ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Понятие внебюджетной деятельности в сфере основного общего
образования 11
1.2 Нормативно-правовое регулирование внебюджетной деятельности в
сфере основного общего образования 17
1.3 Предоставление имущества в аренду как вид внебюджетной деятельности в сфере основного общего образования 24
2 АНАЛИЗ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №23 35
2.1 Общая характеристика средней общеобразовательной школы №23 35
2.2 Анализ и оценка внебюджетной деятельности в средней
общеобразовательной школе №23 46
2.3 Основные проблемы внебюджетной деятельности в средней
общеобразовательной школе №23 67
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ №23 73
3.1 Предложения по реализации внебюджетной деятельности в средней
общеобразовательной школе № 23 73
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий .... 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.
Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам - прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.
Проблема платного образования - одна из самых актуальных проблем, существующих в отечественной системе образования. По данным статистики на сегодняшний день более чем для 15% потребителей решающим фактором при выборе образовательного учреждения является стоимость обучения. Прежде всего, это связано с постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях, с увеличившимися в них требованиями конкурсных отборов, а также дифференциацией учебных заведений по стоимости образовательных услуг. Все чаще потребители обращают свое внимание на негосударственные образовательные организации, реализующие обучение за плату, а также на платные отделения, существующие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; интересуются программами кредитования в сфере образования. Сожалеть о том, что кануло в прошлое абсолютное бесплатное образование, уже не имеет смысла, необходимо приспосабливаться к объективно существующим жизненным реалиям. Следует заметить, что проблем, возникающих при
потреблении платных образовательных услуг, существует намного больше, нежели чем при получении бесплатного образования. И причиной этому является, в первую очередь, неосведомленность потребителей по вопросам предоставления платных образовательных услуг. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
Объектом исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23».
Предметом дипломной работы является система реализации внебюджетной деятельности услуг в средней общеобразовательной школе.
Целью дипломной работы является выявление проблемы внебюджетной деятельности в средней общеобразовательной школе и предложение мероприятий по устранению выявленных проблем.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Ознакомиться с деятельностью средней общеобразовательной школы № 23;
- Подобрать документацию, необходимую для выполнения выпускной квалификационной работы;
- Проанализировать внебюджетную деятельность средней
общеобразовательной школы №23;
- Выявить проблемы на основе проведенного анализа;
- Дать рекомендации по устранению выявленных проблем.
Методологической основой исследования послужил анализ
существующих проблем развития системы дополнительного образования детей в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, официальные информационно¬статистические данные министерства образования Республики Татарстан, материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация.
При выполнении данной дипломной работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Структура работы складывается из предмета, цели и задач исследования. В первой главе рассматривается понятийный аппарат внебюджетной деятельности в средней общеобразовательной школе, нормативно-правовое регулирование
внебюджетной сферы, а также порядок предоставления имущества в аренду в рамках внбюджетной деятельности школы. Во второй главе проводится анализ внебюджетной деятельности объекта исследования и выявление проблем во внебюджтной деятельности в средней общеобразовательной школе. В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности внебюджетной деятельности в средней общеобразовательной школе №23, а также показаны расчеты эффективности предложенных мероприятий.
Внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это деятельность, направленная на оказание дополнительного объема образовательных услуг, осуществляемых сверх установленных заданий по приему обучающихся, с полной компенсацией производимых затрат за счет средств обучающихся.
Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера.
Образовательные учреждения могут осуществлять внебюджетную деятельность путем оказания платных дополнительных образовательных услуг, также предоставлять здания и помещения, либо иное имущество, закрепленное за этим образовательным учреждением, арендатору в наем за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Средняя общеобразовательная школы № 23 осуществляет внебюджетную деятельность не совсем эффективно. Внебюджетные средства на покрывают все расходы данного учреждения, исполнение сметы не выполняется на 100 %. Многие статьи расходов превышают плановых значений на 20 - 27 %, что плохо сказывается на внебюджетной деятельности школы. Доходы от оказания дополнительных платных образовательных услуг увеличивются с каждым годом, что является хорошим показателем деятельности средней общеобразовательной школы. Для решения выявленных проблем было предложено внедрить новые курсы для средней общеобразовательной школы №23.
Благодаря новым дополнительным курсам учреждение получит не только дополнительные внебюджетные средства, но и обеспечит дополнительную занятость детей, укрепит материально-техническую базу. Дополнительное
образовательные услуги позволяют не только развивать детей и удовлетворять их образовательные потребности путем реализации групповых и индивидуальных образовательных программ, но и углублять, расширять и применять на практике полученные в общеобразовательных учреждениях знания и умения. Использование возможностей образовательных услуг дополнительного позволяет формировать у детей компетенции в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают сами, а также формировать важные для них личностные качества.
Развитие системы дополнительных платных образовательных услуг позволит обеспечить:
1. субъектно-субъектные отношения, основанные на стимулировании саморазвития ребенка, раскрытии его творческого потенциала и удовлетворении интеллектуальных потребностей;
2. тесную интеграцию с процессами общего образования;
3. непрерывность образования, призванная обеспечить ребенку необходимые условия для успешной социализации и освоения ролей гражданина, семьянина, общественно активной личности, укрепления здоровья, профессионального самоопределения.
Организация и развитие платных услуг значительно расширяет профиль общеобразовательного учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение не должно ограничиваться предоставлением только лишь тех услуг, которые включены в перечень основных общеобразовательных программ. Главный принцип предоставления платных услуг должен заключаться в том, чтобы эти услуги были по приемлемой стоимости, а также они должны предоставляться строго на договорной основе. При этом самое важное оказывать эти услуги в рамках закона, то есть не заходить за строго установленные рамки.
Развитие внебюджетной деятельности принесет дополнительные средства, а главное внедрение новых курсов позволит развивать познавательные способности учащихся.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ [1 ]
2. Гражданский кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ [8]
3. Закон РФ «Об образовании» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273- ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [5]
4. Федерального закона от 01.01.2012 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ [6]
5. Письмо Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9974/ [7]
6. Федеральный закон №273-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [9]
7. Федеральный закон «О внесении изменений в законные акты РФ» от 08.05.2010г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ [10]
8. Федерального закона от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ [11]
9. Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н «Положением о порядке
осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48612/ [12]
10. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.- М.: Финансы, 2014 год - С. 687 [2]
11. Король Е.А Новое в учете операций с внебюджетными средствами. Журнал «Бухгалтерский учет», 2015 год. - №15. С.36-39 [3]
12. Данилова К.Н. Учет доходов и расходов коммерческой деятельности бюджетных учреждений. Журнал «Бухгалтерский учет», 2014 год. - №20 [4]
13. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях: Практическое пособие, 2014 год. С.134 - 141 [15]
14. Д.А.Панков. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций, 2013 год. С. 84 - 90 [16]
15. Данилова К.Н. Учет доходов и расходов образовательных учреждений, 2014 год. C. 70 - 75 [17]
16. Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе. Екатеринбург, 2015 год. С. 113 - 118 [18]
17. Лихачев, Б. В. Педагогика учебно-воспитательный процесс Б. В. Лихачев. М.: Наука, 2015 год. C.60 - 69 [19]
18. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: 2015 год. С. 75 - 80 [20]
19. Журнал руководителя управления образованием, №7 2014 год [21]
20. Лихачев, Б. В. Педагогика учебно-воспитательный процесс Б. В. Лихачев. М.: Наука, 2015 год. C.60 - 69 [22]
21. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: 2015 год. С. 75 - 80 [23]
22. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23» [13]
23. Положение об оказании платных образовательных услуг МБОУ «Средняя образовательная школа №23» [14]