ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ РОК МУЗЫКИ 7
1.1. Формирование музыкальной культуры как педагогическая проблема ... 7
1.2. Потенциал рок-музыки в формировании музыкальной культуры
подростков 16
1.3. Методы формирования музыкальной культуры с помощью рок - музыки 25
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ РОК - МУЗЫКИ 42
2.1. Авторский комплекс занятий по теме «Рок - музыка» для старших
подростков 42
2.2. Формирующий эксперимент на базе МБОУ ДОД «Детская музыкальная
школа № 30» Советского района г. Казани 46
2.3. Итоги опытно - экспериментальной работы 58
Выводы по 2 главе 64
Заключение 67
Список литературы 70
Интернет источники 74
Актуальность исследования. Проблеме формирования музыкальной культуры человека издавна уделялось пристальное внимание. Еще в античные времена музыка занимала особое место в системе наук и была предметом исследования педагогов, эстетиков, психологов, музыкантов, а также находила отражение в трудах таких философов как Платон и Аристотель. Музыка считалась основным средством воспитания гармонично развитой личности. Подростковый возраст, особо восприимчив к музыке. В этот период формируются нравственные представления, ценностные ориентации, а также художественно - эстетические предпочтения, в том числе, и музыкальные вкусы. Поэтому необходимо отметить, что у подростков чрезвычайно высокий интерес к музыке, и именно она занимает ведущее положение в области их художественных предпочтений. Говоря о формировании музыкальной культуры подростков, важно понимать, что современная музыка, в особенности такое направление как поп - и рок - музыка, пользуются среди них широкой популярностью. Однако поп - и рок - музыка в программе дополнительного образования подростков встречается не часто, эпизодически. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что формирование музыкальной культуры подростков средствами рок - культуры не было предметом научного рассмотрения, методическая литература в этой области мало разработана.
Отсюда проблема формирования музыкальной культуры подростков средствами рок - музыки актуальна и злободневна.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования культуры рассматривалась в философии, психологии, педагогики и культурологии. Различные аспекты данной проблемы рассматривалась в исследованиях таких психологов как: А.В. Алешечкин, А. Дерягин, А.Т Маклаков, Л.В. Выготский, Л.В. Школяр, М.К. Романова и М.М. Бахтина и др.
Философские аспекты проблемы культуры рассматривалась в трудах М.С. Кагана «Философия культуры» [11], В.Л. Семенова « Массовая культура в современном мире» [21], В.С. Цукермана, С.С. Соковикова «Актуальные проблемы развития культуры» [33] и др.
Педагогические проблемы формирования культуры исследовались в трудах: Л. А. Рапацкой «Формирование музыкальной культуры» [26], Э. Б. Абдуллина «Методология педагогики музыкального образования» [3], Л.В. Школяра, Д.Б. Кабалевского «Детское образование в сфере искусства России» [35], и др. Также, существуют значимые для нашего исследования диссертации и статьи о рок культуре и ее влиянии на подростков: В.А. Гаврикова, В.В. Доронина, Г.Б. Власовой, Г.Ю. Квятковского, Т.Н. Невской, И.А. Чижовой, и др. Однако, вопросы формирования музыкальной культуры молодежи средствами рок - культуры в системе музыкального образования и воспитания до сих пор практически не рассматривались. Работ учебно - методического характера по формированию музыкальной культуры подростков средствами рок - культуры недостаточно.
Объект исследования - процесс формирования музыкальной культуры средствами рок - музыки.
Предмет исследования - методы формирования музыкальной культуры старших подростков средствами рок - музыки в учреждении дополнительного музыкального образования.
Цель исследования - проанализировать литературу по теории и практике формирования музыкальной культуры, выявить потенциал рок - музыки в формировании музыкальной культуры подростков, описать наиболее эффективные методы, приемы формирования музыкальной культуры, разработать авторский комплекс занятий по теме «Рок - музыка» и экспериментально проверить его в условиях системы дополнительного музыкального образования.
Гипотеза исследования - музыкальную культуру старших подростков можно формировать в системе дополнительного музыкального образования при условии:
- использования потенциала рок музыки в образовательном процессе;
- внедрения в учебный процесс разработанного Комплекса занятий с использованием рок - музыки.
Для достижения указанной цели в дипломной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть педагогические аспекты формирования музыкальной культуры и выявить потенциал рок музыки в формировании музыкальной культуры подростков.
2. Рассмотреть и проанализировать современные методы формирования музыкальной культуры.
3. Апробировать разработанный Комплекс занятий по теме «Рок - музыка» для старших подростков и описать результаты эксперимента.
Методы исследования - изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение за практикой работы МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 30» Советского района г. Казани, эксперимент и обобщение полученных результатов.
Методологической основой исследования стали научные работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии, теории и практики музыкального образования. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых:
1) Отечественные психологи: А.В. Алешечкин, А. Дерягин, А.Т Маклаков, Л.В. Выготский, Л.В. Школяр, М.К. Романова и М.М. Бахтина сформировали свои суждения на процесс духовного развития подростков;
2) Такие музыканты-педагоги как: Б.М. Теплов, В.В Медушевский, Э.Б. Абдулин и Ю.Б. Алиев составили методические рекомендации;
3) Также: А.Ф. Лосев, В.С. Уколова, Г.С. Тарасов, Д.Б. Кабалевский, И.В. Кадобнова, М.М. Бахтин, Н.Г. Тагильцева и др. создали работы, изучающие оценочные аспекты музыкального искусства.
Новизна исследования в том, что на основе анализа научной литературы, мы уточнили основные понятия исследуемой проблемы и дополнили их, разработали специальный комплекс занятий по теме «Рок музыка» для формирования музыкальной культуры старших подростков, который стал основой формирующего эксперимента.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского комплекса занятий по теме «Рок - музыка», направленного на развитие музыкальной культуры подростков. Данный комплекс занятий может быть использован в системе основного и дополнительного образования подростков.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 30» Советского района г. Казани. В эксперименте участвовало 20 подростков в возрасте от 13 до 16 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, интернет - приложений.
В ходе нашей работы был проведен анализ исследования в области формирования музыкальной культуры, благодаря которому мы выяснили, что музыкальная культура учащихся системы дополнительного музыкального образования это сложное интегральное качество, которое формируется в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально - ценностном отношении к музыке при наличии:
• знаний различных жанров, стилей и направлений музыки и умение ориентироваться в них;
• умений играть на музыкальных инструментах и владение певческим аппаратом;
Нами был рассмотрен подростковый возраст как наиболее сенситивный для развития музыкальной культуры, особенно средствами современной поп и рок - музыки. Так же был проведен анализ потенциала рок - музыки в формировании рок - культуры и выявлены позитивные и негативные тенденции рок - музыки. Благодаря анализу учебно-методической литературы по использованию рок - музыки в школьной практике, нами были выявлены наиболее эффективные формы и методы работы, влияющие на формирование музыкальной культуры старших подростков. Мы познакомили детей с историей рок - музыки и его жанрами.
У подростков понятие «современная музыка» ассоциируется с поп - и рок - культурой, поэтому данный Комплекс занятий создан именно для этого возраста. Во время освоения курса возможно применение как традиционных, так и прогрессивных форм и методов обучения.
Нами был создан авторский комплекс упражнений, предназначенный для развития музыкальной культуры старших подростков, а так же проведен эксперимент, результаты которого показали эффективность созданного комплекса упражнений.
Комплекс упражнений опирался на научные работы отечественных и зарубежных ученных в области педагогики и психологии, теории и практики музыкального образования.
Комплекс содержит в себе пять частей: история развития рок - музыки, занятия по основному музыкальному инструменту, занятия по вокалу, изучение теории музыки, а так же занятия в рок - группе.
Во время проведения комплексных занятий использовались различные методы, в ходе которых осуществлялись: беседы, рассказы, объяснения, лекции, показы, самостоятельные работы, дискуссии и др.
Эффективность комплекса была проверена в условиях педагогической практики в МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 30» Советского района г. Казани в течение 9ти месяцев периода с сентября по май. Все занятия по воспитанию музыкальной культуры старших подростков проходили в течение 45 минут.
Количество подростков принимавших участие в эксперименте составило 20 человек, среди которых были и мальчики, и девочки. Возраст детей составлял 13 - 16 лет.
Во время организации экспериментального исследования был разработан и внедрен комплекс занятий и использованы различные педагогические условия. К каждому ребенку был осуществлен индивидуальный подход, с учетом развитости музыкальных способностей. Так же дети были разделены на подгруппы по 4 - 5 человек, для коллективного разучивания и исполнения песен.
Для создания проекта работы осуществлялась проверка детей на отношение к современной музыке и уровня знания музыкальной культуры на начальном этапе работы. После чего был разработан Комплекс занятий, направленный на формирование музыкальной культуры на основе современного музыкального материала.
Программа формирования музыкальных способностей для детей старшего подросткового возраста средствами рок - музыки, состояла из четырех этапов: подготовительный, вводный (организационный), основной (творческий), заключительный.
В завершении нашей работы, был осуществлен повторный опрос знаний и умений подростков, накопленных за время эксперимента, и подведен итог, в результате которого был виден положительный результат. Если на начальном этапе больше половины учеников имели средний результат музыкальной культуры, то в конце проведенный работы, 95% учеников имели высокие показатели.
1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога - музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. Под редакцией Э. Б. Абдуллина - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 272 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
3. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под научн. ред. Э.Б. Абдуллина. Изд. 3-е. испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. - 272 с.
4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2000.- 336 с.
5. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие /
И.Ф.Демидова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
6. Дуранов М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина. Челябинск: ЧГАКИ, 2003.- 278 с.
7. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. д-ра пед. наук. М., 2009. -39 с.
8. Ермоленко О. В. «Современная музыка» экспериментальная программа для школ с углубленным изучением музыки// Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». - 2002. - № 6 . - с. 16-20.
9. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф.
Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. -216 с.
10. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. кол-во страниц — 204 с.
11. Кабилова, С. Ф. Рок - музыку на урок // Спец. выпуск журнала Музыка в школе - 2002. - № 6. - с. 21-27.
12. Каган, М.С. Философия культуры. Учебное пособие. г. Санкт-Петербург, 1996 г. кол-во страниц — 416 с.
13. Карпушина, Л.П. Теория и методика музыкального образования: программа и методические рекомендации / Л.П. Карпушина; Мордовский государственный педагогический институт - Саранск, 2000. - 60 с.
14. Костриков К.Н. Переходный период: философский и социокультурный анализ: моногр. / К.Н. Костриков, Н.В. Солнцев. - М.: Перспектива; Изд - во РГСУ, 2008. кол-во страниц — 195 с.
15. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
16. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - М.- 2001 год - 607с.
17. Малюков, А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков: учебное пособие / А.Н. Малюков - М.: Прометей, 1993. - 144 с.
18. Митина М. Л. Психология профессионального развития. М., 1998. - с. 48.
19. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. - с. 85.
20. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е.В. Орлова, 2008. Вып. 1.
21. Озеров, В. Ю. Поп - музыка, рок, джаз в педагогической теории и практике Германии // Спец. выпуск журнала Музыка в школе. - 2001. - № 5. - с. 57-67.
22. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высш. образование, 2006. - 432 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 13с.
24. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с.
25. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.Л.
Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие. М.:
Академия, 1998. — 240 с.
26. Рапацкая, Л.А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник Международной Академии наук (русская секция). 2007. № 1.
27. Рапацкая, Л.А. Формирование музыкальной культуры: учебное пособие. / Л.А. Рапацкая. - М.:Прометей, 1993. - 270 с.
28. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991
29. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность /
В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. М. : Магистр, 1997. - 49 с.
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985. - Т 1 кол-во страниц — 379 с.
31. Троицкий, А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... /А. Троицкий. - М., 1990.
32. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании /
А.П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - № 2.
33. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд. М., 1994. кол-во страниц — 320 с.
34. Царев Д.В. Формирование исполнительских компетенций студентов в системе профессионального музыкального образования: проблемы и пути решения / Д.В. Царев, Е.А. Ануфриев // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр. - Вып. X. - М.: РГСУ, 2015. - С.133 - 138.
35. Цукерман В.С., Соковиков С.С. Актуальные проблемы развития культуры. - Челябинск, 1990.
36. Цыгарелли Ю.А. Психология Музыкально исполнительской
деятельности: учебное пособие // Изд-во СПБ 2008. - 212 с.
37. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998.
38. Школяр, Л.В., Кабалевский, Д.Б. Детское образование в сфере искусства России: учебное пособие. М., 2005 кол-во страниц — 148 с.
39. Шостак, Г. В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Киев: Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, 1996. кол-во страниц — 256 с.
Интернет источники
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org
2. Знаменитые школы рока России [Электронный ресурс]. URL: http: //www. musicantam. com
3. Интересные факты [Электронный ресурс]. URL:http://interest-news.com
4. Мир психологии [Электронный ресурс]. URL:http: //www.psyworld.ru
5. Школа Рока «The Road» [Электронный ресурс]. URL: http://rockshkola.ru
6. B2R Bach To Rock America’s music school [Электронный ресурс]. URL: https://bethesda.b2rmusic.com
7. Meta-Music.ru[Электронный ресурс]. URL:http: //meta-music.ru
8. MigNews [Электронный ресурс]. URL:http ://mi gnews. com
9. REF db. ru [Электронный ре сурс]. URL:http://refdb.ru