Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У УЧАЩИХСЯ ДМШ В КЛАССЕ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

Работа №82204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У УЧАЩИХСЯ ДМШ В КЛАССЕ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА 8
1.1. Характеристика навыков ансамблевого исполнительства
в классе духового оркестра 8
1.2. Особенности формирования навыков ансамблевого
исполнительства у учащихся ДМШ в классе духового оркестра 21
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У УЧАЩИХСЯ 39
2.1 Разработка авторской программы «Ансамбль духовых
инструментов (Оркестр)» 39
2.2 Ход и реализация экспериментальной работы 49
Выводы по главе II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В подпрограмме "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы указывается на создание творческих коллективов, проектов и учебных программ художественно-эстетического направления с целью развития творческих способностей детей и юношества. В процессе обучения в детских музыкальных школах в классе «Оркестр» у детей развиваются музыкальные способности, происходит процесс формирования детского коллектива, приобретаются навыки работы в коллективе, происходит значительный вклад в развитие личности каждого ребенка. В совместной деятельности дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить, изменяются в личностных качествах по отношению к социальной среде, к своим товарищам, коллективу.
В настоящее время в музыкальной педагогике заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом, как то: оркестровое, ансамблевое. Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Ансамблевое исполнение - коллективная работа с едиными целями и задачами. Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.
Степень научной разработанности. Круг вопросов, связанных с инструментальным ансамблевым исполнительством в детском оркестре 3
духовых инструментов, так или иначе рассматривается в ряде работ. Значимостью в нашем исследовании явились фундаментальные труды О.А. Блох[8, 9], Ю. Бычков [12], Н.П. Иванов-Радкевич [23], по изучению проблем ансамблевого исполнительства, раскрывающие общие вопросы педагогики в учреждениях музыкального воспитания.
Актуальным является исследование А.Д. Готлиба «Основы ансамблевой техники»[16], где вводится понятие «ансамблевая техника» в музыкальную педагогику. Исследовательский интерес представляют следующие общие и частные для ансамблевого исполнительства проблемы: психологический климат в детском коллективе (О. Нежинский[33], В. Крюкова[30]), воспитание навыков сценического поведения (Л. Божович[10], Л.С.Выготский[15]), сценическое взаимодействие партнеров в духовом оркестре (Б. Анисимов[1], А. Баранцев[3], И. Губарев[18]). Особый вклад в изучение формирования навыков ансамблевого исполнительства внес дирижер, педагог Д. Свечников[39].
В работе использованы методические разработки таких авторов как Н.В. Волков[14], Ю.Н. Голоднюк[32], Б. Диков[19], Т. Докшицер[20], М. Коробкина[29], Н. Платонов[36] и тд.
Применение методических рекомендаций, упражнений и приемов представлено в аналогичных рабочих программах «Оркестр духовых инструментов» следующих педагогов дополнительного образования детских музыкальных школ республики Татарстан таких как, А.П. Герасимов [54], Е.О. Морозова [53].
Анализ научной и методической литературы показал, что в современной ансамблевой педагогике не в полном объеме сформирована научная традиция в исследовании вопросов теории и практики ансамблевого исполнительства у детей в классе духового оркестра. Методические разработки прошлых лет устарели, не в полной мере учитываются современные тенденции в изучении процесса развития подростков. В связи с этим становится актуальным опробирование педагогических принципов, форм и методов, позволяющих максимально эффективно осуществить процесс формирования ансамблевой техники в оркестре духовых инструментов.
Актуальность исследования и недостаточная степень разработанности поставленных вопросов позволили сформулировать проблему исследования: каково содержание процесса формирования навыков ансамблевого исполнительства в оркестре духовых инструментов у учащихся детской музыкальной школы.
Цель исследования - раскрытие теоретических и методических аспектов формирования навыков ансамблевого исполнительства в оркестре духовых инструментов у школьников 5-11 классов ДМШ.
Объект исследования- музыкально-исполнительская деятельность учащихся5-11класса(11-17 лет) в классе духового оркестра ДМШ.
Предмет исследования -процесс развития навыков ансамблевого исполнительства у учащихся ДМШ в классе духового оркестра.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать навыки ансамблевого исполнительства в классе
духового оркестра.
2. Определить особенности формирования навыков ансамблевого
исполнительства у учащихся ДМШ в классе духового оркестра.
3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу
«Ансамбль духовых инструментов (Оркестр)».
В качестве теоретической базы исследования были использованы современные подходы к эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности (А. Баранцев, О. Блох, Г.М. Цыпин), работы отечественных педагогов, изучающие основы музыкально-эстетического воспитания детей в детском коллективе(И. Губрева, Н. Иванов-Радкевича).
Методы исследования: теоретические - изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ методических материалов и практического опыта; экспериментальные - педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость работы в том, что была разработана и апробирована авторская программа «Ансамбль духовых инструментов (Оркестр)», которая представляет собой изложение и обоснование исследования формирования навыков ансамблевого исполнительства в оркестре духовых инструментов методика работы с разновозрастным инструментальным коллективом - это школьники 5-11-х классов. вовлеченных в музыкальную исполнительскую деятельность.
База исследования: Республика Татарстан, МО «Сабинский муниципальный район», МБОУ ДОД «Сабинская детская школа искусств им. Хуснуллы и Аллагияра Валиуллиных» (далее ДМШ).
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования (2013 - 2015гг.) проводились теоретический анализ проблемы, наблюдение за процессом музыкального творчества учащихся в классе оркестра и ансамбля, определялись основные положения, цель, задачи, рабочая гипотеза, методы диагностики.
На втором этапе (2015-2016уч.г.)проводился констатирующий опрос, разработана и апробирована авторская программа «Ансамбль духовых инструментов (Оркестр)».
На третьем этапе (2016 г.) проводился контрольный этап эксперимента, осуществлялось обобщение и оформление результатов исследования, проводилась подготовка к защите.
Апробация. Детский оркестр духовых инструментов МБОУ ДОД «Сабинская детская школа искусств им. Хуснуллы и Аллагияра Валиуллиных» принимал участие в фестивалях и конкурсах различного уровня - Приволжский детско-юношеский фестиваль народного творчества «Милли хэзинэ» (г.Казань-2015), дипломант 2 степени; Международный интернет - конкурс «Национальное достояние»(г.Чебоксары-2016), лауреат 1степени.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (54 источников), пяти приложений. Общий объём работы - 100страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволил нам убедится в том, что ансамблевое исполнительство способствует реализации принципов развивающего обучения. Поиск форм и методов направлен на развитие творчески активной всесторонне развитой личности. Ансамбливое исполнительство является важным в организации и развитии детского оркестра духовых инструментов. В работе с каждой группой инструментов происходит процесс зарождения навыков коллективной игры, что на этапе концертной деятельности выражается в слаженный организм - оркестр духовых инструментов.
Нами изучен развивающий потенциал ансамблевого исполнительства, которое обладает комплексом способностей учащихся в музыкальных школах: музыкального слуха памяти ритмического чувства двигательно-
моторных навыков. У учащихся наблюдается повышение уровня музыкального кругозора, появляется интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, появляется свой стиль исполняемого произведения.
На современном этапе развития культурного общества образ нового человека связан с познанием мира и наличие определенного уровня творческого самоопределения. Цель учреждений творческого и эстетического воспитания не только научить механически отображать полученные знания, главной задачей является определение для молодого творчества возможностей развития его индивидуальности и воспитания личности. В частности в любом детском коллективе важно определить сущность коллектива, дав понять ребенку, что заниматься творческим поиском в коллективе, будь то ансамбль, оркестр, необходимо сообща, комплексно используя новаторские наработки и опыт педагогов прошлых лет. В условиях стремительно меняющегося осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования для сохрания культурных ценностей и традиций.
Массовое музыкальное воспитание и образование в России в учреждениях дополнительного обозревания включает в себя не только передачу воспитательного потенциала при выступлении оркестра на мероприятиях, идет кропотливая работа педагога по передачи опыта ансамблиевого исполнительства, происходит тесное взаимодействие при формировании навыков исполнительства в оркестре, используя передовой опыт профессиональных оркестров. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. В процессе изучения темы и раскрытия особенностей формирования навыков ансамблиевого испольнительства в оркестре духовых инструментов определено, что важное значение приобретает создание методики в отношении группы детей детской музыкальной школы, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежновлечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей.
В ходе исследования нами установлено, что на формирование навыков ансамблевого испольнительства в духовом оркестре, немаловажную роль играют самостоятельные творческие работы. Исследование показало, что] учебно-творческая деятельность участников оркестров и ансамблей выступает в обучении главным условием развития и у них инициативы, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в музыкальном творчестве, приобретать навыки совместного исполнения. В работе освещаются результаты эксперимента по изучению эффективности системы творческих заданий, применение которой могло бы способствовать созданию оптимальных условий для проявления и развития музыкально-творческой деятельности будущих исполнителей.
Исследование показало, что успешное осуществление указанных задач возможно при условии активизации музыкально-познавательной деятельности самого ученика как важнейшего источника формирования у него положительной мотивации к освоению навыков коллективного музицирования. В контрольной группе их учебная деятельность протекала полностью под руководством педагога. Основные направления работы над заданием решались совместно на занятиях, в самостоятельную работу входило закрепление найденных приемов. В экспериментальной группе учащиеся осуществляли самостоятельный поиск решения проблемы. Особенностью начального этапа явилось то, что педагог давал развернутую инструкцию. В дальнейшем он только ставил художественную задачу, а на последующих этапах обучения -только направлял творческий поиск учащихся.
Содержание и структура занятий были одинаковы в обеих группах, только в экспериментальной группе вырабатывалась следующая последовательность действий: определить замысел и особенности музыкального произведения; разработать систему выразительных средств для его воплощения и обосновать свой выбор; наметить этапы и способы работы; показать результаты самостоятельных работы на занятиях или выступлениях с дальнейшим обсуждением. Гипотеза исследования подтвердилась - при формировании навыков ансамблиевого исполнительства наблюдаться динамика качества исполнения на инструментах в оркестре.
Анализ выполненных заданий проводился экспертами в видео-и аудиозаписи, поскольку она дает возможность объективно оценить работу учащихся.
Сравнительный анализ исходного и контрольного уровней сформированности навыков коллективного музицирования позволяет сделать вывод о более углубленном формировании практических умений и навыков оркестрового и ансамблевого исполнительства учащихся экспериментальных групп, осваивающих более широкую программу обучения и более разнообразный репертуар. Это нашло подтверждение в количественных и качественных показателях.
Проведение серии экспериментальных занятий, перекрестное изучение полученных результатов подтвердили положение о целесообразности использования системы творческих заданий, продемонстрировали различие в характере музыкально-познавательной и исполнительской деятельности, индивидуализации процесса обучения, направленного на успешное овладение методами творческих действий, расширение возможностей самореализации и раскрытия сущностных сил юных музыкантов в процессе коллективного музицирования.
Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи раскрыты: при формировании навыков ансамблиевого исполнительства у учеников класса «Оркестр духовых инструментов» наблюдается динамика качества исполнения на инструментах в оркестре.
В работе раскрывается значение деятельности педагога, направленной на активизацию учащихся в классах оркестра и ансамбля, осуществляющего их поисковую деятельность, активно вовлекая в дискуссию о значении тренинговых упражнений в формировании навыков коллективного исполнительства, редактирования, интерпретаций оркестровых и ансамблевых партий.
В рамках данного исследования выполнение работы требует создание дополнительных методик по реализации формирования навыков ансамблиевого исполнительства.



1. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духового Оркестра. - М.: Музыка, 2011. - 272 с.
2. Базарова Т.С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества.-СПб: КАРО, 2004.- 156 с.
3. Баранцев А. Актуальные проблемы исполнительства на духовых инструментах // Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики. - Петрозаводск, 2007. - С. 119-120.
4. Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке. - СПб: Композитор,2008. - 168 с.
5. Барсова И.А. Книга об оркестре.-М.: Музыка, 2008.-197 с.
6. Белунцов В. Компьютер для музыканта. - СПб.: Питер,2001.- 464 с.
7. БлажевичВ.Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. - М.: Музыка, 2001. - 55 с.
8. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: учебное пособие для вузов. - М.: МГУКИ, 2013. - 88 с.
9. Блох О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для вузов. - М.: МГУКИ, 2013. - 192 с.
10. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008. - 447 с.
11. Болотин С.В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов- исполнителей на духовых инструментах. - М.: Музыка, 2014. - 480 с.
12. Бычков Ю. Курс теории и истории музыкального исполнительства //Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. - М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2009. - Вып. II.- С. 38-43.
13. Бучнев А.А. Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах. -М.: МГПУ, 2002. - 78 с.
14. ВолковН.В.Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.:Музыка, 2002. - 220 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и его развитие вдетском возрасте.- Т.2. - М.: Педагогика,2012 - С.436-454.
16. Готлиб А.Б. Основы ансамблевой техники. - М.: Академия, 2006. - 94с.
17. Готсдинер А.Л.Музыкальная психология. - М., МИП «NB Магистр», 2003.-192с.
18. ГубаревИ. Духовой оркестр. Краткий очерк.-СПб:Композитор, 2013. - 80 с.
19. ДиковБ.Методика игре на духовых инструментах. - Изд.2.-М.:Музыка, 2013. - 115 с.
20. Докшицер Т. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.,2006. - С. 106.
21.Запорожец Г., Прудников М. Репертуарный сборник самодеятельного духового оркестра. -Т. 3. - М.: Музыка, 2003. - 323 с.
22. Иванова В.Г. Дифирамб оркестру // Оркестр.-М.: МГУКИ. - 2008.-
№4(13).
23. Иванов-Радкевич Н.П. Школа коллективной игры для духового оркестра. -М.: Музыка,2007. - 190 с.
24. Инструменты духового оркестра / Составитель Б.Т. Кожевников.-М.: Музыка,2012. - 144 с.
25. Казахватова Л.А., Сибирякова Г.Г. Теоретические аспекты
профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в классе ансамблевого исполнительства //Молодой ученый.-2013. - №8. - С. 395¬402.
26. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном коллективе. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
27. Келдыш Ю.В. История русской музыки.- Т. 1.-М.: Москва, 2003. - 210 с.
28. Козина С.В.Портрет современного школьного оркестра. -Кемерово,2006.- 120с.
29. Коробкина М.О некоторых приемах педагогической технологии в системе комплексного воспитания музыкальных способностей детей в общеобразовательной школе // Искусство в школе. - 2000. - № 1.- С. 23¬34.
30. Крюкова В.В. Работа с детскими коллективами - важнейшее направление в системе музыкального воспитания. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 45с.
31. Материалы областного семинара-практикума для руководителей детских оркестровых коллективов и струнных ансамблев / Сост. Г.П. Шухова. - Барановичи: Изд-во ГУМК, 2005. - С. 67-78.
32. Методика работы с оркестром / Сост. Ю.Н. Голоднюк. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - 78 с.
33. Нежинский О. Детский духовой оркестр. - М.,1989. - 128 с.
34.Оркестр духовых инструментов/ Сост. О.А.Ахунова. - СПб.: Композитор,2003.- 116 с.
35. Петров Р. Школа коллективной игры для духового оркестра. - Ташкент,2004.- 160 с.
36. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. -М.: Музыка, 1998. - 62 с.
37. Расстрыгин В.В. Социально-культурные аспекты педагогической модели
возрождения региональных традиций любительского духовного
исполнительства //Актуальные проблемы образования в искусстве: Сб. мат-лов круглого стола (июль, 2005). - Тамбов, 2005.- С. 16-24.
38. Рунов В.А. Как организовать самодеятельный духовой оркестр: Методическое пособие. - М.: Музыка, 2007. - 98 с.
39. Свечков Д. Работа дирижера с духовым оркестром.- М., 1972. - 76 с.
40. СлуцкаяЛ.С. Совершенствование профессиональной подготовки
музыкантов-исполнителей. -М.: МГК, 2000. - 178 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
42. Сушкевич Н.С. Информационные технологии в системе музыкального образования: проблемы методического и программно-технического обеспечения. - Минск, 2002. - 88 с.
43. Сытнюк Е.В. Влияние оркестрово-ансамблевого исполнительства на развитие и воспитание детей // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. Науч.Конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 172-177.
44. Терлецкий М. Методика работы с духовым оркестром.- Ровно: 2000.
45. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. -М.: Аст, 2000. - 848 с.
46. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - Изд. 2.-М.: Музыка, 1986. - 124 с.
47. Фридман Л.М., Пушкина Т.А.,КаплуновичИ.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. -М.:Проспект, 2005. - 206 с.
48. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 160 с.
49. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
50. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320с.
51. Школа коллективной игры для духовых оркестров / Под ред. Н.П. Иванова-Радкевича. - М., 2000. - 278 с.
Интернет-ресурсы:
52. О деятельности МБО УДОД «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» //
https://edu.tatar.ru/saby/page718528.htm/page800339.htm.// апрель. 2016.
53. Образовательная программа “Духовые инструменты” / Е.О. Морозова // https://edu.tatar.ru/upload/images/files/ДУХОВЫЕ%20ИНСТРУМЕНТЫ%20 осн.рсИ' // май. 2016.
54. Программа «Оркестр духовых инструментов» / А.П. Герасимов // https://edu.tatar.ru/upload/images/files/nporpaMMa%20OpKecTp%20gyxoBbix%20инструментов^1? // май. 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ