклора кряшен значителен и перспективен как в аспекте воспитания нравственно-эстетических качеств и личностной культуры, так и формирования вокальных навыков.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию фольклора, национальной культуры, вопросам использования фольклора в учебном процессе и внеаудиторной работе в общеобразовательной школе посвящены работы таких ученых, как Г.С. Виноградов, Е.Г. Воронина, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, Е.А. Коряжкина, Л.Л. Куприянова, М.Н. Мсльниксв, Г.М. Науменко, З.М. Явгильдина и др.
Изучению фольклора кряшен посвятили свои работы Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Е.В. Баркарь, Р.А. Исхакова-Вамба, Г.М. Макаров М.Н. Нигмедзянов, Г.А. Никитина, З.Н. Сайдашева, Г.И. Трофимова и др.
Вопросы методики формирования и развития вокальных навыков отражены в трудах таких исследователей и педагогов, как Ю.Б. Алиев, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Д.Е. Огороднов и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе остаются недостаточно разработанными.
Таким образом существует противоречие между необходимостью использования развивающего потенциала фольклора кряшен в общем музыкальном образовании и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы возможности использования фольклора кряшен в процессе формирования вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе?
Тема исследования: «Формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - осуществить научно-теоретический анализ формирования вокальных навыков младших школьников и развивающего потенциала фольклора кряшен, а также разработать методические основы его использования в общеобразовательной школе.
Объект исследования - музыкальное образование младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: формирование вокальных навыков младших школьников в общеобразовательной школе будет более эффективным, если в образовательном процессе будет реализована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Задачи исследования:
1. Рассмотрение формирования вокальных навыков младших школьников как педагогической проблемы.
2. Выявление развивающего потенциала фольклора и возможностей его актуализации в общеобразовательной школе.
3. Анализ музыкального фольклора кряшен и особенностей формирования вокальных навыков на его основе.
4. Разработка и апробация программы формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по вокальной подготовке учащихся (Л.Б. Дмитриев, Д.Е. Огороднов и др.), исследования фольклора кряшен (Н.Ю. Альмеева, Л.А. Ахметова, Г.И. Трофимова и др.).
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани.
Научная новизна заключается в расширении представлений о возможностях формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, разработанная программа «Народа кряшен чудесные напевы», могут быть использованы в практике работы учителей музыки, в процессе профессиональной подготовки педагогов- музыкантов в средних и высших учебных заведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани. Музыкально-дидактический материал апробировался и обсуждался на занятиях студенческого фольклорного ансамбля «Сэлам» (под руководством заслуженной артистки РФ и РТ, народной артистки РТ, профессора Л.А. Ахметовой), в состав которого входит автор работы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 60 источников.
В результате исследования проблемы формирования вокальных навыков младших школьников в процессе изучения фольклора кряшен в общеобразовательной школе мы пришли к следующим выводам.
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Музыкальные традиции кряшен находят свое применение в системе подготовки вокалистов, общем музыкальном образовании. Они способствуют освоению специфических принципов народного пения, расширению знаний в области народной музыки региона, формированию уважения к художественным традициям своего и соседних народов.
Однако программы учебных заведений Татарстана все еще демонстрируют недостаточность использования потенциала кряшенской музыкальной культуры в воспитании и образовании детей и молодежи, подготовке будущих музыкантов. Поэтому необходимо обратить внимание на необходимость максимально широкого использования региональных музыкальных традиций во всех сферах современного образования.
В целом, традиционное народное песенное творчество и вокальное исполнительство кряшен предоставляет широчайшие возможности для формирования духовного облика, формирования его творческих, музыкальных способностей и вокальным навыков.
Проведенная в естественных условиях образовательного процесса МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани опытно-экспериментальная работа была направлена на анализ методических аспектов формирования вокальных навыков младших школьников в процессе знакомства с фольклором кряшен.
В рамках исследования использовались методы наблюдения, беседы, педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе в процессе беседы детям задавались вопросы об отношении и интересе к фольклору, о культуре кряшен и ее особенностях, наиболее известных творческих коллективах, музыкантах и деятелях культуры, исполняющих фольклор кряшен. Ряд вопросов касался вокальных навыков и особенностей народной манеры пения.
Для оценки сформированности вокальных навыков нами были использованы следующие критерии: интонирование, звукообразование, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание, выразительность, разработаны показатели и уровни. Вокальные навыки у младших школьников на констатирующем этапе были недостаточно сформированы и требовали проведения специальной работы.
Далее на формирующем этапе эксперимента была успешно апробирована разработанная программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
С этой целью на формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Программа направлена на интенсивное развитие музыкального мышления, знакомство с фольклором кряшен, приобретение практических навыков в области вокального искусства в процессе учебной работы (уроков музыки) и внеаудиторной творческой деятельности учащихся (внеклассных занятиях).
Цель программы - формирование вокальных навыков младших школьников на основе фольклора кряшен, расширение представлений учащихся о музыкальных фольклорных традициях.
Повторная диагностика показала значительные положительные изменения в отношении учащихся к фольклору и владении вокальными навыками. Благодаря проведенной работе учащиеся значительно повысили уровень своих вокальных навыков, освоили базовые понятия вокала, необходимые для развития вокальных навыков; полюбили народное музыкальное творчество; освоили несложный песенный фольклор кряшен, рассмотрели национальные традиции кряшен и познакомились с известными творческими коллективами Казани, исполняющими фольклор кряшен - Государственным фольклорным ансамблем кряшен «Бермянчек» и фольклорным ансамблем «Сэлам».
Вокальное исполнительство - один из наиболее популярных видов музыкального творчества и в настоящее время наблюдается большой интерес к вокальному искусству среди детей и молодежи.
В системе общего музыкального образования (в общеобразовательной школе) формирование вокальных навыков детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки, сольное и ансамблевое вокальное музицирование во внеклассной работе (на занятиях сольных и хоровых кружков, вокальных ансамблей).
Изучение музыкальной культуры народов своего региона учащимися в процессе вокальных занятий очень важно, т.к. позволяет осознать специфику музыкального творчества и культуру своей родины, формировать навыки межкультурного общения через совместную исполнительскую деятельность.
Музыкальные традиции кряшен находят свое применение в системе подготовки вокалистов, общем музыкальном образовании. Они способствуют освоению специфических принципов народного пения, расширению знаний в области народной музыки региона, формированию уважения к художественным традициям своего и соседних народов.
Однако программы учебных заведений Татарстана все еще демонстрируют недостаточность использования потенциала кряшенской музыкальной культуры в воспитании и образовании детей и молодежи, подготовке будущих музыкантов. Поэтому необходимо обратить внимание на необходимость максимально широкого использования региональных музыкальных традиций во всех сферах современного образования.
В целом, традиционное народное песенное творчество и вокальное исполнительство кряшен предоставляет широчайшие возможности для формирования духовного облика, формирования его творческих, музыкальных способностей и вокальным навыков.
Проведенная в естественных условиях образовательного процесса МБОУ «Гимназия №2» Московского района г. Казани опытно-экспериментальная работа была направлена на анализ методических аспектов формирования вокальных навыков младших школьников в процессе знакомства с фольклором кряшен.
В рамках исследования использовались методы наблюдения, беседы, педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе в процессе беседы детям задавались вопросы об отношении и интересе к фольклору, о культуре кряшен и ее особенностях, наиболее известных творческих коллективах, музыкантах и деятелях культуры, исполняющих фольклор кряшен. Ряд вопросов касался вокальных навыков и особенностей народной манеры пения.
Для оценки сформированности вокальных навыков нами были использованы следующие критерии: интонирование, звукообразование, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание, выразительность, разработаны показатели и уровни. Вокальные навыки у младших школьников на констатирующем этапе были недостаточно сформированы и требовали проведения специальной работы.
Далее на формирующем этапе эксперимента была успешно апробирована разработанная программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
С этой целью на формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа формирования вокальных навыков младших школьников «Народа кряшен чудесные напевы».
Программа направлена на интенсивное развитие музыкального мышления, знакомство с фольклором кряшен, приобретение практических навыков в области вокального искусства в процессе учебной работы (уроков музыки) и внеаудиторной творческой деятельности учащихся (внеклассных занятиях).
Цель программы - формирование вокальных навыков младших школьников на основе фольклора кряшен, расширение представлений учащихся о музыкальных фольклорных традициях.
Повторная диагностика показала значительные положительные изменения в отношении учащихся к фольклору и владении вокальными навыками. Благодаря проведенной работе учащиеся значительно повысили уровень своих вокальных навыков, освоили базовые понятия вокала, необходимые для развития вокальных навыков; полюбили народное музыкальное творчество; освоили несложный песенный фольклор кряшен, рассмотрели национальные традиции кряшен и познакомились с известными творческими коллективами Казани, исполняющими фольклор кряшен - Государственным фольклорным ансамблем кряшен «Бермянчек» и фольклорным ансамблем «Сэлам».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016



