Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основы обучения школьников игре на блокфлейте
1.1. Инструментальное музицирование как вид учебной
деятельности школьников на уроке музыки
1.2. Блокфлейта как музыкальный инструмент: конструктивные
особенности, тембровые и технические возможности
1.3. Обзор школ, хрестоматий и программ обучения игре на
блокфлейте
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Методика обучения игре на блокфлейте на уроке музыки в школе
2.1. Адаптированная программа обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе
2.2. Этапы работы над произведениями для блокфлейты на
уроке музыки
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Литература 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Инструментальное музицирование - один из любимых школьниками видов музыкальной деятельности, приобщающий к ценностям мировой и отечественной культуры. Игра на музыкальных инструментах развивает интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные навыки, способствует духовному обогащению школьников. Осваивая музыкальные инструменты, учащиеся становятся более дисциплинированными, ответственными, и в то же время самостоятельными, раскрепощенными. В процессе коллективного музицирования совершенствуются чувство ритма, мелодический слух, музыкальная память и творческое воображение. Тем самым инструментальное музицирование опосредованно влияет на формирование креативной личности, в которой нуждается современное общество.
Игра на музыкальных инструментах получила широкое распространение в системе дополнительного музыкального образования, где практикуются как сольные, ансамблевые, так и оркестровые формы исполнения. В общеобразовательных школах инструментальное музицирование не находит повсеместного применения, хотя признано учеными одним из основных видов музыкально-исполнительской деятельности на уроках музыки в школе. Связано это с тем, что урок музыки в России традиционно ориентирован в большей степени на вокально-хоровое творчество. Однако в последние годы возникают попытки учесть опыт зарубежных педагогов-музыкантов и прежде всего Карла Орфа, что повышает интерес к этой сфере исполнительства.
Среди элементарных музыкальных инструментов особая роль отводится блокфлейте как мелодическому инструменту, простому в освоении, но способному выразить широкий диапазон чувств и эмоций, передать разнообразное художественное содержание. Преподаватели музыки, решившиеся обучать детей игре на блокфлейте, сталкиваются с целым рядом организационных и методических сложностей, остро ощущают недостаток нотного материала. Попытка восполнить этот пробел, а также противоречие между теорией музыкального образования и реальной педагогической практикой обусловила постановку проблемы исследования.
Степень изученности проблемы. Вопросам инструментального музицирования уделяли внимание еще в 1920-х годах такие отечественные ученые, как Б.В. Асафьев, Л.А. Бороздинова, Б.Л. Яворский. Они рассмотрели игру на музыкальных инструментах с научной и педагогической точки зрения, обосновали важность и необходимость этого вида деятельности. Ценный вклад в методику элементарного ансамблевого музицирования внес немецкий композитор и педагог Карл Орф в своем моноготомном «Шульверке», переведенном на русский язык В.А.Жилиным [32]. Идеи Орфа продолжила Т.Э. Тютюнникова в пособиях, основанных на отечественном музыкальном материале [44]. Инструментальное музицирование находит отражение в программе по музыке, подготовленной под руководством Д.Б. Кабалевского [26]. Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. обосновали инструментальное музицирование как основной вид музыкальной деятельности на уроках музыки в школе [15]. Э.Б. Абдуллин рассматривает игру на музыкальных инструментах в теоретическом и практическом аспектах, разбирает исполнительские навыки [1]. Сергеева Г.П. разработала методические рекомендации по организации музыкально-инструментальной деятельности учащихся на уроке музыки [40]; О.А. Апраксина рассмотрела инструментальное музицирование во внеклассной деятельности [3]. Арисменди А.Л, Бублей С.П., Ветлугина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Кенеман А.В., Кононова Н.Г., Лаптев И. Г., М.А. Метлов, Радынова О.П. исследовали эту проблему с позиции дошкольного образования, подробно описали особенности и специфику игры на детских музыкальных инструментах. Осеннева М.С. и Безбородова Л.А. предложили использование русских народных инструментов для коллективного музицирования младших школьников в условиях общего образования, уделив внимание индивидуальным занятиям. Лаптев И.Г. разработал методику обучения инструментальному музицированию младших школьников, охватывающую все группы элементарных инструментов. Б. Тихонов рассмотрел самодеятельное народно-инструментальное исполнительство в школе. Отдельного упоминания заслуживают работы И.Ф. Пушечникова «Школа игры на блокфлейте» и Э.Я. Смеловой «Свирель поёт», где предложено цифровое обозначение количества закрываемых отверстий. Несмотря на широкий корпус работ по инструментальному музицированию, ни одна из них не раскрывает методику обучения игре на блокфлейте в условиях урока музыки в школе.
Цель исследования - рассмотреть методические аспекты обучения игре на блокфлейте на уроках музыки в школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть инструментальное музицирование как вид учебной деятельности школьников на уроке музыки;
-охарактеризовать конструктивные особенности, тембровые и технические возможности блокфлейты,;
- на основе изучения имеющихся методических материалов предложить адаптированную программу обучения игре на блокфлейте;
-разобрать этапы работы над произведениями для блокфлейты на уроке музыки.
Объект исследования - музыкальное образование школьников.
Предмет исследования - содержание и приемы обучения коллективной игре на блокфлейте на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методологической базой исследования стали руководства по игре на блокфлейте и свирели И.Ф. Пушечникова, Э.Я. Смеловой, В.А. Леонова; музыкально-педагогические труды по организации инструментального музицирования младших школьников Г.П. Сергеевой, М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, И.Г. Лаптева.
В работе были использованы теоретические (анализ научно-педагогической и методической литературы) и практические методы исследования: наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ специальной и методической литературы, педагогическое наблюдение, что позволило обосновать проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, разработка программы по организации обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе, составление нотного пособия.
3) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в разработке системы цифровой записи музыкальных произведений для блокфлейты на начальном этапе обучения и составлении адаптированной программы для 1-4 классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные программа и сборник пьес для блокфлейты могут быть использованы учителями музыки в общеобразовательных школах.
Базой исследования служила средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка г. Казани.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, обоснована актуальность работы, ее новизна, практическая значимость, осуществлен обзор литературы по теме.
Первая глава раскрывает значение инструментального музицирования на уроках музыки в школе, особенности блокфлейты как инструмента, содержит обзор программ и нотных сборников для обучения на блокфлейте.
Вторая глава содержит авторскую программу обучения игре на блокфлейте с детальным разбором музыкальных произведений.
В заключении подводятся итоги работы.
В приложении представлен сборник пьес «Школьница блокфлейта».
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Инструментальное музицирование в общеобразовательной школе - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах, направленный на развитие музыкальных способностей. Наиболее доступным для детей способом инструментального музицирования является имитация - точное воспроизведение текста, воспринимаемого на слух. Следующий этап - интерпретация, предполагающая смысловое видоизменение заданного, творческую свободу.
В инструментальном музицировании на уроках музыки в общеобразовательной школе широко используется блокфлейта, имеющая хроматический звукоряд.
Среди методических материалов по обучению игре на блокфлейте выделяются:
- «Азбука начинающего блокфлейтиста» И.Ф. Пушечникова;
- «Блокфлейта: школа игры для начинающих» А.Ю. Кискачи;
- Хрестоматия для блокфлейты И.Ф. Оленчика;
- Программа И.В. Лебедева, предполагающая двух-трёхгодичное обучение с 6-7-ми лет;
-семимесячная программа ознакомительного уровня художественной направленности для детей 3-7 лет Е.Н. Андреяновой;
- самоучитель игры на блокфлейте сопрано для детей и взрослых и школьного Б.А. Мальцева.
Однако процесс обучения игре на блокфлейте в условиях общеобразовательной школы не освещен ни в одном из трудов.
Нами была разработана адаптированная программа обучения на блокфлейте для 1-4 классов в условиях урока музыки общеобразовательной школы. Срок реализации программы составляет 4 года,1 раз в неделю по 10¬15 минут от времени урока. Предусмотрена коллективная форма занятий.
Программа предполагает освоение учащимися аппликатуры, изначально посредством цифровой записи нот, затем по традиционной нотной записи. При составлении программы был учтен хрестоматийный репертуар и составлен сборник пьес.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Андреянова, Е.Н. Программа обучения дошкольников игре на блокфлейте / Е.Н. Андреянова [Электронный источник] // URL: http://sch1363uv.mskobr.ru/files/obuchenie_doshkol_nikov_igre_na_blokflejte.pdf(дата обращения 10.02.2016)
3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе:
учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О.А. Апраксина. - М.:
Просвещение, 1983. - 224 с.
4. Арисменди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание: пер. с исп. / А.Л. Арисменди; общ. ред. М. Шуаре; вст. статья Ю.В. Ванникова; послеслов. Л.И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М.: Прогресс, 1989. - 176 с.
5. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. - 142 с.
6. Батыркаева, Л.М. Звонче пой, соловушка. Песни для детей / Л.М. Батыркаева. - Казань: ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2000. - 148 с.
7. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
8. Березин, В.В. История исполнительства на духовых инструментах в музыкально-теоретическом цикле Московской консерватории / В.В. Березин. - М.: ООО Издательство Научтехлитиздат, 2015. - 30 с.
9. Бочаров, Ю.С. Мастера старинной музыки: справочно¬
энциклопедическое издание / Ю.С. Бочаров. - М.: Гелиос, 2005. - 352 с.
10. Бублей, С.П. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / С.П. Бублей. - Л.: Музыка, 1983. - 104 с.
11. Ванина, С.В. Овладение элементарными умениями и навыками
игры на блокфлейте: программа дополнительного образования / С.В. Ванина [Электронный источник] // URL: https:ZZdrive.google.com/fileZd/0B-
tvEIMZ30yOTjdhVm5udzhTUjg/view?pref=2&pli=1 (дата обращения
10.02.2016)
12. Веселые уроки музыки в школе и дома /авт.-сост. З.Н. Бугаева. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 383 с.
13. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 255 с.
14. Газарян, С.А. В мире музыкальных инструментов: кн. для учащихся ст. классов / С.А. Газарян. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
15. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
16. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
17. Иванов, В.Д. Словарь музыканта-духовика / В.Д. Иванов. - М.: Музыка, 2007. - 128 с.
18. Кискачи, А.Ю. Блокфлейта: школа игры для начинающих / А.Ю. Кискачи. — СПб.: Композитор, 2009. — 64 с.
19. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
20. Лаптев, И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. для учителя / И.Г. Лаптев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
21. Лебедев, И.В. Рабочая программа для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ) «Музыкальный инструмент (блокфлейта)» / И.В. Лебедев [Электронный источник] // URL: http://dshi-6.ru/metodika/lebelev_blokfl.html(дата обращения 17.04.2016)
22. Леонов, В.А. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие / В.А. Леонов - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. — 346 с.
23. Лукина, Е.В. Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования: дис. .канд. пед. наук / Е.В. Лукина. - М.: Пед. ун-т Ком. Образования Правительства Москвы, 2008. - 364 с.
24. Мальцев, Б.А. Школа игры на блокфлейте: учебное пособие / Б.А. Мальцев. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. - 48 с.
25. Музыка 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2004. - 90 с.
26. Музыка. 1-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / под рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2006. - 224с.
27. Музыкальное воспитание в школе: сб. статей вып. 12. / еост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1997. - 207 с.
28. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя/Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; науч. Рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. - 140 с.
29. Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В. Лихач. - Минск: ООО «Попурри», 2001. - 320 с.
30. Музыка: Энциклопедия / под ред. Г.В. Келдыш. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.
31. Оленчик, И.Ф. Хрестоматия для блокфлейты / И.Ф. Оленчик. - М.: Современная музыка, 2002. - 179 с.
32. Орф, К. Музыка для детей: русскоязыч. версия. Т. 1 / К. Орф; сост. В. Жилин, О. Леонтьева. - Челябинск: MPI; Mainz: Schott, 2008. - 80 с.
33. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 368 с.
34. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Магнитогорск: «Современное слово», 2005. - 720 с.
35. Попов, В.С. Неизвестное об известном музыкальном термине «амбушюр» (из педагогической практики): научная статья / В.С. Попов. - М.: ФГБОУ ВПО МПГУ, 2013. - 138 с.
36. Праслова, З.Г. Игра на детских музыкальных инструментах. Статья / З.Г. Праслова // Музыкальная палитра. - 2012. - № 1. - 1-3с.
37. Пушечников, И.Ф. Азбука начинающего блокфлейтиста / И.Ф. Пушечников. - М.: Музыка, 2007. - 56 с.
38. Радынова, О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. / О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Коммисарова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 176 с.
39. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
40. Руткевич, С.А. Современные способы расширения
выразительных возможностей духовых инструментов: науч. статья / С.А. Руткевич Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. - 58 с.
41. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания
начальной школе: учеб. пособие для студ. / Г.П. Сергеева. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 128 с.
42. Сухачева, Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста: диссертация / Э.А. Сухачева. - Воронеж: Научная электронная библиотека, 2009, - 165 с.
43. Смелова, Э. Я. Свирель поет. / Э.Я. Смелова. - М.: АПН, 1992. -
16 с.
44. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия: Кн. для муз. пед. общеобр. шк. / Т. Э.Тютюнникова. - М.:Либроком, 2010. - 264 с.
45. Фрай, С.Д. Неполная и окончательная история классической музыки. Роман / С.Д. Фрай. - М.: Фантом пресс, 2008. - 544 с.
46. Франк, Б.В. Музыкальные инструменты / Б.В. Франк, пер. с нем. А.Е. Ванюшина. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 48 с.
47. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания
48. Холопов, Ю.Н. Диатоника. Большая российская энциклопедия / Ю.Н. Холопов. - Ростов-на-Дону: РГК, 2007. - 721 с.
49. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительское искусство. Теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.: Музыка, 2001. - 345 с.
50. Юрисалу, Х.А. 24 урока на блокфлейте. Упражнения и пояснения для начинающих / Х.А. Юрисалу. - СПб.: изд. «Композитор», 1998, - 54 с.
51. Nicholas, J. C. New flutes document the earliest musical tradition in southwestern Germany / J. C. Nicholas, M. Maria, S.C. Munzel. - G.: Macmillan Publishers Limited. All rights reserved, 2009. - 4 p.
52. Murray, D.C. Musical Instruments: History, Technology, and Performance of Instruments of Western Music / D.C. Murray. - O.: Oxford University Press, 2004. - 122 p.