МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БЛОКФЛЕЙТЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основы обучения школьников игре на блокфлейте
1.1. Инструментальное музицирование как вид учебной
деятельности школьников на уроке музыки
1.2. Блокфлейта как музыкальный инструмент: конструктивные
особенности, тембровые и технические возможности
1.3. Обзор школ, хрестоматий и программ обучения игре на
блокфлейте
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Методика обучения игре на блокфлейте на уроке музыки в школе
2.1. Адаптированная программа обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе
2.2. Этапы работы над произведениями для блокфлейты на
уроке музыки
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Литература 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Историко-теоретические основы обучения школьников игре на блокфлейте
1.1. Инструментальное музицирование как вид учебной
деятельности школьников на уроке музыки
1.2. Блокфлейта как музыкальный инструмент: конструктивные
особенности, тембровые и технические возможности
1.3. Обзор школ, хрестоматий и программ обучения игре на
блокфлейте
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Методика обучения игре на блокфлейте на уроке музыки в школе
2.1. Адаптированная программа обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе
2.2. Этапы работы над произведениями для блокфлейты на
уроке музыки
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Литература 56
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность. Инструментальное музицирование - один из любимых школьниками видов музыкальной деятельности, приобщающий к ценностям мировой и отечественной культуры. Игра на музыкальных инструментах развивает интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные навыки, способствует духовному обогащению школьников. Осваивая музыкальные инструменты, учащиеся становятся более дисциплинированными, ответственными, и в то же время самостоятельными, раскрепощенными. В процессе коллективного музицирования совершенствуются чувство ритма, мелодический слух, музыкальная память и творческое воображение. Тем самым инструментальное музицирование опосредованно влияет на формирование креативной личности, в которой нуждается современное общество.
Игра на музыкальных инструментах получила широкое распространение в системе дополнительного музыкального образования, где практикуются как сольные, ансамблевые, так и оркестровые формы исполнения. В общеобразовательных школах инструментальное музицирование не находит повсеместного применения, хотя признано учеными одним из основных видов музыкально-исполнительской деятельности на уроках музыки в школе. Связано это с тем, что урок музыки в России традиционно ориентирован в большей степени на вокально-хоровое творчество. Однако в последние годы возникают попытки учесть опыт зарубежных педагогов-музыкантов и прежде всего Карла Орфа, что повышает интерес к этой сфере исполнительства.
Среди элементарных музыкальных инструментов особая роль отводится блокфлейте как мелодическому инструменту, простому в освоении, но способному выразить широкий диапазон чувств и эмоций, передать разнообразное художественное содержание. Преподаватели музыки, решившиеся обучать детей игре на блокфлейте, сталкиваются с целым рядом организационных и методических сложностей, остро ощущают недостаток нотного материала. Попытка восполнить этот пробел, а также противоречие между теорией музыкального образования и реальной педагогической практикой обусловила постановку проблемы исследования.
Степень изученности проблемы. Вопросам инструментального музицирования уделяли внимание еще в 1920-х годах такие отечественные ученые, как Б.В. Асафьев, Л.А. Бороздинова, Б.Л. Яворский. Они рассмотрели игру на музыкальных инструментах с научной и педагогической точки зрения, обосновали важность и необходимость этого вида деятельности. Ценный вклад в методику элементарного ансамблевого музицирования внес немецкий композитор и педагог Карл Орф в своем моноготомном «Шульверке», переведенном на русский язык В.А.Жилиным [32]. Идеи Орфа продолжила Т.Э. Тютюнникова в пособиях, основанных на отечественном музыкальном материале [44]. Инструментальное музицирование находит отражение в программе по музыке, подготовленной под руководством Д.Б. Кабалевского [26]. Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. обосновали инструментальное музицирование как основной вид музыкальной деятельности на уроках музыки в школе [15]. Э.Б. Абдуллин рассматривает игру на музыкальных инструментах в теоретическом и практическом аспектах, разбирает исполнительские навыки [1]. Сергеева Г.П. разработала методические рекомендации по организации музыкально-инструментальной деятельности учащихся на уроке музыки [40]; О.А. Апраксина рассмотрела инструментальное музицирование во внеклассной деятельности [3]. Арисменди А.Л, Бублей С.П., Ветлугина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Кенеман А.В., Кононова Н.Г., Лаптев И. Г., М.А. Метлов, Радынова О.П. исследовали эту проблему с позиции дошкольного образования, подробно описали особенности и специфику игры на детских музыкальных инструментах. Осеннева М.С. и Безбородова Л.А. предложили использование русских народных инструментов для коллективного музицирования младших школьников в условиях общего образования, уделив внимание индивидуальным занятиям. Лаптев И.Г. разработал методику обучения инструментальному музицированию младших школьников, охватывающую все группы элементарных инструментов. Б. Тихонов рассмотрел самодеятельное народно-инструментальное исполнительство в школе. Отдельного упоминания заслуживают работы И.Ф. Пушечникова «Школа игры на блокфлейте» и Э.Я. Смеловой «Свирель поёт», где предложено цифровое обозначение количества закрываемых отверстий. Несмотря на широкий корпус работ по инструментальному музицированию, ни одна из них не раскрывает методику обучения игре на блокфлейте в условиях урока музыки в школе.
Цель исследования - рассмотреть методические аспекты обучения игре на блокфлейте на уроках музыки в школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть инструментальное музицирование как вид учебной деятельности школьников на уроке музыки;
-охарактеризовать конструктивные особенности, тембровые и технические возможности блокфлейты,;
- на основе изучения имеющихся методических материалов предложить адаптированную программу обучения игре на блокфлейте;
-разобрать этапы работы над произведениями для блокфлейты на уроке музыки.
Объект исследования - музыкальное образование школьников.
Предмет исследования - содержание и приемы обучения коллективной игре на блокфлейте на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методологической базой исследования стали руководства по игре на блокфлейте и свирели И.Ф. Пушечникова, Э.Я. Смеловой, В.А. Леонова; музыкально-педагогические труды по организации инструментального музицирования младших школьников Г.П. Сергеевой, М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, И.Г. Лаптева.
В работе были использованы теоретические (анализ научно-педагогической и методической литературы) и практические методы исследования: наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ специальной и методической литературы, педагогическое наблюдение, что позволило обосновать проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, разработка программы по организации обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе, составление нотного пособия.
3) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в разработке системы цифровой записи музыкальных произведений для блокфлейты на начальном этапе обучения и составлении адаптированной программы для 1-4 классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные программа и сборник пьес для блокфлейты могут быть использованы учителями музыки в общеобразовательных школах.
Базой исследования служила средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка г. Казани.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, обоснована актуальность работы, ее новизна, практическая значимость, осуществлен обзор литературы по теме.
Первая глава раскрывает значение инструментального музицирования на уроках музыки в школе, особенности блокфлейты как инструмента, содержит обзор программ и нотных сборников для обучения на блокфлейте.
Вторая глава содержит авторскую программу обучения игре на блокфлейте с детальным разбором музыкальных произведений.
В заключении подводятся итоги работы.
В приложении представлен сборник пьес «Школьница блокфлейта».
Игра на музыкальных инструментах получила широкое распространение в системе дополнительного музыкального образования, где практикуются как сольные, ансамблевые, так и оркестровые формы исполнения. В общеобразовательных школах инструментальное музицирование не находит повсеместного применения, хотя признано учеными одним из основных видов музыкально-исполнительской деятельности на уроках музыки в школе. Связано это с тем, что урок музыки в России традиционно ориентирован в большей степени на вокально-хоровое творчество. Однако в последние годы возникают попытки учесть опыт зарубежных педагогов-музыкантов и прежде всего Карла Орфа, что повышает интерес к этой сфере исполнительства.
Среди элементарных музыкальных инструментов особая роль отводится блокфлейте как мелодическому инструменту, простому в освоении, но способному выразить широкий диапазон чувств и эмоций, передать разнообразное художественное содержание. Преподаватели музыки, решившиеся обучать детей игре на блокфлейте, сталкиваются с целым рядом организационных и методических сложностей, остро ощущают недостаток нотного материала. Попытка восполнить этот пробел, а также противоречие между теорией музыкального образования и реальной педагогической практикой обусловила постановку проблемы исследования.
Степень изученности проблемы. Вопросам инструментального музицирования уделяли внимание еще в 1920-х годах такие отечественные ученые, как Б.В. Асафьев, Л.А. Бороздинова, Б.Л. Яворский. Они рассмотрели игру на музыкальных инструментах с научной и педагогической точки зрения, обосновали важность и необходимость этого вида деятельности. Ценный вклад в методику элементарного ансамблевого музицирования внес немецкий композитор и педагог Карл Орф в своем моноготомном «Шульверке», переведенном на русский язык В.А.Жилиным [32]. Идеи Орфа продолжила Т.Э. Тютюнникова в пособиях, основанных на отечественном музыкальном материале [44]. Инструментальное музицирование находит отражение в программе по музыке, подготовленной под руководством Д.Б. Кабалевского [26]. Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. обосновали инструментальное музицирование как основной вид музыкальной деятельности на уроках музыки в школе [15]. Э.Б. Абдуллин рассматривает игру на музыкальных инструментах в теоретическом и практическом аспектах, разбирает исполнительские навыки [1]. Сергеева Г.П. разработала методические рекомендации по организации музыкально-инструментальной деятельности учащихся на уроке музыки [40]; О.А. Апраксина рассмотрела инструментальное музицирование во внеклассной деятельности [3]. Арисменди А.Л, Бублей С.П., Ветлугина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Кенеман А.В., Кононова Н.Г., Лаптев И. Г., М.А. Метлов, Радынова О.П. исследовали эту проблему с позиции дошкольного образования, подробно описали особенности и специфику игры на детских музыкальных инструментах. Осеннева М.С. и Безбородова Л.А. предложили использование русских народных инструментов для коллективного музицирования младших школьников в условиях общего образования, уделив внимание индивидуальным занятиям. Лаптев И.Г. разработал методику обучения инструментальному музицированию младших школьников, охватывающую все группы элементарных инструментов. Б. Тихонов рассмотрел самодеятельное народно-инструментальное исполнительство в школе. Отдельного упоминания заслуживают работы И.Ф. Пушечникова «Школа игры на блокфлейте» и Э.Я. Смеловой «Свирель поёт», где предложено цифровое обозначение количества закрываемых отверстий. Несмотря на широкий корпус работ по инструментальному музицированию, ни одна из них не раскрывает методику обучения игре на блокфлейте в условиях урока музыки в школе.
Цель исследования - рассмотреть методические аспекты обучения игре на блокфлейте на уроках музыки в школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть инструментальное музицирование как вид учебной деятельности школьников на уроке музыки;
-охарактеризовать конструктивные особенности, тембровые и технические возможности блокфлейты,;
- на основе изучения имеющихся методических материалов предложить адаптированную программу обучения игре на блокфлейте;
-разобрать этапы работы над произведениями для блокфлейты на уроке музыки.
Объект исследования - музыкальное образование школьников.
Предмет исследования - содержание и приемы обучения коллективной игре на блокфлейте на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методологической базой исследования стали руководства по игре на блокфлейте и свирели И.Ф. Пушечникова, Э.Я. Смеловой, В.А. Леонова; музыкально-педагогические труды по организации инструментального музицирования младших школьников Г.П. Сергеевой, М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, И.Г. Лаптева.
В работе были использованы теоретические (анализ научно-педагогической и методической литературы) и практические методы исследования: наблюдение, обобщение собственного педагогического опыта.
Исследование осуществлялось в следующие этапы:
1) теоретический анализ специальной и методической литературы, педагогическое наблюдение, что позволило обосновать проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования;
2) систематизация теоретического и накопленного эмпирического опыта в аспекте поставленной проблемы, разработка программы по организации обучения игре на блокфлейте в общеобразовательной школе, составление нотного пособия.
3) завершение оформления текста выпускной квалификационной работы, подведение итогов исследования.
Новизна исследования состоит в разработке системы цифровой записи музыкальных произведений для блокфлейты на начальном этапе обучения и составлении адаптированной программы для 1-4 классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные программа и сборник пьес для блокфлейты могут быть использованы учителями музыки в общеобразовательных школах.
Базой исследования служила средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка г. Казани.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, обоснована актуальность работы, ее новизна, практическая значимость, осуществлен обзор литературы по теме.
Первая глава раскрывает значение инструментального музицирования на уроках музыки в школе, особенности блокфлейты как инструмента, содержит обзор программ и нотных сборников для обучения на блокфлейте.
Вторая глава содержит авторскую программу обучения игре на блокфлейте с детальным разбором музыкальных произведений.
В заключении подводятся итоги работы.
В приложении представлен сборник пьес «Школьница блокфлейта».
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Инструментальное музицирование в общеобразовательной школе - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах, направленный на развитие музыкальных способностей. Наиболее доступным для детей способом инструментального музицирования является имитация - точное воспроизведение текста, воспринимаемого на слух. Следующий этап - интерпретация, предполагающая смысловое видоизменение заданного, творческую свободу.
В инструментальном музицировании на уроках музыки в общеобразовательной школе широко используется блокфлейта, имеющая хроматический звукоряд.
Среди методических материалов по обучению игре на блокфлейте выделяются:
- «Азбука начинающего блокфлейтиста» И.Ф. Пушечникова;
- «Блокфлейта: школа игры для начинающих» А.Ю. Кискачи;
- Хрестоматия для блокфлейты И.Ф. Оленчика;
- Программа И.В. Лебедева, предполагающая двух-трёхгодичное обучение с 6-7-ми лет;
-семимесячная программа ознакомительного уровня художественной направленности для детей 3-7 лет Е.Н. Андреяновой;
- самоучитель игры на блокфлейте сопрано для детей и взрослых и школьного Б.А. Мальцева.
Однако процесс обучения игре на блокфлейте в условиях общеобразовательной школы не освещен ни в одном из трудов.
Нами была разработана адаптированная программа обучения на блокфлейте для 1-4 классов в условиях урока музыки общеобразовательной школы. Срок реализации программы составляет 4 года,1 раз в неделю по 10¬15 минут от времени урока. Предусмотрена коллективная форма занятий.
Программа предполагает освоение учащимися аппликатуры, изначально посредством цифровой записи нот, затем по традиционной нотной записи. При составлении программы был учтен хрестоматийный репертуар и составлен сборник пьес.
Инструментальное музицирование в общеобразовательной школе - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах, направленный на развитие музыкальных способностей. Наиболее доступным для детей способом инструментального музицирования является имитация - точное воспроизведение текста, воспринимаемого на слух. Следующий этап - интерпретация, предполагающая смысловое видоизменение заданного, творческую свободу.
В инструментальном музицировании на уроках музыки в общеобразовательной школе широко используется блокфлейта, имеющая хроматический звукоряд.
Среди методических материалов по обучению игре на блокфлейте выделяются:
- «Азбука начинающего блокфлейтиста» И.Ф. Пушечникова;
- «Блокфлейта: школа игры для начинающих» А.Ю. Кискачи;
- Хрестоматия для блокфлейты И.Ф. Оленчика;
- Программа И.В. Лебедева, предполагающая двух-трёхгодичное обучение с 6-7-ми лет;
-семимесячная программа ознакомительного уровня художественной направленности для детей 3-7 лет Е.Н. Андреяновой;
- самоучитель игры на блокфлейте сопрано для детей и взрослых и школьного Б.А. Мальцева.
Однако процесс обучения игре на блокфлейте в условиях общеобразовательной школы не освещен ни в одном из трудов.
Нами была разработана адаптированная программа обучения на блокфлейте для 1-4 классов в условиях урока музыки общеобразовательной школы. Срок реализации программы составляет 4 года,1 раз в неделю по 10¬15 минут от времени урока. Предусмотрена коллективная форма занятий.
Программа предполагает освоение учащимися аппликатуры, изначально посредством цифровой записи нот, затем по традиционной нотной записи. При составлении программы был учтен хрестоматийный репертуар и составлен сборник пьес.
Подобные работы
- Личностно-ориентированный подход к работе над
художественным репертуаром с учащимися класса флейты детской музыкальной школы (на основе работ Ж.Пиаже)
Дипломные работы, ВКР, музыка. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



