ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность, цель, задачи и виды анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия 10
1.2 Источники информации анализа финансово-хозяйственной деятельности..15
1.3 Методы и методика анализа финансово- хозяйственной деятельности
предприятия 20
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ТЭФ «КАМАТРАНССЕРВИС»
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов и финансового состояния АО
"ТЭФ "КАМАтранссервис" 40
2.3 Анализ финансовых результатов АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" 65
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Определение проблем в финансово-хозяйственной деятельности АО «ТЭФ
«КАМАтранссервис» 75
3.2 Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий 78
3.3 Сравнение результатов деятельности предприятия до и после предложенных
мероприятий 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо грамотно им управлять. Грамотное управление определяется умением анализировать предприятие.
Базой для принятия управленческих решений и является анализ финансово-хозяйственной деятельности.
С её помощью вырабатывается тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Деятельностью каждого предприятия интересуется обширный круг участников рыночных отношений, которые заинтересованы в результатах его деятельности. Анализ предприятия проводится руководителями и соответствующими службами, так же учредителями и инвесторами с целью получения информации об эффективном использовании ресурсов, банками для решения вопроса о предоставлении кредита и определении степени риска, поставщиками для своевременного получения платежей и иными пользователями информации.
Актуальность данной темы в том что повышением эффективности финансово-хозяйственной деятельности заинтересовано любое предприятие. Все они нацелены на улучшение своей работы, своих показателей. Так же это способствует улучшению конкурентоспособности предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшим условием успешного управления.
Так же можно с уверенностью сказать что анализ финансово-хозяйственной деятельности занимает важную роль в системе его управления, с помощью анализа пользователи получают необходимые и более подробные данные о деятельности организации.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности АО "ТЭФ "КАМАтранссервис".
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- финансово-хозяйственный анализ АО "ТЭФ "КАМАтранссервис";
- выявление проблем на предприятии и разработка рекомендаций по их устранению.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает акционерное общество "Транспортно-экспедиционная фирма "КАМАтранссервис".
Предмет выпускной квалификационной работы - финансово-хозяйственная деятельность АО "ТЭФ "КАМАтранссервис".
Временной интервал исследования: 2014 - 2015 гг.
Состояние изученности проблемы. Необходимостью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимались многие ученые, такие как Савицкая Г.В, .Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Донцова Л.В., Бочаров В.В., Кибиткин А.И. и другие.
Практическая значимость дипломной работы состоит в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности АО "ТЭФ "КАМАтранссервис».
При написании дипломного проекта применялись следующие методы: анализ источников по теме дипломного проекта; проведение финансового анализа, сравнительный анализ, факторный анализ, логический подход к оценке экономических явлений, метод цепных подстановок, метод расчета показателей и др.
В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты по рассматриваемой теме, бухгалтерская отчетность АО "ТЭФ "КАМАтранссервис» (бухгалтерский баланс форма № 1, отчет о прибылях и убытках форма » 2,
приложение к бухгалтерскому балансу № 5, приложение к бухгалтерской
отчетности и другие).
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности АО "ТЭФ "КАМАтранссервис».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав.
В первой главе дипломной работы изложены теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь раскрывается содержание, понятие, сущность, цель, задачи и виды анализа, источники информации для анализа, представляется методы и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Вторая глава посвящена анализу эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия на базе данных АО "ТЭФ "КАМАтранссервис». Особое значение придается анализу финансового состояния и финансовых результатов предприятия.
В третьей главе содержатся предложения по повышению эффективности предприятия, а именно рекомендации по сокращению дебиторской задолженности и просроченной дебиторской задолженности.
В заключение работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщенно характеризовали основные ее моменты.
Можно отметить, что все задачи, поставленные в начале работы, достигнуты и раскрыты, таким образом были рассмотрены теоретические аспекты, проведен необходимый анализ на конкретном примере предприятия АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" и разработаны мероприятия по повышению эффективности данного предприятия.
Основную цель анализа можно достичь только при выполнении всех задач.
Основная цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе изучения всех видов деятельности, выявления наиболее важных характеристик и сторон деятельности предприятия и разработка мероприятий по повышению их эффективности.
В данной работе в первой главе изложены сущность, цель, задачи финансового анализа. Рассмотрены и изучены источники информации, в том числе частично и финансовая отчетность необходимая для анализа предприятия. Также рассмотрены основные методы и методики используемые при финансовом анализе.
В второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия, в который включены такие разделы, как анализ финансовой устойчивости, оценка ликвидности, анализ показателей рентабельности, оценка деловой активности. Сделан анализ использования трудовых ресурсов. Проанализированы финансовые результаты и рентабельность предприятия.
В результате анализа за рассматриваемый период с 2014 по 2015 годы в структуре актива баланса преобладают оборотные капитал, на долю которых в 2015 году приходилось почти 59%. За рассматриваемый период доля основного капитала предприятия увеличилась на 3,41%.
Наибольшую долю в структуре оборотных средств занимает дебиторская задолженность, на долю которой в 2015 году приходится 53,37%. Существует просроченная дебиторская задолженность перед покупателями и заказчиками на сумму 50892 тыс. руб.
За период 2014-2015 годы выручка от продажи услуг АО «ТЭФ
"КАМАтранссервис" увеличилась на 54328 тыс. руб. За этот же период
себестоимость проданных услуг, уменьшилась на 1,33%, или на 42497 тыс. рублей. В результате валовая прибыль увеличилась на 1,13% и составила 100225 тыс. рублей. Прибыль до налогообложения составила в 2015 году 4586 тыс. руб.
Основными главными мерилами эффективности работы организации является результативность, которая измеряется комплексом показателей: показателями деловой активности, экономическим эффектом (прибылью), экономической эффективностью (рентабельностью).
По итогам анализа деловой активности коэффициенты оборачиваемости активов, оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала увеличиваются, а период их оборачиваемости сокращается. К концу 2015 г. наблюдается положительная динамика объема оказанных услуг, с 2013 г. показатель вырос на 42,96%. В отчетном году план был перевыполнен в сумме по всем услугам.
Наблюдается рост рентабельности (по балансовой прибыли) производственной деятельности, продаж, капитала, собственного капитала.
Таким образом, проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что АО "ТЭФ" "КАМАтранссервис"» предприятие стабильно.
Третья глава представляет собой определение проблем на предприятии, рекомендации по данной проблеме и сравнение результатов до и после мероприятий.
В результате анализа выяснилось, что у предприятия существует просроченная дебиторская задолженность - 50892 тыс. руб. и ее темп роста составляет 103%. Доля просроченной дебиторской задолженности составляет 20,1%.
Поэтому в работе предлагаются рекомендации по сокращению просроченной дебиторской задолженности и предотвращению появление новой просроченной задолженности.
В работе для совершенствования системы управления дебиторской задолженностью рекомендуется воспользоваться методом спонтанного финансирования (метод скидок).
Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
Таким образом, в целях улучшения управления дебиторской задолженности на АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" необходимо порекомендовать:
- постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;
- рекомендуется воспользоваться методикой;
- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;
- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;
- разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;
- проводить политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;
- проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
1. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс / Бочаров В.В. - М.: ООО «Питер Пресс», 2011. - 240 с.
2. Володин А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. / Володин А.А. - 2-е изд - М.: Инфра-М, 2011 - 510 с.
3. Герасимов, Б.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие / Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Спиридонов С.П. и другие - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун¬та, 2011. - 160 с.
4. Гладковская Е.Н. Финансы : учебное пособие / Гладковская Е.Н. — Санкт- Петербург: Питер, 2012. — 312 с.
5. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. — 368 с.
6. Ивашкевич, В. Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. - М. : Бухгалтерский учет, 2013 - 192 с.
7. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера / Касьянова Г.Ю. - 7 изд., доп. - М.: АБАК, 2012. - 960 с.
8. Кибиткин А.И. Учет и анализ в коммерческой организации: учебное пособие/
А.И. Кибиткин, А.И.Дрождина, Е.В. Мухомедзянова, О.В. Скотаренко. - М.:
Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 368 с.
9. Когденко В.Г. Экономический анализ / Когденко В.Г. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.
10. Осмоловский В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Осмоловский В.В., Стражев В.И., Кравченко Л.И. и другие - Мн.: Выш. шк., 2012 - 168 с.
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Савицкая Г.В. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИГТО, 2012. — 367 с.
12. Симоненко Н.Н.. Финансовый менеджмент: учебное пособие. / Н.Н. Симоненко, А.В. Барчуков, П.Ю. Островский. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС,2012. - 122 с.
13. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Чечевицына Л.Н., Чечевицын К.В. 6-е изд., перераб. - М.: Феникс, 2013 - 368 с.
14. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: Учебное пособие / Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
15. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / Шеремет А.Д. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.
16. Клиновицкая Т.Г. Оценка финансовой устойчивости организации: [Электронный ресурс] // Институт экономики и права Ивана Кушнира. 2012. URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2009/1719.htm. (Дата обращения 23.05.2016).
17. Ликвидность баланса: [Электронный ресурс] // Бизнес-журнал Bizkiev. М., 2005-2016. URL: http://bizkiev.com/content/view/944/592. (Дата обращения 2.05.2016).
18. Финансовые коэффициенты: [Электронный ресурс] // Финансовый анализ. М., 1997-2016. URL: http://1fin.ru/?id=310. (Дата обращения 5.05.2016).
19. Энциклопедия производственного менеджера: [Электронный ресурс] // Деловой портал "Управление производством". М., 2010-2016. URL: http://www.up- pro.ru/encyclopedia/analiz-proizvoditelnosti. (Дата обращения 29.04.2016).
20. Бухгалтерский баланс АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" на 31 декабря 2015 г.
21. Отчет о финансовых результатах АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" за январь- декабрь 2015 г.
22. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" за 2015 г.
23. Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету АО "ТЭФ "КАМАтранссервис" за 2015 г.
24. Устав Акционерного общества «Транспортно -экспедиционной фирмы «КАМАтранссервис», 2015 г.