Автомобильные перевозки в России динамично развиваются. Растет доля автомобильного транспорта в объемах транспортной работы, в отрасль приходят тысячи предпринимателей. Для дальнейшего развития автомобильного транспорта чрезвычайно актуален вопрос совершенствования его правовой базы, которая не вполне отвечает современным экономическим условиям. Наряду с проектом Устава автомобильного транспорта, разработка которого практически завершена, отрасли нужен рамочный закон, который определит общие условия осуществления автотранспортной деятельности, правовой статус операторов, взаимоотношения органов управления и субъектов рынка автотранспортных услуг. Важная работа ведется также по подготовке базовых правовых актов в области городского общественного транспорта [7].
Под транспортными средствами понимаются все виды автомобилей, в том числе грузовые, легковые, автобусы, автопоезда (грузовые автомобили со специальными полуприцепами), прицепы и полуприцепы к автомобилям, мотоциклы (мотороллеры, мопеды), трактора, самоходные машины, подлежащие регистрации в органах Госинспекции безопасности дорожного движения и Госкомнадзора за техническим состоянием самоходных машин.
Согласно Положению о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 года № 1227, транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ).
Владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства [4].
Коммерческая эксплуатация – это эксплуатация транспортных средств в соответствии с условиями и целями договора аренды.
1. Аболонин, С.М. Бизнес-план автотранспортного предприятия [Текст] / С.М. Аболонин. - М.: Транспорт, 2008.
2. Волгин В.В. Автосервис. Организация, управление, анализ [Текст]. – М.: ИТК «Дашков и Ко », 2005.
3. Казаков, С.В. Автосервис: защита прав потребителей [Текст] / С.В. Казаков. – М.: ГроссМедиа, 2011.
4. Марков, О.Д. Автосервис: рынок, автомобиль, клиент [Текст] / О.Д. Марков. – М.: Транспорт, 2009.
5. Миротин, Л.Б. Управление автосервисом [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2004.
6. Хаксвер, К. Управление и организация в сфере услуг [Текст] / К. Хаксвер. СПб.: Питер, 2006.
7. Экономика автомобильного транспорта. А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г. Григорян и др. – Под ред. Г.А. Кононовой. Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 320 с. – (Высшее профессиональное образование).